Фрэнсис бэкон, великий и ужасный.

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» .
Фрээнсис Бэ́кон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Художник Фрэнсис Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В ирландской семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.

Будущий художник родился 28 октября 1909 года в Дублине. За 55 лет до него на соседней улочке родился Оскар Уайльд. Страсть, которая, по словам Уайльда, "боится назвать себя по имени", и которая привела в тюрьму великого писателя, с раннего детства вселила в Бэкона чувство постоянной вины и страха перед Богом, отцом и полицией.

Клетки и голые комнаты, деформированные предметы и искалеченные люди – картины Фрэнсиса Бэкона часто основывались на реальных прототипах – будь то шедевры старых мастеров, кадры из кинофильмов или газетные фотографии (которыми и был усыпан пол его мастерской). Бэкон был самоучкой, и его искусство, лишь в некоторой степени сходное с кошмарами сюрреалистов, с трудом поддается стилевым определениям.

Хотя в картинах Бэкона прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, художник всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".

«Этюд боя быков N1» и «Автопортрет». По предварительной оценке стоимость картин составляет более $50 млн.

Триптих Фрэнсиса Бэкона под названием «Три наброска к автопортрету».

Триптих Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон. Триптих. 1976 год. Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон. Этюд для портрета II

Отражение пищущего человека. Художник Фрэнсис Бэкон.

Картина Фрэнсиса Бэкона "Отражение пишущего человека" (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sotheby"s за 44,9 миллиона долларов.

Первое на что обращаешь внимание - смазанные, сплющенные, деформированные черты, расплывающиеся фигуры, угрюмые драматические краски...

Кажется, что Бэкон работает, как мясник, и видит человека мясной тушей. Все мрачно и драматично. Но любители его живописи считают, что природа этого драматизма и этой мрачности совсем другая. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. В это Бэкон не верит. Посмотрите в его лицо - и поймите его лица. Это не красота формы, а красота настроения и движения.

Иначе, это что же за концентрация негатива должна быть в человеке, чтобы ему захотелось вот это все рисовать...

А может, и была такая концентрация. В его биографии есть и такой факт: родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь - астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование. В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома".

Конечно, категории времени и движения играют в авангарде огромную роль, в том числе в экспрессионизме. А может быть, мы просто обыватели, которымнедоступновосприятие искусства XX века, тяготеемк реализму. Людям вообще не нравится, когда они чувствуют себя глупыми, когда не можем понять какие-то там картины, мало похожие на привычные произведения искусства. Вроде, "так и я могу нарисовать!". Отсюда начинается отторжение.

Художник Фрэнсис Бэкон. "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" была продана на аукционе Christie"s за рекордную сумму в 142 млн долларов.

тот Триптих, созданный экспрессионистом в 1969 году, выставлялся на аукционе впервые при предпродажной оценке в 85 млн долларов. Сейчас продан за рекордную сумму в 142 млн долларов. Торги продолжались шесть минут. Аукционный дом Christie"s не стал раскрывать личность покупателя. Картина Бэкона стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе.

Художник ЛУСИЕН ФРЕЙД. Портрет Фрэнсиса Бэкона.

Просмотр фильма «Любовь, это дьявол» о драматических взаимоотношениях английского художника Фрэнсиса Бэкона и его любовника, Джоржа Дайера, натолкнул меня на некоторые мысли. О том, насколько в современном обществе осталось актуальным распределение гендерных ролей, и это явление приобретает одну новую характеристику в третьем тысячелетии – вуайеризма.

Желание видеть и наслаждаться повседневно «правильным образом человека», людям присуще на протяжении всей истории существования цивилизации. Вуайеристская эстетика полов, всегда служила механизмом получения комфорта в обществе себе подобных, давая возможность быть «красивым», так сказать быть равным среди равных. Не правда ли, удобная и очень сильная мотивация?

