Блог арины скоромной. Повтор полезных действий: как научиться формировать привычки

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


Р усские ученые (Павлов, Сеченов, Выготский и другие) внесли большой вклад в изучение и развитие психологии. Для человека всегда оставалось загадкой то, как работает мозг ? Любые проявления - апатия, уныние, дурные мысли и желание покончить с собой являются продуктом деятельности нашего мозга. Зная механизм его работы, можно буквально стать счастливыми!

П о своей сути мы являемся мыслями, привычками, которые меняются в течение нашей жизни. Вчера ты был один, а сегодня немножко другой. Меняются мысли, вкусы, приоритеты, предпочтения, меняемся мы полностью.

Как формируются привычки Как работает мозг

Ч то такое привычка ?

П авлов со своими учениками исследовал эту закономерность, что было подтверждено на опытах с собакой. Собаке были сделаны уколы, которые стимулировали повышение кровяного давления. При этом включался мощный звонок. Так повторялось несколько дней. Далее изменили ход эксперимента. После того, как ввод препаратов был остановлен, но продолжал срабатывать звонок, привычный звук приводил к тому, что у собаки повышалось давление. Это объясняет также многие привычки людей!

К примеру, когда дрессируют собак, то они со временем учатся командам, понимают их и выполняют приказы. Почему? Потому что собака каждый раз получает поощрение – пищу. Зная это, она становится покладистой, выполняет команды, ведь она понимает, что будет награждена вкусной прикормкой.

П одобная программа закладывается в человеческой психике. Привычки людей – это результаты, которые чем-то постоянно подкреплены. Для человека, который находится на сцене, является мощным подкреплением признание зала и аплодирование. Без этого артист почувствует себя не востребованным, а свое выступление неудачным. Подкрепление играет мощную роль в качестве стимулятора и закрепления привычки у людей.

В от еще одна ситуация. Девушка в юности безумно любила парня. Это была первая, сильная любовь и высокие чувства. В жизни она интуитивно будет стараться встретить мужчину, который в чем-то схож с бывшим возлюбленным. Поэтому женщины, которые жили с мужьями алкоголиками, могут вновь встретить и выбрать мужчину со склонностью к выпивке. Чтобы освободить себя от навязчивого влечения рационально обратиться к психотерапевту.

Л юбые формы награды и признания, хвалебные фразы могут очень сильно мотивировать человека. К примеру, директор фирмы организовал для своих сотрудников торжество, где подчиненные веселятся, получают награды за трудовые достижения. Люди чувствуют себя значимыми, что будет способствовать более продуктивной производительности труда в дальнейшем.

С тоит помнить, что меняя привычки , люди рискуют получить небольшой стресс. Ситуация! Вы всю жизнь проработали на одном производстве, и попали под реорганизацию, сокращение штаба сотрудников. У вас, мягко говоря, шок, страх неизвестности. Вдруг директор пересмотрел вашу кандидатуру и решил оставить на предприятии. Ваш страх сменится комфортом, ведь вы «прикипели» к своему месту.

П ривычка – это четкий распорядок дня. Обедая каждый день в одно , вы почувствуете голод ближе к привычному времени. Мозг вырабатывает привычки, создает программу. Любые перемены чреваты стрессами и страхами неизвестности. К примеру, взять наркомана. Наркотик – это его привычка, разум понимает всю пагубность этой привычки. Происходит борьба привычки с пониманием ее пагубности. Поэтому можно заметить то, как часто курильщики, к примеру, бросают курить и начинают снова.

З нание того, как работает мозг, дает много преимуществ человеку. Он может управлять своей жизнью, понимать свои чувства и , анализировать прошлое и менять будущее, изменяя самого себя в лучшую сторону! Привычки людей – это то, с чем сложно бороться, но понимание их действия дает орудие для устранения ненужных и вредных привычек, колоссальных перемен в себе, которые должны быть подкреплены.

