Е а пермяк рассказы о труде. Советский писатель Евгений Пермяк

И драматург. Евгений Андреевич обращался в своем творчестве как к серьезной литературе, отражающей социальную действительность и взаимоотношения людей, так и к детской. И именно последняя принесла ему наибольшую известность.

Евгений Пермяк: биография

Пермяк - псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Однако был в первый же год жизни отправлен вместе с матерью в Воткинск. В детские годы будущий автор возвращался в родной город, гостил у родственников, однако визиты были короткие и редкие. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на Воткинском заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения.

Работа

В Воткинске Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд». Одновременно с этим пытался устроиться корректором в газеты «Красное Прикамье» и «Звезда». Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин». Был назначен на место режиссёра в драмкружке при рабочем клубе им. Томского.

Вскоре в Воткинске Евгений получил и корреспондентский билет (1923), который был выдан на имя Виссова-Непряхина.

Высшее образование

В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета. Свое желание получить высшее образование он объяснял тем, что хочет работать в народном образовании. Поступив в университет, Евгений с головой ушел в общественную деятельность. Он занимался различной клубной работой, принимал участие в организации кружка так называемой Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ), пользующейся в те годы огромной популярностью.

Уже позднее, в 1973 году, Евгений Пермяк будет с теплотой вспоминать годы, проведенные в университете. Особое место он уделит воспоминаниям о ЖТГ, расскажет, что студенты называли ее «Кузница». Название связано с тем, что был единственным на Урале. И именно он стал местом, где "ковались" химики, врачи, педагоги и т.д.

Выпуск газеты

Каждый выпуск нового номера «Кузницы» становился настоящей сенсацией для университета. Во-первых, потому что газета всегда была злободневна. Во-вторых, критика в ней всегда была смела и очень беспощадна. А в-третьих, это всегда было очень зрелищно. Дело в том, что ЖТГ была газетой, которая презентовалась только на сцене. Поэтому зрители могли насладиться еще и музыкой, песнями, танцами и речитативами. На каждый выпуск собирался большой университетский зал, и там не было свободных мест. Кроме того, часто газета выезжала с выпусками. Живая газета пользовалась огромной популярностью.

Пермяка, да и сам он как писатель, тогда были неизвестны. Зато его общественная деятельность не оставалась незамеченной. Часто студента отправляли на Всесоюзный съезд клубных работников, проходящий в Москве, где он представлял свой ПГУ.

Однако, несмотря на все это, сама студенческая жизнь была нелегка. Несмотря на стипендию и небольшие гонорары за статьи в газетах, денег все равно было очень мало. Поэтому Виссов подрабатывал. Доподлинно известно только одно место его работы за этот период - водоканал, где прослужил контролером водопровода все лето 1925 года.

Столица

Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит». Они были поставлены и шли практически на всех подмостках страны.

Во время Великой Отечественной войны писатель был эвакуирован в Свердловск. В этом городе провел он все военные годы. В те годы туда же были эвакуированы и многие другие известные писатели: Агния Барто, Лев Кассиль, Федор Гладков, Ольга Форш, Илья Садофьев и др. Со многими из них Пермяк был знаком.

В те годы стали известны уже и рассказы Евгения Пермяка. Поэтому неудивительно, что П.П. Бажов, возглавлявший свердловскую организацию писателей, часто приглашал к себе в гости Евгения Андреевича. Вскоре их беседы о писательском ремесле переросли в дружеские отношения.

Евгений Пермяк: рассказы для детей и другие произведения

Годы, прожитые в Воткинске, Перми и Свердловске отразились в таких произведениях писателя, как:

  • «Высокие ступени»;
  • «Азбука нашей жизни»;
  • «Детство Маврика»;
  • «Дедушкина копилка»;
  • «Сольвинские мемории»;
  • «Памятные узелки».

Большое внимание Пермяк уделял теме труда, особенно остро она проявилась в романах:

  • «Последние заморозки»;
  • «Сказка о сером волке»;
  • «Царство Тихой Лутони» и т.д.

Кроме того, перу Пермяка принадлежит ряд книг для детей и юношей:

  • «Дедушкина копилка»;
  • «Кем быть?»;
  • «Замок без ключа»;
  • «От костра до котла» и т.д.

