Объяснение Базарова с Одинцовой. Анализ эпизода


Одним из самых важных моментов произведения Тургенева Отцы и дети является Объяснение Базарова с Одинцовой. Именно в этом моменте мы можем понять, что представляет собой Базаров, но еще более важное Одинцова. Здесь можно уловить их намерения и чувства, которые таятся глубоко в сердце.

Итак, Базаров был в гостях у Одинцовой. И однажды утро Анна Сергеевна позвала к себе в комнату своего гостя, чтобы побеседовать, лучше узнать, что творится у него внутри.

Они говорили о счастии. Одинцова утверждала, что никогда не чувствовала себя по-настоящему счастливой. Она заметила, что и Базаров какой-то подавленный. Спросив его о причинах его скудного настроения, она услышала признание любви. Я думаю, Одинцова и раньше догадывалась о чувствах Базарова, но пыталась не замечать этого. Она понимала, что где-то глубоко внутри нее есть такое же чувство к Базарову. Но она отвергает ее, объясняя это тем, что хочет спокойной жизни.

Для Базарова это признание значило очень много. Он произносит эти слова не с интонацией победителя, а наоборот – проигравшего. Ведь это признание поставило крест на его идейных соображениях. Все, во что он верил ранее, рухнуло в один миг.

Итак, в этом отрывке мы узнали героев с другой стороны. Базаров здесь мне действительно понравился, и я смогла выразить сочувствие к этому герою. А Одинцова меня очень разочаровала. Ведь она любила Базарова. Если бы она не испугалась и отдалась воле чувств, все могло закончиться совершенно по-другому.

Обновлено: 2017-07-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»

Ход урока .

Вступительное слово. Наш урок начался грустным романсом из фильма, поставленному по великому роману « Отцы и дети».

И.С.Тургенев так вспоминал о своей работе: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

Тургенев не одинок в этом: в русской литературе множество сюжетов заканчиваются смертью героев, и во многих романах есть важный эпизод последней встречи.

Ленский и Ольга

Печорин и Бела

Катерина и Борис

Я думаю, вы легко назовете, о какой сцене в романе «Отцы и дети» будет идти речь. Запишите тему урока

«Последняя встреча Базарова и Одинцовой».

Тургенев придавал такое значение последним сценам, в них заключена какая-то особенная мысль.

Сформулируйте цель нашего урока.

ЦЕЛЬ: анализ или исследование эпизода, определение роли эпизода в романе. Что такое анализ?

Анализ - это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.

Для выполнения цели нужно выполнить определенные задачи. Попытайтесь назвать эти задачи.

Посмотрите на план.

Анализ эпизода.

4.Какие стороны характера героев

5. Как говорят герои их речь .

Вывод

Ход урока

Разберемся, что такое эпизод?

ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. - вставка) - основной структурный элемент сюжета эпического произведения. Каждый эпизод воплощает один законченный момент действия , происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени, или поступок одного из персонажей.

Э. играют разл. роль в развитии действия; особо выделяются Э., выступающие в качестве завязки , кульминации и развязки сюжетного конфликта. Выполняя содержат. функцию, Э. раскрывают стороны характера, мировоззрения героев произв., их внутреннее состояние, перемены в их жизни, новый поворот в отношениях героев (ссора Ленского с Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), выносят оценку 917 персонажу (прощание Манилова с Чичиковым в «поэме) Н. В. Гоголя «Мертвые души») и т. д.

Итак, обратимся к плану. Первый вопрос о месте эпизода в сюжете и композиции романа.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

  • Какие важные эпизоды вы можете назвать в романе?
  • Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции )? Глава 27. Предпоследняя глава романа
  • Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)? Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?

Эпизод находится перед развязкой. Перед смертью. Он предваряет развязку – смерть Базарова.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет.

  • Можем ли мы выделить вступление, кульминацию, развязку в нем.

3. Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

  • Выберите, что присутствует? Докажите.
  • Ребята, 4 и 5 пункты касаются самих героев эпизода. Ясно, что наше внимание приковывает сам Базаров.

Чтобы продолжить анализ, мы не можем не обратиться к тому знанию, которое у нас уже имеется.

Перед вами таблица. Первый столбик называется «Что я знаю о Евгении Базарове?».

  • Напишите 5 слов или словосочетаний, характеризующих, речь, посту Базарова.

Работают индивидуально, составляя список.

