Жизнь и творчество петрушевской. Биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

View this post on Instagram

Писательница Людмила Петрушевская

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская в детстве

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти»

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Подарок принцессе. Рождественские истории»

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» - это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» - автобиографический роман.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Нас украли»

«Время ночь» - жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» - отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» - это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру , всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» - Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Людмила Петрушевская (Lyudmila Petrushevskaya)

Знак зодиака : Близнецы

Возраст : 80 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка»
2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

Людмила Стефановна Петрушевская

1. Жизнь и творчество Л.С. Петрушевской

2. Драматургия Л. Петрушевской

3. Проза Л.Петрушевской

Жизнь и творчество Л.С. Петрушевской

Людмила Стефановна Петрушевская – современный прозаик, поэт, драматург. Она стоит в одном почетном ряду с такими современными писателями, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Виктор Пелевин, Владимир Маканин… Стоит в одном ряду – и в то же время по-своему выделяется, как нечто, безусловно, из этого ряда вон выходящее, не вписывающееся ни в какие жесткие рамки и не подлежащее классификации.

Родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Её детство пришлось на тя­жёлые, голодные годы войны, оно запомнилось ски­таниями по родственникам, жизнью в детдоме под Уфой и эва­куации. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспонден­том газет и радио, в издательстве, с 1972 г. - редактором спра­вочного отдела телевидения.

Петрушевская рано начала писать. Литературное творчество началось с сочинения стихов, сценариев для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р.Виктюком в 1979 г. и почти сразу запрещена одноактная "Любовь" (1974) - Ю. Любимовым в Театре на Таганке в 1980-е гг. Удачным оказался спектакль 1985 года в театре Ленинского комсомола по пьесе "Три девушки в голубом". Она была опубликована лишь через 10 лет, в 1983-м, в серии "В помощь художественной самодеятельности" (где начинали путь к зрителю и читателю и вампиловские произведения). В центре действия пьесы Петрушевской были две обычные семьи - Гавриловы и Козловы, и события здесь разворачивались самые обыкновенные, которые и вне сцены случаются повсюду. И как оценивать эти события, тоже однозначно ответить трудно: как в жизни - можно и так и этак. Завтраки, сборы на работу, обеды, телевизор по вечерам, семейные ссоры - больше ничего в пьесе вроде бы и не происходит. "Подсматривание в замочную скважину", "магнитофонная драматургия" - так определили особенности творчества Петрушевской критики. Вроде бы показанная драматургом "изнанка жизни" всем давно знакома, но эти житейски узнаваемые ситуации и персонажи почему-то вызывают острую жалость. Может быть, потому, что и сами они о себе, и автор о них рассказывают доверчиво и простодушно, не вынося никаких окончательных оценок и никого не призывая к ответу. "Ее талант поразительно человечен, - так отозвался о творчестве Петрушевской режиссер О. Ефремов. - Она видит и пишет современного человека на самой глубине. В ней живет ощущение истории, и в ее пьесах есть дух катарсиса, о котором часто забывают наши драматурги и театральные деятели".



Петрушевская в "Уроках музыки" и последовавших затем пьесах ("Три девушки в голубом", 1980; "Квартира Коломбины", 1981; "Московский хор", 1988 и др.) художественно исследовала важный в российской действительности процесс - деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования. Пресловутый быт выжимает из героев Петрушевской все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь. "Многие художники вообще полагают, что им тут не место, - отмечает критик Н.Агишева, - и брезгливо устремляются от плачущих детей и ругающихся алкоголиков на просторы большой жизни. Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно. Там ее музыка. А секрет ее в том, что плохо и стыдно, хотя бы иногда, - бывает всем. Поэтому пишет Петрушевская про каждого из нас".

Презрение к "мещанству", "быту", которое десятилетиями культивировалось в советской литературе, привело к тому, что ключевое для русской литературы понятие дома постепенно было утеряно. Драматурги "новой волны" остро ощутили эту потерю, и помимо пьес Петрушевской появились "Старый дом" А. Казанцева, "Смотрите, кто пришел!.." и "Колея" В. Арро, "Порог" А.Дударева. Стоит обратиться подробнее к некоторым из этих пьес.



Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы. Долгое время писательнице приходилось работать "в стол" - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о "теневых сторонах жизни».

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена" и многие другие.