Но наиболее популярны сказки писателя. Самые известные из них:

  • «Волшебные краски»;
  • «Чужая калитка»;
  • «Березовая роща»;
  • «Хитрый коврик»;
  • «Пропавшие нитки»;
  • «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»;
  • «Свечка»;
  • «Двойка»;
  • «Кто мелет муку?»;
  • «Недовольный человек»;
  • «Мелкие калоши»;
  • «Золотой гвоздь»;
  • «На все цвета радуги»;
  • «Бумажный змей».

Особенности творчества

Основное внимание уделял насущным проблемам общества Евгений Пермяк. Книги писателя всегда отражали проблемы современного ему времени. Даже его сказки были приближены к действительности и насыщены политическим подтекстом.

В идейно-художественном плане романы были основаны на столкновении событий и характеров, отражающих дух времени. Для Пермяка современность была не фоном, а основным содержанием, которое определяло конфликты повествования и образовывало целую систему. Автор сочетал в своем творчестве злободневность, лиричность и в то же время сатиру. За это его часто упрекали в публицистичности и излишней заостренности характеров и ситуаций. Однако сам Пермяк считал это заслугой своих произведений.

Пермяк Евгений Андреевич (18.10.1902 – 17.08.1972) – советский писатель и драматург. Из под его пера вышли как серьезные произведения литературы, в которых автор отражал социальную действительность своей эпохи, так и детские рассказы. Интересно, что именно последние принесли ему наибольшую известность.

«Я – это книги. И именно по ним меня должны знать и судить. Только по книгам писатель занимает свое место в истории. Его могут возвеличить или низвергнуть. А все остальные статейки – это всего лишь ветерок, который к тому же изменчивый»

Детство

Евгений Пермяк родился 18 октября 1902 года в Перми. Кстати, эта фамилия – всего лишь псевдоним, который писатель возьмет в будущем в честь родного края. А при рождении он был Виссов.

Родители Евгения были обычными тружениками. Отец работал на почте, мать на ткацкой фабрике. Так получилось, что мальчик уже в первый год своей жизни был вынужден уехать из родного дома. Вместе с матерью они отправились в соседний город Воткинск.

Там он очень близко познакомился с бытом обычных работяг – тружеников заводов и рудников. Его тетя работала на одном таком предприятии, и он часто после школы проводил время рядом с ней. Евгений Пермяк даже впоследствии вспоминал, что «познакомился с мартеновскими печами раньше, чем с букварем, а с инструментами задолго до того, как выучил таблицу умножения».

Кстати, именно эта близость к рабочему классу впоследствии ляжет в основу творчества Пермяка. И большинство его произведений будут посвящены именно обычным труженикам. Но в целом Евгений рос обычным советским ребенком. Бегал с ребятами по улицам, играл в индейцев и мечтал в будущем выучиться и освоить какую-нибудь профессию. И писателем он тогда не помышлял стать.

Учеба и работа

В Воткинске Пермяк окончил церковную школу, а после устроился на работу. Он служил сначала на Купинском мясопункте, а после перешел на конфетную фабрику «Рекорд» в Перми. Именно в это время в Евгении начал просыпаться литературный талант. Он пробовал писать как прозу, так и стихи. И у него неплохо получалось, во всяком случае молодого человека стали печатать сразу в нескольких газетах – «Звезда» и «Красное Прикамье». Правда, своих работ юный писатель немного стеснялся, поэтому подписывался псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1924 году Евгений Пермяк начал учиться в Пермском университете на педагогическом факультете. Но литературную деятельность не бросил. Вместе с другими студентами он организовал «Живую Театрализованную Газету», которую называли просто «ЖГТ». Это было два в одном – сначала различные произведения печатались на бумаге, а самые лучшие потом театрализовывались. Каждый новый выпуск газеты воспринимался на ура, и очень быстро она стала самой популярной в Перми.

Творчество

После окончания учебы Евгений Пермяк перебрался в Москву, где стал работать драматургом. В то время вышли его две знаменитые пьесы – «Перекат» и «Лес шумит». Они настолько полюбились зрителям, что очень скоро эти спектакли стали ставить на всех театральных площадках страны.

Но так получилось, что главный толчок в писательской карьере Пермяка дала Великая Отечественная война. Его, как и многих жителей Москвы, в 1941 году эвакуировали в Свердловск. И туда же отправились многие известные писатели того времени. Среди них – Лев Кассиль, Агния Барто, Федор Гладков, Ольга Высоцкая, Анна Караваева, Илья Садофьев, Юрий Верховский и многие другие. И все они, естественно, общались между собой. Так Евгений Пермяк обзавелся крайне полезными знакомствами и, что еще более важно, он начал приобретать бесценный опыт от своих более знаменитых «коллег по перу». Но еще более важную роль в становлении Пермяка как писателя сыграл Павел Бажов, который в те времена возглавлял Свердловскую литературную организацию. Они не просто общались по профессиональным вопросам, они стали хорошими друзьями.

