Троица когда. День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника

Троица, Троицын день - народный праздник у славян. Отмечался день, два с воскресения на вторник. Но праздновался и три. Назывался по разному - Преполовение (Праздник Живой Воды), Вознесение, Семик, Зеленые святцы, Русальная неделя. Даже в самой России именовался по своему: в Воронеже, к примеру, Венки, Гулино - в Костроме, День березки - в Сибири и так далее. У белорусов - Тройца, в Галиции - Турица, у болгар - Духов день, у сербов - Духови, названия у разных народов можно продолжать. Однако при всем при том Троица означала окончание в природе весеннего цикла и начало летнего. Пожалуй, это один из самых красочных праздников года, когда зацветают сады и цветы в палисадниках, воздух напоен пленительными ароматами вот-вот начинающегося лета. Меняются и одежды людей. Зимняя уже давно в сундуках, в весенней, все еще теплой, становится жарко, на смену приходят яркие сарафаны, шелковые платья до пола, разноцветные ленты украшают легкие головные уборы, и парни переодеваются в косоворотки, шаровары, заправленные в хромовые сапоги, щеголяют модными кепками или вообще ходят без головных уборов, и весенний ветер задорно играет их кудрявыми чубами.

Троица у евреев

Народ Израиля называет ее Пятидесятницей. Празднуется она на пятидесятый день после иудейской . (В христианстве у нее тоже нет постоянной даты: приходит на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения). По народному иудейскому поверью, народ Израиля в этот день обрел Синайский закон. Иными словами - пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий, а имело место быть величайшее событие на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Троица у иудеев называется Пятидесятницей (Шавуот) и отмечается ежегодно. Она же праздник первого урожая. Израиль - южная страна, и к этой поре рынки ее полны зелени, только что созревших овощей, ягод на грядках, черешен и вишен в садах. Синайский закон разрешает в этот знаменательный день массовые гуляния, самые разнообразные развлечения, жертвоприношения. Известно также, что однажды апостолам, уединившимся для празднования иудейской Пятидесятницы, Спаситель обещал явить чудо - приход Святого Духа. И оно, это чудо, произошло. На пятидесятый день после Воскресения апостолы услышали невероятный шум, увидели яркое пламя. То и взаправду на них снизошел Святой Дух, и явил три ипостаси - Бога отца (Вседержателя, Создателя), Бога сына (Божественное слово) и Бога Духа (Святой Дух). Триединство - основа и христианства и на нем прочно держится христианская вера. Святая Троица - есть Единый Бог!

В то же время люди, которые были рядом с горницей, где собрались апостолы, тоже услышали шум. К их удивлению, апостолы говорили на разных языках. Такой дар получили ученики Иисуса. А также способности - исцелять, проповедовать, пророчествовать на тех же разных наречиях, то есть получили возможность нести Слово Божие во все концы мира. Апостолы отправились на Ближний Восток, в Крым, Киев, Малую Азию, Индию. И все были казнены противниками христианства, кроме одного ученика Иисуса - Иоанна. Тем не менее, Троица или, как ее еще называют, Пятидесятница, широко распространилась по свету.

Он появился лишь спустя три сотни лет - после Крещения Руси. А до этого был праздником языческим, по канонам которого человечеством правили три божества: Перун - защитник правды и воина: Сварог - Создатель Вселенной и Святовит - хранитель света и человеческой энергии. Из языческого праздника и родилась Троица. Официально же Троицын день был учрежден в России православной церковью в девятнадцатом веке. И он также означал окончание весеннего цикла и начало долгожданной летней поры. Широкое распространение праздник получил в четырнадцатом - шестнадцатом веках, благодаря Сергею Радонежскому - святому глубоко почитаемому народом. Служение Троице он считал смыслом всей своей жизни. А в 1337 году основал обитель, которая в наши дни носит название Троице-Сергеева Лавра. В обители выражена идея объединения в одно целое всех русских земель.

Три Троицыных дня на Руси

Первый день назывался Зеленым воскресением. Читались специальные молитвы. Украшались иконы и березы. Люди уходили гулять в поля, на лесные поляны, водили там хороводы. Естественно, все наряжались в самые яркие праздничные одежды в пример пробуждающейся природе. Девушки бросали венки в реку, пруды, другие водоемы. Тем самым гадали, какая судьба ждет их в ближайшем году. Обязательным было поминание усопших. Выполняли обряды, изгонявшие злых духов, всей нечистой силы. Ночью к людям, по поверьям, приходили вещие сны.

Второй день звался Клечальный понедельник, с утра дружно шли в церковь. После нее - в поля. Батюшки благословляли земельные наделы. Чтобы уберечь будущий урожай от непогоды - засухи, чрезмерных ливней, града.

