Презентация на тему: Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна. Презентация на тему ""Обломов" - образ О






Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.




Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.


Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…


Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…

Слайд 2

Цель урока

Рассмотреть женские образы романа Провести анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения Противопоставить образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, чтобы глубже раскрыть характер главного героя, Ильи Ильича Обломова

Слайд 3

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Слайд 4

Агафья Матвеевна

“…с голой шеей и локтями.Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”. Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.

Слайд 5

Внешность

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. Они антиподы!

Слайд 6

Социальное происхождение

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна Понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva». Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым позициям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Они антиподы!

Слайд 7

Роль в жизни Обломова

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Ее любовь одухотворенна, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. Они антиподы!

Слайд 8

Подумаем над прочитанным

Любила ли Ольга Обломова? Почему состоялся брак Ольги и Андрея Штольца после любовной неудачи с Обломовым? Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову? Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Любовь Пшеницыной не рациональна, а сердечна. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. С Агафьей Матвеевной Обломов строит свою «Обломовку»

Слайд 9

Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам? Каким вырастет Андрей Ильич Обломов? Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины? ?

Посмотреть все слайды


Ольга Ильинская Гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Яркий и сильный характер. Глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Литературная предшественница Ольги – Татьяна Ларина. Но как героиня иного исторического времени, Ольга более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Н. В. Щеглов. Ольга. 1979


Жизнь словно просыпается в Ольге вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что Ольга «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Ю. С. Гершкович. Обломов и Ольга. 1982


Агафья Матвеевна Пшеницына Вдова чиновника, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить не задумываясь ни над чем, только в умелом ведении дома достигла она совершенства. Любовь Обломова к Агафье Матвеевне выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой. Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин


Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни. Особенно беспокоят Обломова издержки: новая квартира, экипаж, повар. От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы. Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлекаясь чувством к Ольге, то утопая в житейских проблемах. В конце концов происходит сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой.


Роль Ольги в жизни Обломова Ее любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер, её чувству не хватало непосредственности, и естественности. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял себе в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова, но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ю. С. Гершкович. Ольга у окна «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни». Н.А. Добролюбов


Роль Агафьи Матвеевны в жизни Обломова Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне он нашел Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Здесь, на Верхлевской улице, и доживает свой век Обломов с женщиной, о которой всегда мечтал. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашел свое человеческое счастье и покой.


Ольга и Агафья Матвеевна Внешность «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Социальное происхождение Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Неспособна понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva».

Презентация на тему «Женские образы в романах Гончарова»{
Выполнил: студент группы А-62
Тарасов Александр

Гончаров верил во всемогущую силу любви.
«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, подозревая меня в вере во всеобщую, всеобъемлющую
любовь и в то, что только эта сила может двигать миром,
управлять волей людской
и направлять её к деятельности».
Именно любовь, по мнению писателя, способна
кардинально изменить жизнь человека, и именно в
любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Истории любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа Гончарова

Ольга Ильинская

“Ольга в строгом смысле не была красавица… но
если б ее обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии. Несколько высокому росту
строго отвечала величина головы, величине головы
- овал и размеры лица; все это, в свою очередь,
гармонировало с плечами, плечи - с станом…
Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную
линию; губы тонкие и большею частию сжатые:
признак непрерывно устремленной на что-нибудь
мысли. То же присутствие говорящей мысли
светилось в зорком, всегда бодром, ничего не
пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз.
Брови придавали особенную красоту глазам: они не
были дугообразны, не округляли глаз двумя
тоненькими, нащипанными пальцем ниточками -
нет, это были две русые, пушистые, почти прямые
полоски, которые редко лежали симметрично: одна
на линию была выше другой, от этого над бровью
лежала маленькая складка, в которой как будто чтото говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед
головой, так стройно, благородно покоившейся на
тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно,
шагая легко, почти неуловимо…”

Образ Ольги Ильинской

А.М Пшеницына

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна
в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться
сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а
были на их местах две немного будто припухлые,
лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение
лица; руки белые, но жесткие, с выступившими
наружу крупными узлами синих жил.
платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не
прибегала ни к какому искусству, даже к лишней
юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить
талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она
была без платка, мог бы послужить живописцу или
скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не
нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к
нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо
и поношено”.

Образ А.М Пшеницыной

Ольга

«…бесподобная насмешливая, бойкая
Ольга…видит все смешные особенности героя, не
обманываясь нисколько, играет ими, почти
наслаждается ими и обманывается только в
расчётах на твёрдые основы характера Обломова.»
А.В.Дружинин

Агафья Матвеевна

«…беспристрастный
и не потемнённый теориями
ум выберет, как выбрал Обломов,
Агафью Матвеевну, не потому только, что
локти соблазнительны и что
она хорошо готовит пироги, а потому, что она гораздо больше
женщина, чем Ольга.»
А.Григорьев

«Любовная тема в романе И.А. Гончарова «Обломов». (образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, «Норма», презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, сообщение учащихся.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями.

Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление учащегося

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.

Обломов требует от Захара почитания и благословения, требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

А кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца.

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

Штольц Андрей Иванович – ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером», и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

Находясь в гостях у ольги Ильинской, Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование «Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени.

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку: 21313545

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по- вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

Рассказ А.М. о себе.

Я Пшеницына Агафья Матвеевна- вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его

здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича, я видела в

этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску- я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Проверяем таблицу.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала.

Обобщим все сказанное нами.

(Это позволяет лучше узнать главного героя).

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

(Никто. Они не уберегли его от деградации).

Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить.



Особенности жизни