Но цена реализации на практике подобной эстетики, человеку обходится слишком дорого. Побочные эффекты всем известны. Фрустрации, комплексы, вызванные каждодневной визуальной экспансией «правильного» гендерного поведения, помноженное на принудительный вуайеризм, эталонов красоты твоего пола, приводят к пандемии современности – депрессии. Человек попадает в замкнутый круг зависимости сексизма, желания нравиться и быть привлекательным для многих.

Сексизм, давно перешел воображаемую границу принадлежности гетеросексуального полового поведения, и укоренился как доминирующая прерогатива в мужском гомосексуализме. Пожалуй, что в этом соревновании сексизма в нашу эпоху, гомосексуализм смог получить «лавровый венок» в состязании с гетеросексуализмом.

История Фрэнсиса Бэкона и Джорджа Дайера иллюстрируют как новые гендерные шаблоны поведения полов, приводят в тупик. Бекон, не отличавшийся ни красотой, ни атлетическим сложением, будучи полной противоположностью сексистскому культу мускулинности, и в поведении в том числе, иронично именовал себя «старым крашеным педиком».

Но …. Бэкон научился жить с фактом не соответствия эстетики сексуальности, принятой в сообществе людей сделавших свой выбор сексуальной идентичности.

Можно сказать, что для многих гомосексуалов — современников манерность Бэкона, была чем-то вроде насмешки над самой природой мужского гомосексуализма. Но, здесь появляется второе «но», Бэкон был сформированной личностью, не просто умевшим принимать свою сексуальность, вернее её комичность, а первую очередь работать над своей личностью художника, оставляя сексуальность как явление бытового порядка и приобретающий заветную асексуальность, только на время, время когда творческий акт искусства давал возможность познавать себя как личность, не привязанная к половым признакам.

Трагедия Дайера, заключается лишь в том, что он не смог стать личностью. Джордж Дайер, предпочел быть обычным гомосексуалом, гендерно правильным. Мускулинным и спортивным, с подчеркнутым социальным поведением мужчины не дающего повода усомнится в его «не мужской сексуальной ориентации». Дайер просто проживал сою сексуальность как повседневную привычку, основанную на гендерной роли.

Вот только, находясь с сильной личностью как Бэкон, пусть даже и такой вуайеристско не правильной для гей сообщества, без «4-рех кубиков», бицепсов и трицепсов, красящим ресницы он не смог сам стать личностью. Суицидальные попытки Дайера, и усталость от них Бэкона вызвана не безразличием, а невозможностью Дайера принять античное понимание гомосексуальности согласно Платону .

Дайер, безусловно, был музой гения Бэкона, но музой «по вызову». И только пожалуй в эти моменты, когда Бэкон писал очередной образ возлюбленного, Дайер ощущал, что он становится личностью.… Но, увы, диссонанс этого ощущения привел Дайера к пропасти, заключавшийся в том, что в реальной жизни он только сексуальный партнер.

PS: Выставка Бэкона в Нью-Йорке, Фрэнсис заказывает билет Джорджу, комментируя его присутствие на публике как «пусть думают, что это мой телохранитель» …. И в правду, наличие крепких мышц и мускулинно — брутальное поведение рядом с гением по другому и не может быть воспринято.

Специально для «Русского монитора»

Вацлав Юташ -Зюзин.

Ассоциируются с «кровоточащими» полотнами Эдварда Мунка. Другие, наблюдая причудливую игру образов, сразу вспомнят шедевры Дали и других сюрреалистов. В конце концов соотнесение работ английского художника с определенным стилевым течением не так уж важно, этим займутся (или уже занялись) искусствоведы. Зрителю же уготована иная участь - созерцать картины Фрэнсиса Бэкона и разделять ощущения «ада, сошедшего на землю».

Детство в изгнании

Ранние годы художника окрашены тревожными событиями из-за которой его семье пришлось покинуть Ирландию и отправиться в Лондон. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, Фрэнсиса не уменьшил. Для будущего художника театр военных действий перенесся в его собственный дом, а главным противником стал тиран-отец. Однажды тот застал мальчика за несколько пикантным занятиям: он примерял на себя женскую одежду. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи. Там юноши стали любовниками...

