Коммуникативная компетентность педагога как условие социализации дошкольника. Методические основы проблемы совершенствования коммуникативной компетентности педагогов доу

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Профессиональная компетентность воспитателя

в условиях реализации ФГОС»

«Непросто достигать вершин успеха,

И стать великим сможет только тот,

Кто день и ночь шел через все помехи,

Пока другие спали без забот».

Генри Лонгф е лло

Современный мир развивается стремительно. С нарастающей скоростью меняются условия жизни социума и жизненные установки людей. Каждый год в детский сад приходят дети, которые уже немного другие. Они отличаются своими личностными качествами и взглядами на многие явления окружающей действительности, способами и скоростью усвоения, воспроизведения информации, т.к. они растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Поэтому система образования не имеет права оставаться на месте, она должна развиваться и меняться вместе с новыми реалиями и потребностями общества.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Если ранее базовой целью образования значились знания, умения и навыки, то современная система образования предлагает новую цель – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося. Но знания, умения, навыки при этом не отменяются, а дополняются воспитанием гармоничной личности, успешной и счастливой в современном, быстро меняющемся обществе.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. В российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя

улучшить, минуя голову педагога»

К.Д. Ушинский

Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма .

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но, прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обращусь к основным понятиям «компетенции» и «компетентность». Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности». Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В словаре С.И. Ожегова, понятие « компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • Воспитательно – образовательное
  • Учебно-методическое
  • Социально-педагогическое

Система профессиональной компетентности педагога включает в себя совокупность компетенций:

  • методологическая
  • психолого-педагогическая
  • коммуникативная
  • исследовательская
  • презентационная
  • акмеологическая
  • икт-компетентность.
  • эмоциональная

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Исходя из современных требований и оценивая собственную профессиональную компетентность, как современный творческий педагог, я повышаю свою компетентность всеми доступными способами:

  • люблю и уважаю детей
  • знаю возрастные особенностей детей, их психическое развитие, методики воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы для достижения совместно выработанных целей и задач.
  • осознаю и признаю собственные чувства, а также чувства других
  • прохожу различные курсы повышения квалификации
  • изучаю информационно-компьютерные технологии. Создаю презентаций и видеофильмы для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • презентую положительный опыт своей деятельности на сайте и в газете ДОУ, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования», педагогических советах МАДОУ
  • активно участвую в педагогических конкурсах разного уровня
  • оформляю групповую документацию отчетов, отчеты
  • работаю в творческих группах и методических объединениях
  • подбираю материал к занятиям, праздникам, для оформления стендов, группы, кабинетов
  • составляю план по самообразованию
  • разработала программу «Макароны для художника»
  • применяю в практической деятельности исследовательские, опытно-экспериментальные, инновационные методы организации образовательного процесса
  • осуществляю позитивное, результативное взаимодействие с родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками и др.
  • изготавливаю дидактические игр и пособия,
  • читаю методическую и педагогическую литературу.
  • провожу открытые мероприятия для анализа со стороны коллег и т.д.

Как сказал президент В.В. Путин "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель". Компетентным стать нельзя, можно только всегда «становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога. Основу компетентности составляют знания .

« Быть компетентным - значит,

знать, когда и как действовать»

(П. Вейлл).

«Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию» .


Преимущественным способом взаимодействия человека с другими людьми является язык. Человек использует вербальные и невербальные знаки, которые передают его мысли к окружающим. Вот почему с самого детства каждого обучают говорению. Если ранее коммуникативная компетентность заключалась в издавании звуков, то теперь индивид должен произносить конкретные слова, фразы, интонацию и пр. Все это отрабатывается в дошкольном возрасте детьми, которые часто контактируют с педагогами.

Человек изначально не умеет говорить, однако у него имеются все инструменты для произношения звуков. Отдельные звуки выстраиваются в слова, а слова можно объединять в предложения. Всему этому человек обучается в дошкольном возрасте сначала вместе со своими родителями, затем с педагогами и детьми.

