Альфы, Беты, Гаммы и Омеги. Малые примитивные социальные группы, их структура и их законы

Специалисты по зоопсихологии утверждают, что все звери, а заодно с ними и хомосапиенсы (и мужчины как отдельный вид), делятся на три группы - альфа, бета и гамма. А разделительным фактором являются «ужимки и прыжки».

O том, что человек - млекопитающее, мы помним со школьной скамьи. На этом сходство с животным миром не ограничивается, родство отразилось не только на способе вскармливания детенышей, но и на поведении. В этом нас убеждают специалисты по зоопсихологии, которые твердят, что все звери, а заодно с ними и хомосапиенсы (и мужчины как отдельный вид), делятся на три группы - альфа, бета и гамма. А разделительным фактором являются «ужимки и прыжки» в стае, пардон, манеры вести себя в обществе.

Дабы научиться отличать «А» от «Б» и правильно рассортировывать мужчин по группам, изучим характерные каждой группе «повадки».

Группа «Альфа»: ты узнаешь его из тысячи

flickr.com

Сразу и без обиняков: альфа-самцы – прирожденные лидеры. В животной стае они «занимают должность» вожака, в людском сообществе тоже всегда на почетном месте. Эти «живчики» видны с детства: хулиганисты, целеустремленны, рано начинают интересоваться женщинами (дергать одноклассниц за косички и бить портфелем по спине), завсегдатаи педсоветов и частые гости директорского кабинета в компании с родителями за «выдающиеся заслуги».

Альфа-сорванцы далеко не всегда «семи пядей во лбу», но умудряются окружить себя умными мальчиками, компенсируя образовательные пробелы. Да и не к чему им быть «шибко башковитыми», их удел – разделять и властвовать, быть генераторами идей, а уж воплотители найдутся. Выявить альфа-самца среди мужских особей не составит труда, и выявлять не надо – сам даст о себе знать.

Нет, не ярким , он запросто может быть неказист собой и ростом от «горшка два вершка», его «козыри» - сообразительность, моментальная реакция, жесткий характер и непререкаемый авторитет. «Пройдитесь» по мировой бизнес и политической элите: вот где средоточие альфа-самцов!

Успешные, самодовольные, умеющие рискнуть и сорвать банк - казалось бы, лови такого в мужья и горя знать не будешь. Стоп, не так все просто. Обратная сторона медали такова: альфа-самцы полигамны – как и положено вожаку стаи.

В переложении на «человеческий лад» это означает любвеобильность и, как следствие, склонность к изменам и легкое отношение к разводам. Да и изначально от альфа-поклонников не стоит ожидать долгих ухаживаний, «брачные танцы» заканчиваются напористой атакой и почти сразу предложением «прогуляться вечером на сеновал».

Если избранница отвечает отказом, претендент не расстроится и обратит взор в сторону более покладистых барышень. С одной стороны, брак с альфа-самцом - медовый пряник, а с другой – жизнь на пороховой бочке и риск однажды оказаться в рядах «мадам Брошкиных», пусть и с немалым «отступным». В общем, если трудности вас не пугают – дерзайте, скучно точно не будет.

«Где-то, где-то ходят парни-бета»…

Недалеко от альфа-самцов ушли рыцари группы бета, уступив первым в лидерстве, но взяв реванш по другим статьям. Они не вожаки в стае, скорее советники и помощники.

В людском обществе эти типы характеризуются большей, по сравнению с видом альфа, образованностью и профессионализмом, но меньшей целеустремленностью. Обитают бета-мужчины во всех слоях социума, а их лучшие представители составляют научную элиту.

В отношениях с женщинами это истинные джентльмены, в отличие от альфа-собратьев отказ дамы воспринимают как личный вызов и с удвоенным энтузиазмом стремятся завоевать ее сердце. А если предмет страсти – бывшая «пассия» альфа-самца, бета-кавалер приложит все усилия ради ее расположения, чтобы хотя бы так приблизиться к классу лидеров.

Важный нюанс – у них устойчивые семейные ценности, поэтому бета-самцы редко разводятся. Это идеальные мужья и отцы, но есть одно «но»: в экстремальной ситуации на них лучше не полагаться. Как говорится, «хороший мужик, но не орел».

flickr.com

«Гамма» чувств: «Пикассо и Дали были на мели…»

В природе гамма-самцов сородичи часто изгоняют из стаи. И правильно делают: охотиться они не приспособлены, размножаться тоже не желают – гормональный статус у них, видите ли, задавленный.

