Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Путешествие в мир красоты природы, поэзии и музыки Какие композиторы писали о природе

Публикации раздела Музыка

Весенний плейлист

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

В есна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями - в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят -
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы - от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова - Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра - на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года - симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова - один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:

Послушай: музыка вокруг. Она во всем - в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как, заскрипев, качнулись ели…

М. Ивенсен

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн…
Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять.
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.
Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни". Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".

Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию".
С одной стороны, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляется те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Чаще всего музыка о природе являет собой взаимосвязь того и другого.

"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век - время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые "программные" картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является "Пение птиц". В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.

Жанекен. "Пение птиц".

Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах - это, прежде всего, картина-настроение.

Григ. "Мир леса"

Большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком

Бетховен. Фрагмент из "Пасторальной симфонии"

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена. Недаром в ней видели источник своего вдохновения многие романтики.

Бетховен. "Пасторальная симфония" часть 1.

Респиги. "Птицы"

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.

Morfydd Llwyn Owen - Ноктюрн для оркестра.

Крекнина Ольга

Работа посвящена использованию образов природы в музыке. Частично затранивается тема экологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция учащихся

«Юность – науке и технике»

«Образы природы в музыке»

(исследовательская работа)

Ученица 8 «Б» класса

МОУ «Гимназии № 83»

Крекнина Ольга Александровна

Научный руководитель:

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории

МОУ «Гимназии № 83»

Прибыльщикова Светлана Александровна

Ижевск 2011

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........2

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы « природа и музыка»

1.1. Определение основных понятий исследования: «музыка»,

«природа»……………………………………………………………………….4

1.2. Образы природы в литературе и живописи………………………………6

1.3. Образы природы в музыке………………………………………………..10

1.4. Образы природы в музыке для релаксации………………………………14

ГЛАВА 2. Практическое обоснование проблемы

2.1. Проблемы экологии в современном искусстве………………………....18

2.2 Музыкальные образы природы в работах школьников………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..35

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя.

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Цель – доказать, что музыка может донести до слушателя образы природы, повлиять на сознание человека в отношении экологии. А проблемы экологии - это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности.

Задачи:

1. Изучить музыкальные произведения разных эпох.

2. Рассмотреть образы природы в произведениях живописи, литературы, музыки.

3. Доказать влияние музыки природы на человеческое сознание.

4. Создать мультимедийную презентацию на тему «Природа и музыка».

Объект исследования - образы природы в музыке.

Методы исследования использовались как теоретические, так и эмпирические:

  1. изучение, анализ и обобщение литературы,
  2. наблюдение,
  3. эксперимент.

Моя работа состоит из теоретической части и практической.

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы «природа и музыка»

  1. Определение основных понятий исследования: «музыка», «природа»

А что такое музыка? На это можно дать много определений. Музыка – это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени (http://ru.wikipedia.org/wiki/ ).

Музыка - это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Музыка – это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем (http://pda.privet.ru/post/72530922 ).

Но можно дать одно общее расширенное понятие , музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого (http://narodznaet.ru/articles/chto-takoe-muzika.html ).

Что такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней (http://dinosys.narod.ru/chto-takoe-priroda-.html ).

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например (http://www.drive2.ru/ ).

Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (http://ru.wikipedia.org/wiki/ ).

  1. 2.Образы природы в литературе и живописи

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Здесь сказано далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

1.3. Образы природы в музыке

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч.1

Ф.Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)

Р. Шуман "Весенняя" симфония

Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)

П. И. Чайковский "То было раннею весной"

С. В. Рахманинов "Весенние воды"

И. О. Дунаевский "Журчат ручьи"

Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")

И. Штраус. Весна (Frühling)

И. Стравинский "Весна священная"

Г. Свиридов "Весна и колдун"

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".

С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.

И так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

б) Пантеистическое восприятие природы - Н.А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

"Песня жаворонка". Март (см. Приложение). Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

"Подснежник" Апрель (см. Приложение) . Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

"Белые ночи". Май (см. Приложение) .

Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя Ф. Достоевского.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Также мы послушали несколько музыкальных произведений на тему весны: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник», Г. Свиридов «Весна», А. Вивальди «Весна». Мы выяснили, что все пьесы имеют схожие черты. В каждой пьесе нежный, мечтательный, ласковый, мягкий, приветливый характер. Объединяют все эти произведения общие средства музыкальной выразительности. Преобладающий лад – мажорный; регистр – высокий, средний; мелодия – кантиленная, темп – умеренный; динамика - mf. У Свиридова и вивальди используются звукоизобразительные моменты: подражание пению птиц имитируют флейта и скрипка в высоком регистре.

1.4. Образы природы в музыке для релаксации

Натуральные звуки природы, как известно, помогают человеку достичь состояния гармонии с окружающей действительностью, прийти к согласию со своим внутренним миром, избавиться от тревог и напряжения, и на какое-то время отрешиться от повседневных забот.

Музыкотерапия - одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на человека (http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Музыкотерапия/ )

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоретических работах.

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, что сейчас необходимо каждому из нас.

Сейчас люди все больше занимаются самопознанием и самосовершенствованием. Каждый из нас нацелен на внутреннюю работу, с помощью которой узнаются новые грани личности. Целебная древних шаманов и тибетских монахов эффективно влияют на открытие внутренних ресурсов, с помощью чего мы становимся более здоровыми, проницательными и уравновешенными.

Релаксация – самый лучший способ расслабиться, именно музыка для релаксации способна правильно воздействовать на организм и способствовать максимальному расслаблению всех мышц. Иногда не только мелодия, но и звуки природы способны благотворно влиять на душевное и физическое состояние истощенного стрессами организма.

Что же именно можно назвать музыкой релаксации? Специалисты относят к данному направлению мелодичные треки с этнической музыкой, Ньюэйдж, нойз, иногда некоторую современную электронную музыка, звуки природы, восточные медитативные песни, традиционные китайские песнопения и многое, многое другое. Что же тогда относится к звукам природы? Как правило, при записи подобных песен используются пение птиц, шум волн, шелест листьев… В городе невозможно услышать грохот падающей воды водопада или мерный шум прибоя. С этой целью наиболее известные звуки были записаны на носители, аранжированы, и позднее получили название «музыка природы». Как ни странно к такой же «музыке» относятся и пение голубых китов, раскаты грома, стрекотание цикад и сверчков, вой волка. Звуки природы – те звуки, которые вы, возможно, никогда в живой природе и не встретите, но которые помогают создать нужную атмосферу пребывания в горах или на берегу моря.

Основная цель музыки релаксации - правильное гармоничное воздействие на человека с целью полнейшего расслабления всех напряженных мышц и в последствие снятия стресса. Как ни странно, музыка для отдыха может применяться и для работы. Она может служить приятным фоном при напряженной интеллектуальной работе при этом, совершенно не отвлекая человека от важного дела, но создавая приятную и непринужденную атмосферу.

Для создания нужного эффекта исполнители музыки релаксации иногда используют повторение одного и тоже тона по нескольку раз, своеобразное сосредоточение композиции вокруг одного или нескольких тонов, что помогает вызвать состояние легкого транса и расслабления. Подобный прием применяется в Гоа-трансе, но в музыке природы нет такой четкой ритмичности. Для исполнения музыки релаксации не существует какого-то определенного наборы музыкальных инструментов. Если говорить о релаксирующих восточных мелодиях, то основными инструментами являются традиционные китайские или вьетнамские карильоны и каменные пластины, горизонтальные арфы, цитры (многострунные инструменты), бамбуковые флейты, шэн и юй (сделанные из тыквы), сюнь, чжэн, гуцинь, сяо и ди, пипа и т.д. Традиционная китайская музыка является одним из наиболее популярных направлений музыки для отдыха. Она часто применяется для релаксации по системе У-Шу. Для создания нужной атмосферы и правильного настроя необходимо слушать музыку определенной мелодики. Если музыка гармонично сочетает в себе и звуки природы, и плавные переходы из одной тональности в другую – то это определенно музыка релаксации (этнические музыкальные инструменты см. в ПРИЛОЖЕНИИ).

