Кто он такой Чичиков в поэме «Мертвые души. Кто такой Чичиков в поэме мертвые души? Мертвые души чичиков характеристика

Чичикова мы видим как мужчину статного и приятного. Он не был толст или тонок, средних лет. Его внешность располагающе действовала на собеседника. Чичикова можно назвать средним во всем, начиная от костюма, заканчивая манерой говорить. Павел Иванович был лишен всех вредных привычек: он не курит и не пьет, не играет в карты и не любит быструю езду. Однако все это свидетельствует скорее о желании экономить, чем о добропорядочности. Избегая любых лишних финансовых затрат, Чичиков ведет довольно аскетичную жизнь. Павел Иванович педант и очень любит чистоту. Гигиену он соблюдает в обязательном порядке. Эти привычки заставляют местных помещиков считать его членом высшего общества. У него есть коробочка, куда он складывает вещи, которые считает для себя важными. В свободное время он любит перебирать их и аккуратно складывать.

Черты характера Чичикова

Главной чертой характера Чичикова является его страсть к накопительству. Она имеет другой характер, нежели у . Он копит деньги на конкретную мечту, думая, что собрав определенную сумму, он заживет, как в раю в своем доме со слугами. Чичиков очень внимателен ко всем деталям. Это касается и его внешности, и даже транспорта. Он хочет создавать благоприятное впечталение, поэтому носит хороший костюм и ездит на красивой бричке. Павел Иванович из простых людей и явно стесняется этого, пытаясь соответствовать людям высокого происхождения. Несомненно, Чичиков очень хорошо воспитан и довольно тактичен - он умеет вести себя в обществе и прекрасно подает себя новым людям. Так что каждый, кто сталкивается с ним, остается о герое прекрасного мнения. Единственным, кто не поддался его чарам, был новый начальник.

К женщинам Чичиков был равнодушен. Он держится от них подальше, зная, как красавицы могут действовать на мужчин. Он отдает должное их достоинствам, но не влюбляется и не поддается романтическим порывам.
Важно! Особого внимания заслуживает его необыкновенная приспосабливаемость. Он тонкий психолог и с каждым умеет найти общий язык, вне зависимости от того, нравится ему человек или нет. Он знает, кому, как и когда польстить, как отказать, как втереться в доверие. С каждым из помещиков он ведет себя по-разному: с он льстив и любезен, с говорит без особых церемоний, с ведет себя фамильярно и т.д.

История жизни Павла Ивановича

Как складывалась жизнь героя - читатель не знает до самой последней главы. Гоголь планомерно описывает его характер, раскрывая черты по общению с другими персонажами, но не дает оценки или подробного описания истории Чичикова. Откуда же взялся этот человек и что он задумал - мы узнаем лишь в самом конце поэмы.

Павел Иванович родился в очень простой семье, которая не имела ни положения, ни денег. Из пары слов о его родителях мы понимаем, что они были людьми добропорядочными и работящими. Они старались заработать всю жизнь, но у них это так и не получилось. Отец оставил ему немного меди, но научил тому, что стало целью его жизни “...береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете...”. И в погоне за деньгами он так и не создал свою семью. Также он советовал сыну учиться, и Павел последовал ему. Он был неплохо образован для простого человека, к тому же, был силен в арифметике. С детских лет Чичиков старается заработать копейку и понемногу ему это удается. Затем он поступает на службу чиновником - сначала в комиссию по строительству, затем на таможню. На любой службе он пытается быстро обогатиться, но его планы раскрывают и он теряет все, что успел украсть. Служба чиновником дала ему богатый опыт в общении с разными людьми и наложила определенный отпечаток на характер, сделав циничным. Следующей аферой Чичикова становится покупка “мертвых душ”, с целью реализации которой он и приезжает в уездный город N. Здесь за дело он принимается очень осторожно и тщательно. Он выяснил личности всех чиновников, а также помещиков, где они живут, привычки и всю информацию, которую только удалось получить.

Он располагает к себе всех чиновников, которые могут ему помочь в оформлении сделки, что дается ему без труда, ведь со школьной скамьи он научился льстить и задабривать людей, которые ему нужны. Однако афера Чичикова раскрывается, и он опять вынужден бежать. Гоголь не выделяет Чичикова как положительного персонажа, но явно отдает должное его упорству и находчивости. Этот герой был перенесен во второй том, что говорит о том, что Чичиков не считался безнадежным и все еще имел право на реабилитацию души. Больше понять образ Чичикова вам поможет и характеристика героя в нижепредложенном видео.

