История крыма с древнейших времен до наших дней. Античные города Крыма

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

в пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum). Важное место занимает Крымский полуостров в истории Украины. Население Крыма и Украины было связано общими экономическими, политическими и культурными процессами.

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Крыму время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников.

Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно киевское правительство распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов. Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Обнаруженные археологами на Крымском полуострове стоянки первобытных людей (Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Волчий Грот) свидетельствуют о заселении края человеком уже в эпоху каменного века.

Древнейшее население Причерноморья и Крыма состояло из обитавших здесь на рубеже II—I тысячелетий до н. э. полуоседлых и кочевых племен, известных под общим именем киммерийцев. Память о них сохранилась в местных топонимах, упоминаемых в древнегреческих источниках: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерий. Киммерийцы заселяли, по-видимому, все причерноморские степи, но в Восточном Крыму, как и на Таманском полуострове, они обитали дольше.

В VII в. до н. э. киммерийцы действовали в союзе со скифами. Имеются сведения о разгроме в 652 г. до н.э. лидийской столицы Сард киммерийцами и скифами. Выявленная археологами культура киммерийцев близка скифской и относится к концу эпохи бронзы. Об этом говорят раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, где обнаружены захоронения VIII—VII вв. до н. э., связываемые с киммерийцами. Согласно рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами, которые господствовали здесь уже в VII в. до н. э.

Потомками киммерийцев считаются тавры, обитавшие уже в скифское время в горах Крыма. Тавром назывался и горный хребет на южнобережье полуострова. С этим именем и связано греческое наименование Крымского полуострова — Таврика, которое сохранялось и в эпоху античности, и в средние века.

Основную массу скифов составляли племена, пришедшие в VIII в. до н. э. из Средней Азии. Известно несколько скифских племен Северного Причерноморья: царские скифы, обитавшие и в Крыму, скифы-кочевники, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-вонны. Общественный строй скифов в середине I тысячелетия до и. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и появлением классовых отношений. Известно было у скифов уже и патриархальное рабство. Смена киммерийской культуры скифской в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от эпохи бронзы к железному веку. К IV в. до н. э. Скифское царство, объединившее отдельные племена, превратилось в сильную военную державу, успешно отразившую персидское нашествие. Замечательные памятники знаменитого скифского «звериного» стиля обнаружены археологами в курганах и горЬдишах Крыма — в Курганах Кулаковского (близ Симферополя, Ак-мечеть), уникальные золотые изделия с изображением человеческих фигур, животных и растений найдены в известных скифских курганах Куль-Оба, Ак-Бурун, Золотом кургане.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит интенсивный процесс греческой колонизации северопонтийского побережья, обусловленный экиномическим и социальным развитием Древней Эллады. В VII в. до н. э. колонизуется западное, а в VI в. до н. э. — северное побережье Черного моря.

Ранее всего в Таврике, вероятно еще в первой половине VI в. до н. э., на месте современной Керчи на берегу Боспора Киммерийского был основан милетцами г. Пантикапей. Сам город назывался греками и просто Боспором. Около середины VI в. до н. э. в Восточном Крыму возникли Тиритака, Нимфей, Киммерик. В VI в. до н. э. греками-милетцами была основана Феодосия, а также Мирмекий, располагавшийся недалеко от Пантикапея.

Около 480 г. до н. э. в Восточном Крыму происходит объединение ранее независимых греческих городов-государств (полисов) в единое Боспорское государство под властью Археанактидов —выходцев из Милета. В 438 г. до н. э. власть в Боспоре переходит к Спартокидам — династии, возможно, фракийского происхождения.

Ремесло, сельское хозяйство, торговля, монетное обращение Пантикапея, где с середины VI в. чеканилась собственная серебряная монета, находились на сравнительно высоком уровне развития. Происходило расширение внешней экспансии Боспорского государства. Однако в III—II вв. до н. э. с запада усиливается натиск скифов, а из Прикубанья проникают сарматы.

Создание в Крыму скифского государства и обострение социальных противоречий в Боспорском царстве способствовали ослаблению последнего.

В западной части Крыма важную роль играл Херсонес, основанный в V в. до н. э. выходцами с южного берега Черного моря (из Гераклеи Понтийской). Первоначально это была торговая фактория, которая стала затем центром сельскохозяйственного и ремесленного производства. Росла и торговля, с развитием которой связан выпуск собственной монеты из серебра и меди. Остатки древнего Херсонеса сохранились на западной окраине современного Севастополя.

Херсонес, вероятно, придерживался враждебной политики по отношению к Боспору. Однако к концу II в. до н. э. усиливается натиск скифов на Херсонес. Понтийский царь Митридат VI Евпатор оказал военную помощь Херсонесу. Восточный Крым и Херсонес переходят затем под власть понтийского царя. Перисад — последний царь Боспора из династии Спартокидов — отказался от престола в пользу Митридата VI. Но это лишь обострило назревшие социальные противоречия в рабовладельческом Боспоре. В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание во главе со скифом Савмаком, но оно было подавлено войсками понтийского царя.

Понтийское царство стало главным препятствием для дальнейшей экспансии римлян на Восток. Это привело к войнам Митридата с Римом, длившимся с 89 г. до н. э. вплоть до гибели понтийского царя в 63 г. до н. э. Смерть Митридата означала фактическую утрату этой частью Причерноморья политической самостоятельности. К концу I в. до н. э. на боспорских монетах появляется портрет римского императора и членов его семьи. Правда, в 25 г. до н. э. Рим подтверждает независимость Херсонеса, но эта самостоятельность была во многом номинальной.

Города-государства Таврики в первые века н.э. представляли собой развитые полисы рабовладельческого типа. В пользу такого мнения говорит их административное устройство, а также обнаруженные археологами памятники материальной культуры.

Господствующей силой в степной зоне в этот период были сарматы, во главе которых находилась племенная знать, окруженная дружинниками. Известно несколько союзов сарматских племен — роксоланы, аорсы, сираки. Очевидно, со II в. и. э. сарматы получают общее наименование аланов, вероятно по названию одного из их племен. Однако в Крыму сарматы, судя по всему, уступали по численности массе сохранившихся здесь скифов, а также потомков древних тавров. В противоположность сарматам это старое население именуется в античных источниках тавроскифами, что, возможно, указывает на стирание имевшихся между ними различий.

