Башкирский национальный герой. Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото)

Заметки на полях о башкирском герое

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник - День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры , посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават - национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время - едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального . Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт - бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет...».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий - окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

Допрос Салавата (1955 г.). Худ. А.А. Кузнецов

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», - писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие - под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы - татары, чуваши, марийцы, удмурты - страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр...».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <...>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <...>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <...>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал,
И к Кунгуру подступал,
Сорок пушек заряжал,
Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов - Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа - были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <...> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом...». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <...>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег...».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.). Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». 24 августа 1774 года Михельсон разбивает Пугачева под Царицыном (ныне Волгоград, - прим. ред. ) и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<...> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <...>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818-1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832-1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <...>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII-XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<...> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...».

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот...»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина - подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават - представитель не одной грубой физической силы. Он - ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны...». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра - защищать свою родную землю. Судьба джигита - в руках Родины, а судьба Родины - в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
Песней небо раскололось -
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит твой голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан.

Проведя 25 лет на каторге в балтийском порту Рогервик (город Палдиски, Эстония, – прим. ред. ), Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин - историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990-1991 годы - корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991-1995 годы - редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года - корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

16 июня 1752 года в башкирском родоплеменном союзе Шайтан-Кудей, в семье потомственных аристократов-тарханов случилось прибавление. У одного из видных мужчин рода, Юлая Азналина , появился сын. Мальчик получил имя, означающее «хвалебная молитва». Звучит оно так: Салават . По отцу — Юлаев.

Слова и слава подследственного

Насколько точна эта дата, сказать трудно. О ней мы знаем только со слов самого Салавата Юлаева. Именно этот день он назвал днём своего рождения на первом допросе в Тайной экспедиции Сената Российской империи. По идее дату должны были перепроверить: в конце концов, перед следователями тогда предстала не мелкая сошка. А один из ближайших сподвижников Емельяна Пугачёва : последнего русского самозванца, который поставил государство почти что на край гибели.

Но до правды могли и не докопаться. Скажем, существует и другая дата рождения Салавата: 1754 г. Именно она сейчас вроде как считается официальной - 250-летний юбилей «Героя башкирского народа» праздновали в Уфе именно что в 2004 г.

Правдивость показаний на допросе — дело тонкое. Человеку в критической ситуации свойственно спасать свою жизнь: работает элементарный инстинкт самосохранения. Возможно, нечто подобное произошло и с Салаватом Юлаевым. Известно, что свою линию на следствии он начал с того, что сразу отрёкся от Пугачёва, который выдавал себя за императора Петра III. Юлаев же быстро принял правила игры, именуя бывшего своего соратника и предводителя не иначе как «злодей Емелька Пугачов». На вопрос о том, почему же служил «злодею» и воевал с ним рука об руку, отвечал так: «Из страха. Боялся учинить побег, и потому в той толпе злодейской и оставался». А насчёт военных действий заявил следующее: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». Старое как мир оправдание: «Я не хотел, меня заставили, я лишь выполнял приказ».

Надо сказать, что всё это было сказано если не вполне добровольно, то без пыток. Знаменитые 175 ударов кнутом, клеймение калёным железом и вырывание ноздрей были уже частью наказания: преддверием бессрочной каторги. В течение же 339 дней следствия применялись обычные, но многократные допросы и очные ставки. Последние были необходимы для окончательного изобличения. По словам следователей и по мнению главы Тайной канцелярии Степана Шешковского , Салават Юлаев был если не крепким орешком, то мастером изворачиваться: «На прямое признание упрям, а на уклонение от оного весьма скор и сметлив».

Именно очные ставки показали всю справедливость подозрений главы Тайной канцелярии. Салават Юлаев оказался вовсе не забитым исполнителем воли «злодея Пугачова», а очень даже активным деятелем, проявившим себя прежде всего в карательных операциях.

Громкие разорения

Вот лишь несколько донесений о боевом пути отрядов Салавата Юлаева, которые впоследствии были им подтверждены на очных ставках. Пишет генерал-поручик Иван Деколонг: «Башкирцы все генерально бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озёрах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разорения российских жительств и убийства многих людей».