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив.

С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Особенности поэмы «Мертвые души»

Повесть «Мертвые души», которую Николай Васильевич Гоголь предусмотрительно назвал поэмой, действительно содержит «поэтические» устремления главного героя Чичикова в решении его вполне прозаических жизненных задач. С детства он был предоставлен самому себе, воспитание получил недостаточное, юность прошла даже в некоторых лишениях. Характеристика Чичикова мало чем отличается от других. Однако молодой человек от природы был сообразительным и находчивым, сложные ситуации в жизни своей преодолевал самостоятельно, иногда весьма успешно. Взрослея и набираясь опыта, Чичиков научился использовать многочисленные социальные российские недостатки с выгодой для себя, так чтобы и в выигрыше остаться и не отвечать по закону.

Время от времени Чичиков, находясь на службе в каком-либо «хлебном месте», по неосторожности или из жадности просчитывался, получал нагоняй от начальства, но в целом был на хорошем счету и взятки брал ловко, незаметно и даже артистично. И характеристика Чичикова была примером для всех прочих чиновников. Проситель, пришедший к Чичикову, дает бывало сумму ему в руки, а тот не берет. Что вы, как можно, мы не берем-с…! И уверял человека, что тому сегодня же принесут на дом все нужные документы, без всякой «подмазки». Проситель шел домой, окрыленный, почти счастливый и ждал курьера. Ждал день, другой, одну неделю и вторую. Взятка, которую посетитель потом приносил в результате этой нехитрой комбинации, придуманной Чичиковым, была втрое больше первоначальной.

И вот однажды Чичикова осенила некая гениальная мысль, обещавшая быстрое и верное обогащение. «Ищу рукавицы повсюду, а они за поясом», - произнес Чичиков и взялся за разработку своей будущей операции по приобретению мертвых душ. В помещичьей России тогда существовал рынок Другими словами, можно было покупать крестьян, продавать их и дарить. Сделка оформлялась законным порядком, покупатель и продавец составляли крепостную купчую. Крестьяне стоили дорого, и по сто рублей и по двести. А вот если покупать у помещиков крепостных умерших, то можно и дешевле, подумал Чичиков и принялся за дело.

Вся соль его предприятия заключалась в расчете на получение так называемых подъемных денег, выдаваемых опекунскими советами по всей России, при переселении помещичьих хозяйств на другие земли или просто по приобретению крепостных крестьян. По двести рублей на одного крестьянина, живого и здорового естественно. Да кто там будет проверять, живой или умерший, справедливо полагал Чичиков и потихоньку собирался в дорогу. Приехал наш герой в город NN, осмотрелся и сразу нанес визиты всем городским чиновникам. После короткого общения с Чичиковым, чиновники в нем так он умел подльститься да подмаслиться. Характеристика Чичикова сложилась безупречная, его везде привечали и были ему рады.

Затем выбрал Чичиков помещиков, имеющих крепостных и стал их объезжать по очереди. Каждому он делал одно и то же предложение. Куплю, мол, умерших крепостных, нужно для дела, но дам недорого, небогат в настоящеее время. Первый помещик, Манилов, был этаким рафинированным щеголем, имел жену и детей. Удивился просьбе Чичикова, но повел себя интеллигентно и умерших крестьян своих отдал даром. После Манилова Чичиков попал к помещице Коробочке. Старушка выслушала, покумекала и поначалу отказала. Чичиков буквально взмок, уговаривая ее, приводя всю очевидность выгоды сделки для помещицы. А Коробочка знай себе мурыжит, я мол сперва цены узнаю, справки наведу, потом поговорим.

После Коробочки приехал Чичиков к Ноздреву. оказался редким пройдохой, кутилой и картежником. Намаялся и с ним Чичиков. Тот ему и лошадей предлагал вместо и собак и шарманку. В карты поиграть на мертвые души хотел или в шашки. А уж цену загнул, дороже живых запросил. Еле ноги унес Чичиков от Ноздрева. И приехал к следующему помещику Собакевичу. Огромного роста помещик Собакевич, детина небольшого ума, но с хитрецой, первым делом наступил Чичикову на ногу всем своим весом. Чичиков зашипел от боли и запрыгал на одной ноге. Довольный Собакевич пригласил отобедать. А когда Чичиков завел деловой разговор, то помещик назначил цену еще выше, чем Ноздрев. После торга сошлись на двух рублях с полтиной. Краткая характеристика Чичикова должна быть дополнена его умением торговаться.

