Квест-игра «Путешествие в Лукоморье. «У Лукоморья дуб зелёный»

Организация: ГБОУ Школа № 1631

Населенный пункт: г. Москва

Цель: Приобщение дошкольников к творчеству великого русского поэта.

Задачи:

    Систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

    Приобщать дошкольников к чтению художественной литературы.

    Обогащать словарный запас.

Предварительная работа:

    Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

    Чтение сказок и стихов А.С.Пушкина

    Разучивание песенного и танцевального репертуара.

    Подготовка атрибутов к празднику.

    Оформление и украшение площадок

    Подбор аудио материала для оформления праздника.

Материал и оборудование:

    Портрет А.С. Пушкина

    Сценические костюмы героев сказок

    Атрибуты.

Под музыку «В мире много сказок » дети входят на площадку.

Музрук : Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В этом месяце мы отмечаем его день рождения.

Мы Пушкину наш праздник посвятим, о Пушкине сегодня говорим.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня мы поведём вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова

Волшебная палочка раз, два, три в сказки нас перенеси! Счастливого пути, ребята!

Маршрутные листы выдаются командам.

Команды начинают прохождение маршрута.

1. Музей сказочных предметов. Встречает Кот учёный

Здравствуйте, ребята, отгадайте, кто я?

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью ……… (дети называют) Кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Правильно. Итак, моё первое задание. Назовите, из каких сказок эти предметы. (Достаёт из мешочка. Показывает)

  • Яблоко (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях)
  • Жемчуг (Сказка о рыбаке и рыбке)
  • Орешки (Сказка о царе Салтане)
  • Зеркало (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях)

Второе задание. Художественная галерея. Вам нужно собрать картины из сказок. И назвать их.

Дети собирают пазлы (картины) на столах.

2. Поляна Загадок. Встречает Царевна Лебедь

Говорят, Царевна есть, что не можно глаз отвесть :

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит!

А сама –то величава, выступает будто пава :

Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит

Только, полно, правда ль это?

Да, такая есть девица! Ведь Царевна это -я! В какой сказке я живу? (ответы детей )

Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!

Молодцы, всё выполнили правильно. Счастливого пути!

    Богатырское подворье. Встречает Богатырь в костюме.

Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.

Есть у нас такое диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя.

Тридцать три богатыря.

Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)

Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.

Спортивные Конкурсы :

  1. Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет? Ответ: Белка

  1. В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал. Ответ: Гвидон

  1. Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто? Буян

  1. Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море. Ветер

  1. Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет? ель

  1. Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей! Ответ: Елисея

  1. Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье. Ответ: Корыто

  1. Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый? Ответ: Лукоморье

  1. Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу? Ответ: Невод

  1. Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой? жених

Молодцы, всё выполнили правильно. Счастливого пути!

4. Музыкальный ларец. Музыкальный руководитель и Белка.

Муз. рук. Сундучок я открываю в сказку с вами попадаю.

Белка. В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает.

И засеян двор большой

Золотою скорлупой!

Это право не безделка!

Кто это, ребята? (Белка). Из какой я сказки? (Сказка о царе Салтане)

Танец «Белочка»

Муз. рук. 1. Она не простая

Чешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.

(Достаёт из ларца золотую рыбку)

Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке» Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство.

Танец-игра «Морская фантазия»

2. Чуть опасность, где видна,

Он очнется от сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!»

Тут же все в поход идут

И отпор врагу дают!

Он красивый, золотой!

Он Дадону как родной:

Шпоры, перья, гребешок!

Кто он, дети?. (Петушок) Достаёт Золотого Петушка из ларца

Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке» .

Игра «Петушки и курочки»

Пришло время для новой загадки.

3. У него злая царица спрашивала…

Я ль, на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» . Показывает зеркальце из ларца.

Да, с зеркалами спорить трудно, зато с ними можно поиграть.

Танец – игра «Зеркало. Повторяй за мной»

5. Мастерская художников. Рисунки на асфальте.

Спящая Царевна. Ребята, молодцы. Вы все справились с заданиями. Но у меня к вам ещё есть несколько вопросов. Скажите:

  1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).
  2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).
  4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).
  5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)
  6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)
  7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
  8. В сказке о мёртвой царевне их было семь. (Богатырей)

А теперь нарисуйте своего любимого героя.

Муз.рук. Мой Пушкин ! Мой поэт! Моя отрада!

Спасибо за любовь к родному слову.

Мы этой встрече были очень рады.

Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается . Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

Под музыку «В мире много сказок» дети покидают площадку.

Нина Бекетова
«У Лукоморья дуб зелёный». Игра - «бродилка» - оригинальный способ проверки знаний по творчеству А. С. Пушкина

Цель данной игры : закрепить и проверит знания по произведения А . С. Пушкина (можно провести на закрытие месяца или недели "Мой Пушкин ").