Стилевые искания

В 1927 году молодой человек оказывается в Париже, где наблюдает выставку Пикассо, и твердо для себя решает: он, Фрэнсис Бэкон, - художник, картины которого когда-нибудь удостоятся подобной славы. На юношу произвело большое впечатление не только модернистское искусство, но и классическое. «Избиение младенцев» Пуссена поразило художника своей эмоциональностью, ему казалось, что полотно - один сплошной крик.

Последнее заявление очень характерно для экспрессионистов. Забегая вперед, скажем, что Бэкон Фрэнсис (картины и биография художника подтверждают это) разделял их понимание мира как жестокой среды, в которой человек чрезвычайно хрупок и несчастен. А творчество под таким углом зрения превращается в вопль из-за ощущения онтологического одиночества.

Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Создаваемые им гобелены, мебель снискали популярность у публики, чего не скажешь безоговорочно о произведениях изобразительного искусства. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Через два года - снова неудача. Международная выставка сюрреалистов, куда предложил Фрэнсис Бэкон картины, отказала ему, ответив в типично авангардистской манере: мол, полотна недостаточно сюрреалистичны.

Творческая зрелость

Военные годы не были самыми легкими для Фрэнсиса. Сначала его приписали к резерву Гражданской обороны, однако затем отказались от этой идеи из-за состояния здоровья художника (он страдал астмой). Где-то между 1943 и 1944 годами на Бэкона снизошло озарение. Он уничтожил большинство своих ранних работ, а вместо них предложил миру «Три стадии образа на основе распятия». Именно тогда вторично появился на свет художник Фрэнсис Бэкон, картины, биография которого станут предметом обсуждения половины мира.

Триптих был выставлен в галерее Лефевр, вызвав большой скандал. Последнее, однако, только поспособствовало увеличению интереса к творчеству художника. Осенью 1953 года в Нью-Йорке проходит персональная выставка Бэкона, а через год он удостоился чести представлять Великобританию на XXVII Биеннале в Венеции.

«Штудия человеческого тела» по Майбриджу

В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Конюшня-студия стала легендой еще при жизни художника, ведь именно здесь создавал Фрэнсис Бэкон картины с названиями, которые впоследствии стали известны любому поклоннику современного искусства. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Запечатленная женщина является, по сути, куском израненной плоти, недалеко от которой находится ребенок-паралитик. Чрезвычайно мрачная атмосфера картины Фрэнсиса Бэкона дополняется кричаще алым тоном полностью обесчеловеченного пространства.

«Лежащая фигура»

На протяжении двух десятилетий художник с приятелями становился завсегдатаем бара «Комната с колоннами». Там он находил себе натурщиц, одна из которых, Генриэтта Мораес, изображена в качестве «Лежащей фигуры». Это полотно, как ни одно другое, полно реалистических деталей: вглядевшись, можно обнаружить шприц, воткнутый в плечо девушки, а также кровать с полосками, пепельницу, лампочки. В то же время сама фигура Генриэтты прорисована более слабо.

В сюжете картины явно просматриваются аналогии с полотнами других мастеров, например «Герникой» и «Авиньонскими девицами» Пикассо. Подобные переклички не случайны: Фрэнсис Бэкон, картины которого создавались с оглядкой на творчество испанского сюрреалиста, стремился «освободить» табуированную веками ханжества человеческую наготу.

Автопортреты

Начало 70-х было отмечено для художника рядом драматических событий. В 1971 году умирает любовник Фрэнсиса Джордж Дайер, с которым тот прожил около семи лет. Вслед за ним уходит из жизни Джон Дикин, фотограф, тесно сотрудничавший с художником (известно, что Бэкон никогда не писал свои произведения с натуры). Такие потери заставили мастера все чаще запечатлевать себя самого. «Мне уже некого рисовать», - с грустью замечает он.

Как и остальные картины Фрэнсиса Бэкона, его автопортреты стремятся запечатлеть истинную сущность модели. Отсюда непреодолимое отвращение художника к застывшей мимике или выгодным позам. Напротив, изображение у Бэкона динамично, оно меняется под кистью мастера. Некоторые черты прорисовываются более детально, в то время как другие и вовсе исчезают.

