Квинтовый круг тональностей для гитары. Почему квинтовый и почему круг

Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище. Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения. Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана. Поверьте – тогда и разберете вы ее куда более быстрее.

Итак, что такое тональность мы подробно говорили в , а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком – то в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие – поможет стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.

В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить как стишок. Вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.

Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:


Знаки в любых тональностях присоединяются только в таком порядке

Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон – в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Вот ее надо зазубрить в обоих направлениях. На нотном стане оно выглядит так

Порядок ключевых знаков в тональностях

Теперь ответим на первый вопрос – почему квинтовый?

Вот следующее правило, которое надо уже просто понять.

С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез.

На картинке это выглядит так:


Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже) и идем по часовой стрелке.

Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор. Если мы построим квинту от “до” вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез. И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.

Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре. Вот в Ре мажоре уже два диеза – каких? Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.

От ре строим еще одну квинту, получаем ноту ля. Вот в ля мажоре уже три диеза – фа, до, соль. Именно они первые три.

От ля – очередную квинту – получается нота ми. В ми мажоре уже первые четыре диеза – фа, до, соль, ре.

От ми – квинта вверх и получится нота си – в си мажоре 5 диезов – фа, до, соль, ре, ля.

Квинта от си – и новая тональность фа диез (почему не фа – почитайте здесь) – фа диез мажор – 6 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми.

И последняя квинта от фа диеза – до диез. Вот и получилось тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.

То же самое произойдет если мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.

Строим квинту от ля – получается тональность ми минор. В ми миноре один диез. Какой? Смотрим на порядок – фа – первый диез.

От ми еще одна квинта и получим си минор, в которой будет уже два диеза – фа и до.

От си через 5 ступеней образуется нота фа диез (будьте внимательны – не фа, а именно фа диез). В фа диез миноре 3 диеза – фа, до, соль.

От фа# квинта – до# минор, в которой уже 4 диеза.

От до# 5 ступеней пропускаем – и получаем новую тональность с 5ю диезами – соль# минор.

От соль# квинта – ре# минор – 6 диезов.

От ре# квинта – ля#. И в ля диез# – 7 диезов.

Тональности с бемолями при ключе


В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.


Все тональности – и с диезами, и с бемолями

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг – в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей. Принцип выстраивания всех тональностей по кругу основан на равномерном удалении их друг от друга по интервалам чистой квинты, чистой кварты и малой терции.

В музыке используются два основных лада – мажорный и минорный. Сегодня мы подробней рассмотрим квинтовый круг мажорных тональностей. Квинтовый круг мажорных тональностей создан для того, чтобы было легче разобраться в существующих 30 тональностях, мажорных из которых – 15. Эти 15 мажорных тональностей в свою очередь делятся на семь диезных и семь бемольных, одна тональность – нейтральная, в ней нет никаких ключевых знаков.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная. Для определения такой параллели необходимо от заданной ноты выбранного мажорного лада построить вниз интервал «малая терция». То есть отсчитать три ступени (полтора тона) от данной исходной точки в направлении понижения звуков.

Как пользоваться квинтовым кругом мажорных тональностей?

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Если двигаться по окружности слева направо, в направлении повышения звуков, то мы получим диезные . Следуя, наоборот, справа налево по окружности, то есть в сторону понижения звуков (то есть если строить квинты вниз), мы получим бемольные тональности.

Берём за исходную точку ноту до. И далее от ноты до в сторону повышения звуку выстраиваем по квинтам ноты. Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор – это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль – соль-ре. Получается, что ре мажор – это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й – фа, 2-й – до, 3-й – соль, далее – ре, ля, ми и си – тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза – то фа-диез и до-диез.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки – справа налево, то есть в направлении понижения звуков. Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем – до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе – это фа мажор. Дальше строим квинту от фа – получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет – си, а последний – фа.

Вообще, квинтовый круг мажорных тональностей не замыкается, устройство его скорее больше походит на спираль. С каждой новой квинтой происходит переход на новый виток, как в пружине и трансформации продолжаются. С каждым переходом на новый уровень спирали к очередным тональностям прибавляются . Их количество растёт и в бемольном и диезном направлениях. Просто вместо обычных бемолей и диезов появляются дубль-знаки: дубль-диезы и дубль-бемоли.

December 26th, 2014 , 05:24 pm

Квартово-квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг - в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей.

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Берём за исходную точку ноту до (C). До мажор находится в вершине круга и не имеет ключевых знаков.

Далее от ноты до в сторону повышения звука выстраиваем по квинтам ноты.
Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор - это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль - соль-ре. Получается, что ре мажор - это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й - фа, 2-й - до, 3-й - соль, далее - ре, ля, ми и си - тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза - то фа-диез и до-диез.

Опустившись вниз диаграммы и двигаясь дальше по кругу диезы сменяются бемолями.
Фа диез и соль бемоль занимают одну позицию в диаграмме, также они идентичны по звучанию и являются одной клавишей — и в нотных текстах, и в нотном стане. В музыкальной терминологии они энгармоничны.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки — справа налево, то есть в направлении понижения звуков.

Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем - до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе - это фа мажор. Дальше строим квинту от фа - получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет - си, а последний - фа.

Итак, что же такое квинтовый круг, для чего он нужен и главное как им пользоваться?

Дадим определение: квинтовый круг, кварто-квинтовый круг, диквинтовая система — это замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название. В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности стоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (вниз) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли. Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта — из 5, а квинта — из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5—7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые квинтовый круг был изображён украинским музыкальным теоретиком Николаем Павловичем Дилецким в 1679 году. Детальное его описание дал Иоганн Давид Хайнихен (немецкий композитор, теоретик (1683-1729))в 1711 году. Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони. К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также: минорную одноименную субдоминантовой тональность - для мажоров (например, для до мажора - фа минор); мажорную одноименную доминантовой тональность - для миноров (например, для ля минора - ми мажор). Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака - бемоля или диеза. Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность. Определение степени родства тональностей Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг - это первая степень родства. Два шага - вторая, три - третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно - фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur может находиться am (именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон - фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении - на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

D5/3 Y Т, Т6/4

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.



Детская комната