Что значит осенить себя крестным знамением. Крестное знамение - троеперстие и двоеперстие - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Человек, приближенный к Господу, постоянно совершает один и тот же ритуал, но не задумывается о его значении. Находясь в церкви или дома, все верующие крестятся, но мало кто знает, как правильно креститься православным христианам. Прежде чем рассказать о правилах крещения, следует немного вспомнить историю и выяснить, откуда взялась эта традиция и что она обозначает.

Как правильно креститься, историческая справка

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви, основные правила

Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:

  1. креститься нужно тремя пальцами;
  2. три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  3. мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  4. прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  5. затем опускаются к животу: «И Сына»;
  6. перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.

Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:

Казалось бы, что может быть проще, нежели перекреститься? Складываем пальцы и… Так. А как, собственно, пальцы складывать правильно?
И почему именно так? А можно ли складывать пальцы по-другому? И что все это означает?

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа
Осенение рукотворным крестом себя или других людей называется "крестным знамением". Слово "знамение" означает "знак". То есть крестное знамение - знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение (крестятся), прося помощи у Бога, для исповедания или свидетельства своей веры в Иисуса Христа, в Его смерть на Кресте и Его воскресение. По тому, как крестится тот или иной человек, можно определить, какого он вероисповедания.

В наше время в большинстве православных церквей принято совершать крестное знамение в следующей последовательности. Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец (также сложенные вместе) прижаты к ладони. Первые три пальца, сложенные вместе, символизируют единство Пресвятой Троицы, нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Два других пальца указывают на две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую, соединенные во Христе неизменно, нераздельно, неразлучно.

Сложенные таким образом пальцы сначала поставляются на лоб (освящение ума), потом на живот (а вовсе не на грудь!) - это освящение чувств, затем на правое и на левое плечо. Это освящение сил телесных.

При совершении крестного знамения принято произносить про себя: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь" (если при этом не произносится других молитв). Креститься следует, избегая слишком быстрых, резких, отрывистых или круговых движений. Крестное знамение предполагает неспешность и чувство. Поясной или земной поклон совершается после крестного знамения, а не одновременно с ним. Сначала мы изображаем на себе Крест Господень, а затем поклоняемся ему.
Если незнакомые люди крестятся по-другому (например, слева направо) - не следует спешить делать им замечание: возможно, что они воспитаны в другой богослужебной культуре. Иначе крестятся старообрядцы, верующие армяно-григорианского исповедания, католики (они крестятся открытой ладонью и в иной последовательности: с левого плеча на правое) и те из протестантов, кто в принципе не отрицает крестное знамение.

По-славянски пальцы называют "персты", поэтому складывание пальцев определенным образом для совершения крестного знамения называется перстосложением. Способ сложения пальцев, принятый в Православной Церкви, называют троеперстием.
До XVII века в Русской Церкви использовали двоеперстие: указательный и средний пальцы складывали вместе, а большой, безымянный и мизинец, сложив, прижимали к ладони, символизируя веру в Пресвятую Троицу. В наше время так крестятся старообрядцы. Троеперстие и двоеперстие - разные способы крестного знамения, поэтому считать один из них единственно возможным или, напротив, ошибочным нельзя.

Тем не менее нередко можно увидеть ошибочный вариант крестного знамения, который встречается во многих старых учебниках: вместо живота пальцы поставляются на грудь. Даже в недавно изданной книге В. Артемова "Православное богослужение" говорится: крестятся лоб, грудь, правое и левое плечо". Искаженным этот метод является потому, что если крест, построенный путем мысленного соединения точек на лбу, груди и плечах, получается перевернутым: нижний его конец короче верхнего.
Осенять себя крестным знамением христиане стали уже с I века - это передавалось от апостолов. До V века крестное знамение вообще совершалось одним пальцем, скорее всего - указательным. Наложение полного (лоб - живот - плечи) крестного знамения впервые упоминается в грузинских источниках - в "Житии святой равноапостольной Нины". Крестное знамение в виде двоеперстия стали использовать после V века в связи с борьбой с ересью монофизитства. Такой способ крестного знамения был принят для того, чтобы подтвердить единство Божественной и человеческой природы Христа. Позже появилось и троеперстие.

