Как проверить музыкальный слух у ребенка. Есть ли у меня слух? Когда лучше всего провести диагностику музыкального слуха

Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.

Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?

В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.

Как происходит проверка музыкального слуха?

Проводить и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма;
  • оценка интонации голоса;
  • способности музыкальной памяти.

Проверка ритмического слуха

Обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего – мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.

Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.

Интонирование голосом: чисто ли поётся?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).

Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!

Угадывание нот на инструменте: игра в прятки

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это в прятки.

«Слон наступил на ухо...» - говорят обычно люди, которые уверенны, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения, или же обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они ошибаются!



Как проверить музыкальный слух? Как узнать, расстраиваться сразу или немного подождать? Как понять, над чем нужно работать больше и интенсивнее?

Если вы решили заняться музыкой, но боитесь, что у вас не получится из-за отсутствия слуха, и вы не сможете услышать, где сыграли правильно, а где нет – не спешите расстраиваться.

Способы проверки слуха

Есть несколько проверенных способов определить есть у вас музыкальный слух или его просто нужно развивать.

Например, попросите кого-нибудь сыграть одну ноту. Прослушав ее, запоминаете, а потом пусть вам в разброс нажимают клавиши, пока вы не услышите ту, которую сыграли первой. Повторите так несколько раз. Если получилось угадать ноту по ее звучанию, значит со слухом у вас все в порядке. Либо же пусть нажимают ноты, но в разных октавах, а вам требуется назвать их. Только не халтурьте, не называйте наугад. Иначе, какой же в этом смысл? Или можно попробовать другой вариант. Например, берете в руки по карандашу и садитесь за стол. Помощник молча выстукивает карандашом какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, а вы стараетесь воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторите так 5-10 раз, постепенно усложняя рисунок.

Если же вы уже владеете азами игры на фортепиано, то вам будет полезен музыкальный диктант. Для начала можно делать так. Вам играют по очереди одиночные звуки в той октаве, где вам удобно будет петь. А вы пытаетесь попасть голосом в унисон тем звукам, которые слышите.

Когда вы потренируетесь так некоторое время, то переходите к наиболее точному способу проверить музыкальный слух. Открываем ноты для первого класса и просим помощника (особенно хорошо, если этот человек владеет инструментом) медленно, выдерживая все паузы и длительность нот, сыграть пару тактов. Вы в это время записываете то, что слышите у себя в тетради. Написав, проверяете и, увидев ошибки, если таковые будут, прикладываете все силы, чтобы исправить их в будущем.

Не опускайте руки, если что-то не получается с первого или второго раза. Все когда-то с чего-то начинают. Верьте в себя и в свои способности, больше практики и тренировок, и тогда вас точно ждет успех!

От чего зависит наличие талантов и способностей?

Ученые давно интересовались вопросом: существует ли ген гениальности. Почему одни люди более талантливы, чем другие?

Кто-то берет в руки кисть и легко создает шедевры, кто-то имеет от природы красивый голос, кто-то сочиняет музыку и стихи, кто-то с детства гениально танцует, кто-то выигрывает Олимпиаду.

Почему это происходит? Это гены родителей? Это звезды, под которыми рождается человек? Это душа, которая приходит в этот мир с определенными способностями? Или это результаты воспитания и обучения?

Безусловно, все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие ребенка.

Но как же определить в раннем возрасте какие способности и таланты есть у ребенка и что нужно развивать в первую очередь?

Как же распознать талант малыша?

Существует определенная система оценки музыкальных способностей ребенка. Если вам довелось учиться в музыкальной школе, возможно, вы сами проходили тесты.

Обычно на таких проверках ребенка просят спеть знакомую песенку, повторить ноты или мелодию, которые играет преподаватель, повторить ритмический рисунок, а также наблюдают в целом эмоциональную реакцию на разную музыку.

Но обычно такое тестирование проводят не раньше, чем ребенку исполнится 5-7 лет.

А существуют ли способы проверить способности к музыке до 3-х летнего возраста?

Для начала давайте определимся с тем,что такое музыкальные способности?