Странная получается картина: здоровые по всем показателям особи почему-то постоянно испытывают страх, а повышенный адреналин мешает им радоваться жизни, в том числе творить потомство.

Для гамма-мужчины единственная возможность благополучно устроиться в жизни – «прибиться» под крылышко к сильной, волевой мадам.

Они и сами чувствуют это, отчего стремятся к «фам-фаталь», годами храня верность недосягаемому идеалу. Однако если властительница грез вдруг ответит взаимностью, обнаруживают полное собственное бессилие, и виной тому все тот же низкий гормональный фон. По этой причине гамма-самцы чаще пребывают в двух статусах – разведенец либо вечный холостяк.

Но если звезды сложатся удачно, и им удается проявить свой потенциал, мир получает нового гения вроде Пикассо и Ван Гога. Почти мистическое видение реальности и его воплощение обеспечивают им место в элите искусства.

А менее удачливые собратья обречены навеки вечные оставаться «свободными художниками». Интересные, своеобразные личности, но для семейной жизни абсолютно непригодны.

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987

Психология групп говорит нам о том, что все люди по природе взаимодействия друг с другом, разделяются на: Альфу, Бету и Гамму.

Знакомьтесь!

Альфа «ты узнаешь его из тысячи» … Потому что Альфы – прирожденные лидеры. Основная социальная роль Альфы – организовывать всех вокруг себя, а потом поддерживать в своей группе / сообществе / компании единый узаконенный ими, Альфами, порядок. И, главное, стимулировать «своих людей» двигаться к цели: на баррикады, к светлому будущему или еще куда, тут идеи Альф неисповедимы Основные приметы Альфы: звучный громкий голос, самоуверенное поведение, эппатажность и харизма, ярко выраженное доминирование, конкурентный стиль поведения и часто употребляемые слова «я прав, я уже иду, и я знаю куда»!В механике автомобиля, Альфу можно сравнить с двигателем. А в архитектуре общества, с основной движущей силой развития.

Бета «тише дальше едешь, дальше будешь» И, правда, Беты предпочитают не высовываться. Они не вожаки, зато незаменимые помощники. Их социальная позиция – энергосберегающая. Они остаются там, где Альфы уже всего достигли и создают оседлые сообщества, перерастающие в города.

Основные приметы Беты: устойчивые семейные ценности, социально желательное поведение, компромиссность, здоровый пофигизм и терпение. Беты интуитивно знают, как так сложить слова, чтобы присоединиться к собеседнику в общении на уровне «ты мне нужен, и я тебе нужна».В механике автомобиля Беты занимают сразу четыре колеса. А в обществе выполняют роль «стабилизатора большинства», по отличительным признакам которого вполне можно догадаться: «где твой город и какова твоя страна».

Гамма «а я в домике» Да, да! Гаммы всегда ходят со своим домиком. И если что не так, наглухо закрывают в него дверь. Хотя, даже если все и так, после недолгой разведки, Гаммы все равно предпочитают забраться «назад в домик», устроиться там под батареей и сделать очередное сногсшибательное открытие, способное перевернуть мир - абсолютно весь, конечно, кроме их домика Социальная позиция Гаммы – ресурсная, творческая. Поэтому у Гаммы есть огромная библиотека, в которой Альфа и Бета ногу сломит, а вот Гамма все всегда находит, правда, непременно с закрытыми глазами.

Давным-давно зоолог Дэвид Л. Мех придумал свою теорию о человеческой иерархии доминирования, а после и признал ее недействительной. Но гомо сапиенс все еще нравится делить мужчин на альфа-, бета- и омега-самцов. При этом женщины вспоминают, мечтательно закатывая глаза: "Был у меня один альфа-самец", а мужчины бьют себя кулаками в грудь, доказывая, что каждый из них достоин этого почетного звания.

Теория Дэвида Л. Меха основывалась на иерархию самцов в волчьей стае. Во главе стаи всегда вожак – самый сильный, ловкий и выносливый самец. Его-то и называют альфа-самцом. Далее, ниже в иерархии – бета-самцы. Омега-самцы – самые слабые и нежизнеспособные самцы, которые чаще являются изгоями. В человеческом мире все намного сложнее.