Окружающие люди в данной психологической перестройке человека играют немаловажную роль. Если они поддерживают, то человеку легче меняться самостоятельно или в группе людей с подобными проблемами. Так создаются группы единомышленников. Вместе проще, больше мотивации и положительных результатов!

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей являются и учителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что же такое привычка?

Рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку.

Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.

Как возникают новые привычки?

Давайте рассмотрим роль времени, то есть возраста в возникновении и воспитании привычек.

Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда же начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.

Есть учащиеся, которые готовятся к экзаменам "в последнюю ночь", другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

А сейчас предлагаю остановиться на одной, особенно важной привычке - на привычке разумно и содержательно использовать свое время.

Когда и как возникает привычка рассчитывать время и на чем она основана?

Дошкольники и младшие школьники обычно проводят время "под диктовку" родителей, которые по-разному заполняют его. В возрасте 11-13 лет школьник нередко оказывается хозяином своего времени. Чаще всего от него самого зависит, как провести выходной день или обычный вечер после школы. Именно в этот период школьник особенно нуждается в помощи. Его нужно научить самостоятельно планировать и экономно рассчитывать свое время. Нужно воспитать у него привычку интересно и продуктивно использовать каждый свободный час. Эта привычка тесно связана с различными навыками школьника, с кругом его интересов. Привычка разумно использовать время основывается на умении чувствовать ход времени, интуитивно, без часов; и на определенном отношении ко времени. Каким образом человек привыкает замечать ход времени, даже не пользуясь для этого часами? (Часы далеко не всегда помогают школьнику в этом важном деле, так как люди, не замечающие времени, просто забывают посмотреть на часы). Оказывается, человек может замечать ход времени благодаря ритму работы своего организма. Если посадить человека в глухой и темный погреб без часов, он все равно сможет приблизительно определить, сколько часов он провел в этом погребе. Это время определяется тем, что появляется желание есть, спать и т.д. У людей, живущий по определенному режиму, ритм работы всего организма будет более постоянным и четким. Такой человек лучше, точнее сможет определить ход времени.

Основанием привычки разумно использовать время является и воспитанное с детства умение ценить время. В некоторых семьях родители заботятся о целесообразном использовании не только часов труда, но и часов отдыха. В других семьях - взрослые относятся к досугу, как к такому времени, в которое можно ничего не делать. Понятно, что подобное отношение воспитывается и у детей. Именно в минуты и часы бездеятельного, бессодержательного "отдыха" у детей вырабатывается множество вредных привычек. От "нечего делать" они начинают охотно сплетничать о чужих делах, пробуют курить, затевают ссоры и т.д. Дурные привычки легко перенимаются, ведь больших усилий для этого не требуется.

Ошибаются родители, которые думают, что пока их дети маленькие, пусть побегают, побездельничают, а подрастут, тогда для них найдутся и дела и обязанности. Тогда то они и привыкнут разумно использовать время. Это заблуждение. Если к 10-12 годам не создать у детей такой привычки, то вместо нее будет стихийно формироваться привычка к безделью и пустой болтовне. Таким образом, опоздание родителей в воспитании полезных, хороших привычек является одной из причин возникновения привычек плохих, вредных.

Способы воспитания новых привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, то для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется. Конечно, с того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

Бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

В одной семье родители в течение нескольких зим каждое воскресенье проводили с детьми на лыжах. В результате дети не только научились хорошо кататься, но у них создалась и потребность в часы досуга ходить на лыжах. То есть возникла привычка. В другой семье родители также купили детям лыжи и часто посылали их кататься, но все же привычки занятиям лыжным спортом у детей не образовалось. Сравнивая оба факта, легко установить, почему результаты были неодинаковые: в первом случае прогулки проходили в обществе родителей, которые учили детей правильным приемам ходьбы, поощряли, а при неудачах ободряли их. Совсем по-иному обстояло дело во втором случае. Кататься приходилось детям одним, никто не учли их, не помогал правильно вставить лыжные ботинки в крепления. Дети испытывали больше огорчений, чем удовольствия от катания.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия ("забывает" их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Это находит объяснение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах. Великий физиолог показал, что образование новой условной связи зависит от "подкрепления", т.е. от последующего удовлетворения или неудовлетворения какой-нибудь потребности организма. Пользуясь этим понятием, мы можем сказать, что и для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно "подкрепляется" в жизни ребенка.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

В практике воспитания есть немало фактов, когда неправильное отношение родителей к поступкам детей ведет к возникновению у них привычки говорить неправду.

