Тема:. Рассказ «Тоска»

Обзор материала

Обзор материала

Урок "А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" представляет собой урок комплексного применения знаний. На нем я применяю элементы технологии сотрудничества и групповой технологии, личностно-ориентированной и исследовательской.

Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения его идейного звучания.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста;

Развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам

Средства обучения: текст рассказа А.П.Чехова «Тоска», портрет писателя, учебная презентация

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация познавательной деятельности:

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (слайд2)

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня. Для этого начнем с вами со знакомства творческого пути А.П.Чехова., с которым нас познакомит 3группа учащихся

I. Индивидуальное сообщение о творчестве А.П.Чехова

II. Знакомство с темой урока. (слайд 1)

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 3)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану (слайд 4)

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?. У 2-ой группы лежат словари, раскройте нам это понятие- «тоска»

(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Учитель: А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа. С ней нас познакомит 1-ая группа учащихся:

(слайд 6) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

Учитель: зачитывает: слайд 7)

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа (слайд 8)

Учитель: фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9) В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Учитель: ребята, вот теперь давайте попробуем поразмышлять, в чем заключается конфликт рассказа? (Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира). (слайд 10)

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

6. Роль художественной детали (слайд 11)

Учитель: среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь -лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.

7. Индивидуальная работа по карточкам в группах.

Инструкция.

Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Дополнительное задание всем группам

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Ионы к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная). Прокомментируйте.

Учитель: Прочитайте выразительно последнее предложение. Как вы объясните многоточие? (Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать)

В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием.. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Приложения

Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» - извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.

Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого маленького человека нет никакого дела.

Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека - сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.

И вроде бы вот он выход - рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?

Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.

Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.

Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…

Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе

Рассказ «Тоска»: аудиокнига

Рассказ «Тоска» по праву считается вершиной, покоренной мастерством Чехова. Тонкий лиризм и гнетущее ощущение печали переданы им в совершенстве, поэтому читать это произведении физически больно. Хочется пролезть сквозь строки, прийти и выслушать Иону, ведь любому человеку становится его жалко. Кажется, что, по сравнению с ним, я счастлив, хотя до прочтения у меня были свои невзгоды и заботы. Я восхищаюсь Чеховым, ведь вызвать такие эмоции может далеко не каждый автор. Мне кажется, что секрет его успеха в том, что он нашел, как описать одиночество, самое безотрадное человеческое чувство. Его все изведали и все понимают, что оно собой представляет, и в то же время автор умудрился показать его по-новому.

Боль и тоска в изображении Чехова сопоставимы с мощным потоком, который мог бы залить все, но помещается в «ничтожной скорлупе» в виде жалкой фигуры извозчика. Именно эти ощущения характеризуют тоску Ионы, которую может утолить только искреннее участие. Однако извозчик нигде не может его найти, хотя и колесит по всему городу. Проблема, поставленная Чеховым в рассказе «Тоска», даже не в том, что герой тоскует по сыну, а в том, что никто не хочет его выслушать и разорвать порочный круг его одиночества. То есть, горе другого человека никого не касается, большой город живет своей жизнью, а Иона – своей, и это порок большого города, в котором мельчают люди.

Внутренний мир героя рассказа «Тоска» полностью затоплен одиночеством. Иона раскрывается только с этой трагической стороны. Его душа по-христиански богата. Он не ропщет на судьбу за смерть сына, он смирился, хотя и был готов умереть вместо него. Он открыт для добра, не озлобился на равнодушный мир и прощает людям их грубость. Он даже не хочет надоедать им своими излияниями и замолкает, когда видит, что слушателю не до него. Как ни удивительно, именно духовные богатства делают его одиноким. Пошлых и пустых людей объединяет вместе их примитивность, а вот Иона обречен нести бремя своей духовности. Это неочевидная причина его одиночества, но ее Чехов всеми средствами выносит на первый план, раскрывая характер своего героя.

Иона представляет собой тип маленького человека. У него очень скромные запросы, живется ему чуть ли не впроголодь, а все его достояние – тощая лошаденка. В город он приехал на заработки, в деревне у него осталась дочка, которую нужно содержать. Поэтому жалкий и бессловесный извозчик усвоил одно правило: господам не перечить. Чтобы они не делали с ним, свободным, по идее, человеком, не крепостным, он терпит и господ еще и нахваливает. Может, в этом бесконечном унижении Иона и утвердился в своем одиночестве. Он считает себя недостойным общения, считает, что грубость в его адрес оправдана, поэтому не делает попыток найти равного себе и подружиться. Он всегда как бы просит о милости, рассказывая о тоске. Иона сам себя унижает до такого уровня, чтобы молить о должном и сносить непереносимое. В потере достоинства его одиночество приобретает чудовищный размах.

