Лев николаевич толстой. Биография льва толстого кратко самое главное и творчество Годы жизни л

Лев Толстой (1828-1910) входит в пятерку самых читаемых писателей. Его творчество сделало русскую литературу узнаваемой за рубежом. Даже если вы не читали эти произведения, вы наверняка знаете Наташу Ростову, Пьера Безухова и Андрея Болконского хотя бы из фильмов или анекдотов. Биография Льва Николаевича может вызывать интерес у каждого человека, ведь всегда вызывает интерес личная жизнь известного человека, проводятся параллели с его творческой активностью. Попробуем проследить жизненный путь Льва Толстого.

Происходил будущий классик из известного с XIV века дворянского рода. Петр Андреевич Толстой, предок писателя со стороны отца, заслужил благосклонность Петра I, расследуя дело его сына, которого подозревали в измене. Потом Перт Андреевич возглавил Тайную канцелярию, карьера пошла в гору. Николай Ильич, отец классика, получил хорошее образование. Однако оно сочеталось с непоколебимыми принципами, не позволившими ему продвигаться при дворе.

Состояние отца будущего классика было расстроено из-за долгов его родителя, и он вступил в брак с немолодой, но состоятельной Марией Николаевной Волконской. Несмотря на первоначальный расчет, в браке они были счастливы и завели пятерых детей.

Детство

Лев Николаевич родился четвертым (еще была младшая Мария и старшие Николай, Сергей и Дмитрий), но внимания после рождения он получил немного: мать скончалась через два года после рождения писателя; отец ненадолго переехал с детьми в Москву, но в скором времени тоже умер. Впечатления от поездки были настолько сильны, что юный Лёва создал первое сочинение «Кремль».

Воспитывало детей сразу несколько опекунов: сначала Т.А. Ергольская и А. М. Остен-Сакен. А. М. Остен-Сакен умерла в 1840, а дети уехали в Казань к П.И.Юшковой.

Отрочество

Дом Юшковой был светским и веселым: приемы, вечера, внешний блеск, высшее общество – это всё было очень важно для семьи. Толстой и сам стремился блистать в обществе, быть «comme il faut», но застенчивость не давала развернуться. Реальные развлечения Льву Николаевичу заменяли размышления и самоанализ.

Будущий классик обучался дома: сначала под руководством гувернера-немца Сен-Тома́, а потом у француза Ресельмана. По примеру братьев Лев решается поступать в Императорский Казанский университет, в котором трудились Ковалевский и Лобачевский. В 1844 году Толстой стал учиться на восточном факультете (приемная комиссия была поражена знаниями «турецко-татарского языка»), а позже перевелся на юридический факультет.

Юность

С домашним учителем истории молодой человек конфликтовал, поэтому оценки по предмету были неудовлетворительными, в ВУЗе необходимо было прослушать курс заново. Дабы избежать повторения пройденного, Лев перешел на юрфак, но не закончил, ушел из университета и уехал в Ясную Поляну, родительскую усадьбу. Здесь он пытается вести хозяйство по новым технологиям, старался, но неудачно. В 1849 году писатель отправляется в Москву.

В этот период начинается ведение дневника, записи будут продолжаться до смерти писателя. Они являются важнейшим документом, в дневниках Лев Николаевич и описывает события своей жизни, и занимается самоанализом, и рассуждает. Также здесь были описаны цели и правила, которым он старался следовать.

История успеха

Творческий мир Льва Толстого складывался еще в подростковом возрасте, в его появившейся потребности в постоянном психоанализе. Системно же такое качество проявилось в дневниковых записях. Именно в результате постоянного самоанализа и появилась знаменитая «диалектика души» Толстого.

Первые работы

В Москве была написана детская работа, там же написаны и настоящие произведения. Толстой создает повести о цыганах, о своем дневном распорядке (неоконченные рукописи утрачены). В начале 50-х годов создается и повесть «Детство».

Лев Толстой – участник Кавказской и Крымской войн. Военная служба дала писателю много новых сюжетов и эмоций, описанных в рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Здесь же закончено и «Детство», принесшее известность. Впечатления от битвы за Севастополь помогли написать цикл «Севастопольские рассказы». Но в 1856 году Лев Николаевич расстается со службой навсегда. Личная история Льва Толстого многому его научила: насмотревшись кровопролития на войне, он осознал важность мира и настоящих ценностей – семьи, брака, своего народа. Именно эти мысли он впоследствии вложит в свои произведения.