В 1988-м вы­ходит первая книга писательницы ‒ сборник рассказов «Бессмертная любовь»; профессиональные театры нача­ли ставить спектакли по её драматургическим произве­дениям ‒ «Чинзано», «Квартира Коломбины», «Три девушки в голубом», «Московский хор».

Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. С конца 1990-х годов в ее прозе становится все более очевидно преобладание ирреального начала. Синтез реальности и фантазии становится в произведениях этой писательницы основным жанровым, структурно-сюжетообразующим принципом. Примечательны в этом смысле как общее заглавие ее книги «Где я была. Рассказы из иной реальности» (2002), так и названия новелл, включенных в нее: «Лабиринт», «В доме кто-то есть», «Новая душа», «Два царства», «Призрак оперы», «Тень жизни», «Чудо» и др. В этом сборнике реальность отодвигается далеко в сторону «царства мертвых», таким образом, своеобразно преломляется идея романтического двоемирия, противопоставление «здесь» и «там» бытия. Причем Л. Петрушевская не стремится дать читателю целостное представление ни о реальной действительности, ни о таинственном потустороннем мире. На передний план выходит решение задачи соизмерения человека с неизведанным «царством», их взаимопроницаемости: оказывается, что запредельное и инфернальное не просто проникло в наш реальный мир - соседство с людьми темных мистических сил, ужасающих и одновременно манящих, является вполне органичным, законным и почему-то даже неудивительным. Петрушевская никогда не делает различия между миром небесным и миром земным, более того, между миром сказочным, архаичным, и миром цивилизованным. В ее прозе все запредельное прописано на той же улице и даже в той же квартире, в которой живет обыденность. Но не только таинственное и потустороннее проникает в «наш» мир, напротив, еще чаще сам человек проникает из «этого» мира в «тот», инфернальный, необъяснимый, пугающий.

В 1990 был написан цикл "Песни восточных славян", в 1992 - повесть "Время ночь", удостоившаяся премии Букера. Также Людмила Петрушевская пишет сказки как для взрослых, так и для детей: "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!" - "Сказки, рассказанные детям" и др. По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов.

Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи», знаменитая «Сказка сказок» Юрия Норштейна, а также «Краденое солнце», «Заячий хвостик», «Кот, который умел петь». и др.

Книги этого автора не залеживаются на прилавках, будь то волшебные сказки или реалистическая проза. Ведь они созданы пером Мастера. Людмила Петрушевская признана классиком современной русской литературы, хотя ее первую книгу опубликовали лишь в конце 1980-х. Она - один из лучших драматургов ушедшего века.

Людмила Петрушевская - «рисующий писатель». Ее персональные выставки прошли в Литературном музее, совместная выставка с Юрием Норштейном и Франческой Ярбусовой - в Третьяковской галерее, в Художественной галерее.

Людмила Стефановна Петрушевская - академик Баварской академии искусств, лауреат премии Poushkin-prize(Фонд Топфера, Гамбург), премии имени Довлатова и других наград.

В настоящее время Людмила Петрушевская живет и работает в Москве.

2. Драматургия Л. Петрушевской

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы «Чинзано» (1973) и «День рождения Смирновой» (1977), а также пьеса «Уроки музыки».

В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и зажить спокойной семейной жизнью. Гавриловы не верят ему. Особенно непримиримо настроена против пьяницы Иванова старшая дочь Грани, восемнадцатилетняя Нина. Она вынуждена была уйти из школы, теперь работает в гастрономе и нянчит маленькую Галю. Несмотря на недовольство Нины и увещевания любопытной соседки Анны Степановны, Граня решается пустить Иванова.

В квартиру зажиточных соседей Козловых возвращается из армии единственный сын Николай. Родители рады возвращению сына. Отец требует, чтобы сын сыграл что-нибудь на пианино, и сетует, что тот так и не закончил музыкальную школу, несмотря на все старания родителей, которые ничего для него не жалели. Радость омрачается тем, что Николай привёл с собой Надю, которая вызывает открытую неприязнь у отца Федора Ивановича и у бабки. Мать, Таисия Петровна, держится с подчёркнутой любезностью. Надя работает маляром, живёт в общежитии. Она курит, пьёт вино, остаётся ночевать в комнате Николая, держится независимо и не пытается понравиться родителям жениха. Козловы уверены, что Надя претендует на их жилплощадь. На следующий день Надя уходит, не простившись. Николай бросается за нею в общежитие, но она заявляет, что он ей не подходит.

