Гоголь человек в футляре краткое содержание.

Название: Человек в футляре

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 57сек

Аннотация:

Автор рассказывает нам историю Беликова, работающего учителем древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Он был необычайно аккуратен как в личной, так и в профессиональной жизни. Строгий, дисциплинированный, он никогда не делал исключений из правил. Он всегда делал все по-своему, стараясь избежать даже малейшего проявления непристойности.
Хотя ему и его коллегам не о чем было говорить, он регулярно посещал каждого из них, потому что так принято было делать. Каждый раз, когда начиналось что-то, даже слегка неправильное, Беликов переживал, как бы это не дошло до ушей власти. Естественно, другие учителя ненавидели его.
В какой-то момент Беликов влюбился в Вареньку, сестру Коваленко, нового учителя в школе. Все поощряли эти отношения, надеясь, что брак смягчит Беликова.
Однажды кто-то нарисовал юмористическую карикатуру на Беликова и Вареньку, которая его очень задела. Затем Беликов увидел в парке Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Возмущенный Беликов пошел к Коваленко жаловаться на столь неприличное, по его мнению, поведение, и Коваленко в разгаре ссоры спустил его с лестницы. После этого происшествия Беликов впал в депрессию, перестал вставать с постели и спустя месяц умер. На похоронах все его знакомые почувствовали облегчение.

А.П. Чехов — Человек в футляре. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

  1. Беликов - учитель, преподающий греческий язык. Постоянно старался прятаться от проблем, думал о последствиях. Он предпочитал жить в крохотном мире, который не будет приносить неприятностей.
  2. Варенька - девушка, которая хотела замуж за Беликова. Тридцать лет, приятные черты лица. Но она могла либо безудержно рыдать, либо веселиться. Промежуточных эмоций у девушки не было. Сестра Михаила.
  3. Михаил Коваленко - преподавал в гимназии географию и историю. Не любил Беликова.

Другие герои

  1. Буркин - один из учителей гимназии. Знал Беликова и рассказал о его жизни.
  2. Иван Чимша Гималайский - друг Буркина, ветеринар, дворянин. Слушал историю жизни Беликова.
  3. Повар Афанасий - слуга Беликова. Постоянно нетрезвый, немного полоумный.

Рассказ Буркина

Иван Чимша-Гималайский со своим другом Буркиным, остановились в сарае старосты. Они охотились всё время и решили переждать ночь тут. Разговор зашёл о людях, которые стараются жить в футляре. Буркину это напомнило историю его коллеги - Беликова. Он тоже когда-то пытался прятаться от мира. Тогда Буркин решает рассказать то, что произошло.

Странный учитель

Беликов преподавал греческий язык. Он был умён, но немного стран. Никогда не выходил на улицу без тёплой одежды и зонтика - всегда ждал дождь. Даже когда погода была прекрасной, и ничто не предвещало изменений, он оставался непоколебим.

Жил этот человек только по циркулярам. Всякое изменение воспринималось недоброжелательно. Особенно Беликов любил законы, в которых что-нибудь запрещалось. Он постоянно складывал все свои вещи в футляры и был не очень приятным человеком, угнетал всю гимназию своим присутствием.

Невеста

Вскоре в гимназии появился новый учитель географии и истории - Михаил. У него была сестра Варенька. И все решили, что нужно Беликова женить, чтобы он перестал всех угнетать.

Поначалу всё проходило хорошо. Варенька была не против замужества, но дело не продвигалось. Беликов постоянно твердил, что это серьёзное дело и тут торопиться не следует.

Три неудачи

Однако среди гимназистов распространились слухи о скорой женитьбе Беликова. Кто-то нарисовал на мужчину карикатуру и раздал её всем учителям. Это сильно впечатлило Беликова, он впервые столкнулся с реальным миром.

Потом он увидел, как Варя с Мишей катаются на велосипедах. Подобное поведение сильно возмутило мужчину. Он считал, что ездить на таком изобретение не под стать женщинам и учителям.

Беликов даже решил поговорить с коллегой, чтобы образумить его. Однако брат Вари сразу невзлюбил странного мужчину. Дело закончилось ссорой. Михаил сбросил Беликова с лестницы, и в этот же момент домой вернулась Варя. Её это падение позабавило.

Беликов вернулся домой униженным. Он боялся, что о его неудаче станет известно всему городу. Больше мужчина не вставал, а через месяц умер.

Люди в футлярах

Когда хоронили Беликова, все заметили, что в гробу он выглядел счастливым. Ему наконец-то удалось найти футляр, из которого он никогда не выйдет.

Буркин и Иван Иваныч думают о рассказе. Он навёл ветеринара на одну мысль: а не живут ли все люди в футлярах? Ведь человек постоянно повторяет одни и те же действия, живёт в тесноте и духоте. Разве это всё не футляр?

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Наверное, на пути каждого из вас встречались люди, которые боялись сделать лишний шаг, одевая на себя маску, чтобы не попасть под осуждение. Но в широко известном произведении Антона Павловича Чехова пишется не просто об осторожном, а о чрезвычайно закомплексованном человеке по фамилии Беликов, который окружил себя законами, правилами, уставами, живя в постоянном страхе. «Человек в футляре» – так называется этот глубокий и серьезный рассказ, и подобный заголовок как нельзя лучше отражает характер главного героя.

История создания рассказа

Чтобы глубже понять суть произведения, необходимо обратиться к истории его возникновения.

О том, кто явился прообразом известного героя Беликова, не существует однозначного мнения. Некоторые современники классика полагали, что это инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же опровергали это мнение.

Ю. Соболев предполагал, что прообразом чеховского героя мог быть публицист Меньшиков М. О, о котором Антон Павлович упоминал в одном из дневников.