Особое внимание следует уделять тому, с кем ребенок общается. Если у него нет врожденных дефектов языка, губ, голосовых связок и т. д., тогда он будет абсолютно похожим на тех, с кем часто общается. «С кем человек поведется, от того и наберется» — это касается не только привычек, но и способов коммуникации. Сначала дети копируют речь родителей, затем совершенствуют ее с педагогами и отрабатывают навыки уже в кругу своих ровесников.

Речь во многом зависит от того, в какой среде ребенок растет и приобретает первые навыки. Вот почему важно, чтобы он был окружен такими людьми, которые обладают разнообразной, красивой и богатой речью, которую можно скопировать и далее пользоваться.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Коммуникация – это взаимодействие человека с другими людьми. Это процесс активный, динамичный, меняющийся. Под коммуникативной компетентностью понимается умение человека слушать окружающих, отстаивать свою позицию, вести диалог или переговоры. Нет статичного понятия коммуникативной компетентности. Человек постоянно нарабатывает опыт, каким бы он ни был, общаясь с другими людьми.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия..

Современные люди . Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение. Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем.

Нужно ко всем людям проявлять уважение, кем бы они ни были: богатыми или бедными, умными или глупыми. Проявляйте уважение ко всем – это самое важное в любом виде общения.

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

И напоследок следует отметить, что, помимо неуважения к собеседникам, люди очень часто не умеют извиняться. Данному процессу родители учат своих детей, но так как они сами не умеют просить прощения, то и не могут научить детей делать это правильно. Ниже приведена инструкция по тому, как необходимо извиняться, чтобы проявлять и к себе, и к другому человеку уважение.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д. Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог. В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности.

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

Итог

Каждый человек начинает свое коммуникативное развитие с раннего возраста. В этот период ребенок активно взаимодействует с родителями, педагогами и другими детьми. От каждого взрослого человека требуется лишь одно – следить за своей речью и понимать, как она влияет на ребенка, который ее слышит. В таком случае можно в итоге привить малышу именно те навыки, которые станут ему полезными.

По мере развития человек меняет манеру своего общения. Однако при условии, что его будут окружать грамотные люди, которые проявляют уважение и стараются выстраивать доверительные отношения, у каждого есть все шансы стать культурным в коммуникативном плане человеком.

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ДОУ: когнитивно — рефлексивный критерий включает в себя показатели: знание о сущности и роли коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями; мотивационный критерий включает показатели: понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности; эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие в общении.

На основе данных критериев были определены уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий, которые будут использованы при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследователи выделяют ряд проблем в сформированности коммуникативной компетентности в работе педагога с родителями и считают, что их возможно через целенаправленную методическую работу с педагогами при этом будут учитываться критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил, для проверки гипотезы, провести эксперимент, который проводился на базе МДОУ № 166 города Иркутска. В исследовании приняли участие педагогический коллектив – 10 человек и родители – 25 человек (выборка по 5 человек из каждой возрастной группы).

Целью констатирующего этапа было выявить особенности и уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями.

Для изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями были использованы следующие методики:

Методика 1. Анализ планов воспитательной работы старшего воспитателя.

Цель: проанализировать годовой план старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Методика 2. Анкетирование «Осознание педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями» (авторская).

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями.

Методика 3. Коммуникативная компетентность педагога, глазами родителей (авторская).

Цель: выявить проблемы в общение в системе «педагог», «родитель», оценить уровень коммуникативной компетентности педагогов с позиции родителей.

Методика 4. Методика оценки уровня общительности педагога (автор В.Ф. Ряховский).

Цель: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Диагностика коммуникативной компетентности показала, что уровень коммуникативной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем уровне. К высокому уровню отнесли 30 % педагогов. К среднему уровню мы отнесли 60% педагогов. К низкому уровню мы отнесли 10% педагогов.

При проведении диагностики нами были выявлены следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями: педагоги осознают необходимость повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями, считают, что необходимо формировать её целенаправленно, выделяют проблемы во взаимодействии с родителями, но часто не находят эффективные пути решения при взаимодействии с родителями.

Целью формирующего этапа являлось формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа:

Подготовительный этап

Цель: разработать план-программу работы методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

Основной этап «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями».

1 блок (когнитивно-рефлексивный).

