Презентация на тему "народы ссср в борьбе с фашизмом". Народы советского союза в борьбе с фашизмом

Немало советских людей, оказавшихся за пределами советской территории, активно участвовали в освободительной борьбе народов Европы. Они входили в состав партизанских отрядов и диверсионных групп Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Италии, Бельгии, Болгарии и других стран.

Все большую активность приобретали действия партизанских формирований и организаторских групп, особенно в Польше, Чехословакии, Венгрии и Румынии, территории которых к лету 1944 г. стали оперативным, а в ряде случаев и тактическим тылом гитлеровских войск. Задачи советских партизан в этих странах заключались в том, чтобы вести тщательную разведку с целью установления группировок войск противника и характера его обороны, расстраивать вражеские тылы, содействовать развитию партизанского движения и деятельности подполья.

Одновременно по просьбе компартий этих стран ЦК ВКП(б) и Советское правительство направили людей и выделили значительные средства в помощь освободительной борьбе польского, чехословацкого, венгерского, болгарского, румынского народов. Местные партизанские отряды получали из СССР оружие, боеприпасы и другие военные материалы {589} . Кроме того, в 1944 г. на территорию Польши и Чехословакии вышли многие советские партизанские формирования. На польской земле действовали 1-я Украинская партизанская дивизия под командованием П. П. Вершигоры, соединения и отряды И. Н. Банова, Л. Е. Беренштейна, В. А. Карасева, Г. В. Ковалева, М. Я. Наделина, В. П. Пелиха, Н. А. Прокопюка, С. А. Санкова, В. П. Чепиги, Б. Г. Шангина, И. П. Яковлева и другие. Они установили прочные связи с польскими патриотами и вместе с ними наносили удары по врагу.

Боевое содружество советских и польских партизан наиболее ярко проявилось в июньских боях в Билгорайских, Яновских, Липских лесах и Сольской пуще. В 1944 г. на территории Польши вели борьбу 12 тыс. советских партизан {590} , имевших большой боевой опыт и хорошее вооружение. Это сильно беспокоило оккупационные власти. На совещании у генерал-губернатора Польши Г. Франка начальник полиции безопасности жаловался, что борьба с этими отрядами весьма затруднительна, поскольку они представляют собой подлинные военные формирования, состоящие из людей, преданных коммунистическим идеалам, в совершенстве владеющих оружием и тактикой партизанских действий {591} .

На территории Словакии успешно действовали партизанские бригады и отряды Е. П. Волянского, П. А. Величко, А. С. Егорова, А. Г. Емельянова, В. А. Квитинского, М. И. Шукаева и другие. Из Советского Союза за лето сюда были направлены 24 организаторские группы общей численностью более 400 человек {592} . Они оказали большую помощь словацким патриотам в борьбе с фашистами. Словацкое население встретило их с большой радостью. Вот как вспоминает об этом один из бывших руководителей освободительного движения в Словакии Г. Гусак: “Все восхищение, любовь и доверие к Советскому Союзу, к Советской Армии, к советскому народу, которые за годы войны накопились в словацком народе, нашли теперь выражение в отношении к советским офицерам, которые прибыли из СССР помогать Словакии в антифашистской борьбе. Мы не одни, здесь русские, они пришли нам помогать, они с нами! Советская Армия с нами! Ее представители уже здесь! Так реагировали простые люди в августе 1944 г. на прибытие организаторских партизанских групп...” {593}

С появлением этих групп и выходом на чехословацкую территорию советских партизанских формирований начался новый этап в развитии партизанского движения в этой стране. Он характерен бурным ростом количества партизанских отрядов и повышением их боевой активности, значительным усилением всего антифашистского движения в Чехословакии. Все более ощутимыми становились удары советских и словацких партизан по врагу. 27 августа 1944 г. партизанская бригада под командованием Героя Советского Союза А. С. Егорова совместно со словацкими повстанцами заняла город Ружомберок и несколько населенных пунктов вокруг него {594} .

Большую роль советские партизаны сыграли в Словацком национальном восстании. Бок о бок со своими братьями-словаками они в течение двух месяцев вели ожесточенные бои с фашистскими войсками.

Советский Союз постоянно усиливал помощь народам ряда стран Европы в их антифашистской борьбе: готовил национальные кадры для партизанских отрядов, поставлял им оружие, боеприпасы, взрывчатку, медикаменты и другие материалы. По просьбе представителей антифашистских организаций, братских коммунистических и рабочих партий в 1944 г. в специальных школах СССР проходили подготовку многие патриоты Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Из выпускников этих школ зарубежные антифашистские организации комплектовали партизанско-организаторские группы и направляли их в тыл немецко-фашистских войск. В состав групп включались опытные советские партизаны в качестве командиров, штабных работников, инструкторов, минеров и медработников. Советский Союз оказывал помощь польским и чехословацким патриотам в формировании руководящих органов партизанского движения.