Родители, конечно, хотят, чтобы дети были всегда правдивы и не поощряют их за лживые ответы. Но, тем не менее, у детей иногда возникает привычка лгать или утаивать правду. Это происходит потому, что ложь приводит ребенка иногда к более благоприятным для него последствиям (то есть положительно "подкрепляется"). Например, отец и мать длительное время не интересовались, как обстоят дела с учебой у их детей. И не следили за выполнением ими домашних заданий и вдруг, учинив их "допрос", обнаружили у детей в дневниках тройки и двойки. Начинается выяснение, сопровождаемое иногда к позору родителей рукоприкладством, совсем не соответствующим степени вины детей. И дети могут "раскаяться", но не в своей лени, а в том, что они скрыли плохие оценки. В следующий раз они захотят быть "умнее" и, пользуясь невниманием родителей, отсутствием их связи со школой, постараются скрыть правду. Так дети привыкают, с одной стороны, к бесконтрольному образу жизни, при котором ложь легко сходит с рук, а с другой стороны, у них накапливается вредный опыт. Они видят, что правдивое признание "награждается" побоями или обидной, злой руганью. Не удивительно, что такая "организация жизненного опыта ребенка" неминуемо воспитывает привычку изворачиваться, лгать.

А в семьях, где следят за учебными занятиями детей, так что обман может быть легко обнаружен и потому становится бесполезным, во-вторых, в случае неудачи в школьных делах, не спешат наказать, обругать и т.д., а, прежде всего, стараются помочь исправить ошибку - у ребят чаще и легче возникает привычка рассказывать правду о событиях дня, воспитывается не только правдивость, но и искренность, доверчивое отношение к родным.

Нужно уметь слушать рассказы ребенка и относиться с уважением к его маленьким наивным секретам и заботам, поддерживать и беречь привычку быть не только правдивым, но и откровенным со своими родителями.

Из приведенных выше примеров, что для превращения какого-либо действия в привычку важен тот результат (приятный или неприятный), который за этим действием следует, или то переживание, которое сопровождает действие. Пользуясь этим простым наблюдением, родители могут ускорить возникновение одних - полезных привычек и препятствовать возникновению других - вредных привычек. Нужно позаботиться о том, чтобы все хорошее, разумное, полезное, что ребенок делает, сопровождалось каким-либо хоть небольшим, но приятным для него переживанием, и, напротив, следить за тем, чтобы не могли приводить к удовольствию такие действия, которые могут перерасти в дурную привычку.

Многие психологи и педагоги давно заметили, что похвала действует гораздо сильнее, чем порицание. И действительно, умная, сдержанная повала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы "невзначай", другому взрослому, способна сделать чудеса и может оказаться очень сильным средством укрепления какой-либо хорошей привычки.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно, когда он не выспался или когда предстоит какой-нибудь "страшный" экзамен и т.д. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Подытожив вышеизложенное, можно сказать: привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей "организации жизненного опыта детей", опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков. Чтобы они стали потребностью ребенка, то есть сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, то есть получали дополнительное "подкрепление". Особенно большое значение для воспитания привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее "подкрепление" действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после плохого, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и искоренению хороших привычек.

Искоренение вредных привычек.