Центром скифских племен в Крыму был Неаполь Скифский, располагавшийся на месте нынешнего Симферополя. Неаполь Скифский был основан в конце III в. до н. э. и просуществовал до IV в. н. э.

В I—II вв. Боспорское царство переживает новый подъем, оно занимает примерно ту же территорию, что и при Спартокидах. Более того, Боспор осуществляет фактически протекторат над Херсонесом. Одновременно происходит сарматизация населения боспорских городов. Во внешней политике боспорские цари проявляли известную самостоятельность, в том числе и в отношениях с Римом.

В III в. в Крыму получает распространение христианская религия, проникшая сюда, вероятно, из Малой Азии. В IV в. в Боспоре существовала уже самостоятельная христианская епископия.

Херсонес в это время продолжал развиваться как рабовладельческая республика, но прежний, демократический строй (в рамках, естественно, рабовладельческой формации) сменился теперь аристократическим. При этом происходила романизация правящей городской верхушки. Херсонес становится основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье. В нем находился римский гарнизон, отсюда поступало продовольствие в центр империи.

В середине III в. н. э. Боспорское государство переживает экономический и политический упадок, отражавший общий кризис античной рабовладельческой системы. Начиная с 50—70-х гг. в Крыму усиливается натиск боранов, остготов, герулов и других племен, входивших
в готский союз. Готы нанесли поражение скифам, уничтожили их поселения в Крыму. Захватив почти весь полуостров, за исключением Херсонеса, они установили свое господство над Боспором. Готское нашествие привело к упадку Боспорского царства, но смертельный удар ему был нанесен в 70-х гг. IV в. племенами гуннов, появившимися в Восточном Крыму. Разгромленный ими Боспор потерял свое былое значение и постепенно сошел с исторической арены.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988

Мы с вами привыкли подходить к понятию «Крым » как к названию места, в котором можно отлично провести отпускные летние деньки, хорошо отдохнуть на морском берегу, совершив пару поездок к достопримечательностям, расположенным неподалеку. Но если подойти к вопросу глобально, взглянуть на полуостров с расстояния веков и знаний, то становится понятно, что Крым – уникальная историко-культурная территория, поражающая древностью и разнообразием природных и «рукотворных» ценностей. Многочисленные крымские памятники культуры отражают религию, культуру и исторические события разных эпох и народов. История полуострова – это сплетение Запада и Востока, история древних греков и золотоордынских монголов, история зарождения христианства, появления первых церквей и мечетей. Веками здесь жили, воевали друг с другом, заключали мирные и торговые договоры разные народы, возводились и разрушались поселки и города, появлялись и исчезали цивилизации. Вдыхая крымский воздух, кроме пресловутых фитонцидов можно почувствовать в нем привкус легенд о жизни амазонок, олимпийских богов, тавров, киммерийцев, греков

Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества . Первобытные люди-неандертальцы появились здесь 150 тысяч лет назад, привлеченные теплым климатом и обилием животных, являвшихся их основной пищевой базой. Почти в каждом крымском музее можно встретить археологические находки из гротов и пещер , служивших естественными убежищами первобытному человеку. Самые известные стоянки первобытного человека:

  • Киик-Коба (Белогорский район );
  • Староселье (Бахчисарай);
  • Чокурчо (Симферополь);
  • Волчий грот (Симферополь);
  • Ак-Кая (Белогорск).
Около 50 тысяч лет назад на Крымском полуострове появился предок современных людей – человек кроманьонского типа. Открыты три стоянки этой эпохи: Сюрень (около села Танковое), Аджи-Коба (склон Караби-Яйлы) и Качинский навес (около села Предущельное, Бахчисарайский район) .

Киммерийцы

Если до первого тысячелетия до нашей эры исторические данные лишь приоткрывают завесу с разных периодов развития человека, то сведения о более позднем времени позволяют говорить уже о конкретных культурах и племенах Крыма . В V веке до нашей эры крымские берега посетил Геродот, древнегреческий историк. В своих трудах он описал местные земли и народы, на них обитающие. Считается, что в числе первых народов, живших в степной части полуострова в XV-VII веках до нашей эры, были киммерийцы . Их воинственные племена были прогнаны из Крыма в IV - III веках до нашей эры не менее агрессивными скифами и затерялись в необъятных просторах степей Азии. О них напоминают только древние названия:

  • Киммерийские стены;
  • Киммерик.

Тавры

Горный и предгорный Крым в те времена населяли племена тавров , далеких потомков кизил-кобинской археологической культуры. В описаниях древних авторов тавры выглядят кровожадными и жестокими. Будучи умелыми моряками, они промышляли пиратством, грабя проходившие вдоль берега корабли. Пленников сбрасывали в море с высокого утеса с храма, принося в жертву богине Деве . Опровергая эту информацию, современные ученые установили, что тавры занимались охотой, сбором моллюсков, рыболовством, земледелием и разводили скот. Жили они в хижинах или пещерах, но для защиты от внешних врагов строили укрепленные убежища. Таврские укрепления обнаружены на горах: Кошка, Уч-Баш, Кастель, Аю-Даг , на мысе Ай-Тодор .

Еще одни следы тавров – многочисленные захоронения в дольменах – каменных ящиках, состоящих из четырех поставленных на ребро плоских плит и накрытых сверху пятой. Одна из нерешенных загадок о таврах – местонахождение утеса с храмом Девы.

Скифы

В VII веке до нашей эры в степную часть Крыма пришли скифские племена. В IV веке до нашей эры сарматы оттесняют скифов на нижний Днепр и Крым. На рубеже IV-III веков до нашей эры на этой территории образовалось скифское государство, столицей которого являлся Неаполь Скифский (на его месте находится современный Симферополь).

Греки

В VII веке до нашей эры на крымские берега потянулись вереницы греческих колонистов. Выбирая удобные для проживания и мореплавания места, греки основывали на них города-государства – «полисы»:

  • Феодосия ;
  • Пантикапей-Боспор (Керчь);
  • (Севастополь);
  • Мирмекий;
  • Нимфей;
  • Тиритака.

Появление и расширение греческих колоний послужило серьезным толчком для развития Северного Причерноморья: усилились политические, культурные и торговые связи между местным населением и греками. Коренные жители Крыма научились возделывать землю более совершенными способами, начали разводить маслины и виноград. Огромным оказалось влияние греческой культуры на духовный мир скифов, тавров, сарматов и других племен, которые с ней соприкоснулись. Однако взаимоотношения между соседствующими народами складывались непросто: мирные периоды сменялись годами войн. Поэтому все греческие полисы были защищены крепкими каменными стенами.