Наиболее интересным направлением, активно развивающимся на Западе, является индейская этническая музыка для релаксации. Традиционные индейские мотивы и образы с каждым днем становятся все более и более популярными не только в Америке, но и в Европе. Песни исполняются при помощи пимака (флейты североамериканских индейцев), барабанов. Также повышается интерес к традиционной африканской музыке. Инструменты - барабаны Уду, шейкере и калабаш. В России музыка релаксации представлена звуками Байкала, бурятскими песнопениями, традиционной музыкой малых народов севера.

ГЛАВА «Практическое обоснование проблемы»

2.1. Проблемы экологии в современном искусстве

Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего мира, понимает – это искусство, ни с чем не сравнимое. Поэтому, только зародившись как понятие, экология стала неразрывно связанной с творчеством. Море, леса, скалы, цветы, птицы – все это становится источником вдохновения. Так сформировались жанры экологического арта. И экологическая песня заняла одну из самых значимых ниш.

Экологическое движение современности – это сильная и влиятельная организация. Результат потребительного отношения человека к планете виден сегодня невооруженным глазом. Воздух загрязнен, вырублены леса, отравлены реки, убиты животные. От этого не убежать, где бы мы не жили. Последствия нашего варварского отношения к родному дому, Земле, можно ощутить в любом ее уголке. Поэтому сегодня «зеленое» движение актуально, как никогда.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам экологии, защитники природы используют то, что она им дала – таланты. Появилось такое направление в эко-искусстве, как экологическая художественная фотография. Фотоэкспозиции проходят в самых крупных городах мира, собирают толпы людей. На снимках люди видят, что сделал человек с окружающей средой, а также чудом сохранившиеся красоты природы, которые необычайно важно защитить. Есть также и экологическое кино, и экологическая живопись. Экология ворвалась даже в моду. Очень популярен флористический дизайн одежды из натуральных тканей.

Однако самым душевным аспектом эко-арта является музыка. Сегодня многие звезды шоу-бизнеса по всему миру пропагандируют «зеленый» образ жизни. Они создают многомиллионные фонды для спасения планеты. Артисты собирают целые стадионы. Они пытаются победить равнодушие людей, пробудить в них любовь к природе и желание сохранить ее неповторимую красоту.

Появились и первые «зеленые» люди. Далеко не всегда это были ученые и экологи. Для человека, любящего природу, не важна профессия. Так говорят и о бардах.

Экологическое направление стихов бардовских песен неоспоримо. Строки говорят нам не только о прекрасном природы, но и о том, что мы с ней сотворили. Когда сидишь в мерцающем свете затихающих древесных угольков, замечаешь, как ухает в темноте филин, ветер шуршит листвой, течет река, а человек, обняв гитару, поет тебе о душе леса, всем сердцем желаешь оградить ее от козней, от топоров и пожарищ. Ведь это наш дом:

«Я приглашаю вас в леса»

Я по тропе вас поведу,

Она усталость вашу снимет,

И станем снова молодыми

Мы у нее на поводу,

Под вечер сосны запоют,

Над головой качнутся ветки.

И нам покажется некрепким

Наш крепкий городской уют.

(А. Якушева)

Конечно, нельзя назвать бардовские песни пропагандой защиты природы. Многие авторы не ставили себе эту цель. Они просто пели о лесах, морях, горах. Глубокое уважение – вот, к чему призывают бардовские песенные стихи. В каждом человеке изначально заложено бережное отношение к дарам планеты, а суета и жесткость нынешней цивилизации заставляет забыть о тяге к гармонии с природой. Бардовская песнь же естественным образом пробуждает это. Творчество бардов сегодня уже справедливо приравнивается к экологическому воспитанию. И его начинатели – советские барды. Песни уже стали фольклором – природоохранным. К сожалению, на большую сцену авторская песня так и не вышла. Но прелесть и актуальность от этого не потеряла. И будущее у нее есть.