Не все те альфа, что с мускулами

Особи из неандертальского племени недалеко ушли в развитии от племени обезьян, поэтому и иерархия там распределялась более или менее чисто, как задумано природой. Вверху иерархии – , самые выносливые, сильные, ловкие, смелые и, конечно же, самые наглые и агрессивные. Чем сильнее выражены у самца все перечисленные качества, тем больше он добудет мамонтов, тем теплее пещеру отвоюет для своего потомства. Поэтому самки выбирали именно таких самцов для рождения детей. Теперь представьте такого неандертальца в наше время, когда теплее дом и больше шкурок не , а у более хитрого, умного, изворотливого. Потому что природа природой, а от социально-культурных установок далеко не уйдешь. Поэтому выходит, что только при помощи силы, ловкости и наглости успеха в современном мире добиться не удастся, следовательно, пробиться к лидирующим позициям – тоже. Более того, наглый и агрессивный самец, вступающий в открытый конфликт с другими самцами за власть, может добиться позиций альфа-самца лишь в определенных кругах, например, криминальных или пацанско-дворовых. В противном случае он будет либо иметь дела с правоохранительными органами, либо из-за постоянных конфликтов не сможет задержаться ни на одной работе, что отрицательно скажется на его финансовом положении.

East News

Современные альфы, беты и омеги

Несмотря на наслоение культурных и социальных требований, бытует мнение, что современный альфа-самец – это, несомненно, мужчина доминантный и полигамный. Это его две основные характеристики. И обусловлены они природными особенностями данного мужчины. Подобно предкам-неандертальцам, от природы такие мужчины обладают физической силой, выносливостью, силой воли, умением приспосабливаться к окружающим условиям, стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью, умением идти к цели, высоким уровнем тестостерона и отменным здоровьем. Природа наделила мужчин такими качествами не зря. Задача альфа-самцов – передача жизнеспособных генов и продление рода. А поскольку мы должны не только размножаться, но и сохранять по возможности здоровые гены, то, чтобы нас, неразумных, оплодотворять, и даны нам такие мужчины – доминантные, напористые, берущие силой своей харизмы.

Однако не все наглые, смелые и уверенные мужчины на самом деле являются альфа-самцами. Показная наглость и самоуверенность – это часто приобретенные качества бет, которые либо прячут таким образом свои комплексы, либо стараются конкурировать с альфа-самцами за лидирующее положение в иерархии. На самом деле бета-самцы обладают более мягким характером, менее упрямым нравом, но вместе с тем хитростью и умом. Это те качества, которые помогают им продвигаться по карьерной лестнице и даже "подвигать" на ней маскулинных альфа-самцов, не сумевших подстроиться под современные реалии. Бета-самцы успешны и в семейной жизни. Даже существует такое расхожее убеждение, что от неверных альфа-самцов женщины беременеют, а заботливые бета-самцы воспитывают их детей. Хотя это тоже спорное утверждение, поскольку современные альфа-самцы также могут быть семьянинами. Некоторые альфы как раз и являются оплотом уходящей традиционной патриархальной семьи, во главе которой стоит мужчина – сильный, волевой, хоть и авторитарный, но способный принимать волевые решения и нести ответственность за своих близких. Есть мужчины-альфа, которые имеют по две такие семьи, а также любовниц, за которых также способны нести ответственность. А есть и такие, кто в силу воспитанных моральных убеждений вполне способны хранить верность своим женам, а те, в свою очередь, рожают им по 3-5 детей (что, опять же, сейчас большая редкость).

Последними в человеческой иерархии, так же, как и в животном мире, стоят омега-самцы. Это неудачники, старые девственники, вялые и безынициативные пивоманы, жители мира дивана и телевизора. За место в иерархии, как правило, такие особи не бьются, а напротив, свой образ жизни аутсайдеров часто возводят в культ.

Кого выбирают женщины

Общество потребления навязывает нам свои стандарты, однако наши природные инстинкты неистребимы. Поэтому и сейчас, как много миллионов лет назад, самки человека выбирают альфа-самцов, чтобы родить здоровое потомство. Только некоторые делают это с умом и выбирают наиболее приспособленных к жизни в современных реалиях мужчин-альф, а некоторые бросаются на внешнюю мишуру, отдаваясь "плохим парням", которые "поматросят и бросят". И все же альфа-самцов мало, и на всех их не хватает. Поэтому подавляющая часть женщин выбирают постоянных и надежных бета-самцов. С ними и , и с детьми беты помогут, и внимание уделят. Женщины властные, склонные к доминантному поведению, могут выбрать омегу, а потом всю жизни пилить его за то, что он ни на что не способен и жаловаться, что мужчин настоящих уже не осталось.