возраст детей 5-7 лет

Место проведения : группа,площадка для прогулок,зал.

Оборудование :Карточки (не менее А4) с цифрами 1,2 и 3.

Суть игры заключается в следующем : территория, где будет проводится игра ,как бы делится на три зоны,в каждой из этих зон крепят цифры(1,2,3,но так,чтобы дети их хорошо видели и могли спокойно подойти.

Ребятам будет задан вопрос и даны три варианта ответа,они должны будут выбрать правильный и подойти к той цифре под которой он прозвучал,кто выбрал не правильный вариант- из игры выбывают. Победителям,можно заготовит ордена в виде учёного кота.

Вот несколько вопросов :

1. У лукоморья дуб зелёный ;

Златая цепь на дубе том :. Из какого произведения эти строки?

1)Из Сказке о рыбаке и рыбке.

2)Из поэмы "Руслан и Людмила".

3)Из сказки о золотом петушке?

Ребята должны пройти в ту зону,где есть цифра "2",если есть,кто подошёл к цифре "1" или"3" те участники выбывают из игры.

2. Сколько девиц пряли под окном?

3. Кто исполнял песню : Во саду ли,в огороде?

1)Царевна Лебедь.

2)Золотая рыбка.

4. За какую плату согласился работать Балда у попа?

2)за коня.

3)за 3 щелка.

5. В какой сказке зеркало умело говорить?

1)Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях.

2)Сказка о попе и работнике его Балде.

3)Сказка о Царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

6. Кому подарили золотого петушка?

1)Королевичу Елисею.

2)Царю Дадону.

3)Царю Салтану. И. д.

Вопросы могут быть на любую тематику. Дети с удовольствием "бродят " находя правильную зону.

Надеюсь,кому- нибудь пригодится такая игра . Успехов Вам, дорогие коллеги!

Пара слов в сопровождение . Это одна из первых настенных игр нашей библиотеки. Недавно ставили ее снова, с успехом. Так что гарантируем - не устарела. Оформление получается ярким, привлекательным, но важно не допустить "измельчения" элементов. Тексты лаконичные, а значит хорошо читаемые, вопросы и задания очень доступны.


Авторы-составители: Пудовкина Л.А., Тетушкина С.В. 1998
Настенная игра «Лукоморье», адресованная детям 1-7 классов, посвящена 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Цели игры:

· Пробуждать у детей интерес к чтению классической литературы.

Формировать детский круг чтения на основе лучших произведений.

Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.

Развивать качества, обуславливающие творческую читательскую деятельность: воображение, образное и аналитическое мышление, наблюдательность, память. А также - внимательность к поэтическому слову, умение работать со справочной литературой.

Для того, чтобы помочь детям лучше понять народный язык сказок А. С. Пушкина, познакомить их с некоторыми народными традициями времен поэта в игру включены книги познавательного содержания.

Сюжет игрызаключается в следующем.

Участники игры становятся «телохранителями» сказочных героев-волшебников и помогают последним преодолеть препятствия на пути к Лукоморью.

Препятствия создают следующие отрицательные персонажи сказок А.С. Пушкина:

1. сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха («Сказка о царе Салтане»);

2. злая царица («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);

3. старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»);

4. царь Дадон («Сказка о золотом петушке»);

5. бесенок («Сказка о попе и о работнике его Балде»);

6. Черномор («Руслан и Людмила»).

Устранив препятствия, участники игры помогают царевне Лебедь, Золотой рыбке и Звездочету добраться до Лукоморья. Там, в ночь великого полнолуния, у сказочного дуба состоится праздничный фестиваль, посвящённый 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

Участники игры следуют по дороге, попадая из одной сказки в другую. Дорога огибает море (нарисовано на стене гуашью) и заканчивается на обрывистом берегу. С помощью бороды Черномора «телохранители» помогают волшебникам преодолеть и водную преграду и добраться до дуба на другом берегу.

Игра состоит из 9 частей и располагается на девяти листах ватмана, последовательно выстроенных по кругу и соединенных между собой дорогой со стрелками.

Все обращения героев к участникам игры написаны на бумаге, вырезанной в форме облаков.

На первом листе ватмана изображен экран телевизора. На экране телевизора - Кот Ученый. Он обращается к участникам игры (См. текст). От телевизора идет стрелка с текстом, указывающая дальнейший путь. Стрелка указывает путь к тумбе. Тумба полуобъемная с объявлением. От нее начинается дорога, ведущая в «Сказку о царе Салтане».