Когда говорят о вредных привычках у детей, обычно называют лишь несколько: курение, употребление нецензурной лексики и т.п. В действительности число их гораздо больше. Простая привычка младенца засыпать только при укачивании или только в присутствии матери уже усложняет быт семьи, а главное, мешает самому ребенку. Чем старше дети, тем более вредные и неприятные привычки могут у них возникать: привычка грызть ногти, свистеть, слишком громко разговаривать, грубить, привычка "глотать" книги или просматривать их почти не читая, привычка списывать в школе... Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо или неверно усвоен ребенком навык. Не научили ребенка, как надо правильно умываться и чистить зубы, - возникла привычка намочить пальцы и протереть глаза. И это считай уже умылся. Исправить плохой, но уже закрепившийся навык самому ребенку очень трудно. От родителей требуется большая выдержка и терпение, чтобы постепенно, изо дня в день помогать в этом ребенку. Источником большинства дурных привычек является ничегонеделание. Всем хорошо известно, что исправлять вредные привычки намного труднее, чем вовремя создавать хорошие привычки. Бывает, что жизнь в семье превращается в ад, так как родители вынуждены ежеминутно надоедливо повторять одни и те же замечания, направленные на "переделку" вредных привычек: "Ты опять не повесила форму?", " Почисть ботинки!", "Не грызи ногти!" и т.д. Не указывать на это как будто нельзя, если хочешь, чтобы сын или дочь избавились от дурных привычек. Но если с утра до вечера родители делают замечания, их взаимоотношения с детьми портятся, домашняя жизнь заполняется мелкими столкновениями.

Что же делать? Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывает при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Если серьезно задуматься над вредной привычкой ребенка, то всегда можно обнаружить причину ее возникновения. Так, одной из вреднейших привычек возникающих у школьников - откладывание домашнего задания на последний момент. Ученик должен с первых дней школьных занятий привыкать планировать приготовление уроков (если задание большое, распределить его на части и готовить в течение нескольких дней недели). Следовательно, если родители хотят искоренить у ребенка вредную привычку "на охоту идти - собак кормить", нужно не столько упрекать ребенка, сколько упорно изменять весь порядок приготовления им домашних заданий. Это значит - действовать против причины, вместо дурной привычки - откладывать дело на последний вечер - воспитать хорошую привычку: планировать и рассчитывать свое время.

Следует заметить, что родители иногда больше интересуются хорошей оценкой своего ребенка, чем воспитанием его характера. Узнав, что завтра срок подачи сочинения (а оно еще не начато), родители разрешают писать ночью, а иногда и сами садятся к столу помогать или бегут к знакомым за нужными книгами и т.д. Оберегая ребенка от провала, мы сами укрепляем у него вредную привычку откладывать дело, в так называемый "долгий ящик". Нужно заставить ученика вовремя лечь спать, а не помогать ему в последнюю минуту. Пусть заслуженная двойка научит его в следующий раз планировать время и готовить задания заблаговременно.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям.

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Вашему вниманию представлены 36 уроков, которые помогут отказаться от вредных привычек и сформировать полезные

Вашему вниманию представлены 36 уроков, которые помогут отказаться от вредных привычек и сформировать полезные.
Небольшие изменения быстро становятся нормой. Представьте, вы оказались в другой стране. Незнакомый язык, непривычная пища, чужие люди вокруг. Адаптироваться к этому сразу очень трудно. Но к небольшим изменениям быстро привыкаешь, они почти незаметно и «безболезненно» становятся нормой.

Начинать легче с малого. Кардинальные перемены требуют много сил (постоянный самоконтроль). Поэтому начинать лучше с малого. Так, желание выработать привычку ходить в тренажерный зал может так и остаться задумкой. Но его будет проще реализовать, если начать с нескольких упражнений в день.

Небольших изменений проще придерживаться. Ставя перед собой «глобальные» задачи (тренажерка каждый день по 30 минут минимум), вы, возможно, будете рьяно стремиться к ним… первое время. Но по мере накопления ежедневной усталости, энтузиазм схлынет.

Привычки обусловлены триггерами.