Вот донесение коллежского асессора Ивана Мясникова: «Бунтующие башкирцы всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до основания. Мастеровых же и работных людей, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья».

Вот частное письмо в Москву: «Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова заводы оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали — о том ещё здесь не слышно».

О том, «что зделали с людьми» говорит другой документ, подробно рассказывающий об уничтожении Симского завода (ныне - город Сим Челябинской области): «Тот Симской завод от собравшейся башкирской толпы под предводительством злодея Салаватки Юлаева и отца его Юлая весь вызжен, а люди мужска пола порублены, выключая тех, кои могли убратца в леса для спасения жизни… А про женский пол нам объявляют, что собраны де они теми башкирцами в одно место и вымучивают из них деньги, многих обнажили и чинят всякия надругательства».

«Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа». Рисунок Вакиля Шайхетдинова. Фото: Commons.wikimedia.org

Об открытых столкновениях Салавата Юлаева с регулярными войсками обычно пишут примерно следующее: «Правительственные отряды были лучше вооружены, и восставшим пришлось отступить». Реальность была несколько иной. По качеству вооружения обе стороны более или менее соответствовали друг другу: башкирам удалось захватить арсеналы некоторых небольших крепостей. По численности отряды Юлаева почти всегда превосходили правительственные войска. Результат же иной раз оказывался таким, как в донесении подполковника Ивана Рылеева: «Будучи ж в марше, повстречался со злодеем башкирцом Салаваткою, у которого было злодейской толпы до трёх тысяч человек, и имел с ними прежестокое сражение. Но храбрыми ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись. Оставивши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакого не было».

О том, какая память сохранилась об этом герое среди его соплеменников, можно судить по тому факту, что Салават Юлаев изображён на гербе Республики Башкортостан. А можно и по словам башкирского старшины Кулея Болтачеева : «Когда уже злодей Пугачёв был пойман и находился под караулом, а потом и все тамошние селения пришли уже в должное повиновение, то и тогда оный Салават от произведения своего злодейства не отказался. И, набрав подобных себе бездельников, чинил разорения, столь громкие, что имя его, Салавата, в тамошних местах везде слышно было».

Салават Юлаев.

Это не историческое исследование.

Вот что я знаю или вы знаете про так называемых бунтовщиков в Руси?
Себе ответьте кратко.

Сам себе задал вопрос этот.
Ответил сам себе - немного, ничего почти, кроме имен.

Читал не только Википедию. Ей не получается доверять. В ней часто спорное, что нужно перепроверять и лишь как затравка для поиска. Начал было с поиска имен, которыми называют башкиры детей своих. Узнал, что были башкиры у печенегов мощным крылом и у чингизидов (условно - азиатов, неких "татаро-монгол") ударной силой, после того как башкиры с булгарами в крошку разгромили непобедимые войска Чингизхана. А потом половцев уничтожать пришли с неким Батыем. Я прочитал, что все те же самые набеги сделал дедушка Александра - Всеволод Большое гнездо, до мифических татаро-монгол. А немецкие историки все перевернули при Петре номер первый с его приказа и летотописи и так врушие и те все уничтожили или искорежили. Ну не было татаро монгол как могучего войска в русских землях, не было, были зарвавшиеся в междуусобойках князи, бояре, церковники - власть.

Вот как это так?
Это было единственным поражением непобедимого Чингизхана. Знайте это было от воинов башкир и булгар. Да, они рядом всегда были и друг друга поддерживали. А в Башкирии живет сейчас очень много татар - булгар. Татары сейчас составляют существенную часть Башкирии - это так. И многие башкиры говорят на татарском языке, он мало чем отличается от башкирского языка. Турки и те понимают башкир, если говорить медленно.

Это поражение Чинчизхану не должны были простить его противники. Вот значит и был он навсегда "на печи".

Кто такой Батый и Бату? Да не знает никто.
Как из пальца история о нем высосана. Ты хоть что то знаешь?
Батый пришел лишь через 13 лет, после того как Чинзизхана опустили и отпустили башкиры и булгары боем. Это было его единственное поражение - от воинов из булгар и башкир. Но почти никто это не знает и не верит.

