Cочинение «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". Характеристика мечтателя из повести "белые ночи" достоевского Достоевский белые ночи внутренний мир героя

Это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках. Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

"Белые ночи", по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев - юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной - утро. Молодой человек, главный герой, - это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть "Белые ночи" Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" следующая. В произведении главный герой - это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести "Белые ночи". Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит - только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в "странное существо" какого-то "среднего рода". Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

"Лишний человек"

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов. Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний. Однако главному герою "Белых ночей" так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька - активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский ("Белые ночи") в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки - это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его "греха" (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи"), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение "Белые ночи", мечтатель в котором - персонаж обобщенный, типичный, - это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого "После бала". Характеристика мечтателя ("Белые ночи") в свете этого рассказа становится особенно рельефной. Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича. Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы - единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает мечтателя ("Белые ночи") и его "двойника" из рассказа "После бала". Любая сентиментальность - показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи") тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.

Сам автор назвал это произведение «сентиментальным романом», ведя рассказ от имени самого героя, молодого человека с широким и богатым внутренним миром, склонного к мечтательности и идеалистическому восприятию окружающей его жизни.

Юноша готов подарить свою искреннюю любовь и преданность любому человеку, которого он встречает на улицах Петербурга, хотя окружающие даже не подозревают об его существовании. Он радуется чужому позитивному настроению, видя, что другие люди «веселы», в то же время он «хандрит», если они внезапно «затуманятся».

Парень также испытывает самые нежные чувства даже к присутствующим в его повседневной жизни неодушевленным вещам, утверждая, что ему и «дома знакомы». По его мнению, они словно интересуются здоровьем мечтателя и его судьбой, молодой человек живет в мире собственных фантазий, создавая личное восприятие мира и особую действительность в своем воображении.

В один из вечером молодой петербуржец случайно встречает на улице самую обыкновенную девушку, в которой он видит удивительную, «прекрасную незнакомку». К тому же у него появляется возможность защитить ее от бесцеремонных приставаний некоего мужчины, и юный поэт немедленно влюбляется в это создание, точнее, в тот образ, который он придумывает для себя сам. По его словам, он уже не раз испытывал пылкие чувства к «идеалу», который «снится во сне».

В то же время наивный романтик отличается не только склонностью к постоянному погружению в свои мечты, он также является и человеком действия. Полюбив с первого же взгляда девушку по имени Настенька, хотя юноша абсолютно не знает ее, он тут же старается прийти ей во всем на помощь, в том числе и добиться счастья с человеком, к которому неравнодушна его новая знакомая. Он понимает, что для него станет настоящей трагедией день, когда Настенька свяжет свою судьбу с другим, и эта катастрофа действительно происходит с простодушным, почти не знающим реальной жизни мечтателем.

Девушка на самом деле решается оставить его, хотя прежде уже обещала стать его вечной спутницей. В своем последнем письме Настенька горячо просит «не оставлять ее», утверждая, что в «эту минуту» искренне любит молодого жителя Петербурга, и обещая обязательно «заслужить» и ответное сердечное расположение с его стороны.

Многие критики считают, что этот герой Ф.М. Достоевского просто не смог полностью реализовать самого себя и свою по-настоящему богатую натуру в своих первых реальных отношениях с представительницей противоположного пола. Но для человека, воспринимающего мир с такой романтичной, идеалистической и в то же время печальной точки зрения, любовь, скорее всего, могла быть лишь весьма красивым, пронзительным, но несчастливым чувством.

Юноша сам называет себя «мечтателем», у которого очень мало «действительной жизни». Однако едва ли он сумел бы спуститься к реальности из своего возвышенного мира, существующего в его воображении, и начать думать и чувствовать так же, как это происходит с обыкновенными мужчинами.

Для современных читателей данный персонаж может показаться чересчур оторванным от подлинного, живого мира, его непрактичность и нежелание хотя бы попытаться бороться за возлюбленную способны вызвать явное раздражение. Но при изучении этой повести невольно возникает вопрос, существуют ли на самом деле подобные люди, встречаются ли они и сегодня. Завершающие строки произведения о «целой минуте блаженства», которой, по мнению главного героя, будет достаточно для «всей жизни человеческой», не могут оставить безучастными, странный и наивный мечтатель неминуемо вызывает симпатию, сочувствие и даже восхищение своей исключительностью и непохожестью на других.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда

Она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

Образ мечтателя в повести Белые ночи, есть мнение, что это сам Достоевский.

«Белые ночи» - самое сентиментальное произведение Фёдора Достоевского.

Его главный герой - не названный по имени Мечтатель, человек грустный и одинокий. Он однажды встречает девушку Настасью, в которую влюбляется и которая, как кажется, изменит его жизнь в лучшую сторону.

Настасья, простодушная и также одинокая, рассказывает ему свою невесёлую историю - как она живёт с бабушкой, которая не отпускает её далеко от себя и прикалывает булавкой к своему платью, чтобы она не убежала; как она полюбила одного заезжего гостя, который обещал ей через год забрать её из мрачного бабушкиного дома; как она ждала его всё условленное время, а он не явился, хотя и приехал в город.

