Семья в понимании м шолохова. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой

Известны слова Л. Н. Толстого о том, что в «Войне и мире» выражена «мысль народная», а в «Анне Карениной» — «мысль семейная». Но вы, безусловно, понимаете всю условность подобного «разделения»: «мысль народная» и «мысль семейная» нашли единое воплощение в обоих романах Толстого. Роман М. Шолохова «Тихий Дон» также соединяет эти темы.

Как вы помните, отношение Л. Н. Толстого к войне было сложным. Он одним из первых в мировой литературе (одновременно с французским писателем Стендалем) показал истинное, негероическое лицо войны в «Севастопольских рассказах», разоблачил театрализованность наполеоновских сражений в романе «Война и мир». Однако во взглядах на причины войны писатель был фаталистом, считая, что объективный ход истории непостижим для человека. Более того, справедливая, освободительная война для писателя имеет высокое значение, так как способна сплачивать нацию, разрушать условные социальные и культурные перегородки между людьми. Единым «миром» выступает русский народ против Наполеона, в одном строю оказываются мужик Тихон Щербатый и князь Андрей Болконский, «графинечка» Наташа Ростова, сбрасывающая свое приданое с подвод, чтобы уложить больше раненых, и полководец Кутузов, мудро выжидающий, когда сила народного гнева превысит мощь и профессионализм захватчиков.

В отличие от Толстого, М. А. Шолохов категорически и однозначно не приемлет войны — ни Первой мировой, ни тем более Гражданской, братоубийственной. Главное его обвинение войне состоит в том, что она разрушительна для основы основ человеческой жизни — для семьи. Вспомним, что повторное сближение Григория и Аксиньи произошло после того, как герой вновь вынужден был оторваться от семьи и детей, чтобы сражаться со своими же кровными братьями. Война отняла у Дарьи ее мужа, и покатилась она по наклонной, все более теряя чувство ответственности перед семьей и домом. Война провела границы через курени и хутора казаков. Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, палит курень Коршуновых; озверевший Митька Коршунов, растерявший остатки души в карательных операциях, в отместку вырезает семью Кошевого (после этого случая автор теряет интерес к Митьке: мы не знаем, как сложилась его дальнейшая судьба). Сколько зарождающихся семейных пар погубила война! Большевик Илья Бунчук и Анна Погудко, дворянин Евгений Листницкий и вдова его друга Ольга Николаевна, овдовевший Григорий Мелехов и Аксинья. Война по Шолохову — губительна для народа, поскольку заставляет брата идти на брата, опустошает человеческие души, рушит семьи.

Но несмотря на это, именно в семенных, кровных узах видит писатель спасение от разрушительной стихии братоубийства. Любовь соединяет Дуняшу Мелехову и некогда друга, а ныне заклятого врага Григория — Мишку Кошевого. Причем Дуняша, любя своего мужа, предупреждает брата о грозящей ему смертельной опасности, а затем, а отсутствие Григория, воспитывает его детей. Да и Мишка не переносит свою ненависть к Григорию на его сына, может быть, не случайно названного автором Мишаткой. Ильинична, когда-то проклявшая убийцу своего сына Петра, жалеет Кошевого после того, как он остается круглым сиротой. Она принимает его в своем доме. Вообще, именно женщине выпадает в романе Шолохова невыносимо тяжелая, но достойная доля — соединять распавшиеся звенья кровных связей, спасать мужчин, душевно искалеченных войной, примирять противников.

«Мысль семейная», как она выражена в эпопее Шолохова, отвечает и на один из самых тяжелых вопросов, заданных его произведением: какова будет судьба русского казачества после Гражданской войны? Исчезнет ли оно как часть нации или сохранит свои уникальные традиции, нравственные принципы, уклад? Конечно, многое в укладе казачества теперь будет иначе, немало казачьих родов пресеклось, выродилось, однако само казачество выстояло — и выстояло прежде всего благодаря своей семейственности, уважению к родственным связям и любви к детям.