37 лет не могли покорить немногих башкир этот мифический "миллион" - "чинчизиды". Видимо не покорили, могли предложить лишь воинство воинам.

Очень не понятно из истории понаписанной как это некий Бату, Батый пришел с кипчаками, с теми же самыми, кто до этого разбили войска Чингизхана в крошку и отпустили его самого и воинов его лучших Субедея и Джебе домой, а не прикончили на месте.

Не монголы пришли, а кипчкаки тогда пришли, защищаюшиеся от постоянных нападений с Азии и половцев, защищаемых киевскими князями, породнившихся с половцами. Да тот же Долгорукий испачкался родней с половцами и именно с ними нападал на булгар и уничтожал и сжигал их города и селения и их всех под корень. Выжили те, кто у башкир был, к ним Долгорукий не посмел соваться.

История понаписанная настолько мутна. Невозможно узнать. Всеволод Большое Гнездо сделал походы по усмирению зарвавшихся князей тем же самым маршрутом, что и Батый. Есть факты об этом. Я не знаю то, что было тогда. Видимо Александр Невский позвал кипчаков на войну с половцами. Его дедушка уже громил, или присоединился к ним потом, мог быть назван Бату, Батыем у степняков, а у других другим по имени. Если не звал, так пришли башкиры и с булгарами сами уже мстить половцам прикончить их бля*ские и кровавые свистопляски с князями и боярами во главе. Половцев прикончили и ушли. Какое золото то в этих, покоренных ими городах? Какая награда? Пройди мимо и плюнь - это нищета. Это все нищие города-деревни были, а Киев был сожжен уже не раз и дырявые стены были уже за несколько лет до нападения якобы татаро-монгол. 20 лет эти напавшие дань не брали. Так не бывает. Берут все и сразу напавшие. А как это? Вы то хоть мне объясните безжадность напавших. я не верю немецким историкам, описавшим эти все события. Иначе бы про Александра Невского и слов бы не знали. Если им верить, то миллионая машина уничтожала города и деревни от тысячи до трех, пяти города. Ну это же смешно. А в них воинов то сколько - триста с топорами?

Когда искал вопросы про башкир, то совсем увяз в искаженной истории Руси и истории о татаро-монголах. Вопрос то простой и ясный у меня был - кто такие башкиры?
Что-то нашел.
Меня вытянула из мути болота существующих противоречивых исследований простая мысль - башкиры тогда жили и сейчас живут, сохранив свое. Живут с испокон веков. Не были никогда крепостными. И потомки тех башкирских племен, что жили веками до мутного в истории Рюрика и сегодня живут.

Если ты любой национальности и веры, с добром придешь в гости в башкирскую или татарскую деревню, Они рядом, то тебя и бабушки примут, надев красные платки с узором вышитым их руками, да так, как про меж добрых башкир принято. Уж от кумыса и от конины не отказывайся.

Сошлюсь на Википедию лишь как на лица, даты. Да и пишушие меняются. Я не доверяю им, но прочитал.

Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, Русское царство - 6 июня 1671, Москва, Русское царство) - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов...
(Википедия)
То есть говорят, что один год Степан Разин бунтовал, поддержанный немалым количеством людей. И утопил не а как бы какую то врагиню, а он свою настоящую жену, жену законную он свою утопил.
Емельян Иванович Пугачёв (1742 - 10 января 1775, Москва) - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России.
(Википедия)
То есть говорят то, что был бунт и междуусобная война, организованная Емельяном Пугачевым, поддержанного немалым количеством людей.

Мне в школе говорили, что Разин и Пугачев освободителями крестьян были.
Где многочисленные не деревянные и не из разрушающегося цемента памятники Степану Разину и Емельяну Пугачеву от донского люда? Один?

Салават Юлаев (башк. Салауат Юлаев; 16 июня 1752 - 8 октября 1800) - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг.,пишут, что встал на войну одновременно. Поэт-импровизатор (сэсэн). (Из Википедии). Запомните Салават Юлаев не сподвижник Емельяна Пугачёва, ему пришлось выйти на бой, но самостоятельно. Другие просто ушли, испугались, часть мощных ханов башкирских тогда ушли с войсками в сторону.