В 1946 году выходит первая книга Евгения Пермяка под названием «Кем быть?». Это большой сборник рассказов, который объединен одной целью – рассказать детям о различных профессиях, показать, что в каждом занятии есть свое очарование, и приучить юных читателей к тому, что надо всегда упорно трудиться, чтобы добиться результата. Подобную тематику писатель продолжает и в других своих произведениях для детей. Среди них «Дедушкина копилка» (1957), «От костра до котла» (1959), «Сказка о сером волке» (1960), «Замок без ключа» (1962), « Горбатый медведь» (1965), «Царство Тихий Лутони» (1970) и многие другие.

Но в творчестве автора есть и более серьезные рассказы и повести, которые предназначались уже для более взрослого круга читателей. Например, любовная история «Последние заморозки» (1972), в которой рассказывается об отношениях юноши и девушки и крайне сложном выборе, который всем нам приходится делать в жизни. В эту категорию также попадают такие книжки, как «Герои грядущих дней» (1951), «Азбука нашей жизни» (1963, 1972), «Мой край» (1970) и «Разговор без обиняков» (1977).


Настоящее имя:

Евгений Андреевич Виссов


Другие псевдонимы:

Мастер Непряхин



Евгений Андреевич Пермяк (настоящая фамилия Виссов ; 18(31).10.1902 – 17.08.1982) – русский советский писатель, драматург, основное творчество которого составляют рассказы и сказки для детей, а романы для взрослых посвящены жизни рабочего класса.

Местом рождения Евгения Андреевича Виссова, более известного под псевдонимом Евгений Пермяк, долгое время считалась Пермь – по псевдониму писателя. Сегодня документально установлено, что родился он 31 октября 1902 года в городе Воткинске. О родителях мальчика мало что известно: и сам писатель о них редко поминал на людях, и документов о них изыскатели нигде не находят. Обычно удовлетворяются рассказом о том, что Виссовы жили в Перми, отец был почтовым служащим и умер от туберкулеза в 1905 году. Мать же по бедности вынуждена была отдать сына в Воткинск, на воспитание своим родителям и сестре – бабушке, дедушке и тётушке Жени. Правда, она периодически пыталась забрать мальчика к себе в Пермь, но всякий раз ненадолго.

В Воткинске Женя учился в церковно-приходской школе, потом в прогимназии, потом в гимназии… Когда грянула Октябрьская революция, гимназия стала школой второй ступени с производственным обучением. Предмет этот был столь важен, что в жизнь юноша вышел, основательно овладев пятью ремёслами: столярным, слесарным, сапожным, кузнечным и токарным. Запасся знаниями и умениями на всю жизнь.

Первый год самостоятельной жизни Виссов служил конторщиком на Купинском мясопункте, затем работал на конфетной фабрике «Рекорд» в Перми. Тогда же он занялся журналистикой: публиковал рабселькоровские статьи и стихи в газетах «Звезда» и «Красное Прикамье». Подписывал он их псевдонимом Мастер Непряхин . С этого времени к нему пристала двойная фамилия Виссов-Непряхин, она даже в документах упоминается. Однако важнейшее значение имела работа будущего писателя режиссёром драмкружка в рабочем клубе им. Томского.

В 1924 году Евгений поступил на социально-экономическое отделение педагогического факультета Пермского университета, по окончании которого решил обосноваться в Москве. В 1930-х годах к постановке в театрах СССР были приняты несколько его пьес, но особой популярностью пользовались две – «Лес шумит» и «Перекат».

Тогда же писатель женился. Супругу его звали Марией Константиновной. У них родилась дочь Ксения.

Когда началась Великая Отечественная война, Евгения Андреевича, как и многих других советских писателей, эвакуировали в Свердловск. Там он особенно близко сошёлся с Павлом Петровичем Бажовым , возглавлявшим местную организацию Союза писателей. По сказам Бажова драматург Виссов написал тогда несколько пьес. По совету же Бажова он стал сочинять сказки и книги для детей.