Таким образом, тема одиночества в рассказе «Тоска» раскрыта Чеховым с разных сторон: это и порок большого города, и элемент тонкой душевной организации Ионы, и следствие его униженности. Это разностороннее одиночество вгоняет героя в безысходную тоску, которую автор и вынес в название рассказа. В этом емком слове в полной мере выражается трагизм судьбы героя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

Оборудование : учебник, текст рассказа «Тоска » , материал по теме урока.

Тип урока

Прогнозируемые результаты:

К. И. Чуковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

Имени Героя России Александра Прохоренко»

2017

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Цели урока:

1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

2. дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

3. выяснить нравственную проблематику рассказа, тему, идею;

4. повторить теоретические понятия: композиция, рассказ, пейзаж,

Выразительные средства языка;

5. развивать читательскую культуру;

6. воспитывать духовно- нравственную культуру учащихся.

Оборудование : учебник, текст рассказа « Тоска» , материал по теме урока.

Тип урока : урок анализа художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:

1. учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

2. определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции;

3. определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал;

4. характеризуют главного героя рассказа;

5. выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность.

К. И. Чуковский

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Мотивация учебной деятельности

Чехов - мастер короткого рассказа.

Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: "писать талантливо, то есть коротко" и "краткость - сестра таланта". За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ "Тоска" признан вершинным из ранних произведений писателя.

Равнодушие... Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие...

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): "Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность". Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

  1. Работа над темой урока
  1. Вступительное слово учителя

Эпиграф к "Тоске" "Кому повем печаль мою?.." (начальная строка духовного стиха "Плач Иосифа и быль") задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор побуждает читателя задуматься на тему одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Начало «Тоски»:

"Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки..." Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который "бел, как приведение" и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

  1. Погружение в тему урока (беседа)

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Что такое, по-вашему, тоска? Одиночество?

Каково лексическое значение этих слов?

  1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

  1. Аналитическая работа с текстом рассказа "Тоска"

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа "Тоска".

Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе "Летучие заметки" "Петербургской газеты", там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и "омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей", в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию "Тоски". Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки - эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный, реальный или литературный, комментарий к "Тоске", к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции. Автору "Тоски" 26. Черновых вариантов рукописи "Тоски" не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б) Исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

1-я группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
  • Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер … от чего?...поезжай; сын помер … все помрём, погоняй; сын помер... (ответа нет)
  • Как называется это выразительное средство? (Повтор) Подтвердите примерами из текста рассказа.

2-я группа

  • В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
  • Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки, вечерняя мгла, потёмки)
  • Как называется это выразительное средство? (Градация)
  • Сколько раз происходит это изменение? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

3-я группа

  • Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся, толпы бегут, толпы снуют)
  • Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

4-я группа

  • Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
  • Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного "лошадёнка" - через нейтральное "лошадь" - к уменьшительно-ласкательному "кобылочка")
  • Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная) Подтвердите примерами из текста рассказа.

Презентация результатов работы

в) Беседа

1. Художественная деталь.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

2. Композиция рассказа

Фабула "Тоски", на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, "не ироническая побрякушка" развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете "Тоски", как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то "печаль моя" (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя:

Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозналась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был". После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая границ", таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга - своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина. Антон Павлович Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Одиночество человека среди людей- вот страшная суть рассказа А. П. Чехова "Тоска".

  1. Домашнее задание по русской литературе

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова "Остров Сахалин".

Литература

В методической разработке урока использованы материалы с сайта И. Н. Перовой.


Конспект урока

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»).

Предмет: литература

Класс: 9

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели урока:

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

    Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь

ближнему в трудную минуту.

Оборудование урока:

    Проектор, экран, компьютерная презентация.

    Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

    Карточки для работы в группах.

Ход урока

I . Организационный момент.

Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

Здравствуйте, ребята!

Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

II . Слово о писателе. Сообщение учащихся.

Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

III . Работа над содержанием рассказа.

Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

Составление кластера.

Вопросы классу:

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Ощущаете ли вы себя одинокими?

Каково лексическое значение этого слова?

Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска ж

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

В каком значении использовано это слово в рассказе?

Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).

Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

Фронтальная беседа по вопросам:

Каково начало рассказа? Зачитайте.

(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

Какова роль данного описания?

(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

А почему ему плохо? (У него умер сын.)

Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

Кому?

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

Итак, сделаем вывод:

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

Выполним это задание в группах.

1 группа:

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

3 группа:

Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

Почему Иона решил рассказать ей всё?

(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

Как вы объясните многоточие?

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною - пустота,

Но за спиною – тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И - нет небес.

Варлам Шаламов 1938 год

Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?

(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

Тоска

Зелёная, громадная

Накрывает, поглощает, гнетёт

Некому рассказать о своём горе

Одиночество

Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.

V . Задание на дом (групповое)

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?



Пособия и алименты