Признание

Повесть «Детство» создавалась зимой 1850-51 года, а опубликована через год. Это произведение и его продолжения «Отрочество» (1854 год), «Юность» (1857 год) и «Молодость» (так и не была написана) должны были составить роман «Четыре эпохи развития» о духовном становлении человека.

Трилогии рассказывают о жизни Николеньки Иртеньева. У него есть родители, старший брат Володя и сестра Любочка, он счастлив в своем домашнем мире, но внезапно отец сообщает о решении переехать в Москву, Николенька и Володя едут с ним. Столь же нежданно умирает их мать. Суровый удар судьбы обрывает детство. В отроческом состоянии герой конфликтует с окружающими и с самим собой, пытается осмыслить себя в этом мире. У Николеньки умирает бабушка, он не только горюет о ней, но и с горечью замечает, что некоторых заботит лишь ее наследство. В этот же период герой начинает готовиться в университет и знакомится с Дмитрием Нехлюдовым. Поступив в университет, он чувствует себя взрослым и бросается в омут светских удовольствий. Это времяпрепровождение не оставляет времени на учебу, герой проваливается на экзаменах. Это событие привело его к мысли о неправильности выбранного пути, ведет к самосовершенствованию.

Личная жизнь

Семьям писателей всегда сложно: творческий человек может быть невозможен в быту, да еще и ему всегда не до земного, он охвачен новыми замыслами. А как же жилось семье Льва Толстого?

Жена

Софья Андреевна Берс родилась в семье доктора, она была умна, образована, проста. Писатель познакомился с будущей женой, когда ему было 34, а ей 18. Ясная, светлая и чистая девушка привлекла опытного Льва Николаевича, который уже многое повидал и за свое прошлое стыдился.

После свадьбы Толстые стали жить в Ясной поляне, где Софья Андреевна занималась хозяйством, детьми и помогала мужу во всех делах: переписывала рукописи, занималась изданием произведений, была секретарем и переводчиком. После открытия в Ясной Поляне лечебницы она помогала и там, осматривая больных. Семья Толстого держалась на ее заботах, ведь всю хозяйственную деятельность вела именно она.

Во время духовного кризиса Толстой придумал особый устав жизни и решил отречься от имущества, лишив детей состояния. Софья Андреевна выступила против этого, семейная жизнь дала трещину. Тем не менее, жена у Льва Николаевича — единственная, и она внесла большой вклад в его творчество. Он же относился к ней двойственно: с одной стороны, уважал и боготворил, с другой, порицал ее за то, что она занималась материальными делами больше, чем духовными. Этот конфликт получил продолжение в его прозе. Например, в романе «Война и мир» фамилия отрицательного героя, злого, равнодушного и помешанного на накопительстве, — Берг, что очень созвучно с девичьей фамилией жены.

Дети

Детей у Льва Толстого было 13, 9 мальчиков и 4 девочки, но пятеро из них умерли в детстве. Образ великого отца жил в его детях, все они были связаны с его творчеством.

Сергей занимался творчеством отца (учредил музей, комментировал произведения), а также стал профессором Московской консерватории. Татьяна была последовательницей учения отца и тоже стала писательницей. Илья вел беспорядочную жизнь: недоучился, не нашел подходящую работу, а после революции эмигрировал в США, где читал лекции о мировоззрении Льва Николаевича. Лев тоже сначала следовал идеям толстовства, но позже стал монархистом, поэтому также эмигрировал и занимался творчеством. Мария разделяла идеи отца, отказалась от света и занималась просветительской работой. Андрей высоко ценил свое дворянское происхождение, участвовал в русско-японской войне, после увел жену у начальника, а вскоре внезапно умер. Михаил был музыкален, но стал военным и написал мемуары о жизни в Ясной Поляне. Александра помогала отцу во всех делах, потом стала хранительницей его музея, но из-за эмиграции ее достижения в Советское время пытались забыть.

Творческий кризис

Во второй половине 60-х – начале 70-х годов Толстой переживает мучительный духовный кризис. Писателя несколько лет сопровождали панические атаки, мысли о суициде, страх смерти. Ответа на мучавшие его вопросы бытия Лев Николаевич не мог найти нигде, и он создал собственное философское учение.