Знамение на всю жизнь
Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью помощь и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо. Церковь употребляет начертание креста во всех богослужениях и таинствах. В Византии в особо важных документах вместо имени ставили три креста, считая, что поручиться крестной силой ответственнее, чем именем. Крест Христов освящает собой самые разнообразные действия и предметы, поэтому крестное знамение сопровождает верующего человека всю жизнь.

Когда необходимо креститься? Это принято делать в начале и в конце молитвы. При приближении к той или иной святыне. При входе в храм и выходе из него - крестное знамение в этом случае совершают трижды. Перед тем как поцеловать крест или икону. В тот или иной момент богослужения. В частности, во время ектении: после пения "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи" крестятся один раз. Один раз крестятся и при малом славословии: "Слава Отцу и Сыну…".

Один раз совершается крестное знамение при возгласах "Примите, ядите…", "Пийте от нея вси…", "Твоя от Твоих…", а также "Слава Тебе, Христе Боже…". Один раз следует креститься при чтении или пении "Честнейшую Херувим…". Три раза совершается крестное знамение во время чтения либо пения "аллилуйя", Трисвятого, "Придите, поклонимся…", а также при возгласе "Слава Тебе, Христе Боже наш…". При каждом оглашении слов "поклонимся", "поклонение, "припадем" крестное знамение совершается один раз. Один раз совершается крестное знамение и при взывании к Господу, Божией Матери и святым во время канона на утрене. По окончании чтения или пения каждого молитвословия или песнопения также совершается крестное знамение. Во всех этих случаях крестное знамение совершается с поясным поклоном.

Троекратное крестное знамение с земным поклоном совершается во время поста при входе или выходе из храма. Кроме этого есть еще множество случаев, когда в храме нужно обязательно совершать крестное знамение. Знание этого приходит к верующим с опытом. Есть определенные правила, не допускающие в том или ином случае крестного знамения.

Креститься не положено во время пения псалмов. Не допускаются земные поклоны в дни Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, в дни Преображения и Воздвижения. Правда, в последнем случае три земных поклона отдаются Кресту.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не надо, но только кланяться.

Конечно, этим перечнем все не ограничивается. Допустимо креститься во всех значимых случаях жизни: в опасности и испытании, в радости, в горе, в труде.
Крестное знамение используют не только по отношению к себе, но и к окружающим. Крестным знамением священник благословляет верующих. Вот только осеняет он склоненную голову верующего крестом слева направо, а не справа налево, как человек, осеняющий себя сам. Мать осеняет крестным знамением своего ребенка, супруги - друг друга, один родной человек - другого (например, когда близкий человек отправляется в путь). Такое крестное знамение называется благословением.
Крестным знамением принято осенять пищу перед ее употреблением, а в некоторых случаях и другие предметы личного или домашнего обихода (например, кровать перед сном).

Крест - охрана моя
Крестное знамение имеет несколько значений. Вероисповедальное, освятительное, и, наконец, охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушение и страсти. Правда, необходимо отбросить суеверные представления, будто само по себе крестное знамение или ношение крестика является "защитой от злых сил". Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Апостол Иоанн Богослов, как повествует его ученик святой Прохор, знамением Креста исцелил лежащего по пути больного. А благочестивый Ир, по наставлениям апостола Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных частях тела недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся и больной стал здоровым. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, страдала грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом и сразу получила исцеление.

Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но и воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом дрова и хворост, собранные для ее сожжения, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомедийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне безо всякого вреда. Обреченные на растерзание зверями мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеймон и многие другие мученики осеняли себя крестным знамением, и лютые звери, как кроткие ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и смертоносные яды, как это видно из жития святителя Ювеналия и преподобного Бенедикта.

В наши дни часто говорят, что теперь чудес не бывает. Дескать, чудеса случались только в древности. Но вот совсем недавно в России свершилось одно из таких чудес, в котором явно проявилась животворящая и спасающая сила крестного знамения.
Один из священников въехал в небольшую гостиницу, где уже жили несколько человек. Всем им был предложен обед. И когда они собрались к столу, священник, как пастырь Церкви, предложил: "Братья, прежде всего станем на молитву. Помолимся перед тем, как принять пищу". Все встали, священник прочитал молитву Господню "Отче наш" и, заканчивая ее, обратившись к столу, осенил все крестообразным пастырским благословением.

