Михаил александрович врубель. Школьные презентации Powerpoint Врубель презентация с интересными фактами

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.


Вестник иных миров Врубель, как всякий предтеча был одинок. Он вызывал недоумение как человек и возмущение как художник. Лишь в конце жизни, когда Врубель был погружен в мрак предсмертного безумия, к нему пришло признание. "Полет Фауста и Мефистофеля""Полет Фауста и Мефистофеля" 1902


Жизнь и эпоха Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. "Шестикрылый серафим" "Шестикрылый серафим" (Азраил) 1904


Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты).


Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.


Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра". 1886


После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы С.И.Мамонтова. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова.


Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. "Царевна-лебедь" 1900"Царевна-лебедь" "Снегурочка"1900


Портреты в наследии Врубеля занимают довольно заметное место. В этом жанре художник тоже выступает новатором. Для каждого нового портрета он измысливает все новые и новые приемы, пытаясь увидеть «другого»(портретируемого), найти его, объяснить, поместить в неожиданный контекст. " Портрет Саввы Мамонтова» 1897 "Портрет Забелы-Врубель" 1898 "Гадалка" 1895


«Венеция», 1893г. «Испания», 1894г. Врубель после поездки по Италии страстно увлекся итальянским Ренессансом и произведениями испанского художника М. Фортуни, с которым он познакомился в Европе. Артистическое владение формой, выбор драматических сюжетов, воплощение их в острых жестах, откровенных взглядах – выразительные средства европейского символизма входят в арсенал русского художника Врубеля.


Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. "Демон"1890 "Демон поверженный"1902


В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; «Тени лагун»1905; Портрет В.Я.Брюсова, 1906), – работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. "Жемчужина» 1904 "Тени лагун"1905


В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.


Знаменитые работы Пан 1899г Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Пан, божество лесов и полей, выступает символом ночи.


Знаменитые работы Царевна - Лебедь 1900г. Эта пронзительная картина - плод дружбы с Римским-Корсаковым. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны- Лебиди в спектакле «Сказка о царе Салтане». Ее фотоизображение, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.


Знаменитые работы Демон сидящий 1890г. Этот образ во многом навеян поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма. Свое отношение к тому что он пишет, художник выразил в письме к отцу: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени»


Хронология жизни 1856г. Родился в Омске, в семье военного юриста. 1859г. Умирает мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина. 1863г. Отец, Александр Михайлович Врубель, женится на Е.Х.Вессель. 1870г. Семья переезжает в Одессу. 1874г. Оканчивает Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета. 1880г. По окончании университета и отбытии воинской повинности поступает в Академию художеств. Знакомится с Серовым. 1884г. По рекомендации своего наставника, П.Чистякова, отправляется в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Делает наброски икон для Владимирского собора. В ноябре едет в Венецию. 1886г. Знакомиться с К.Коровиным. 1889г.Художника окончательно отстраняют от работы во Владимирском соборе. Переезжает в Москву. Сближается с С.И.Мамонтовым. 1890г. Завершает работу над «Демоном сидящим». 1896г. С.Мамонтов устраивает скандальный показ работ Врубеля в отдельном павильоне на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Женится на певице Н.И.Забеле. 1899г. Умирает отец художника. 1901г. Появляется на свет сын, Савва. 1902г. На выставке «Мира искусства» показывает картину «Демон поверженный». Первые признаки психического заболевания. В.Бехтерев определяет у Врубеля неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга). 1903г. Умирает сын Врубеля. Болезнь обостряется. 1906г. Теряет зрение. 1910г. Умирает в петербургской клинике доктора Бари.

Слайд 1

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Слайд 2

Родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

Слайд 3

В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.
Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

Слайд 4

Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) - достаточно посмотреть на его первые акварели - «Введение во храм» и «Пирующие римляне».

Слайд 5

В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.

Слайд 6

Были выполнены эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и не приступил к росписи (ранее он выполнил для собора лишь некоторые орнаменты). Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.

