Что было до древней руси история. История древней руси

Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде.

По работам Д.И. Иловайского и Г.В.Вернадского, а так же и других историков 19-21 веков.

Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Романченко.

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Все мы, изучая историю нашей Родины, начинали обычно со страниц, повествующих о призвании варяжских князей во главе с Рюриком на Русскую землю, о походе Олега на Царьград и т.д. А что было до этого? Откуда возникло племя славян и руссов, неожиданно явившееся в IX веке на гигантских пространствах от Адриатического моря до Волги? Основываясь на анализе античных документов и археологических открытий,

Д.И. Иловайский выступил с утверждением, что ещё в доисторический период существовало три Руси: Днепровская (Русь),

Новгородская (Славия) и

Славия (Салау) на карте Идриси (во втором кружке слева). Черное и Азовское моря сверху.

Тмутараканская (Таманская).

В своё время славян и Русь оттеснили с Юга и из многих западных земель римляне и их потомки, дикие кочевники, татары... Поэтому, укрепляя свои границы и государственность в XVII и XVIII веках, Русь лишь возвращалась на свои исконные земли - Кубань, Приазовье и Причерноморье, Крым, устье Невы, Двину...

Из предисловия к книге Д.И. Иловайского "История России. Начало Руси."

Д.И. Иловайский (1832 - 1920 гг.) "История России. Начало Руси." 1996 г

Поколение за поколением мы с детства привыкли повторять басню о призвании Варягов как непреложный факт и отнимать у наших предков славу создания своего государства, которое, по летописному выражению, они "стяжали великим потом и великими трудами" . Мы так долго твердили сказание о Варягах, что совершенно сжились с ним. Мы ощущаем даже некоторое довольство тем, что история наша, не так как у других народов, имевших мифические времена, начинается известным годом, известным событием и таким ещё оригинальным событием, как трогательная федерация славянских и чудских народов, отправляющая посольство за море!

Правда задняя мысль на счёт неспособности наших предков к организации несколько омрачает это довольство.

Приведу столь известные слова русской начальной летописи под 862 годом:

И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

После нескольких трудов по нашей летописи (Погодина, Сухомлинова, Оболенского, Бестужева-Рюмина и др.) нет сомнения, что так называемая Несторова летопись в том виде, в каком она дошла до нас, есть собственно летописный свод, который нарастал постепенно и подвергался разным редакциям. Списатели не всегда довольствовались буквальным воспроизведением оригинала, но часто прилагали и свою долю авторства; одно сокращали, другое распространяли, подновляли язык, вставляли от себя рассуждения, толкования и даже целые эпизоды. Не нужно при этом упускать из виду также и простые ошибки, описки, недоразумения и пр. Приведу известные слова мниха Лаврентия: " оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не кляните" .

Вот почему получилось такое разнообразие списков, что нельзя найти двух экземпляров совершенно сходных между собой.
Летописный свод дошёл до нас в списках, которые не восходят ранее второй половины XIV века; от Киевского периода не сохранилось рукописи ни одного летописного сборника.
"Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити" - вот какими словами начинается наша летопись. Тут говорится о Киеве, а не о Новгороде. Положительные хронологические данные также относят начало нашей истории к Киеву. Первый достоверный факт, внесённый в нашу летопись со слов византийцев, это нападение Руси на Константинополь в 864-865 гг., в царствование императора Михаила.

Вот слова нашей летописи: "Наченшю Михаилу царствовати, начася прозываться Руска земля" . Норманнская теория придала им тот смысл, будто именно с этого времени наше отечество стало называться Русью. Но внутренний, действительный смысл, согласный с положительными событиями, тот, что в царствование Михаила имя Руси впервые делается известным, собственно впервые обращает на себя внимание, вследствие нападения Руссов на Константинополь. Может быть, наш летописец или его списатель и сам думал, что с тех пор Русь стала называться Русью. Заблуждение весьма естественное, и невозможно переносить требования нашего времени к русским грамотным людям той эпохи, то есть ожидать от них эрудиции и критики своих источников. Например, могли ли они, читая византийцев, под именами Скифов, Сарматов и т.п. узнавать в них свою Русь?

"Отселе почнем и числа положим" - продолжает наша летопись. "А от перваго лета Михаилова до перваго лета Олгова, Русскаго князя, лет 29; а от перваго лета Олгова, понеже седе в Киеве, до перваго лета Игорева лет 31; а от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33" и т.д. В этом хронологическом перечне, начало Руси ведётся не от призвания Варягов, а от той эпохи, когда Русь явно, положительно отмечена византийскими историками. Затем хронист прямо переходит к Олегу. Где же Рюрик? Почему такое замечательное лицо, родоначальник Русских князей не получил места в этой хронологии? Возможно только одно объяснение, а именно: легенда о Рюрике и вообще о призвании князей занесена в летописный свод, чтобы дать какое-нибудь начало русской истории, и занесена первоначально без года; а в последствии искусственно приурочена к 862 году.

Согласно«Повести временных лет», придя на Русь, Рюрик обосновался на Ладоге,

в то время как Синеус взял себе в подчинение Белоозеро,

а Трувор – Изборск .

Мы видели, что предполагаемых братьев Рюрика, вероятно, не существовало , но, скорее всего, он посадил кого-то из своих родственников или последователей в других городах в качестве своих наместников или вассалов. Проведя большую часть своей жизни на западе, Рюрик, должно быть, хорошо был знаком с зарождающейся феодальной системой и, видимо, был готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси. Под этим углом зрения привлекает внимание утверждение Иоакимовой летописи, касающееся организации Северной Руси под властью Рюрика, известное нам в резюме Татищева. По Татищеву, «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами». Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком. Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи» . Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг. И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании,старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю-городу с родом своим. И поидоста по Днепру...» . Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо-русской (шведской) колонии. По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой-либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя .

Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя. Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую-то реальную поддержку. Ожидать помощи можно былотолько от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше,

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю. О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели, посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того),

если мы допустим, что такой набег действительно имел место. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю. Представляется, чтокампания 860 г. была хорошо подготовлена, и для нее

было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь. Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фра кийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе. С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобыне допустить каких-либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору. 18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей,

появился перед стенами Константинополя. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города. Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы. Чотбы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной-Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери . Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год

Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом. На какое-то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.

В целой исторической литературе наверно ни одной легенде не посчастливилось как той, которую я привёл выше. В течение нескольких столетий ей верили и повторяли её на тысячу ладов. Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомню уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина и Куника. Напрасно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; это: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Каченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др. В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назову труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва. Не говорю о трудах более дробных, трактующих о норманнском периоде и о скандинавском влиянии на русскую жизнь. Что касается до западной литературы, там скандинавская система царит без всякой оппозиции; так что, если речь заходит о Русском государстве, о начале русской национальности, то они неизбежно связываются с призванием Варягов.
Уже одно то обстоятельство, что в среде учёных-историков и любителей истории никогда не прекращались сомнения в истине скандинавской теории и возражения против неё, указывает на её недостаточную убедительность, на присутствие в ней натяжек и противоречий, на её искусственное построение. И действительно, чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более выступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы. Если она удерживает до сих пор господствующее положение, то главным образом благодаря своей наружной стройности, своему положительному тону и относительному единству своих защитников; между тем как противники наносили ей удары в рассыпную, поражали некоторые отдельные доказательства; но мало трогали самую существенную её основу. Этой основой является вышеприведённая легенда о призвании князей. Противники норманистов по большей части верили в призвание или вообще в пришествие князей, сводили вопрос к тому, откуда пришли эти князья, и по этому поводу строили системы ещё менее вероятные, чем скандинавская. Известия арабских писателей .

Попробую показать несостоятельность норманнской системы по всем вышеперечисленным пунктам.

В. М. Васнецов. Варяги. 1909. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Образование древнерусского государства - ключевое событие в Отечественной истории, продолжающее и в наше время вызывать непрекращающиеся споры. Чаще всего выделяют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на «Повесть временных лет» XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считается Михаил Васильевич Ломоносов.

Предпосылки образования древнерусского государства

  1. Развитие земледелия, торговли, ремесел, промыслов.
  2. Усложнение внутриплеменных отношений.
  3. Повышение роли князя и дружины в обществе (военные и судейские функции).
  4. Борьба между племенами приводила к образованию межплеменных союзов.
  5. Стремление захватить торговые пути на Западе и Юге.
  6. Взаимодействие с различными цивилизациями (в частности, с Византийской империей), различные заимствования у них.
  7. Наличие общих языческих культов.
  8. Наличие единого врага - в конкретном случае, Хазарского каганата, которому надо было противостоять.

Этапы складывания

  1. VIII - сер. IX вв. - складывание межплеменных союзов и возвышение их центров, становление племенных княжений, появление системы полюдья (полюдье первоначально носило добровольный характер, являясь возмещением за военные и управленческие услуги).
  2. 2-ая половина IX - сер. X вв. - ускорение формирования государства, которое приходится на княжения Рюрика, Олега, Игоря.
  3. Завершающий этап (945 - 980 гг.) – установление уроков и погостов, полюдье было заменено повозом, ликвидация племенных княжений (полное) при Св. Владимире Святославиче.

Специфические черты

Характерные признаки Древнерусского государства

  1. Династическая (родовая) власть князя.
  2. Наличие примитивного государственного аппарата: дружины и наместников.
  3. Система сбора дани (система данничества - полюдье).
  4. Территориальный принцип расселения – вытеснение племенного типа расселения.
  5. Монотеизм (принятие Владимиром Святославичем христианства на Руси в 988 году).

Особенности образования государства у восточных славян

  1. Удалённость от центров античной цивилизации (и, как результат, замедление процесса складывания государства).
  2. Суровость климатических условий.
  3. Изначально древнерусское государство по своему составу было полиэтническим.

Историческое значение образования государства у восточных славян

  1. Создало благоприятные условия для дальнейшего развития ремёсел и торговли.
  2. Государство влияло на формирование социальной структуры общества.
  3. Дан мощный импульс для развития русской культуры.
  4. Началось складывание единой древнерусской народности - три ветви: русская, украинская, белорусская.
  5. Древнерусское государство было в состоянии отбивать нападение волн степных кочевников.
  6. Русь стала «мостом» экономического и торгового обмена между Западом и Востоком, то есть можно сказать, что Русь начала занимать межцивилизационное положение.

История

Двоякость

Сразу стоит упомянуть, что информации о том временном периоде, о котором пойдет речь ниже, очень мало, так как первые летописи писались намного позже этих событий. Существуют и другие источники информации о древних племенах и поселениях (археология и т.д.), но такую информацию также сложно принять на веру. Более того, и сами летописи могли быть подправлены («Историю пишет победитель»).

В частности, существуют две версии возникновения Древнерусского государства: норманская теория и анти-норманская . Рассматривать, в основном, мы будем теорию норманскую.