Многие советские граждане, оказавшиеся оторванными от своей Родины, продолжали сражаться с врагом. Используя любую возможность, рискуя жизнью, они совершали побеги из концлагерей и лагерей военнопленных к местным партизанам и включались в активную борьбу против гитлеровцев. В некоторых странах они составляли целые подразделения: взводы, роты, батальоны, отряды, а в Югославии и Бельгии возникли советские партизанские бригады.

Участвуя в движении Сопротивления европейских стран, советские люди внесли большой вклад в борьбу народов против общего врага. В партизанских формированиях, подпольно-диверсионных группах Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Италии и других стран Европы, по неполным данным, действовало более 40 тыс. советских граждан.

Своим бесстрашием и мужеством, самоотверженностью и дисциплинированностью советские патриоты снискали любовь и уважение народов, боровшихся против фашизма. Национальными героями ряда стран Европы стали В. В. Порик, сражавшийся во Франции, А. И. Дьяченко и Мехти Гусейн-заде - в Югославии, И. А. Вальчук - в Болгарии и многие другие советские люди. Имена многих сынов и дочерей Страны Советов навечно вошли в историю европейского движения Сопротивления. Рассказывая об этом, итальянский историк М. Галлени подчеркивает: “...советские люди завоевывали уважение и дружбу на поле боя, в жестокой борьбе плечом к плечу с итальянскими партизанами... выносили все тяготы, всегда были в самой гуще сражений, жертвовали своей жизнью. Они являлись чем-то более значительным, чем просто солдатами; это были сознательные бойцы, которые в бою отстаивали свои идеи, свою мораль. Хроника событий содержит множество доказательств того, что советские партизаны вскоре стали кровью от крови нашей” {595} .

Глубокой признательностью и восхищением проникнуты высказывания многих зарубежных общественных, государственных деятелей и простых граждан о советских людях - участниках Сопротивления во Франции, Бельгии, Италии и других странах. Образ советского патриота и борца, ставший символом гуманизма и патриотизма, запечатлен в многочисленных произведениях изобразительного искусства, в книгах и песнях. Высокие моральные и боевые качества советских партизан, их самоотверженность в борьбе с врагом вызывали у народов зарубежных стран искреннее уважение и любовь к советскому народу, восхищение его победами на фронтах, в строительстве новой жизни, в воспитании нового человека.

Итак, в достижение побед, одержанных Советскими Вооруженными Силами во второй половине 1944 г., значительный вклад внесли советские патриоты, действовавшие во вражеском тылу. Систематическими ударами они затрудняли перевозки врага по железным, шоссейным и грунтовым дорогам, отход немецко-фашистских войск на новые рубежи, нарушали управление и связь. Отважные советские патриоты нанесли гитлеровцам ощутимый урон в живой силе и технике. Так, в боях с белорусскими и украинскими партизанами противник во второй половине 1944 г. потерял около 53 тыс. солдат и офицеров убитыми и ранеными, около 600 паровозов, свыше 4900 вагонов, платформ и цистерн, 186 танков, танкеток и бронемашин, более 15 600 автомашин и много другой техники и военного имущества. Партизаны Украины и Белоруссии взяли в плен более 17 тыс. солдат и офицеров, захватили большие трофеи {596} .

Опираясь на поддержку народа, партизаны и подпольщики срывали осуществление гитлеровского плана превращения оставляемой оккупантами советской территории в зону “выжженной земли”. Во многих случаях они пресекли злодеяния фашистских палачей над мирными жителями, спасли тысячи советских граждан от уничтожения и отправки на фашистскую каторгу в Германию, защитили немало материальных, исторических и культурных ценностей Советского государства.

Советские люди - участники движения Сопротивления в европейских странах самоотверженностью в борьбе против фашистов возвеличили славу социалистической Родины, с честью выполнили свой патриотический и интернациональный долг. Это сыграло большую роль в небывалом росте интереса простых людей к первой стране социализма, их стремлении лучше понять истоки могущества и непобедимости Советского Союза, великой силы и жизненности советского общественного и государственного строя, неиссякаемого энтузиазма и стойкости советских людей.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили героические подвиги своих сынов и дочерей - участников партизанского движения. Многие из них удостоены высоких отличий Советского Союза. На их славных делах воспитываются новые поколения советских патриотов.