Нина не хочет жить в одной квартире с пьяницей Ивановым. Весь день она стоит на улице у подъезда. Здесь её видит Николай, которого когда-то дразнили её женихом. Николай равнодушен к Нине. Надеясь отвадить сына от Нади, Таисия Петровна приглашает Нину в гости и предлагает остаться. Нина рада возможности не возвращаться домой. Зашедшей за дочерью Гране Козлова объясняет, что у них девушке будет лучше, и просит больше не приходить.

Три месяца спустя Граня снова появляется в квартире Козловых: ей надо лечь в больницу на аборт, но не с кем оставить маленькую Галю. Иванов пьёт. Граня оставляет ребёнка Нине. К этому времени Козловы уже поняли, что Николай живёт с Ниной от скуки. Они хотят избавиться от Нины, попрекают её своими благодеяниями. Увидев Галю, Козловы окончательно решают отправить Нину домой. Но в этот момент появляется Надя. Ее с трудом можно узнать: она беременна и выглядит очень плохо. Мгновенно сориентировавшись, Таисия Петровна объявляет Наде, что Николай уже женился, и предъявляет Галю в качестве его ребёнка. Надя уходит. Нина слышит этот разговор.

Испугавшись неожиданного появления Нади, Козловы требуют, чтобы Николай срочно женился на Нине. Оказывается, он знает о беременности Нади и о том, что она пыталась отравиться. Николай отказывается жениться на Нине, но родители не отстают. Они уговаривают и Нину, объясняют ей: важно взять мужика на привязь, родить ему ребёнка, а потом он привыкнет к месту и никуда не денется - футбол будет смотреть по телевизору, изредка выпьет пива или сыграет в домино. Выслушав все это, Нина уходит домой, оставив подаренные ей Козловыми вещи. Родители боятся, что теперь Николай женится на Наде. Но сын вносит ясность: раньше, может быть, он и женился бы на Наде, но теперь отношения с ней оказались слишком серьёзными и он не хочет «вязаться с этим делом». Успокоившись, Козловы садятся смотреть хоккей. Бабка уходит жить к другой дочери.

Над потемневшей сценой раскачиваются качели, на которых сидят Нина и Надя. «Если на них не обращать внимания, они отстанут», - оживлённо советует Таисия Петровна. Николай ногами отталкивает налетающие качели.

В финале «Уроков музыки» происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми.

Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М.Туровской, «современная бытовая речь... сгущена у нее до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность» .

Одна из самых известных пьес Петрушевской – «Три девушки в голубом».

Три женщины «за тридцать» живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира - троюродные сестры, детей они воспитывают в одиночку (хотя у Татьяны, единственной из них, есть муж). Женщины ссорятся, выясняя, кому принадлежит половина дачи, чей сын обидчик, а чей - обиженный… Светлана и Татьяна живут на даче бесплатно, зато на их половине течет потолок. Ира снимает комнату у Федоровны, хозяйки второй половины дачи. Зато ей запрещено пользоваться принадлежащим сестрам туалетом.

Ира знакомится с соседом Николаем Ивановичем. Тот ухаживает за ней, восхищается ею, называя королевой красоты. В знак серьезности своих чувств он организует строительство туалета для Иры.

Ира живет в Москве с матерью, которая постоянно прислушивается к собственным болезням и попрекает дочь тем, что та ведет неправильный образ жизни. Когда Ире было пятнадцать лет, она убегала ночевать на вокзалы, да и сейчас, приехав с больным пятилетним Павликом домой, оставляет ребенка с матерью и незаметно уходит к Николаю Ивановичу. Николай Иванович тронут рассказом Иры о её юности: у него тоже есть пятнадцатилетняя дочь, которую он обожает.

Поверив в любовь Николая Ивановича, о которой он так красиво говорит, Ира едет за ним в Коктебель, где её возлюбленный отдыхает с семьей. В Коктебеле отношение Николая Ивановича к Ире меняется: она раздражает его своей преданностью, время от времени он требует ключи от её комнаты, чтобы уединиться с женой. Вскоре дочь Николая Ивановича узнает об Ире. Не в силах выдержать дочкину истерику, Николай Иванович прогоняет надоевшую любовницу. Он предлагает ей деньги, но Ира отказывается.