Призвание варягов

В. М. Васнецов. Варяги. 1909. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

До появления самого Древнерусского государства на землях восточнославянских племен постоянно имели место конфликты, военные союзы, междоусобицы. В целом, обстановка была очень неблагоприятной и беспокойной.

В частности, племена, жившие на побережье Балтийского (Варяжского на то время) моря, должны были уплачивать дань варягам. Но в 862 году они изгнали варягов и перестали платить им дань. Фактически, побережные племена стали независимыми, что их едва не уничтожило: когда на власть претендуют рода, начинаются жесточайшие междоусобицы («Мой род древнее и благороднее, чем твой!»). Именно это и привело к постоянным межплеменным войнам.

Возможно именно тогда и было решено призвать князя со стороны, возможно не потому, что те народы никак не могли решить свои проблемы, а потому что «чужой», без друзей князь был просто обязан править так, чтобы довольны были все. По сути это очень грамотный политический, если можно так выразиться, ход.

В связи с этим, староста Новгорода решил призвать князя извне, чтобы правил он всем по справедливости и соединил все враждебные племена в одно целое. Это событие получило название «Призвание варягов », произошло оно в 862 году.

862 г. - Призвание варягов

В результате править в Новгороде (первая столица Древнерусского государства) пришёл варяжский конунг Рюрик.

Князь Рюрик (годы княжения 862-879)

Х. В. Куккук . «Рёрик». 1912

968 - 969 - война с Болгарским царством. Византия послала свое посольство к Святославу. Они просили сокрушить Болгарское царство, а также заплатили золотом за свою услугу. В это время умирает княгиня Ольга. Поэтому Святослав передает княжение Киевом своему сыну - Ярополку (Ярополк правил 8 лет), а сам отправляется в поход на Болгарское царство. В результате, Болгарское царство просит помощи у Византии, которая хотела чужими руками уничтожить это царство. Но Византия медлит оказывать помощь своим давним недругам. Тогда Болгарское царство в союзе со Святославом идут войной уже на Византию.

970 - 971 - поход войска Святослава в союзе с Болгарским царством на Византию . В ходе генерального сражения войска Святослава и Болгарии были разгромлены. Хотя, по другой версии, союзные войска дошли до самого Царьграда и отступили только взяв большую дань. После Византия начала преследование уходящих армий союзных войск в результате которого сам Святослав был ранен и вынужден был подписать союзный договор. Почти все болгарские земли стали принадлежать Византии.

Смерть и наследие

Святослав погиб весною 972 при переходе устья Днепра. На него и его войско напали печенеги. У Святослава было трое сыновей - Ярополк, Олег, Владимир. В частности, при походе на Болгарское царство он распределил власть на Руси между ними. Ярополк правил в Киеве.

Начало междоусобиц

Б. Чориков. «Убийство Ярополка». Графюра из альбома «Живописный Карамзин»

Достоверно неизвестно, были ли какие-то междоусобицы до этого момента, но после смерти Святослава между его сыновьями разгорелся конфликт за главный, киевский престол.

Причина: отсутствие каких-либо законов передачи трона. Фактически, после смерти князя власть мог захватить абсолютно любой. В частности, у Святослава было трое сыновей. Без законов наследования трона все они, по сути, имели абсолютно одинаковые права на трон.

Также эту точку (смерть Святослава) можно считать началом феодального раздробления Руси. Ярополк, правивший в Киеве, напал на земли Олега. Он захватил их и убил самого Олега. Узнав об этом, Владимир на время бежал, и Ярополк, на небольшой период времени стал править всей Русью. Но потом Владимир вернулся с варяжским войском. Среди поданных Ярополка оказался предатель, который вынудил князя скрыться в городе Родне. Ярополк не смог долго удерживать этот город и был вынужден вступить с Владимиром в переговоры. В этот-то и момент два варяга (Блуд и Владимир) и убили Ярополка.

Владимир стал править всей Русью.

Князь Владимир (правление: 978 - 1015)

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Владимир , убивший своего брата Ярополка, стал христианином, а также крестил и всю Русь. Владимир также предпринял ряд походов, но все же основной его деятельностью стало укрепление государства.

Основные даты и действия

988 - знаменитое крещение Руси . Причина: Владимир заметил, что дружина, народ и многое другое завязаны на князя только узами страха. Это Владимиру очень не понравилось. Он также заметил, что местные жрецы пользуются большим уважением среди народа. Он хотел скрепить земли Руси чем-то большим, чем просто страх. И это, надо сказать, сработало. В результате крещения население, в общем, стало более образованным, произошло становление единого языка. Церковь начала искоренять совсем уже жестокие языческие обычаи.

Надо сказать, что Владимир довольно долго выбирал религию для принятия. Когда же его выбор сфокусировался на выборе христианства, у него был второй выбор - принимать систему христианства по примеру Византии, или принимать католическое христианство. В последствии, он выбрал Византийскую систему из-за ее гибкости. К примеру католическое христианство предполагало проведение всех обрядов на латыни. Византийское христианство было более гибким, обряды и молитвы были переведены на местные языки.

Кстати, примерно в это же время произошел раскол христианства. Это произошло из-за постепенного расхождения христианства в Священной Римской Империи и христианства в Византии. В итоге папа римский даже отлучил от церкви патриарха Константинополя и лишь в 2001 году были принесены извинения по поводу того события.

