Чем отличается левша от правши, в чем разница? Чем отличаются левши от правшей, и почему их нельзя переучивать.

Левша - человек, который пишет, ест и делает другие вещи левой рукой. Такое простое определение можно дать, если глубоко не вникать в вопрос. И оно будет справедливо, но только отчасти. Умение управлять левой рукой лучше, чем правой - это только видимая часть айсберга, у которого, как известно, девять десятых находится под водой. И у левшей тоже самое. Делать что-то левой рукой ­- это далеко не единственное, что отличает левшей от правшей. Здесь более интересны процессы, происходящие в глубине организма, в самом центре нервной системы - мозге!

Определение правши и левши

Правши - правшу иногда называют праворуким. То есть у такого человека ведущая, основная рабочая рука - правая. Она ловкая, умелая, разработанная и может выполнять более сложные действия, нежели левая конечность. По статистике на планете земля от 85 до 90 процентов правшей, что определяет их как доминирующее население. Что касается нижних конечностей, то быть правшой еще не означает, что ведущая нога тоже будет справа. К примеру, многие праворукие используют левую ногу как ударную в футболе. С точки зрения нейрологии у правшей правое полушарие мозга отвечает за образность мышления, а левое за логику.
Левши - или леворукие представители человечества. Здесь, исходя из определения, ведущая рука левая. Учитывая то, что таких людей на планете всего 10-15 процентов, с леворукостью связано множество интересного и даже необъяснимого. Для начала стоит отметить, что нейрология определяет иную роль полушарий мозга, чем у правшей. Левши левым полушарием мечтают, а правым решают математические и логические задачи.
Почему люди становятся левшами? На этот счет есть множество теорий и пока ни одного четко проверенного факта. Среди гипотез:
однояйцовость близнецов во внутриутробном развитии;
длительная травма правой руки и вынужденное переучивание на левую сторону;
большие дозы тестостерона во внутриутробном развитии;
просто адаптивная реакция на перемены во внешней среде.

Ученые давно знают, что изначально первобытные люди одинаково хорошо владели обеими руками. Затем, не понятно по каким причинам, произошло смещение в одну сторону (правую). Тем не менее, считается, что навык владения обеими руками в одинаковой степени может быть специально развит.
Интересно, что в советские времена левшей в школах насильно переучивали на правую руку, в силу всеобщей стандартизации общества. Подобное и сейчас происходит в ряде стран.
Во многих странах мира стремятся защищать права левшей. Выпускаются дверные ручки, бытовые приборы, различные приспособления в которых учтено использование левой руки в качестве ведущей.
С историко-лингвистической точки зрения само слово «правый» означает - правильный, а «левый» - выражает нечто плохое. С такими явлениями можно столкнуться в русском, английском, французском и китайском языках.
С интеллектуальной точки зрения леворукие ученики имеют более высокие оценки, что подтверждено соответствующими исследованиями, а также считаются более талантливыми, нежели правши. Среди левшей есть такие известные личности, как: Юлий Цезарь, Джордж Клуни, Барак Обама, Уинстон Черчилль, Наполеон Бонапарт и многие другие.

ImGist определил, что разница между правшами и левшами заключается в следующем:

У правшей ведущая рука правая, а у левшей левая.
У правшей правое полушарие отвечает за образы, а левое за логику, тогда как у левшей все наоборот.
Правши воспринимаются обществом привычно, поскольку их намного больше, а левшей меньше, поэтому во все времена к ним было неоднозначное отношение.
Правшей никогда не переучивали в школе на левую руку, а вот левшей на правую в ряде стран - да.
С точки зрения лингвистики в большинстве языков право, правый - означает нечто положительное, а левый или лево - отрицательное, негативное.
В среднем интеллект правшей несколько ниже, чем у левшей.

Справка:
Левое полушарие мозга отвечает за:

- конкретное мышление

- математические вычисления

- правую руку и правую ногу

- речь

- правый глаз и правое ухо

- чтение и письмо

- двигательную сферу Правое полушарие мозга отвечает за:

- абстрактное мышление

- образную память

- левую руку и левую ногу

- ритм и восприятие музыки

- интонации

- левый глаз и левое ухо

- ориентировку в пространстве

- чувственную сферу

Левша использует левую руку намного чаще, чем правую, то есть пользуется ею, когда ест и готовит пищу, пишет и делает другие повседневные дела. Вопреки всеобщему мнению, различия между правшами и левшами не ограничиваются только тем, какой рукой человек пишет.