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему: «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа

Цель:

Выяснить, на чем основано счастье семьи;

Сформировать умение анализировать эпизоды;

Продолжить развитие творческих способностей учащихся анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения;

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ);

Оборудование:

Шолохова;

Панно с цветущей яблоней;

Компьютер, проектор;

Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцены «На сенокосе»;

Иллюстрации к роману художника;

На доске написаны тема урока и эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ;

Ход урока:

1. Слово учителя:

2008 год в России был Годом семьи. Семья – ячейка любого государства, основа человеческой жизни. Московский митрополит Филарет сравнивает государство с деревом, а семью с его корнями. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, нужно, чтобы корень его был крепок»,- учит святитель.

А что же нужно человеку, чтобы его семья была крепкой и счастливой?

(Ответы учащихся: дети, любовь, здоровье, счастье, взаимопонимание , уважение, мудрость, работа и т. д. – записываются на отдельные листы и прикрепляются к корням цветущей яблони (панно доске).


Учитель: Когда –то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», с ним согласен и. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Мы с вами должны выяснить, как Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье? Давайте, ребята, войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим.

2. Проверка домашнего задания. (Найти сцены счастливой семейной жизни и проанализировать).

Выразительное чтение отрывков.

(Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)

«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, гл.2,с. -10)

«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1,ч.5,гл.13,с.-596)

3. Ролевое чтение сцены «Рыбалка». (2гл., с.-11)

Учитель: Итак, давайте с вами сделаем вывод: какую же роль играет семья в романе М. Шолохова «Тихий Дон»?

(Ответы учащихся): Шолохова связана с донской землей, он очень хорошо знал специфику казачьей семьи, поэтому не зря центральное место в романе занимает семья Мелеховых. История этого рода дает представление о крестьянском укладе жизни, о нравах, о традициях казачества. Нравственное единство семьи является идеалом для автора.

4. Анализ эпизода сцены «На сенокосе».

Учитель: по роману «Тихий Дон» сначала С. Герасимов, а потом С. Бондарчук сняли замечательный фильм. Посмотрим эту сцену (видеоролик из фильма). Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод, послушаем его.

(Ответ ученика)

Исстари повелось, что на покос выходят всем хутором. Косцы и гребельщицы одеваются как на годовой праздник. Это мы видим и в семье Мелеховых. Труд их объединяет. Посмотрите, с какой любовью готовится к работе Пантелей Прокофьевич. Прежде чем начать работу, по русскому обычаю, крестится на беленький стручок далекой колокольни. Он, как полагается в семье идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что крестьянская работа доставляет им радость и удовольствие. После тяжелого труда все вместе вечеря ют: «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Шолохов показал хронику нескольких поколений, семей

из разных социальных слоев: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Астаховы, Лесницкие. Семья Мелеховых представлена через описание нескольких пар.

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

(Ответы учащихся): У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается.

Учитель: Шолохов не всегда идеализирует казачью семью. Приведите, ребята, примеры насилия и жестокости в семье.

6. Художественный пересказ эпизодов.

(Ответы учащихся): «надругательство отца над юной Аксиньей, зверское его убийство», «жестокое обращение Степана с Аксиньей», « приставания к Наталье родного брата».

Учитель: Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А. Куприн говорил, что «любовь - это дар божий, который дается один раз в жизни и который нужно перед Богом заслужить». Григорию повезло: рядом с ним две любящие женщины: Аксинья и Наталья.

7. Дискуссия. Кого же любит Григорий?

(Ответы учащихся): Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и его дети. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинами, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим, как Аксинья воспитывает детей Григория и молится за него. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится Мишка Кошевой, убийца брата.


8. Тестовая работа. Подготовка к ЕГЭ (см. тест)

9. Исследовательская работа.

Учитель: к сегодняшнему уроку свое исследование проводила группа учеников, которая должна была ответить на вопрос: Кто из предшественников М. Шолохова изображал в своих произведениях

семейные отношения?

(Ответ учеников):

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных. Мы видим, что еще в древности семейные отношения стали предметом изображения в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Герои счастливы, потому что живут по Божьим заповедям, творят добро, хранят любовь и верность.

В повести «Старосветские помещики» с искренним чувством показал нам семью, вызывающую восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна преданны друг другу, милы и приятны своей душевной чистотой и взаимной любовью.