В целом, переход к христианству на Руси прошел спокойно. Улучшились отношения между Византией и Русью и т.д. Хотя на Руси и сохранились старинные обряды и обычаи, новая церковь либо закрывала на них глаза, либо стала считать их христианскими (проявление гибкости новой религии). Владимир совершил множество разных походов в дальнейшем. Упоминать их не обязательно (смотрите вики-страницу о князе, если интересно). Более того, Владимир даже принимал законы, а также согласовывал их со своей дружиной.

Смерть и наследие

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей - Святополк и Ярослав - почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.

У Владимира было огромное количество детей. Ознакомиться со всеми вы также можете на вики-страничке про князя.

Начало междоусобиц

У Святослава было трое сыновей. И вы уже прекрасно знаете, что они устроили на Руси в борьбе за власть. Так вот, у Владимира было 10 сыновей и 13 дочерей. Опять же следует повториться, что никаких законов передачи трона в случае смерти князя естественно не было.

В сложившейся ситуации Владимир, возможно, перед смертью хотел передать княжение своему любимому сыну Борису. Но другой его сын, Святополк , убил практически всех своих братьев, включая Бориса. Святополк стал великим князем Киевским, но не надолго (правил всего пару лет).

Но у Святополка остался еще брат - Ярослав. Ярослав выступил со своим войском против Святополка. Оба войска не решались напасть друг на друга. Первым все-таки напал Ярослав, причем в тот момент, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, а Ярослав захватил Киев.

Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение. Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. После этого Ярослав стал великим князем Киевским.

Даты, которые нужно запомнить

Даты правления

  1. 862 - 879 - Князь Рюрик.
  2. 879 - 912 - Князь Олег Вещий.
  3. 912 - 945 - Князь Игорь.
  4. 945 - 962 - Княгиня Ольга.
  5. 945 - 972 - Князь Святослав.
  6. 972 - 978 - Князь Ярополк.
  7. 978 - 1015 - Князь Владимир.

Знаменательные события

  1. 862 - Призвание варягов
  2. 882 - Объединение Новгорода и Киева
  3. 988 - Крещение Руси

Вопросы и задания к теме "Образование древнерусского государства"

  • Назовите основателя древнерусского государства.
  • Назовите основные черты образовавшегося древнерусского государства.
  • Кратко охарактеризуйте основные события княжений первых киевских князей.
  • Прочитайте поподробнее о крещении Руси князем Владимиром I.
  • Думин, С. В. Откуда есть пошла русская земля / С. В. Думин, А. А. Турилов // История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX вв. / сост. С. В. Мироненко. - М. : Политиздат, 1991. - 365 с. - С. 7-33.
  • Горский, А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства / А. А. Горский. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 368 c. - ISBN 5-94457-191-8 .Вернадский, Г. В. Древняя Русь. Гл. 8. Образование Киевской Руси (839-878 гг.) [Электронный ресурс] // Gumilevica: гипотезы, теории, мировоззрение Л. Н. Гумилёва. - Электрон. текст. данные. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv181.htm#vgv181para01 , свободный.
  • Цукерман, К. Два этапа формирования Древнерусского государства [Электронный ресурс] // Археологія, Київ: Інститут археології HAH України. - 2003. - № 1. - Электрон. версия статьи. - Режим доступа: http://www.iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/zukerman.htm , свободный.
  • Шапов, Я. Н. Крещение Руси [Электронный ресурс] / Я. Н. Шапов // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 13: Конда - Кун. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - 608 с. - С. 418. - Электрон. версия статьи. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/99943/Крещение. , свободный.

Видеоматериалы

  • Российская база знаний . История Древнерусского государства. 1: Пролог [Видеозапись] / Российская база знаний // YouTube. - Электрон. видео дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/embed/ajkmiWGpHAo , свободный.
  • Российская база знаний . История Древнерусского государства. 2: Образование Руси [Видеозапись] / Российская база знаний // YouTube. - Электрон. видео дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/embed/Sc9583D2eRY , свободный.

Краткая история древней Руси и о ее первых правителях

"Drevnyaya Rus"

История Руси, кратко изложенная в статье, расскажет о становлении русского государства, об истории названия и первых правителях.


В истории древней Руси, кратко говоря, очень много спорных и до конца неизученных моментов, что придает особый интерес ее исследованию.

  • Монголо-татарское нашествие на Русь кратко Русь и золотая орда

Самый главный спорный момент в отечественной историографии - это вопрос о происхождении русского народа. Не будем углубляться в этот очень сложный вопрос и озвучим кратко основные версии этногенеза русского народа:

1. Норманнская теория, утверждающая, что предками русов были варяги из Скандинавии или берегов Балтики;



2. Русы - это предки племени росов, издревле проживающих по берегам реки Рось. Теория была выдвинута выдающимся русским ученым Ломоносовым и в советское время считалась единственно правильной.
Период изучения Древней Руси начинается со славянских племен и образования первого государства.
До государственный период
Примерно две тысячи лет назад было известно, что север и центр Восточно-европейской равнины заселили славянские племена. Они были многочисленными и занимались земледелием, охотой, рыболовством и скотоводством. К VIII веку они стали расселяться и образовали три ветви. Восточные славяне, согласно гипотезе Ломоносова, и стали предками русского народа.

Образование первого государства на Руси кратко

Согласно самому авторитетному источнику тех лет, «Повести временных лет», не позднее IX века, а точнее, в 862 году и образовалось первое государство славянских племен. Длительные междоусобные войны и угроза со стороны хазаров и варягов привели к пониманию того, что племенам для выживания необходимо объединиться. Но чтобы управление государством было максимально справедливым, решили пригласить князя чужого рода. Им стал варяг Рюрик, а на Руси появилась первая династия правителей - Рюриковичи.

