Роль пейзажа. Влияние природы на душу человека


«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так считал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Все его положительные герои так или иначе связаны с природой, которая помогает полнее раскрыть их внутренний мир, а также донести до читателя важные авторские мысли.

Рассказывая о нравственных исканиях Андрея Болконского, автор не раз сталкивает его с природными явлениями. После Аустерлицкого сражения, когда Болконский понял ничтожность своих ранних устремлений к славе, к своему Тулону, когда Наполеон, бывший его кумиром, пал в его глаза, происходит первая встреча Андрея с дубом. «Это был огромный… дуб, с обломанными суками и корой, заросший старыми болячками». Древнее дерево одушевляется автором. У него не ветви, а «растопыренные корявые руки и пальцы». Всем своим видом дуб словно подтверждает мрачные мысли князя Андрея: «…Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… наша жизнь кончена!» Болконский приходит к выводу, что теперь он должен доживать свою жизнь в имении, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

И совсем другую картину видит Андрей Болконский, возвращаясь через некоторое время той же дорогой.

Он даже не сразу узнал своего старого знакомца. Куда делись «корявые пальцы» и «болячки»? «Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались… сочные, молодые листья». На фоне расцветающей весенней природы оживает и душа князя. Слушая пение соловьев, он заключает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». Вторая встреча с дубом была продолжением душевного перерождения князя Андрея после ночи в Отрадном. Он случайно оказался свидетелем восторженного диалога Наташи и Сони по поводу необычной майской ночи. В душе князя «поднялась… путаница молодых мыслей и надежд…»

Природа помогает Андрею Болконскому понять истинный смысл жизни, развенчав его ложные мечты о Тулоне. На фоне высокого неба Аустерлица его кумир Наполеон показался «маленьким ничтожным человеком». Тщеславные мечты о славе теряются на фоне вечности.

Показывая военные действия, Толстой призывает на помощь природу, чтобы показать противоестественность войны. Если перед сражением мы видим «яркое солнце», «чистый утренний воздух… с золотым оттенком» и «блестящие золотые поля и перелески», то после сражения картина кардинально меняется: «Собрались тучки, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?» Кстати, блестящий цвет у Толстого – цвет оптимизма О разрушительном характере войны говорит и заброшенный сад в имении Болконских, и заросшие бурьяном поля с исхудавшим скотом.Природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма…»Суровая зима помогает русским солдатам прогнать захватчиков со своей земли.

Пьер Безухов, вернувшись из плена в Москву на фоне природы испытывает «новое чувство радости и крепости жизни».

Лев Николаевич считал, что на природе человек становится добрее и естественнее. Неслучайно, раскрывая образ Наташи Ростовой, он отправляет ее в гости к дядюшке, где она чувствует себя счастливой.

А вот описание неба глазами Наполеона предвещает его поражение: «небо застлано дымом», «небо и горизонт были цвета мутной воды», «черно-лиловое звездное небо». Свое небо видит и Петя Ростов. Оно в его сне «волшебное», то поднимающееся высоко, то опускающееся так низко, «что рукой можно было достать его».

Таким образом, природа у Толстого участвует в событиях, помогая раскрытию положительных образов произведения. Отрицательным героям автор в этом отказывает, так как он считает, что они лишены внутренней жизни, а природа предполагает постоянное движение. В одном из своих высказываний Толстой даже сравнивает людей с реками, которые могут быть разными по своим свойствам и качествам, но, соединяясь, образуют единое целое.

Обновлено: 2018-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Основная особенность изображения природы в романах Толстого — изображение ее в неразрывном единстве с человеком, его чувствами. Восприятие природы, умение слиться с ней — один из основных личностных критериев для толстовских героев. Именно эти свойства определяют у писателя гармоничность развития личности, нравственное здоровье человека, его жизненную силу, смысл существования.