Первая книга «Кем быть?», в популярной форме познакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Первый же сборник авторских сказок Пермяка – «Счастливый гвоздь» появился через десять лет, в 1956 году. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. С этого времени Евгений Андреевич считается одним из основоположников современной отечественной сказки. Третьим стал сборник сказок «Замок без ключа», опубликованный в 1962 году.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьёзными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Андреевич Пермяк умер 17 августа 1982 г. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве:

Несмотря на то, что Евгений Пермяк являлся автором многих серьёзных романов, повестей и пьес для взрослых, прежде всего он стал известен благодаря сказкам и миниатюрам научно-популярного и нравоучительного характера для детей.

Творчество писателя включает в себя около сотни сказок, созданных под влиянием произведений Павла Бажова. В них Пермяк опирается на сказочные традиции, используя аллегоричность, сказочную символику, сказовые мотивы: предметы разговаривают, спорят между собой и с людьми, выясняя в итоге «что такое хорошо и что такое плохо». Идея важности труда в жизни человека красной лентой проходит через все сказки Пермяка. Популярные сборники сказок автора: «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962). Также стала популярна и переиздается до сих пор повесть «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959).

В своих произведениях для взрослых Пермяк также нередко использовал сказовые формы повествования (например, «Сольвинские мемории», «Царство Тихой Лутони» (1970)).

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) - Виссов. Он родился на Урале в семье почтового служащего. Детство провёл в Воткинске у бабушки, учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами. В Перми прошла его юность, здесь он окончил педагогический факультет университета.

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него».

И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления - самоделки, облегчающие хозяйство.

Но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах. Писать он начал рано, в середине 30-х годов, после окончания университета. И первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки - всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям.

Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей.

Сказовая манера писателя восходит к традициям прозы Н.С. Лескова и П.П. Бажова. Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего - для детей. В нём всегда жил учитель, наставник. Ведь, наверное, недаром Пермяк поступил учиться не куда-нибудь, а на педагогический факультет. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора. Это бывает, говорил Евгений Андреевич, только у плохих учителей, лучше бы они шли учиться на кого-нибудь другого...

Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует самая что ни на есть реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Евгений Пермяк создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния»...

В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ. И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень... Это чудо - человеческий труд. В своих сказках Евгений Пермяк умел рассказывать о самых сложных явлениях. «Сказка о стране Терра-Ферро» - книга о значении железа в жизни человека. Но она ещё и об истории нашей страны, о борьбе с тёмными силами, с Гнилью и Ржавчиной...

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки. И вместе с ними продолжается жизнь старого и мудрого наставника.


АХ!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причёсывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли её туда. Не приняли!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

Да как мы её примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причёсываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду - сами за Надей пришли. Пришли и увели её в детский сад, одетую, обутую, умытую, причёсанную.

ПРО НОС И ЯЗЫК

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

СМОРОДИНКА

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая "смородинка" у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

А как? - спрашивает Митя.

А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

Оно, мама, само отломалось.

А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

Она, мамочка, сама разорвалась.

А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

А как? - спросил Миша.

Очень просто, - ответила мама.

Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

КТО?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя.

Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я... Нет, я, - спорит с подругами Леночка.

У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили - охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.

Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, - ответила Маша. - Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

А зачем? - спрашивают девочки.

А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, - сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

ПИЧУГИН МОСТ

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!

Даже самую большую щуку поймать - и то хорошо, - мечтает второй. - Сразу про тебя узнают.

Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик.

Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник недоскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

Да куда ты идёшь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией - Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее - Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... Или какое-нибудь ещё. А его всё по-старому называют - Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

Чтобы кошку гладить.

Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Данков

Тема занятия : « В мире рассказов Е.Пермяка»

Цель занятия: понимание и объяснение нравственно-этических правил поведения героев произведения и обогащение нравственного опыта.

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Е.Пермяка; развивать речь детей, расширять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли; учить высказывать своё отношение к героям рассказа; учить эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнениесобеседника, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, терпение, уважение к старшим.

Будут сформированы УУД :

Результаты:

предметные – умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение участвовать в обсуждении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

личностные - наличие мотивации к творческому труду, готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

метапредметные - Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность осознанию строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование: презентация, выставка книг Е.Пермяка, карточки, карточки с пословицами.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро вам, дети. .

II . Определение темы и целей занятия.

1. Определить, чей портрет. Назвать писателя.

В.Осеева, Н.Носов, В. Сутеев, В. Драгунский, Е.Пермяк. Что объединяет этих людей? (Все они пишут про детей)

Какой портрет вам незнаком?

