Тайные связи: о чем фильм "Матильда" и так ли он далек от истории? Дело «Матильды»: как фильм Учителя стал самым скандальным в России Православные против матильды.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

До премьеры нового фильма Алексея Учителя еще больше трёх месяцев, но он уже успел заработать звание, пожалуй, самой скандальной российской картины последних десятилетий. Чем же фильм, который рассказывает о первой любви императора Николая II, так возмутил общественность

Кадр из фильма «Матильда»

В центре сюжета любовные отношения царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Однако их отношения длились сравнительно недолго – а именно, до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Ходят слухи, что у балерины и Николая II даже родилась дочь.

После отношений с царевичем Николаем Александровичем Матильда была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Всё это время она успешно воспитывала внебрачного сына. После революции 1917 года навсегда покинула Россию.


Молодой Николай II с Матильдой Кшесинской

Судьба Кшесинской, как и ее биография, очень насыщены и любопытны. Родившись в Петербурге, она была прима-балериной императорских театров и просто влиятельной особой, в которую легко влюблялись властные мужчины из знатных родов. На роль главной героини Алексей Учитель пригласил польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен, знакомых уху российского зрителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина изначально задумывалась и позиционировалась Учителем как масштабная историческая реконструкция: специально для съемок были кропотливо воссозданы Успенский собор того времени, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки по большей части проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Бюджет картины составляет 25 млн долларов, что для российского кино просто огромная сумма.

С чего (или кого) начались протесты против картины

Алексей Учитель приступил к съемкам исторической драмы еще в 2014 году, и тогда все ждали только подробностей о новом творении именитого режиссера. Когда же производство фильма подошло к логическому завершению, общественность неожиданно захлестнула волна агрессивных возражений и требований запрета показа фильма и даже завершения его производства. Возможно, всему виной стал первый трейлер к фильму, который мог показаться несколько провокационным - именно с момента его появления и посыпались жалобы.

Среди главных недовольных были члены общественного движения «Царский крест», которые активно выступали с обвинениями Учителя и его картины в клевете царя Николая II и его царского рода. Именно с них и начался масштабный «флешмоб» против выпуска фильма. «Царский крест» обратился за поддержкой к депутату Госдумы Наталье Поклонской, и тогда скандал получил действительно широкую огласку.

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников.


Наталья Поклонская. Фото: lenta.ru

Наталья Поклонская, в свою очередь, вполне ожидаемо встала на сторону «Царского креста» и дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Однако в обоих случаях проверка не нашла нарушений. В 2016 году к протестам подключился и рунет - на сайте Change.org появилась петиция за запрет фильма в России.


Кадр из фильма «Матильда»

Однако Поклонская не остановилась и на этом - в конце января 2017 ей был отправлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с целью проверки законности расходования средств, выделенных «Фондом кино» на создание картины. Очевидно, что Поклонская захотела снять фильм с проката иными способами - а тот факт, что ежегодно в России выходят десятки откровенно провальных и финансируемых «Фондом кино» второсортных блокбастеров-пародий, депутата, видимо, не волнует.

Но и это не было концом эпопеи - уже в апреле письмо было направлено в экспертную комиссию для оценки сценария и трейлера фильма. Члены комиссии вполне ожидаемо усмотрели в них массу критических замечаний: от морального облика царя до некрасивой и «нечестной» внешности его возлюбленной. Вердикт комиссии не заставил себя ждать: в фильме изображается ложный образ святого Николая II, а также оскорбляются чувства верующих. Результаты снова были отосланы в Генпрокуратуру.


Кадр из фильма «Матильда»

Недовольство растёт и по сей день - так, буквально вчера в СМИ появились сообщения о том, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров направил обращение российскому министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не показывать в республике фильм Алексея Учителя «Матильда». В тексте обращения отмечается, что такое решение было принято после ознакомления с информацией, полученной от Натальи Поклонской, о многотысячных заявлениях православных и мусульман об оскорблении религиозных чувств верующих сюжетной линией фильма.

Кто поддержал прокат «Матильды»

Разумеется, подобный скандал привлекает к себе внимание общественности особенно если речь идет о фильме. Многие кинокритики и поклонники творчества Учителя говорят, что преждевременно выносить мнение о фильме, который еще не вышел. Деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

В ответ на многочисленные нападки открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Примечательно, что министр культуры Владимир Мединский, несколько раз лично посещавший съемки картины, тоже поддержал «Матильду».