На втором листе ватмана изображены, сидящие на скамейке Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Они обращаются к участникам игры (См. текст)

На третьем листе ватмана изображен терем с закрытыми воротами В нем сидит злая царица с зеркальцем. Обращение царицы (См. текст). Рядом нарисована «заморская» косметика: белила, сажа, уголь, зеркало, пинцет, помада, глина, тушь.

На четвёртом листе ватмана изображены дорога, поднятый шлагбаум, возле дороги, на бревнышке, сидит старуха, рядом лежит разбитое корыто. Обращение старухи (См. текст).

На пятом листе ватмана дорога продолжается. На дороге стоит царь со стражниками. Обращение царя (См. текст).

На шестом листе ватмана дорога поворачивает к морю. На дороге стоит бесенок. Рядом с бесенком стоит мешок. На нем нарисован кроссворд. Рядом написан текст для кроссворда. Обращение бесенка (См. текст).

На седьмом листе ватмана дорога приводит на берег моря. Нарисован берег, недалеко обрыв, лес. Над лесом расположены три портрета: Старец, Черномор и Руслан. Обращение к участникам игры (См. текст).

На восьмом листе ватмана изображено море. Над морем летит волшебник Черномор с длинной бородой. Борода объемная, сделана из шпагата или мочалки. В бороде запутаны слова, написанные на листочках бумаги и прикрепленные к бороде.

На девятом листе ватмана изображено Лукоморье. Остров. На острове большой ветвистый дуб. На дубе изображены герои из сказок: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Серый Волк и т.д. Рядом с дубом нарисована карета с зашторенными окнами. Обращение к участникам игры (См. текст). Над дубом прикреплена ленточка из бумаги, на которой написано «Лукоморье».

В игре 11 заданий . За правильно выполненные задания участники игры получают определенное количество эрудиток. Всего 33 эрудитки. Дополнительно участники настенной игры могут «заработать» 5 эрудиток, нарисовав понравившегося положительного героя. Рисунки участников игры размещаются вокруг дуба.

На столах, стоящих вдоль стены с игрой, должны лежать карандаши, бумага, книги, необходимые для выполнения заданий игры.

Все свои ответы участники игры записывают и сдают для оценивания библиотекарю.


Методическое описание игры

На стене прикреплен полуобъёмный макет телевизора. На экране - Кот Ученый.

Он обращается к участникам игры:

«В нашей Сказочной Долине, мяу, то и дело творятся всяческие безобразия, мяу! Поэтому, накануне фестиваля Пушкинских сказок, мяу, прошу вас, ребята, выступить в качестве телохранителей, чтобы обеспечить безопасный путь волшебникам и чародеям на праздник, мяу».

От телевизора идет стрелка, на которой написано:

«Внимание! Телохранители, следите за дорожными указателями и идите по стрелкам-указателям».

Стрелка указывает на полуобъёмную афишную тумбу с объявлением :

«Объявление. Фестиваль сказок. Посвящен 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Состоится у Лукоморья в ночь Великого полнолуния. Приглашаются все чародеи и волшебники. Вход свободный».

От тумбы и начинается «сказочная» дорога. Поперёк дороги, на скамейке, сидят повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. Они обращаются к телохранителям:

«Мы, ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха, заявляем, что без подарков никого по нашей дороге не пропустим».

Рядом с ткачихой прикреплены три образца ткани, свёрнутые в виде рулонов: шерстяной, льняной и шёлковый. Образцы пронумерованы.

Ткачиха: «Всю жизнь я занималась тем, что ткала полотно для других. А вот если бы не я, а мне кто-то надарил шелков, как бы я была рада».

Задание № 1: Давайте порадуем ткачиху – выберем для неё рулон шелковой ткани. Из трех образцов выберите шелк .

Ответ : Рулон шелковой ткани - № 3.

Рядом со сватьей бабой Бабарихой нарисованы два яблока (изображение одного из них должно соответствовать нижеследующему описанию).

Баба Бабариха: «А я хочу молодильное яблочко!».

Задание № 2: Перед вами 2 яблока. Одно из них отравленное, другое – молодильное. Найдите описание отравленного яблока в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Ответ : «Оно соку спелого полно,/ Так свежо и так душисто,/ Так румяно - золотисто,/ Будто медом налилось./ Видны семечки насквозь …»

(Пушкин А.С. Сказки. - Пермь, 1993.- С. 100)

Повариха : «Попросил меня Балда приготовить полбу. А что такое полба я не знаю».

Ответ : Полбой на Руси называли колосовое растение, нечто среднее между пшеницей и ячменем. Из полбеной крупы варили кашу (Ковалев В.М. Традиции, обычаи и блюда русской кухни.- М., 1996.- С. 109).

