Г. Скребицкий «Жаворонок» учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…
- Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? - спрашивает её Весна.
- Подожди, - отвечает Зима, - твоё время ещё не пришло.
Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери - всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».
Опять Весна спрашивает Зиму:
- Скоро ли ты уйдёшь?
А Зима хитра, вот что придумала:
- Стара я стала, - отвечает Весне. - Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.
Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:
- Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.
- Это нетрудно, - с радостью согласились птицы. - Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.
Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.
Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:
- Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.
И на другой, и на третий день - всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.
«Как же Зиму прогнать?» - думают птицы.
Наконец самые озорные из них - воробьи - решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.
- Слышишь, как весело воробьи поют? - говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.
- Да разве это пение?! - ответила она. - У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…
Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:
- Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.
Согласилась Весна, ждёт с нетерпением - какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.
Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.
Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика - дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.
- Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! - говорит Весна Зиме.
А Зима только рукой махнула.
- Послушай-ка, - отвечает, - как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!
«Что правда, то правда», - вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.
- Давай-ка я попробую, - предложила синица, - мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.
Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.
- Слышишь, как хорошо синица поёт? - спросила Весна у Зимы. - Или ты и это за песенку не считаешь?
- Конечно, нет, - отвечает Зима. - Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.
Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.
- А если я попытаю счастья? - предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. - Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.
- Ну что ж, попробуй, - согласилась Весна.
И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».
Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.
- Слышишь, как славно овсянка поёт? - сказала Весна Зиме. - Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.
Рассмеялась Зима:
- Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.
Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.
А тут, глядь, откуда ни возьмись - тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно - лесной артист.
- Давно бы меня попросили, - сказал он Весне. - Я на весь лес и запою. И птицы, и звери - все моё пение хорошо знают.
Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».
И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» - шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
- Ишь, тетерев зачуфыкал, - говорили люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.
Полетела Весна к Зиме.
- Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.
- А какое дело мне до людей? - заносчиво отвечает Зима. - Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!
Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.
Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.
Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.
Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…
Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.
А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.
- Что же, и это не песня? - спросила Весна Зиму.
Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? - спрашивает её Весна.

Подожди, - отвечает Зима, - твоё время ещё не пришло.

Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери - всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».

Опять Весна спрашивает Зиму:

Скоро ли ты уйдёшь?

А Зима хитра, вот что придумала:

Стара я стала, - отвечает Весне. - Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.

Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:

Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.

Это нетрудно, - с радостью согласились птицы. - Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.

Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.

Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:

Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.

И на другой, и на третий день - всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.

«Как же Зиму прогнать?» - думают птицы.

Наконец самые озорные из них - воробьи - решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.

Слышишь, как весело воробьи поют? - говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.

Да разве это пение?! - ответила она. - У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…

Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:

Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.

Согласилась Весна, ждёт с нетерпением - какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.

Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.

Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика - дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.

Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! - говорит Весна Зиме.

А Зима только рукой махнула.

Послушай-ка, - отвечает, - как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!

«Что правда, то правда», - вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.

Давай-ка я попробую, - предложила синица, - мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.

Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.

Слышишь, как хорошо синица поёт? - спросила Весна у Зимы. - Или ты и это за песенку не считаешь?

Конечно, нет, - отвечает Зима. - Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.

Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.

А если я попытаю счастья? - предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. - Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.

Ну что ж, попробуй, - согласилась Весна.

И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».

Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.

Слышишь, как славно овсянка поёт? - сказала Весна Зиме. - Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.

Рассмеялась Зима:

Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.

Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.

А тут, глядь, откуда ни возьмись - тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно - лесной артист.

Давно бы меня попросили, - сказал он Весне. - Я на весь лес и запою. И птицы, и звери - все моё пение хорошо знают.

Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».

И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» - шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ишь, тетерев зачуфыкал, - говорили люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела Весна к Зиме.

Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.

А какое дело мне до людей? - заносчиво отвечает Зима. - Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!

Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.

Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.

Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…

Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.

А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.

Что же, и это не песня? - спросила Весна Зиму.

Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? - спрашивает её Весна.