Пейзаж у Толстого всегда реалистичен, четок, очень конкретен. Вместо тургеневских полутонов, оттенков красок здесь мы встречаем четкие, определенные линии, очертания предметов, внимание к основному цвету. Как замечает Г. Б. Курляндская, для пейзажей писателя характерна «изумительная рельефность изображения», все предметы в этих пейзажах имеют четкое месторасположение. Пейзаж у Толстого прост, лишен излишней сентиментальности, «свободен от пут поэтических ассоциаций», экспрессивных эпитетов, в отличие от поэтических, таинственных пейзажей у Тургенева. Но, как и в романах Тургенева, природа у Толстого дается в восприятии героя. Писатель подчеркивает глубокую, действенную связь между картинами природы и сложной душевной жизнью человека. И этим пейзаж у Толстого напоминает нам пейзажи, созданные Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».

Попробуем проанализировать различные виды пейзажей в романе «Война и мир». Функции пейзажа в романе разнообразны. Являясь элементом композиции, описания природы создают фон, на котором происходит действие, предваряют те или иные события, создают определенное настроение, выступают в качестве средства характеристики героев. Наиболее важная функция пейзажа в романе — это обозначение внутреннего состояния героев, состояния их дум и чувств.

Восприятие природы определяет многие душевные движения Андрея Болконского. Так, однажды «открытое им» бесконечное, голубое небо сопровождает затем все взлеты и падения героя, представляется ему в минуты величайшего счастья и неизбывного горя.

Впервые это высокое, торжественное небо с бегущими по нему облаками явилось князю Андрею, когда он, раненный, лежал на Аустерлицком поле. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. „Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей... Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"». Образ неба, символизирующего вечность, здесь создается благодаря характерным эпитетам («бесконечного неба», «неизмеримо высокого» неба), метафоре («тихо ползущими по нем серыми облаками»).

Торжественное, величавое и равнодушно-безмятежное небо открывает Болконскому всю суетность и ничтожность его честолюбивых помыслов. И в этом плане пейзаж здесь имеет сюжетообразующее значение. Князь Андрей переживает душевный кризис, определивший весь последующий этап его жизни. Честолюбивые помыслы и активное участие в общественной жизни сменяются в Болконском бездействием, равнодушием ко всему. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит князь Андрей приехавшему к нему Пьеру.

Безухов убеждает его в том, что есть Бог, истина, добродетель, призывает его любить и верить. Заодно с Пьером и природа, которая как будто просит князя Андрея поверить другу. Болконский смотрит на красный отблеск солнца по синеющему разливу, прислушивается к тишине, и ему кажется, что волны, со слабым стуком ударяясь о дно парома, приговаривают: «Правда, верь этому».

И после разговора с Пьером князь Андрей «в первый раз после Аустерлица... увидал то высокое, вечное небо, которое он видел на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Тот же самый мотив неба возникает и в другом пейзаже романа, когда князь Андрей приезжает в Отрадное. «Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе».

Здесь Толстой использует эмоционально-цветовые эпитеты (ночь «свежая и неподвижно-светлая», «серебристо-освещенные» и «черные» деревья, «ярко-белый ствол»), сравнение (лунный свет ворвался в комнату так, «как будто он настороже у окна давно ждал», когда отворят окна). Кроме того, здесь мы можем отметить четкое месторасположение в пространстве всех предметов, картин, составляющих пейзаж.

Пейзаж этот, кроме того, раскрывает внутренний облик Наташи, желающей улететь в небо, и поэтизирует зарождающееся в князе Андрее чувство любви. Как замечает А. И. Потапов, пейзажи, поэтизирующие любовь в романе, традиционно лунные (загадочная святочная ночь оттеняет взаимное чувство Николая и Сони).

Чувства Болконского после разрыва с Наташей писатель снова передает через восприятие героем бесконечного, голубого неба: «...тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Как замечает С. Г. Бочаров, образ неба является лейтмотивным для князя Андрея. В этом образе — «величие, идеальность, бесконечность стремления» и «отрешенность, холодность». Оборотная сторона рассудочности, рациональности, строгости героя — это жажда чего-то абсолютного и вечного, жажда «небесного» совершенства. Но совершенство это должно открыто проявлять себя в явлениях жизни, идеал должен совпадать с реальностью. Как замечает исследователь, разрыв между «небом» и земной реальностью для героя непреодолим, и в этом глубочайший трагизм образа Болконского.