Выполнив задания, «телохранители» продолжают свой путь по дороге, который указывает стрелка. «Приходят» в сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

На стене нарисован терем, ворота закрыты. В окно терема смотрит злая царица с зеркальцем, перед ней ларец. Рядом с теремом нарисованы следующие предметы: белила, сажа, уголь, зеркало, пинцет, помада, глина, тушь

Злая царица: «Открою ворота города тем, кто положит в мой ларец косметику «заморскую», ту, которой пользовались гречанки да древние римлянки. Хочу быть еще краше!»

Ответить на этот вопрос вам поможет книга «Культура» из серии «Я познаю мир». Откройте ее на С. 353-354 и найдете ответ.

Ответ : Сажа, зеркало, пинцет, глина, белила, уголь (Я познаю мир: Культура.- М., 1997.- С. 353-354) .

Ориентируясь по дорожному указателю «телохранители» попадают в сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дорогу преграждает шлагбаум. Рядом сидит на бревнышке старуха, рядом лежит разбитое корыто. Старуха обращается к участникам игры:

«Бедная я, бедная! Осталась у «разбитого корыта». Да только не я одна наказана за жадность, но и Ильзебиль, моя родственница из Германии».

Задание № 5: От какой морской рыбы пострадала старуха Ильзебиль из немецкой сказки братьев Гримм. Как называется сказка по мотивам которой написана «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Ответ : Рыба – камбала. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» (Жили – были.- 1998.- № 6.- С. 2-3)

Задание № 6: Объясните значение выражения «Остаться у разбитого корыта». Ответ найдете в книге Ашукина Н.С. «Крылатые слова».

Ответ : Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды (Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.- М., 1986.- С. 538).

Ориентируясь на стрелки «телохранители» следуют по дороге дальше и встречают царя со стражниками из сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок».

Царь: «Пообещал я Звездочету: /Волю первую твою / Я исполню, как свою…», но обещание не выполнил, потому что никто этому меня не учил, никто не говорил: «Давши слово – держи».

Задание № 7: Подберите пословицы и поговорки, доказывающие эту простую истину: «Давши слово – держи».

Ответ : Пословицы «Не бросай слово на ветер», «На словах и так и сяк, а на деле – никак», «Не давши слово – крепись, а давши – держи» и т.д. (Русские пословицы и поговорки.- М., 1973.- С. 22-25).

Дорога огибает море. «Телохранители» попадают в сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Посреди дороги стоит бесенок, рядом лежит мешок. На мешке - кроссворд (Кроссворд взят из детской газеты «Абракадабра» (1998.-№15.-С.3)).

Бесенок : «Сказку я переиначил./ Плату за загадку вам назначил: / «По дороге пройдет лишь тот / Кто разгадает этот вот кроссворд».

Задание № 8: Найдите слова, которые должны быть в отрывке, взятом из сказки «Сказка о попе и его работнике Балде» вместо всяких глупых опечаток.

Ответ : Черти, оброк, мешок, поп, попадью, платы, лоб, потолка, языка, старика (Там же.- С. 3).

Дорожный указатель «выводит» на берег моря . Предложены три портрета: Руслан, Старец, Черномор. Обращение к «телохранителям»: «Через море нас может перенести только один из героев».

Задание № 9: Найдите по описанию его портрет.

«В его чудесной бороде / Таится сила роковая./ И все, на свете презирая, / Доколе борода цела, / Изменник не страшится зла».

Ответ : Черномор ( Пушкин А.С. Сказки.- М., 1993.- С. 185).

Море. Над морем «летит» волшебник Черномор. В бороде запутались слова: Лукоморье, брашна, перл, чертог.

Обращение к участникам игры:

«После того, как Руслан лишил Черномора волшебной бороды, у него появилась новая. Ни один богатырь до сей поры не смог с ней справиться, потому что она не подвластна силе меча. Черномор подчинится только силе разума и перенесет нас через море».

Задание № 10: Найдите значение всех слов, которые запутались в бороде Черномора и тогда он не сможет помешать празднику.

Ответ :

1. Лукоморье – морской залив, бухта.

2. Брашна – кушанья, яства.

3. Перл – старинное название жемчуга

На другом берегу «моря» – Лукоморье. Большой ветвистый дуб.

На дубе разместились сказочные герои: Кощей Бессмертный, Баба Яга, в темнице – Василиса Прекрасная, серый волк и другие. Под дубом стоит карета с зашторенными окнами.

Задание № 11 : Узнайте героев, которые прибыли на фестиваль в Лукоморье, по описанию. Если хотите, нарисуйте одного из них.

1. А у князя женка есть, / Что не можно глаз отвесть. / Днем свет божий затмевает, / Ночью землю освещает; / Месяц под косой блестит, / А во лбу звезда горит.

Ответ : Царевна – Лебедь (Пушкин А.С. Сказки.- Пермь, 1993.- С. 49-50)



Детская комната