Бардовская музыка, увы, понятна не всем. Ведь для того, чтобы почувствовать ее, нужно отречься от суеты мира на несколько минут, иначе мы увидим что-то несовременное и скучное.

Но есть и более массовая экологическая музыка, популярная, эстрадная. Главным образом, зарубежная. Например, экологический гимн Майкла Джексона "Eath Song" («Песня Земли»). Несмотря на то, что это поп, песня на редкость глубокая, осмысленная, чувственная. Она способна разбудить многие сердца, а глаза – открыть. Мы живем в умирающем мире (текст песни см. в ПРИЛОЖЕНИИ).

Приведу отрывок текста из этой песни:

Небеса падают вниз, я даже не могу дышать.

Что с истекающей кровью Землей, чувствуем ли мы ее раны?

Что с самой природой, это лоно нашей планеты.

Что с животными? Мы превратили царства в пыль.

Что со слонами, мы потеряли их доверие?

Что с кричащими китами? Мы опустошили моря.

Что с тропическими лесами, сожженными вопреки нашим мольбам?

Что со святой землей, раздираемой на части разными вероучениями?

В России появился так называемый экологический рок . Был создан проект «Рок чистой воды». Лидером и автором идеи является никто иной, как сам Шахрин из «Чайфа». В эту организацию входит около 30 рок-групп. Русские рокеры тоже хотят изменить мир к лучшему, спасти планету.

Сама идея создания проекта «Рок Чистой Воды» зародилась в Свердловске в 90-е годы 20 века. Инициаторами ее выступили музыканты рок-клуба во главе с лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным. Зародилась идея грандиозного проекта - «Волга-90». «Рок Чистой Воды» взял курс на Волгу... Не доводилось еще легендарному теплоходу «Капитан Рачков», немало повидавшему за свою тридцатилетнюю службу, стать на 18 дней приютом для столь разномастной публики.

Кроме многочисленных музыкантов, вдохновленных возможностью донести для молодежи боль за гибнущую реку, в совместную работу включились более семидесяти ученых-экологов, социологов, активистов Комитета Спасения Волги и журналистов. На протяжении всего маршрута (Горький - Казань - Тольятти - Саратов - Астрахань - Волгоград - Куйбышев - Ульяновск - Чебоксары - Ярославль - Москва) стал зарождаться уникальный симбиоз ученых-экологов и рок-музыкантов. Экологи исследовали состояние Волги, брали пробы воды и анализировали их в специальной теплоходной лаборатории, а музыканты наслаждались гармонией между небом, рекой, коллегами и зрителями.

Более двадцати рок-групп поддержали благотворительную акцию: Телевизор, Аукцион и Петля Нестерова из Ленинграда, Чайф, Настя, Апрельский марш и Отражение из Свердловска, СВ из Москвы, Те из Иркутска, ХРОНОП из театр Пилигримов, парк Горького, Иуда Головлев из Саратова, Миссия антициклон из Магадана, туземцы WEEKEND ET WAIKIKI и Эрнст Лангхаут из Голландии...

Участники акции «Рок Чистой Воды» призывали всех, кому не безразлична судьба великой русской реки, к борьбе против строительства в бассейне Волги экологически-опасных объектов, захоронения радиоактивных отходов и ядохимикатов, строительства канала Волго-Дон-2...

Немало музыкантов в роке становятся веганами. Есть сотни веган-рок-групп. Они не хотят вредить животным, экологии. Хотят жить в мире и согласии с окружающей средой. Быть частью природы, а не ее хозяином, могущим брать у нее все, что только можно и ничего не давать взамен. Конечно, многие относят веганов к экстремальным сообществам. Не все считают нормой отказ даже от шерстяной одежды, так как она – животного происхождения.

Есть композиторы экологической песни, которые предпочитают по-особенному делать аранжировку к своим творениям. Они активно используют звуки природы: плеск волн, пение птиц, голос дельфина, шуршание лесной листы, ветер и т.д. Они прекрасно помогают передать музыкальный образ и особое мироощущение – гармонию с матушкой-природой.