В своей жизни князь Андрей пробует преодолеть этот разрыв, и Толстой вновь оттеняет состояние героя пейзажами. По опекунским делам своего сына Болконский едет в рязанские имения, и Толстой рисует здесь великолепную картину весеннего леса. «Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба... В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы».

Однако Болконского не трогает «обаяние весны». Вот он заметил старый огромный дуб, с обломанными суками, глядящий «каким-то старым, сердитым и презрительным уродом». «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, как будто чего-то ждал от него. Эти ожидания героя — желание еще раз утвердиться в мысли о бесполезности и бессмысленности жизни. Князь Андрей здесь чувствует гармоническое соотношение природы и своего состояния, он окончательно укрепляется в своих безнадежных мыслях. Закрепляя настроение героя, природа придает мыслям Болконского печально-торжественный лад. Он ощущает какую-то мудро-справедливую закономерность своего состояния.

Однако уже выбранный писателем природный образ символизирует заблуждение героя. Дуб всегда считался символом крепости и прочности жизни, долголетия. В этом смысле «старые болячки» на могучем, сильном дереве противоестественны. Толстой здесь как будто подчеркивает преждевременность духовного старения героя, намекает на его богатый внутренний потенциал, на внутреннюю силу его, дающую возможность выхода из душевного кризиса. В Отрадном Болконский видит Наташу, беспечную и счастливую, слышит невольно ее разговор с Соней, и в душе его поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь обратно, князь Андрей не узнает старого дуба. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. „Да это тот самый дуб", — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Как замечает М. Б. Храпченко, истоки толстовского параллелизма в описаниях человека и природы — в народной поэзии. В народной песне герои часто сравниваются с образами могучего дуба, плакучей ивы, рябины, «в поэтике народной песни большую роль играют солнце, звезды, месяц, заря, закат — в связи с описанием человеческих переживаний».

Пейзажи раскрывают нам душевные состояния и другого героя, Пьера Безухова. Так, зарождающееся чувство любви к Наташе, еще не вполне осознаваемое им самим, Толстой оттеняет описанием зимней морозной ночи, когда Пьер покидает дом Ростовых. «Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба... стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду... Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Однако в этом пейзаже заключен более глубокий смысл. «Звезда 1812 года — звезда счастья для Пьера и Наташи. И она, звезда 1812 года, взошла над Россией, это звезда русского народа, это — звезда истории. Она пророчит беды и торжество всему народу в его исторической жизни и герою романа — в его жизни. Неразрывно и полно сливается лирическое с эпическим в этом образе, как и во всем романе», — пишет В. В. Ермилов.

Пейзажи в романе связаны и с духовной эволюцией героя. Так, с помощью картин природы Толстой анализирует чувства, испытываемые Пьером во время французского плена. Пейзажи здесь передают особое ощущение внутренней свободы, полноты и «крепости жизни», обретенное героем после всех жизненных испытаний.

«Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок, и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, — Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни».

Анафорические повторы («когда», «когда», «и когда»), многосоюзие, метафоры («брызнуло светом с востока», «извивающийся над рекою лесистый берег») здесь подчеркивают многообразие, многоцветье жизни, которая не может быть ограничена опытом отдельного человека, и тем более теми или иными жизненными обстоятельствами.

И Толстой подчеркивает, что радостное чувство, понимание этого рождается в герое через особое осмысление жизни, особое восприятие ее. Пьер, как никогда ранее, ощущает Божественное начало в мире, ощущает себя частичкой бытия, сознавая бессмертие своей души. Писатель оттеняет состояние героя картиной спокойной ночной природы: «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса й поля, невидные прежде в расположении лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. „И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер. — И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам».