Поэт поэтом, но целый год его не могли победить, уничтожить организованные и обученные войска царского государства. Салават не воевал против царя. Он знал, что его народ присягнул Ивану IV-му, послав своих послов с подарками как потомку Чингиза. И царь и хан Иван IV-тый, потомок Чингизхана по матери помнил, что Чингиза не убили башкиры, а отпустили домой, отпустили не убив, во свояси.

А вы не знали этого? Вы что думали что просто так все было?

Салават Юлаев не стоял за войсками Пугачева. Он был самостоятельной боевой силой. У него были свои воины - боевая легкая и подвижная конница с саблями, без пушек.
Насчет бунта Салавата Юлаева - его вынудили встать на бунт не против власти, но против тех, кто, прикрываясь властью обокрал, отобрал земли и природные ресурсы у башкир в Зауралье до тюменских (именно они и прикончили вора и бандита эту суку Ермака) там, где сегодня магнитогорская и челябинская области, там, где исконные земли башкир были – земли, право на свободное владение на которые подтверждены были и Чинчизханом, и Иваном IV-м (Грозным).

Любые воины с Азии и с Руси заходившие не с миром, но с мечом к башкирам, захлебывались своим нападением по горло, если оно оставалось. Может быть слишком жестко сказал, но это так. И потери были.

"В 1772 г., когда Юлай Азналин находился с русскими войсками в мятежной Польше в должности начальника одного из отрядов башкирского полка, его сын Салават временно исполнял обязанности волостного старшины. В октябре 1773 г. Салават Юлаев был направлен отцом во главе отряда башкир шайтан-кудейской волости (95 человек) на стерлитамакскую пристань, где уфимские власти формировали большой отряд «инородцев» для борьбы с Пугачёвым. Салават двигался не спеша и, когда через две недели достиг наконец Стерлитамака, до которого было всего 400 км, с ним пришли только 80 человек. Можно предполагать, что Салават уже выбрал для себя путь, которым пойдёт, что отразилось и в связываемых с ним песнях и преданиях. 15 конников были разосланы им по дорогам и зимовкам для разведки и призыва башкир к восстанию. «Со всех башкирских селений я получил известия, - запомнил народ одну из речей Салавата. Башкирские - Бурзянцы, тамианцы, тамауровцы, усергенцы, табинцы, катаевцы, зюрматинцы и кипчакцы - все поголовно... хотят восстать». Действительно, вскоре из стерлитамакских команд началось бегство. А когда 7-9 ноября пугачёвские военачальники Овчинников и Зарубин громили генерала Кара, башкиры не оказали тому помощи. 10 ноября отряд Алибая Мурзагулова, в котором находились и шайтан-кудейские башкиры, у деревни Биккуловой перешёл на сторону Пугачёва. Так началась повстанческая деятельность Салавата."http://enoth.org/enc/2/6.html
(Замечу, что от Уфы до Стерлитамака менее 100 км, а вовсе не 400 км. Вот так историю пишут историки.)

Как наказала государственная власть Руси Степана Разина и Емельяна Пугачева вы знаете - это даже словом жестоко назвать невозможно.
У меня вопрос. Почему Салавата Юлаева не подвергли тому мучительному физическому уничтожению, четвертованию, отрубанию... и вывешиванию остатков тела и головы отрубленной на глазение, гниение, не подвергли тому, чему подвергли Разина и Пугачева?

Его - Салавата Юлаева - поэта и воина ослепили.

Девятнадцатилетний Салават Юлаев воевал лишь чуть больше года, командуя небольшим войском всадников. Его войско и он сам воевали против регулярных, хорошо обученных войск против войск Суворова, его учеников, вооруженных ружьями и пушками, воевали против самой тогда лучшей армии мира с военной стратегией и тактикой Суворова.

Чуть больше года воевать..., тебе это не понятно сейчас что это такое, ты бы и день там, на той войне не прожил бы.