У левшей иначе работает мозг, потому что сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за творчество. То есть у правши доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую часть тела, а если доминирует правая часть мозга, отвечающая за левую сторону тела, человек становится левшой.

Степень доминирования одного из полушарий может быть сильно выраженной, то есть человек может быть «стопроцентным» правшой или левшой, и слабо выраженной, то есть может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, например, но ведущая рука - правая.

Причины леворукости

Наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам. Вероятность появления ребенка-левши, если оба родителя пользуются левой рукой, достигает 46%. Установлено, что гораздо больше шансов родить левшу у возрастных матерей. Также есть теория, согласно которой, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках могут повлиять на развитие мозга ребенка, в результате чего он может стать левшой. Иногда таким детям очень сложно владеть и правой, и левой рукой. Также могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Тест на леворукость

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо - «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Не переучивать!

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.

Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.

В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши - это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Как помочь ребенку-левше?

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. При изучении алфавита рекомендуется опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул и так далее.

Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. При этом почерк у детей-левшей имеет наклон влево, либо может не иметь его совсем.

Рабочее место левши должно быть организовано особым образом. В школе такой ребёнок должен сидеть слева от соседа, чтобы не сталкиваться при письме локтями, и как можно левее от доски, чтобы ведущие глаз и ухо были направлены к источнику информации. , свет должен падать справа. Тетрадь же должна лежать с наклоном вправо, а правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

«Левые» линейки, ручки и точилки

Для левшей продают специальные письменные принадлежности: точилки с резьбой против часовой стрелки, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и даже линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.

Производители многих товаров стараются ориентироваться не только на правшей, но и на левшей, заметно облегчая им жизнь.

В частности, кухонные ножи европейского стиля являются симметричными. Для левшей есть также специальные штопоры, компьютерные «мышки» и клавиатуры, хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты.

Кто из известных людей был левшой?

Некоторые исследования доказывают, что умственные способности левшей структурированы по-другому, они имеют расширенный диапазон способностей, более склонны к творчеству.

Среди левшей много выдающихся ученых, поэтов и композиторов, политических деятелей: , Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Бенджамин Франклин, Принц Чарльз и Принц Уильям, Генри Форд, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фридрих Ницше, Сергей Прокофьев, Иоганн Вольфганг фон Гете, Франц Кафка, Мирей Матье, Джими Хендрикс, Пол Маккартни, Николо Паганини, Диего Марадона, Пеле, Рафаэль Надаль и .

Александр Пушкин, Марк Твен писали именно левой рукой. Писатель Николай Лесков, прославивший умельца Левшу, который ноги блохе подковывал, сам тоже был левшой.

Много левшей и среди политиков: Александр Македонский, Махатма Ганди, Бонапарт Наполеон, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро, королева Британской Империи Виктория.

Многие законодательные акты США подписаны левой рукой президентов, среди которых Авраам Линкольн, Джордж Буш старший, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Барак Обама.

Такие актеры, как Чарли Чаплин и Мерлин Монро, Брюс Уиллис, Деми Мур, Джулия Робертс, Киану Ривз, Вупи Голдберг, Николь Кидман, Билл Мюррей и Том Круз также левши.

В школьные годы понятие «левша » у меня ассоциировалось именно с большим талантом, лесковским Левшой. Надо же, подковал блоху! Одной левой!

Сегодня я знаю, что леворукие люди существовали всегда и везде . С ними даже связано множество легенд. Например, в Древней Греции считали, что левша способен приносить счастье , ведь он состоял в родстве с богами. Почти так же полагали китайцы и индусы. Это очень редкий пример, когда левшей признавали хорошими людьми. Древние германцы, сравнивая левшей и правшей, нарекали первых неумехами за неумелое обращение с оружием и инструментами. Их обвиняли в пособничестве дьяволу и колдовстве.

Так кто же они? Чем они интересны? В чем отличие ? Давайте разбираться вместе с сайтом для мам .

Левша — кто он?!

«Левшой» называют в народе человека, у которого левая рука обладает доминирующей активностью . Есть мнение, что у этих людей правое полушарие мозга намного сильнее развито. Оно контролирует образное мышление и память. Собственно, этим левши отличаются от правшей, у которых доминирует правая рука.