Великие князья.



История Руси, кратко говоря, полна интересных событий. Период с IX по XX века был самым драматичным и насыщенным на события. Древнерусское государство становилось сильнее, раздвигало и укрепляло свои границы, одновременно защищаясь от множества сильных врагов. В этот период Русью правили самые яркие и знаменитые князья.

После смерти Рюрика, государством стал управлять князь Олег, до взросления Игоря, малолетнего сына погибшего правителя Руси. Он организовал поход на Киев, против правящих там варяжских князей Дира и Аскольда. Захватив город и убив князей, Олег сделал Киев столицей Древнерусского государства.
Затем Олегом были подчинены славянские племена северян, древлян и некоторые другие. Также он организовал в 907 году первый поход на Византию. Олег добился от византийского императора выплаты ежегодной дани, и как напоминание об этом, прибил свой щит к воротам столицы Византии.
После загадочной гибели Олега от укуса змеи править стал представитель рода Рюриков, Игорь. Он повторно завоевал взбунтовавшихся древлян, совершил неудачный поход на Византию и погиб от руки древлян во время попытки взять с них дань повторно.



Князь Святослав

Один из величайших защитников Руси, князь Святослав всю жизнь посвятил укреплению государства и охране ее рубежей от многочисленных врагов. Он воевал против Хазарии, Болгарского царства, Византии, уничтожая ее врагов и расширяя границы государства. Почти все походы Святослава были успешными. Погиб он от руки печенегов, попав в засаду при возвращении домой после заключения долгожданного союза с Болгарией. Гибель князя привела к длительной междоусобной войне между его сыновьями.

Князь Владимир

Правлением Владимира, сына Святослава, заканчивается период становления Древнерусского государства. В отличие от своего знаменитого отца, Владимир совершил мало завоевательных походов, но сделал очень много для укрепления государства. Прежде всего он известен крещением Руси в 988 году. Этот шаг преследовал две цели - благодаря принятию новой веры Владимир сумел объединить свое государство под эгидой новой идеи, одновременно заключив союз и наладив добрые отношения с Византией, являвшейся самым могущественным государством в регионе. Этот процесс прошел сравнительно легко, хотя в отдельных городах Руси и возникала смута, связанная с отказом от древних славянских богов.

Ярослав Мудрый

Однако с главной проблемой Киевской Руси - междоусобицами, Владимиру справиться не удалось. После него осталось множество сыновей, старший из которых, Ярослав, поставленный на правление в Новгороде, еще при жизни отца отказался платить дань Киеву. Вскоре после смерти Владимира Великого Киевская Русь погрязла в междоусобной борьбе, которая завершилась гибелью почти всех его сыновей, и воцарением Ярослава на киевском престоле. Новый Великий князь не зря был прозван мудрым - при нем был проведен ряд экономических и правовых реформ. Появился такой источник древнерусского права как «Русская правда», налажены тесные дипломатические связи с ведущими европейскими государствами. Именно с его правлением, которое продлилось от 1016 до 1054 года, связывают наибольший расцвет Киевской Руси в истории.

Владимир Мономах.

Со смертью Ярослава на Руси снова возникли внутренние проблемы. Пятеро сыновей Ярослава, в течение двадцати лет после его смерти мирно сосуществовавшие, и совершавшие совместные походы, в 70-ых годах 11 века снова вступили в борьбу за киевский престол, в результате чего могущество Киевской Руси было подорвано. Прекратить это попытался Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого. С его подачи был проведен Любеченский съезд, на котором князья условились, что впредь их сыновья могут наследовать лишь ту землю, на которой правили их отцы. Хотя сначала это способствовало прекращению междоусобной борьбы, впоследствии это нанесло страшный урон Киевской Руси. Князь Владимир Мономах правил в Киеве с 1113 по 1125 год. При его сыне Мстиславе Владимировиче ситуация оставалась спокойной, однако с его смертью в 1132 году Русь окончательно распалась на мелкие княжества. Князь Мстислав Владимирович стал последним Великим князем Киевской Руси.

Период раздробленности Руси.

За четыре года на территории Киевской Руси выделилось 15 самостоятельных княжеств, а к концу 12 века их количество увеличилось до 50-ти. После смерти последнего великого князя на Руси не нашлось столь же влиятельного и харизматичного лидера, вокруг которого все русские земли могли бы сплотиться. К тому же, местные князья следовали уговору, заключенному на Любеченском съезде, и обратили внимание на развитие своих собственных территорий еще до распада Руси. Наиболее влиятельными и развитыми княжествами стали Новгородское, Владимиро-Суздальское и Галицкое. Княжества стали развиваться отдельно друг от друга, в них стали складываться свои собственные государственные устои, и от княжества к княжеству равновесие между княжеской, боярской и народной властью изменялось.

Такая раздробленность привела к окончательному ослаблению Киевской Руси, которая не смогла противиться нападению извне. В 1223 году на территории современной Донецкой области Украины произошло сражение на реке Калка, в котором объединенные силы печенегов и нескольких русских княжеств не сумели остановить продвижение Золотой Орды. В 1237 году монголо-татары под рукой хана Батыя вторглись на Русь, и захватили большую часть местных княжеств. Лишь Новгородское, Галицкое и несколько других сумели выстоять, и то лишь потому, что ордынские войска пытались их захватить. В то же время перед северными и западными княжествами встали новые вызовы. Галицкое княжество со временем было поглощено Великим княжеством Литовским, которое еще в начале 13 века само оказалось на грани гибели - вторжение тевтонских рыцарей в союзе со шведами удалось остановить лишь благодаря полководческому гению владимирского князя Александра, за свои победы прозванного Невским.