Анализируя данный эпизод, С. Г. Бочаров замечает, что князь Андрей и Пьер по-разному смотрят на небо: «дух одного устремляется в бесконечную даль, Пьер же сводит небо со звездами и заключает в своей личности... Противопоставление неба и земли снимается в созерцании пленного Пьера, таковы его новая небо и новая земля». Пейзаж этот подчеркивает обретение героем нового мироощущения, новой жизненной философии.

Картины природы выступают в романе и как средство характеристики персонажей. Более других в романе близка к природе Наташа Ростова. Любовь к природе определяет естественность поведения героини, ее интуитивное чувствование людей, поэтичность, «жизнь сердцем». Наташа восхищается прелестью летней ночи в Отрадном, она обожает осеннюю охоту, с ее бешеной скачкой, лаем гончих, утренним морозным воздухом.

Сцена охоты занимает в романе четыре главы. И природа здесь — «не только пейзаж, но и тот мир первозданности, мир диких животных, зверей, с которым соприкасается человек. Общение с природой... ослабляет воздействие на человека фальшивых условностей повседневного бытия; в нем пробуждаются естественные, «первозданные» страсти. С замечательным мастерством Толстой передает развитие этих страстей. Под пером художника оживает и первозданность самой природы. Матерый волк, заяц, собаки... становятся своего рода персонажами, поведение которых подробно описывается», — замечает М. Б. Храпченко.

Сами люди здесь становятся чем-то похожими на зверей. Так, в Николае желание «затравить матерого волка» подчиняет себе все остальные чувства. Наташа визжит так пронзительно и дико, что «она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время». Однако в глазах Толстого умение человека неразрывно слиться с природой и почувствовать себя частичкой ее — это положительные черты, во многом предопределяющие гармоничность земного существования его.

Элен Безухова, Анна Павловна Шерер, князь Василий, Анатоль, Борис Друбецкой, Анна Михайловна, Вера Ростова — все эти герои, напротив, далеки от мира природы. И это «отчуждение» определяет фальшивость и неестественность их поведения, их позерство, рациональность, своеобразную бесчувственность, порой — безнравственность, «ложные жизненные цели».

Пейзажи, открывающие сцены сражений, нередко символизируют грядущий исход битвы. Так, например, Аустерлиц-кое сражение в романе предваряет картина все время усиливающегося тумана. «Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет»; «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами... Но долго шли колонны все в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы... Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших»; «Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска». В этом тумане Ростов все время обманывается, «принимая кусты за деревья и рытвины за людей».

Пейзаж этот многозначен: туман символизирует в этом эпизоде человеческие заблуждения, неизвестность, неопределенность исхода сражения, ошибочность мнений русских офицеров. Солдаты идут «неизвестно куда» — уже этой фразой писатель намекает на возможность неблагополучного исхода Аустерлицкого сражения.

Русские войска, воодушевленные присутствием императора, уверены в предстоящей победе. И Ростов, и Денисов, и ротмистр Кирстен, и князь Долгоруков, и Вейротер, и сам Александр I — все рассчитывают на благополучный исход сражения. «Девять десятых людей русской армии в то время были влюблены... в своего царя и в славу русского оружия», — пишет Толстой. Собственное поражение предполагает лишь один Кутузов, четко осознавая, что русские войска идут наугад, не зная точно, где находятся французы.

Пейзаж же, сопровождающий Наполеона, символизирует его грядущую победу в Аустерлицком сражении. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана... Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой белой руки... и отдал приказание начинать дело».

Огромное, ослепительное солнце, соотнесенное с образом Наполеона, напоминает нам о «короле-солнце» — Людовике XIV. Об этом же говорит и багровый цвет солнца, ассоциирующийся у нас с царственным пурпуром. Солнце в этом пейзаже символизирует особое положение императора среди французских войск, честолюбие Наполеона, его самомнение, его «искусственный мир призраков... величия».

Характерен также пейзаж, предваряющий Бородинское сражение. Пьер, приехавший на Бородинское поле, поражен красотой открывшегося зрелища. «...Вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, ...кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно». На Бородинском поле стоял «тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него».