И в эту же секунду большой графин с квасом, стоявший на столе, безо всякой видимой причины и безо всякого удара со стороны, разлетелся вдребезги. Квас разлился, все ахнули. Хозяйка гостиницы схватилась за голову, бросилась в соседнее помещение, откуда донесся ее крик. Тут же она вбежала обратно, бросилась к священнику в ноги и призналась, что этот графин поставила на стол по ошибке. В нем был отравленный квас, приготовленный для убийства мужа. На стол она хотела поставить другой графин с хорошим квасом, но перепутала, поскольку оба графина были совершенно одинаковы. И если бы не молитва Господня, если бы пастырь не осенил своим благословением стол для трапезы - то погибло бы множество людей.

Подобных историй в наши дни случается немало. Крест укрепляет и спасает искренне верующего человека. Даже умирая, в последний момент, христианин холодеющей рукой осеняет себя крестным знамением, ограждая и освящая себя на свой последний путь. И на могиле христианина ставят крест, чтобы все знали, что под этим крестом покоится верующий.

Очищение, просветление и преображение
От рассказа о крестном знамении так естественно перейти к разговору о самом кресте. В нашем случае - о кресте, на котором был распят Иисус Христос. Все мы знаем, что такой вид смертной казни существовал в Римской империи, но едва ли кто-то помимо богословов и профессиональных историков представляет себе весь ужас распятия.
Крест был в Римской империи способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда смертную казнь хотели усилить бесчестием. Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей смертной казнью Как говорил Цицерон, "само название креста противно римскому уху, взору и слуху".

Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию, на высоте ног, для их опоры, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посередине перекладину (отсюда выражение "сидеть на кресте", которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.

Ф. Феррар в книге "Жизнь Иисуса Христа" пишет: "Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, - все это, вместе взятое и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии - в особенности в голове и животе - распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делал приятным, мечту о ней - усладительной".

"Жестокая особенность смертной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление паба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и представляли гниению", - писал Ренан.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обнаружен еще во времена правления римского императора Тиберия (14 - 37 года). Тогда епископом Иерусалима был святой Иаков. Затем этот крест был надолго утерян и найден только супругой святого императора Константина святой Еленой в IV веке.

Размах организованных ею раскопок был велик, и в итоге святая Елена нашла три креста, но не знала, на котором из них страдал Иисус Христос. В конце концов, она велела принести тело мертвого мужчины и положила его на один из крестов. Соприкосновение не оказало на мертвого никакого действия. Елена велела положить тело на второй крест, затем на третий. При соприкосновении с третьим крестом мертвый тотчас воскрес. Так был обретен крест, на котором распяли Иисуса. Часть этого креста Елена отослала императору Константину, а тот, в свою очередь, папе Римскому. Фрагмент святыни до сих пор хранится в Риме в церкви Св. Креста Иерусалимского. Большую часть креста Елена вновь закопала в церкви, построенной на месте Голгофы.
Рядом с крестом была найдена табличка с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", которую тоже отправили в Рим. С этого момента крест становится высшим символом христианства. А в первые века отношение христиан к кресту было двойственным. Поскольку казнь на кресте считалась в Римской империи позорной, поначалу христиане крест ненавидели. Понадобились усилия апостолов, чтобы изменить ситуацию.

Уже тогда представления о спасительном поклонении кресту сочетаются с идей несения креста. Евангелист Марк пишет про Христа: "И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Ученики Христа учили не только поклонению кресту, но и восхождению на крест. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним".

"Крест - небесных и земных соединение и преисподних попрание", - писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест - это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: "Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно".

Крест - это и символ Христа. Две "руки" горизонтальной оси означают две основополагающие идеи христианства: прощения и искупления и Божью кару. Две пересекающиеся оси, из которых составлен крест, представляют двойную природу Спасителя: горизонтальная ось - Его земную природу, вертикальная - Божественную.
Крест - это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: "Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос" (Послание к галатам, II, 19-20). "И у Церкви свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", - говорит Ипполит Римский.