Среди этих музыкантов – американец Пол Уинтер – эко-джазмен. Он лауреат премии «Grammy». Его музыку критики называют «воистину живой», «экологическим джазом», «пограничной текстурой звуков». В джазе Уинтера есть все: фолк, классика, этно и др. Но что делает его живым, экологическим и уникальным – крики горных орлов, вой северных волков и т.д.

Рок, рэп, джаз, фолк, ска и др. Практически во всех направлениях музыки отразилась тема экологии. Каждый раз, когда в мире случалась общая беда, она всегда оседала в творениях искусства. Вот и сейчас, когда мы стоим на пороге страшных экологических катастроф, музыка подхватывает наши тревоги, волнения и – НАДЕЖДУ. Одно то, что появилось понятие экологической музыки, говорит о том, что есть небезразличные люди. А значит – шанс.

2.2. Музыкальные образы природы в работах школьников

Познакомившись с циклом А. Вивальди «Времена года» мы решили узнать, как образы природы в музыкальных произведениях школьники могут отобразить в своем творчестве.

В нашем исследовании участвовали 3 группы второклассников (фрагменты работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ). Каждая группа слушала и рисовала определенное музыкальное произведение: «Лето. Шторм», «Зима», «Осень» (творческие работы детей см. в ПРИЛОЖЕНИИ).

Вот какие результаты мы получили.

Весна.

Все работы полны положительных и радостных эмоций. Ребята используют, в основном, теплые, пастельные краски. Преобладают цвета: зеленый, бирюзовый, голубой, бежевый, желтый.

Коротко опишу сюжеты работ. В своей работе Настя нарисовала домик, цветы, берёзу и солнце, которое всем улыбается. Арина нарисовала деревья, яркое солнце, девочку, которая качается на качелях и прилетающих грачей. На другой изображено нарисовано дерево, поляна, по которой течёт ручей. Аня нарисовала цветы, растущие на поляне, ручей, солнце, облака, деревья, на которых сидят птицы. Соня нарисовала облака и берёзы, на которых сидят птицы. Дарина нарисовала дерево, растущее на поляне, солнце и птицу, которая летит в воздухе и поёт.

Лето. Шторм.

Работы по пьесе «Лето» совсем иного содержания. Во всех работах чувствуются стремительные, полетные эмоции. Почти во всех работах мы можем увидеть разноцветный вихрь, кружащийся на море с огромными волнами, а вокруг дует сильный ветер. Многие ребята используют синие и все яркие и тёмные цвета.

Коротко опишу сюжеты работ.

В своей работе Дарина и Соня нарисовали большие волны, которые, закручиваясь, обрушиваются на маленький остров в океане, идёт дождь, вспыхивает молния.

На другой работе нарисованы два разноцветных вихря, тучи и дождь. Эта работа полна внушительных, стремительных и грозных эмоций.

В своей работе Аня нарисовала сильный ветер, бушующее море и кораблик, затерявшийся в волнах.

В своей работе Арина нарисовала поляну, на которой растёт дерево и домик, уносимый ураганом. Её рисунок вызывает смешанные чувства. Этот неожиданный ураган посреди прекрасной поляны… Арина нарисовала всю картину светлыми красками, только ураган нарисован в тёмных тонах.

На другой работе всё смешанно. Ураган почти сливается со всем остальным: ветром, морем, где-то виднеющимся пароходом, что помогает передавать настоящую атмосферу грозы и шторма. В этой работе использовано больше всего красок.

Зима.

Обратимся к рисункам по пьесе «Зима». Во всех рисунках ребята используют мягкие, пастельные краски. Преобладают голубой, розовый, сиреневый, фиолетовый цвета.

В своей работе Варя нарисовала снежные сугробы. В её работе чувствуется радость и одновременно холодная погода. Диана нарисовала снежные сугробы, по которым катится мальчик на санках. Её работа вызывает радостные эмоции. Дима нарисовал дерево, снег, который падает с неба и домик.