Триггер – это совокупность условий, инициирующих выполнение действия. К примеру, некоторые люди, приходя на работу, первым делом включают компьютер, а затем автоматически проверяют почту. В данном случае включение компьютера – триггер, а проверка почты – привычка. Получается что-то вроде «рефлекса» – включил компьютер, значит, надо проверить почту.

Привычки с непостоянными или множественными триггерами – сильнее. К примеру, курение провоцируют, как правило, сразу несколько триггеров (стресс, алкоголь, желание «пообщаться»). Избавиться от этой привычки трудно. Также нелегко не злиться на критику. Последняя – непостоянный триггер, вы не знаете, в какой момент она вас «застигнет».

Сначала приучайте себя к простым ритуалам. Начните с новшеств, которые требуют всего несколько минут в день и нравятся вам (например, привычку к здоровому питанию можно начать с простого ритуала пить по утрам свежевыжатый сок). Простые ритуалы тренируют умение следовать привычкам и повышают доверие к себе.

Доверие к самому себе. Если человек пообещает что-то и не выполнит, подорвет ли это ваше доверие к нему? Наверняка, да. А если человек всегда держит слово, возрастает ли ваше уважение к нему? Так же с обещаниями самому себе. Если вы «срываетесь», поклявшись не есть после 18 часов, лимит доверия к самому себе постепенно тает. И напротив: чем чаще вы доказываете, что способны держать данные себе обещания, тем больше уровень «самодоверия» и шанс следовать сложным привычкам.

Вода камень точит. Мы хотим все и сразу. Поэтому нередко люди вводят в повседневность сразу 10 новых привычек, полагая, что так жизнь быстро станет лучше. Но в итоге, они не могут контролировать все нововведения и, сорвавшись на одном, бросают остальные. Лучше менять жизнь по чуть-чуть, не торопясь, но, спустя время, вы увидите, к каким глобальным изменениям привели эти шаги.

Неважно, что менять в первую очередь. Жизнь – не спринт. Жизнь – это марафон. Помните об этом, когда будете ломать голову над дилеммой: что же важнее бегать по утрам или бросить курить. На самом деле, не имеет значения, с какой привычки начать. В конечном итоге, вы доберетесь до каждой из них. Но начать следует с той, что вызывает меньшее сопротивление.

Энергия и сон. Первое прямо пропорционально второму. Если вы не досыпаете, у вас нет достаточного количества энергии, чтобы следовать намеченным ритуалам. Чем больше вы устаете, тем чаще вы будете «халтурить» (у меня был слишком трудный день – сегодня можно не изучать новые иностранные слова).

Крушение обычного распорядка = «срыв». Люди чаще всего отказываются от следования тем или иным привычкам в выходные, во время отпуска, когда внезапно приезжают гости. Словом, когда рушится их привычный распорядок дня. Это связано либо с тем, что триггер, который запускает механизм следования привычке, не срабатывает (например, вы медитируете после утреннего кофе, а в гостях, где вы оказались, этому напитку предпочитают чай); либо с тем, что из-за смены режима нет времени/сил ей следовать (в отпуске вы обошли пешком 17 достопримечательностей, разве после этого еще нужно отжиматься?).


Предупрежден, значит, вооружен. Другая частая причина отказа от выполнения тех или иных привычек – неспособность предугадать сложности, которые возникнут на пути. К примеру, вы решили есть меньше сладкого и идете в гости. Вы должны предвидеть, что на столе будет много соблазнов, и позаботиться о еде для себя. В противном случае «срыв» практически неизбежен.

Следите за своими мыслями. Мы все разговариваем сами с собой. Это происходит бессознательно, и это нормально. Плохо, если у вас в голове крутятся негативные мысли: «я не смогу», «это слишком трудно», «зачем я сам себя в чем-то ограничиваю?» и т.д. Следите за тем, что произносите про себя, а, поймав себя на паникерских настроениях, гоните их прочь.