Смена мировоззрения

Путь победы над кризисом был необычен: Лев Толстой создал свое нравственное учение. Мысли его были изложены им в книгах и статьях: «Исповедь», «Так что же нам делать», «Что такое искусство», «Не могу молчать».

Учение писателя несло антиправославный характер, так как православие, по мнению Льва Николаевича, извращало сущность заповедей, его догматы не допустимы, с точки зрения морали, и навязаны вековыми традициями, насильно привитыми русскому народу. Толстовство находило отклик в простонародье и в интеллигенции, в Ясную Поляну стали приходить паломники из разных сословий за советом. Церковь резко отреагировала на распространение толстовства: в 1901году писателя от нее отлучили.

Толстовство

Нравственность, мораль и философия соединяются в учении Толстого. Бог – это лучшее в человеке, его нравственный центр. Вот почему нельзя следовать догмам и оправдывать любое насилие (что делала Церковь, по мысли автора учения). Братство всех людей и победа над мировым злом – конечные цели человечества, которые можно достигнуть путем самосовершенствования каждого из нас.

Лев Николаевич иначе взглянул не только на свою личную жизнь, но и на творчество. Только простой народ близок к истине, а искусство должно лишь разделять добро и зло. И эту роль выполняет одно народное искусство. Этот приводит Толстого к отказу от прошлых произведений и максимальному упрощению новых сочинений с добавлением к ним назидательности («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение»).

Смерть

С начала 80-х годов семейные отношения обостряются: писатель хочет отказаться от авторского права на свои книги, своего имущества и раздать все бедным. Жена резко выступила против, пообещав обвинить мужа сумасшедшим. Толстой понял, что мирно проблему не решить, поэтому придумал оставить дом, уехать за рубеж и стать крестьянином.

В сопровождении доктора Д.П. Маковицкого писатель выехал из имения (позже присоединилась и его дочь Александра). Однако планам писателя не суждено было осуществиться. У Толстого поднялась температура, он остановился у начальника станции Астапово. Через десять дней болезни писатель умер.

Творческое наследие

Исследователи выделяют в творчестве Льва Толстого три периода:

  1. Творчество 50-х годов («молодой Толстой») – в этот период складывается стиль писателя, его знаменитая «диалектика души», он накапливает впечатления, в этом помогает и военная служба.
  2. Творчество 60-х-70-х годов (классический период) – именно в это время написаны самые известные произведения писателя.
  3. 1880-1910 (период толстовства) – несут на себе отпечаток духовного переворота: отречение от прошлого творчества, новые духовные начала и проблемы. Стиль упрощается, как и сюжеты произведений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Краткие биографические сведения.
2. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», становление типичного толстовского героя.
3. История появления романа «Война и мир».
4. Трагизм главной героини романа «Анна Каренина».
5. Переломный момент в жизни Л. Н. Толстого.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Толстой очень рано потерял родителей, и его воспитанием занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она была человеком твердого, решительного характера и одновременно мягкая и любящая особа.

По воспоминаниям самого писателя, его детство - это безоблачная и счастливая невозвратимая пора. В детстве Л. Н. Толстого окружали очень хорошие и любящие его люди. Шли годы, но все, что было связано с этими людьми, воспоминания, ощущения и впечатления навсегда остались в сердце писателя. Столь же трепетно Л. Н. Толстой относиться и к чудной природе, которая окружала его в детстве. Ясная поляна является не просто местом, где родился Л. Н. Толстой, но и где он провел самые лучшие годы в своей жизни, где были написаны множество произведений. Именно здесь писатель получал вдохновение и материал для своего творчества.

В 1844 году Л. Н. Толстой поступает в Казанский университет вначале на философский факультет, а затем переводится на юридический. В 1851 году Л. Н. Толстой уезжает на Кавказ. Вдохновленным кавказским темпераментом людей и красотой природы писатель создает автобиографическую повесть «Казаки» (1852-1963), где главный герой, обыкновенный человек, который ищет выход в своей жизни, и находит его в единении с природой. Также все эти впечатления были отражены и в рассказах «Рубка леса» (1855), «Набег» (1853).