Последним был помещик Плюшкин. Больше тысячи крепостных было у него. А умерших сто двадцать, да беглых около сотни. Всех купил Чичиков. А как пошли в городе после его поездок да покупок разговоры, то стал Чичиков чуть ли не героем. Но при этом характеристика Чичикова захромала, многие бывшие его друзья отказали ему от дома. Жаль только, понапрасну все было. Не поможет и безупречная характеристика Чичикова, мертвые души - они ведь живыми не станут, денег им не дадут.

Меню статьи:

Мы часто говорим, что не в деньгах счастье, но при этом всегда отмечаем, что человек с деньгами находится в более выгодном положении, может позволить себе больше бедняка. Множество художественных произведений на тему свадьбы с нелюбимым, но богатым или возникшей несправедливости связанной с подкупами наводит на еще одну известную фразу: деньги правят миром. Наверное, именно поэтому, человек с малым капиталом часто стремится любой ценой улучшить свое материальное положение. Не всегда эти методы и способы законны, они часто противоречат принципам морали. Об одном из таких поступков рассказывает Н.Гоголь в поэме «Мертвые души».

Кто такой Чичиков и зачем он приезжает в город N

Главный герой повествования отставной чиновник Павел Иванович Чичиков. Он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Он считает себя человеком приятной наружности, особенно ему нравилось свое лицо «которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им пред кем-нибудь из приятелей».

Этот человек путешествует по селам России, но цель у него отнюдь не столь благородная, как на первый взгляд думается. Павел Иванович покупает «мертвые души» то есть, документы на право владения людьми, которые умерли, но еще не были занесены в списки умерших. Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет, поэтому эти самые «мертвые души» зависали и документально считались живыми. Они представляли немало хлопот и растрат, так как за них было необходимо делать уплаты до следующей переписи (ревизийских сказок).

Предложение Чичикова о продаже этих людей для помещиков звучит более чем заманчиво. Многие находят предмет покупки очень странным, это звучит подозрительно, но желание быстрее избавится от «мертвых душ» берет свое – один за одним помещики соглашаются на продажу (исключение составил только Ноздрев). Но зачем же нужны Чичикову «мертвые души»? Он сам об этом говорит так: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу». Другими словами, Павел Иванович планирует перепродать свои «мертвые души», выдав их за живущих людей. Конечно, без земли продать крепостных невозможно, но он и здесь находит выход – покупка земли в отдаленном месте, «за копейки». Естественно, что такой план продиктован не хорошими условиями жизни и финансовым положением, но, как ни крути, это бесчестный поступок.

Значение фамилии

Об этимологии фамилии Павла Ивановича сложно судить однозначно. Она не так прозаична, как фамилии других персонажей поэмы, но сам факт, что фамилии других персонажей являются их характеристикой (обращают внимание на нравственные или физические изъяны) подталкивает на мысль, что с Чичиковым должна быть похожая ситуация.

И так, вполне вероятно, что эта фамилия произошла от слова «чичик». В западноукраинских говорах так называли певчую птицу небольших размеров. Н. Гоголь был связан с Украиной, поэтому можно предположить, что он имел в виду именно это значение слова – Чичиков, подобно птице, поет всем красивые песни. Других зафиксированных словарями значений нет. Сам автор нигде не объясняет, почему выбор пал именно на это слово и что он хотел сказать, наградив Павла Ивановича такой фамилией. Поэтому данную информацию следует воспринимать на уровне гипотезы, утверждать, что это абсолютно верное объяснение невозможно в виду малого количества информации по этому поводу.

Личность и характер

Приехав в город N, Павел Иванович знакомится с местными помещиками, губернатором. Он производит на них хорошее впечатление. Такое начало доверительных отношений способствовало дальнейшим покупкам Чичикова – о нем говорили, как о человеке высоких нравов и отличного воспитания – такой человек не может быть аферистом и обманщиком. Но, как оказалось, это был всего лишь тактический ход, позволяющий ловко обмануть помещиков.

