О чем произведение гончарова обломов. Анализ произведения «Обломов» (И

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

Часть первая

В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов - молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание - это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, - он привык жить так же, как и его барин: как живётся...

Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы - письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.

Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.

Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван... Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.

Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю - никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар...

Часть вторая

Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает - Бог весть».

Первое, с чего начинает Штольц - вытаскивает Обломова из постели и везёт в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.

Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встаёт по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся - вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввёл его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделённый от природы необыкновенно сильными чувствами, - слушая, как Ольга поёт, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильёй Ильичом, мало этого - необходимо пробудить его к разумной деятельности.

Тем временем и Захар нашёл своё счастье - женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.

Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может...

Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нём не в силах понять.

Часть третья

Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.

Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом всё более и более отчётливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.

Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своём избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов - узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдёт. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» - размышляет Обломов, понимая, что всё происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.

Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича - он заболевает горячкой.

Часть четвёртая

Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день... И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина. Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает тёмные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.

Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием...

А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением ‹…› покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать...». Обломов нашёл своё тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу...

А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны, и первую роль в нём стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда...» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами - «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».

А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню...

Пересказала

8e296a067a37563370ded05f5a3bf3ec

Часть 1

Главный герой произведения Илья Ильич Обломов. Ему тридцать два года. Живет он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Описание в романе начинается с утра одного из дней. Обломов как обычно лежит в постели. Вообще ленивый образ жизни и постоянное лежание - основные черты, которые присущи герою. Его слуга Захар уже полностью привык к такому образу жизни барина. Утром к Обломову приходят Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они пытаются расшевелить героя, заставить его посетить светское праздничное гуляние. Обломов рассказывает им о своих проблемах, но они мало интересуют посетителей. Только один друг Ильи Ильича – Андрей Штольц может помочь ему разобраться в хозяйственных проблемах поместья. Его-то герой и ждет с нетерпением. Обломов, переехав в столицу, пытался привыкнуть и влиться в светскую жизнь. Но герой почувствовал свою ненужность и лег в итоге на свой диван. Этим днем Обломов уснул. Сон погрузил его в родное село с мирной и спокойной жизнью. У жителей Обломовки нет никаких забот и проблем. Сон прервался сообщением о приезде Андрея Ивановича Штольца.

Часть 2

Штольц был давним другом Обломова. Его детство прошло в соседнем с Обломовкой селе Верхлеве. С Ильей Ильичем Андрей Иванович были ровесниками. Но они представляли собой полные противоложности друг друга. Штольц в силу своего воспитания, рано сформировался как личность. Он был очень активен и находился в постоянном движении. Штольц решает вытащить Обломова из постели. Он везет его в гости к разным людям. Энергия Штольца положительно влияет на Обломова. Он начинает вставать утром, пишет, читает книги и газеты. Многие знакомые просто шокированы такими изменениями. Однажды, душа Обломова просто потрясена. Он влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но девушка слишком требовательна к герою, многое в нем она не понимает.

Часть 3

Пока Штольц отсутствует в городе, Обломов попадает под влияние Тарантьева и переезжает в новую квартиру на Выборгскую сторону. Проблемы окружают героя вновь. Он не умеет бороться с жизнью, управлять имением, разбираться в людях. Как-то Обломов знакомится с Агафьей Пшеницыной. Атмосфера ее дома очень похожа на родную Обломовку. Постепенно Пшеницына начинает контролировать все хозяйство героя. Существование Обломова опять начинает напоминать сладостный сон. Иногда покой нарушается встречами с Ольгой Ильинской. Слухами об их свадьбе Обломов возмущен, он оказывается опять не готов к принятию решений. Ольга окончательно отворачивается от него.

Часть 4

Обломов проболел около года. Агафья Матвеевна по-прежнему заправляла хозяйством. Она даже поняла, что полюбила Обломова. Их жизнь становится очень размеренной и спокойной. Ольга тем временем решает выйти замуж за вернувшегося из-за границы Штольца. Через несколько лет Штольц посещает Обломова. Он находит своего друга в прежнем состоянии. Приезд друга совершенно не тревожит Обломова. Он лишь просит Штольца позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Агафья Матвеевна. После смерти Обломова она полностью посвятила себя сыну.

Изначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова», повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова.

Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность подать своего героя с той или иной стороны, в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

Разбор произведения конечно же нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края.

Ее безмятежность и равнинность конечно же заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте «нет дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Да и неудивительно, ведь композиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море «наводит только грусть» на него, а «горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…». Зато в «мирном уголке», обрисованном им для Обломова, даже «небо… как родительская надежная кровля». «Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…» А «горы… только модели тех страшных гор». И вся природа там «представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…».

Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и, может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…» Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.

Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.

Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Об-ломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.

Штольц, наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.

Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»

Разбор сюжета романа «Обломов»

Другие сочинения по теме:

  1. Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения «Обыкновенной истории», где основным мотивом, по словам автора,...
  2. Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались...
  3. Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая...
  4. «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем»...
  5. Вечные образы в романе «Обломов» Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других...
  6. Избитая точка зрения учителей и профессоров литературы — что Гончаров «великий стилист и великий Объективный живописец реальности» — до смешного...
  7. Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова «Обыкновенная история», Белинский все же. остался недоволен его финалом. По мнению критика, превращение романтика-идеалиста...
  8. Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность...
  9. Штольц — друг Обломова с детства, с тех времен, когда они оба еще учились в пансионе отца Штольца, в Верхлеве....
  10. Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь «нет никаких понуканий, никаких требований». Предметной деталью...
  11. Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в...
  12. Часть первая В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов...
  13. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц — ближайший друг Обломова, они вместе выросли...
  14. В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе...

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

В квартире одного из домов на Гороховой улице лежит утром в своей постели Илья Ильич Обломов. Это человек лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности. Выражение лица его мягкое, доброе и беспечное, движения мягкие и плавные, и весь он мягкий, пухлый и спокойный. Живет он со старым слугой Захаром, почти не выходит из спальни, тем более из дома. Лежание для него является нормальным состоянием.

В квартире не убрано, везде пыль, царит запустение, но и хозяина и слугу это не беспокоит. Если бы не блаженствующий на диване хозяин и не тарелки на столе, не унесенные с вечера, можно было бы подумать, что здесь никто не живет. Они задолжали во все лавки, хозяин квартиры просит съехать, но Обломов ничего не предпринимает, чтобы исправить ситуацию.

В этот день к нему поочередно приезжают разные знакомые, каждый из которых рассказывает новости и зовет его поехать в Екатерингоф на гулянье, но Обломов остается лежать на диване. Заходит доктор, Илья Ильич жалуется на всяческие недомогания, и тот советует ему поехать за границу, но сама мысль о путешествии пугает Обломова, и все остается по-прежнему.

Обломов уже 12 лет живет в Петербурге. Когда он был молод, то состоял на государственной службе и жизнь его делилась на две части: труд и скука — слова, бывшие для него синонимами, — и покоя и веселье. После смерти родителей он оказался довольно богат, содержал штат прислуги и выезд. но потом доходы его сократились и он остался вдвоем с Захаром.

На службе Обломов однажды допустил какую-то ошибку и, боясь начальственного гнева, перестал туда являться, предоставив справку от врача о болезни сердца, а потом и вовсе подал в отставку. дома он пытался читать, но чтение быстро надоедало, и основным его занятием сделалось мечтание о каких-то будущих проектах. Выводил его из этого состояния только Штольц, с которым они вместе росли, но Штольц бывал в Петербурге редко. Так и лежал Илья Ильич на диване, грезя то во сне, то наяву.