Слайд 7

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

Слайд 8

В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.
Дуэль Печорина с Грушницким

Слайд 9

Именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута.
Демон летящий. Черная акварель.

Слайд 10

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна - полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890).

Слайд 11

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1892), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру «Маска льва».

Слайд 12

Особняк Морозова на Спиридоновке
В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.

Слайд 13

М.А.Врубель участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы

Слайд 14

Супруги: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель.
28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».

Слайд 15

Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван - «Муза».

Слайд 16

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент иллюстрации из книги Дмитриевой о художнике.
Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895-1896) и хрестоматийной «Царевна- Лебедь»

Слайд 17

В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава».
Лель
Волхова

Слайд 18

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.

Слайд 19

Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.

Слайд 20

11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве. В клинике он провёл два месяца. В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом.

Слайд 23

Музей изобразительных искусств им. Врубеля. Врубелевский корпус. Омск

Слайд 24

Памятник художнику М.А. Врубелю – Омск
Выдающийся русский художник рубежа XIX-XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.

Слайд 25

ИСТОЧНИКИ
ВИКИПЕДИЯ. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Презентацию подготовила учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня С.В.

Презентацию на тему "Михаил Александрович Врубель (1856-1910)" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Презентация по М.Х.К.

Михаил Александрович Врубель Выполнила: Преснова Ксения

Слайд 2

Слайд 3

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул. Чкалова) и пр. К. Маркса (ул. Артиллерийская). В 1859 г. отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Михаил учился в классической гимназии, занимался в школе Общества поощрения художеств, брал частные уроки рисования, когда жил в Саратове. И с детства же он был в постоянном соприкосновении с музыкой. Его мачеха Елизавета Христиановна Вессель была пианисткой, и с малолетства мальчик мог слушать произведения великих композиторов. То есть у юного Михаила были все условия заниматься искусством. Уже в детстве он нарисовал несколько картин маслом, причем пейзаж был даже продан в магазине за 25 рублей - это доставило Михаилу удовольствие и очень порадовало родных.

Слайд 4

Ученичество

Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне её! Он работал не замечая усталости, по 10 и по 12 часов в день и только досадовал, когда что-то отвлекало и вынуждало отрываться. Когда после недель и месяцев такой работы, усугублявшей, изощрявшей художественное зрение, Врубель приходил на выставку и смотрел картины современных живописцев, они казались ему поверхостными, он не находил в них культа глубокой натуры. По этой причине он вскоре охладел даже к Репину. Врубель относился к нему с уважением, брал у него дополнительные уроки акварели, говорил, что Репин имеет на него большое влияние. Но вот открылась Одиннадцатая передвижная выставка, где среди прочих было выставлено капитальное полотно Репина Крестный ход. И оно разочаровало ученика  недостаточной, как ему казалось, любовью к натуре, недостаточно пытливым вниканием в неё. Но как бы не судил с юношески-максималистских позиций Врубель русскую школу, он сам к ней принадлежал, и не кто, как она, взрастила его редкостное дарование. В первую очередь эта заслуга принадлежала художнику-педагогу, которого признавали своим лучшим учителем и Суриков, и Васнецов, и Поленов, и сам Репин,  Павлу Петровичу Чистякову.

Слайд 5

Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова, его аналитический подход к построению формы. Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы,"гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм". Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 6

Собственные произведения Чистякова немногочисленны, большей частью незаконченны и малоизвестны. Но как педагог он сыграл огромную роль. У него была своя система обучения  строгая, последовательная, а вместе с тем гибкая, оставлявшая простор личным склонностям, так что каждый извлекал из чистяковских уроков нужное для себя. Суть системы заключалась в сознательном аналитическом подходе к рисованию и письму с натуры. Чистяков учил рисовать формой  не контурами, не тушёвкой, а строить линиями объёмную форму в пространстве. Сделавшись учеником Чистякова, Врубель так изощрил и натренировал свой глаз, что различал грани не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших её изгибов. Можно видеть, как он это сделал, на примере Натурщицы в обстановке Ренессанса, а также великолепного рисунка Пирующие римляне, сделанного ещё в стенах Академии. Умный и проницательный Чистяков разглядел необыкновенную одарённость ученика и выделял его среди всех других. Поэтому, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А.В. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из наиболее способных студентов для работы в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого и более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать.