Большую роль в освобождении от монголо-татарского ига и объединения русских земель сыграла Москва. Основанная внуком Владимира Мономаха в 1147 году, она долгое время не играла важной роли, однако со временем город разросся, и вокруг него образовалось Московское княжество. Долгие годы борьбы, как против монгол, так и против других русских княжеств, в конце концов, принесли результаты. Москве удалось при помощи монгол подчинить свою основную соперницу - Тверь, а затем объединить большую часть бывшей Киевской Руси. Умело воспользовавшись неурядицами в Золотой Орде, московские князья добились-таки полного освобождения от владычества монгол. Уже в 16 веке не было такого понятия как Русь, вместо нее появилось новое могущественное государство - Московское царство.

Я понимаю, что такая статья способна сломать вентилятор, поэтому постараюсь обходить острые углы. Пишу больше ради собственного удовольствия, большинство фактов будет из разряда преподаваемых в школе, но тем не менее с радостью приму критику и исправления, при наличии фактов. Итак:

Древняя Русь.

Предполагается, что Русь появилась как результат слияния ряда восточнославянских, финно-угорских и балтийских племен. Первые упоминания о нас встречаются в 830-е годы. Во-первых, в районе 813г. (очень спорная датировка) некие Росы успешно набежали на город Амастриду (современная Амасра, Турция) в византийской Палфагонии. Во-вторых, послы "кагана Росов" в составе византийского посольства пришли к последнему императору государства франков Людовику I Благочестивому (хороший, правда, вопрос, кто это на самом деле были такие). В-третьих, те же Росы набежали в 860г, уже на Константинополь, не поимев особенного успеха (есть предположение, что командовали парадом известные Аскольд и Дир).

История серьезной русской государственности берет начало, по самой официальной версии, в 862г., когда на сцене появляется некто Рюрик.

Рюрик.

На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, кто это был такой и был ли он вообще. Официальная версия основывается на "Повести Временных лет" Нестора, а тот, в свою очередь, использовал доступные ему источники. Есть теория (вполне похожая на правду), что Рюрика знали как Рёрика Ютландского, из династии Скьёлдунгов (потомок Скьёлда, короля Данов, упомянутого аж в "Беовульфе"). Повторюсь, что теория, не единственная.

Откуда этот персонаж взялся на Руси (конкретно - в Новгороде), тоже интересный вопрос, мне лично ближе всего теория о том, что изначально он был наемным военным администратором, причем в Ладоге, а идею о наследственной передаче власти притащил с собой из Скандинавии, где это как раз входило в моду. И к власти он пришел вполне себе путем её захвата в ходе конфликта с другим таким же военным вождем.

Однако, в ПВЛ написано, что варягов таки призвали три племени славян, не в силах самим разрешить спорные вопросы. Откуда там это взялось?

Вариант первый - из того источника, который читал Нестор (ну и сами понимаете, хватило бы желающих из числа Рюриковичей заняться на досуге увлекательной редактурой. Еще это могла сделать княгиня Ольга, в разгар конфликта с древлянами, которые почему-то еще не поняли, что порвать князя пополам и предложить замену, как всегда на их памяти и делалось в подобных случаях - плохая идея).

Вариант второй - написать это Нестора мог попросить Владимир Мономах, которого как раз-таки призвали киевляне, и которому очень не хотелось на пальцах доказывать правомерность своего княжения всем, кто был старше его в роду. В любом случае, где-то с Рюрика появляется достоверно известная идея славянского государства. "Где-то" потому, что реальные шаги в построении такого государства принял не Рюрик, а его преемник, Олег.

Олег.

Названый "вещим", Олег принял бразды правления Новгородской Русью в 879г. Вероятно (по ПВЛ), он был родичем Рюрика (возможно, шурин). Некоторые отождествляют Олега с Оддом Орваром (Стрелой), героем нескольких скандинавских саг.

Всё та же ПВЛ утверждает, что Олег был опекуном настоящего наследника, сына Рюрика Игоря, чем-то типа регента. Вообще, по-хорошему, власть у Рюриковичей очень долгое время передавалась "старшему в роду", так что Олег мог быть полноценным правителем не только на практике, но и формально.

Собственно, что сделал Олег за время княжения - он сделал Русь. В 882г. он собрал рать и по очереди подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. По истории взятия Киева мы, как правило, помним Аскольда и Дира (за Дира не скажу, но имя "Аскольд" мне кажется весьма скандинавским. Врать не буду). ПВЛ считает, что они были варягами, но не имели отношения к Рюрику (я считаю, потому что где-то услышал, что мало того, что имели - Рюрик их в свое время и отправил по Днепру с заданием "захватите все, что плохо стоит"). В летописях описано и то, как Олег победил соотечественников - он попрятал военную атрибутику с ладей, так, что те стали похожими на торговые, и как-то заманил туда обоих воевод (по официальной версии из Никоновской летописи - дал им знать, что он там. но сказался больным, а на кораблях показал им малолетнего Игоря и убил их. Но, возможно, они просто инспектировали входящих купцов, не подозревая, что на борту их ждет засада).