IV в. до нашей эры стал временем основания нескольких поселений на западе полуострова. Крупнейшие из них - Калос-Лимен (Черноморское) и Керкинитида (Евпатория). В конце V века до нашей эры выходцы из греческой Гераклеи основали полис Херсонес (современный Севастополь). Спустя сто лет Херсонес стал независимым от греческой метрополии городом-государством и крупнейшим полисом Северного Причерноморья. В период расцвета это был мощный город-порт, окруженный крепостными стенами культурный, ремесленный и торговый центр юго-западной части Крыма.

Около 480 года до нашей эры независимые греческие города объединились, образовав Боспорское царство , столицей которого стал город Пантикапей . Немного позже к царству присоединилась Феодосия .

В IV веке до нашей эры до нашей эры скифский царь Атей объединил скифские племена в сильное государство, владевшего территорией от Днестра и Южного Буга до Дона. С конца IV века до нашей эры и особенно в III веке до нашей эры скифы и тавры, находившиеся под их влиянием, оказывали на полисы сильное военное давление. В III веке до нашей эры на полуострове появляются скифские селения, укрепления и города, в том числе и столица царства – Неаполь Скифский . В конце II века до нашей эры осажденный скифами Херсонес обратился за помощью к Понтийскому царству (располагавшегося на южном берегу Черного моря). Войска Понты сняли осаду, но одновременно захватили Феодосию и Пантикапей, после чего и Боспор, и Херсонес оказались в составе Понтийского царства.

Римляне, гунны, Византия

С середины I века до начала IV века нашей эры все Причерноморье (и Крым-Таврика в том числе) входило в сферу интересов Римской империи. Оплотом римлян на Таврике стал Херсонес . В I веке на мысе Ай-Тодор римские легионеры построили крепость Харакс и связали ее дорогами с Херсонесом , в котором располагался гарнизон. Римская эскадра размещалась в Херсонесской гавани.

В 370 году на крымские земли пришли полчища гуннов. Они стерли с лица земли боспорское царство и скифское государство, разрушили Херсонес, Пантикапей и Неаполь Скифский. После Крыма гунны отправились в Европу, неся погибель великой Римской империи. В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византийскую ). Южная часть Таврики вошла в сферу интересов Восточной империи. Главной базой византийцев в Крыму стал Херсонес, который стал именоваться Херсоном . Этот период стал временем проникновения на полуостров христианства. По церковному преданию, первым его вестником стал Андрей Первозванный. Третий епископ Рима Климент, сосланный в 94 году в Херсон, также активно проповедовал христианскую веру. В VIII веке в Византии появилось движение иконоборчества: уничтожались все изображения святых – на иконах, в храмовых росписях. Монахи спасались от преследований на окраинах империи, в том числе и в Крыму. В горах полуострова они основали пещерные монастыри и храмы:

  • Качи-Кальон;
  • Челтер;
  • Успенский;
  • Шулдан.

В конце VI века на полуостров хлынула новая волна захватчиков – хазар, предков караимов. Они заняли весь Крым , кроме Херсона. В 705 году Херсон признал хазарский протекторат и отделился от Византии. В ответ Византия отправила в 710 году карательный флот с небольшой армией на борту. Херсон пал, и византийцы обошлись с его жителями с небывалой жестокостью. Но едва имперские войска покинули город, как тот восстал: объединившись с хазарами и частью изменившего империи войска, Херсон захватил Константинополь и поставил во главе Византии своего императора.

Славяне, монголы, генуэзцы, княжество Феодоро

В IX веке в ход крымской истории активно вмешивается новая сила – славяне . Их появление на полуострове совпало с закатом хазарского государства, окончательно разгромленного в Х веке князем Святославом. В 988 – 989 годах Херсон захватил киевский князь Владимир. Здесь он принял христианскую веру.

В XIII веке на полуостров несколько раз вторгались татаро-монголы Золотой Орды, основательно разграбившие города. С середины XIII века они стали оседать на территории Таврики. В это время они захватили Солхат и превратили его в центр Крымского юрта Золотой Орды. Он получил название Къырым , унаследованное впоследствии полуостровом.

В эти же годы в горах Крыма появилось православное княжество Феодоро со столицей в Мангупе . Генуэзцы имели с княжеством Феодоро спорные вопросы по поводу принадлежности спорных территорий.

Турки

В начале 1475 года у Кафы появился флот Османской империи . Хорошо укрепленная Кафа выдержала осаду всего три дня, после чего сдалась на милость победителя. К концу года турки захватили все прибрежные крепости: владычество генуэзцев в Крыму закончилось. Мангуп продержался дольше всех и сдался туркам только после полугодовой осады. Захватчики жестоко обошлись с плененными феодорийцами: город разорили, большую часть жителей убили, а оставшихся в живых увели в рабство.

Крымский хан стал вассалом Османской империи и проводником захватнической политики Турции по отношению к Руси. Набеги на южные земли Украины, Польши, Литвы и Руси стали постоянными. Русь стремилась защитить свои южные рубежи и обрести выход к Черному морю. Поэтому она многократно воевала с Турцией. Война 1768 – 1774 годов стала для турок неудачной. В 1774 году между Османской империей и Россией был заключен Кучук-Кайнарджийский договор о мире, принесший независимость Крымскому ханству. Россия получила в Крыму крепости Кин-бурн, Азов и город Керчь вместе с крепостью Ени-Кале . Кроме этого, теперь российские торговые суда получили свободный доступ к плаванию по Черному морю.

Россия

В 1783 году Крым был окончательно присоединен к России. Большинство мусульман покинуло полуостров и перебралось в Турцию. Край пришел в запустение. Князь Г. Потемкин , губернатор Тавриды , стал переселять сюда отставных солдат и крепостных из соседних районов. Так на полуострове появились первые деревни с русскими названиями – Изюмовка, Мазанка, Чистенькое … Этот ход князя оказался верным: экономика Крыма начала развиваться, возродилось сельское хозяйство. В отличной естественной гавани был заложен город Севастополь – база черноморского флота России. Около Ак-Мечети, небольшого городка, строился Симферополь – будущая «столица» Таврической губернии.