Кадр из фильма «Матильда»

Что думает Алексей Учитель

Режиссер «Матильды» назвал дискуссию вокруг его новой картины бесполезной и ненужной.

«Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

Кстати, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с ответной жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской. Он заявляет о «необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда». Таким образом, между Поклонской и Учителем вспыхнула настоящая гражданская война. Лишь одно остаётся ясным в данной ситуации - несмотря на все скандалы вокруг картины, премьера фильма состоится в запланированную дату.

Когда фильм выйдет на экраны кинотеатров

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

». Почему, казалось бы, рядовой фильм вызвал такие ожесточенные дискуссии? TUT.BY сформулировал шесть наивных вопросов о картине и попробовал ответить на них.

Кадр из фильма «Матильда»

Кто такая Матильда?

Прежде всего Матильда Кшесинская (1872−1971) известна как возлюбленная будущего императора Николая II. Их отношения продолжались около двух лет (1892−1894) и прекратились после помолвки наследника престола с Алиссой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной). Но Кшесинская известна еще и как талантливая балерина, звезда русского балета начала ХХ века, которая танцевала в труппе Мариинского театра в 1890—1917 годах. В 1911 году она участвовала в знаменитых «Русских сезонах» в Лондоне. Кшесинская известна тем, что прервала гегемонию на русской сцене талантливых иностранок (прежде всего итальянок) и открыла путь к славе многим русским звездам (в том числе и Анне Павловой). После революции Кшесинская эмигрировала, жила в Париже и скончалась, всего немного не дожив до своего столетнего юбилея.

Что за скандал с «Матильдой» происходит в России?

В конце 2016 года появился официальный трейлер фильма, в который были включены несколько любовно-эротических сцен. После этого против показа картины выступила депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская, которая после вхождения Крыма в состав России стала полуострова и даже героем онлайн-игр.

Поклонская собрала около 100 тысяч подписей против фильма и направила в российские МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». С того времени в некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!», направленные против выхода фильма. В различных российских городах произошла серия поджогов, которые связывают с выходом фильма. Так, в Петербурге неизвестные бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя. В сентябре 2017 года стало известно, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа картины по соображениям безопасности. Кроме того, от показа картины уже отказались в некоторых регионах России (в том числе, в Ингушетии).

В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»?

Большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви.

Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Уточним два важных момента. Собор в данном контексте — это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми» (в классическом понимании этого слова), а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие картины происходит задолго до этих событий.

Какова позиция православной церкви?


Кадр со съемочной площадки фильма «Матильда»

Российская православная церковь (напомним, что БПЦ подчиняется ей) однозначно не выступила против показа картины. В настоящее время не известно ни одного подобного категоричного заявления. Тем не менее отдельные высокопоставленные иерархи позволили себе высказаться против картины. Так, митрополит Сургутский Павел благословил сбор подписей о запрете производства и проката фильма. Теперь митрополит Павел прихожан не ходить на фильм «Матильда». Уточним, что оба иерарха еще не видели фильма. Как признается Павел, он просмотрел несколько видеороликов, после которых у него сложилось «очень неприятное впечатление о фильме».

Роман с Кшесинской действительно дискредитирует Николая II?

Если называть вещи своими именами, то нет. Романы на стороне были едва ли не у всех российских императоров и императриц. У Екатерины II сменилось едва ли не с десяток фаворитов. Но показ сериалов «Екатерина», «Великая» и «Екатерина. Взлет», которые шли в прайм-тайм в эфире крупнейших российских каналов, не вызвал никакого общественного возмущения. Хотя там личной жизни Екатерины II уделялось не меньшее внимание, чем государственной политике. Император Александр II после смерти законной жены и вовсе сочетался с возлюбленной морганатическим браком.

Пожалуй, лишь два правителя России — Николай II и его отец Александр III могли похвастаться безусловной верностью в браке и позволяли себе романы до него. Правда, судя по описанию фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник». То есть тут наблюдается отход от исторической правды. Но все же сложно давать какие-то категоричные оценки, не смотря фильм.

Покажут ли фильм в Беларуси?