Третий день был Богодуховым. А еще Днем девушек. Самую красивую украшали венками, обряжали в зелень, и она играла роль Тополи. Водили ее по домам, одаривали подарками, угощениями.

Символом праздника была береза. Ее наряжали. Водили вокруг хороводы. Первые листья сушили от сглаза. Обряд завивания березы существует в России по сию пору, особенно в глубинке - деревнях и селах. При этом желали здоровья родителям, близким и родственникам. А девушки-красавицы думали о суженых, передавали им свои потаенные мысли. Потом березу срубали. Обносили ею деревеньку или село, привлекая тем самым удачу. С наступлением вечера ленты и прочие украшения с березы сжигали - своеобразное жертвоприношение. Ветки хоронили в поле для богатого урожая. Сам ствол топили в реке, пруду или в другом водоеме для защиты от злых духов. Поутру на Троицу собирали росу, считая ее лучшим лекарством от любых недугов. На Троицу категорически запрещалось работать по дому или в огороде. Все делалось до праздника. А в сам торжественный день не возбранялось украшать жилища, готовить разные вкусности к праздничному столу. Строго запрещались купания в водоемах, мол, русалки утащат на дно. А если кто сей участи избежит, непременно станет колдуном. В Троицын день нельзя было шить, стричься, красить волосы. Советовали не думать о плохом. Тем более, обижаться на кого бы то ни было или ругаться. Были и иные запреты. А еще в Троицу были невестины смотрины. Гуляния девиц по главным улицам у всех на виду. Что касается церковного праздника, то он начинался с самого утра. Нарядные шли семьями на богослужение. После него - домой на торжественный по этому случаю обед. Ходили и в гости. И к себе приглашали. Одаривали друг друга подарками.

Родительская суббота

За день до Троицы добрые христиане должны были бывать на погостах. Дабы помянуть усопших. Устраивался также поминальный ужин. На стол почившим ставились приборы. Их звали на поминальную трапезу. Было принято топить баню. И не только париться и мыться самим, но и оставлять веник и все необходимое покойникам. В родительскую субботу поминали самоубийц. Молились об упокоении их душ. Правда, делать это в храме не разрешалось: самоубийцы не найдут упокоения во веки веков. Так что поминать их можно было только в домашних молитвах.

Приметы Троицы

Жара на Троицу - жди засушливого лета. Для привлечения богатства в дом - обмести несколько могил на кладбище. Дождь на Пятидесятницу - к близкому теплу и обилию грибов. Если береза на третий день праздника свежа - к мокрому сенокосу. Примет бытует и поныне много. Говаривали: "Троица три дня строится - от Троицы до Успения". Особенно радовались празднику красны девицы. Выходили к берегу реки, пускали в нее венок и приговаривали "Плыви, мой венок, на тот бережок. Кто поймает мой венок - будя женишок!". Девицы оставляли в храмах на ветках берез, кленов, которыми они были убраны, свои слезки - избавление ото засухи и неурожаев.

Вся неделя русальная

Особенно опасен четверг - русалки так и хотят беспечных заманить в воду. Потому вечерами из дома ни ногой! И вообще нельзя купаться на протяжение всей недели. А лучше всего носить с собой траву - полынь, самое лучшее средство от всякой нечисти. Чтобы уж совсем уберечься от русалок, делали чучело, водили вокруг него хороводы, а потом разрывали на мелкие кусочки. Перед сном бегали по улицам с помелом, чтобы уберечься от русалок. В эту же пору просыпались водяные. Их отпугивали от себя, разжигая по берегам водоемов костры. В современной жизни взгляды на обряды, приметы, обычаи в Троицу несколько изменились. Но некоторым древним традициям все-таки следуют. Особенно представительницы прекрасного пола. В основном молодые особы. Девицы. Несут к берегам рек и прочих водоемов ярко сплетенные венки. Пускают на воду. Куда венок поплыл - оттуда ждать суженого. Пристал вдруг к берегу - жениха год не видать! А еще на Руси Троицу называли - Пресвятая дева, Духов день, Вода - именинница, Трава - именинница. При этом еще раз подчеркиваем, что Троица или Пятидесятница - один из самых желанных, ярких по убранству праздников, означающий конец весны и наступление долгожданного лета!

Троица в поэзии и кино

Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались, в частности, Иван Бунин: "Алтарь сияющий и убранный цветами, янтарным блеском свеч и солнца озарен!" Или широко известные некрасовские строки из его стихотворения, которое наизусть учат в школе: "Идет - гудет Зеленый шум, Зеленый шум - Весенний шум!" Или знаменитое пушкинское:" В День Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три..."

