Cочинение «Сочинение о войне по роману Васильева «А зори здесь тихие…. Сочинение на тему: Подвиг и героизм в повести А зори здесь тихие, Васильев Смелость в произведении а зори здесь тихие

(1 вариант)

Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны. Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился и жил в Смоленске. Но началась война, и он в рядах добровольцев отправляется на фронт. Пройдя войну с начала и до конца, Васильев вынес с фронта главные мысли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидесятые годы. Одним из произведений «лейтенантской прозы»

Является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый – солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной. Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.

Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог доказать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине, В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каждый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и последствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь тихие…» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз подчеркивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение написано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая героями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил.

Я не могу сказать, что эта книга моя самая любимая. Одну, самую любимую книгу очень трудно выделить из многообразия книг. Я считаю, что произведение написано на высоком уровне, просто и доступно для любого читателя. В наше неспокойное время такие произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось рассказать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Васильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь тихие…», актуальны и звучат как предостережение нам.

(2 вариант)

Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе. Член КПСС с 1952 года. Добровольцем ушел на фронт. Отец его был кадровым командиром. В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие…», в 1974 году – роман «В списках не значился», которые посвящены теме Великой Отечественной войны. Современная проза о войне примечательна многообразием тем и жанров. Но при всем этом разнообразии авторских подходов и стилей особого внимания заслуживает единство современной советской литературы о войне в той ее части, которая раскрывает секреты нашей победы, объясняет причины и истоки подвига народа.

Интересно отметить, что за последнее время появилось много книг о войне, герои которых вынуждены действовать в особо трудных условиях: то в условиях внезапного окружения, то сдерживая отчаянный натиск врага. То есть писатели создают образы людей, которые перед лицом страшной опасности, как «при свете дня», раскрывают душевные качества, воспитанные в них новым строем, – именно те, которые и определили победоносный исход войны. Это прежде всего – максимальная отдача сил, вызванная ясным и неукоснительным пониманием своего личного долга, где бы ни оказался боец.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.

Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным), что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.

Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, – таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…

И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.

Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, – выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

«А зори здесь тихие…» Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем. Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них. Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней – она не оставляет нас равнодушными.

(3 вариант)

«А зори здесь тихие…» – это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковьм вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Васкову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Басков.

Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Басков пережил личную драму: после финской войны его жена бросила мужа. Своего сына Басков вытребовал через суд и к матери в деревню отправил, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц. Соня Гурвич – сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама – медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд. Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Басков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.

Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова. У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре. Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок. Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить. Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу. В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев – Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт – это тот самый Алик, сын Риты. Федот Васков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить. Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».

«А зори здесь тихие…» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло.

Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести – непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.

(4 вариант)

Недавно я прочла повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душа болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!

Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори».

Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – центр их мужества, она – цемент подвига, она – Мать! Женька… Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза… Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты – усилие воли и выстрел в висок; у Жени – отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони – удар кинжалом в поэзию; у Гали – такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы – «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны…».

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек». Как сокрушается старшина: «Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

5 / 5. 2

Сочинение

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера.
Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни.
Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы.
Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну.
Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, - за прерванные ниточки человеческих родов.
По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

"Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат."

Б. Серман

"Поэзия подвига и героизма" – основа всей повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." Наверное, именно благодаря этой поэзии читательский интерес к повести не угасает до сих пор. До сих пор мы с неослабевающим вниманием следим за передвижением маленького отряда старшины Васкова, почти физически ощущаем опасность, облегченно вздыхаем, когда ее удается избежать, радуемся смелости девушек и вместе с Васковым тяжело переживаем их гибель.

Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Писатель представил нам пять совершенно различных характеров. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, она - мать. Женька Комелькова – веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к женатому человеку. Соня Гуревич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – "прекрасная незнакомка", вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина... "Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!" Учиться бы, повидать бы большой город c его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями... Война помешала. Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала, Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними "вся Россия сошлась". И они держат.

Глупо погибает Галя Четвертак, но мы не осуждаем ее. Может быть, она была слишком слаба и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне. А Галя все-таки старалась по мере своих сил: несла на себе тяжелый груз вещей, шла по ледяной земле в одной берестяной чуне. Пусть она не совершила подвига» не вступила в прямую схватку с врагом, но она и не отступила, упрямо идя вперед и выполняя приказания старшины. Смерть Сони Гурвич кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине – принести оставленный кисет. Так же жертвует собой и Лиза Бричкина. Смерть ее ужасна и мучительна. Пусть она пала не па поле боя, но при этом погибла при исполнении своего долга, спеша поскорей перейти болото и привести подмогу.