Слайд 7

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Произведение Врубеля - это какая-то причудливая мозаика впечатлений, воспоминаний и всевозможных ассоциаций, чему соответствует и живописная "мозаика", объединяющая различные приемы изображения или составленная из цветовых плоскостей, строящих объемы. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Античные богини, несмотря на все благородство их облика, неуловимо напоминают великосветских дам в псевдоантичных одеждах, разыгрывающих шараду на сюжет мифа, дающего повод для самых изящных и поэтических интерпретаций как на театральной сцене, так и в модной, по-современному обставленной гостиной. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Целостность произведению сообщает тот накал творческой страсти, отличающий Врубеля, который способен сплавить весьма разнородные элементы в неповторимое художественное единство. Общий бледно-сиреневый тон панно как бы сообщает изображениям патину времени, отодвигая их в восприятии зрителя в некий мир воспоминаний и поэтических грез. Живописная манера, в которой все построено на легких текучих изогнутых линиях и формах, усиливает впечатление "ожившего" античного мифа. В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

В начале работы в Кирилловской церкви, пробуя свои силы, Врубель написал "Благовествующего архангела Гавриила" на северном столпе триумфальной арки, следуя оставшейся от XII века графье, то есть процарапанному в сырой штукатурке общему контуру всей фигуры. "Не выходя за его пределы, Врубель прекрасно справился с трудной задачей, разработав все детали лица, рук, одежды в строго византийском стиле, на основании тщательного изучения Софийских и Кирилловских фресок. После удачно разрешенного архангела Гавриила Врубель взялся за восстановление двух сложных композиций на северной и южной стенах: "Въезд Господень в Иерусалим" и "Успение" или "Покров Богородицы" по уцелевшим фрагментам древней фресковой живописи. Стремясь воссоздать стиль росписи, он не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других места. С этой целью им был сделан набросок с одного из ангелов, находящихся в Софии. "Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов" на хорах церкви писалось Врубелем уже вполне самостоятельно. Тема была указана ему А. Праховым: "Среди собранных Врубелем фотографий кавказских древностей имеется снимок с чеканного складня византийской работы, из Тигран-Анчисхатской церкви. В правой нижней стороне изображено "Сошествие святого Духа". Место заставило чеканщика построить всю композицию вертикально, а Михаилу Александровичу пропорции потолка позволили развернуть ее в ширину, отчего она, безусловно, выиграла". Прахов посоветовал художнику добавить в центре собрания апостолов фигуру Богоматери, которая, по преданию, на нем присутствовала. Какого-то грузинского князя в короне Прахов посоветовал заменить "Космосом" в виде полуфигуры старца с воздетыми к небу ладонями рук. Пророка Моисея Врубель сам решил изобразить не микеланджеловским бородатым мужем, а безбородым молодым человеком, на том основании, что пророчествовать он начал в молодые годы.

Слайд 10

Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то сохранившаяся от древней фрески часть лица с огромными глазами поразит своим "врубелевским" выражением. Произошло нечто почти символическое: творчески встретились два больших художника, разделенные временным расстоянием, равным почти десяти столетиям, и при этом обнаружилась их внутренняя, духовная близость. Моисей Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения. В этом он несколько созвучен образу архангела Михаила новгородской школы XVI века (Третьяковская галерея), созданному в период распространения в Новгороде ереси стригольников. Моисей Врубеля - мятежник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном более позднего времени, самим своим существованием бросающим вызов людям. Каждый из апостолов Врубеля привлекает прежде всего значительностью своей личности. Это - древние философы. Они сурово-сосредоточенны, словно преисполнены трагических предчувствий не только будущих страданий богочеловека, но и событий Апокалипсиса. Сходящий на них святой Дух по традиции изображен в виде слетающего голубя, от которого, однако, расходятся странные, напоминающие конечности какого-то насекомого лучи света; это вносит в общее настроение, которым проникнуто произведение, ощущение чего-то не только мистического, но почти зловещего, может быть навеянного современной художнику эпохой.