Музыкальные способности - это с одной стороны комплекс физиологических данных: слух, чувство ритма, моторика, внимание, музыкальная память.

Физические способности необходимы для того, чтобы овладеть техникой игры на каком-то инструменте, в том числе на самом совершенном инструменте - голосе. Но технических данных недостаточно, чтобы стать настоящим музыкантом, который при помощи музыки проникает в души слушателей.

Я думаю, что вы много раз замечали: слушаешь, порой, музыканта, и вроде бы играет или поет с технической точки зрения точно, но при этом исполнение не трогает, не берет за душу.

А бывают гениальные исполнители, которые способны легко проникать в сердца слушателей вызывая настоящие эмоции, мурашки и даже слезы.
Поэтому к музыкальным способностям стоит отнести не только физиологические данные (слух, чувство ритма, координацию, развитие и чувствительность рук, объем легких, моторику, голос), но и музыкальную фантазию и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, умение оживлять банальные 12 нот и проникать в наши души.

«Моему ребенку наступил медведь на ухо»

Очень часто музыкальные способности родители малыша связывают с тем, насколько он или она попадает в ноты, говоря простым языком, правильно поет ту или иную мелодию. Но это одно из больших заблуждений.

На самом деле очень часто взрослый или ребенок слышит, как нужно спеть мелодию, но не может повторить ее голосом. Это говорит не о том, что нет музыкального слуха, а только о том, что не налажена дорожка между голосом и внутренним слухом.

Дети очень быстро учатся, и безусловно то, что ребенок «не попадает в ноты», не может стать поводом для отказа от музыкальных занятий.

Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий, обнаруживался впоследствии абсолютный музыкальный слух - умение определять высоту любой ноты на слух.

Да и для взрослых существует множество техник, которые позволяют изменить ситуацию и улучшить интонационную чистоту пения.

Поэтому запомните: пение не может быть основным показателем наличия или отсутствия у ребенка музыкальных способностей.

Важная статистика: только 5% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей слух находится в разных стадиях развития, а значит можно улучшить ситуацию.

Как же проверить - есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша?

На что стоит обратить внимание

Я могу перечислить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:

  1. проявляет явный интерес к музыке;
  2. любит музыкальные игрушки;
  3. подпевает маме;
  4. эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
  5. начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.

Но вот вопрос: что является причиной и следствием, «яйцом и курицей»?

Малыш так реагирует на музыку, потому что у него музыкальные способности от природы? Или потому что ребенок с детства занимается музыкой, как многие гениальные музыканты?

Новорожденные имеют от рождения абсолютный слух

Американские ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту ноты помогает детям научиться говорить.

Может быть вы замечали, что ребенок с первого года рождения не просто повторяет за вами звуки, а потом слова, а очень четко копирует интонацию, с которой вы говорите.

Были проведены исследования, в ходе которых восьмимесячным малышам и взрослым давали прослушать сложные музыкальные фразы. После того, как фраза игралась несколько раз, в нее вносили небольшие изменения и давали прослушать повторно. Какого было удивление ученых, когда они обнаружили: дети реагировали даже на небольшие изменения, на которые взрослые не обращали внимание.

Также доказано, что малыши помнят мелодии, которые мама слушала или пела во время беременности.

Уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью…

Интересно, что при этом уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью, если не продолжать их развивать в первые годы жизни. Так же взрослые забывают выученный иностранный язык, если не говорят на нем.

Еще один факт, подтверждающий эту версию: известно, что абсолютный слух сохраняется в странах, где говорят на тональных языках например, китайском. Тональный язык - это когда один и тот же звук обозначает разные буквы в зависимости от того, на какой высоте он произносится.

Не нужно непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения

Если вы хотите, чтобы у вашего малыша был хороший музыкальный слух, не нужно непременно стремиться определять его музыкальные способности. Нужно просто с самого рождения заниматься с ним музыкой, чтобы не утратить то, что дано от природы.

И начать можно с простых музыкальных игр. Предлагаем скачать одну из них — «Музыкальные прятки». Она очень простая и требует минимум подготовки, при этом очень нравится малышам!