От него демоны бегают
Уже у первых христиан при обращении к Богу был свой молитвенный знак. Богослов II - III веков Тертуллиан писал: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-нибудь занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением".
Правда, в отличие от современных Христиан, в древности осеняли себя так называемыми малыми крестами, налагая их на различные части тела отдельно: на чело, на грудь, на очи и так далее. (Кстати, и сегодня некоторые люди, например, зевая, нередко крестят рот как бы ограждая себя от проникновения внутрь нечистой силы).
Происхождение русского слова "крест" теряется в глубине веков. Иногда его производят от немецкого Christ - Христос. На самом деле исконное значение слова "крест" не имеет отношения к христианству. Величайший знаток русской древности А. Афанасьев в книге "Поэтические воззрения славян на природу" доказал, что слово "крест" связано с понятиями "огонь" и "солнцестояние". Само древнерусское слово "крест" означает "оживление", отсюда - воскреснуть, то есть ожить. А вот слова "крестьянин" и "крестьянка", согласно В. Далю, означают "крещеный человек". Оба слова появились в русском языке относительно поздно, после крещения Руси. Очевидно, не последнюю роль в их изобретении сыграло созвучие слов "крест" и Христос.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: "Крест возносится, и демони прогоняются…". И дальше об этом говорится много раз: "…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися". В святильне в конце канона говорится: "Крест, хранитель всея вселенные; Крест, красота Церкви; Крест верных в утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва".

Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на середину храма святого Креста. Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. Существует благочестивая традиция, когда в Великий четверг верующий изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.

Автор рискнет закончить эту статью отрывком из древнейшего русского письменного памятника "Повести временных лет" 1068 года. Почти тысячу лет назад наши предки так писали о силе Креста: "Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и; тем же наведе Бог поганья, сего ж Яве избави Крест честный в день бо Въздвижения Всеслав вздохнул рече: О Кресте Честный! Понеже к тобе верою избави мя от рва сего! Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают Честного Креста, целовавшие его; аще ли преступит кто, то и зде примет казнь, и на предущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежаемы бывают силы бесовьская, Креста бо князем в боанех пособит, в боанех Крестом сограждаеми верни люди побеждают супостатв протитвныя. Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою ничто, ничто же я боят беси, токмо Креста, аще бывают от бес мечтанья, знаменовавшие лице Крестом прогоними бывают".

Что можно добавить нашему современнику к такому древнерусскому гимну Кресту? Наверное, только одно: Аминь!

Александр Оконишников

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" , 12 сентября 2007 г.

Все мы прекрасно знаем о том, какую исключительную роль играет крестное знамение в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на асебя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. И это не случайно, ведь в христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом» . Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись» .

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. Однако, если мы будем честны перед самими собой, то станет абсолютно очевидно, что достаточно часто мы совершаем крестное знамение по привычке, машинально, не задумываясь о смысле этого великого христианского символа. Полагаю, что небольшой историко-литургический экскурс позволит всем нам впоследствии более осознанно, вдумчиво и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

Так что же символизирует и при каких обстоятельствах возникло знамение креста? Троеперстное крестное знамение, ставшее частью нашей повседневной жизни, возникло достаточно поздно, а в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви вошло только в XVII столетии, во время небезызвестных реформ патриарха Никона. В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением» . Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников. Более того, это вам может показаться невероятным, но на появление крестного знамения в Христианской Церкви значительным образом повлиял иудаизм. Достаточно серьезное и компетентное исследование этого вопроса проводил современный французский богослов Жан Даниэлю. Вы все прекрасно помните описанный в книге Деяний Апостольских Собор в Иерусалиме, проходивший, приблизительно, в 50 году по Рождестве Христовом. Основной вопрос, который разбирался апостолами на Соборе, касался способа принятия в Христианскую Церковь тех людей, которые были обращены из язычества. Суть проблемы коренилась в том, что свою проповедь Господь наш Иисус Христос совершал в среде иудейского богоизбранного народа, для которого и после принятия Евангельской Вести сохранялись обязательными для исполнения все религиозно-обрядовые предписания Ветхого Завета. Когда же апостольская проповедь достигла европейского континента и первохристианская Церковь стала наполняться новообращенными греками и представителями других народов, вполне закономерным образом возник вопрос формы их принятия. В первую очередь, вопрос этот касался обрезания, т.е. необходимости для обращенных язычников принимать сперва Ветхий Завет и обрезываться, а только после этого принимать Таинство Крещения. Апостольский собор разрешил данный спор весьма мудрым решением: для иудеев ветхозаветный Закон и обрезание оставались обязательными, а для христиан из язычников иудейские обрядовые предписания отменялись. В силу данного постановления Апостольского Собора в первые века в Христианской Церкви существовали две важнейшие традиции: иудеохристианская и языкохристианская. Так, апостол Павел, постоянно подчеркивавший, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея», оставался глубоко привязанным к своему народу, к своей родине, к Израилю. Вспомним о том, как он говорит об избрании неверных: Бог избрал их для того, чтобы пробудить ревность в Израиле, чтобы Израиль признал в личности Иисуса ожидаемого им Мессию. Вспомним и о том, что уже после смерти и Воскресения Спасителя апостолы регулярно собирались в Иерусалимском храме, а свою проповедь вне пределов Палестины всегда начинали с синагоги. В этом контексте становится понятным, почему иудейская религия могла оказывать определенное влиянии на развитие внешних форм богослужения молодой первохристианской Церкви.