В 1787 году Крым посетила императрица Екатерина II с большой свитой высокопоставленных лиц иностранных государств. Она останавливалась в специально построенных для этого случая путевых дворцах.

Восточная война

В 1854 – 1855 годах Крым стал ареной еще одной войны, получившей название Восточной. Осенью 1854 года Севастополь осадила соединенная армия Франции, Англии и Турции . Под руководством вице-адмиралов П.С. Нахимова и В.А. Корнилова оборона города продолжалась 349 дней. В конце концов город был разрушен до основания, но при этом прославлен на весь мир. Россия проиграла эту войну: в 1856 году в Париже был подписан договор, запрещавший иметь военные флоты на Черном море и Турции, и России.

Здравница России

В середине XIX века врач Боткин порекомендовал царской семье приобрести имение Ливадию , как место, обладающее исключительно полезным для здоровья климатом. Это стало началом новой, курортной эпохи в Крыму. По всему побережью строились виллы, усадьбы, дворцы, принадлежавшие царской семье, богатым помещикам и промышленникам, придворной знати. За несколько лет деревушка Ялта превратилась в популярный аристократический курорт. Железные дороги, связавшие между собой крупнейшие города края, еще больше ускорили его превращение в курортно-дачную здравницу империи.

В начале ХХ века полуостров относился к Таврической губернии и представлял собой в хозяйственно-экономическом отношении аграрный край с несколькими промышленными городами. В основном это были Симферополь и портовые Керчь, Севастополь и Феодосия .

Советская власть утвердилась в Крыму только осенью 1920 года, после того, как с полуострова были изгнаны немецкая армия и войска Деникина . Спустя год была образована Крымская Автономная Социалистическая Республика. Дворцы, дачи и виллы были отданы под народные санатории, где лечились и отдыхали колхозники и рабочие со всех уголков молодого государства.

Великая отечественная война

В годы второй мировой войны полуостров мужественно боролся с врагом. Севастополь повторил свой подвиг, сдавшись после 250-дневной осады. Страницы героической летописи тех лет пестрят такими названиями, как «Огненная земля Эльтигена», «Керченско-Феодосийская операция», «Подвиг партизан и подпольщиков» … За проявленные мужество и стойкость Керчи и Севастополю присвоены звания городов-героев.

Февраль 1945 года собрал в Крыму глав стран-союзниц – США, Великобритании и СССР – на Крымской (Ялтинской) конференции в Ливадийском дворце . В ходе этой конференции были приняты решения о завершении войны и установлении послевоенного мирового порядка.

Годы послевоенные

Крым был освобожден от оккупантов в начале 1944 года, и сразу же началось восстановление полуострова – промышленных предприятий, домов отдыха, санаториев, объектов сельского хозяйства, деревень и городов. Черной страницей в истории полуострова того времени стало изгнание с его территории греков, татар и армян. В феврале 1954 года указом Н.С. Хрущева Крымская область была передана Украине. Сегодня многие считают, что это был царский подарок…

За 60-80-е годы прошлого века рост крымского сельского хозяйства, промышленности и туризма достиг апогея. Крым получил полуофициальное звание всесоюзной здравницы: в его курортно-оздоровительных учреждениях ежегодно отдыхали 9 миллионов человек.

В 1991 году во время путча в Москве состоялся арест Генерального Секретаря СССР М.С. Горбачева на государственной даче в Форосе. После развала Советского Союза Крым стал Автономной Республикой , вошедшей в состав Украины. Весной 2014 года после проведения общекрымского референдума полуостров Крым вышел из состава Украины и стал одним из субъектов Российской Федерации. Началась новейшая история Крыма .

Мы же знаем Крым как республику отдыха, солнца, моря и веселья. Приезжайте на крымскую землю – давайте писать историю этой нашей курортной республики вместе!

В 1475 г. османы за три дня отвоевали Каффу и дали ей имя Кефе, чуть дольше стояла Солдайя, но и она перешла к туркам, став Судаком. Керчь в составе Османской империи именовалась городом Черзети, который быстро пришел в упадок, часто подвергаясь казацким набегам.

Тем временем Крымский полуостров заинтересовал Российское государство. Османская империя понимала, что надо укреплять свои позиции и в начале XVIII в. инициировала строительство крепости Ени-Кале . Но в 1774 г. крепость и Керчь стали собственностью Российской империи, а с 1783 г. весь Крым принадлежал России .

Быт и мировоззрение народов Восточного Крыма

Как видим, история Восточного Крыма буквально переполнена событиями. Вместе с тем не стоит забывать, что прошлое - это прежде всего жизнь и деятельность конкретных людей, которые что-то производили и оставляли после себя следы своего существования.

Первые обитатели Восточного Крыма питались благодаря охоте и собирательству. Неандертальцы жили в пещерах, облачались в одежду, сделанную из шкур убитых животных, ели мясо, поджаренное на костре. В эпоху мезолита древние жители Крыма уже имели лук и стрелы, но также пользовались копьями и дротиками, изобретенными ранее. В низовьях крымских рек, которые впадали в Азовское море, всегда было много дичи, поэтому эта часть востока полуострова была особенно привлекательна для первых охотников.

Кроманьонцы уже жили родовыми матриархальными общинами, они начали строить дома в виде шатров из костей и веток. Кроме того, на этом этапе истории зародились первые религиозные представления и примитивное искусство.

Появление земледелия в период неолита привело к быстрому заселению отдельных территорий. Но, даже в эпоху бронзы были такие обитатели Восточного Крыма, которые вели полуоседлый образ жизни. Представители ямной культуры, следы которых обнаружены в захоронениях, расположенных на окраине Феодосии, были скотоводами. В погребениях этих людей ученые нашли повозки на четырех колесах, которые, скорее всего, одновременно были и средствами передвижения, и жилищами.

В эпоху ранних металлов жители Восточного Крыма поклонялись Солнцу, богу плодородия, у них возник культ быка.

В первой половине 2 тыс. до н. э. значительная часть обитателей востока полуострова имела жилье в виде землянки или полуземлянки. В конце эпохи бронзы кочевников осталось мало, но в связи с ухудшением климата в XI-X вв. до н. э. оседлые жители степных районов покинули родные места. Тот, кто остался, вынужден был вернуться к занятию своих предков - к кочевничеству.