А еще важно знать, что занятия музыкой с самого рождения нужны не только для того, чтобы в будущем вырос новый Моцарт, Паганини или Мария Каллас.

Психологами доказано, что занятия музыкой оказывают прямое положительное воздействие на общее развитие ребенка. >>>

Само по себе понятие «Музыкальный слух» нужно рассматривать, как способность быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для того, чтобы искусственно развить музыкальный слух понадобится применение систематизированных методов, при помощи которых можно достичь максимального результата.

При правильной и качественной проверке музыкального слуха можно выявить потенциальные способности, которые в дальнейшем можно развивать как у детей, так и у взрослых.

Когда лучше всего провести диагностику музыкального слуха

По большому счету – в любое время, в любом возрасте. У некоторых специалистов бытует мнение о том, что мы обретаем музыкальный слух на генетическом уровне, хотя это является правдой только наполовину. Чтобы добиться музыкальных высот и стать профессиональным музыкантом каких-то особенных одаренностей не требуется. Ведь имея в наличии даже некоторые «зачатки» музыкальных способностей можно надеяться на получение в дальнейшем высокого результата при регулярных занятиях. Такие занятия можно сравнить со спортивными тренировками. Занимаешься – получаешь результат.

Как проходит проверка музыкального слуха

Такую проверку обязательно должен проводить профессиональный музыкальный педагог, или музыкант-специалист с педагогическим образованием. Учитель музыкальной школы – самый оптимальный вариант. Проверка проходит в несколько этапов. После чего можно сделать некоторые выводы. Каждый преподаватель знает о волнении человека на экзамене и обязательно учитывает этот факт при проверке желающего заниматься музыкой. Ведь его ответ может стать неким «приговором» для «испытуемого». Он может не справляться с поставленными задачами даже из-за обычного волнения или стеснительности. Слух проверяют по трем основным критериям:

  • Наличие чувства ритма;
  • Чистое интонирование голосом (пропевание звуков);
  • Музыкальная память.

Проверка ритмического слуха

Чувство ритма обычно проверяют таким образом: преподаватель стучит по столу или хлопает в ладоши определенный ритм (чаще всего это знакомые ритмы из песен), после чего предлагает повторить его испытуемому. При точном повторении ритма можно говорить о наличии чувства ритма (ритмического слуха).

Далее ритмические рисунки немного усложняются. Именно во время усложнения простых ритмов выявляется наличие чувства ритма. Ведь именно чувство ритма, во время проверки наличия музыкального слуха, является главным и точным критерием последующей оценки.

Чистота интонирования

Это не самый главный критерий для оценки музыкальных способностей, но очень главная процедура. Ее проходят все кандидаты на звание «слухач». Для такой проверки преподаватель напевает или наигрывает знакомую мелодию, а испытуемый ее повторяет. Таким образом, выявляется чистота голоса и возможная перспектива для занятий вокалом. Тембровая красота голоса проверяется только у взрослых.

Если ребенок имеет не очень сильный, чистый голос, но чувство ритмического слуха у него в норме, он свободно сможет заниматься обучением на музыкальном инструменте. Не стоит путать с проверкой вокальных данных, это совсем другое. Здесь имеет значение только музыкальный слух. И самое главное, если испытуемый совсем не поет или поет «грязно» — это вовсе не значит, что слуха у него тоже нет.

Угадывание музыкальных звуков

Самое интересное. Проверяемый поворачивается спиной к фортепиано, а преподаватель нажимает любую клавишу. После этого испытуемый должен ее найти, основываясь на своих ощущениях и музыкальной памяти. В основном нажимаются ноты в середине клавиатуры (средний регистр), но при хороших результатах учитель может нажимать и достаточно низкие и достаточно высокие звуки на клавиатуре. Потенциальный «слухач» обязательно сможет найти эти звуки.

Вот таким нехитрым способом можно проверить человека на наличие музыкального слуха. Такую проверку проходят все без исключения желающие заниматься в музыкальной школе. Так что зная это, вы сможете дома самостоятельно потренироваться, после чего смело идти на проверку в музыкальную школу!

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки



Детская комната