Салавату Юлаеву люди дали не только провиант и лучших коней, дали своих сыновей в добровольное ополчение, хотя и знали отцы и матери, что отдают детей своих на смерть в бой. В бой за свои родные земли, а не на авось. Ни один один бой с войсками Суворова им не был проигран. Потери были и жестокие, но побеждал Суворова всегда.

Отвлекусь в подробности про башкир, в то, что сам смог узнать. Могу ошибаться. Хотя знаю, что так никто не писал.
Что я узнал, прочитав многое и противоречивое и какие выводы сам сделал и что хочу главное сказать тем и делюсь.

Сейчас принято использовать термин-приставку когда говорят о племенах 10-го века Руси - "прото" (протославяне, протобашкиры, протобулгары, протоказахи).
Башкиры - союз многих разных самостоятельных племен живших всегда в доброседстве с булгарами и с племенами до Тобола и Иртыша. В пещерах башкир есть рисунки динозавров.
О башкирах упоминают восточные историки за века до мифической личности, описанной под именем Рюрик. Надо же, торговцы европейские послали изучать торговые пути Руси-Тартарии и забуквовали навсегда в письменах своих кого-то, когда писали про первых русских князей - про воинов, охранявших князей, про воинов в шапках с лисьими хвостами. С лисьими хвостами в шапках с испокон веков только башкирские воины ходили без железных шлемов русских. (У Салавата Юлаева на памятнике Тавасиева именно лисьи хвосты.) То есть знали ханы-князи ханов башкир, друг друга и очень хорошо знали.
Раскопки сегодня проводимые в Уфе показали, что как поселение-город Уфа существовал еще уже в V веке. Только уничтожали его не раз. Это же не каменный город, который кочевым башкирам не нужен был. Город Уфа = зимний стан, куда собирались и стратегическая точка. И он снова восстанавливался не раз. Город стоит на горе и вокруг трех рек и лесов непроходимых тогда. Попробуй врагу придти просто так незамеченным. Встречали кого-то саблями, кого-то дружбой.
А что, до посланников европейских торговцев там и до Рюрика, в тех землях, что за булгарской землей начиналась (от нынешней Татарии) до Тобола и Иртыша - там жизнь не была? Смешно. Посылали европейцы своих шпионов в Русь и приволжские земли и зауральские, где безопасно ходить могли, их фактически этих шпионов как-то не убили, пока они там шастали, хотя они написали именно про себя, что им охрану выставляли, когда они уж сильно в лес хотели зайти они же написали, что мол, извините князи поссать поодиночку не ходят. Так это же шпионов европейских, когда они выходили в лес охраняли воины, чтобы европейские шпионы не только не обоссались от страха, но и совсем не обделались и выжили по дороге. Они - ну что же о них думать, о гадах, если русскую баню лютой пыткой описали. Мы поссать, если на дороге приспичило, то выходим вдвоем и что?

А почему это вор и разбойник Ермак со своими удалыми ворами не полез с войной к башкирам? Это же по пути его было через земли башкирские до Сибири? Башкиры как и сибирские племена тоже были тогда ослабевшим Ногайским ханством, где башкиры были наняты ханами как воины и лучшие. Да исчез бы сразу бы Ермак с ворами своими и историю бы не написали о нем, если бы полез воевать к башкирам. Ермак не посмел к башкирам лезть. Он полез воровать в ослабленные постоянными разорительные нападениями-войнами с азиатами - ханов узбеков, туркменов, таджиков, киргизов и прочих в тюменские земли. Это для вас сейчас они ничто. Тогда воины и нападающие жестоко и беспощадно, живых не оставляли.
Знайте - прикончили вора и разбойника Ермака сибирские воины и башкирские воины, полезшего к тюменским соседям воровать и убивать - прикончили. Бой был, но не как в советском фильме от художника.
Похоронили этого как воина. Никто не знает где, чтобы не тревожили. А фильмы и тексты про Ермака - это так гавнецо, красивости при СССР создали про вора и разбойника для агитации пионеров и малодушных.

Что сделал Разин? Свои интересы личные. Умело. Как пахан. Втравил. Но ума то не хватило победить. Известен лишь тем, что свою не рабыню, а уже законную жену убил. Убил на радость тварям свою жену.