Цель: формировать представления о сущности и значение коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;

2 блок (мотивационный).

Цель: стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

3 блок (эмоционально-поведенческий)

Цель: стимулировать педагогов дошкольного образовательного учреждения решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом.

Заключительный этап

Цель: «Представление опыта коммуникативной компетентности в общении с родителями

Нами был разработан перспективный план-программа на год: с сентября по май. Всего было запланировано 10 встреч.

Основной этап состоял из трех блоков:

Первый блок был направлен на формирование представлений о сущности и значении коммуникативной компетентности. В рамках второго блока мы старались стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями. В рамках третьего блока , который был направлен на стимулирование педагогов решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом. Весь блок мы реализовали через практико-ориентированные занятия — тренинги.

По окончании был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить эффективность проведенной работы.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в формировании коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждении в работе с родителями. С высоким уровнем коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 40% педагогов (ранее 20%), со средним уровнем формировании коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 60% педагогов (ранее 60%). Низкий уровень после формирующего эксперимента отсутствует.

На наш взгляд системная, поэтапная целенаправленная работа, а так же созданные условия: активное участие в методической работе: педагогов в семинарах-практикумах, тренингах, деловой игре; основой методической работы являются критерии коммуникативной компетентности педагогов ДОУ, что и подтвердило нашу гипотезу.

Тренинг по коммуникативной компетентности педагогов ДОУ

Цель:
развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
Задачи:

1.
Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.
2.
Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
3.
Формирование активной социальной позиции педагога.
Ход тренинга

Вводная часть

Вступительное слово. Приветствие
Педагог-психолог: Я очень рада видеть всех в нашем зале. Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Моя основная задача, как педагога-психолога – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем «Я», о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.
Практикум Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От него во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства, эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона, в зависимости от того, как проходит его процесс общения с другими людьми. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Диагностика 1) Социальный атом 2) Ладонь
2.

Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель я должен сказать тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «повелитель я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вывод:
форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано. Педагог более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Мини-лекция «Три Я»
У Эрика Берна есть оригинальная концепция человеческих взаимоотношений. Его главная цель: научить человека анализировать характер своего общения и то, как воспринимается он собеседником. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры. Самая страшная игра на земле – война. Общение с людьми (детьми в группе, коллегой, родителями детей, начальником на работе, продавцом в магазине, другом и т.д.) может строиться по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, от того является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Все отношения и конфликты можно разложить и решить исходя из
3-х позиций общения:
По его мнению каждом человеке «живут три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждом человеке сложным образом переплетены эти состояния. Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний.
Родитель
– (совокупность устоявшихся стереотипов) - педант требует или заботится, знает, как надо себя вести. Склонен к поучениям. Главное слово
«надо»

Взрослый
- объективно оценивает обстановку и принимает четкие решения, действует безэмоционально. Постоянно ищет баланс между «хочу» и «надо». Главное слово
«должен».

Ребенок
– (эмоциональная часть)Спонтанный, импульсивный, творческий, активный, открытый, живой. Фантазирует, капризничает или слушается. Главное слово
«хочу»
. В каждом человеке одновременно живут эти «трое», хотя и проявляются в каждый момент поодиночке. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Бернса), когда «Ребенок» разговаривает с
«Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый», со «Взрослым». Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями» (пер. «сделка»). И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Часто наблюдаются столкновения «Ребенка» и «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя». Так же несостоятельными могут быть сделки между другими эго- состояниями партнеров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. Если мы начинаем общаться с разных позиций, не соответствую ожиданиям партнера по общению – это неизбежно приводит к конфликтам.
4.

Упражнение «Любящий взгляд»
Цель: осознание невербального эмпатийно- экспрессивного арсенала. Педагог- психолог: В процессе общения важное значение имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз, прикосновениями. Инструкция. Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Педагог- психолог назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Водящий должен
по мимике и позе участников догадаться, как удалось изобразить взгляд.
5.