Так вот, возвращаясь к вопросу происхождения обычая осенять себя крестным знамением, отметим, что в иудейском синагогальном богослужении времен Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Что же это такое? В книге пророка Иезекииля (Иез. 9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть некий город. Однако эта погибель не коснется людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определенный знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак » . Вслед за пророком Иезекиилем все то же начертание имени Божия на челе упоминается в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. Так, в Отк. 14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах » . В другом месте (Отк. 22.3-4) говорится о жизни будущего века следующее: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» .

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Поскольку человек может описать окружающий его мир при помощи слов, а слова состоят из букв, то первая и конечная буквы алфавита в написании имени Божия говорят о том, что в Нем заключена полнота бытия, Он объемлет собой все, что можно описать человеческим языком. Кстати, символическое начертание имени Божия при помощи первой и последней букв алфавита имеется и в христианстве. Помните, в книге Апокалипсис Господь говорит о себе: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». Поскольку Апокалипсис был изначально написан на греческом языке, то для читателя становилось очевидным, что первая и последняя буквы греческого алфавита в описании имени Божия свидетельствуют о полноте Божественных совершенств. Нередко мы можем видеть и иконописные изображения Христа, в руках Которого открытая книга с надписью всего двух букв: альфа и омега.

Согласно цитированному выше отрывку из пророчества Иезекииля, избранные будут иметь на челе надписание имени Божия, которое ассоциировалось с буквами «алеф» и «тав». Смысл этого надписания символический – человек, имеющий на челе имя Божие – всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живет согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времен Христа уже накладывали на свое чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом» .

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие — православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчеркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и небезызвестный вам преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Таким образом, подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, — писал он. – Вы должны делать это с верой».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Жан Даниелю. Богословие иудеохристианства // Символ. 1983. № 9. С. 15-32.
  • 2. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. СПб., 1995.
  • 3. Н. Е. Пестов. Освящение обстановки. «… Стан твой должен быть свят» (Втор. 23, 14). М., 1998.
  • 4. Скабалланович Михаил. Толковый Типикон. М., 2004.

Просмотрено: 2915 раз.

Отправлено: 2009.11.02 20:08:20. Заголовок: ИСТОРИЯ ПЕРСТОСЛОЖЕН..

ИСТОРИЯ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЯ
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом. За это имеется целый ряд несомненных свидетельств. Так св. Иоанн Златоуст говорит: "когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера".


Св. Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, "взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение". Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен, св. Григорий Двоеслов, Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века Андрей Критский. Только у одного Кирилла иерусалимского мы встречаем такое свидетельство: "с дерзновением да изображаем перстами креста на челе и на всем".


Самый крест, при знаменовании себя, в первые века христианства, изображался иначе, чем в последующее время и теперь, именно: одним перстом изображали тогда крест по преимуществу на челе, иногда же и на устах, очах, персях и вообще на отдельных частях тела, так что знаменование себя теперешним большим крестом, с возложением перстосложения руки на чело, живот, на правое и левое плечо, в первые века христианства вовсе не употреблялось, а вошло в обычай уже в позднейшее время, вероятно начиная с IX века.


Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим. Это подтверждается несомненными свидетельствами. Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX и начале Х века. Желая примирить монофизитов с православными или мелхитами, как обыкновенно сирийцы несториане называют православных,- и с несторианами, он говорит: "в согласии веры между несторианами, мелхитами и яковитами, что они несогласны между собой в изображении креста, что конечно неважно. Именно, они знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Яковиты, осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют во единого Христа - превел искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (т.е. православные), изображая крест в знамении двумя перстами - справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение, прогнаны с левой".


Кроме Илии Гевери уже давно были известны ещё два свидетельства из XII века, что православные употребляли тогда в крестном знамении двоеперстие. Так один грек XII века обличает латинских архипастырей в том, что они благословляют пятью перстами, а знаменуют себя, подобно монофелитам, одним перстом, "между тем как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы ими обозначались два естества (во Христе) и три лица (в Божестве)", т.е. правильным перстосложением считает именно двоеперстное.


Монах Петр из Дамаска, писавший около 1157 года (хотя некоторые думают утверждать, что он жил гораздо ранее) говорит, что "в крестном знамении два перста убо и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа, во двою естеству и в едином составе познаваема".


Силу приведённых свидетельств некоторые думают ослабить тем соображением, что эти свидетельства, если и говорят за существование двоеперстия, то только будто бы у одних сирийских христиан, живших среди монофизитов и несториан, так что на это явление следует смотреть только как на исключительно местный, как на специально сирийский обычай, которого совсем не знала и никогда не держалась вселенская православная константинопольская церковь, в которой двоеперстие вовсе не употреблялось.


Но такое понимание дела будет несправедливо и несогласно с действительностью, так как в настоящее время найдены два таких свидетельства, которые ставят вне всякого сомнения существование двоеперстия в самой константинопольской церкви с начала XI и в XII столетиях.

Первое свидетельство заключается в следующем: яковитский патриарх Иоанн VIII Абдон, живший в Антиохии, которая в то время принадлежала грекам, был обвинен милитинским митрополитом Никифором пред греческим императором Рованом Аргиропулом в том, что будто бы Иоанн старается совращать греков в свою ересь. Император приказал привести Иоанна в Константинополь. В 1029 году, 15 июля, Иоанн Абдон с 6 епископами, 20 пресвитерами и монахами яковитами, в сопровождении обвинителя митрополита Никифора, прибыл в Византию.

Здесь патриархом Константинопольским составлен был собор, с целию обратить яковитов в православие, но они остались непреклонными в своём заблуждении. "Тогда,- говорит Ассеман,- снова устроивши собрание, патриарх (греческий) и приглашенные епископы (греческие) приказали Иоанну Абдону патриарху и Елию, епископу Симнадийскому, присутствовать (на соборе). Когда же, после долгого спора, не могли преклонить наших к своему мнению, потребовали от них единственно того, чтобы не примешивали елея в евхаристии и крестились не одном перстом, а двумя". Таким образом в 1029 году константинопольский патриарх, вместе с другими греческими епископами, желая обратить в православие яковитского патриарха Иоанна VIII и его спутников, торжественно от них потребовал на соборе, чтобы они крестились не одним перстом, а двумя. Ясное дело, что в начале XI века, как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребляли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию.

Византийские императоры не раз усиливались примирить армян с православием, для чего они неоднократно вступали с армянами в церковные сношения. В этих видах император Мануил Комнин, в 1170 году, послал к армянам одного из константинопольских учёных, по имени Феориана, для богословских собеседований с ними. Феориан описал свои собеседования с армянами и о втором из них, между прочим, сообщает и следующее: "Когда это (предшествующее) было сказано, встал один сирский священник и сказал Феориану: для чего вы (т.е. константинопольские греки) изображаете крестное знамение двумя перстами? не разделены ли (между собою) персты, как особые один от другого? следовательно, по вашему разделены и два естества Христовы. Но Феориан, как бы прибегая к шутке, сказал: не знаменуя два естества Христовы, так делаем мы, но, быв избавлены от мучительства диавола, мы научены творить против него ополчение и брань, ибо руками мы соделываем правду, милостыню и прочие добродетели, и это есть ополчение; а перстами, полагая на челе печать Христову, мы составляем брань и таким образом побеждаем его и с Давидом благословляем Господа, говоря каждый: благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань (Пс. 143, 1) - не перст (т.е. не один перст, как у вас - армян), но персты".