В конце концов со старшиной остались две самые храбрые и стойкие девушки – Рита Осянина и Женька Комелькова. Женька, спасая старшину, убила немецкого солдата, размозжив ему голову прикладом винтовки. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая простую деревенскую девушку. И она же отводит врагов за собой в лес, подальше от раненой Риты Осяниной. Рита ранена осколком в то время, как она отстреливалась от врагов. Это была не первая перестрелка, где девушки показали себя. Увы, силы были неравны, и Рите с Женей суждено было погибнуть мучительной смертью: одна была ранена в живот и пустила себе пулю в лоб, другую в упор добили немцы. Тяжелые испытания выпали и на долю старшины Васкова. Ему было суждено схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней исступленной схватке жестоко отомстить врагам, а потом еще до конца дней нести в душе тяжесть оттого, что не уберег девушек.

Каждая из девушек оплатила свой "личный счет" к захватчикам. У Риты Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот "личный счет" каждой связан со счетом всей страны. Ведь сколько женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну, за всех ее жителей. Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись неженским делом – войной. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма – в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу. Подлинная поэзия подвига и героизма требует простоты, естественности, реализма. Именно такова повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие..." Это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек, преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.

    Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды....

    Великая Отечественная война - великая беда, беда страны, всего русского народа. Много лет прошло с той поры, но все еще живы в памяти события тех лет, живы во многом благодаря рассказам ветеранов и писателей, посвятивших себя и все свое творчество правде...

    Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема - проблема войны. Борис Васильев - один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился и жил...

    Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил...

Антитеза в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

«У войны не женское лицо», - эти слова передают безжалостную, противоестественную всему человеческому суть любой войны. Особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства. Именно об этом, на наш взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера. Прямо со школьной скамьи в июле 1941 года он добровольцем ушёл на войну, потому что бредил военной романтикой и рвался на фронт. Но романтика кончилась сразу: в1941 году Борис попал в окружение, чудом остался жив, рискуя умереть от голода; в 1943 году под Вязьмой в составе десантного подразделения подорвался на мине. Но после госпиталя он сразу отправился поступать в Военно-техническую академию бронетанковых войск. Писать Борис Васильев начал оставаясь кадровым офицером.

Объясняя появление повести, автор писал: «9 июля 1941 года (это был его второй день на войне ) мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, в ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… »

При анализе произведения нами было выявлено, что автором достаточно широко используется приём контраста – антитеза (др.-греч. ντίθεσις - противоположение) -стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Женщина… – это воплощённая гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.

И женщина на войне – это самое невероятное,

несочетаемое сочетание явлений.

Б.Л. Васильев

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод - гибель девушек-бойцов в бою «местного значения», но автор рассказал о нём так, что перед читателем встаёт вся минувшая война.

Начало повести читается очень легко, просто, некоторые сцены вызывают искреннюю улыбку. Вот как описан быт зенитчиц: «днём разводили бесконечные постирушки» , беззаботно прогуливались по лесу, «трещали, как сороки», загорали, а вместо настоящих солдатских команд – просто «насмешка полная» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая» ). Мы видим, что автор подчёркивает и легкомысленность в одежде «не по уставу»: «сапоги на тонком чулке», а «портянки намотаны, словно шарфики». Когда читаешь всё это, то не верится, что в конце погибают эти озорные и весёлые подруги, что рядом - страшная, беспощадная война.

В основе композиции (начала и конца) заложена антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть сущность войны - СМЕРТЬ - в её страшном, уродливом несоответствии с самой ЖИЗНЬЮ. Первая часть повести оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше. Больно читать о том, как гибнут девушки. “Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет. Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Болит?
– Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
– Ну, зачем так… Все же понятно, война, – сказала Рита.
– Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
– Не надо, – тихо сказала Рита. – Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали.»

Невозможность предположить такую «страшную» развязку усиливает впечатление.

Противопоставление мы можем наблюдать и во временной и пространственной организации произведения. Автор начинает повествование, точно указывая время действия - « в мае 1942 года ». Май – весенний месяц, когда всё, возрождаясь, цветет, распускается, стремится выше. В повести же май – время, когда начинается история о гибели девушек.