Такие же прочные отношения мы видим у в «Капитанской дочке». Семья Мироновых и семья Гриневых – два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети, Петр и Мария, видели постоянно пример родителей, воспитывались по заповедям Божиим, знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле», поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду, во всем уповали на Бога и были счастливы.

В романе «Война и мир» рассказывает о разных семьях: это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских, и представители московского дворянства Ростовы, и лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Куракиных.

(Ответ 2 ученика): Тема семьи волновала не только писателей, но и художников. Давайте совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где в небольшом уютном зале выставлены полотна великих мастеров живописи.

(Показ презентации)

10. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Что сближает литературные произведения предшественников Шолохова с «Тихим Доном»?

11. Оценки.

12. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня уроке мы увидели семью в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока мы вновь обращаем свое внимание на наше панно с цветущим деревом, хочется, чтобы и ваши, ребята, деревья были с такими же крепкими корнями, спелыми и сочными плодами.

Разделы: Литература

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
/Л.Н.Толстой/

Цель: выяснить, на чем основано счастье семьи; продолжить формировать умение анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; развивать творческие способности учащихся, анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения.

Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ).

Оборудование:

  1. Портрет М.Шолохова;
  2. Иллюстрации к роману «Тихий Дон» художника О.Г.Верейского;
  3. На ватмане нарисованы 2 дома (современный и курень Мелеховых);
  4. Маркер;
  5. Компьютер, проектор;
  6. Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцену «На сенокосе»;
  7. Ватман, на котором написаны тема урока и эпиграф, прикреплен к доске.

Ход урока

1. Слово учителя:
2008 год в России объявлен годом семьи. Семья- ячейка любого государства, основа человеческой жизни. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома. Обратим внимание на первый рисунок дома, представим, что здесь живет современная семья.
Что нужно человеку, чтобы его семья была счастливой?
(Ответы учащихся: «Любовь, мир, здоровье, работа, уважение, материальный достаток и т.д.»)
Строительство любого здания, в том числе и дома, начинается с фундамента. Чтобы он был крепким и стоял долго, мы заложим в него ваши ответы.
(На фундаменте современного дома делается запись)
Учитель: Это взгляд на современную семью учеников 11 «Д» в 2008 году. Тема же нашего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Сегодня мы с вами должны выяснить, как М.Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье.

2. Проверка домашнего задания:
Найдите и зачитайте счастливые сцены семейной жизни в романе. (Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)
«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, 2 гл., стр.9-10)
«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1, ч.5, 13гл., стр.596)
Ролевое чтение сцены «рыбалка». (2 гл.,стр.11)
Учитель: Ученица… на материале художественного фильма «Тихий Дон» проводила исследовательскую работу. Она также должна была найти счастливые сцены семейной жизни. Давайте, ребята, посмотрим ее презентацию.
(Презентация: эпизоды из фильма «счастливые сцены семейной жизни»)*

3. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя любят и ждут; семья- это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)

Учитель: Войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим, на чем основано счастье семьи Мелеховых?
(Ответы учащихся: труд, мир, любовь, семья, дом). На фундаменте «куреня» делается запись.

4. Анализ эпизода. Картины крестьянского труда в романе.
Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод. (Ответ ученика):
Исстари повелось, что на покос выходили всем хутором. Косцы и гребельщицы одевались как на годовой праздник. Не стало это исключением и для Мелеховых. Труд объединил их семью. Мы видим, как Пантелей Прокофьевич, прежде чем начать косьбу, по русскому обычаю, «перекрестился на беленький стручок далекой колокольни». Он, как полагается в семье, идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что работа доставила им радость. После тяжелого труда все вместе стали вечерять. «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».
Учитель: Жизнь каких семей представляет читателю М.Шолохов?
(Через описание жизни нескольких пар: Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых).
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
(У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается. Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А.Куприн сказал, что «любовь - это дар божий, который дается человеку один раз в жизни».
Кого же любит Григорий Мелехов?
(Ответы учащихся)
Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и дети.. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая оказалась сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинам, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим Аксинью, воспитывающей детей Григория и молящейся за любимого. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится убийца брата Мишка Кошевой.