По телефону Ира говорит матери, что живет на даче, но не может приехать за Павликом, потому что размыло дорогу. Во время одного из звонков мать сообщает, что срочно ложится в больницу и оставляет Павлика дома одного. Перезвонив через несколько минут, Ира понимает, что мать не обманула ее: ребенок один дома, у него нет еды. В симферопольском аэропорту Ира продает свой плащ и на коленях умоляет дежурного по аэропорту помочь ей улететь в Москву.

Светлана и Татьяна в отсутствие Иры занимают её дачную комнату. Они настроены решительно, потому что во время дождя их половину совершенно залило и жить там стало невозможно. Сестры снова ссорятся из-за воспитания сыновей. Светлана не хочет, чтобы её Максим вырос хлюпиком и умер так же рано, как его отец. Неожиданно появляется Ира с Павликом. Она рассказывает, что мать положили в больницу с ущемлением грыжи, что Павлик оставался один дома, а ей чудом удалось вылететь из Симферополя. Светлана и Татьяна объявляют Ире, что теперь будут жить в её комнате. К их удивлению, Ира не возражает. Она надеется на помощь сестер: ей больше не на кого рассчитывать. Татьяна заявляет, что теперь они по очереди будут закупать продукты и готовить, а Максиму придется прекратить драться. «Нас теперь двое!» - говорит она Светлане.

Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе «Анданте» (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи. В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом.

ГОУ ВПО «ОМГУ имени Ф. М. Достоевского». Филологический факультет.

Кафедра библиотечно-информационной деятельности.

Реферат

по теме «Жанровое многообразие творчества Л. Петрушевской».

Выполнила: Дулова Елена. ЯФБ-001-0.

Проверил: Хомяков Валерий Иванович.

Омск 2011.

Введение

Творчество Петрушевской - особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза.

С первого появления на литературной арене - в 1972 г. в журнале «Аврора», где были опубликованы два её рассказа: «История Клариссы» и «Рассказщица», писательница поставила перед критиками и теоретиками литературы ряд загадок, одной из которых стал оригинальный образ повествователя. Петрушевская обнаружила дар «стенографического воспроизведения» бытовых ситуаций, пугающе точно излагая их «ненавистным, сумасшедшим языком очереди». Язык ее произведений стал выразителем «психопатологии обыденной жизни». Но только этот необыкновенный стиль Петрушевской и смог вызвать «эффект самовыражающейся жизни», сделав ее одной из самых заметных фигур в современной прозе. Но путь к славе и признанию оказался не легким для писательницы. В "застойные" семидесятые годы произведения молодой писательницы, окончившей в 1961 г. факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, печатали с большим трудом. После публикации в «Авроре» двух её рассказов, лишь спустя семь лет увидела свет её одноактная пьеса «Любовь» ("Театр". 1979. №3). При этом еще не напечатанные пьесы Петрушевской ставились на московской сцене: "Уроки музыки" (1973) были в 70-е годы поставлены Р. Виктюком в Студенческом театре МГУ, одноактная "Любовь" (1974) - Ю. Любимовым в Театре на Таганке в 1980-е гг. Удачным оказался спектакль 1985 года в театре Ленинского комсомола по пьесе "Три девушки в голубом". Ситуация с публикацией произведений Петрушевской изменилась в период перестройки. В 1988 г., наряду с первым сборником пьес Петрушевской "Песни XX века", вышла ее книга рассказов "Бессмертная любовь". В 1991 г. писательнице присуждена Пушкинская премия в Германии. Многие российские критики признали ее повесть "Время ночь" лучшим произведением 1992 года. В 1993 г. вышел сборник рассказов "По дороге бога Эроса", в 1997 в Москве опубликована книга "Настоящие сказки", в 1998 там же появился сборник прозы "Дом девушек", где опубликованы, наряду с рассказами, и повести Петрушевской, ранее печатавшиеся лишь в журналах. Признание пришло к уже зрелому автору потому, что Петрушевская талантливо и смело показала страшные реалии жизни "застоя" и первых лет перестройки. "Серая" будничная жизнь изображена в прозе Петрушевской в ритмах и речи сегодняшнего дня "Сильно. Кратко. Жестко" (Mиxaйлoв A. Ars Amatoria, или Наука любви по Петрушевской // Лит. газ. - 1993. - 15 дек. N 37. - С. 4.). Писательница подчеркивала: "...Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы... А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль - моя боль" (Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. - М., 2001. - С. 37.).