Из приведенного свидетельства видно, что когда один сирийский священник упрекнул константинопольских греков, представителем которых был Феориан, "для чего вы изображаете крестное знамение двумя перстами? не разделены ли персты, как особые один от другого, следовательно - по вашему и два естества Христовы разделены между собой?", то Феориан подтвердил, что константинопольские греки действительно крестятся двумя перстами по таким-то основаниям. Значит, в 1170 году в Константинопольской церкви в крестном знамении несомненно употреблялось двоеперстие, которое служило и признавалось тогда внешним наглядным признаком, отличающим православных от монофизитов.


Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двоеперстием - понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения - единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие - православия.


Продолжительная и упорная борьба с монофизитством, которую пришлось вести греческой церкви, естественно заставила православных греков придавать особенно важное значение двоеперстию, как видимому и понятному всем знаку принадлежности известного лица к православной церкви, тем более, что в Сирии, Египте, и некоторых греческих городах, православное народонаселение было перемешано с монофизитским. Этим и объясняется, почему константинопольский патриарх и епископ, обращая в православие яковитского патриарха и его спутников, настойчиво требовали от них, чтобы они изображали крест не одним перстом, а двумя; а, с другой стороны, этим же объясняется, почему монофизиты упорно стояли за единоперстие и никак не хотели, не смотря на все убеждения, а в некоторых случаях угрозы и принуждения греков, переменить свое единоперстие на греческое православное двоеперстие. Это бы значило, по их убеждению, явно и открыто изменить самому своему вероучению, так как, по употреблению в крестном знамении двоеперстия или одноперстия, заключали тогда о принадлежности лица к православию или монофизитству.


Борьбою и постоянным совместным жительством с монофизитами объясняется и то обстоятельство, почему двоеперстие так долго держалось в константинопольской церкви, и потом между сирийскими православными христианами, и почему троеперстие, эта, по-видимому, самая естественная для христианина форма перстосложения, могло сделаться в греческой церкви господствующим обычаем только в позднейшее время, когда уже окончательно прекратилась борьба с монофизитством. Этим же объясняется и то обстоятельство, почему в западной церкви, не соприкасавшейся непосредственно с монофизитами, троеперстие встречается ранее, чем у греков.

Греки, изменившие по требованию указанных обстоятельств, древнехристианское единоперстие на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие. Причины этого явления можно полагать в следующем: если греки отказались от древнего единоперстия не потому, чтобы эта форма перстосложения, сначала строго православная, употреблявшаяся великими отцами и учителями церкви, сделалась с течением времени неправославною сама по себе, но потому, что ей воспользовались еретики монофизиты, связавшие с нею, к соблазну православных, своё еретическое учение, так что единоперстие стало символом монофизитства, а двоеперстие - православия; то и от двоеперстия греки отказались потом не потому, что оно сделалось само в себе неправославным, а совершенно по другим причинам. Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения,- заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину, помимо вероисповедных его особенностей, троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства - учение о святой Троице. Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении - из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим, обстоятельство для нас в высшей степени важное.


Русские, а ранее и другие православные славяне, приняли от греков христианство в то время, когда, как мы видели, в константинопольской церкви двоеперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным и всеми употреблялось, как внешний видимый для всех знак принадлежности известного лица к православной церкви. Русские, приняв от греков христианство, приняли к себе и присланных из Константинополя церковных иерархов, которые научили их вере и передали им весь греческий церковный обряд и чин. Понятно, что просветители русских христианством, константинопольские греки, прежде всего научили их творить на себе крестное знамение, как внешний, видимый для всех знак их обращения и принадлежности к христианству, понятно, что греки научили новопросвещенных русских творить крестное знамение таким же образом, как они сами творили его в то время. А так как правым и обязательным для православных греки считали тогда двоеперстное перстосложение, то конечно и русских они научили знаменовать себя в крестном знамении двумя перстами; понятно, что греки так же научили творить на себе крестное знамение и всех обращенных ими в христианство славян. Вот откуда и когда появилось на Руси двоеперстие в крестном знамении.


Примечание:

Из книги Н.Ф. Каптерева "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"

Християнин Православного Истинного Староверия незагрязненного ересями /Християнин древлеправославного поповского исповедания (ПАЦП) http://starodruki.bloog.pl



Детская комната