Подожди, - отвечает Зима, - твоё время ещё не пришло.

Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери - всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».

Опять Весна спрашивает Зиму:

Скоро ли ты уйдёшь?

А Зима хитра, вот что придумала:

Стара я стала, - отвечает Весне. - Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.

Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:

Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.

Это нетрудно, - с радостью согласились птицы. - Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.

Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.

Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:

Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.

И на другой, и на третий день - всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.

«Как же Зиму прогнать?» - думают птицы.

Наконец самые озорные из них - воробьи - решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.

Слышишь, как весело воробьи поют? - говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.

Да разве это пение?! - ответила она. - У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…

Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:

Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.

Согласилась Весна, ждёт с нетерпением - какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.

Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.

Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика - дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.

Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! - говорит Весна Зиме.

А Зима только рукой махнула.

Послушай-ка, - отвечает, - как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!

«Что правда, то правда», - вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.

Давай-ка я попробую, - предложила синица, - мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.

Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.

Слышишь, как хорошо синица поёт? - спросила Весна у Зимы. - Или ты и это за песенку не считаешь?

Конечно, нет, - отвечает Зима. - Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.

Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.

А если я попытаю счастья? - предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. - Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.

Ну что ж, попробуй, - согласилась Весна.

И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».

Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.

Слышишь, как славно овсянка поёт? - сказала Весна Зиме. - Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.

Рассмеялась Зима:

Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.

Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.

А тут, глядь, откуда ни возьмись - тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно - лесной артист.

Давно бы меня попросили, - сказал он Весне. - Я на весь лес и запою. И птицы, и звери - все моё пение хорошо знают.

Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».

И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» - шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ишь, тетерев зачуфыкал, - говорили люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела Весна к Зиме.

Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.

А какое дело мне до людей? - заносчиво отвечает Зима. - Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!

Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.

Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.

Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…

Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.

А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.

Что же, и это не песня? - спросила Весна Зиму.

Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Тема : Произведения о родной природе. Г. А. Скребицкий «Жаворонок»

Цель урока : Формирование умения работать с текстом произведения.

Задачи урока :

    Анализировать произведение;

    Учить применять полученные знания;

    Обогащать речь выразительными средствами языка;

    Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Над какой темой мы работаем? (Весна, весна красная…)

Что происходит с природой весной? (просыпается)

2.Мотивация.

Считается, что вестниками весны являются птицы.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …(грач)

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка. (скворец)

3. Белокрылая птица

Над морем летает,

Рыбу увидит -

Клювом хватает. (чайка)

Проверка с доской.

Что общего у этих птиц? (перелётные, прилетают с появлением корма)

3. Подготовка к восприятию произведения.

Отгадайте загадку об ещё одной перелётной птице. Напишите отгадку в оценочном листе.

Я над полем, над болотом

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолётом

В синем воздухе висеть. (жаворонок)

Что вы знаете об этой птице?

Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинок. Гнездо у жаворонка на земле. Пищу птицы также находят на земле. Птенцов десять дней выкармливают в гнезде и столько же вне гнезда. Когда птенцы подрастут, жаворонки приступают ко второй кладке.

- Как вы думаете, кому будет посвящено новое произведение?

(стр. учебника 116). Георгий Алексеевич Скребицкий «Жаворонок».

Как называется новое произведение? Совпали наши предположения?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 117 - Что мы узнаем о жаворонке? Что ещё можем узнать, поработав с этим произведением?

    Узнаем новое о жаворонке;

    Основная мысль произведения;

4. Первичное восприятие учащимися нового материала.

(чтение текста учителем, используя приём изучающего чтения)

1 абзац объясняю слово пригорок – небольшая возвышенность.

2 абзац - Почему не умчалась вдаль? Проверим?

3 абзац затрепетала - замахала быстро – быстро.

Что значит полилась? Послушаем? (фонограмма песни полевого жаворонка)

4 абзац чтение под звучание песни.

5 абзац трущобам – непроходимые места

6 абзац лютого – значит очень холодного

Как вы думаете, а кто полез из своих норок, щёлок и трещинок?