Захватив власть в Киеве, Олег оценил удобство его расположения по отношению к восточным и южным (насколько я понимаю) землям по сравнению с Новгородом и Ладогой, и сказал, что его столица будет здесь. Следующие 25 лет он потратил на то, чтобы "привести к присяге" окружающие славянские племена, некоторые из них (северян и радимичей) отбив у хазар.

В 907г. Олег предпринимает военный поход в Византию. Когда 200 (по ПВЛ) ладей с 40 воинами на борту каждая, появились в виду Константинополя, император Лев IV Философ приказал перекрыть гавань города натянутыми цепями - возможно, в расчете, что дикари удовлетворятся грабежем пригородов и уберутся восвояси. "Дикарь" Олег проявил смекалку и поставил корабли на колеса. Пехота под прикрытием парусных танков произвела в стенах города смятение, и Лев IV поспешно откупиться. По легенте, попутно была сделана попытка подсунуть князю на переговорах винца с цикутой, но Олег каким-то образом прочувствовал момент и прикинулся трезвенником (за что, собственно, его по возвращении и нарекли "Вещим"). Откупом послужила куча денег, дань и договор, по которому наши купцы освобождались от налогов и имели право до года жить в Константинополе за счет короны. В 911 году, правда, договор перезаключили уже без освобождения купцов от пошлин.

Некоторые историки, не найдя описания похода в византийских источниках, считают его легендой, но признают существование договора 911 года (возможно, поход-то был, иначе с чего бы восточным римлянам так прогибаться, но без эпизода с "танками" и Константинополем).

Олег сходит со сцены в связи со смертью в 912г. Почему и где именно - очень хороший вопрос, легенда рассказывает о черепе коня и ядовитой змее (что интересно, то же произошло с легендарным Оддом Орваром). Ковши круговые, запенясь, прошипели, Олег ушел, а Русь осталась.

Вообще говоря, эта статья должна быть краткой, поэтому дальше постараюсь кратко изложить свои мысли.

Игорь (годы правления 912-945) . Сын Рюрика, принял правления уже Киевом после Олега (Игорь же наместничал в Киеве во время войны с Византией 907 года). Завоевал древлян, попробовал воевать с Византией (впрочем, хватило памяти об Олеге, войны не получилось), заключил с ней в 943 или 944 году договор вроде того, что заключил Олег (но менее выгодный), и в 945 году неудачно съездил по второму разу брать дань все с тех же древлян (есть мнение, что Игорь прекрасно понимал, чем все это может закончиться, но не справился с собственной дружиной, что по тем временам не было особенно удивительно). Муж княгини Ольги, отец будущего князя Святослава.

Ольга (годы правления 945-964) - вдова Игоря. Сожгла древлянский Искоростень, продемонстрировав тем самым сакрализацию фигуры князя (древляне предлагали ей выйти замуж за собственного князя Мала, и лет за 50 до того это всерьез могло бы сработать). Провела первую в истории Руси позитивную реформу налогообложения, установив конкретные сроки сбора дани (уроки) и создав укрепленные дворы для её приема и постоя сборщиков (погосты). Положила начало каменному строительству на Руси.

Что интересно - с точки зрения наших летописей Ольга никогда официально не правила, с момента гибели Игоря правил его сын, Святослав.

Византийцев такие тонкости не спуcтили, и в их источниках Ольга упомянута как архонтисса (правительница) Руси.

Святослав (964 - 972) Игоревич . Вообще говоря, 964 год это скорее год начала его самостоятельного правления, поскольку формально он считался князем Киевским с 945. А на практике до 969 г. за него правила мать, княгиня Ольга, пока князь не вылезал из седла. Из ПВЛ "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и жарил на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли (посланников) со словами: ... Иду на Вы!" Фактически уничтожил Хазарский каганат (на радость Визании), обложил данью вятичей (на радость себе), покорил Первое Болгарское Царство на Дунае, построил на Дунае же Переяславец (куда хотел перенести столицу), пугал печенегов и на почве болгаров поссорился с Византией болгары воевали против нее на стороне Руси - превратности войнов превраты). Против Византии выставил весной 970 года свободное войско из своих, болгар, печенегов и венгров в 30000 человек, однако проиграл (возможно) битву при Аркадиополе, и, взяв отступное, ушел с территории Византии. В 971 году уже византийцы взяли в осаду Доростол, где Святослав организовал штаб-квартиру, и после трехмесячной осады и еще одного сражения убедили Святослава взять еще отступного и проваливать восвояси. Восвояси Святослав не дошел - сначала застряв зимой в устье Днепра, а потом нарвавшись на печенежского князя Курю, в битве с которым и погиб. Византия на выходе получила Болгарию в качестве провинции и минус одного опасного соперника, так что мне кажется, Куря неспроста торчал на порогах всю зиму. Однако доказательств тому нет.

Кстати. Святослав так никогда и не крестился, несмотря на неоднократные предложения и возможный разлад помолвки с византийской царевной - сам он объяснил это тем, что дружина конкретно не поняла бы такого маневра, чего допустить он никак не мог.

Первый князь, раздавший княжения больше чем одному сыну. Возможно, это привело к первой на Руси усобице, когда после гибели отца сыновья передрались за Киевский престол.

Ярополк (972-978) и Олег (князь древлян 970-977) Святославичи - двое из троих сыновей Святослава. Законные сыновья, в отличие от Владимира, сына Святослава и ключницы Малуши (правда, это еще хороший вопрос, насколько такая мелочь играла роль на Руси середини X века. Также есть мнение, что Малуша - дочь того самого древлянского князя Мала, который казнил Игоря).