Имя этого человека мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Разгадывание кроссворда.

    Его фамилия стала названием моста.

    Мальчик, сделавший чужую калитку своей.

    Его рыбка придала вкус всей ухе.

    Мальчик, укротивший ножик.

    Он стал дедовыми очками.

    Имя мальчика, ставшее названием пшеницы.

Что получилось в выделенной части?

Какие рассказы Евгения Пермяка вы читали к уроку?

(«Самое страшное», «Как Маша хотела стать большой», « Торопливый ножик», «Смородинка», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Славка», «Пичугин мост», «Волшебные краски», «Две пословицы», «Первая рыбка», «Для чего руки нужны?»)

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

Какая тема урока?

Чему будем учиться на занятии?

III . Содержание занятия.

    Составление паутины ассоциаций.

Работа в группах.

Запишите ассоциации, связанные с именем Евгений Пермяк.

(Писатель, сказочник, рассказы, сказки, дружба, труд, трудолюбие, мастерство)

Построение паутины ассоциаций на доске. (Обсудили в группах, один ученик из группы зачитывает)

Е.Пермяк рассказывает читателям о поступках людей. И делает это для того, чтобы дети поняли, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая образы в произведениях, Евгений Андреевич выражает свое отношение и чувства к героям и учит не повторять их ошибки.

2. Рассказы учащихся о Е.А.Пермяке.

Проработать статью и ответить на вопросы.

Как проходило детство Е.А.Пермяка?

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) - Виссов. Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми на Урале. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года. Нелегко было матери воспитывать сына. Детство провел в Воткинске в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами.

Что полюбил он с детства?

В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

Как началась писательская деятельность Евгения Пермяка?

Первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки - всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

О чем писал Пермяк?

Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай...
Но больше всего Е.Пермяка тянет к литературе. Окончив в 1930 году педагогический факультет Пермского университета, он переехал в Москву и с середины 30-х годов начал печататься в газетах и журналах...
Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах и он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него».И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления - самоделки, облегчающие хозяйство.

На какие вопросы находят ответы в сказках Пермяка?

Что воспевает писатель в своих сказках?

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего - для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей. Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора.

Кто повлиял на писательскую деятельность Пермяка?

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. Бажов помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер". По совету Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей. Первая книга «Кем быть?», знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Первый же сборник авторских сказок Пермяка – «Счастливый гвоздь» появился в 1956 году. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. С этого времени Евгений Андреевич считается одним из основоположников современной отечественной сказки. Третьим стал сборник сказок «Замок без ключа», опубликованный в 1962 году.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьезными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

    Вызов: приём «Мозговой штурм». Какие ассоциации вызывает слово «Труд»

ТРУД- работа, занятие, учебный предмет, деятельность человека.

Слово труд довольно часто встречается в нашей жизни.

Найдем в словаре значение этого слова.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания.Уроки труда. Преподаватель по труду. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.
Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучная этим словам. Соберите ее.
(На доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд) Землю красит солнце, а человека - труд.

4. «Определить рассказ по его началу» * Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! («Самое страшное») * Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. (Две пословицы») * Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.(«Смородинка») * По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
- Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!(«Пичугин мост») * Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.("Как Маша стала большой") * Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. («Чужая калитка») * У деда внук был. Не ахти какой самоцвет - парень и парень. Только старик очень внука любил.(«Дедушкины очки.») * Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.(«Торопливый ножик») * У агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. («Славка») * Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.(«Волшебные краски») * Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. («Первая рыбка»)
5. Ребус « Ручеёк букв». Убрать буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки.

жсшмцожрцоджишнка (Смородинка)

6.Работа над рассказом «Смородинка» 1. Расположить рисунки в хронологическом порядке.


2. Викторина по рассказу. - Чего не знала Танюша?(Что такое черенки) - Что принес отец? (Пучок зеленых прутиков) - Чему удивилась Таня? (Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? - Как отнеслась Таня к папиной затее? (Сама решила смородинку вырастить.) - Легко ли девочке было посадить смородинку? (Повыдергала лопухи да репейники, дёрн сняли, комья разбили) - Для чего решила вырастить смородинку?

Кто помогал Тане? - Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой.)

Почему люди радовались, глядя на девочку? (Люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее хорошая «смородинка».)

- Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? (Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку.)

3. Работа с пословицами. Какие пословицы могли бы заменить заголовок рассказа?