Именно на Кавказе Л. Н. Толстой начал работу над повестью «Детство», которая стала началом для создания трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857, повесть не окончена). Большая часть детских воспоминаний были отражены писателем в первой повести. Главный герой «Детства» Николенько Иртеньев - это ребенок, интересы которого не выходят за пределы семьи, ему свойственны ребячество, беззаботность и веселость. «Отрочество» - это пора пробуждения и понимания того, насколько сложна жизнь. В этом возрасте у человека появляется стремление разобраться не только в событиях, которые происходят вокруг него, но и в окружающих людях. Попытка познать все и каждого начинает преобладать в человеке. «Юность» в этот период жизни человек впервые задумывается над вопросом о смысле жизни, складывается свое мировоззрение на окружающий мир. Таким образом, видно, что герой трилогии растет, постепенно формируется его характер, отношение к окружающему миру и к людям.

Значение этой трилогии очень велико в истории творчества Л. Н. Толстого. Именно здесь начинает проявляться тот самый толстовский герой - человек, ищущий истину, любящий правду, наблюдательный и обладающий видением жизни не только через призму холодного рассудка, но и через само сердце и любовь. Это высоконравственный человек, который порой нередко и ошибался, но все же стремился стать лучше и справедливее.

Следующее произведение созданное Л. Н. Толсто-вым является одним из величайших романов русской литературы. В октябре 1863 года писатель заявил: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени...». Это высказывание и есть первое упоминание о создании знаменитого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Читая роман «Война и мир», поражаешься его большим охватом собь!тий - более пятнадцати лет жизни описывается в произведении. В романе задействовано более шестиста героев. Прежде чем начать писать этот роман, Л. Н. Толстой изучил огромное количество материалов времен Отечественной войны 1812 года. Прочитал много газет и журналов тех лет, где сделал важные пометки. Эти газеты и по сей день хранятся в библиотеках. Сама книга - это как некий исторический документ, состоящий из множества документов, писем, воспоминаний реальных людей. Сам писатель так отозвался о своей книге «Война и мир»: «...Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Главная проблема романа «Война и мир» - это вопрос о том, какое место в обществе занимает человек, каков смысл его существования. Каждый по отдельности стремиться внести свой вклад в единое дело - защита своей родины и сохранение ее свободы от «правителей-администраторов». Люди действуют не так как им приказано с выше, а по своим внутренним убеждениям. Главная мысль романа - это «мысль народная». Л. Н. Толстой старался написать именно историю народа, раскрыть весь его национальный характер. И ему удалось показать всю силу и мощь русского человека. Читая этот роман Л. Н. Толстого, становиться понятно, что именно народ является главным создателем и двигателем истории.

В 1870-х годах писатель живет в Ясной Поляне и уже работает над новым романом. Это единственный роман из всех остальных, написанных Л. Н. Толстовым, который был назван именем главной героини, - «Анна Каренина» (1873-1877). Основная тема произведения касается семьи, хотя по своей сути его сложно назвать семейным или семейно-бытовым романом. В этом романе были поставлены многие важные вопросы русской жизни того времени. В последствии роман «Анна Каренина» общественность стала называть именно социальным романом. Вся жизнь того общества была построена на модели противопоставления двух сюжетных линий. С одной стороны, это семейная драма главной героини, а с другой - идиллия и спокойствие домашней жизни помещика Константина Левина. Анна представляет собой чело-вёка любящего, доброго, живущего по велению сердца. Левин же человек ума, думающего о вечных вопросах бытия. Но он искренне сочувствует главной героине. Анна не хочет мериться с окружающим ее лицемерием. Ради любви главная героиня жертвует всем: обществом, семьей, сыном, душевным покоем. Она бросила вызов той среде, в которой была воспитана - это протест против закона и светской морали. В конце к Анне приходит страшное разочарование и в любви, и в жизни. Все это приводит к трагедии.

В 80-х годах происходит важнейший перелом в мировоззрении самого писателя. Все это отражается в переживаниях его героев (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Л. Н. Толстой описывает в своих произведениях социальное неравенство слоев населения: как нищенствуют бедные и как вечно празднуют богатые. Писатель резко высказывается и критикует государственные институты, вплоть до непонимания существования науки, суда, института брака и различных достижений. Новое понимание бытия Л. Н. Толстой показал в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

В 1910 году 82-летний Л. Н. Толстой в тайне от семьи уезжает из Ясной Поляны. Но дорога для писателя оказалась слишком длинной и тяжелой. По пути Толстой заболел и сошел на станции Астапово, а через семь дней писатель умер.