Место действия автор точно также определяет в самом начале: неведомый никому разъезд. Он не только говорит, что это « 171 разъезд », но и пишет: « А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели…». Автор словно успокаивает нас, подчёркивая, что с девчатами-зенитчицами ничего не может произойти. Но всё не так просто: вот встреча Риты Осяниной с вражеской разведкой и – это уже не «курорт», а страшные «будни» войны, где привычна «встреча со смертью».

Писатель всегда с нежностью писал о своей жене: « Именно на втором инженерно-танковом факультете я встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую люблю сейчас так, как не любил и во времена юности своей» . У неё было необычное имя – Зоря. Возможно, именно поэтому автор использовал это слово в названии такого «женского» произведения.

Название повести необычно. О тмечая его многозначность и ёмкость, мы видим в нём элемент противопоставления.

Можно отметить контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Третья глава начинается словами: « А зори здесь были тихими-тихими ». Именно в этой главе и говорится о том, как Рита встретила вражеских разведчиков. А вот Федот Васков даёт поручение Соне Гурвич в ожидании подхода врага: « А в голос всё-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич» .

Автор в названии использует противительный союз - А, следовательно, в полностью восстановленном предложении подразумевается противопоставление. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Тема зорь проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину. Н азвание – контраст тому, о чём в повести рассказывается. В заглавии скрыт протест против войны.

Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. Все девушки совершенно разные по происхождению, образованию, отношению к жизни. Подчёркивается неповторимость их характеров. Сколько девушек - столько судеб.

«Портрет в литературном произведении – изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды – используется как одно из средств характеристики человека» . При описании каждой из героинь мы находим антитезу. Вот описание Жени Камельковой: «… высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца» . Именно эта деталь - « детские » глаза -, данная в противопоставление яркой «взрослой» красоте Женьки, подчёркивает её чистую душу, её доброту.

А рядом с красавицей Женькой Галка – худющая « замухрышка», «Четвертачок », « При её росте, - думает Васков, - и ведро – бочажок » . Отношение к ней Федота Евграфыча определила «с возмущением» сама Галка: «Как с маленькой вы…» Но тем ценнее этот «солдатик», потому что выполнять ей приходится большую работу. Вспомним, как переносит девушки трудности пути. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло» . И ни слова жалобы. Наоборот, простуженная Галка обижается: « А почему меня в запасные?» А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.

Соня – «худющая, как весенний грач», сапоги у неё на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок. В руках – винтовка. Она «сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико» «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное». Васков думает о ней «жалостливо» и невольно задаёт ей вопрос, как ребёнку: « Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?..»

Противопоставлением автор подчёркивает, что тяжелейшую ношу война возложила на хрупкие эти плечи. Но в таком случае, возможно, Рите Осяниной и легче, чем другим, ведь её портрет автор рисует совершенно иными красками: «… строга. Не засмеётся, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются » . Более того Б.Васильев, говоря о жёсткости Риты, пишет: «… ненавидеть она научилась тихо и беспощадно …» . Но мы видим, как трудно Рите быть сильной, не свойственно ей, женщине-матери, быть солдатом с оружием в руках. Вот её первая «победа»:

«-Стреляй, Рита! Стреляй! – кричали ей зенитчицы.

А Рита ждала, не сводя перекрёстка с падающей точки. И когда немец перед самой землёй рванул парашют… она плавно нажала гашетку. Очередью из четырёх стволов начисто разрезало чёрную фигуру, девчонки, крича от восторга, целовали её, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь её трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:

-Пройдёт, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…»

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б.Васильев, - была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий» . Антитезой в характеристиках героинь автор усиливает трагедию судеб девушек.

Автор создаёт образы совершенно различных девушек, подчёркивая этим, что самые разные люди в момент, когда Родина в опасности, становятся плечом к плечу, забывая о том, что один - деревенский, другой - городской, что кто-то учится в институте, а кто-то только в техникум собирается, кто-то уже вдова, оставшаяся с ребёнком на руках, а кто-то просто придумывает своего возлюбленного.