Как стать альфа-самцом

От теории отрекся сам создатель, но не создатели тренингов на тему "Как стать альфа-самцом". Как правило, это либо со своими лидерскими тренингами, делающими из аутсайдеров лидеров и финансово успешных людей, либо пикаперы – со своими тренингами по соблазнению женщин. И те, и другие призывают развивать в себе определенные качества альфа-самца:

физическая сила, здоровье и высокий уровень серотонина и тестостерона. Это развивается за счет занятий спортом и корректировки питания;

сила воли;

хладнокровие;

устойчивость к конфликтам;

наглость, не выходящая за пределы приемлемого в обществе поведения;

умение отвечать за свои слова и поступки;

целеустремленность. Альфа идет напролом и до конца. И с девушками, и с работодателями, и с клиентами;

смелость. Альфа-самцу ведь нечего бояться, он уже победитель;

умение нести ответственность за свое окружение. Будь главой семейства или главой фирмы, альфа способен принять ответственность за вверенных ему людей;

умение показывать свою альфа-самцовость на деле, а не на словах.

Авдотья Разгуляева

December 28th, 2011 , 11:50 am

(пост для девочек)

1. Альфасамец предпочитает кэжуал. Бета – костюм с рубашкой. Гамма – джины и водолазку. Омега- грязные ботинки. Правило не применяется, если свидание в тюрьме.

2. Альфасамец позовет в ресторан, Бетасамец- в кафе. Гамма – прогуляться по улице. Омега затруднится с маршрутом. Правило не применяется, если вы встречаетесь в пустыне.
3. Альфасамец приедет на такси чтобы потом не бросать ее. Бета приедет на авто чтобы вам его показать. У Гаммы машины нет. Омега машин боится. Правило не применяется, если ты не видела как он там приехал.

4. Альфа придет с цветами. Бета – с хорошим настроением. Гамма с выпитыми 200 грамм для храбрости. Омега придет с друганом. Правило не действует, если самец вообще не пришел.

5. Альфа не позволит тебе за себя заплатить. Бета позволит заплатить за себя, если будешь очень настаивать. Гамма поделит счет поровну. Омега попросит заплатить за него. Правило не применяется, если вы встречаетесь у тебя дома.

6. Альфа на свидании никого не обсуждает. Бета может поговорит о ком-то. Гамма будет всех осуждать. Омега – на всех жаловаться. И это правило не изменит отсутствие общих знакомых.

7. Если ты не дашь альфе… он уйдет искать другую самку. Бета будет за тебя бороться. Гамма расстроится. Омега раздавится. Правило не действует, если ты даешь всем.

и по жизни…

1. Альфа принимает решения за тебя и за себя, Бета принимает решения за себя, предоставляя тебе право определиться за себя самой. Гамма доверяет тебе решить за обоих. Омега не может решить сам и тебе тоже не доверят. Правило не применяется, если ты уже разводила самца на деньги в крупном размере.

2. Альфа, если накосячит, признает ошибку, извинится и будет исправлять. Бета будет стоять на своем до конца, но попытается исправить. Гамма не будет ни признавать не исправлять. Омега вообще не поймет, что не прав. Правило не работает, если он-ангел. Только ангелы не косячат.

3. Альфа …если ты накосячишь…тебя великодушно и быстро простит. Бета тоже простит, хотя до этого помучает. Гамма будет помнить твой косяк всегда. Омега –тихо мстить. Правило применяется всегда, ибо девочки скорее чертята, чем ангелы.

4. Альфа никогда не врет. Бета иногда прихвастывает. Гамма врет. Омега завирается. Правило не действует, если ты, моя девочка, влюблена… просто не отличишь…

5. К Альфе хочется присоединиться. С Бетой соединиться. Гамму присоединить к себе. Омегу обнять и плакать. Правило не действует, если только у тебя «соединялка» не работает.

6. Альфа окружен женщинами. Бета –друзьями. Гамма – коллегами. Омега – проблемами. Правило не действует, если твой самец окружен пивными кружками.

7. Женщины нужны альфа самцу для увеличения прайда. Бетасамцу для выбора суперсамки. Гамме для самоутверждения. Омеге - для помощи. Правило не действует, если женщины не нужны - это не самец.



Детская комната