Ярополк имел дипломатические сношения со Священной Римской Империей Германской нации. В 977 году, в ходе усобицы, выступая против братьев, напал на владения Олега в земле древлян. Олег погиб при отступлении (если верить летописи - Ярополк сокрушался). По факту после гибели Олега и бегства Владимира куда-то "за море" стал единоличным правителем Руси. В 980г. Владимир вернулся с дружиной варягов, начал брать города, Ярополк ушел из Киева с лучше укрепленный Родень, Владимир осадил его, в городе начался голод и Ярополк был вынужден выйти на переговоры. На месте вместо или помимо Владимира оказались два варяга, которые сделали свое дело.

Олег - князь древлян, первый преемник Мала. Возможно случайно начал усобицу, убив сына воеводы Ярополка, Свенельда, который браконьерствовал на его земле. Версия из летописи. Лично мне (вместе с Википедией) кажется, что братьям хватило бы мотивов и без горящих жаждой мести папаш-воевод. Также, возможно, положил начало одному из знатных родов Маравии - докозательства тому есть только у чехов и только XVI-XVIIвв., так что верить или нет - на совесть читателя.

Краткая история Руси. Как создавалась Русь

14 оценок, Средняя оценка: 4.4 из 5

Если говорить о Древнерусском государстве, то оно представляло собой государство, расположенное в Восточной Европе. Стоит отметить, что история руси с древнейших времен берет свое начало в 9 веке в результате объединения финно-угорских и восточнославянских племен под единой властью Рюриковичей.

http://dvernnov.ru/

Что касается самого большого расцвета Древней Руси, то государство на то время занимало огромную территорию, охватывающую Таманский полуостров, Днестр, Вислу, Северную Двину. Ближе к середине 12 века государство распалось на маленькие русские княжества, причина краха великого государства - феодальная раздробленность. Каждым княжеством управляли все те же представители династии рюриковичей. Если Киев ранее имел огромное политическое влияние, то 12 столетие оно было утрачено. Стоит отметить, что Киевское княжество было под коллективным владением князей.

В то время существовало несколько историографических терминов этого государства: «Древняя Русь», «Киевское государство», «Древнерусское государство», «Киевская Русь».

http://elevator55.ru/

История древней руси: основные моменты

Древнерусское государство появилось на одном торговом пути, именуемом из варяг в греки. Речь идет о землях, которые занимали восточнославянские племена: кривичи, ильменские словены, пояны. Затем были охвачены территории дреговичей, древлен, полочан, северян, радимичей. Как уже говорилось выше, первые сведения о представленном государстве датированы 9 веком. Благодаря известному произведению «Повесть временных лет» стало известно, что Русь совершила поход на Константинополь. Важно сказать о том, что некоторые источники связывают с этим походом первое Крещение Руси, после чего верхушка власти приняла христианство.

Ученые выделяют две основных теории происхождения Древнерусского государства: норманскую и антинорманскую. В основе норманской теории лежит мнение об основании государства варягами. Рассказывается о том, что братья Трувор, Рюрик и Синеус - создатели нового Древнерусского государства. Антинорманская теория говорит о том, что новое государство не могло возникнуть за один день, да и есть разногласия о периоде существования самих варяг. Основоположник такой теории - М. Ломоносов.

http://ekonomsekret.ru/

Великие правители

Говоря об истории Древней Руси, невозможно не сказать о правлении князя Олега, который распространил власть на территорию северян и древлян. Радимичи согласились с условиями князя без борьбы. Летописи рассказывают о том, что Олег был у престола около 30 лет, за это время его стали называть Великим князем.

Также история древнерусского государства немыслима без Игоря Рюриковича, который в свое время совершил 2 похода на Византию. Княгиня Ольга - первая правительница, которая приняла христианство византийского обряда официально. Святослав Игоревич сумел подчинить своей власти вятичей, а также совершал походы в Болгарию.

Вот такой была история древней руси до крещения. Важная страничка истории Древней Руси - Крещение, которое связано с именем Владимира Святославовича. Стоит отметить, что официально на Руси было принято христианство в 988 году.

Правление Ярослава Мудрого - самый высокий расцвет государства, так как правитель проводил грамотную внешнюю политику. После смерти правителя утвердился так называемый лествичный принцип наследования территории в династии Рюриковичей.

Ярослав Мудрый перед смертью в 1054 году разделил власть между сыновьями (их было пятеро). Далее начались набеги половцев, князи не могли побороть противников. В государстве было много внешних и внутренних проблем, в результате чего в конце 12 века оно окончательно распалось на отдельные княжества. Вот так звучит история руси с древнейших времен в кратком варианте.

Видео: Украденная история руси

Читайте также:

  • Религия Древней Руси имела свои характерные особенности, и в этом нет ничего удивительного. Основу религии того времени составляли боги древней руси, а если говорить конкретней, то речь идет о таком направлении как язычество. Иными словами, древнерусские жители были язычниками, то есть они

  • Русское средневековое зодчество представляет собой наиболее яркую страницу в истории Древней Руси. Стоит отметить, что именно памятники культуры дают возможность в полной мере ознакомиться с историей того или иного времени. Сегодня памятник древнерусского зодчества 12 века отражается во многих

  • Археологические раскопки представляют собой тщательное исследование определенного культурного слоя, который расположен под поверхностью земли. Стоит отметить, что археологические раскопки в россии - достаточно интересное, увлекательное и опасное занятие. Почему опасное? Дело в том, что во



Особенности жизни