Её пьесы, рассказы и повести обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют - такой уж дар у этого художника слова.

Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. С конца 1990-х годов в ее прозе становится все более очевидно преобладание ирреального начала. Синтез реальности и фантазии становится в произведениях этой писательницы основным жанровым, структурно- и сюжетообразующим принципом. Примечательны в этом смысле как общее заглавие ее книги «Где я была. Рассказы из иной реальности» (2002), так и названия новелл, включенных в нее: «Лабиринт», «В доме кто-то есть», «Новая душа», «Два царства», «Призрак оперы», «Тень жизни», «Чудо» и др. В этом сборнике реальность отодвигается далеко в сторону «царства мертвых», таким образом, своеобразно преломляется идея романтического двоемирия, противопоставление «здесь» и «там» бытия. Причем Л. Петрушевская не стремится дать читателю целостное представление ни о реальной действительности, ни о таинственном потустороннем мире. На передний план выходит решение задачи соизмерения человека с неизведанным «царством», их взаимопроницаемости: оказывается, что запредельное и инфернальное не просто проникло в наш реальный мир - соседство с людьми темных мистических сил, ужасающих и одновременно манящих, является вполне органичным, законным и почему-то даже неудивительным. Петрушевская никогда не делает различия между миром небесным и миром земным, более того, между миром сказочным, архаичным, и миром цивилизованным. В ее прозе все запредельное прописано на той же улице и даже в той же квартире, в которой живет обыденность. Но не только таинственное и потустороннее проникает в «наш» мир, напротив, еще чаще сам человек проникает из «этого» мира в «тот», инфернальный, необъяснимый, пугающий.

Безусловно то, что человек (в данном случае - герой Петрушевской) тем или иным способом попадает на «тот» свет. Однако в основном читателю трудно понять и определить, куда именно попадает герой, ад перед нами или рай, современный вариант чистилища, греческий мифический Элизиум или Лимб, изображенный Данте - слишком часто причудливо переплетаются «царства» и так сильно они иногда похожи. Эта особенность мистической прозы Петрушевской одновременно является ее «изюминкой» и загадкой и в то же время камнем преткновения при ее прочтении. Таким образом, можно сделать вывод, что в таком направлении творчества Петрушевской как мистическая проза просматривается очевидная антиномия ада и рая.

Современная литературная критика связывает Петрушевскую с "другой литературой", осваивающей прежде "табуированные" для советской литературы жизненные реалии - тюрьму, "дно" общества и т.п., что характерно для новой "натуральной школы". После М. Горького социальное "дно" нашло своего исследователя и художника в лице Петрушевской. Причем, в отличие от М. Горького, в отношении которого к обитателям социального "дна" сочетались элитарность ницшеанского толка ("Человек - это звучит гордо!") и демократизм, позиция писательницы поистине демократична. Верна оценка критика И. Борисовой: в творчестве Петрушевской демократизм - и "чисто художественная категория, ...и этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты».

Жанровое своеобразие творчества Л. Петрушевской на примере несказочной прозы и драматургии

Драматургия и несказочная проза Петрушевской поражают гиперболизованной концентрацией отрицательного. А изображение жизни как абсурда наводит на мысль об аналогиях с экзистенциализмом.

Как и у экзистенциалистов, у нее истинная сущность героев получает проверку в пограничных ситуациях измены, болезни, ухода в небытие. Герои Петрушевской нередко вынуждены совершить свой выбор, обнаруживающий их истинную суть (порой понятие выбора вынесено в заглавие, как в рассказе "Выбор Зины"). Жизненная философия писательницы не слишком оптимистична, что видно, в частности, из следующего философского пассажа, открывающего рассказ "Непогибшая жизнь": «…что значит погибшая жизнь? Кто скажет, что добрый и простой человек сгинул не просто так, оставил свой след и т.д. - а злой, вредный и нечистый человек пропал из жизни особенно как-то, с дымом и на дыбе? Нет" (Пeтpyшeвcкaя Л.С. Дом девушек: Рассказы и повести. - М., 1998. - С. 25.). Таким образом, выходит парадоксальный вывод, что результат бытия хороших и злых людей совершенно одинаков. Между тем основная тема Петрушевской - именно погибшая жизнь. Герои и героини произведений писателя часто внезапно умирают от горя или выбирают самоубийство как ответ недостойному бытию. Характерно, что обычно такие герои обладают "определенным семейным статусом - жены, мужа ("Упавшая", "Грипп").