Потребность в любви. Языки любви.
1) Время 2) Подарки 3) Прикосновения 4) Дела, поступки 5) Слова- одобрения (надо говорить 2 раза в день «Я тебя люблю!», «Ты самый лучший для меня»). У каждого человека есть свой доминирующий язык любви. И скажем, если у него 1), а мы пользуемся всеми со 2) по 5)-ый, то человек не будет чувствовать себя любимым. Язык любви формируется уже к 5 годам (это часто то, чего не хватало в детстве). Как это выяснить: относительно себя ответить на вопроса 1) О чем чаще всего я прошу партнера? 2) Отсутствие чего вам причиняет боль?(с детства и до конца жизни). Так же по наблюдениям вы можете определить и ведущий язык любви у ребенка, родителя, коллеги. 6. Психологическое вхождение 7.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
- эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.
Раздаточный материал 1
Алгоритм принятия родителя:
1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя. 2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; 3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть. 4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Памятка для педагога
Основополагающие правила общения  Не критикуйте других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.  Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.  С проблемными людьми, дабы н6е иметь проблем, никогда не создавай ситуацию «один на один». В присутствии других «проблемные» уже не столь проблемны!  Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.  Уверенность в своих знаниях придает силу.  Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.  Чем больше «балласта», тем труднее становится общение. 8. Рефлексия  Как менялись ваши эмоции в течение всего тренинга?
 Что было непонятным?  Что оказалось новым?
Литература:
1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 1997 г. 2. Т. П. Веселовацкая и др. «Формирование коммуникативной компетентности педагогов», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №6/ 2015 г.. 3. Л. А. Соловьева «Тренинг «Эмоционально- экспрессивное поведение педагога ДОУ»», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №11/ 2013 г.. 4. И. Н. Чакова «Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений», статья в журнале «Справочник педагога- психолога» №12/ 2015 г..

Семинары-тренинги.

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ».
«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).
Профессия педагога , воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.


Задачи:

  1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

  2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

  3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

  4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Тренинговая работа с педагогами ДОУ состоит из подготовительного этапа и 2 встреч в формате семинаров-тренингов. Продолжительность которых не превышает полутора часов, что прекрасно подходит для реализации в условиях дошкольного учреждения (время дневного сна).
Подготовительный этап:
На данном этапе педагогам была предложена:

  1. Диагностика уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому), (приложение №1)

  2. Определение стиля общения педагога с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №2).

  3. Анкета “Самооценка качеств, важных для общения” (приложение №3)
Результаты, полученные в ходе диагностики , способствовали осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.

Далее с педагогами были проведены 2 встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.


Занятие I

Барьеры эффективного общения
Задачи:


  • Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

  • Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

  • Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы.

  • Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ход встречи

Здравствуйте, коллеги, давайте начнем нашу встречу с упражнения.


  1. Упражнение “Рады встрече”(10 мин.)
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени. Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
2. Упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”(5 мин.)

Разбейтесь на пары, сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы ― выполнять их. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, позна­комьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся , они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра.

Какие чувства возникают в ходе упражнения, что понравилось больше?

Итог: Изо дня в день каждый выполняет какие-то обыденные действия, манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, например, закрыть глаза…и мир меняется. Обыденность представляется чем-то неопознанным. Как здорово уметь видеть новое в старом, хорошее в плохом, уметь анализировать и черпать нужное для себя.

Цель: развитие фантазии и ораторских навыков.

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике.

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать предметы, находящиеся в комнате , и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 5 минут.

4.Упражнение “Интервью”(20 мин.)

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. Для этого мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым и в течение 1 минуты задаются респонденту вопросы. Следующую минуту меняемся ролями.

На презентацию своего коллеги дается не более 1 минуты. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За одну минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность. Идет работа в парах в течение 2 минут.

Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?

Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

5. Групповая дискуссия (10 мин.)

Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

6. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями” (Приложение №4)

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии , а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

7. Упражнение “Построимся”(10 мин.)

Описание упражнения: ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Итог: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые все попадают, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Итог встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз , прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Встреча II.

«Навыки эффективного общения».

Задачи:


  1. Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.
Ход встречи

  1. Упражнение “Поменяйтесь местами, кто...”(10 мин.)
Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы

Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.

Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, меняются местами те, кто:

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Работает педагогом уже больше 10 лет;

Мечтал быть педагогом с детства и т.д.