Главная цель всей творческой жизни Л. Н. Толстого заключается не в решении, каких-либо теоретических вопросов, а в стремлении заставить читателей плакать и смеяться, любить саму жизнь.

Введение

Понятия добра и зла, морали, этики и решение нравственных проблем являются одними из самых важных моментов в человеческой жизни.

Гениальный писатель и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая - не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины» Толстой Л.Н . Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. - М., 1983. - Т. 16. - С. 209..

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.

Нравственное воспитание направлено, прежде всего, на выработку активной жизненной позиции личности, которая характеризуется сознанием высокой ответственности перед обществом. В формировании личности с высоким нравственным потенциалом неоценимое значение имеет художественная литература.

Литература второй половины XIX века - это литература критического реализма. Среди несовершенного мира, с господствующей в нем несправедливостью, писатели ищут те вечные светлые и справедливые начала, которые спасут человечество. Человеческая личность и духовное ее содержание - главное звено в этой цепи, с формирования ее самосознания, по мнению многих мыслителей, начинается путь к гармоничному обществу.

Тема моего реферата «Нравственные искания в творчестве великих русских писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского». Данную тему я считаю актуальной, так как вопросы морали и нравственности волновали человека во все времена.

В свое работе, я попытаюсь рассмотреть взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстого, на мораль и духовный мир человека, на добро и зло, с целью сформировать представление о восприятии морали и нравственности через творчество этих великих русских писателей-моралистов.

Творчество Льва Николаевича Толстого

Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Литературную деятельность начал зимой 1850-1851 гг. с написания произведения «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».

Самая характерная черта творчества Льва Николаевича - это изображение духовного роста человека. Она прослеживается на протяжении всего его творчества. Чем больше влияет на человека общество, тем беднее его внутренний мир.

В романе «Воскресенье», к примеру, главного героя - молодого Дмитрия Ивановича Нехлюдова, Толстой характеризует, честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело. В юности, Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине, только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Его волнует духовный рост и внутреннее душевное содержание. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова, признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия, он, отдает крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землею, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдается, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие, совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает, влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии в чине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведет, праздную жизнь. В этом романе показано влияния общества на внутренний мир человека. Как можно из душевно богатого юноши, сделать эгоиста, любящего только свое наслаждение. Духовная смерть Нехлюдова связана с отказом от себя, от внутреннего чувства стыда, совести и с растворением с общепринятым в господском кругу: "Но что же делать? Всегда так. Так это было с Шенбоком и гувернанткой, про которую он рассказывал, так это было с дядей Гришей, так это было с отцом... А если все так делают, то, стало быть, так и надо".

В ранних произведениях Толстого, трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», рассказана история также молодого и юного дворянина. Здесь много биографических черт, но это не все биография автора. Эта история становления внутреннего облика человека. У героя трилогии Николеньки Ирьтеньева богатый душевный мир, потому что он способен видеть многочисленные явления жизни, анализировать их и в определенный момент произвести переоценку ценностей.

Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй -- умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей -- папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная, прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Трилогия построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека.

Каждый человек, какой бы сущностью он не обладал, каким бы замкнутым или одиноким он не был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу.

Судьба главного героя рассказа «После бала» - Ивана Васильевича - резко изменилась после событий всего лишь одного утра. В молодости, в годы обучения в университете, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Его жизнь была лишена каких-либо серьезных проблем. Он, казалось, наслаждался своей бесшабашной молодостью: катался на своем иноходце, кутил с товарищами, танцевал на балах.

Вернувшись, домой, взволнованный юноша не мог уснуть и отправился встречать утро на улицу. Все казалось ему «особенно мило». Однако безмятежное счастье молодого человека было внезапно развеяно ужасной картиной наказания татарина, проходящего сквозь бесконечный строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим жестоким избиением ни кто иной, как отец Вареньки. Он следил за тем, чтобы каждый из солдат оставил свой след на спине несчастного. Увиденная картина потрясла Ивана Васильевича. Он не понимал, как полковник мог играть такую ужасную роль: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

На всю жизнь запомнил ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей - и на себя тоже. Не в силах изменить или остановить зло, юноша отказался от своего в нем участия. Внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного и не стал им впоследствии, даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.

Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как нужно поступать. В образе главного героя Толстой показал пробуждение в человеке совести, его богатый душевный мир и человечность, чувства ответственности за ближнего.

Этот образ и черты героя прослеживаются и в других произведениях автора. По мнению Толстого богатым душевным миром может обладать не только человек образованный, но и простой солдат. В повести «Казаки» Толстой показывает, что человек, если он обладает положительными качествами, становиться самим собой только в слиянии с природой. Только человек, обладающий способностью мыслить и чувствовать, может испытывать наслаждение от общения с природой. В «Казаках» уже довольно ясно проявляется мысль о том, что искания лучших людей приводят их к глубинам народным к источнику самых чистых и благородных побуждений. Эта мысль ярко показана в «Войне и мире».

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

ученица 9 класса Лукина Кристина

Доклад посвящён жизни и творчеству великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Доклад на тему:

«Лев Толстой – гений мировой литературы»

Работа ученицы 9 класса

Лукиной Кристины.

Руководитель:

Учитель русского языка

и литературы

Власова Галина

Михайловна

  1. Детство Л.Н. Толстого.
  2. Юность.
  3. После университета.
  4. Военная служба и начало литературной деятельности.
  5. «Детство», «Отрочество», «Юность».
  6. «Севастопольские рассказы».
  7. Толстой – педагог.
  8. Создание романа «Война и мир».
  9. Как работал Л. Толстой.
  10. «Анна Каренина».
  11. В Ясной Поляне.
  12. Литературная деятельность после идейного перелома.
  13. Роман «Воскресение».
  14. Позиции Толстого в 900-е годы.
  15. Смерть Толстого.

Это не человек, а колосс

Какой-то по силе ума,

По богатству душевных

Ресурсов

М. Горький.

Лев Николаевич Толстой – один из великих гениев человечества. Он родился 28 августа 1828 года в двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы, в небольшой дворянской усадьбе, название которой известно всему культурному миру. Это Ясная Поляна.

Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года, подполковник в отставке. Мать – Мария Николаевна Волконская.

Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Обязательными спутниками этого воспитания были иностранцы-гувернёры. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Толстой, была одна сторона, оказавшая могущественное влияние на формирование сознания и настроений будущего писателя. Это близость ребёнка к природе и к простому народу.

Много времени будущий писатель и три его брата проводили на лоне природы. Маленькие братья бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зелёную палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Русскую природу Л.Н. Толстой полюбил глубоко, на всю жизнь.

Условия усадебной жизни позволяли Толстому близко познакомиться с крестьянской массой. Наблюдательный мальчик набирался впечатлений от деревенской жизни, привыкая любить «мужика» и его обычаи, взгляды, песни, язык. Толстой спустя годы говорил, что только народная, «мужицкая» правда является спасением для России.

В 1837 году семья Толстых, в интересах дальнейшего образования детей, переезжает в Москву. В том же году граф Николай Ильич Толстой умирает (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу об осиротевших детях берут на себя сёстры умершего графа, в частности Юшкова, жена казанского губернатора. Тринадцатилетний Толстой переезжает в Казань.

В 1844 году юноша Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета. Через год он переходит на первый курс юридического факультета. В душе Л.Н. Толстого шла напряжённая борьба. Уже в детские годы Толстой много читал, застенчиво скрывая свои думы от окружающих. Теперь, в юношеские годы, он увлекается идеями французского просветителя Жан Жака Руссо, задумывает написать работу о «Наказе» Екатерины II.

Критическая работа ума приводит Толстого к разочарованию. Неудовлетворённый и жизнью и своими занятиями в университете, он

уходит в 1847 году со второго курса университета и уезжает в Ясную Поляну, чтобы «осесть» на земле.

В 1847 году Ясная Поляна перешла в собственность Толстого вместе с тремястами тридцатью душами крепостных. Молодой помещик ставит перед собой задачу – посвятить все свои силы улучшению быта своих крестьян. Несмотря на искренние стремления Толстого, крестьяне отнеслись к его реформаторской деятельности с недоверием и опасливо.

В это же время Толстой страстно берётся за работу над самообразованием.

У писателя появляются самые разнообразные планы: то он думает поступить в армию, то открывает в своей усадьбе школу для крестьянских детей (1849 год), то впервые пробует свои силы в литературной работе, то, посещая Москву, отдаётся светским развлечениям.

