Презентация ко дню славянской письменности в школе. Презентация и конспект внеурочного занятия на тему "День славянской письменности и культуры"(1 класс)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

Тимошенко Т.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Петухово 2013

Рассмотрено методическим советом

Петуховского техникума МЭСХ

Рецензент: Потапова И.А., руководитель отдела по ВР

Петуховского техникума МЭСХ.

Данная методическая разработка многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

©Т.И.Тимошенко, 2013

Петуховский техникум МЭСХ

Методическое обоснование темы классного часа………………………….....4

План классного часа.……… …………………………………………………... 6

Информационная карта………………………………………………………….7

Дидактический материал к классному часу…………………………………. ..8

Список Web-страниц для обучаемых…………………………………………..24

Список Web-страниц для преподавателя………………………………………24

Приложение …………………………………………………………………….25

Методическое обоснование темы классного часа

Данная методическая разработка классного часа выполнена по теме «24 мая – День славянской письменности и культуры». Тема актуальна для настоящего момента: во время отсутствия национальной идеи очень важен вопрос национального единства граждан нашей страны, а День славянской письменности и культуры - единственный праздник национальной культуры в России. И к тому же сейчас, в период быстрого развития Интернета, ускорения ритма жизни, речевого пространства, снижения объемов чтения, обращение внимания на этот праздник очень важно для того, чтобы мы вспомнили об основах нашей культуры.

Форма проведения классного часа – лекция.

Лекция преподавателя сопровождается презентацией, слайды которой подобраны с учетом возрастных особенностей студентов.

Методическая разработка классного часа многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного информационного мероприятия без внесения изменений и поправок, а также возможен выбор другого шедевра древнерусской литературы в зависимости от особенностей конкретной учебной группы (в разработке речь идёт о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в связи с недавним введением праздника День семьи, любви и верности).

Информационная работа в учебных группах по древнерусской письменности кажется обучаемым скучной и неинтересной, поэтому каждый информационный блок сопровождается иллюстрацией на слайде презентации, благодаря чему внимание студентов фокусируется на том, о чём ведёт речь преподаватель.

Основные цели классного часа:

  • представить историю русского языка и историю славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современной России, рассмотреть ее как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества;
  • продемонстрировать обучающимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию;
  • проследить особенности развития русской письменности;
  • воспитывать у обучающихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Данный классный час был поведён у студентов II курса Петуховского техникума МЭСХ 24 мая 2013 года.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Список Web-страниц для обучаемых

Русская православная церковь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Московского Патриарха. – М., 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – М., 1999. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ Список Государственная публичная историческая библиотека [Электронный ресурс] / Дирекция ГПИБ России. – М., 2001. Режим доступа:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

О празднике Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всём мире празднуют День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии.Там совершается праздничное шествие со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране в этот день проводится праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности «славянских стран учителям» .

5 слайд

Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

6 слайд

Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

7 слайд

Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм греческие Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm Эта система из 38 букв, которые должны были отобразить тончайшие нюансы славянских языков, стала называться глаголицей.

8 слайд

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла (Константина) - создателя первой славянской азбуки.

Учитель начальных классов

МАОУ «Кошелихинская ОШ»

Сундукова Галина Владимировна


День славянской культуры и письменности


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия




  • Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
  • АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
  • АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
  • Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Истоки русской письменности

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

греческие буквы:

славянские буквы:

Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm

Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм



В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий.

Город Солунь

(сейчас он называется Салоники).

Греция


  • – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку

  • с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги


  • составили славянскую азбуку,
  • перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги,
  • способствовали введению и распространению славянского богослужения.


По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.


  • http://www.sobor-chel.ru/fatgallery/1022.jpeg
  • http://days.pravoslavie.ru/Images/ib136.jpg
  • http://days.pravoslavie.ru/Images/im3317.jpg
  • http://www.mztour.ru/bulgaria/images/litera/5.jpg
  • http://img.ngs.ru/relax/upload_files/19029/3a05d8b2d8832fda3bbf45affb329f84_13532372354a167a0a1973b.jpg
  • http://www.museum.ru/imgB.asp?6568
  • http://www.heiligenlexikon.de/Fotos/Cyrill-Methodius.jpg
  • http://pravkuban.ru/uploads/posts/2011-05/1306188147_slav-pismenn-01.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6101/129077255.3/0_62122_2fba014b_XL
  • http://www.internationaltoys.com/pictures/17284_1.jpg
  • http://bibliotekar.ru/rusZod/46.files/image001.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3005/yulenochekk.14/0_1b04d_ad34e1ba_XL
  • http://s2.forumimage.ru/uploads/20101110/128941918351009488.jpg
  • http://www.solun.gr/images/photogallery/svyatyni-grecii/athens/296_Afiny-Drevnie.jpg
  • http://shrrr.gorod.tomsk.ru/uploads/7613/1274618426/491.jpg
  • http://drugoy-saratov.ru/foto/1257403652.jpg
  • http://www.sarreg.ru/uploads/posts/2012-05/1337334047_kirill-i-mif.jpg
  • http://www.kievtown.net/img/kiev_pechersk_lavra_17.jpg
  • http://www.president.bg/photo_files/714.jpg
  • http://www.cxpx.ru/i/duhovenstvo/kr1.jpg
  • http://www.pravda-nn.ru/upl/newspapers/src/7660.jpg

"День славянской письменности и культуры " - это поздравления, подарки, открытки, картинки, стихи и сценарии празднования.