В работе Саши нарисован снег, который падает с неба и одинокий домик. Его работа вызывает тоску и одиночество.

Как мы видим, общее во всех этих работах - это настроение и эмоции рисунков на какую - то определённую тему, но каждый рисует сюжет по - разному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе, поэтому проблемы экологии очень важны в наше время. Они относятся к каждому из нас. Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься об её судьбе. Слушая такую музыку, мы задумываемся о природе и об её экологии.

Композиторы и музыканты - исполнители в своих произведениях не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В наше время вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро.


«В царстве Берендея. Поэты и композиторы о природе»

Литературно-музыкальная композиция

Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родной природе, поэзии, музыке.
Оборудование и оформление: зал оформлен в русском стиле, на стене - название праздника в обрамлении русского орнамента; плакаты с высказываниями русских поэтов о природе, музыкальные произведения о природе, презентации портретов поэтов и картин русской природы, дети в русских костюмах.

Ход мероприятия

Звучит музыка . Видеоклип «Счастье русской земли»

Ведущий 1.
«Родина!» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.

Ведущий 2.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

Ведущий 1.
«Родина!» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

Ведущий 2 . Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Страну, в которой родился? Дом, в котором живет? Березку у родного порога, место, где жили его предки?

Видеоклип «Где ты появился на свет»

Ведущий 1 . Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает -леса, поля, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это - природа. Наша жизнь неотъемлема от нее. Природа кормит нас, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Ведущий 2

Красота русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Чтец

Волна катится за волною

В неизмеримый океан...

Зима сменилася весною,

И реже воет ураган;

Не ждет безжалостное время,

Оно торопится на срок;

Полей и нив богатых бремя,

Исчез белеющий снежок,

Цветет веселая природа,

Зазеленел дремучий бор,

Встречает шумно утро года

Пернатых птиц громовый хор;

Они поют ей гимн приветный

Во славу бога и отца

И нежат песнею заветной

Печаль унылого певца.

Прекрасно небо голубое,

Везде прохлада и покой,

И щедро солнце золотое

Питает землю теплотой

Необходимой, благодатной;

От неприступной вышины

Струится воздух ароматный

На царство света и весны.

Широко, с гордостью кичливой,

Покинув прежние брега,

Через засеянные нивы

Течет прозрачная река,

И всё цветет, и всё прекрасно!

Но где ж зима, где след зимы,

Где вой метелицы ненастной,

Где грустный мрак могильной тьмы?

Зима прошла. Пройдет весна,

Настанет лето золотое,

Природа, радости полна,

Вздохнет отраднее в покое.

Но ненадолго; нет, опять,

Рассвирепелые, по воле

Мятежно ветры засвистят,

И закружится вихорь в поле.

И зашумит дремучий бор,

Завоет он, как волк голодный,

И с высоты пустынных гор

Повеет осенью холодной;

И снова сумрачная тьма

Раскинет свой покров печальный

И всемогущая зима

Оденет в саван погребальный -

Цветущий луг, зеленый бор

И всю поблекшую природу,

И убелит вершины гор,

И закует морозом воду;

И после дивной красоты

Природа будет вновь уныла;

Так жизнь: иль майские цветы,

Или заглохшая могила...

(«Весна» Н.А.Некрасов)

Чтец

Природа-музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний!

(Алексей Жемчужников)

Песня «Времена года» с видеоклипом

Ведущий 2

Весна. Солнце светит ярче, чем зимой, стало теплее, снег потемнел и осел, побежали ручейки, день прибавился, стал длиннее, а ночь короче, весеннее небо становится высоким и голубым.

Ведущий 1.

В природе нередко случается, что перед потеплением вдруг сойдет снег, и природа оживет. Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева , который удивительно ярко нарисовал такие перемены погоды весной, ее борьбу с зимой.

Чтец

«Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...


И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Чтец

Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "Видеоклип. Читает артист.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.."

Ведущий 1

Фрагмент кукольного спектакля

«С любовью к природе» - щебетанье птиц.