Объединение в пары и обсуждение своих списков. Добавление тех замечаний напарника.

Мы сейчас снова прочитаем этот эпизод, но особым способом. С пометками

Восприятие новой информации

У каждого на парте текст, это эпизод из романа. Текст читается особым образом.

Во время чтения ставятся следующие знаки в том месте, где это, по мнению учащегося необходимо.

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

Учитель или ученик читает текст.

При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.

  • Заполните второй и третий столбики.
  • Прочитайте, что у вас получилось?

Работа в группах

Необходимо разделиться на 3 группы:

1 колонка будут анализировать речь Базарова, О чем и как он говорит? Найти в репликах Базарова проявление чувств к Одинцовой и родителям. О чем это говорит? Докажите, что речь Базарова стала поэтической.

2 колонка – поведение, найти в тексте портрет Базарова, предложения-ремарки, рисующие поведение Базарова и Анны Сергеевны, какую роль они играют? Какие черты характера резко проявляются в эпизоде?

3 побывают в художественной мастерской Тургенева. Н айдите в репликах Базарова сравнения, эпитеты, образные выражения. Зачем это нужно? Д окажите, что эпизод и речь героя построена на антитезе. Зачем это нужно?

Таким образом, выходим на вывод. Что нового мы видим в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения? Запись вывода.

Вот как представила эту сцену современный режиссер Авдотья Смирнова. Внимание на экран.

Вы стали свидетелями последнего свидания. Напишите небольшую записку от имени Анны Сергеевны Аркадию (рефлексия) .

По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова ... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

  1. Отрывок из романа И.Тургенева «Отцы и дети»

Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила -- мгновенно сверкнула у ней в голове.

Спасибо, -- усиленно заговорил он, -- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

Анна Сергеевна так была добра... -- начал Василий Иванович.

Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...

Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.

Василий Иванович вышел.

Ну, спасибо, -- повторил Базаров. -- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

Евгений Васильич, я надеюсь...

Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что -- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

Великодушная! -- шепнул он. -- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта -- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

Прощайте, -- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. -- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

И довольно! -- промолвил он и опустился на подушку. -- Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

  1. План анализа эпизода

Анализ эпизода.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).

3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?

5. Как говорят герои , о чем говорят, на что указывает их речь .

6. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.

Вывод . Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?

Чтение с пометками

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

  1. Справочный материал

Роман И.Тургенева «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.


В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях. Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает, как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

Объяснение Базарова с Одинцовой - один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности Базарова. Это не только нигилист, но и человек, способный на многое ради возлюбленной. Нигилистическое его восприятие мира начинает рушится, т.к. он, сам того не желая, влюбился в женщину, что по его понятиям есть «романтизм». Также раскрывается натура Одинцовой, для которой «спокойствие превыше всего». Она эгоистична, думает только о себе. Ей ничего не нужно, кроме комфорта в жизни. Невольно начинается сопоставление Одинцовой и Базарова, и, конечно, Евгений кажется намного человечнее на ее фоне.

Эпизод разделен на две части, содержащие диалоги, происходящие утром и вечером. Диалоги взаимосвязаны. Интересно,что герои разговаривают поздно вечером, вопреки заведенному Одинцовой распорядку дня. В начале появляется мотив дороги: Базаров собирается уезжать. Но если дорога для него - это вечное движение, невозможность усидеть на месте, то перед Одинцовой «длинная, длинная дорога, а цели нет...». Ей и «не хочется идти».

Уже здесь намечается какой-то конфликт, непонимание героями друг друга. В самом Базарове, который говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», а потом признается в любви, уже намечается перемена. Нигилизм – это не стихия Базарова; он шире и глубже «отрицания всего». Одинцова не замечает этого в Базарове, он интересен ей именно как нигилист, она, так же, как и Анна Павловна Шерер в «Войне и мире», «угощается» своим гостем, т.е. как человек, молодой мужчина он ее не интересует.

Одинцова – рационалистка, устроившая свою жизнь «непогрешительно-правильно», так, что в ней нет места «ни скуке, ни другим тяжелым чувствам» (например, любви, ведь у Базарова это «тяжелая страсть»). И когда, в угоду Базарову, она разрешает ему остаться, то все равно это исключение, которого более никогда не будет.

Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря пейзажу, имеющему романтический характер. Порыв ветра, ночь, темное небо – все располагает к признанию. Но Одинцова не способна понять, почувствовать этого, она любопытна, но, как мне кажется, не жалеет об отъезде Базарова. Евгений, в котором бьется тяжелая страсть, ждет от нее не вопросов о его биографии. В нем просыпается гордость за отца, за себя и потому он говорит: «Мы люди темные...». Несмотря на то, что оба они образованны, Базаров мыслит себя с крестьянами, народом. Особенно ему тяжело оттого, что он влюблен в «аристократку», весьма похожую на Павла Павловича, «живого мертвеца», но в отличие от него, никогда не любившую, поэтому ей так легко разговаривать с ним.

Одинцова умело вставляет в свою речь мысли Базарова, но так, что они принимают другой оттенок, искажаются («Я вижу, вы меня знаете мало, хотя вы и уверены, что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит...»). Базаров опять противоречит своим принципам, отвечая, что «всякий человек - загадка». Одинцову можно сопоставить с княгиней Р, «сфинксом», но без тайн. Одинцова гораздо проще, она схематичнее, поселилась в деревне, как Павел Павлович, но не из-за несчастной любви, а потому, что любит «комфорт жизни».


На следующий день Базаров признается в любви Одинцовой, делая это весьма нетрадиционно. Признание - необходимая часть многих романов, но если в «Евгении Онегине» Татьяна «стыдом и страхом» замирала, то Базаров испытывает досаду. Вообще в романе показано несколько признаний, например, Аркадия Катерине. Оно традиционно: герои отвечают друг другу взаимностью. Отношение Базарова с Одинцовой вовсе не предполагают удачного завершения. Никто из них не понимает любовь как высокое чувство, скорее наоборот: для Анны Сергеевны - это излишнее беспокойство, а для Базарова - «страсть, похожая на злобу». Перед признанием Евгений говорит пророческие и вместе с тем очевидные слова про будущее, «которое большею частию не от нас зависит» (вспомним смерть Базарова). Одинцова в некотором роде становится Базаровым, она берет от него, возможно, самое плохое, нигилистическое начало. Если в Базарове есть какая-то деликатность к мыслям, чувствам, то Одинцова прямо говорит, что желает разобраться, что в Базарове «теперь происходит». Даже Евгений, достаточно циничный, возмущается, говоря: «Что я государство какое?». С другой стороны, у него появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны: Одинцова желает узнать о его чувствах с такой простотой, будто речь идет о лягушках, которых резал Евгений. Только Базаров лез в материальную сферу жизни и ее явлений, а Одинцова - в душевную. Если рассматривать Одинцову с этой позиции, то она сродни еще одному последователю Базарова, Ситникову, тоже «коверкающему» идеи учителя.

После признания Базаров косвенно сравнивается с Аркадием, который испытал«трепетание юношеской робости» и «сладкий ужас первого признания».

Порыв Базарова - это не порыв нигилиста, но человека, вырвавшегося на какое-то время из границ разума. Он повинуется инстинктам. У него было «почти зверское лицо», не случайно подчеркивается это сходство. Важно определение Катерины, говорящей, что сестра с Базаровым «дикие». На протяжении всего романа прослеживается сопоставление «диких» и «ручных».

Как ни странно, в этой ситуации поражение терпит Одинцова, а не неудачник любовник. Твердо решив, что она понимает все и всякого, она просчитывается вдвойне: Базаров и Аркадий превосходят все ее ожидания. Даже обдумывая для себя возможное счастье с Евгением, она думает только о себе, при этом как всякая светская дама (что полностью развенчивает тургеневское утверждение о том, что «характер у нее был свободный и решительный») всплакнула, но не испытала жалости, просто почувствовала себя виноватой. Виновата не Одинцова. Нельзя искать в любви виноватого, как она это делает. Влюбиться можно, но заставить себя это сделать нельзя. Одинцова руководствуется принципом «спокойствие превыше всего». «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие», - пишет Тургенев.

Таким образом, Одинцова, так же как и Павел Павлович – представитель интеллигенции, ближе к «отцам», «живой мертвец». Базаров сумел-таки нарушить покой мирной жизни Одинцовой, вывести ее из состояния душевной спячки хотя бы на несколько мгновений, дав ей понять или хотя бы заставив почувствовать ее нравственное несовершенство по сравнению с другими людьми. Ее проблема в том, что она не хочет другой жизни, ей проще говорить о дороге без пути и о прочем «романтизме», не видя реалий жизни.

В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях. Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает, как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.



Детская комната