Киммерийцы жили в начале эпохи железа. Их внешний вид и конская сбруя полностью соответствовали времени. Киммериец ходил в кафтане, подвязанном широким поясом. К такой одежде крепилось оружие. Семьи воинов-скотоводов двигалась за своими кормильцами на повозках. Они оставили немного захоронений, умерших сородичей чаще предавали земле в курганах бронзового века. Редкие погребения этого народа украшены изваяниями в форме человеческого тела с оружием. Интересно, что черты лица на таких каменных статуях не изображались. Видимо, из-за каких-то религиозных соображений.

Та часть людей, которая жила в Восточном Крыму в эпоху поздней бронзы и не смогла или не захотела вернуться к кочевничеству, отошла в Горный Крым и в предгорные районы полуострова. Там переселенцы строили землянки и полуземлянки, а со временем начали возводить наземные сооружения с каменными стенами. Возле таких жилищ найдены ямы для хранения зерна. Данную культуру ученые называют кизил-кобинской и почти сходятся к мнению о том, что ее представители были таврами.

Обитатели горных районов Восточного Крыма селились коллективно, по несколько больших семей, использовали лепную посуду, а с приходом греков познакомились с гончарными изделиями. Усопших кизил-кобинцы хоронили в ящиках из камня, которые возвышались над поверхностью земли.

В отличие от большинства местного населения скифы были воинами-кочевниками, поэтому понадобилось время, чтобы они научились обрабатывать землю и сумели осесть. Даже их женщины могли выступить против врага в случае надвигающейся опасности, поэтому неудивительно, что представители этих племен поклонялись богу войны. Со временем часть скифов перешла к оседлому образу жизни. Вокруг населенных пунктов Восточного Крыма тогда появились многослойные курганы, в которых находились склепы членов конкретной семьи.

Первые восточнокрымские греки жили в землянках и полуземлянках. Города с большими домами они построили не сразу. О возникновении античных полисов Крыма и характерных чертах быта их жителей, детально рассказано в отдельном цикле статей нашего сайта, поэтому предложим читателю самостоятельно ознакомиться с этой информацией. В III в. до н. э. грекам надо было думать о безопасности собственных жилищ, поскольку варвары начали активизироваться. В то время эллины укрепляли ранее существовавшие поселения, например, на землях поселка Береговое; строили новые твердыни (в том числе на Биюк-Янышаре). Однако подобные действия не смогли спасти многие поселения вокруг Феодосии, где в конце II - в I в. до н. э. уже никого не было. Что тогда произошло точно неизвестно, но есть предположение, что боспоряне пострадали в результате набега сарматов. В I в. до н. э. Асандр возобновил строительство крепостей. При нем выросли Кутлакская твердыня и укрепления Солхатской долины.

Что касается религии эллинов Восточного Крыма, то они традиционно почитали богов Олимпа. В Феодосии верховным божеством был Аполлон. Мертвых эллины предавали кремации. Христианство начало проникать в эту часть полуострова в III-IV вв., а чуть раньше, в начале нашей эры, ее население познакомилось с гностическими учениями.

Готы Восточного Крыма в отличие от эллинов, изначально были воинами, Боспорское царство даже предоставляло им свои суда. С помощью таких кораблей германцы занимались пиратством. Постепенно все изменилось: почувствовав вкус мирной жизни, готы забыли о способе существования предков, начали обустраивать собственные поселения. Крымская природа таким же образом повлияла и на аланов. Это дикое сарматское племя надолго поселилось в Крыму. Как уже упоминалось, его представители в ІІІ в. были основателями Сугдеи, которая в VIII в. стала центром христианского епископата. Аланы также жили на территории Феодосии.

В той части Восточного Крыма, где с XIII в. осели монголо-татары, жизнь также стабилизировалась. Столица улуса Солхат превратилась в город с развитой инфраструктурой. Там обитали представители различных национальностей, которые селились отдельными общинами. Почти всем известно, что татары, обитавшие в Крыму, издавна были приверженцами ислама. Однако мало кто знает, что мусульманство распространилось именно из Солхата. При этом в тех районах, где монголо-татар было немного, пришлые язычники часто принимали христианство.

О способе жизни венецианцев и генуэзцев написано достаточно. На нашем сайте также есть статья, в которой детально рассказано об этих жителях Восточного Крыма. Поскольку население факторий было многонациональным, оно исповедовало разные религии. Среди обитателей крепостей встречались православные и католики, представители армянской христианской общины и иудеи. После того как итальянские крепости Крыма оккупировали османы, там резко возросло количество мечетей. Эти и другие земли полуострова стали важным придатком Османской империи, Стамбул много делал для того, чтобы в Крыму преобладал ислам и распространялась турецкая культура.

С конца XVIII в. мусульмане постепенно покидали Крым, многие татары тогда отправились жить в Турцию. Власти очередной собственницы полуострова, Российской империи, немедля принялись заселять опустевшие земли. В Восточный Крым приехали русские помещики с собственными крестьянами и европейские переселенцы. Так в те времена в Судаке появились немцы, а в Коктебеле - болгары. Особенности быта народов, которые проживали в Восточном Крыму в разные периоды его истории, частично сохранились до наших дней. Мировоззрение современных крымчан - это также симбиоз различных представлений о вселенной и роли человека в ней.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, промышленности
и торговли в Восточном Крыму

Археологам удалось найти мезолитические стоянки возле Нового света и севернее Судака, в которых рядом с жилищами людей уже содержались выловленные жеребята, дикие поросята и горные козлята. Земледелие и настоящее скотоводство появились в неолите. В тот период прошлого происходило активное заселение просторов вокруг современной Феодосии и территорий Керченского полуострова. Одна из таких стоянок располагалась у поселка Приморский.

Жители Восточного Крыма, которые выбрали для себя оседлый образ жизни, отдавали предпочтение выращиванию крупного рогатого скота. Люди, не успевшие распрощаться с кочевничеством, чаще разводили мелкую живность. В бронзовом веке человечество уже приручило коз, овец, коров и лошадей, сеяло пшеницу и ячмень.

Памятников катакомбной культуры здесь меньше, но они также есть. Данная культура характеризуется переходом к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству. Возле жилищ ее представителей обнаружены каменные округлые постройки, которые могут быть загонами для домашних животных. Земледельческо-скотоводческие хозяйства существовали и у представителей кизил-кобинской культуры.