Таким образом, во второй половине 1944 г. советский народ и его доблестные Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии добились новых выдающихся успехов в борьбе с врагом. В результате проведения ряда классических наступательных операций была очищена от фашистских захватчиков почти вся советская территория и избавлены от фашистской неволи десятки миллионов советских людей. Продолжая наступление без стратегической паузы, Вооруженные Силы СССР в широких масштабах непосредственно приступили к осуществлению великой освободительной миссии. Они освободили часть Польши, Чехословакии и Венгрии, всю территорию Румынии, северные районы Норвегии. Советские войска совершили освободительный поход в Болгарию, изгнали гитлеровцев из восточных районов Югославии. Плечом к плечу с Советской Армией сражались против немецко-фашистских захватчиков народные армии Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Болгарии, а также французские военные летчики.

В ходе стратегических операций Вооруженные Силы СССР разгромили все основные группировки противника, нанесли им невосполнимый урон в живой силе, вооружении и боевой технике. Фашистская Германия лишилась своих союзников в Европе. Все это создало прочную основу для скорого разгрома фашизма.

В ожесточенных сражениях с немецко-фашистской армией ярко проявились высокие боевые и моральные качества советских воинов, организаторский талант и мастерство командиров всех степеней, их умение творчески применять передовую советскую военную науку и искусство.

Победы Вооруженных Сил СССР, одержанные на полях сражений во второй половине 1944 г., ковались также на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на транспорте, в научных лабораториях. Благодаря единству фронта и тыла, героизму и самоотверженности рабочего класса и всего народа, великим преимуществам социалистической экономики действующая армия была обеспечена всем необходимым для успешной борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

С новой силой в этот период проявилась руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, сосредоточившей все свои усилия на мобилизации материальных и духовных возможностей советского народа и его Вооруженных Сил на разгром врага. По-прежнему центральное место в деятельности партии, ее ЦК занимало руководство вооруженной борьбой. Коммунисты всегда шли в авангарде сражающегося народа.

Под влиянием выдающихся побед Советской Армии и Военно-Морского Флота усилилось национально-освободительное движение, которое в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы привело к победе народно-демократических и социалистических революций.

Могучие удары Вооруженных Сил СССР по врагу стремительно приближали час окончательной победы над фашистской Германией.

Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

2015
Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:


  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;

  • раздаточный материал;

  • компьютер,

  • проектор,

  • интерактивная доска,

  • презентация.

Цель урока:


  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;

  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;

  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:


  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.

  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.

  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.

  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I . Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:


  1. проверить посещаемость;

  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;

  3. установить психологический контакт с классом.

II . Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:


  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).
Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III . Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:


  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);

  2. актуализация знаний;

  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.
Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.


Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV . Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:


  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;

  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;

  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;

  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;

  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.
Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;

  2. беседа (сообщающая и эвристическая);

  3. работа с историческим источником;

  4. демонстрация презентации;

  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:


  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)

  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)

  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.
Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)
коллаборационизм

Восточные

вермахта

(А. Власов)

(С. Бандера,

Р. Шухевич)

(Слайд 10)
Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.
Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)
Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.
Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.
Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)
Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)


Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.


V . Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:


  1. выявить степень усвоения учебного материала;

  2. обобщить изученный материал;

  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.
Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI . Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:


  1. информирование учащихся о домашнем задании;

  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

>>История: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1.Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2.Экономика союзных республик в годы войны.

3.Национальные движения в годы войны.

4.Национальная политика.

Многонациональный советский народ на фронтах войны.

3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно?

4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

План: 1. Многонациональный советский народ на фронтах войны. 2. Экономика СССР в годы войны. 3. Национальные движения в годы войны. 4. Национальная политика.

1. Война не оставила в стороне и другие народы СССР в их борьбе против фашизма. Были созданы десятки национальных дивизий и батальонов. Представители 33 национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза. За мужество и героизм этим званием удостоено: 8160 русских 2069 украинцев 309 белорусов 161 татарин 108 евреев 96 казахов 90 грузин 69 узбеков 61 мордвин 44 чуваша 43 азербайджанца 39 башкир 32 осетина 18 марийцев.

Феликс Балтушис-Жемайтис, генералмайор, командующий 16 -й литовской стрелковой дивизии. Гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза Сабир Рахимов, командующий армией Белорусского фронта.

Унан Аветися н помощник командира взвода 1 -й роты 390 -го стрелкового полка 89 -й стрелковой дивизии 18 -й армии Северо. Кавказского фронта, Герой Советского Союза старший сержант. Маме това Маншук пулемётчица 21 -й гвардейской стрелковой дивизии 3 -й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.

Ким Ир Сен, майор, командир батальона 88 -ой отдельной стрелковой бригады. В будущем президент Северной Кореи.

Главным лозунгом тыла в те годы стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы» , который неуклонно исполнялся. Сотни заводов и фабрик было эвакуировано в Среднюю Азию, вместе с инженерами, рабочими. На средства народов страны было создано 2, 5 тыс. боевых самолетов, тысячи танков, 8 подлодок, 16 военных катеров, орудия, минометы.