Что сделал Пугачев? Свои интересы личные. Умело. Как пахан. Втравил. Погибли многие люди. Но ума то не хватило победить.

Племена башкирские:
древнебашкирский (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.),
ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.),
булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.)- булгары,
огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк),
кыпчакский (канлы, кошсы, сальют, бадрак, мин, миркит, и др.),
ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы),
пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, казахами, калмыками, каракалпаками, и др.)
(http://traditio-ru.org/wiki/Башкиры)

К этому перечислению вы внимательнее отнеситесь чуть чуть. То есть населяли Башкирские земли тогда населяли кипчаки, булгары (татары), финно-угры, огузы, ногайцы сибирские, казахские племена. Была и сильная родовая связь с кипчаками. Те самые, что у Батыя были главной силой против половцев. Те, кто своми жизнями их уничтожил эту их двухвекововую смертельную пляску в Руси. Что-то понятнее вам станет когда вы будете читать замысловатые и противоречивые исследования разных историков. Например про "татаро-монгол", которых не было. Были другие - кипчаки - но двумя походами, двумя зимами и неотвратимо прикончили половцев навсегда.

Был поход кипчаков и булгар с Батыем не на Русь, но против половцев. Развеяли войной всех половцев и домой тут же вернулись. Но потери в войне против половцев были среди башкир и булгар, казахов были очень жестокие. Умелых, таких же умелых как они воинов - половцев кипчаки уничтожили своими жизнями, которых русские князи со своими войсками не могли уничтожить два века, породнились с ними.

А вы не задумывались почему это Иван IV-тый (Грозный) потом не завоевал, а оформил с подарками богатыми союз с башкирским государством, а не с племенами, типа диких индейцев?
Почему Иван Мудрый поставил там крепость в Уфе? Да от нападений азиатов. То же самое Оренбурге поставил - башкирская земля была, но на нее азиаты нападали. Или вы не знали об этом?

Я пишу о башкирах. Племена эти - гордость башкир, их знают, но не выпячивают. Потомки тех «протобашкир» и сейчас живут. Живут открыто и дружелюбно, принимая в себя других.

Уничтожены были многие башкирские люди от с нападавших с Азии.

Некоторые башкирские племена из тех - это только несколько деревень сегодня, но они именно те, кто известен в истории Руси как крыло у печенегов, как ударное крыло чингизидов, уничтоживших неуемных половцев в Руси, как ударные воины у Кутузова, пришедшие в Париж. Это и те воины, кто головы свои сложил в войне с фашистами. Это и те, кого особенно любили направлять в Афган, в котором они воевали и строили школы и детсады детям. Строили школы и погибали. Мне же они сами сказали, там побывавшие, что любезные узбеки, таджики, киргизы там тогда не строили ничего и в бой особенно не шли и не помогали - жили обособленно, своими "кружками". Мне так сказали те ровесники, кто там был из Уфы. В Чечню башкирских пацанов и взрослых милиционеров отправляли на бойню. Хоронили. Встречали выживших.

В Афганистане, Чечне, Абхазии принимают башкир. Принимают. И приглашают в гости сейчас.

Если вы думаете, что каждый, кто сидит на коне с саблей, то он уже воин, то вы ошибаетесь. Ошибся жизнью, описанный Львом Толстовым Петя Ростов. Жестоко ошиблись и те, кто нападал на башкир. Они думали, что на пастухов нападают, их головы так и продолжали думать, когда их тело лишалось головы башкирскими пастухами.
Не зря на памятнике Тавасиева Салават с плеткой, а не с саблей. Башкиры жили в мире и добрососедстве с соседями - булгарами, казахами, зауральскимими и сибирскими племенами.

Итак главное, что хотел написать:

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Началась воровская колонизация башкирских земель за Уралом. У Юлая Азналина купцом Твердышевым незаконно была отнята исконно башкирская земля под Симской завод, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирского корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев Емельяна Пугачёва, поверив его обещания вернуть им украденные у них земли. (Город Сим = башкирская территория В.И. Лениным был отведен в Челябинскую область.)

До этого были попытки судебного решения вопроса об этих землях. Были. Но суд земли не вернул башкирам.