Толстой понимает, что нужно переменить образ жизни. В 1851 году Толстой отправляется на Кавказ и поступает юнкером в артиллерийскую бригаду и принимает участие в войне с горцами. Он обнаруживает незаурядную храбрость, неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Здесь, на Кавказе, начинается его серьёзная литературная деятельность. Летом 1852 года он заканчивает повесть «Детство», которая была напечатана в сентябре этого года в в некрасовском «Современнике».

Тут же Толстой пишет ряд рассказов, навеянных впечатлениями местной жизни: «Набег», «Рубка леса», «Встреча в отряде».

В январе 1854 года Толстой получил перевод в Севастополь. Здесь он проявил выдающуюся храбрость, сражаясь на легендарном четвёртом бастионе. Лев Николаевич пишет ещё три новых рассказа: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Произведения молодого офицера привлекли внимание писательских кругов.

В конце 1856 года Толстой выходит в отставку. В Петербурге, куда он приехал после падения Севастополя, перед ним сразу открываются двери редакций лучших журналов. Его приветливо встречают писатели, группировавшиеся вокруг самого прогрессивного журнала «Современник». Толстого охватывает совершенно новая для него атмосфера политической и литературной борьбы.

Однако Толстой с его аристократическими традициями и мировоззрением, в котором на первом месте стояли не политические, а моральные проблемы, был далёк от революционно-демократических позиций разночинной интеллигенции 60-х годов. С годами Толстой понял пагубное влияние на него барской культуры. Но это произошло не сразу.

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852-1856 годы) можно назвать автобиографической трилогией. В ней Толстой ставит задачей проследить историю трёх периодов в жизни человека: детства, когда интересы ребёнка ещё не выходят за рамки семьи, отрочества, когда в

мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание сложности жизненных отношений; и юности, когда перед человеком впервые встаёт вопарос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение.

В образе Николеньки Иртеньева немало автобиографических черт. Внимание автора трилогии сосредотачивается главным образом на психологическом анализе душевного роста героя, на «диалектике» души ребёнка, превращающегося в отрока, а затем в юношу. Главная проблема, которая интересует автора,- это проблема морального мамосовершенствования.

Созревание художественного таланта Толстого шло необыкновенно бвстро. Толстой в своём творчестве переходит к сложной теме изображения войны в «Севастопольских рассказах» (1854-1855 годы).

В них Толстой изображает один из самых героических эпизодов в истории русского народа – одиннадцатимесячную оборону Севастополя в 1854-1855 годах. Образы солдат и матросов – скромных и беззаветных героев этой трагической эпопеи, типы офицеров, сцены сражений, психология участников войны, общий дух патриотизма, руководивший настроениями защитников Севастополя,- всё это изображается в рассказах Толстого с поразительной силой и правдой. Автор подчёркивает превосходство народа как исторической силы над барством.

Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны.

«Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к той правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами, какой явится позже роман «Война и мир».

В 1857 году Толстой впервые отправляется за границу. Западноевропейская культура произвела на него глубоко отрицательное впечатление.

После возвращения в Ясную Поляну в 1857 году Толстой посвящает себя делу просвещения народа.

В 1859 году начинает работать в свое Яснополянской школе в качестве народного учителя. Педагогическая работа настолько захватывает Толстого, что школа, по его словам, становится для него «всей его жизнью».

В 1862 году Толстой женится на Софье Андреевне Берс, дочери видного московского врача. Счастливая семейная жизнь на время успокаивает его душевные волнения и тревоги. С новой силой пробуждается у него дар художественного творчества, и возникает замысел большого романа «Война и мир». Колоссальный роман-эпопея, потребовавший изучения огромного исторического материала, был создан Толстым менее чем в шесть лет (1864-1869).

В 70-е годы (1873-1877) перед Толстым всё настойчивее начинают вставать вопросы о смысле и цели жизни, о судьбах дворянства и народа, о взаимоотношении города и деревни, о жизни и смерти, о любви и счастье, о

семье и браке. Постановка и решение этих вопросов составляют идейное содержание романа «Анна Каренина».

К концу XIX века яснополянская усадьба превращается в своеобразный культурный центр, куда из разных концов России и других стран света приезжают писатели, учёные и общественные деятели, чтобы познакомиться с Толстым.