Киммерийцы были кочевниками-скотоводами, поэтому землю они не обрабатывали, а в основном воевали и выращивали лошадей. Что касается следующих обитателей Восточного Крыма - скифов, то с V-IV вв. до н. э. значительная их часть занялась обработкой грунта и разведением домашнего скота. Сегодня известно, что первые земледельческие села скифов располагались на Ак-Монайском перешейке (Фронтовое) и на территории Керченского полуострова (Андреевка). В IV в. до н. э. вокруг Феодосии образовался большой сельскохозяйственный район, границы которого проходили у низовья Салгира, возле рек Кучук-Кара-Су и Биюк-Кара-Су, шли по Керченскому полуострову до Казантипа, а на юге Восточного Крыма заканчивались у Черного моря. Скифы-земледельцы жили в густо расположенных каменных домах, которые стояли в селах и хуторах. Зерновые культуры, которые выращивались скифами на востоке Крымского полуострова, продавались в Грецию.

Внешний вид скифа вначале мало чем отличался от облика киммерийца, но со временем изменилось оружие, стали появляться новые украшения. Археологами найдены иные наконечники стрел, длинные мечи и шлемы, выполненные из бронзы. До V в. до н. э. в Восточном Крыму делали украшения в зверином стиле. Позже на смену им пришли греческие украшения.

Во времена античной колонизации Восточного Крыма, где-то в середине VI в. до н. э., начала расти Феодосия. Ей было суждено стать крупным портом и главным торговым центром полуострова. В этом городе даже чеканили собственные деньги. Товары из Восточного Крыма попадали в Балканскую Грецию, в города Причерноморья, и на Эгейские острова. Многие страны мира доставляли свою продукцию в Крым. Однако греки не только торговали, они были хорошими рыболовами, умели охотиться, занимались соляным промыслом, изготовлением тканей, посуды и украшений, выделывали кожу. Эллины в Восточном Крыму выращивали виноград, зерновые культуры, фрукты и овощи, разводили домашний скот. Кроме того, жизнь заставила их научиться столярному делу, строительному ремеслу и плотничеству. Крымские греки также имели собственные суда.

При половцах усилилась роль Сугдеи (Судак). В X-XIII в. этот город был крупнейшим торговым центром Крыма. В его порт привозили товары из Руси, Восточной Европы и евразийских степей, туда заплывали средиземноморские суда и корабли, на борту которых были купцы из Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и других уголков света.

При монголо-татарах большое торговое значение имел Солхат. Там можно было приобрести заморские пряности, ткани, кожи, продать воск, мех, мед и многое другое. При этом город особенно славился невольничьими рынками. Среди проданных рабов Солхата был египетский султан Бейбарс. В столице Крыма обитали хорошие гончары, строители и ювелиры. Там стоял монетный двор, услугами которого пользовалась даже генуэзская Каффа.

Соседи монголо-татар - итальянцы - были талантливыми ремесленниками. Чужеземцев особенно удивляли замечательные изделия генуэзских камнерезов. Кроме того, жители факторий умели обрабатывать металлы, шили одежду и головные уборы, делали украшения, которые пользовались спросом далеко за пределами Газарии. За период пребывания итальянцев на востоке Крыма вновь возросла экономическая роль Феодосии. Она снова процветала: принимала торговые суда чуть ли не со всего света и отправляла за море местный товар. В османский период истории Крыма Каффа оставалась таким же важным торговым центром Северного Причерноморья, продолжала расти и развиваться.

При османах Восточный Крым прославился ароматными яблоками и белой черешней из садов Судака. Крестьяне всего восточного побережья занимались виноградарством и огородничеством, сеяли зерновые и бобовые культуры. По ту сторону Черного моря ценилась рыба, выловленная жителями Восточного Крыма. Далеко за пределами полуострова знали местных башмачников, ткачей, ювелиров. Их изделия продавались в многочисленных лавках Кефе и Судака, где также можно было приобрести мед, масло и другие продукты. Там же располагались невольничьи рынки.

В Восточном Крыму во времена владычества Российской империи выращивали виноград и ловили рыбу. Еще в конце XVIII века в Старом Крыму посадили шелковицы, лимонные деревья и другие культуры, но местный климат понравился лишь грецким орехам, миндалю и табаку. В Феодосии и в Керчи занимались добычей поваренной соли. На рубеже XIX и XX вв. Феодосия вновь стала большим торговым портом.

Курорты Восточного Крыма, памятники истории и архитектуры

То, что Восточный Крым может быть курортной зоной, россиянам стало понятно лишь во второй половине XIX века. Татары же ездили в Солхат (Старый Крым), чтобы оздоровиться, еще во времена существования Крымского улуса. Сохранились воспоминания доминиканского монаха д"Асколи, который гостил в столице Крыма в первой половине XVII века. Он писал, что каждый год с весны до середины лета в Солхат прибывают татары, которые принимают там оздоровительные горячие ванны с травами и цветами. Д"Асколи утверждал, что такие ванны могут исцелить от многих болезней. В 60-е гг. XIX в. вспомнили традиции предков и Старый Крым вновь прославился, как место для оздоровления. С тех пор в город приезжали люди, страдающие болезнями легких и нервными заболеваниями. В то время вновь стали делать ванны с лечебной травой, собранной за пределами населенного пункта.

Курортная история Коктебеля началась в конце XIX в., после того, как наследники Э. А. Юнге решили распродать часть ранее принадлежавших ему земель. Люди скупали участки и строили на них дачи. Данную местность знали, как место отдыха интеллигенции. Перед Великой Отечественной войной в Коктебеле уже сдавались номера и комнаты для туристов, в поселке существовало кафе «Бубны».

Параллельно разрастался Судак. Г. Москвич в 1910 г. писал, что туристы Судака имеют возможность купаться, кататься верхом и на лодках, совершать экипажные прогулки. В 1880 г. туда уже массово приезжали отдыхающие, в основном студенты и интеллигенция, поэтому было принято решение возвести земскую больницу. Впрочем, в XIX веке в восточной части полуострова объекты здравоохранения уже не были диковинкой. Например, с 1813 г. работала городская больница в Феодосии, а с 1829 г. - в Керчи, с 1864 г. существовала старокрымская врачебная амбулатория.

История медицины Восточного Крыма берет свое начало еще во времена античности. Тогда местное население использовало целебные грязи и морскую воду для борьбы с различными заболеваниями. После варварских набегов медицина возродилась в конце XIII века. Тогда, уже при генуэзцах, в Феодосии (Каффе) открылась больница святого Иоанна.

