Чацкий и Фамусов (по комедии «Горе от ума» А. С

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В после-дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, ко-торый во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласие решительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное — поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспо-минаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императри-цы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Чацкий на это предложение. Он пре-зирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок...

Чацкий считает, что нужно служить «делу», а не «лицам», и одобряет тех, кто «не торопятся вписаться в полк шутов». Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов — защитник самодержавно-крепостнического строя и восхи-щается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов — крепостник — считает законным право помещика рас-поряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства. Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, добрым». Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе «А судьи кто?..» Он возмущен, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет».

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях — и невесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршим лицом, Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просве-щении: Материал с сайта

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий — человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его сло-во — разящее оружие.

Речь Фамусова — это речь человека не очень образованного, но неглу-пого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спо-рит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы («в петличке орденок»), он даже прибав-ляет «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проследите как и почему меняется речь фамусова?
  • за что ценят человека фамусов и чацкиий????
  • кто объявил чацкого сумасшедшим
  • таблица горе от ума чацкий и фамусов
  • конфликт между фамусовым и чацким таблица

Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе?

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержа­тельные монологи в пьесе, т.к. это герои-антиподы, конфликт которых (Чацкий и Фамусов как главный представитель мос­ковского дворянства) воплощает основную идею произведе­ния.

Грибоедов сталкивает в этой пьесе не только «отцов и де­тей», но и «век нынешний» и «век минувший». Так, Чацкий воплощает собой «век нынешний», современность. Он вы­сказывает новые, прогрессивные идеи, критикует недостатки современного ему общества: бюрократизм, чинопочитание, взяточничество, протекции, кумовство, крепостничество, пу­стое подражание иностранному.

Фамусов же - типичный представитель старого москов­ского барства. Он защищает в пьесе поколение «отцов», «век минувший», его миропорядок, традиции и идеалы. Герои полярны в своих взглядах на общественное устройство страны, государственную службу, патриотизм. Именно об этом рас­суждают они в своих монологах, в диалогах с другими персо­нажами.

Речь обоих героев очень меткая, афористичная, образная. Так, Фамусов в начале комедии замечает: «На всех москов­ских есть особый отпечаток». Чацкий же, критикуя раболеп­ство и чинопочитание, также выражается очень метко: «Све­жо предание, а верится с трудом». В другом месте он скепти­чески вопрошает: «А судьи кто?». И сам отвечает на него: «Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма».

Авторская позиция здесь вполне определенна. «В моей ко­медии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружа­ющим», - писал А.С. Грибоедов П.А. Катенину. Выступая в функции героя-резонера, во многом Чацкий раскрывает взгляды самого автора.

Таким образом, эти монологи и диалоги способствуют рас­крытию внутреннего мира главных героев и служат продви­жению основной идеи произведения.

Здесь искали:

  • почему фамусов и чацкий произносят самые большие монологи в пьесе
  • чацкий и фамусов сочинение

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию ""Горе от ума"", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".

Одним из самых ярких представителей "века минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью "расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством. "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених".

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов" и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего". Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

По ходу развития сюжета комедии «Горе от ума» постепенно раскрываются и взгляды Фамусова, определяемые его общественным положением. Именно они обусловили тот конфликт двух мировоззрений, который послужил темой комедии. По общественному положению Фамусов — крупный московский чиновник, занимающий пост «управляющего в казенном месте», Т.е. начальника какого-то правительственного учреждения.

Фамусов служит, как и многие дворяне его времени, так как служба создает ему хорошее общественное положение. Но в то же время это помещик, масштаб требований которого к жениху дочери измеряется, по крайней мере, двумя тысячами душ «родовых». У него есть имение, а в Москве- особняк. Родством и знакомствами он тесно связан с высшими кругами московского дворянства: дядя его Максим Петрович — вельможа времен Екатерины, его близкие знакомые — семьи с княжескими и графскими титулами. Взгляды, вкусы и настроения этой дворянской группы, привилегированной и консервативной, и воплощает Фамусов.