Великолепная картина эта подчеркивает красоту русской природы, символизируя собой Россию, все то, что русские солдаты должны были отстоять на Бородинском поле. Ощутимо звучит в этом пейзаже мотив противостояния разумности природы и неразумности человеческих устремлений, несущих в себе противное человеческой природе, смерть и страдания. Кроме того, величественная картина природы здесь усиливает впечатление торжественности происходящего, подчеркивает значительность данной минуты.

Характерно, что, как и перед Аустерлицким сражением, на Бородинском поле — «туман и дым». Однако туман этот вскоре «тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца». Писатель как бы намекает нам на призрачность планов Наполеона, на то, что мечты французов о завоевании России могут растаять, подобно утреннему туману.

Характерно, что солнце здесь — «застилаемое дымом». Так как солнце в какой-то степени соотносится с образом Наполеона в романе, то пейзаж этот символизирует грядущее моральное поражение французских войск и смятение императора, когда «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».

Пейзажи в романе раскрывают и философские взгляды Толстого. Так, заключительный пейзаж сцены Бородинского сражения подчеркивает губительное влияние человеческой цивилизации, приведшей к бессмысленным войнам. «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: „Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?"»

Как отмечает дореволюционный исследователь Рождествин, у Толстого чувство природы развивалось под влиянием Руссо. Природа и цивилизация противопоставлены в сознании писателя. И этим Толстой напоминает нам Лермонтова, в творчестве которого мир природы противопоставлен миру человеческой жизни.

Таким образом, Толстой изображает человека в его неразрывном единстве со стихией природы. В пейзажах писатель выражает свои философские взгляды, отношение к историческим событиям, свою любовь к России.

Тематический блок 6.

Природа и человек

1. Определение понятия природа

1. Все существующее во Вселенной, органический и неорга­нический мир.

2. Совокупность естественных условий на Земле или в какой-либо ее части, включающая рельеф, растительный и живот­ный мир, климат.

Проблемы Тезисы
Взаимоотношения человека и природы Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть
Потребительское отношение к природе Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил
Влияние научно-технического прогресса на природу Природа для человека одновременно и храм, и мастер­ская. Но природа из храма превращается в мастерскую, так как она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.
Проблема влияния природы на человека // Восприятие окружающего мира Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества. // Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым
Родство человека и природы Человек является частью природы, составляет с ней единое целое.
Отношение к природе.// Равнодушное отношение к природе Необходимо бережно относиться к природе.// Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.

2. Афоризмы, крылатые слова, высказывания

1) Люди, которые не любят природы, - и не любят жизнь… (Леонид Андреев).

2) Ты раскрой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей (И.А. Бунин).

3) Человек должен уметь ценить природу... Относиться как к равному - разумно и вдохновенно (Чингиз Айтматов).

4) Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви {Юрий Бондарев).

5) Перед человечеством сегодня стоят две задачи: защита мира и защита природы, обе - главные условия нашего дальней­шего существования (Леонид Леонов).

6) Охранять природу - значит охранять Родину (Михаил Пришвин).

3. Аргументы

1) Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца » объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои со­кровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с велики­ми сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее, новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.

2) В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмез­дии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Перед угрозой «потребительства», оказалась и природа, и сам человек. Но толь­ко природные натуры способны выстоять под напором агрессив­ного, браконьерского образа жизни современного человека.

3) Герои Чехова в комедии «Вишневый сад » растеряны и не понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отноше­нии к саду. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений - прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа: кра­сота, прошлая культура, наконец, вся Россия... Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разго­вор о саде - только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвертые гибель сада приветст­вуют... Гибель сада - это гибель человека, гибель культуры.

4) В небольших по объему рассказах Рэя Брэдбери «И гря­нул гром» и «Земляничная поляна» звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени, рас­сказывает нам две разные истории: одна - из прошлого, другая - из будущего, Но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.

Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Л. Н. Толстой
Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких - то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
«Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом - символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного - и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все чарует незабываемой прелестью.
Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.

Природа в романе «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места - обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Заключение

В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Тест по произведению



Особенности жизни