О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы - "Предел ангела", "Спас под березами", которые и теперь популярны у зрителя. Среди документальных кинолент можно отметить "Пресвятую Троицу", выпущенную в прокат в России в 1992 году. В анонсе к фильму подчеркивается, что День Святой Троицы является Днем рождения Церкви Христовой. В этот день свыше тысячи лет назад на учеников Христа снизошел Святой Дух. И сегодня, как и тогда, Господь хранит и созидает свою Церковь руками священников через таинства церковные. Еще ранее, в 1988 году, киностудия "Леннаучфильм" выпустила документальную киноленту "Вознесение на Святую Троицу", повествующую о знаменитой иконе пятнадцатого века "Троица", которую написал великий русский художник Андрей Рублев. Еще больше о всемирно известном живописце можно узнать из художественного фильма "Андрей Рублев" (1966 год), снятого талантливым русским режиссером Андреем Тарковским, в котором снимались популярные актеры - Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Михаил Кононов, Ирина Тарковская и другие. В киноленте отражены события на Руси далекого от нас пятнадцатого века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Появляется живописец, что называется, от Бога. Его жизни и творчеству и посвящен фильм и, в частности, знаменитой иконе "Троица". Талантливую киноленту и раньше и теперь смотрят с большим интересом как в России, так и далеко за ее пределами.

Праздник Святой Троицы – это одно из интереснейших и, пожалуй, самых необычных церковных торжеств. Он, как и Пасха, тоже всегда отмечается в воскресенье – а именно спустя 50 дней после этого дня (Пресвятая Троица еще именуется Пятидесятница).

При этом в большинстве своем мы гораздо больше знаем о Светлом Воскресении или о Рождестве, чем о дне Пресвятой Троицы. Вот почему интересно будет разобраться, что это за праздник, почему он имеет несколько названий, и каков священный смысл этой даты. А самое главное – как же правильно отмечать Великую Троицу?

Праздник Троица в православии: значение и названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

Все эти названия праздника Троицы можно встретить в различных источниках – например, в Википедии, православных журналах и других. К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но при этом что означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Святая Троица: что за праздник

Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.

История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.

И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.

Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.


Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.

Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.

А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.

Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.


ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?

Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?

Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.

Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.


Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы — считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых , настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Троица — это великий христианский праздник, который является переходящим (двунадесятым) праздником у православных верующих и отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Другие его названия - День сошествия Святого Духа, День святой Троицы, Пятидесятница.

Свое первое название светлый праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога и его единство.

После этого события апостолы получили благословения от самого Господа на строительство духовного храма.

Что означает Троица

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день.

Люди увидели третье лицо Бога — Святой Дух, и узнали, что единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух.

Можно сказать, что значение Троицы в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу.

В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына — Иисуса Христа, а затем и Духа Святого.

Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Этот день признан знаменательной датой, к которой причислено первое появление церкви на Земле.

История Троицы

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошел на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдет, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознесся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение.

Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках.

Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Дух Божий сошел на учеников, и они получили особые дары - дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Петр произнес свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились.

А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Традиции празднования Троицы

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Накануне, в субботу вечером (Троицкая родительская суббота) служится праздничное всенощное бдение.

На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало; на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

В сам праздник служится праздничная литургия.

После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В народе же перед Троицей принято было убирать жилище, а после этого украшать его зеленой травой и полевыми цветами.

Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай.

Прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев для освящения, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную).

Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Ближе к вечеру народ собирался на массовые гуляния с играми и песнями. Также в этот день организовывались ярмарки.

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню святой Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Славянские обычаи на Троицу — березовый праздник

Воскресенье проводили в лесу, где росли березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.

Семик — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником — одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей.

Во многих деревнях в дни Семицкой недели перед Троицей исполнялись чисто девичьи обряды, которые символизировали готовность девушек к браку.

Ведь расцвет природы весной рассматривался, как женское начало, и ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста.

Завить березку (завивание березы) - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Завивание березки - один из главных обрядов Семика, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.

В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу.

Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут…

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т.п.

После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.

Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки.

Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками.

Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка.

Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы.

Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку.

Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех самая красивая из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни.

На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В некоторых областях в троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

В сам праздник принято было ходить друг к другу в гости, чтобы поздравить и одарить подарками.

В обычай также вошел запрет на купание в открытых водоемах из-за русалок, которые там жили.

Считалось, что они могут заманить к себе в воду и там защекотать до смерти.

Троицкое гадание на венках

Гадание на троицких венках было одним из самых популярных у славян.

Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.