Вечная слава

В 1988 году в тогда еще советской Москве прошла выставка работ Фрэнсиса, пусть даже в ограниченном количестве, что послужило верным доказательством признания художника за пределами западного мира.

Порой картины Бэкона вызывают противоречивые отзывы, однако абсолютное большинство критиков все же соглашаются, что трагические, экспрессионистические зарисовки никого не оставляют равнодушным. Они актуальны и сейчас, спустя 23 лет после смерти Бэкона.

«В одном из своих писем Ван Гог говорит о необходимости подвергать реальность изменениям, которые становятся ложью более правдивой, чем буквальная истина. Это единственный возможный для художника способ вернуть глубину той реальности, которую он пытается отразить. Я считаю, что реальность в искусстве есть нечто в корне надуманное и что ее необходимо воссоздавать». Фрэнсис Бэкон, который художник

Существовало в Англии такое «Общество Бэкона», изучало философское наследие основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (Bacon, англ.). А им все время приходили письма о плохом качестве бекона (bacon, англ.). Достали, короче. Измучили донельзя своими глупыми кляузами не по адресу. Люди вечным занимаются, а им тут все время про тленное напоминают. В общем, разместили они в прессе объявление, что «Общество Бэкона» переименовывается в «Ассоциацию памяти лорда Бэкона». Тут им приходит письмо: «Вместо того чтобы менять названия, вы бы лучше следили за качеством бекона».

Эту историю я прочитал лет сорок назад. С тех пор, когда речь заходит о каком-нибудь Бэконе – а их целая прорва, одних философов две штуки - или беконе, я ее рассказываю, и она пользуется неизменным и заслуженным успехом. Ну не мог же я ее тут не рассказать. Кроме того, этот Френсис Бэкон (1561-1626) – какой-то там прямой предок нашему Френсису Бэкону (1909-1992). Бекон тут тоже к месту оказался, поймете потом, почему.

А может, я просто оттягиваю время. Ибо у меня для вас плохие новости – Фрэнсис Бэкон* был очень глубоко отвратительным человеком. Он был атеист, игрок, пьяница, наркоман, гомосексуалист и еще любил переодеваться в бабское. В наше время, когда у нас кругом распустились и цветут хорошие традиционные ценности, душа такого плохого и опустившегося художника, конечно, никак не принимает.

Вот папа у него был хороший. Полноценный WASP, офицер, потом бывший офицер, конезаводчик – поставлял коней в королевскую армию. Строгий, конечно. Когда он увидел, как его шестнадцатилетний сынок переодевается в бабское, и еще узнал, что тот затевал безобразные половые акты с грумами из его конюшни, он приказал конюхам на тех же конюшнях выпороть сынка розгами, а потом выгнал его из дома, к дядьке, в Берлин – не исправили сынка розги чёта. Т.е. с насилием – я ж говорю, папа был семейный деспот – Бэкон был знаком с детства. Он еще родился и некоторое время жил в Дублине, где тогда насилие было практически нормой – там за независимость от Великобритании боролись.

Плюс астмой он болел, Бэкон-то. Из-за нее да еще из-за частых переездов образования он толком не получил. А в 1927 году, уже после Берлина, он оказался в Париже. Там ему по мозгам стукнули две вещи: выставка Пикассо и «Андалузский пес» Бунюэля и Дали. И решил Бэкон стать художником.

Учителем его стал взрослый дядька – он еще служил Бэкону любовником – австралийский художник Рой де Мейстр. Вот его работа.

Рой де Мейстр. Мастерская Бэкона

Нам она интересна тем, что на ней можно увидеть ранние работы Бэкона, которых осталось очень мало – в середине 30-х гг. он их в массовом порядке уничтожил по причине недовольства ими**. Какой-то декоративный экспрессивный сюрреализм , если такой существовал.

Вот еще его работы 30-х гг.