Отец Салавата Юлаева - Юлай Азналин воевал за Россию с Польшей, возглавляя 3000-й отряд башкирской конницы, направленной воевать в 1772 году в Польшу в помощь русской армии. Башкирские конники под руководством Юлая участвовали в сражениях вместе с русской армией под Варшавой, Вильно и других местах. После боевых действий Юлай Азналин был удостоен специальной награды - «Воинское малое знамя». Награду, полученную за мужество и отвагу, Юлай передал своему сыну Салавату Юлаеву. Для Салавата награда отца, как семейная реликвия, была предметом особой гордости. Википедия.

«В середине XVIII в. начинается активная заводская колонизация территории Южного Урала. Столь интенсивная экспансия не проходила бесследно для коренного населения. Строительство заводов сопровождалось незаконным изъятием у башкирских общин огромных земельных участков.» Википедия - статья Юлай Азналин.

Суворов, его ученики обеспечили это коварно - поражение Салавата Юлаева. Семья Салавата Юлаева - его жены и дети были схвачены в качестве заложников и ему условие поставили слишком жестокое.
До этого Салават Юлаев просил родственников и друзей обратиться с ходатайством в губернскую канцелярию и в Сенат, «чтоб государевы рабы у подчиненных во услужении не были».
Восстал он - "чтобы государевы рабы у подчиненных во услужении не были".
Какая у Салавата Юлаева, потомка народа, жившего на своей земле за века до мифического Рюрика, у сына народа не бывшим никогда крепостным, присягнувшему навсегда народу русскому была классовая борьба, кроме желания вернуть свою землю украденную, землю, право на которую подтверждали и Чинчизхан, и Иван IV (Грозный).

А вы задумывались хоть раз о том, как возникли Оренбургская и Магнитогорская, Челябинская области, внутри того, что было исконно башкирским? Не задумывались. Это было башкирским.

"Памятники Салавату Юлаеву:

Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т.П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах - в Салаватском районе в 1952 году.
В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски.
В Уфе 17 ноября 1967 открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С.Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.
Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году. Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева), Сибае, Аскарово. В Красноуфимске 28 июня 2008 года был открыт памятник национальному герою, который был установлен на улице Салавата Юлаева.
Именем Салавата Юлаева названы:
город Салават в Башкортостане
Салаватский район в Башкортостане
хоккейный клуб «Салават Юлаев»
ледовый дворец спорта в Уфе
улица и проспект в Уфе
улица в Челябинске
улица в Магнитогорске
улица в Ишимбае
улица в Кургане
улица в Казани
улица в Кумертау
улица в Белебее
улица в Оренбурге
улица в Стерлитамаке
улица в Давлеканово
улица в Салавате
улица в Лянторе
улица в Бузулуке
улица в Аше
улица в Снежинске
улица в Донецке
улица в Кривом Роге
улица Салавата Батыра в Октябрьском
улица в деревни Новоусманово в Бурзянском районе"
(Википедия)

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения. Башкиры приняли огромную эвакуированную Русь и Беларусь и Украину в себя во время Великой Отечественной войны, когда фашисты напали. Приняли не только станки заводов. Приняли к себе людей. А сами сопли ели от голода тогда.

Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
Мало кто знает, что в честь Салавата названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины. Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.
Генерал Шаймуратов во главе башкирской 112 конной дивизией освобождал Луганскую область от фашистов. Там и погиб. В Городе Петровске школа названа его именем.

Вот такие татаро-монголы оказывается.

Галим Фарзтдинов

Юноша, произведенный в бригадиры его войска в 20 лет, стал не только исторической фигурой, но и легендой. Хотя батыр и поэт воевал меньше 2 лет и встретил смерть на каторге, без него башкирская культура выглядела бы совсем иначе.

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Крестьянская война и восстание

Когда Емельян Пугачев поднял восстание и начал Крестьянскую войну, его сторонники вели агитацию в башкирских войсках. В результате 10 ноября 1773 года Салават Юлаев вместе с отрядом в 1200 человек не стал выступать против войска самозваного «Петра III», а перешел на его сторону. Так же поступил и отец будущего героя.



Особенности жизни