5. Подготовка к ЕГЭ. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой.
(Литература ЕГЭ - 2008 Сборник экзаменационных заданий. Разработано ФИПИ стр. 153) (Последняя сцена романа: встреча Григория с сыном)
Тест по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно – зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руку о полу шинели. (…)
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяют определить жанр «Тихого Дона» как

    1. поэму
    2. эпопею
    3. роман
    4. повесть

2. Данный фрагмент в произведении
1)показывает безоговорочное неприятие героем позиции белых
2) демонстрирует несбыточность мечты героя
3)открывает новую страницу в жизни героя
4)доказывает безоговорочное приятие героем позиции красных
3.Какая из нижеперечисленных тем романа нашла отражение в данном фрагменте?

    1. тема революции
    2. тема семьи
    3. тема предательства
    4. тема детства

4. Встреча героя с сыном в финале романа
1) показывает, что герой обрел истинные ценности
2) указывает на ограниченность интересов Григория
3) говорит о возможности дальнейшего развития героя
4) ставит героя в ситуацию нравственного тупика
5. Как называется прием противопоставления, с помощью которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» - «исступленно горящие глаза»)?
6. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).
Ответы: (высвечены на экране)
1- 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 -1; 5 – антитеза или контраст; 6-крутояр, окраинцы

6 . Композиция романа.
Учитель: Шолохов использует кольцевую композицию. Как развивается «мысль семейная» в романе и почему он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома?
(Ответы 2 – 3 учащихся)

7. Домашнее задание: Письменный ответ с ограниченным объемом (5-10) предложений на этот вопрос, а ученицы… составят тест на знание текста.

8. Вывод.
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским?
(Ответы учащихся)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

9. Итоги урока.