В Ясной Поляне Толстого посещают писатели – И.С. Тургенев, А.А. Фет, А.П. Чехов, М. Горький, Н.С. Лесков, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, В.В. Вересаев и др; художники – И.Е. Репин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, В.А. Серов, Н.А. Ярошенко и др.; скульпторы – П.П. Трубецкой, И.Я Гинзбург; известные композиторы, музыканты и учёные.

С 1881 по 1901 годы Толстой жил преимущественно в Москве. Здесь, в Хамовническом переулке (теперь улица Льва Толстого), он приобрёл себе дом. В этом доме писатель жил зимой на протяжении девятнадцати лет, а летом приезжал в Ясную Поляну.

В Москве Толстой вёл такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Он легко катался на коньках, увлекался велосипедным спортом, быстро ездил верхом на лошади. Много внимания писатель уделял общественной деятельности. В 1882 году он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 годы – в неурожайные годы – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 года Толстой опасно заболел воспалением лёгких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с Максимом Горьким и А.П. Чеховым, которых очень любил и ценил.

Вернувшись из Крыма, Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где прошла почти вся его жизнь, и до конца дней уже почти не покидает её.

Развитие взглядов Толстого последовательно привело его к пересмотру всей предшествующей литературной деятельности. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. Так возник роман «Воскресение», написанный Толстым в 90-е годы XIX столетия, когда он перешёл на позиции патриархального крестьянства.

Между тем время шло и ставило перед Толстым всё новые и новые задачи, разрешить которые с позиций своего крестьянско-патриархального мировоззрения Толстой не мог.

Беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления таили в себе несомненную опасность для царского правительства.

Правительство с тревогой следит за деятельностью великого писателя, но применять к нему суровые репрессии не решается. Мировая слава Толстого и опасение опорочить себя во мнении культурных стран останавливают на грани полумер и правительство Николая II. Одной из таких полумер было отлучение Толстого от церкви, проведённое синодом (высшим церковным учреждением России) в 1901 году. На основании этого постановления во всех церквах России ежегодно в одно из воскресений духовенство торжественно провозглашало «анафему» «еретику и богоотступнику» графу Толстому. Постановление это, впрочем, не достигло своей цели, так как способствовало ещё большей популяризации идей и имени Толстого.

В 1908 году весь культурный мир отметил юбилей 80-летия Толстого.

Толстой прожил после этого юбилея только два года.

В душе его давно уже созревала трагедия от сознания того, что идеал жизни, который он проповедовал, не осуществлён им до конца. Он, страстно призывавший людей к опрощению и отказу от всяких жизненных привилегий, всё-таки продолжал жить в кругу привилегированного общества, рядом с семьёй, которая жила в обстановке буржуазной культуры, и это невыносимо удручало его.

Всё чаще и настойчивее в душе великого писателя появляется мысль об уходе из семьи, о бегстве из привилегированного общества. Ему кажется, что условия жизни странника будут для него легче его «дикой жизни» в семье и что где-нибудь на юге России, в обстановке крестьянского быта, или даже в зарубежной Болгарии он скорее осуществит свой идеал простой, свободной жизни. Решение это, наконец, созрело.

28 октября 1910 года, в одну из тёмных, сырых осенних ночей, 82-летний Толстой в сопровождении своего друга и арача Д.П. Маковицкого тайно и навсегда уехал из Ясной Поляны. Это был последний акт той многолетней жизненной драмы, которая разыгралась в душе великого писателя.

Здоровье писателя не выдержало путешествия. В поезде он простудился и заболел воспалением лёгких.

Весть об уходе великого писателя из Ясной Поляны и его болезни быстро облетела газеты всего мира. 7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался. Смерть писателя потрясла культурный мир и переживалась как огромная тяжёлая утрата человечества.

Похоронили Толстого, по его желанию, в Ясной Поляне, на том месте у обрыва, где в детстве он с братьями искал волшебную «зелёную палочку» - секрет всеобщего счастья.

Там, в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы, на краю оврага, есть одинокая скромная могила. На могиле – ни креста, ни памятника. Лишь невысокий холм укрывает место, где лежит Толстой.

Великий писатель остался здесь наедине с русской природой, которую он так любил и которую так гениально описывал.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.



Детская комната