Слайд 11

Очень характерна для Врубеля история написания им еще одной, вполне самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 12

Основные даты жизни и творчества Врубеля

1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске, в семье военного юриста. 1874. Поступление на юридический факультет Петербургского университета. 1880. Поступление в Академию художеств. 1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П.П.Чистякова. 1884, май. Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви. 1884, ноябрь  1885, май. Поездка в Венецию. Работа над иконостасными образами для Кирилловской церкви 1886  1889. Работа в Киеве. Картины Девочка на фоне персидского ковра, Гамлет и Офелия; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты Демона. 1889, осень. Переезд в Москву. 1890. Демон Сидящий. Иллюстрации к сочинениям Лермонтова. 1891. Поездка в Италию и Францию с семьёй С.И.Мамонтова. 1892  1895. Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных панно. Испания, Венеция, Гадалка. 1896. Большие декоративные панно Принцесса Греза и Микула Селянович для Всероссийской нижегородской выставки. 1896, июль. Женитьба на Н.И.Забеле.

Слайд 13

1897  1900. Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова (Морская Царевна, Тридцать три богатыря, Пан, Царевна-Лебедь и др.). Работа для театра. Портреты С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы и др. Майоликовые скульптуры. 1901. Демон поверженный. 1902  1903. Начало болезни. Портрет сына. 1904. Пребывание в клинике доктора Ф.А.Усольцева.Рисование с натуры. Выздоровление и переезд в Петербург. 1904 1905. Портрет жены, автопортреты, Жемчужина, Азраил. Вариации темы Пророка. 1905, весна. Новый приступ заболевания, возвращение в клинику Усольцева. 1906. Портрет Брюсова  последняя работа Врубеля. 1910, 1 апреля. Смерть М.А.Врубеля.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Искусство Серебряного века» - Скульптура Трубецкой Павел Петрович (1866-1938). Работал в Москве. Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933). Андреев Николай Андреевич (1873- 1932). Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Российский издатель-просветитель. Литература. Вахтангова. Литература Толстой Лев Николаевич 1828-1910.

    «Серебряный век» - Выучить одно из стихотворений по выбору; Создание презентаций. Все объявлялись талантливыми и гениальными. «Серебряный век». Групповая работа. В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Особенно грандиозным бал взрыв в поэзии. А.Блок «Гамаюн, птица вещая» (найти главные смысловые строки).

    «Духовная жизнь Серебряного века» - Мы сидели, вечер пья. «Центрифуга». Такое огромное количество громких имен не дал ни XIX, ни последующий XX век. Н.Гумилев. 1910 г. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Кубофутуризм. Звенит и плачет черная тоска В моих словах о солнце и о счастье! Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг. Аристарх Лентулов «Мир, торжество, освобождение» 1917 год.

    «Культура России 19 века» - Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. Затем началась регулярная застройка города. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Пушкин является создателем русского литературного языка. Презентация на тему «Русская культура в конце 19 начала 20 века».

    «Художники Серебряного века» - Бенуа А. Н. Бакст Л. С. Лансере Е. Е. Рерих Н. К. И др. Реализм. «Серебряного века». Две девушки. Репин И. Е. Суриков В. И. Нестеров М.В Васнецовы В.М. и А.М. И др. Авангардизм. Василий Блаженный. Использование оригинальных, новаторский средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству.

    «Искусство России 19-20 века» - Переход. Писатели - реалисты. Внутриполитическая обстановка в России. В.И. Суриков. Живопись. Символ многозначен. Трагическая история литературы начала 20 века. Литература России на рубеже 19-20 веков. М. Врубель. Писатели-реалисты. Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения.

    Всего в теме 12 презентаций



    Детская комната