Настенька решает уйти с Мечтателем, так как видит уже в нём своего спасителя и родную душу. Однако внезапно она встречает того возлюбленного и убегает к нему, бросив Мечтателя. Он снова одинок, хотя и прощает девушку.

Вечно живой, вечно одинокий

Можно сказать, что настоящая жизнь Мечтателя, яркая и чувственная, уложилась в эти несколько ночей, в течение которых он встречался с Настенькой; всё остальное - бесцельные скитания в одиночестве. Мечтатель при этом - персонаж скорее символический: читателю ничего не известно о его семье, образовании, роде занятий. Это отмечали первые критики повести, считая его главным слабым местом произведения.

Тем не менее, они указывали, что в образе Мечтателя просматриваются черты Ивана Петровича - героя будущего романа «Униженные и оскорблённые». Так считал Добролюбов, который в целом негативно оценил повесть. Мечтатель, по его мнению, человек пустой и бесчувственный, если не может отстоять любовь всей своей жизни и уступает неизвестному гостю.

Другие критики по-разному отзывались на повесть:

  • Аполлон Григорьев называл её лучшим творением в стиле «сентиментального натурализма», при том что сам стиль считал нежизнеспособным;
  • С. С. Дудышкин назвал «Белые ночи» одним из лучших произведений, выпущенных в 1848 году; он также отметил, что в нём отсутствуют те недостатки, в которых часто упрекали Достоевского;
  • А. В. Дружинин также высоко оценил повесть, хотя и отметил, что в ней не хватает подробностей и более полного раскрытия характеров.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Волжский городской лицей» Республики Марий Эл

Конспект урока на тему:

«Счастлив ли Мечтатель?»

(по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», 9-ый класс)

г. Волжск

2011 г.

Цели урока:

Обучающие: формировать навыки анализа текста

Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.

Оборудование:

  • Картина Куинджи «Лунная ночь»;
  • Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
  • Портрет Ф.М. Достоевского
  • Запись медленной инструментальной музыки;
  • Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).

3) Продолжение слова учителя.

В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)

Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.

Писатель определил жанр своего произведения как роман . Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.

Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?

Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

4) Беседа с классом по вопросам учителя.

  • Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?

(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).

  • Имеет ли главный герой имя?

(Нет, Он назван просто – Мечтатель)

Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.

  • Ребята, а кто такой Мечтатель ? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.

(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).

Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский

(выступление с мнением Достоевского).

Учитель . Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.

Но с другой стороны ?

  • Ребята, а что же с другой стороны?

Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. ?

(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)

Счастливый ли человек Мечтатель

Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова : (запись сделана на доске)

Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.

Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.

Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?

(ответы: Одиночество )

Безусловно, мечтатель Одинок . Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

Ребята, как мечтатель воспринимает город?

(ответы : Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).

Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый ? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет ? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).

Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица )

В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о .

«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».

Какое же значение вкладывал Достоевский?

В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.

Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).

Герой , как и все Мечтатели, грезит о Любви .

Однажды Судьба послала ему встречу .

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку . Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).

Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным ?

(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).

Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом « премиленький » ? (ответ ребят).

Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).

Почему?

Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.

Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).

Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?

(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).

Герой начинает встречаться с Настенькой.

Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).

Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).

Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.

Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.

Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).

Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).

О чём мечтает герой?

Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).

Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).

(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).

А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем ? (Одиночество, круг чтения, мечты).

О чём мечтает Настенька? (ответы).

В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.

Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).

Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет

В одинокие вечера

Я люблю тебя, это значит –

Я желаю тебе добра.

У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).

Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.

Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?

Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).

Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха . Для чего он нужен? (ответы).

Итак, герой испытал безответную любовь

Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству .

Так счастливый ли человек Мечтатель?

(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар . А это не всем дано.

Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).

«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

(Ф. М. Достоевский ).

Приложение .

На магнитной доске в конце урока получается схема.

Стихи о белых ночах.

(«поэтическая пятиминутка).

Лазурный свод

В зерцале вод

Блестит, красой своей любуясь:

Едва – едва

Шумит Нева,

В гранитных берегах волнуясь ….

(А. Комаров «Ночь»).

*****

Дышит счастьем,

Сладострастьем

Упоительная ночь

Ночь немая,

Голубая

Неба северного дочь.

……………..

Блещут свежестью сапфирной

Небо, воздух и Нева

И, купаясь в влаге мирной

Зеленеют острова

(П. Вяземский «Петербургская ночь»).

******

Город спит, окутан мглою

Чуть мерцают фонари…

Там далеко, за Невою,

Вижу отблески зари

В этом дальнем отраженье,

В этих проблесках огня

Притаилось пробужденье

Дней тоскливых для меня…

(А.Блок)

*****

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве

Бродит призрачно- прекрасный

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?...

(А.Блок)

Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.




Особенности жизни