Вот он засыпает, и снятся ему раннее детство в деревне, родители, безмерно любящие его и ограждающие от всякого самостоятельного деяния; кругом покой и тишина, милые его сердцу нянины сказки, будящие воображение. Мальчик наблюдает за окружающим миром и мечтает. Затем видит он себя уже мальчиком лет тринадцати. Он учится в селе Верхлеве, в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. С ним вместе занимается сын Штольца, Андрей, ровесник Илюши. Немец был строг, но ничему не Выучился у него Илья:

Сильнее оказалось сонное царство обломовки, жившей по своим законам — от праздника до праздника. Захар, который до этого, пользуясь сном барина, болтал с соседскими слугами, в пятом часу вечера начинает будить Обломова. Тот сопротивляется, но в этот момент
неожиданно появляется Штольц, встреченный Ильей Ильичом с восторгом.

Андрей Иванович Штольц — немец Только наполовину (мать — русская), веру исповедовал православную. С самого детства он много и с интересом учился. Отец, Иван Богданович, давал ему в основном практические знания, а мать прививала любовь к поэзии. Андрей рано начал выполнять поручения отца и всегда делал это точно, ничего не забывая. Иван Богданович положил ему жалованье как простому мастеровому и заставлял расписываться в книге.

После окончания университета отец отправил его в Петербург. Там Штольц служил, потом вышел в отставку, успешно занялся делами и нажил дом и деньги. Он имеет практический взгляд на жизнь, умеет управлять своими радостями и печалями, в его душе нет места мечте. Андрей Иванович считает себя счастливым, способен преодолевать преграды на пути к цели и выше всего ставит настойчивость.
Несмотря на очевидную разность характеров, он любит Обломова, и тот платит ему взаимностью.

Вот и сейчас они рады видеть друг друга. Обломов жалуется на здоровье, на то, что он разорен, а Штольц в ответ только смеется. Он заставляет приятеля одеться и увозит к себе. Илья Ильич из почти полного уединения попадает в общество, они каждый день бывают в гостях. Обломову это надоело, он скучает по своей спокойной жизни.

Он не понимает, зачем человеку нужно всю жизнь трудиться, то есть страдать, рассказывает Штольцу свои мечты, но тот называет их ядовитым словом «обломовщина». Штольц собирается за границу и хочет взять друга с собой, он уезжает в Англию и берет с Обломова слово приехать прямо в Париж. Тот вроде бы согласен, но накануне отъезда у него ночью раздулась губа, и отъезд откладывается.

Вот уже август, Штольц пишет из Парижа, а Обломов все не едет. Но нынче он не лежит на своем диване. Живет он на даче, много читает, что-то пишет (и даже на гербовой бумаге), куда-то ходит. И все потому, что влюбился в Ольгу Сергеевну Ильинскую, с которой познакомил его Штольц. Ольга молода, умна, грациозна и обаятельна, у нее прекрасная улыбка, заразительный смех.

Девушка очень музыкальна и обладает красивым голосом. Ее пение перевернуло душу Обломова, и однажды он признался ей в любви. Оказалось, что Ольга отвечает ему взаимностью, но Илья Ильич еще долго сомневался в ее чувстве, опасаясь, как бы Ильинская не приняла легкое увлечение за настоящую любовь. Наконец они решили обвенчаться, но для этого Обломову нужно было уладить свои дела.

Надо сказать, что Ольга деЙствительно любила Обломова, но к искреннему чувству примешивалось честолюбивое желание еспастиэ его, вытащить из трясины того бездеятельного существования, о котором рассказал девушке Шгольц Поэтому Ильинская требовала от возлюбленного активной жизни: чтения книг, посещения театров, какие-то хлопоты о будущем доме, что не могло не удручать Обломова.

Между тем лето кончилось. Илья Ильич въехал в квартиру на Выборгской стороне, которую снял для него некий Тарантьев у своей кумы — вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Хозяйка квартиры — простая немногословная женщина, не особенно красивая, но ладная и крепкая. Она сама ведет хозяйство, очень хорошо готовит, и весь быт ее дома оказался чрезвычайно симпатичен и удобен для Обломова. Он продолжал встречаться с Ольгой, но ездить к ней с Выборгской стороны было далеко, а при улаживании предсвадебных дел появились и другие сложности.