Ведущий 2

На экране высвечивается портрет поэта.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов очень любил и широко использовал в своем творчестве народные сказки, пословицы, загадки, песни, хорошо знал родной русский язык. К заглавию своего стихотворения «Зеленый шум» поэт сделал такое примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной».

Картинки леса – клип «Во поле береза стояла»

Чтец «Зеленый шум»

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит весёлый клён...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему..

Идёт-гудёт, Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Ведущий 1

На экране высвечивается портрет поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет – утонченный лирик, наделенный гениальным дарованием. Многие его стихотворения вошли в золотой фонд русской поэзии. Произведения Фета поражают эмоциональностью, светлым настроением, своеобразной передачей оттенков душевной жизни, тонким чувством природы, красотой мелодий. Поэт стремится запечатлеть и воспеть прекрасное. Его стихи - о красоте мира, о гармонии человеческих чувств.

Среди ранних произведений – стихи, посвященные красоте природы, смене времен года.

Картины художников о весне. «Весна». Шопен.

Чтец

«Весна»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад,

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

Чтец

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Эдвард Григ «Утро»

Чтец

Это утро, радость эта, Это мощь и дня, и света, Этот синий свод, Это крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист.

Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все – весна.

Ведущий

Славяне считали себя неотъемлемой частью природы, поклоняясь солнцу.

Видеоклип и фрагмент из фильма «Снегурочка». Тот же обряд происходит на сцене – инсценирование эпизода.

Ведущий

Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Иван Алексеевич Бунин любили русскую природу. Посвящали ей свои стихи

Алексей Николаевич Плещеев

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

«Весна»

Опять весной в окно мое пахнуло,

И дышится отрадней и вольней...

В груди тоска гнетущая заснула,

Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные

Не тяготят сверкающей волны...

И плуга ждут далекие, немые

Поля моей родимой стороны.

В поля! в поля! знакомая природа

К себе красой стыдливою манит...

В поля! там песнь воскресшего народа

Свободная и мощная звучит.

Чтец

«Весна» А.Н.Плещеев Клип «Симфония весны»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит. Как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят:

«Весна!» - читаешь в каждом взоре.

И тот, как празднику ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, что больше всех

Природы любит обновленье.

Чтец

На экране высвечивается портрет поэта.

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает"

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости в тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом..."

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

По лесным цветам...

Слышишь? – Звонко песня льется,

Беззаботный раздается

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

Глубь небес ясна...

В каждом сердце возникает, -

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

О надежды золотые!

Рощи темные, густые

Обманули вас...

Прозвучал ты песней дивной -

И в дали угас!

Ведущий 1

Воспитательное значение поэзии Александра Сергеевича Пушкина огромно. Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. « Пушкин есть явление чрезвычайное... Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет». Н. В. Гоголь.

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами..." (из романа "Евгений Онегин"

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Чтец

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, кто радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно,

И все мне кажется темно?

Ведущий2

Стихи Сергея Александровича Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

«Черемуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Звучат песни на стихи С.А.Есенина « Береза», «Черемуха».

На экране высвечиваются картинки с изображением природы, церквей и т. д. На фоне музыки и при смене картинок дети произносят текст.

Ученик 1. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это - Россия.
Ученик 2. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это - Россия.
Ученик 1. Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
Ученик 2. Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже - Россия.

Музыка и показ картинок прекращаются.
Ученик 1. Глубоки у нас моря,
Ученик 2. Широки у нас поля,
Ученик 1. Изобильная, родная,
Хор. Славься, русская земля!

Оформление уголка в актовом зале школы

«Родина! Отечество святое! Перелески, реки, берега,

Поле, от пшеницы золотое, голубые от луны стога..»

Ведущие – Велижанский Иван и Петрова Людмила, 9б кл.

«Природа-мать! Тебе внимаю…» Чтение стихотворения о весне.

Вышемирский Владислав, 11 к л.

«Струится воздух ароматный на царство света и весны…».

Арефьев Владислав, 11 кл.

Лес тоже просыпается от зимней спячки.