Зрите в корень, не идите на поводу порывов. В следующий раз, когда вам захочется закурить, или наесться на ночь или «забить» на тренировку, постарайтесь не тянуться тотчас же к зажигалке или ручке холодильника. Остановитесь и подумайте, чем спровоцировано это желание? Так или оно сильно, как кажется? Взяв паузу и покопавшись в себе, вам будет проще устоять перед искушением.

Мотивация. Сравните: «я не ем жирное, чтобы сбросить лишний вес» и «я не ем жирное, чтобы похудеть и жить долгой здоровой жизнью». Какой из этих мотивов сильнее, на ваш взгляд? Если человек просто хочет похудеть (и при этом у него нет проблем в личной жизни или карьере), ему будет трудно следовать привычкам диетического питания. Но если он знает, что от этого зависят его здоровье и долголетие, его мотивация будет гораздо мощнее. Сформулируйте свою мотивацию и запишите это на бумаге. Перечитывайте всякий раз, когда искушение захватывает вас.

Обратная связь. Что проще: валяться на диване или заниматься спортом? Разумеется первое. Поэтому это занятие вызывает внутри положительный фидбек. Чтобы успешно следовать привычке, необходимо формировать положительную обратную связь на нее. В этом поможет ответственность. К примеру, пригласите друга побегать вместе (назначил встречу – принял обязательства). При этом вы получите удовольствие от общения и, как следствие, положительную обратную связь от выполнения привычки.

Состязание – катализатор прогресса. Позвольте друзьям поймать себя «на слабо». А слабо целую неделю не есть сахар? А слабо 6 недель ходить в спортзал? Бросив кому-то (а по правде самому себе) вызов, проще приучить себя следовать той или иной привычке. Кроме того, состязания также стимулируют ответственность и положительный фидбек (см. предыдущий пункт).

Никаких поблажек. «От одного пирожного ничего не будет» – следуя логике «только разочек и больше ни-ни», вы практически капитулируете перед своими слабостями. За «разочком» будет другой, и третий, и… Делая исключения, вы формируете мышление, что поблажки – это нормально (не каждый день же?!). Но на самом деле, это подрывает самодоверие.

Привычка – награда, а не наказание. Не стоит воспринимать внедрение новых, позитивных, привычек как тяжкий труд. Если вы относитесь к тренировкам, как к повинности, вы получаете негативную обратную связь и надолго вас не хватит. Но если вы найдете способ получать удовольствие от занятий (например, спорт, который вам действительно нравится), фидбек будет положительный. Измените свое отношение к привычкам, ведь они – награда, а не наказание.

Чем больше новых привычек одновременно, тем выше вероятность зафейлить. Проведите эксперимент: попробуйте ввести в жизнь сразу 5 новых привычек. Проконтролируйте, сколько времени вы продержитесь. Следовать одному новому ритуалу гораздо проще, чем сразу нескольким. Рациональнее сосредоточиться на одной привычке, а когда ее выполнение дойдет до автоматизма, переходить к следующей.


Отвлечения неизбежны. Как все новое, вначале следование той или иной привычке воодушевляет – вы полны энергии. Но рано или поздно самоконтроль падает. Вы не обязаны думать о привычках 24 часа в сутки, нужно просто вспомнить о них раз в день. Отступления от намеченной цели неизбежны, но, если вы несколько раз пропустили тренировки, не стоит бросать спорт. Пересмотрите свою мотивацию и снова сфокусируйтесь на своей цели.

Ведите блог. Публичность прекрасно дисциплинирует. Если вы в блоге или в соц.сетях объявите, что сели на диету и пообещаете каждые две недели выкладывать фотографии, стоя на весах, у вас появится ответственность. В конце концов, кому хочется ударить в грязь лицом перед друзьями?

Учитесь на ошибках. Срывы неизбежны, и нужно уметь извлекать из них уроки. Каждый человек индивидуален. То, что работает у одних, может совершенно не подходить другим. И если не попробуешь, не узнаешь, какие методы эффективны для тебя. Ошибки – это способ познать себя. Ошибаясь, вы узнаете что-то новое, а значит, становитесь лучше.