2. Упражнение на умение интонировать (10 мин.)

Произнести следующую фразу: “Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

3. Упражнение “Диалог с ролями”(10 мин.)

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

4. Мини-лекция: “Торт общения”(5 мин.) (приложение №5)

5. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”(10 мин.) (приложение №6)

6. Выдача памятки “Правила активного слушания”

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

7. Упражнение “Активное слушание”(15 мин.)

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

Инструкция: Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания (раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).

Упражнение мы будем выполнять в тройках. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого хотели бы узнать поближе (деление в тройках на первые, вторые, третьи номера).

Третий номер из вас будет "говорящим", второй - "слушающим", а первый – «наблюдателем».

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания.

Итак, "говорящий" в течение 2 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе». Правила хорошего слушания отслеживает, а затем анализирует "наблюдатель".

Через 2 минуты беседу остановить.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этой части задания очень серьезно , потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться, и открыто говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, дать следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение 2 минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 2 минуты беседу остановить и предложить перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за 2 минуты должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 2 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения «наблюдатели» анализируют проведенное упражнение, учтены ли все правила «активного слушания».

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?

О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?

Какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались? и т.д.

Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого , осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

8. Мини-лекция(5 мин.)

Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.

Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”

Позиция “Я” в роли “взрослого” – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. Характерная особенность позиции – целесообразность во всем.

Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.

9. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении(10 мин.)

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).

Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

10. Мини-лекция “Важные средства общения”(10 мин.)

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта , то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза .

Роль глаз в невербальном канале общения очень значительна. Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной силы” и ”сияющие звезды” часто соотносятся с психическими состояниями. Глаза являются важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать.

Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Вообще наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени, редко пользуется доверием. При переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.

Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Психологическое пространство . В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них. Если это расстояние больше 5метров, то вряд ли получится долгий разговор.

Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми.

С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.

Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.

Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м - до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

Однако нет точного расстояния удобного для всех людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.

11. Упражнение “Рюкзачок”(10 мин.)

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 2 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной. Собирать рюкзачок будем всей группой друг другу.


12. Обратная связь (5 мин.)

Предлагается заполнить анкету:

Имя участника

1. Степень включенности (от 0 до 10)

Что мешает Вам быть более включенным в занятие?

2. Самые значимые полезные для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

3. Что Вам не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

4. Ваши мысли после этого занятия

5. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)
В дальнейшем возможна работа с педагогами в рамках семинаров-тренингов по следующей тематике: «Конфликты», «Эмоции», «Стресс», «Навыки командного взаимодействия в работе с семьями воспитанников», «Развитие креативного мышления в работе с родителями, образности публичного выступления», «Развитие навыков эмпатии , точного восприятия партнеров по общению» и другие.

Приложения.

Приложение №1.

Диагностика : оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колени?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди , ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании , однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многослойны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Приложение №2.
Диагностика : определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, - 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени - 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, - 2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением - 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями - научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания , умения и навыки ребенка - в большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями - показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего - это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты - не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47-43 балла - умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42-38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

Приложение №3
Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:


  • Открытость

  • Отзывчивость

  • Доброта

  • Внимательность к людям

  • Умение решать конфликты

  • Тактичность

  • Вежливость

  • Готовность к сотрудничеству.

Приложение №4

Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации , родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться , самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях , и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Приложение №5

Мини-лекция: “Торт общения”(5 мин.)

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

Я хороший – ты плохой (позиция сверху)

Я плохой – ты хороший (позиция снизу)

Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:

– что я чувствую, что чувствует другой?

– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать , амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должен уметь управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”.

Приложение №6

Мини-лекция Что такое “активное слушание?”(10 мин.)

Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и специалистам, тесно связанным с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае , если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника - означает:

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособие /И.В. Вачков. – 2-е изд – М: - 2003.

2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом авт-сост – Т.А. Данилина. Т.С Лагода, М.Б. Зуйкова – М. – 2003

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.

4. 3.Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 – 256с.

5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.

7. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. Сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011.

8. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС – 2009.



Особенности жизни