Без труда нет плода. Всякое уменье трудом дается. Делу - время, потехе – час. Дело мастера боится.

4. Обобщение.

Когда человек преодолевает все трудности и доводит начатое дело до конца, результат обязательно принесёт чувство радости, уверенности в своих силах. Хорошему результату рады и окружающие.
7. Рассказ «Волшебные краски». Расшифруем название:

1. Викторина по произведению. - К какому литературному жанру отнесем это произведение? Почему?
- Какая это сказка?
- Какой волшебник приносит волшебные краски?
- Сколько красок он приносит? - Почему их 7? (У волшебников - 7- число магическое, оно рисует 7 цветов радуги)
- Какому мальчику подарил Дед Мороз волшебные краски? (Одному самому доброму из всех самых добрых мальчиков.) - Для кого начал рисовать мальчик? (Рисовать для других.) - Почему он рисовал для других? (Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков.) - Что рисовал мальчик для окружающих его людей? (Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу...) – Что желал мальчик людям?(Он рисовал, желая людям добра.) – Почему никто не мог воспользоваться нарисованным? (Мальчик не умел рисовать, и все получилось очень плохим) –Чему ужаснулись люди? (Как он мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков.) - Почему безутешно плакал мальчик?(Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски.) - Кто и как помог ему? - Что рисовал повзрослевший мальчик?
- Как люди оценили работу взрослого человека?
- Почему? Что помогло мальчику добиться успеха?
- Как автор относится к своему герою?
- Как вы относитесь к герою сказки?
- Что удивило вас в сказке?
- Чему научила сказка?
- В каких словах заключена главная мысль сказки?(Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека...) 2. Определите, какой фразеологический оборот подходит мальчику? Не вешать нос Работать спустя рукава Работать, не покладая рук Плевать в потолок Ждать у моря погоды Бить баклуши Засучив рукава

3.Какая пословица более всего соответствуют содержанию рассказа?

Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет. Ко всякому делу разумный подход. Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет. Нет тяжелее бремени, чем безделье. Делано наспех и сделано на смех. Мало хотеть – надо уметь.

Обобщение.

Е.Пермяк считал, что только труд, старание, упорство помогут человеку стать мастером своего дела. Такими качествами и обладает герой его рассказа. 8. Рассказ «Пичугин мост»

Расшифруем название: 17 10 25 21 15 14 16 19 20

1. Викторина по рассказу.

О чём мечтали ребята? (На пожаре ребёнка спасти, самую большую щуку поймать, на Луну полететь. Сразу про тебя узнают.)
-О чем мечтал Сема Пичугин? (Сема Пичугин ни о чём таком не думал.)

Каким был Сёма Пичугин? (Он рос мальчиком тихим и молчаливым.)

Что задумал сделать Сёма?

Почему Сема решил построить мост? - О ком он беспокоился? Как называют такого человека?

Какой получился мост?

Каким мостом заменили мостик из ветлы?

А сейчас какой мост в деревне?

Почему мост носит фамилию Сёмы? (Люди долго помнят хорошие поступки)

2. Какая из пословиц определяет главную мысль рассказа? Доброе дело само себя хвалит. Всякий человек в деле познаётся. Сам молчун, да руки громкие. Упустишь минуту - потеряешь час. Каков мастер, такова и работа.

3.Расположить иллюстрации в хронологическом порядке.




В рассказах Е.Пермяк не устает утверждать, что труд делает маленького человека большим, приносит счастье, почет, радость. А с какой любовью он описывает своих героев!

9. Рассказ «Славка». Убрать буквы, обозначающие мягкие звуки.

Счлщавйкча (Славка) 1. Викторина по рассказу «Славка» - О какой профессии мечтал мальчик? - Когда у него появилось это желание? - Почему Славик решил стать агрономом? - Какое было первое опытное поле? - Как Славик обрабатывал свой первый урожай? – Что изменялось каждый год? – Почему каждый следующий урожай пшеницы у Славки получался лучше, чем предыдущий?
– Какие слова в тексте подтверждают слова Славки «… хочу выращивать хорошую пшеницу»? (отбирал зёрна, сортировал, тщательно пропалывал.

Почему папа назвал его настоящим мужчиной? - Какие качества проявил Славик при спасении своего урожая? - Почему новый сорт пшеницы назвали именем мальчика? - Что помогло Славику вырастить замечательный сорт пшеницы?- - Что вам нравится в мальчике?

Какие качества характера Славки показал Е.Пермяк в рассказе?