Зачем они выбрались наружу? (погреться)

7 абзац – Почему медведь, услышав жаворонка, не вылез наружу?

8 абзац – О чём думали животные? (уже не страшен холод)

9 абзац

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Первичная проверка понимания.

Совпали наши предположения, о ком будет это произведение?

Что нового узнали об этой птице?

- Напишите в оценочном листе;

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

На какую тему это произведение? (природа) Проверим.

6. Анализ при повторном чтении. (отношение автора к природе и к жаворонку)

1 абзац (читают дети)

Какой месяц? (март)

- Белый наряд зимы - это что? (снег)

2 абзац, 3,4 и 5 абзац

Как появился жаворонок? (вдруг, неожиданно).

А почему неожиданно? (серая птичка, невзрачная, небольшая).

Как она взлетала (медленно, затрепетала крылышками, значит маленькая птичка).

Какая песня у жаворонка? (радостная, потому - что стало тепло, звенящая - звонкая, далеко её слышно).

Что слышалось в этой песне? (журчание хлопотливого ручейка, тихий звон капели, светлое, радостное, что не передать словами).

9 абзац Прочитайте последний абзац (сам – но)

Почему звёздочкой? Почему золотая и дрожащая?

7. Первичное закрепление.

Какие задачи урока мы ещё не выполнили?

1) Не узнали основную мысль произведения.

1) Составляем кластер. (дети в группах отвечают на вопросы по тексту и записывают их на лучиках)

1. Опишите внешний вид жаворонка (цвет и размер)

Жаворонок – это …небольшая серая птичка.

2. Как летает?

Она …взлетела, но не умчалась вдаль. Она …затрепетала крылышками и стала медленно подниматься ввысь.

3. Какая песня у жаворонка?

Песня у жаворонка … радостная, звенящая.

4. Что слышалось в песне жаворонка?

В этой песне слышался и …(тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка и светлое, радостное)

И теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а …(золотой звёздочкой, дрожащей в небе).

2) Составляем модель обложки. (6 группа)

7. Рефлексия.

Считаем плюсики в диагностическом листе.

Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,

«На уроке мне было…»

8. Домашнее задание.

Задания на выбор – 1. выучи наизусть 1 абзац.

2. нарисуй жаворонка или иллюстрацию к произведению.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

чайка

Зовётся птица … .

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3.

Соедини стрелками загадку и отгадку.

скворец

. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … .

чайка

.Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3. Белокрылая птица над морем летает,

Рыбу увидит - клювом хватает.

Материал для работы в группах.

В этой песне слышался и __________________________________________________________________________________________________________________

Она _________________________________________________________________________________________________________________

Она _____________________________________________________________________________________________________________________

Песня у жаворонка _________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Жанр произведения

Тема произведения

Основная мысль произведения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения

Учитель: Власова В.И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»
Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:
научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви к природе.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:
продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной и групповой работы, тестовые задания.
Материалы для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация, компьютер, проектор.

Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Время не теряем
Урок мы начинаем!
Внимательно слушаем и правильно отвечаем.
Как работаем на уроке литературного чтения?
(Повторим, подумаем, расскажем, узнаем, закрепим, подведем итог)

Прогнозирование

Повторим
- Подумаем
- Расскажем
- Узнаем
- Закрепим
- Подведем итог

Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Речевая разминка.
а) дыхательная гимнастика
вдох – носом, выдох через нос;
вдох – задержка дыхания – выдох;
вдох, выдох, задержка дыхания.
- упражнение для губ и языка «Улыбка»
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
б) работа с пословицей.
Летит скворец – зиме конец.
- Прочитайте.
-Подготовьтесь читать.
в) актуализация читательского опыта учащихся, работа с моделями.
Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений, давайте их вспомним.
г) проверка домашнего задания
- Какое произведение готовили дома?
- Назовите жанр произведения.
Дыхательные упражнения

Доброе утро и солнцу, и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам.