В Троицкое воскресенье девушки расставались с венком, сплетенным в Семик.

Бросали его на воду и громко спрашивали, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем наблюдали.

Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, и вообще, к неприятностям. Но еще худшим знаком считалось, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку.

Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится.

Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет не скорое.

Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение.

Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке.

Пословицы, поговорки и приметы на Троицу

Бог любит Троицу.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Троица три дня строится.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Троица – граница между весной и летом.

На Троицу дождь – много грибов.

На Троицу дождь – к теплой погоде.

Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

В православии отмечается много праздников. Верующие люди, безусловно, знают о таком празднике, как , он имеет давнюю историю и определенные обычаи.

Церковь отмечает этот праздник в День Пятидесятницы – на пятидесятый день после . Любой православный человек знает, когда именно отмечать этот праздник и какова история Дня Святой Троицы. История возникновения праздника Троицы восходит к временам Иисуса Христа. Тогда, в пятидесятый день после Воскресения Христа на землю спустились апостолы Святого Духа. Апостолы поняли, какова роль третьего Лица Троицы и почему Бог триединый.

История Дня Святой Троицы

После Вознесения апостолы постоянно присутствовали в Сионской горнице и молились. Внезапно они услышали шум на небе, а перед ними появились огненные языки, которые опустились на их головы. Таким образом Святой Дух вошел в тела апостолов. Святой Дух даровал апостолам знание неизвестных доселе языков для того, чтобы они могли распространять христианскую веру по миру. Православный праздник Троицы провозгласили именно апостолы, если верить истории. После описанного случая, каждую Пятидесятницу христиане стали отмечать этот праздник, он считается одним из важнейших в православном мире.

Позже Василий Великий составил определенные молитвы, которые было необходимо читать в этот день. Эта традиция продолжается и по сей день. День Святой Троицы во всем православном мире считается рождением христианской церкви, которая была создана Богом.

В православии День Святой Троицы и День Пятидесятницы соединен воедино, чего нельзя сказать о католической церкви. Католики отмечают День Святой Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы.

Иконы, рассказывающие о сошествии Святого Духа, начали писать в VIвеке. На них обычно можно увидеть Сионскую горницу и апостолов с книгами. При этом между апостолами Петром и Павлом находится пустое место, символизирующее Святой Дух. Над головами апостолов находятся языки пламени.

История возникновения праздника Троицы очень древняя, она берет свое начало с Вознесения Иисуса Христа. Православные люди это знают и поэтому отмечают праздник особенно широко – обязательно посещают службы в день Пятидесятницы.

История нам рассказывает и о некоторых традициях и обычаях, которые соблюдают во время праздника Троицы и по сей день. Полы храмов и домов должны быть покрыты свежескошенной травой, а иконы украшены березовыми ветвями, символизирующими силу Святого Духа. В субботу перед Днем Троицы православные ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников, этот день называется «родительским». Для украшения домов и храмов пользуются ветками березы, эта традиция сложилась исторически. Более того, считается, что День Святой Троицы без березовых украшений то же самое, что и Рождество без новогодней ели. Перед Троицей обязательно проводят генеральную уборку, пекут пироги, вьют венки (опять же, из березы и цветов). Этот праздник издревле особенно любим девушками, потому что они могли красиво одеться и отправиться на смотрины. Сватовство на Троицу считается хорошей приметой, а свадьбу уже играют осенью.

Некоторые обычаи праздника Святой Троицы из истории перекочевали в наше время – храмы украшаются березовыми ветвями, девушки плетут венки, православные обязательно ходят на кладбище в родительскую субботу. Праздник этот очень радостный и веселый – утром обязательно посещение храма, а после водят хороводы и поют песни. Одно из традиционных блюд на Троицу – каравай, часто приглашают гостей и отмечают этот праздник вместе. Народные гуляния на Троицу не теряют своей популярности.

Цвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри - сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые - «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.
По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо - в ее святых таинствах через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице - триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа - сына Божья. Но не Бог - отец, не Бог - Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога - Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа - над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

В нашей стране этот праздник слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.

В последнюю неделю перед Троицей, в четверг, в крестьянских домах начиналась стряпня - пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, сухарники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.

В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен...

С венками было связано множество обрядов. Наверное, самый известный из них, когда венки бросали в реку, разгадывая свою судьбу по их движению: Пойду на Дунай, на реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли не тонет ли Венок мой на воде? Мой веночек потонул Меня милый вспомянул: "О свет моя ласковая, О свет моя приветливая!"

На следующий день после Пятидесятницы, которая всегда отмечается в воскресенье, Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы - Святого Духа. С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето - напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.



Пособия и алименты