Как бы там ни было, ясно одно: главный герой рассказа Беликов – образ собирательный.

Над произведением автор трудился в конце весны и начале лета 1898 г. в Мелихове, где в этом же году было создано еще два рассказа «Крыжовник» и «О любви», впоследствии составившие трилогию. 15 июня рукопись передали в журнал.

«Футлярные люди» – кто они?

Главный действующий герой рассказа Антона Павловича Чехова – Беликов, который работает преподавателем греческого языка в гимназии. Но произведение не сразу начинается с описания его характера. Сначала в диалог между собой вступают доктор Иван Иванович и преподаватель гимназии Буркин, который в ответ на описание собеседником некой Мавры, в последние годы сидящей за печкой и только выходящей на улицу лишь ночами, затрагивает тему «футлярных людей», не желающих выйти из своей скорлупы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа « », где описывается судьба маленького мальчика, который писал письмо «на деревню» своему дедушке

С его рассказа мало-помалу раскрывается история Беликова, человека странного и очень подозрительного. Казалось бы, такие люди вредят только себе, но, всмотревшись внимательнее в образ, можно понять, что от них, на первый взгляд тихих и скромных, нет покоя окружающим. Они, прячась от реальной жизни, невольно требуют того же и от других. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно… запрещено – и баста» – говорится о Беликове.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова « », где автор обращает внимание читателя на проблему человеческого равнодушия и непонимания боли другого.

Его пугала свобода мысли, были неприятны всякие нововведения: открывали в городе читальню или разрешали драматический кружок…

«Как бы чего не вышло» – эта фраза прочно засела в сознании главного героя, сделавшись его девизом. Целых пятнадцать лет заставлял Беликов подчиняться правилам всю гимназию. И даже учителя, люди глубоко порядочные и мыслящие, попали под его влияние. Но не только они. От «человека в футляре» дрожал весь город – люди боялись всего: отправлять письма, громко говорить, помогать бедным, читать книги, знакомиться друг с другом, учить детей грамоте…»

Было у Беликова еще одно неприятное качество характера: он любил ходить по гостям. Нет, он не вел себя непристойно и бесчинно в чужих домах, но просто сидел час-другой и молчал. Но это молчание давило на окружающих и угнетало сильнее грубых слов.

Он всего боялся: чтобы не забрались в дом воры, чтобы не зарезал слуга Афанасий, всегда пьяный, выживший из ума человек, поэтому, когда ложился спать, накрывался одеялом с головой.


Бедный, несчастный Беликов! Однако, наступил в жизни Беликова момент, когда он чуть было не женился. «Шутите!» – сказал слушающий эту историю Иван Иванович. «Такого просто не может быть!» – наверное, воскликнули бы вы. Но жизнь порой преподносит неожиданные сюрпризы.

Мечты о женитьбе, которой не суждено было состояться

Итак, в судьбе Беликова вдруг произошли перемены. Это случилось, когда в их гимназию приехал новый учитель географии Коваленко Михаил Саввич, да не один, а с сестрой по имени Варя. Этой, непохожей на остальных, отличавшейся веселым и бойким нравом женщине, было уже за тридцать. После того, как на дне рождения директора она спела «Виют витры», учителей осенила одна и та же мысль: хорошо бы поженить Вареньку и Беликова.

Сначала они действительно стали встречаться: Варенька была не против выйти замуж, относилась к Беликову ласково, сердечно, и он сделал вывод, что тоже необходимо иметь спутницу жизни. Вот тут бы снять с него калоши и выбросить зонтик. Но нет! Учитель так и не изменил своего образа жизни, но только рассуждал о том, что брак – это важный и серьезный шаг.

А потом случилось то, что повергло Беликова в настоящий шок. Казалось бы, ничего предосудительного не произошло: он увидел, как катаются на велосипеде Варенька и её брат. Но человек в футляре был возмущен до глубины души: «Разве позволительно это учителям и женщинам?»

И не в силах успокоиться, пошел побеседовать об этой ситуации к Коваленко.

Финал этой грустной истории предсказуем: конечно же, брат Вареньки не выдержал такого занудства, наговорил своему коллеге грубостей (чего прежде никто себе не позволял), а когда фискал (как с раздражением называл его Коваленко) пообещал, что расскажет суть этого разговора директору, просто столкнул Беликова с лестницы со словами: «Ступай, докладывай».

Может, все бы закончилось не настолько плачевно, если бы как раз в этот момент на пороге подъезда не появилась Варенька. Она, не зная в чем дело, громко захохотала, «и этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Главный герой не смог пережить такого унижения и впал в жесточайшую депрессию. Он лег в постель и больше уже не вставал, а спустя месяц умер. Гроб стал для Беликова футляром, из которого уже он не сможет выйти никогда.

Анализ произведения

Главной причиной того, что человек прячет себя в оболочку, пытаясь скрыться от действительности, является страх. Именно он парализует волю, не дает свободно жить, мыслить, творить, даже дышать.

Беликов боялся сделать лишний шаг, чтобы не быть осужденным обществом, и эта боязнь свела на нет полноценную жизнь, превратив её в жалкое существование. Именно такой порок и обличал Антон Павлович в своем рассказе.

К сожалению, таких людей, как Беликов, которые ставят каноны и всевозможные правила выше свободы, в годы жизни Чехова было очень много.

Но немало встречается их и в нашем современном мире. Сейчас тех, кто неукоснительно следует букве закона и не прислушивается к нуждам простых людей, называют бюрократами.

Но вопрос «кто же они – люди в футляре» остается открытым. Жертвы ли это общества, которое заставляет подстраиваться под свои правила или «футлярность» – лишь форма укрытия от действительности. Так или иначе, подобных людей много. И это болезнь, которая изнутри поражает все общество.



Особенности жизни