Первое что удивляет в Чичикове – его отношение к гигиене. Для многих его новых знакомых – это стало признаком человека из высшего общества. Павел Иванович «проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням». Он « чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», когда умывался, «выщипнул вылезшие из носу два волоска». В итоге окружающие решили, что «в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано».

Чичиков – подлиза. «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому». При этом о себе старался ничего конкретного не рассказывать, обходиться общими фразами, присутствующие думали, что это он делает из-за скромности.

К тому же фразы «он не значащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства» вызывали у окружающих некое чувство жалости к Чичикову.

В скором времени о нем стали лестно отзываться все новые знакомые, старались угодить «такому приятному, образованному гостю».

Манилов, характеризируя, Чичикова утверждал, что «готов он ручаться, как за самого себя, что он бы пожертвовал всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича».

«Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек».


Как видим, проникнуть в доверие помещиков и губернатора Павлу Ивановичу удалось наилучшим образом.

Ему удавалось соблюсти тонкую грань и не перегибать палку с лестью и похвалами в сторону помещиков – его ложь и подхалимство были сладки, но не настолько, чтобы ложь бросалась в глаза. Павел Иванович умеет не только подать себя в обществе, но и обладает талантом убеждать людей. Не все помещики без вопросов были согласны распрощаться со своими «мертвыми душами». Многие, как например Коробочка, очень сомневались о правомерности такой продажи. Павлу Ивановичу удается добиться своего и убедить в том, что такой продаже нет ничего необычного.

Следует отметить, что Чичиков обладает развитыми интеллектуальными способностями. Это проявляется не только при обдумывании плана об обогащении на «мертвых душах», но и в манере ведения беседы – он умеет поддержать разговор на должном уровне, не имея достаточной обознаности в том или ином вопросе выглядеть умным в глазах других нереально и никакая лесть и подхалимство не способно спасти ситуацию.



К тому же, он очень дружен с арифметикой и умеет быстро провести математические действия в уме: «Семьдесят восемь, семьдесят восемь, по тридцати копеек за душу, это будет… - здесь герой наш одну секунду, не более, подумал и сказал вдруг: - это будет двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек».

Павел Иванович умеет адаптироваться под новые условия: «он почувствовал, что слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»», хотя не всегда может быстро сообразить, что нужно сказать: «Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков все еще не мог начать разговора, развлеченный как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате».

Обзаведшись крепостными, Павел Иванович чувствует неловкость и тревогу, но это не муки совести – он хочет побыстрее покончить с делом и боится, что что-то может пойти не так «все-таки приходила мысль: что души не совсем настоящие и что в подобных случаях такую обузу всегда нужно поскорее с плеч».

Однако его обман был раскрыт – Чичиков в одно мгновение превращается из предмета поклонения и желаемого гостя в предмет насмешек и слухов, его не пускают в дом губернатора. «Да вас-то именно одних и не велено пускать, других всех можно» – говорит ему швейцар.

Остальные тоже не рады его видеть – они мямлят что-то невнятное. Это приводит Чичикова в замешательство – он не может понять, что случилось. Слухи о его афере доходят до самого Чичикова. В результате он уезжает восвояси. В последней главе, мы узнаем, что Павел Иванович незнатного происхождения, родители его старались обеспечить ему лучшую жизнь, поэтому, отправляя его в самостоятельную жизнь, дали ему такие советы, которые бы, как думалось родителям, позволили бы занять хорошее место в жизни: «Павлуша, учись… больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Таким образом, Павел Иванович, руководствуясь советом родителей жил так, чтобы нигде не тратиться и копить деньги, но, заработать честным путем значительный капитал оказалось делом нереальным, даже при строгой экономии и знакомстве с богачами. План по покупке «мертвых душ» должен был обеспечить Чичикова состоянием и деньгами, но на практике оказалось все не так. Клеймо афериста и нечестного человека прочно прилипло к нему. Извлек ли сам герой урок их сложившейся ситуации – вопрос риторический, вполне вероятно, что второй том должен бы приоткрыть тайну, но, к сожалению, Николай Васильевич его уничтожил, поэтому читателю остается лишь догадываться о том, что произошло дальше и стоит ли винить Чичикова за такой поступок или необходимо смягчить его вину, ссылаясь на принципы, которым подчинено общество.