любопытный

упорный

серьёзный

глупый

трудолюбивый

упрямый

непослушный

терпеливый

2. Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

Дело в руках огнём горит.

Труд кормит, а лень портит.

С умом задумано, без ума сделано. Суди о человеке по его труду. Воля и труд дивные всходы дают.

10. Рассказ «Чужая калитка»

1. Расшифруем название:

5

9

3

я

и

ж

8

1

7

л

ч

а

10

12

11

т

а

к

4

6

2

а

к

у

2. Викторина по рассказу «Чужая калитка»

Каким мальчиком был Алёша? (Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим.)

Как относился к Алёше дедушка? (Любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.)

Что требовал дед от внука? (Одного только от внука требовал: - Если берёшься за дело, доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.)

Почему Алеша решил отремонтировать калитку и скамейку? (Понял, что быть чужой –плохо)

Какой «дедушкин урок» усвоил Алёша?
(«Приходит время, когда всё оказывается своё и наше: <..> как и вся земля наша и всё, что на ней есть».)
- Почему дедушка хотел поклониться по пояс и пожать руку человеку, починившему калитку? (Ему понравилось, что у калитки появился хозяин, и внук смог довести дело до конца.) – Как вы думаете, догадался ли дед, кто отремонтировал скамейку и калитку? – Что ему в этом помогло? – Почему Алёша не признался в своем поступке? (Он был скромный, бескорыстный, сделал добро людям) - Какой Алёша? (хозяйственный, трудолюбивый, сообразительный, скромный, заботливый, внимательный, умелый, догадливый)

Алёша чужое превратил в своё, и его добрые дела будут жить вечно.

3 . Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Дело человеком ставится, человеком и славится. Красив тот, кто красиво поступает.

Всякое уменье трудом дается.

4. Расположи по порядку:




11. Рассказ «Дедушкины очки» 1. Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы: аДмЕвДуУыШмКтИоНаЫ лОшЧтКвИ

2. Викторина по рассказу «Дедушкины очки»

Как дед относился к внуку? (Старик очень внука любил.) – За что любил он внука? (И как не любить, когда он - дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь, невесткина бровь и её же румянец.) – Как называл дед внука? (- Ах ты, дедушкины очки! - скажет старик. - При тебе и без глаз остаться не боязно. Увижу.) - Как автор говорил о парне? (Не ахти какой самоцвет – парень и парень.) - Как относился внук к предложениям деда? (Соглашался. – Давай, – отвечает внук. – Только я, дедушка, никогда этого не делывал. Старается внук.

Что дедушка говорит, то и делает.)

Когда Вася понял, что дедушка всё видит? (Когда прожилки у листочков наводили)

– Так кто же для кого очки? Внук для деда или дед для внука?

Как вы понимаете слова дедушки? Если деду хитрому не быть, так откуда внуку умному да работящему вырасти?

- Хитрость или мудрость проявил дедушка в воспитании внука?

Что произошло через много лет? (Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером.)

Для чего же он стал «дедушкины очки надевать»? (Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.)

3. Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

За всякое дело берись умело.

Ко всякому делу разумный подход.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.

К славе ведёт один путь: труд.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Будешь стараться - всё может удасться.

Без труда нет добра.

12. Викторина «Кто это?»

Вот и задумал он старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

* (Сема Пичугин «Пичугин мост»)

Много пришлось поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

* (Таня Калинникова «Смородинка»)

Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.

* (Вася «Дедушкины очки»)

На третий год он засеял поле самостоятельно. Он хорошо удобрил землю. Хорошо взрыхлил и засеял два квадратных метра. Он переходил уже во второй класс, и ему было под силу справиться с таким опытным полем. И он справился.

* (Слава «Славка») Он не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались. * (Мальчик «Волшебные краски») Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал. Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. * (Алеша Хомутов «Чужая калитка»)

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его терпеливым быть.

* (Митя «Торопливый ножик»)

13 .Разгадав кроссворд, узнаете, каким качеством обладали герои рассказов.

1. Какому качеству учил Митя ножик?(Терпению) 2. Какую рыбку поймал Юра? (Ерша) 3. Что купил Костя товарищу? (Гармошку) 4. Что выращивала Таня? (Смородину) 5. Как стали называть Машу? (Большой) 6. В какой цвет были покрашены калитка и скамейка? (Голубой) 7. Кого отец учил терпению и старанию? (Митю) 8. Каким мальчиком был Костя? (Бережливым) 9. Какое качество Пермяк считает самым страшным? (Одиночество) 10.Кто приносит волшебные краски? (Дед Мороз)

Какое важное качество присуще героям рассказов Евгения Пермяка? (Трудолюбие)

14. «Бюро находок» Кто потерял эти предметы? Назвать героя и рассказ.