Из-за скандала с «Матильдой» компания — правообладатель фильма в Беларуси «Гельварс Синема» инициировала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат. В комиссию вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, недавно назначенный начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства.

Решение о прокате фильма было единогласным.

— Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет, — так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.

Поэтому премьера «Матильды» должна состояться в конце октября согласно расписанию белорусских кинотеатров.

Почему отдельные верующие люди принадлежащие к РПЦ выступили против этого фильма, который ещё не вышел?

Специально для отдельных людей показали трейлер этого фильма. Для чего трейлеры показывают специально приглашенным людям? Чтобы они фильмом заинтересовались, чтобы могли судить о нем не по названию, а по трейлеру и, наверное, беседе с продюсерами, авторами и актерами состоявшейся при просмотре трейлера.

Значит фиксируем -- отдельные люди которым показали трейлер вполне могут и свободны высказывать своё мнение о концепции фильма.

А далее -- проще прочитать слова самого недовольного Шевкунова: life.ru

Если то, что он говорит о трейлере фильма правда, то я с ним согласен.

Одно дело фантазии на основе фактов. Другое дело просто выдумки, которые действительно могут быть оскорбительны для человека.

У Николая Александровича был роман до помолвки. Роман был разорван и это факт зафиксированной в дневниках лично самой возлюбленной. Н.А. честный человек и роман прекратил. В фильме якобы показан человек поступающий нечестно.

Имеют право, конечно, выдумывать. Ну а другие имеют право возмущаться этим.

Это как с Вырубовой. Сначала люди анекдоты сочиняли, а потом некоторые *** написали фейковые дневники с мерзкими пошлостями из анекдотов. Только вот временное правительство провело следствие и ничего не подтвердилось, не получилось ни обвинить, ни судить. Большевики перед тем как расстрелять на обоях эти анекдоты рисовали.

Итог -- ну, подыграли экстремистам, все будут беситься, прыгать-лаять (обе стороны), ещё больше ненавидеть друг друга.

По поводу сказанного Алексеем Бадрызловым.

Церковь не может считать и не считает Н.А. безгрешным, так как безгрешных нет, в том числе святые не значит безгрешные. В то числе и Н.А. и его семья прославляются за то как приняли смерть (это подчеркнуто дополнительно термином -- страстотерпцы), а не то, как жил Н.А.

Из официального доклада комиссии:

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.

========================

«В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Впоследствии мы не раз говорили о неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки», - пишет она в своих воспоминаниях. И когда 7 апреля 1894 года было объявлено об официальной помолвке цесаревича Николая с 22-летней Алисой Гессен-Дармштадтской, Матильда призналась: «Горю моему не было границ».

Надо сказать, что после помолвки Николай сразу поведал невесте о своих отношениях с Кшесинской и та простила его в назидательном письме: « Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением … Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

Воспоминания Кшесинской можно прочесть здесь, там всё про встречи и про её романы после Н.А.:

Слова А.Ф. были записаны ей в дневнике Н.А. 8 июля 1894 года на английском, перевод по сноске в конце текста:

_ _ _

Никаких метаний после помолвки и обмороков во время коронации не было. Просто почитайте эти дневники и сравните с фильмом. Учитель подразумевает, что все это ложь и Н.А. чудовищный лицемер.

Да, понимаю, обычное для молодых -- гулял с одной и тут же её забыл чтобы переполниться любовью к другой. Это видно в дневниках.

Откуда Учитель придумал, что Н.А. метался (а это так про трейлеру, в обморок падал и т.д.) и, следовательно, и мерзко лицемерно врал в дневнике -- не знаю.

И, да, я не против фильма, мало ли сколько разных фильмов бывает. Я только был бы рад, если бы фильм финансировался не за гос.счет и на нем не отмывались деньги, как сейчас подозревается.

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, – любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго – до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Запрет фильма Матильда одна из горячо обсуждаемых тем рунета

Фото кадр из фильма

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна – она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она – прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

Фото кадр из фильма

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов – общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой – запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» – говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, – сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Фото кадр из фильма

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года – в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, – преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм – эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», – заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Фото кадр из фильма

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально – это моя личная позиция», – рассказал Арцишевский ТАСС .

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер РИА Новости . «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.



Особенности жизни