В тех районах, которые были присоединены к СССР позже других, и тех, в которых репрессии, коллективизация ударили больнее всего с приходом фашистов росли националистические настроения, в которых Гитлер и Рейх представлялись как освободители. Особенно активно это было в Западной Украине и Белоруссии, Прибалтике, Крыму, Чечено-Ингушетии и др.

Особой жестокостью и зверствами отличалась Украинская повстанческая армия (УПА), созданная националистами на оккупированных территориях. Из них выделялись старосты и полицаи подчас бывшие более жестокими, чем немецкие оккупанты. Жертвы УПА

Из пленных советских воинов на добровольных началах была сформирована Русская освободительная армия, которую возглавил генерал- предатель Власов. К фашистам перешли и многие белые геренералы- эмигранты.

Активизация национальных движений привела к ужесточению национальной политики. Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» объявили немцев Поволжья. (1, 5 млн. чел.) и выслали в Сибирь и Казахстан. Тогда же по тому же обвинению депортировали в Сибирь 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев. В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию выселили 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь 93 тыс. калмыков, 40 тыс. балкарцев. Многих снимали прямо с фронта несмотря на посты и звания и также депортировали. 23 февраля 1944 г. на Восток отправили 650 тыс. чеченцев и ингушей, а в мае 1944 г. в Узбекистан отправили 180 тыс. крымских татар. В результате депортации десятки тысяч погибли в пути. Ожидание депортации. Немцы Поволжья на станции.

План: 1.Многонациональный советский народ на фронтах войны. 2.Экономика СССР в годы войны. 3.Национальные движения в годы войны. 4.Национальная политика. 1.Многонациональный советский народ на фронтах войны. 2.Экономика СССР в годы войны. 3.Национальные движения в годы войны. 4.Национальная политика.




1.Война не оставила в стороне и другие народы СССР в их борьбе против фашизма. Были созданы десятки национальных дивизий и батальонов. Представители 33 национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза. За мужество и героизм этим званием удостоено: 8160 русских 2069 украинцев 309 белорусов 161 татарин 108 евреев 96 казахов 90 грузин 69 узбеков 61 мордвин 44 чуваша 43 азербайджанца 39 башкир 32 осетина 18 марийцев. 1.Война не оставила в стороне и другие народы СССР в их борьбе против фашизма. Были созданы десятки национальных дивизий и батальонов. Представители 33 национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза. За мужество и героизм этим званием удостоено: 8160 русских 2069 украинцев 309 белорусов 161 татарин 108 евреев 96 казахов 90 грузин 69 узбеков 61 мордвин 44 чуваша 43 азербайджанца 39 башкир 32 осетина 18 марийцев.




Унан Аветися́н помощник командира взвода 1-й роты 390-го стрелкового полка 89-й стрелковой дивизии 18-й армии Северо- Кавказского фронта, Герой Советского Союза старший сержант. Маме́това Маншук пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.






Главным лозунгом тыла в те годы стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы», который неуклонно исполнялся. Сотни заводов и фабрик было эвакуировано в Среднюю Азию, вместе с инженерами, рабочими. На средства народов страны было создано 2,5 тыс. боевых самолетов, тысячи танков, 8 подлодок, 16 военных катеров, орудия, минометы.









В тех районах, которые были присоединены к СССР позже других, и тех, в которых репрессии, коллективизация ударили больнее всего с приходом фашистов росли националистические настроения, в которых Гитлер и Рейх представлялись как освободители. Особенно активно это было в Западной Украине и Белоруссии, Прибалтике, Крыму, Чечено-Ингушетии и др.








Активизация национальных движений привела к ужесточению национальной политики. Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» объявили немцев Поволжья.(1,5 млн. чел.) и выслали в Сибирь и Казахстан. Тогда же по тому же обвинению депортировали в Сибирь 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев. В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию выселили 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь 93 тыс. калмыков, 40 тыс. балкарцев. Многих снимали прямо с фронта несмотря на посты и звания и также депортировали. 23 февраля 1944 г. на Восток отправили 650 тыс. чеченцев и ингушей, а в мае 1944 г. в Узбекистан отправили 180 тыс. крымских татар. В результате депортации десятки тысяч погибли в пути. Ожидание депортации. Немцы Поволжья на станции.
22 Вывод!!! Расчеты Гитлера на распад СССР не оправдались. Единство советского народа, несмотря на отдельные случаи, помогло сохранить единство страны в борьбе против общего врага. Вывод!!! Расчеты Гитлера на распад СССР не оправдались. Единство советского народа, несмотря на отдельные случаи, помогло сохранить единство страны в борьбе против общего врага.





Особенности жизни