Впрочем, Петрушевская открыла еще одну, собственно советскую пограничную ситуацию, связанную с борьбой за квартиру, ее наличием или отсутствием. Энергичные и цепкие герои умеют закрепиться в квартире и даже расширить свою жилплощадь, а неудачники, наоборот, легко теряют ее. В освоении данной темы писательница близка Ю.Трифонову, наполнившему ситуацию квартирного обмена социально-нравственным смыслом.

Петрушевская склонна воссоздавать преимущественно темные стороны жизни. Предмет ее рассказа "Али- Баба" - существование алкоголиков, опустившихся людей, в реквиемах "Бацилла" и "Богема" показана жизнь столичных наркоманов и представителей богемы; Правда, порой писательница изображает мир творческих либо научных работников ("Жизнь это театр", "Смотровая площадка"), но и в этих произведениях неизменным остается выбранный художественный ракурс - изображение несложившейся либо разрушенной женской судьбы. Причем существенно, что такой жизненный материал обработан вовсе не по-феминистски.

Основная тема большей части рассказов, повестей и сказок Петрушевской - изображение женской любви - к мужчине, детям, внукам, родителям. Скромная библиотекарь Пульхерия, героиня рассказа "По дороге бога Эроса", увидела в своем возлюбленном не седого и немолодого человека, сумасшедшего гения, а мальчика, "ушедшее в высокие миры существо, прикрывшееся для виду седой гривой и красной кожей". Пульхерия отдала всю себя этому чувству. В великолепном рассказе "По дороге бога Эроса" показан и феномен мужской любви. Но за редкими исключениями эта любовь рисуется как родственная - к родителям, обычно к матери (данная тема как нельзя лучше разработана в рассказе "Младший брат"). Изображение жизни семьи и диктует писателю обращение к жанру семейного рассказа или семейной повести, однако под пером Петрушевской эти жанры чуть ли не соединяются с жанром готического романа. И неудивительно, ведь в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести "Маленькая Грозная" к пьянству) либо мешающее герою обрести место в социуме (повесть "Время ночь"). Некоторые коллизии ее рассказа "По дороге бога Эроса" и повести "Маленькая Грозная" напоминают обстоятельства вытеснения постылых детей госпожи Головлевой.

Отсутствие квартиры у режиссера Саши - одна из причин ее загубленной жизни: "… Саша передвигалась по городу от квартиры к квартире, от комнаты к комнате, от матраца на полу к раскладушке, и каждое утро, осторожно выбираясь из очередного чужого гнезда, вероятно, хитроумно планировала следующий пункт своего кочевья, пока не откочевала навеки, сунувшись в петлю: но об этом после" ("Жизнь это театр". С. 147).

Персонажи прозы Петрушевской, за редким исключением, не живут, а выживают. Естественно, что подобный взгляд на человеческое существование потребовал плотного бытописания, подчас натуралистического. Вещные, бытовые детали отобраны точно и наполнены психологическим содержанием. Фраза "трусливо вжавшийся в подушку двадцатипятилетний сын" красноречиво рассказывает о характере героя рассказа "Младший брат". Особенно показательна в этом отношении повесть "Время ночь", в которой нищий быт главной героини, поэта Анны Андриановны, показан с большой художественной силой: здесь и тряпочка вместо носового платка, и два бутерброда с маслом, украденные во время ужина после выступления перед детьми - иначе не прокормить обожаемого внука Тимошу, и пенсия старухи-матери, которую отдали в психиатрическую больницу, помогающая сводить концы с концами бабушке и ее внуку. И здесь же, как и в повести "Свой круг", много описаний физиологических отправлений человеческого организма, характерных для неонатурализма как позднего этапа реализма.

Правда, иногда Петрушевская рисует сцены счастливой любви ("Как ангел", "Элегия"), но и такая любовь все же с червоточинкой, что типично для художественного мира этого писателя. Любовно-семейное общение двоих тяжело само по себе либо становится таковым в силу неблагоприятных условий. Поэтому оно все-таки несет беду."Я не могу понять одного: почему он бросил Надю, ведь он знал, что ее это доконает, и она действительно умерла через год после его смерти", - таково начало рассказа "Сережа". У немолодых любящих друг друга супругов в рассказе "Как ангел" рождается дочь-даун по имени Ангелина. Название рассказа иронично, даже святотатственно. Павел из "Элегии" не выдерживает гнета любви своей жены и уходит в мир иной. "И то, которое нежнее в сем поединке двух сердец...". В изображении любви Петрушевская сродни иногда романтику Тютчеву.