Портрет

Фигуры в саду

Тут тоже, конечно, сильно поночевал сюрреализм. А что будешь делать – он тогда одним из главных трендов в авангардизме был.

Потом, как теперь стало известно, началась война, и Лондон усердно бомбили. Бэкон служил в гражданской обороне и насмотрелся всякого, в том числе и искореженных человеческих тел. В 1944 году он делает свою первую знаменитую работу.

Три этюда фигур у подножия Распятия

Это, конечно, никакая не божественная история. Вообще, несмотря на свой атеизм, Бэкон сделал несколько работ на тему Распятия, но всегда это были работы про человеческое, про жестокость и страдание. Собственно, в таком подходе к теме ничего оригинального не было, так ее трактовали многие еще со времен Ренессанса. Повернул он ее нестандартно. Христа тут нет, этим он полностью убрал тему божественного. Есть только какие-то существа, видимо, соотносящиеся с родственниками и последователями Христа, присутствовавшими на казни – это следует только из названия. В принципе, эти монстры - просто некая живая плоть, у которой из всех ее многочисленных функций осталось две – дико страдать и жутко об этом страдании кричать. Все остальное – несущественно, поэтому и органов чувств, отвечающих за другие плотские проявления, почти нет. Ну, ухо еще торчит, на вход работает, т.е. опять же на страдание.

Безусловно, эта работа заставляет вспомнить «Гернику» Пикассо – своей экспрессией, животностью страдания – помните, там орущая, не ржущая, именно орущая лошадь, - и степенью символического обобщения. Дали тоже заставляет вспомнить, прежде всего, конечно, «Предчувствие гражданской войны» - опять же экспрессией и жуткими манипуляциями с телом.

Если сильно обобщить, то можно сказать, что главной темой Бэкона было существование плоти в мире, ее страдания, беззащитность, одиночество, конечность, изменчивость, наслаждение, ее экстремальный опыт, ее красота в любом, даже в расчлененном и уродском состоянии, потому что она все равно – живая***.

Парализованный ребенок, ходящий на четвереньках

Бэкон как алкан, наркоман и гей гораздо острее переживал приключения своего тела, нежели приличные граждане. Увлечения-то у него были все больше непристойные и осуждаемые, даже преступные****. Он хорошо знал, что дух живет в туловище, а не сам по себе, и от его, туловища, состояния во многом зависят его, духа, взлеты и падения. Собственно, мы тоже немного об этом знаем. Ну, бухали-то все. И на следующий день все жили. И сентенций о том, какими философами становятся люди, когда у них болит зуб, тоже много. Опять же, война была для Бэкона богатым источником знаний о жизни и смерти плоти.

Триптих на тему «Орестеи» Эсхила

Я вот тут по стандартной искусствоведческой привычке пытаюсь ввести творчество Бэкона в контекст искусства ХХ века, к чему-то его привязать, а это непросто. Больно он какой-то совсем отдельный персонаж. Вот пишут, что он к сюрреализму отношение имеет. Так ведь очень отдаленное, на уровне приема. Бэкон просто очень вольно сочленял куски человеческого тела***** и помещал их в странную среду, но он не описывал иные психические реальности и не звал бросить все и в них уйти как в царство свободы.

Фигуры в движении

**** Гомосексуализм в Великобритании перестал быть уголовкой только в середине 60-х гг.

***** Бэкон, как известно, работал не с натуры, а по фотографиям. Так ему было легче. Это, конечно, никакой не фотореализм , он не заменял реальность ее фотовоспроизведением. Просто со сфотографированным объектом легче работать – он не шевелится, с ним не нужно вступать в общение и т.д. Он и себя-то писал с фотографий. Так вот, Бэкон эти фотографии – глянец, репродукции, медицинские, спортивные и репортажные фотки, порнуху и т.д. – складывал так, что часть изображения исчезала в складках. А потом это перерисовывал.

****** Самое дорогое произведение искусства, когда либо проданное на аукционе. 142,4 млн долларов, в прошлом году.



Особенности жизни