В начале XX в. было принято решение построить курорт Александрида в урочище Канакская балка, но работы шли долго, а дальнейшие революционные действия не позволили закончить задуманное. Во времена Первой мировой войны, чтобы оздоровиться, на восток полуострова начали приезжать раненые бойцы. В том же Старом Крыму открыли небольшой санаторий. Но Гражданская война прервала процесс формирования здешних курортов.

Туристы приезжают в Восточный Крым не только для того, чтобы подлечиться. В этом регионе полуострова расположено немало памятников истории и архитектуры.

В Феодосии, например, до наших дней сохранились мечеть Муфтий-Джами, возведенная при османах в 1623 г., храм Св. Сергия (XIV в.), церковь во имя святой великомученицы Екатерины (1875), фонтан Айвазовского и многие другие здания и архитектурные объекты, среди которых на первом месте руины крепости Каффа и башня Константина .

Среди самых интересных построек Судака - генуэзская башня Чобан-Куле и Лютеранская кирха (1887).

В Коктебеле туристов всегда привлекает Завод марочных вин и коньяков, строительство которого началось в 1879 г. Годом раньше Л.С. Голицын открыл винодельню в Новом свете, которой было суждено стать Заводом шампанских вин - еще одной достопримечательностью Восточного Крыма.

В Старом Крыму также есть несколько интересных мест - монастырский комплекс Сурб-Хач (середина XIV в.) и мечеть Узбека (1314).

На Керченском полуострове располагаются не менее дивные туристические объекты: останки античных городов Пантикапей и Нимфей, Царский курган (IV в. до н. э.), турецкая крепость Ени-Кале (начало XVIII в.) и российская твердыня Керчь (вторая половина XVIII в.), а также Большая Митридатская лестница (1832-1840), на первом ярусе которой можно посмотреть на копию Склепа Деметры.

Основные тенденции развития культуры и
образования Восточного Крыма

Культура Восточного Крыма - это традиции, архитектура, литература, музыка, живопись, фотография, кинематография… Не секрет, что все это формировалось веками, благодаря стараниям и талантам представителей многих народов.

Что касается архитектуры, то в этой части полуострова представлены образцы древнегреческого зодчества, памятники венецианско-генуэзского периода истории, татарские, армянские, русские постройки. Впрочем, в XV-XVIII вв. в Крыму образовалось единое архитектурное направление, которое можно охарактеризовать, как симбиоз деталей, принесенных османами, армянами и представителями крымско-татарского народа.

Талантливые архитекторы, так же, как философы и поэты, жили в Восточном Крыму еще во времена существования Боспорского царства. Греки познакомили местное население с качественно новыми материальными и культурными ценностями, в результате чего появилась греко-скифо-меотская культура. И эти ценности смогли пережить даже истинно скифскую кочевую культуру, которую принимали пришлые народы. Правда, есть информация и о том, что сарматы со временем все же варваризировали боспорян, но греческая культура не исчезла бесследно.

Активная застройка античных городов Крыма привела к развитию живописи и скульптуры. Рисунки в вышеупомянутом склепе Деметры позволяют сделать вывод о том, что во времена строительства данного памятника архитектуры живопись уже была сюжетной.

В византийский период истории полуострова, а также при итальянцах, христианская культура уверенно проникла и в Восточный Крым. В это время храмы украшались фресками. Такие образцы церковного искусства сохранились до сегодняшнего дня, их можно увидеть в городах Восточного берега и в юго-западной части Крыма.

О монументально-декоративном искусстве Восточного Крыма периода Средневековья известно мало. То, что уцелело, появилось в XIV в. И уже тогда был заметен сельджукский архитектурный стиль. Есть мнение, что в XII-XIII вв. церковную утварь и предметы, которые использовались во время богослужений, доставляли из Малой Азии.

Со временем в культуру Восточного Крыма влились армянские веяния, а с возникновением Крымского ханства они укрепляются вместе с сельджукскими. Вместо церковного строительства начинается период возведения мечетей и мавзолеев.

Во второй половине XIX в. христианство возвратилось в Крым в облике православия. Русская культура, элементы которой просматриваются еще во времена существования Тмутараканского княжества, теперь уже плотно укоренилась на полуострове. Восточный Крым стал местом работы и отдыха для многих талантливых личностей, подданных Российской империи.

В начале XX века возникла Киммерийская школа живописи, представители которой изображали неповторимые пейзажи Восточного Крыма. Среди талантливых художников, которые работали в этом направлении, .

На берегах Восточного Крыма снимали киноленты «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Спортлото-82», «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «9 рота», «Отдамся в хорошие руки», «Обитаемый остров» и другие.

Край, где развивается культура в современном понятии этого слова, трудно представить без учебных заведений. Информация о школах и гимнасиях в античных полисах есть в статье «Греческие города-государства Крыма» . Генуэзцы также не были безграмотными, как и жители Крымского ханства, которые получали знания в медресе, и восточнокрымские армяне, имевшие свои школы. Особенное место в то время занимала духовная школа при Сурб-Хаче. Современное образование в Восточном Крыму началось с приходом россиян.

В августе 1811 г. в Феодосии открыли уездное училище. Вначале оно было двухклассным, но с 1836 г. стало трехклассным. При уездном училище работало нижнее отделение, по окончании которого дети свободно читали, писали, умели считать и знали основы Закона Божьего. В 1868 г. его преобразовали в приходское училище. С 1860 г. в городе существовал частный женский пансион, а с 1866 г. работало женское училище, позже ставшее гимназией. В 1885 г. уездное училище переименовали в городское, вскоре длительность обучения там увеличилась до шести лет. С 1912 г. оно было четырехклассным высшим начальным училищем. С 1873 г. действовала Феодосийская казенная мужская прогимназия. После установления советской власти в ее здании располагался техникум народов Востока, позже там был учительский институт. С XIX в. в Феодосии также работали приватные школы. В 1902 и 1915 гг. в городе появилось два частных реальных училища, которые вскоре прекратили свое существование, поэтому в 1913 г. местные власти открыли казенное учебное заведение такого типа. Кроме того, спустя некоторое время, в городе появились Учительский институт, ремесленные классы, женская профессиональная, мореходная школы, армянское училище.

Благодаря быстрому росту количества учебных заведений, высокому уровню преподавания Феодосия стала культурно-образовательным центром Восточного Крыма. В этот древний город стремились творческие люди, любители истории и просто романтики. С 1880 г. существует феодосийская Национальная картинная галерея Ивана Айвазовского, а через год появился первый крымский музей - музей Древностей. В начале XX в. Феодосия, как никакой другой город Крыма, привлекала литераторов.