Www.a4format.ru Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. Ч. 2. — М.: Русское слово, 2003. Чалмаев В.А. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой «Мысль семейная» Натальи Мелеховой развертывается не в идиллическом мире покоя, устойчивости быта, а в сложном поединке с судьбой, с «годиной смуты и разврата». Она, оскорбляемая и часто унижаемая роковой отрешенностью от нее Григория, то униженно вымаливает его у Аксиньи, то бунтует, уходит из дома Мелеховых, покушается на свою жизнь. Вероятно, любой читатель «Тихого Дона» не раз будет изумлен редкой естественностью, соотнесенностью решений, сюжетных поворотов и живого характера того или иного героя. Наталья то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается брошенной женой из родного дома в дом свекра. И все эти поступки, несмотря на непоследовательность, лишь усиливают ее цельность, верность идее семьи, дома. Поистине гениальное, а не мелочно-бытовое понимание человеческой души обнаруживает Шолохов в этих эпизодах уходов-возвращений. «Я, батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас», — нелегко даются Наталье эти слова. Вещий инстинкт подсказывает ей: в доме свекра она еще дождется возвращения неверного, но любимого ею мужа, восстановит святыню, сейчас разрушенную семью, обретет то, о чем мечтает, — детей. Ведь тут, у Мелеховых, ей сами стены помогают: ее союзником, да еще таким серьезным, становится и свекор Пантелей Прокофьевич, домостроитель, собиратель гнезда, и суровая, многое пережившая Ильинична. Наталья ощущает, что становится сильнее, опираясь на их традиции, их чувство гнезда. А вне дома Мелеховых, да еще в годы всеобщей отчужденности, удешевления самой жизни, она обречена на вечное одиночество, сиротство, явно лишена надежд на материнство, беззащитна. Поразительна эта эпическая высота психологических прозрений Шолохова. И как возвеличена благодаря Наталье идея дома, всей спасительной домашней ячейки человеческого бытия! Всякое насилие, разрушительство быстро истощается, показывает свое бесплодие, а вот идея жизни Натальи, ее путь к созданию семейного гнезда, дома — даже после поражений — лишь крепнет. Наталья на какое-то время побеждает «разлучницу» Аксинью талантом верности, терпения. Ее душа — самая крепкая ограда для всего дома Мелеховых. Это, кстати говоря, тонко чувствует и Пантелей Прокофьич, и старая Ильинична, нашедшие в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг как одну из высших морально-этических ценностей. Рождение двойни — последний великий подарок судьбы и Пантелею Прокофьевичу, и Наталье — одно из самых ярких мгновений всей эпопеи. Это последний дар уходившей, сломавшейся эпохи, «дар батюшки Дона Ивановича». Может быть, Наталья многого не понимает в душевных муках Григория, в его переживаниях, в невольных «отступлениях» от норм дома, семьи. Григорий искренен, открыт в самооправданиях перед женой. Он признает, что ему, теряющему точку опоры, трудно жить «без забытья»: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли»... У Натальи один резон, один ответ — с позиций семьи, зыбкого гнезда человеческого: «Напакостил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то». И трудно не содрогнуться от ощущения великой искренности, чистоты всей ее борьбы за свое достоинство. И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, чувству женского достоинства. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но самым злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою идею, стержень харак- www.a4format.ru 2 тера. И как гениально выбран был собеседник Натальи, свидетель ее душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить Наталью не проклинать Григория, не желать ему смерти. Отказаться от рокового решения — «родить от него больше не хочу» — Наталья не смогла: слишком уж оскорблена, унижена была идея верности, чистоты — ее идея жизни. Перечитайте неспешно одну из самых гениальных по степени проникновения в человеческую душу в ее предельно трагическом состоянии, в ее отчаянии сцену изложения последнего послания Натальи Григорию. После похорон Натальи малолетний Мишатка, неловко обняв отца, вскарабкавшись к нему на колени, поцеловав его как-то торжественно, с глазами, затуманенными от непосильной еще его сердцу миссии, так передал последнюю просьбу и волю матери: «— Маманька, когда лежала в горнице... Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: “Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас”. Она ишо что-то говорила, да я позабыл...» Никакой риторики, пышнословия, сплошное умолчание («она ишо что-то говорила») — и такой сложный узел человеческих отношений! Отголосок любви к Григорию, печаль за детей, возможно, позднее раскаяние в своем порыве мстить, надежда на доброе воспоминание о себе... «Посланец» Натальи плохо выполнил ее поручение, он забыл «что-то». Но мы, читатели, не хотим иных посланцев, мы испугались бы их многословной «философской» болтовни. И не важно, что, может быть, сразу же после своего сообщения тот же Мишатка убежит играть на Дон, на улицу. Он бегло, невнимательно сказал нечто важное, но всех в доме обступила мука не чужого, а личного горя, горькая тоска от запоздалого понимания взрослыми друг друга, от неожиданного, с помощью Мишатки, пересечения двух «я». На ком выместить теперь Григорию свою обиду, — ведь до его души дошло вечное, неопровержимое «послание-упрек» Натальи...

«Судьба человека Шолохов» - Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу? Михаил Шолохов. Значение рассказа «Судьба человека». Я знал, что ты меня найдёшь! викторина по рассказу М. Шолохова "Судьба человека". М.Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984). «Судьба человека» - рассказ-эпопея. Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

«Донские рассказы» - Добрым или злым, милосердным или жестоким? Война заставляла одни народы истреблять другие. М.Волошин. «Русская революция». Цели. Вопросы для размышления. Где происходят события? Во имя грозного закона Братоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

«Писатель Михаил Шолохов» - Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. 1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда». «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. «Подступ к большому разговору о большой войне». Долго был продработником. 21.02.1984 Смерть писателя. В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.

«Жизнь и творчество Шолохова» - Фото из семейного альбома. 1933 год – выходит первая книга романа „Поднятая целина“. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище. 1941 роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени 1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию 1943-1944 печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.

«Тихий Дон образы» - Мысль семейная Натальи Мелеховой. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается в сложном поединке с судьбой. Выполнила. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Выполнила: ученица 11 класса Судакова Юлия.

«Шолохов Михаил Александрович» - Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. Михаил Александрович Шолохов. А.И. Солженицын. Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах. В июне 1973 года в Болгарии Михаил Александрович получает орден Кирилла и Мефодия I степени.

Всего в теме 26 презентаций



Особенности жизни