Учащиеся по моделям называют произведение
-Чтение стихотворения А.Барто «Апрель»
-выразительное чтение стихотворения

Регулятивные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
Познавательные: поиск фактов и суждений.
Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня произведение?
- Каких птиц называют вестниками весны?
Птицы возвещают о приходе весны, про каждую птицу сложено много произведений, но к одной из них у русского народа особое отношение – ей посвящен праздник.

Формулировка темы урока учащимися.

Работа по зрительным меткам.

Высказывания учащихся, формулировка темы и цели урока.

Сообщение учащихся о жаворонке.
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских людей повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали.
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.
Познавательные:
удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Рассказ учителя о писателе, знакомство с биографией (презентация)Г. Скребицкого
Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное. В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.
2. Первичное восприятие.
3. Беседа по содержанию.
-Понравилось вам произведение?
- Что особенно запомнилось?
- Какие картины природы вы себе представляли?
4. Физкультурная минутка

5. Моделирование обложки
- Что вы услышали?
– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?

6. Словарная работа. В тексте встретятся слова с непонятным значением.

5. Физкультурная минутка для глаз (тренажер «Восьмерка»)

Ознакомительное чтение детьми: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Слушают рассказ.

Слушают произведение.

Отвечают на вопросы.

Маленькие птички,
Птички невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в гнездо
Там уютно и тепло.

Моделируют обложку, защищают модель у доски (слайд)

Ответы учащихся

Словарная работа:
Игра «Найди соответствия»
Пригорок – небольшой холм
Трущобы – непроходимые места
Лютая стужа – злая, свирепая

Регулятивные:
прогнозирование,
познавательные: моделирование, построение рассуждений.
Коммуникативные: умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

5. Первичное закрепление.
Чтение текста «цепочкой» по абзацам.
Беседа по прочитанному тексту:
- Что Г.Скребицкий называет белым нарядом зимы?
- Откуда взлетел жаворонок?
- Как летел жаворонок?
-Что слышалось в его песне?
- Куда разносилась песня жаворонка?
- Кто услышал песню жаворонка?
- Какие звери проснулись?
- О чем думали животные?
- С чем автор сравнивает жаворонка?
2. Физкультурная минутка для глаз по методике В.Ф.Базарного
3. Выборочное чтение текста
- Откуда взлетел жаворонок?
(2 абзац)
- Что слышалось в его песне?
(4 абзац)
- Кто слушал весеннюю песню?
(8 абзац)
4. Работа в тетради «Литературное чтение»

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму
Выполнение теста

Чтение вслух по абзацам, беседа по вопросам.

Выполнение физкультурной минутки по методике В.Базарного
Чтение текста и ответы учащихся.

1. Где разнеслась песня жаворонка?
а) по селу и деревне;
б) по полям и лугам.
2. О чём думали все птицы и звери?
а) уже не страшна лютая стужа;
б) вернётся лютая зима.
Самопроверка по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция,
познавательные: структурирование знаний, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания, коммуникативные.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах:
Составление проекта «Вестник весны»

1 группа - восстановление стихотворения

2 группа – оставление заклички

3группа – восстановление загадки

4 группа – составление приметы

5 группа – составление скороговорки

Работа в группах:

Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик твой,
В ясном небе – песня!

Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам,
Весну красную, весну ясную
Принесите нам.

Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И поёт, поёт, поёт

Жаворонок летит к теплу.

Жаворонок в жару кружит над жнивьём.

Регулятивные: контроль и коррекция,
коммуникативные – управление поведением партнера.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Обобщение
- Что делали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие сделали выводы?
Рефлексия
На партах у вас рисунки жаворонков.
Если вы работали уверенно и не допускали ошибок – жаворонок взлетел к солнцу, если возникли трудности – посредине, если трудно – только начал взлетать (показ карточек).
Отвечают на вопросы

Осуществление самооценки (дети показывают карточки)
Коммуникативные:
умение аргументировать своё предложение, находить общее решение
Познавательные: рефлексия, личностные:
Смыслообразование.



Особенности жизни