Было время, когда детей, бравших ручку левой рукой и начинавших писать, насильственно переучивали , принуждая их писать только правой рукой. Впоследствии такая практика была прекращена. Ученые мужи пришли к выводу, что насильственное переучивание детей с доминирующей левой рукой даже вредно . Оно противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и всяким другим негативным явлениям.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Некоторое время назад я задавал примерно такой же вопрос нейропсихологу, доктору психологических наук . Привожу выдержки из ее ответа:

Да, оба полушария мозга имеют разные стили работы. Да, у взрослых и детей имеются индивидуальные различия, и, в частности, они могут предпочитать разные стили работы. Но что, как правило,не учитывается в популярных изложениях принципов работы мозга – это изменчивость функциональных систем мозга, его пластичность, вероятностный характер психического развития. Близкие результаты могут быть получены разными средствами.

Так, нейропсихологическое исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры (люди без выраженного предпочтения правой или левой руки). При этом правши чаще всего проявляли высокие волевые качества и упорство в решении задач, а левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличались повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности (Ж.А. Лукьянчикова, 2006). Опытный нейропсихолог говорит лишь о тенденциях в проявлении эмоционально-волевых качеств, она не делит школьников на левополушарных и правополушарных и подчеркивает, что дети в обоих концах континуума левшества-правшества могут быть успешными математиками. Это миф, что можно определить по одному тесту доминирование того или иного полушария и связанную с ним специфику когнитивных и эмоциональных процессов, профессиональные и личностные предпочтения.

В чем же специфика работы левого и правого полушария у взрослых? Ученые отмечают, что моторные и сенсорные (воспринимающие информацию) области больше представлены в левом полушарии, ассоциативные зоны - в правом; и что в левом полушарии наблюдается преобладание внутрирегиональных коротких связей, а в правом – длинных межрегиональных. Эти особенности полушарий определяют, что задачи межсенсорной интеграции лучше решает правое полушарие, а левое хорошо справляется с задачами, требующими точности движения или восприятия.

Двум полушариям соответствуют две стратегии переработки информации: аналитическая (последовательная) у левого полушария и холистическая (параллельная) – у правого. Это объясняет, почему правое полушарие успешнее решает новые и хорошо упроченные (автоматизированные) старые задачи, а левое полушарие – новые варианты старых задач, предъявляющие требования к компактности хранения и точности извлечения из памяти.

Еще один миф связан с тем, что правое полушарие начинает работать сразу с момента рождения, а левое, якобы, развивается постепенно. Не работающие нервные клетки не получают достаточно питания и погибают, так что весь мозг работает с самого начала. Что же касается разных стратегий работы, то ученые спорят, когда в полной мере актуализуются эти стратегии, но ясно, что предрасположенность к ним закладывается до рождения. Близкий к предыдущему миф говорит, что за доминированием в раннем детстве правого полушария следует доминантность правого. Исследования электрической активности мозга свидетельствуют о циклических сменах доминантности. Смены доминантности можно проследить на примере развития речевой функции.

Как известно, у взрослых правшей доминантно по речи левое полушарие (у амбидекстров и левшей речевые функции распределены между левым и правым полушарием). Однако интонация и смысловая цельность высказывания зависит от функций правого полушария. У новорожденного звуки речи вызывают большую активацию левого полушария, а звуки музыки, интонационный контур фразы – правого. Эти данные интерпретируют как свидетельство генетической предрасположенности левого полушария к обработке быстрых акустических изменений, в частности, звуков речи, и правого – к изменениям более длинных сигналов. У детей 13-17 месяцев различия в мозговой реакции (связанные с событиями потенциалы) на знакомые и незнакомые слова были двусторонними с несколько большей активацией справа. К 20 месяцам различия обнаруживались только в левом полушарии. Более того, 20-месячные дети со словарем более 150 слов обнаруживали четко локализованный левополушарный ответ, дети же со словарем менее 50 слов давали более диффузный ответ. Отсюда был сделан вывод, что быстрый рост словаря («лексический взрыв») предполагает левополушарный сдвиг доминантности для этой функции. У детей 28-30 месяцев слова открытого класса (существительные, глаголы) и закрытого класса (служебные слова) производили разный эффект, но он был симметричным. Дети 3 лет обнаруживали преобладание левосторонней активации при предъявлении служебных слов. При этом опять дети с более богатым словарем были более похожи по картине ВП на старших детей, чем дети с менее богатым словарем. На основании этих данных исследователи предполагают, что приобретение первых 50 слов по одному, а позднее такое же освоение словосочетаний и синтаксических конструкций (item-based) идет с активным участием правого полушария. Напротив, выведение правила и его применение идет с участием левого полушария (подробнее см. Ахутина и др., 2013).

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.



Особенности жизни