Только любовь к ребенку ("Еврейка Верочка", "Свой круг", "Время ночь") открывает лучшее в человеке, и это чувство Петрушевская способна описать как никто иной. Она достигает истинной поэтичности и лиризма в повести "Время ночь" и в сказке "Две сестры", рассказывая в повести о привязанности своей героини к внуку и любуясь в обоих произведениях прелестью детей.

Только ребенок как воплощенное продолжение жизни может заставить героев писательницы хотя бы отчасти примириться с посторонним бытием. Но, чтобы опереться на эту хрупкую опору, необходимы счастливое прошлое, душевная твердость. Режиссера Сашу в этом мире не удержало даже чувство вины перед любимой доченькой: не прошли даром все перенесенные героиней унижения прошлых лет, былая житейская неустроенность, враждебность свекрови, творческие неудачи ("Жизнь это театр"). Петрушевская по-своему плачет над трудной судьбой интеллигентной женщины, желающей и не способной совместить две сферы, которые требуют всю героиню без остатка - творчество и семейную жизнь. В душах тех героинь писательницы, которым она сострадает, всегда преобладает "человеческое, слишком человеческое". Поэтому данный рассказ и построен в виде полемики с известным шекспировским высказыванием о том, что жизнь - это театр: "что-то, видимо, не дало Саше так легко отнестись к своей жизни, что-то помешало не страдать, не плакать. Что-то толкнуло ответить раз и навсегда, покончить с этим" («Жизнь это театр»).

Вывод таков, что советской женщине было настолько враждебно бытие как таковое, что даже любимый ребенок не всегда мог удержать ее в посюстороннем бытии, ценном, по Петрушевской, лишь теми сильными, но, как правило, отрицательными эмоциями, которые оно вызывало. Бесспорно, мрачные размышления, но кто-то должен заглядывать в «темную комнату» (название раздела в сборнике пьес писательницы). В современной русской литературе это с большим успехом удалось именно Петрушевской. Кстати, внимание к темной стороне жизни наиболее ярко видно в рассказе "Выбор Зины", повествующем о судьбе женщины, уморившей в военное лихолетье младшего сына, дабы дать возможность выжить двум старшим дочерям ("это произошло потому, что детей было трое, мужик помер, начинался голод, надо было становиться на работу, а куда грудного трехмесячного, с ним не поработаешь, а без работы всем погибать"). Дидактичность этого произведения очевидна: мораль заключается в мысли о разрушительности и заразительности ненависти, передающейся в семье Зины от матери к дочери, ненависти "к младшему сыну, лишнему ребенку".

петрушевская сказка художественный жанр

Нетрадиционные жанры Л. Петрушевской

Подобный отбор жизненного материала и его осмысление повлекли за собой жанровое творчество. Петрушевской стало тесно в рамках традиционного рассказа или новеллы, и она изобрела особые жанры реквиема и настоящей сказки (сборник "Настоящие сказки". - М., 1997).

Первый из них родился из элегии (подсказку такого рода дает и писательница, называя один из реквиемов "Элегией"). Второй жанр, в отличие от классической народной или литературной сказки, сильнее укоренен в реальности.

В своих реквиемах писательница размышляет о причинах ухода того или иного героя из жизни, каждый раз рассказывая историю чьей-то личной драмы. Однако и здесь, в произведениях данного жанра, Петрушевская сохраняет присущий ей комизм. Он возникает и из мастерски и по-новому применяемой несобственно-прямой речи, и из усеченных фразеологизмов, и из той новой функции разговорной и сниженной лексики, которая возникает благодаря иронии повествователя. Несобственно-прямая речь героя, бросившего семью, но посещающего жену и дочь, слышна в речи повествователя и теряет свою положительную семантику из-за иронии, звучащей в этом утверждении, и следующего затем описания смерти героини. Развод родителей и смерть матери становятся причиной того, что их дочь вырастает "одиноким волком, пройдя все ступени жизни бесплатной проститутки, девочки-давалки по подвалам, где тусуется молодежь, а теперь это уже мать троих детей, живущая дружно со своим мужем-бизнесменом на даче где-то в Подмосковье" ("Упавшая"). Эта тривиальная мысль получила в рассказе остро современное художественное воплощение, а комический эффект возник в силу того, что опущен промежуточный этап судьбы героини, и она из страшного подвала мгновенно возносится в особняк "нового русского".