Илья Ильич решил Поменять квартиру, однако все оказалось не так просто. Брат хозяйки потребовал деньги за год вперед, чтобы возместить убытки, так как Пшеницына уже не Сможет найти другого жильца. денег у Обломова не было, и он остался. Его жизнь шла заведенным порядком и очень ему нравилась, да и хозяйка нравилась все больше и больше.

С Ольгой он виделся в установленные дни, ездил с нею в театр, но с наступлением зимы встречи становились все более редкими. Ильинская постоянно была окружена молодыми людьми, Обломов же в обществе терялся, Так все тянулось и тянулось, наконец Ольга вынудила Илью Ильича к решительному объяснению, в результате которого поняла, что такой серьезный поступок, как женитьба, страшит его, и сказала, что им нужно расстаться: да, они любят друг друга, но слишком разные, чтобы жить вместе.

После этого у Обломова началась горячка. Выздоровев, он погрузился в апатию. Но жизнь продолжается. Видя участие Агафьи Пшеницыной, Илья Ильич предложил ей взять на себя все заботы о нем, на что та с удовольствием согласилась. Агафья Матвеевна, сама того не заметив, полюбила постояльца. Она не умела назвать это чувство, никогда никому не призналась бы в нем, и вся любовь выражалась у нее в неусыпной заботе об Илье Ильиче и стараниях предупредить любое его желание.

На ильин день неожиданно приехал Штольц и, узнав обо всем произошедшем. захотел восстановить отношения друга с Ильинской, от чего Обломов, осознавший к тому времени разницу их характеров, категорически отказался.

Параллельно с вышеописанными событиями разворачивается афера Тарантьева и Мухеярова (брата Агафьи Пшеницыной), которые, пользуясь решительной неприспособленностью Обломова к ведению каких-либо практических дел, поставили своего человека в качестве управляющего Обломовки и теперь обкрадывают Илью Ильича.

Штольц, случайно узнав у друга, как ничтожно мало денег тот получает из деревни, взял имение в аренду и выгнал поверенного. Тогда Мухояров и Гарантьев обманом вынудили Обломова выдать заемное письмо на 10 тысяч в пользу Пшеницыной, а ее — перевести деньги на брата. Агафья Матвеевна ничего не понимает в сложившейся ситуации, и, когда Илья Ильич начинает бедствовать, она закладывает собственные вещи, чтобы Обломов ни в чем не имел недостатка, но средств не хватает.

Когда Штольц в следующий раз приехал к другу, то увидел, что хозяйка похудела, ходит в старом платье, а Обломов сидит в заплатанном халате, а на обед вместо привычного изобилия — уха из ершей. Разобравшись в обстановке, Андрей Иванович опять выручил друга, и Мухояров вынужден был подать в отставку, иначе Штольц грозился передать дело в суд.

Прошло время. В очередной приезд Штольц нашел своего друга уже женатым на Агафье Матвеевне, которая вновь пополнела. Оказалось, что у них родился сын, названный в честь Штольца Андрюшей. Обломов выглядел вполне счастливым. Правда, за год до этой встречи у него был удар, выходила его жена. Узнав от доктора, что причина болезни — малоподвижный образ жизни и обильное питание, она стала заставлять его ходить по два часа в день, не давала спать после обеда, а на столе теперь были только легкие диетические блюда, с любовью приготовленные Анисьей — женой Захара.

Что же за это время произошло с Ольгой? Штольц встретил ее в Париже. куда она приехала месяца через два после разрыва с Обломовым. Андрея Ивановича поразило, как она повзрослела, побледнела и осунулась. Они стали видеться каждый день и вскоре поняли, что любят друг друга. Потом свадьба, дети.

Когда Обломов умер (после третьего удара), Агафья Матвеевна отдала им на воспитание Андрюшу, понимая, что так будет лучше. она отказалась от доходов с Обломовки ради сына и жила в своем старом домике, тоскуя по мужу и тихо угасая. Захар, после смерти Анисьи выгнанный Мухояровым из дому, стал просить милостыню на улице, где и познакомился с ним автор романа.

0 / 5. 0



Детская комната