Образ Чичикова - это ведущий образ поэмы "Мертвые души"

.
«Очень сомнительно,-пишет Гоголь,-чтобы избранный нами герой понравился читателям». По внешнему виду это человек очень приятный и обходительный. Он умеете каждым поговорить, сказать человеку приятный комплимент, вовремя и уместно ввернугь в разговор удачное словечко, очаровать человека своим поведением и благовоспитанностью и, наконец, блеснуть умом и опытностью. Однако все это - только внешняя личина отъявленного плута и мошенника, ловкого дельца.


С детства Чичиков встал на путь приобретательства и со школьной скамьи неуклонно следовал совету своего отца: «Больше всею береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете». Еще в детстве к полтине, данной отцом, он быстро сделал приращение: «слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно», а затем пустился и на другие спекуляции. Накопив один мешочек денег, он стал копить другой.
В училище, «постигнув» дух своего начальства, Чичиков пресмыкался и низкопоклонничал перед учителями; в своей аттестации он всегда имел отметку о «примерном прилежании и благонадежном поведении». Впереди ему мерещилась жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды...»


По выходе из училища он ревностно принялся за службу и старался во всем угождать начальству. Сделавшись повытчиком, он сразу же стал брать взятки, но вскоре перед ним открылось поле деятельности «гораздо пространнее»: он попал в комиссию для построения «весьма капитального» здания. Здесь Чичиков быстро обогатился, однако неожиданно его воровские проделки были раскрыты, и он лишился всего. Неутомимо и энергично Чичиков вновь принимается за создание карьеры и устраивается в таможню, где наживает себе свыше пятисот тысяч рублей. Потерпев крушение и здесь, он решился на новую авантюру: на приобретение «мертвых душ».


Его новое предприятие было основано на том, что помещикам выгодно было избавиться от податей за крестьян, умерших после ревизии, так как эти подати им приходилось уплачивать до следующей ревизии, что приносило «душевладельцам» значительный ущерб. Крестьяне же, умершие в период между ревизиями, официально числились живыми, а поэтому их можно было заложить в опекунский совет и получить, таким образом, большие деньги.


С целью покупки мертвых душ Чичиков и приезжает в губернский город N.
С больший осторожностью и предусмотрительностью он принимается за осуществление надуманного плана и проявляет на первых же шагах исключительную способность ориентировки. «Он с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, словом, не пропустил ни одного значительного чиновника, но еще с большей точностью, если даже не с участием, расспросил обо всех значительных помещиках: сколько кто имеет душ крестьян, как далеко живет от города, какого даже характера и как часто приезжает в город; расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного, и все так и с такою точностью, которая показывала более, чем одно простое любопытство». Чичиков подробно узнал, как пройти ко всем присутственным местам, и сделал визиты «ко всем городским сановникам», ловко польстив каждому. Тем временем он уже наметил помещиков, которых ему необходимо посетить.


В городе N он заводит знакомство именно с теми чиновниками, которые, по его мнению, могут быть полезны при оформлении документов на «мертвые души». Чтобы обеспечить в предстоящем деле полный успех, он стремится вызвать к себе доверие и признательность чиновников, чего и достигает без особого труда.
Способность Чичикова приспосабливаться к любой обстановке еще ярче раскрывается в поездке к помещикам. С большим умением он распознает характер каждого помещика и ловко определяет к ним свое отношение: прикинувшись человеком чувствительным и мечтательным, он получает от Манилова «мертвые души» бесплатно, склоняет Коробочку к продаже «мертвых душ» обещанием покупать у нее мед, пеньку, муку, крупу и перья. Он сумел расположить к себе даже «кулака» Собакевича.


И вес же Чичикова нельзя считать только олицетворением плута-предпринимателя. Чичиков предстает перед нами как человек живой, с присущими каждому человеку чувствами радости и горя, любви и разочарования. Правда, эти особенности характера не делают Чичикова привлекательным. Они лишь создают жизненную полноту образа. Постоянное же стремление к личной наживе, узко эгоистические расчеты и отсутствие каких-либо общественных интересов превращают Чичикова в резко отрицательный тип. Давая обобщенную характеристику своему герою. Гоголь говорит о нем не только как о хозяине-приобретателе, но и как о подлеце.


В образе Чичикова Гоголь обличил нового героя русской жизни, властно заявившего право на свое существование, - буржуазного дельца, ловкого предпринимателя, ставившего целью личное обогащение.



Особенности жизни