День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая. Празднование этого дня приурочено ко дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В этот день во всех городах страны проводятся фестивали и концерты. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали города: Самара, Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна

Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря «Святой Наум», ныне в Республике Македонии Ученики Кирилла и Мефодия Константин Преславский, Горазд Охридский, Климент Охридский, Савва Охридский, Наум Охридский, Ангелярий Охридский, Лаврентий

День славянской письменности и культуры 24 мая День славянской письменности и культуры. Праздник установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01.91 N 568-I "О Дне славянской письменности и культуры". Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены" . Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны

С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии Славим Русь нашу святую! По великим именам Православную, родную нашим мыслям и сердцам, Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду? Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву! Выходцами из Солуни Русь была восхвалена Почитали, как родную, излагая письмена, Прародители Софии воцарились на Земле И от мая к маю славим ваши имена везде. Памятник мы изваяли в вашу честь уже в Москве И бессмертьем начертали Ваши лики на холсте! Кирилл и Мефодий - два брата единых, прошедших свой доблестный путь, Нашедших в славянах духовную силу и православья приют! (Кривобороденко Владимир, г.Орел)

Почитание Почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В русском православии дни памяти святых: Кирилла - 14 февраля (27 февраля по новому стилю), Мефодия - 6 апреля (дни преставления). Праздник в честь Кирилла и Мефодия - государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии - День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Самара Севастополь (открыт в 2008 г.)

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали. Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

wordgame.64g.ru › meta/meta1s.htm ru.wikipedia.org › wiki / Кирилл _ и _ Мефодий images.yandex.ru › азбука кирилла и мефодия Источники

Предварительный просмотр:

Урок – беседа «Откуда есть пошла славянская письменность»

(К Дню славянской письменности и культуры)

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Разработку подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Куадже Ася Шумафовна

Цель : активизировать интерес учащихся к славянской письменности; создать условия для демонстрации знаний и умений в области славянской письменности.

Тип урока : урок закрепления ранее изученного материала.

Вид урока : урок – беседа.

Ход урока .

  1. Вводная часть .

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажешь боль души.

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь, его.

А. Яшин

  • Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры .
  • Сегодня мы еще раз убедимся в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)
  1. Наш урок будет проходить в творческой мастерской – «История языка».
  • Дорогие знатоки и любители русского языка!
  • Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории языка. (Слайд 1)
  1. Слово учителя (24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры - в приложении).
  2. Историческая справка.
  • О славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7).
  • Cвятые Кирилл и Мефодий – сообщение (в приложении – слайд 2)
  • Новый алфавит получил название « кириллица » по монашескому имени Константина – сообщение (в приложении).
  • Алфавит и азбука Кирилла и Мефодия (Кириллица) – в приложении (Слайд 4)
  1. О празднике славянской письменности (в приложении).

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

(Слайды 11 – 14).

  • Заключительное слово.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

  • Кривобороденко Владимир написал стихотворение о Кирилле и Мефодии (В приложении ) Слайд 10.

Использованный материал . wordgame.64g.ru›meta/meta1s.htm, ru.wikipedia.org›wiki/Кирилл_и_Мефодий, images yandex.ru›азбука Кирилла и Мефодия (Слайд 15).


День славянской письменности и культуры.

Цель:

Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за язык.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Материалы к празднику

«День славянской письменности и культуры»(1)

Дети читают стихотворение

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон (2) разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3)

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,(4)

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ребенок-чтец

(5) Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

2-й ребенок-чтец

(6) Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

3-й ребенок-чтец

(7) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне!

Ведущий ( со свитком в руках ):

(8) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.(9) И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ребенок

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ребенок

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(10) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

1-й и 2-й ребенок вместе

(11) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

1-й ребенок

Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.(12)

Ведущий

(13) Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы!

Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Сейчас мы это узнаем.

Выходят дети с шапочками-буквицами на голове.

Буква «Аз»

(14) Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало.

По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки»

(15) А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди»

(16) Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Ведущий

А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети назовут какие-нибудь добрые слова?

Дети (называют добрые слова)

« Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…

Ведущий

Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: (17)

«Здравствуйте»?

Пожелание здоровья, здравия.

«Спасибо»?

– «Спаси Бог».

«Благодарю»?

Дарить все блага.

«Милосердие»?

Милое, доброе сердце.

Ведущий

Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?

Дети (дают ответы)

Люди станут больше улыбаться, радоваться.

Мир станет добрее.

Люди станут добрее и чище…

Ведущий

Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.

А теперь отгадайте загадки.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(18)

(Буквы)

Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской.

Не дерево, а листочками,

Не рубашка, а сшита.

(Книга) (19)

1-й Ребенок-рассказчик

(20) Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.

В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».

2-й ребенок-рассказчик

(21) Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: « Азбуку учат, на всю избу кричат».

3-й ребенок-рассказчик

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

4-й ребенок-рассказчик

(22) Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

А сможет ли кто-то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в древнерусской школе:

«Пять волов одной сохой пашут»? (23)

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Ребенок-чтец

(25) Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык?

Ведущий или кто-то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

1-й ребенок-рассказчик

(26) А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски» . Как это?

2-й ребенок-рассказчик

Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

3-й ребенок-рассказчик

(27) В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

1-й ребенок-рассказчик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки.

Буква «Глаголь»

(28) Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь».

Ведущий

Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе.(29)

Дети

Сначала аз да буки, потом и науки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Ведущий

Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро»

(31) Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети

(32) - Час в добре пробудешь – всё горе забудешь?

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Ведущий

(33) А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть», «Жизнь», «Земля»…

Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова со смыслом:

Дети

Аз Буквы Ведаю Глагол

Добра Есть Жизнь Земли

Ведущий

(34) А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы».

Буква «Рцы»

Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь»

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети поют песню о Родине.

Ведущий

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (35) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.

Ребенок-чтец

(36) Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!



Особенности жизни