Фамусов — своего рода московский патриот. Он гордится Москвой, вернее, ее дворянством. Он находит, что «от головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток», но этот «отпечаток», как видно из его монолога, заключается в консерватизме московского барства, в верности дворянским бытовым традициям, в покорности общественному мнению, создаваемому такими важными барынями, как Татьяна Юрьевна или княгиня Марья Алексеевна.

Как видный чиновник Фамусов является верным и преданным слугой правительства. Его отношение к царю — благоговейно-раболепное, к вельможам — восторженно-подобострастное. Идеал его — дядя Максим Петрович. Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы» — сплошной дифирамб в честь этого Максима Петровича, который

… не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..

У этого ловкого царедворца, умевшего разыгрывать роль шута при дворе, Фамусов и советует молодому поколению учиться житейской мудрости. Он ставит знак равенства между собой и Максимом Петровичем (Мы, например, или покойный дядя Максим Петрович … »). Фамусов сам применяет на практике тактику низкопоклонства дяди. Вспоминает Фамусов и другого вельможу, Кузьму Петровича, «почтенного камергера», сумевшего доставить придворный чин с ключом и сыну. Культ Фамусова — чины и почести, а пути и средства к этому низкопоклонство, чинопочитание, лесть. Служба для Фамусова — только путь к достижению жизненных благ и почестей. На обязанности свои он смотрит очень просто:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой!

Это чисто формальное, казенное отношение к делу. Тем не менее Фамусов пользуется репутацией «дельца». Он всегда озабочен, суетится, о чем-то хлопочет. Эта суета из-за добывания «крестишек и местечек» для родственников (Ну как не порадеть родному человечку!») и наполняет его служебную деятельность.

Политический режим «века минувшего» вполне соответствовал интересам таких дворян-чиновников, как Фамусов. Он охранял ‘крепостное право — основу материальной обеспеченности — и в то же время открывал им дорогу к чинам. Верным и убежденным охранителем основ такого политического режима является и Фамусов. Когда Чацкий гневно и с отвращением начинает характеризовать черты «века покорности и страха», он возмущен, называет взгляды Чацкого «развратом» и обвиняет его в том, что он хочет проповедовать вольность. «Вольность» — вот что для Фамусова страшнее всего. Главный источник этой «вольности» он видит в просвещении:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Способ борьбы с просвещением, который предлагает Фамусов, прост и решителен:
Уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.

Таковы взгляды Фамусова как чиновника. Раболепство по отношению к власти, беспринципность в выборе путей к власти и вражда ко всему, что грозит ее существованию, — вот что характеризует в основном эти взгляды. Может по казаться противоречием, что Фамусов, отрицая просвещение, дает своей дочери образование. Но чему учили дочерей в дворянском обществе того времени? Фамусов ворчит:
… всему:

И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам. Такое образование вряд ли было опасно. Но и с ним Фамусов примиряется неохотно, подчиняясь только взглядам своего общества.

Представитель московского дворянского общества, Фамусов является верным хранителем его консервативных взглядов и обычаев. Он гордится сословной, кастовой замкнутостью этого общества, где «по отцу и сыну честь», Он патриот своей дворянской Москвы, ее вкусов,
традиций: «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!» В обществе, скованном сословными традициями, большую роль играет общественное мнение. Фамусов — раб этого общественного мнения.

Ах, боже мой, что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! —

встревоженно восклицает он, когда в семье его разыгралась драма. Бытовой уклад в доме Фамусова типичен для дворянской Москвы. Фамусов, как и все, дает балы и вечера, в доме его «про всех готов обед». Этим он поддерживает связи с дворянскими кругами Москвы.
Таким образом, Фамусов выступает в комедии и как чиновник, и как представитель дворянского общества, и как семьянин, и как помещик. В общем — это коллективная фигура старого московского барина, живое олицетворение взглядов и настроений консервативной дворянской Москвы. Язык Фамусова — типичный язык московского барина начала XIX в. Это язык получиновника, полупомещика. Мы слышим в нем и властные, начальнические нотки сановника.



Детская комната