Праздник троица значение. День Святой Троицы – история праздника

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

История и смысл праздника Святой Троицы

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Празднование Троицы

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов , а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону . Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.05.2017 06:10

«Живоначальная Троица» - это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из...

Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник - праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих - Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Случилось это на десятый день после Вознесения Иисуса Христа. Иерусалим был празднично украшен, множество гостей со всех концов света стекались на большой еврейский праздник. Город ликовал. Только ученики Христа держались особняком: они молились Богу. Утром того дня в доме, где они молились, послышался странный звук, напоминающий шум сильного ветра, а через некоторое время над головами присутствующих возникли языки пламени. Мгновенье назад испуганные и слабые, они в мгновение ока обрели мудрость и силу. Ученики Христа получили так же возможность открыто славить Бога на всех языках, непонятных им доселе. Они обрели дар совершать чудеса и исцелять больных с Божьей помощью. И все это они получили от Святого Духа, сошедшего на них в тот великий день.

Вокруг учеников Иисуса собралась толпа, и они - апостолы, (то есть послы, вестники) проповедовали учение Сына божьего и славили Иисуса. Многие тогда уверовали в Христа, как в Бога, и крестились. С того дня - дня сошествия Духа Святого - вера христианская стала быстро распространяться по миру, по всей земле проповедовали апостолы Учение Христа и рассказывали о его страданиях за людей и воскрешение из мертвых.

Сошествие Святого Духа на апостолов - празднуется православными, как день Святой Троицы. Он является одним из важнейших христианских праздников, входящий в число двунадесятых. Само же понятие Троицы олицетворяет образ Бога, единого в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына, Бога-Святого-Духа. Второе название праздника - Пятидесятница, связано с тем, что он наступает на пятидесятый день после Пасхи.

Интересно, что этот красивый православный праздник на Руси стали отмечать только через триста лет после обряда крещения, который привел страну к православию.

История праздника Троица до христианства

Как часто случалось в истории, новая религия не отвергла старые обычаи, а привлекла на свою сторону старые обряды, "одев их в новые одежды". Известно, что в дохристианской Руси славяне встречали приход лета языческим праздником Триглав или Семик. И здесь существовала своя "троица". По языческим славянским верованиям всем (и всеми) на Земле управляли три бога: Святовит - бог богов, хранитель света, бог войны и победы; Сварог - создатель Вселенной; Перун - воин и защитник правды.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...



Особенности жизни