Сочинение по картине В. Васнецова "Аленушка"

Аленушка

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета.

Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось.

Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение описание картины Аленушка Васнецова

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка», встречается мне далеко не впервые. Эту иллюстрацию я помню с младенческого возраста, когда родители читали мне увлекательные сказки и показывали картинки из книжек. Это изображение я лицезрела на многих выставках на ряду с работами мирового значения. Картина «Аленушка» была частым гостем в книгах с русскими сказками, она стала настоящим символом русской народной сказки.

Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.

Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.

Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.

На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.

Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.

5 класс, 6 класс

Сочинение рассуждение по картине

Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.

У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.

Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.

Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.

Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!

На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!

Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?

Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!

А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.

Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!

Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание)

    Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

Творчество выдающегося живописца конца XIX - начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр - самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».

Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.

Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины - неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

Высокие стебли камыша с тонкими листьями жи­вописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёз­ки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы - ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.

Серый неприветливый небосвод, лишённый лу­чей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.

Живописное полотно написано художником в кон­трастных тонах. Автор намеренно привлекает внима­ние к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочув­ствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.

При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнуш­ка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.

Здесь искали:

  • сочинение по картине аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка 5 класс по плану

Пожалуй, трудно встретить человека, который бы не видел эту картину. Эта работа является иллюстрацией к русским народным сказкам.

На картине «Аленушка» я вижу, как девочка сидит на берегу озера, слегка склонившись над ним, и с грустью смотрит на озеро. Она будто просит у него помощи. Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом.

Озеро также чаще рисуют небесно-голубыми тонами, синими, в данном случае использовался практически черный цвет, а по озеру плывут опавшие листья. Вода темная, возникает чувство, что озеро очень глубокое. Даже небо изображено оттенками серого цвета с кучевыми облаками. Солнца не видно совсем. От всего образа природы исходит грусть не только о прошедшем лете, но и о тяжелом положении Аленушки. Сразу вспоминается известная сказка о ней, и о ее братце Иванушке.

Девочка сидит на большом камне и жалуется на свою тяжелую судьбу. Только с природой ей и остается разговаривать, просить помощи, потому что больше ее ждать неоткуда.
Судя по одежде девочки, видно, что она из простой крестьянской семьи. Ее наряд очень скромный, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, здесь мы видим на ней простую кофту и юбку в цветок. Даже основной фон юбки черный.
У Аленушки очень трогательный образ. Ее глаза грустные не по годам. Картина Васнецова говорит о трудной судьбе сироты, о тоске. В целом картина вызывает чувство жалости, грусти. Очень хочется помочь Аленушке, если бы знать, чем именно. Но, скорее всего, это невозможно.



Особенности жизни