(Карандаш, краски, банка краски, кисть, колосья, черенки, смородина, рыбка, перочинный нож, топор, веник)

15. Из какого рассказа иллюстрации?

Расположи по порядку.

1. Как Маша стала большой.


2. Первая рыбка.



    Самое страшное.


Каким рос мальчик Вова? (Крепким и сильным)

Почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

Кого же обидел Вова и как? (Кота, собаку, ежа, ребят, бабушку…)

Чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

К чему привело такое поведение Вову?

Какое качество писатель считает самым страшным в жизни? Почему?

Чему учит этот рассказ?

Какие пословицы подходят к этому рассказу?

Делая зло, на добро не надейся.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем. Трудно и дереву одинокому расти. Живи для людей, поживут люди для тебя. Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь.

Обобщение: Плохо человеку, когда надежда покидает его. Но даже в самом трудном положении нужно суметь сберечь её . Ведь надежда - это твѐ рдая уверенность в добром исходе дела, в том, что всѐ будет хорошо

4. Торопливый ножик

- Как строгал ножик?

(Торопливый - вкривь, вкось

Терпеливый - по-ти-хо-неч-ку, по-ле-го-неч-ку, ос-то-рож-но, ровно, красиво, послушно)

Как Митя учил ножик терпению?

Кого же учил отец терпению и старанию?

Работа в парах.

Выберите слова из тех слов, которые лежат у вас на столах. Торопливый

Нетерпеливый

Медлительный

Аккуратный

Поспешный

Терпеливый

Какие новые черты характера приобрёл Митя, обучая ножик терпению? (силу воли, терпение, аккуратность) - Прочитайте внимательно пословицы. «Терпение и труд - все перетрут.» «Терпенье дает уменье.» «Золото проверяют огнём, человека – трудом.» «Ученье – путь к уменью». «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» «Поспешишь – людей насмешишь» «Семь раз отмерь, один – отрежь». - Какая пословица подходит к рассказу? Почему? - Чему учит рассказ читателей? 5. Две пословицы . Тест: 1. Каким был мальчик Костя? А.) Бережливым. Б.) Жадным в.) Щедрым
2. Каким был Федя? А.) Добрым Б.) Экономным в.) Щедрым
3.Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги? А.) Конфеты Б.)Корм животным в.) Игрушки
4. Федя не поехал на ярмарку потому, что: А.) Не было денег Б.) Не хотел в.) Не взяла мама 5.Что Костя не собирался покупать?
а.) разных разностей б.) семиголосую гармошечку в.) корм для животных 6.Что предложил Костя голубю за помощь? А.) Зерна Б.) Денежку в.) Дружбу 7. Что подарил Костя Феде? А.) семиголосую гармошечку Б.) сладости в.) игрушку 8. Какие пословицы шепнула собака Косте? а.) «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». б.) «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше». в) «Друзья познаются в беде.»

Итог урока.

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь? -С кем из рассказов Е.Пермяка вы хотели бы дружить? Евгений Пермяк считал одним из высших достоинств человека это труд и мастерство. Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку. Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура. - У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека. Работа в парах. Добрый Умный Трудолюбивый Мудрый Фантазёр Шутливый

Рефлексия.

Кластер «Солнышко»

Использованная литература: 1. Н. В. Глинская Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др. 2.Пермяк Е. «Рассказы и сказки» М.2007 г

« http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83:_%D0%95._%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BA_%C2%AB%D0%94%D0%B2%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%C2%BBhttp://audioskazki.net/wp-content/gallery/permyak/kalitka/p0005.jpghttp://www.сказкионлайн.рф/uploads/1/0/5/8/10580347/6469870_orig.jpg http://millionstatusov.ru/poslovitsi/odinochestvo.htlhttp://audioskazki.net/wp-content/gallery/permyak/kalitka/p0006.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=43c048856cfaf3cb926a9dfec950ae12&n=33&h=170

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0531/8c/3b949e292f4efed647378dce02f0088c.jpg

http://udmlib.ru/files/cbs-votkinska/25-11-2012/gallery/572/002.jpg

http://www.pupsam.ru/images/permyak.jpg



Особенности жизни