Но не только в Феодосии развивалось образование. Керчь в конце XIX-в начале XX ст. считалась одним из образовательных центров Таврической губернии, в городе работали народные, мореходное и ремесленные училища, женская и мужская гимназии, действовал Кушниковский девичий институт. В 1919-1921 гг. в Керчи существовал Боспорский университет. В 1804 г. приняли решение о строительстве училища виноделия в Судаке. В Старом Крыму, к примеру, в 1842 г. открыли четырехклассную земскую школу. Согласно данным А. А. Шелягова в 1914-1915 гг. в Феодосийском уезде, в который входило и Керчь-Еникальское градоначальство, было 304 учебных заведения (из них 8 средних или I разряда и 3, относящихся к II разряду и прогимназиям).

Известные личности, которые жили и творили в Восточном Крыму

Крымский полуостров всегда привлекал богему и людей, которые искали идеальное место для творчества. В Восточном Крыму побывали известные политики, художники, поэты, писатели, певцы и люди других публичных профессий. Поскольку этот регион достаточно большой, рассмотрим связь известных личностей с отдельными городами и поселками побережья.

Начнем с Керчи. В разные времена в этом населенном пункте с древней историей бывали императоры Петр Первый и Александр Первый. В 1820 г. в Керчь выслали А. Пушкина, а в 1888 г. этот город посещал молодой А. Чехов. В 1914 г. керчане имели возможность послушать стихи В. Маяковского, но, если верить, газетным заметкам того времени, творчество футуриста им не понравилось. В Керчи жил и писал картины Ж. Матрунецкий. В 1942 г. там на свет появился аккордеонист и вокалист В. Ковтун, во второй половине XX в. родились журналист С. Доренко и певица А. Свиридова.

В Феодосию приезжала Екатерина II. «Богом данный» город поражал своей историей и природой А. Пушкина, К. Паустовского. Там жили творческие люди: И. Айвазовский, К. Богаевский, М. Цветаева, В. Мухина, М. Волошин, Л. Лагорио, А. Фесслер, А. Грин, С. Балухатый, В. Закруткин, А. Барсак и другие.

С XIX в. и по сегодняшний день знаменитости едут в Коктебель. В этом поселке первыми появились участки Э. Юнге, П. фон Теша, Е. Кириенко-Волошиной, оперной солистки М. Дейша-Сионицкой. Среди известных людей, которые творили и обитали там позже, можно назвать публициста Г. Петрова, М. Волошина, Н. Гумилева, сестер Цветаевых, Л. Дмитриеву, Ф. Раневскую, В. Алейникова, Л. Полищук, и многих других. Даже Ленин приезжал в Коктебель.

В Старом Крыму похоронена графиня де Ля Мот (Миледи из романа А. Дюма). В этом поселке жил А. Грин и надолго останавливался К. Паустовский.

Известные гости Судака: Екатерина Вторая, императрица Мария Александровна, будущий монарх Александр Третий, Николай Второй, исследователь К. Габлиц, академик П. Паллас, поэт и драматург В. Капнист, историк П. Кеппен, ботаник Х. Стевен. В Судаке бывали А. Грибоедов, художники И. Айвазовский и К. Богаевский, композиторы А. Глазунов и Н. Черепнин, а также А. Толстой, М. Волошин, М. Булгаков и другие знаменитые личности.

С поселком Новый свет связано имя Л. С. Голицина, который выкупил имение у дворянина де Галере и начал заниматься виноделием. Этот почти крайний уголок Восточного Крыма вдохновлял Н. Левина и М. Волошина.

Вот такой он Восточный Крым. Земля, овеянная легендами и древней славой, место встречи талантливых людей, стратегически важный уголок полуострова и просто курортная зона, подходящая для отдыха романтических натур. Восточный Крым пережил многое и немало событий еще впереди. Но трагические моменты прошлого и перипетии настоящего только укрепляют дух местного населения, учат радоваться каждому мгновению, еще больше любить милые сердцу море, горы, степь и ценить гостей полуострова, которые давно уже воспринимаются, как неотъемлемая часть жизни крымчан.

INLIGHT

VI-V века до н. э. - время, когда на просторах крымских степей господствовали скифские племена, а побережья осваивали пришельцы из Эллады. Выходцы из Милета основали Феодосию и Пантикапей, на месте которых теперь расположен Керчь. Херсонес, чьи остатки находятся на территории современного Севастополя, был построен на месте таврского поселения греками, пришедшими из Гераклеи. Древнее поселение синдов греки превратили в процветавшую некогда Горгиппию, входившую в состав Боспорского царства. Остатки улиц Горгиппии и сегодня можно видеть в Анапе.

Херсонес Таврический и Боспорское царство

К середине V века до н. э. на побережье Черного моря образовались два греческих государства - рабовладельческая республика Херсонес Таврический и автократическое Боспорское царство. Под властью Херсонеса объединились западные территории - сейчас там расположены города Евпатория (др. Керкинитида), Черноморское, Калос-Лимени. Город окружали мощные каменные укрепления.

Столица Боспорского царства располагалась в Пантикапее. На горе Митридат возвышался городской Акрополь. Археологами обнаружены неподалеку от древнего Акрополя Царский и Мелек-Чесменский курганы, несколько каменных склепов и другие ценнейшие памятники архитектуры и материальной культуры Боспорского царства.

Крым в античных источниках

Вместе с греческими колонистами, основавшими сотни поселений (полисов), на побережье Киммерии-Таврии пришло искусство строить корабли, выращивать оливковые деревья и виноградную лозу, создавать величественные храмы, стадионы и театры. В памятниках античной литературы Крыму посвящено немало строк. В «Илиаде» и «Одиссее» упоминается Киммерия, совершенно безосновательно названная грустной страной, в которой царят тучи и влажный туман. Крымский материал послужил Еврипиду основой для создания драмы «Ифигения в Тавриде». О таврах и скифах писал отец истории Геродот в V веке до н. э.

Неаполис Скифский

К концу III века до н. э. скифские территории стали сокращаться под натиском сарматских племен. Столицей скифского государства стал Неаполис - Неаполь Скифский, возникший на реке Салгир неподалеку от современного Симферополя.



Детская комната