Заручитесь поддержкой. К кому вы идете, когда вам тяжело? Чье мнение важно для вас? Поддержка этих людей очень важна. Супруг(а), лучший друг, коллега по работе – кто-то обязательно должен сказать вам в минуту, когда вы готовы послать все к черту: «Держись! У тебя все получится!».

Не ограничивайте себя. Часто от людей можно услышать: «Я не могу отказаться от сахара!», «Я не могу жить без мяса!». И они действительно не могут… пока продолжают думать так. На самом деле, нет ничего, чего вы НЕ можете. Но если вы продолжаете верить, что от сладкого зависит ваша жизнь, вы действительно не сможете отказаться от пироженок.

Окружающая обстановка. Она должна помогать вам. Решили отказаться от сладкого? Не покупайте его. И скажите близким не делать этого. Попросите друзей, не курить при вас, если вы боретесь с этой пагубной привычной. Вы должны создать такую среду, которая поможет вам измениться.


Минимизируйте «стартовые барьеры». Не позволяйте себе прокрастинировать. Собираясь на пробежку, можно думать о том, как это будет трудно, как много времени это займет, как будет холодно… А можно просто зашнуровать кроссовки и бежать. Избавляйтесь от ментальных барьеров. Чтобы медитировать, нужно просто принять удобную позу; чтобы писать – открыть текстовый редактор.

Планируйте вынужденные перерывы. Бывают ситуации, когда следовать намеченному плану невозможно. К примеру, вы уезжаете в отпуск в деревню и там нет бассейна, куда вы старались ежедневно ходить на протяжении последних месяцев. Ок. Но вы не должны воспринимать это как повод бросить. Четко определите дату, когда вы сможете вернуться к этой привычке. И вернитесь к ней, когда этот день настанет.

Привычки зависят от ситуации. Как уже было сказано, выполнение привычек запускают триггеры, которые нередко подвержены влиянию окружающей среды. Жизнь стремительна и динамична. Если ваш триггер для занятия йогой, душ, то телефонный звонок, раздавшийся, когда вы только вышли из ванной, может выбить вас из колеи, переключить на другие дела. К этому нужно быть готовым.

Лучшее враг хорошего. Как ни парадоксально, вредные привычки часто необходимы нам. Для кого-то сигарета – способ снять стресс, и если лишиться этого «антидепрессанта», начнешь срываться на близких. Здесь важно понять, чем обусловлена вредная привычка, и попробовать найти ей более здоровую альтернативу.

Будьте добрее к себе. Злиться на себя, винить себя, когда не получается, – это не помогает. Вообще. Не забывайте хвалить себя даже за микроуспехи и регулярно напоминайте себе, что вы идите по тернистой дороге под названием «борьба», стараетесь стать счастливее, а это ой как непросто.

Перфекционизм – зло. Люди часто стремятся к совершенству, но это палка в колесо прогресса. Если вы обнаружили, что не следуете той или иной привычке, потому что обстоятельства для этого неидеальны (не медитируете, так как нет подходящей музыки), забудьте о перфекционизме и просто сделайте, что должны. Лучше мало и плохо, чем никак.

Тандем. Вдвоем (с другом, коллегой) гораздо проще начинать какое-то дело или придерживаться определенных привычек. Так, собираясь сесть на диету, предложите супруге(супругу) присоединиться. Вы удивитесь, насколько проще пойдет дело.

Изменение привычек – способ самопознания. Привычки – не только способ изменить жизнь, но и инструмент самопознания. Работая над укоренением в вашей жизни той или иной привычки, вы много узнаете о себе. Что вас мотивирует, насколько вы рациональны, какие внутренние и внешние награды «работают» для вас и т.д. Всего за несколько месяцев изменения привычек вы узнаете о себе больше, чем за 10 лет до. Таким образом, менять привычки полезно, независимо от того, удастся ли вам это или нет.



Детская комната