В величайших художественных произведениях нет « полых, пустотелых» слов, это в полной мере относится и к именам собственным. Известно, что глубокое и всестороннее познание художественного произведения предполагает осмысление использованной автором системы имён. Писатель тщательно продумывает, какие имена собственные он может и должен включить в текст своего сочинения, иначе говоря, какое имя будет носить герой. На наш взгляд, в произведениях Бориса Васильева крайне значима ономастика (в данном случае, антропонимика). Думается, что имена здесь являются «скрытоговорящими» , создавая художественный образ, автор находит такие имена собственные, посредством которых раскрываются подчас неуловимые, невидимые черты характера.

др.-греч. μαργαρίτης («маргаритис») - жемчужина.

Когда мы говорим о человеке, имеющем огромное значение, мы говорим, что это «настоящая жемчужина». Этим подчеркивается незаменимость человека, который – драгоценность. Но невозможно и здесь обойтись без подчёркивания противопоставления. Это истинная драгоценность, а не безделушка. Это ценность, без которой невозможна жизнь. Рита Осянина именно такая. Не случайно она негласный командир в маленьком девчачьем отряде.

Галина

Женское имя - от (γαλήνη) - спокойствие, безмятежность, тишина.

В этом «воробушке» бушевали настоящие страсти, которые проявляются в её мечтах.

Евгения

Женское имя, производное от мужского имени . Происходит от εὐγενής (eugenes) -«высокородная, благородная, потомок благородного рода».

Красота Евгении – признак «породы», родовитости, но её жизнь в противовес значению имени иногда демонстрировала противоположное. Вот неблаговидный поступок, за который Женю осуждает и Рита Осянина - роман с женатым: « Как же ты могла?. Но Женька могла многое: вот она останавливает врага, выйдя из укрытия и купаясь под прицелом автомата, вот уводит врагов от раненой подруги… и всё это ценой собственной жизни. Что может быть ещё более ярким доказательством благородства?

Софья

Женское имя – от σοφία - «мудрость, разумность, наука».

С одной стороны, имя идеально подходит героине: студентка вуза, обожающая поэзию. Но разве мудро бежать за забытым кисетом Васкова по лесу, напичканным врагом? Глупо? Для многих это является именно таковым, некоторые, не стесняясь, говорят: «Глупая смерть». Мы же уверены, имя здесь Соне Гурвич дано не от противного: высшая мудрость – жить ради других; высшая мудрость – уметь чувствовать, что дорого другим.

Елизавета

Женское имя – от ( אלישבע ) Элише́ва - букв. «Бог мой - клятва», «почитающая ».

Единственное из женских имен в повести, в этимологии которого есть «нечто божественное». Сразу появляются ассоциации с патриархальностью, русской деревней. Лиза Бричкина – человек деревенский по сути, близка природе. Но интересно то, что в имени Васкова, который так нравится Лизе и который чувствует в Лизе родственную душу, тоже есть корень «бог». Родственные этимологически эти герои близки друг другу и по духу.

Федот

Мужское имя – от (Θεόδοτος ) - «отданный, посвященный Богу, богам».

Таким образом, имена в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» являются одним из ярких средств характеристики литературного персонажа , этимология имени позволяет чётче воспринимать художественный образ, в некоторых именах просматривается противопоставление, полное или частичное.

Если для мужчины защита отечества - это долг, священная обязанность, то женщины, уходя на фронт, брали на себя эту обязанность добровольно. Они осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Им было трудно, но они все равно шли. Поэтому можно утверждать, что им было труднее .

Понимая, насколько разные героини повести, мы осознаём, что в одном они все же схожи: их судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Сцены гибели - одни из самых трагических и тяжёлых страниц повести. Девушки не сломались перед лицом смерти.

Красавица Женька Комелькова – настоящая артистка, она заставляет немцев думать, что они наткнулись на целую бригаду лесорубов. «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?... » Ей придётся ещё раз играть перед врагом, уводя солдат от раненой подруги. А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - « стреляла, пока были патроны ». Немцы ранили ее вслепую, « а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо… » Здесь мы тоже видим элементы противопоставления: спасти или спастись, мужчины добивают раненую девушку, враг восхищён красотой Женьки. Автор словно задаёт нам вопросы в таких сценах, не используя вопросительных конструкций.

В сцене гибели Риты имеется страшное противопоставление: человек на войну идёт, осознавая, что ему придётся убивать врага, Рита убивает себя. Для её спасения Женька и Васков сделали всё, НО она не может быть обузой… И вот Васков « скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел » .

Рисуя гибель Лизы Бричкиной, автор использует антитезу в пейзаже, в том, что видит Лиза в последний раз. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: « Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».



Детская комната