Итак, можно сказать, что свою тему, в которой Петрушевская открыла новые грани, жизнь семьи разных социальных слоев, писательница изучила основательно и показала семью преимущественно как сферу распада общественных, социальных связей: связей между разными поколениями, между супругами. Если же такие связи порой и возникают («Гимн семье»), то как правило, под давлением со стороны и в результате появления на свет ребёнка.

"Петрушевская вовсе не бытописатель... В своих рассказах она показывает, как жизнь только в сфере "стяжения земных сокровищ" закрывает для человека самую возможность движения к духовному, оставляет его в безвоздушном пространстве быта", - справедливо замечает И.К. Сушилина (Сушилина И. К. Современный литературный процесс в России. - С. 39-40.).

В последние годы Петрушевская активно пишет сказки для взрослых. Как заметила сама писательница « Новелла предполагает печаль, сказка - смерть» (Сушилина И. К. Современный литературный процесс в России. - С. 39-40.). И в самом деле, все сказки писательницы имеют счастливые финалы.

Сказки Л.С. Петрушевской, предназначенные и для детей, и для взрослых, прочно базируются на богатом арсенале художественных средств народной волшебной сказки. Намазавшись чудесной мазью, старушки превращаются в девчонок ("Две сестры"); колдунья дарит сестрам-близнецам дар волшебства ("Крапива и Малина"); один колдун награждает красавицу длинным носом, а другой - маленьким, врач Анисим с помощью лекарства возвращает ей утраченный палец ("Девушка Нос").

В то же время своей устремленностью к злободневным проблемам современности сказки Петрушевской сродни рассказам. В "Крапиве и Малине" это проблема становления личности у старшеклассников; в "Девушке Hoc" - размышления о красоте, любви и счастье; в "Двух сестрах" -вопрос о выживании наиболее слабых и незащищенных в нашем обществе -стариков и детей.

Сказки писательницы поэтичны и веселы. Их герои живут в тридевятом государстве, где встречаются графы и есть улицы с необычными названиями (улица Правой руки) и вполне современные парикмахерские, библиотеки, школы. Хотя время действия у Петрушевской обобщенное, как и в народных сказках, от стереотипных формул, характерных для их поэтики, она отказывается. Вместо этого в ее сказочной прозе даны художественные индивидуализированные описания внешности героев, их характеров, жилищ. Поэтичен и неповторим портрет красавицы Нины из сказки "Девушка Нос": "Когда она смеялась, казалось, что светит солнце. Когда она плакала, казалось, что падает жемчуг. Одно ее портило - большой нос" (Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. - М., 1997. - С. 53.). Индивидуализированность возникает здесь благодаря удачной портретной детали - длинному носу. Собственно художественные средства выражают мысль о неповторимости и ценности индивидуальности. Эта идея раскрывается затем через сюжет: именно смешной облик героини привлекает к ней бедного молодого человека, который в конце концов и женится на своей милой.

В сказках юмор Петрушевской проявляется наиболее полно и щедро. Юмористический эффект создают детали, портреты и речь героев. Смешны речевые штампы современных детей в разговорах интеллигентных бабушек-девочек, намеренно употребляющих жаргонизмы из предосторожности, чтобы их не разоблачили взрослые ("Две сестры"). Сострадание к человеку, в каких бы ситуациях он ни оказывался, внимание к "вечным" и болевым проблемам нашего времени, тонкий языковой слух, умение снять напряжение с помощью смеха, богатство фантазии - все это грани того литературного чуда, имя которому Людмила Петрушевская.

Заключение

Примечательно, что перечень драматургов новой волны открывается именно женским именем. Кому как не женщине было под силу пристальней вглядеться в семейно-бытовой уклад современного человека, болезненно остро ощутить все неблагополучие этого уклада.

Петрушевская художественно исследовала в своих произведениях важный в российской действительности процесс - деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования. Пресловутый быт выжимает из героев Петрушевской все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь. Многие художники вообще полагают, что им тут не место, - отмечает критик Н.Агишева, - и брезгливо устремляются от плачущих детей и ругающихся алкоголиков на просторы большой жизни. Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно. Поэтому пишет Петрушевская про каждого из нас.



Пособия и алименты