Кукольный спектакль о весне. 5б кл.

«Я люблю любое время года…». Дуэт 7б кл.

Инсценированный фрагмент из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»

(Поклонение солнцу), 11 и 9б кл.

«Полюбуйся – весна наступает: журавли караваном летят…»

Япакова Сабина. 11 кл.

«Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

Глубь небес ясна…». Добровольская Анастасия. 9б кл.

«Опять весной в окно мое пахнуло…». Айтуганова Диана. 11 кл.

«Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями на потопленные луга…»

Ригун Надежда, 10 кл.

«Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви!..»

Нурлубаева Регина, 10 кл.

Участники литературно-музыкальной композиции

«В царстве Берендея. Поэты и композиторы о природе».

Произведения о природе - элемент, без которого сложно представить себе музыку и литературу. Уникальные красоты планеты испокон веков служили источником вдохновения для выдающихся писателей и композиторов, воспевались ими в бессмертных творениях. Существуют рассказы, стихотворения, музыкальные композиции, которые позволяют зарядиться энергией живой природы, буквально не покидая собственного дома. Примеры лучших из них приводятся в этой статье.

Пришвин и его произведения о природе

Русская литература богата рассказами, повестями, стихотворениями, представляющими собой оду родному краю. Ярким примером человека, которому особенно удаются произведения о природе, можно назвать Михаила Пришвина. Неудивительно, что он заслужил репутацию ее певца. Писатель в своих произведениях призывает читателей наладить взаимосвязь с ее и относиться к ней с любовью.

Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Творчество Тютчева

Тютчев - великий русский поэт, в чьем творчестве огромное место уделено красотам окружающего мира. Его произведения о природе подчеркивают ее разнообразие, динамичность, многоликость. С помощью описания различных явлений автор передает процесс течения жизни. Конечно же, присутствует у него и призыв взять на себя ответственность перед планетой, обращенный ко всем читателям.

Особенно любима Тютчевым тема ночи - времени, когда мир погружается во тьму. В качестве примера можно привести стихотворение «На мир дневной спустилась завеса». Ночь поэт в своих произведениях может называть святой или подчеркивать ее хаотичный характер - зависит от настроения. Прекрасно и описание солнечного луча, который «взгромоздился на ложе», в его творении «Вчера».

Лирика Пушкина

Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Достаточно вспомнить его стихотворение «Зимнее утро», чтобы вызвать в своем воображении черты этого времени года. Автор, видимо, находясь в превосходном настроении, рассказывает о том, как красив рассвет в это время года.

Совсем другое настроение передает его «Зимний вечер», входящий в обязательную школьную программу. В нем Пушкин немного мрачновато и пугающе описывает снежную бурю, сравнивая ее с неистовым зверем, и гнетущие ощущения, которые она у него вызывает.

Многие произведения о природе русских писателей посвящены осени. Пушкин, превыше всего ценящий это время года, не является исключением, несмотря на то что в своем знаменитом произведении «Осень» поэт называет его «унылой порой», впрочем, тут же опровергая эту характеристику фразой «очей очарованье».

Произведения Бунина

Детство Ивана Бунина, как известно из его биографии, прошло в небольшой деревне, расположенной в Орловской губернии. Неудивительно, что еще ребенком писатель научился ценить прелести природы. Его творение «Листопад» считается одним из лучших Автор позволяет читателям ощутить запах деревьев (сосны, дуба), увидеть раскрашенный яркими красками «терем расписной», услышать звуки листвы. Бунин великолепно показывает характерную осеннюю ностальгию по ушедшему лету.

Произведения о русской природе Бунина - просто кладезь красочных зарисовок. Самое популярное из них - «Антоновские яблоки». Читатель сможет почувствовать фруктовый аромат, проникнуться атмосферой августа с его теплыми дождями, вдохнуть утреннюю свежесть. Любовью к русской природе пронизаны и многие другие его творения: «Речка», «Вечер», «Закат». И практически в каждом из них наблюдается призыв к читателям ценить то, что у них есть.



Детская комната