Основная мысль произведения? Что такое основная мысль текста и как ее определить Как называется главная мысль романа.

ПИСЬМЕННО проанализировать его по следующему плану: 1. Автор и название стихотворения 2. История создания (если известно) 3. Тема, идея, основная мысль

(о чём стихотворение, что автор пытается донести до читателя, есть ли сюжет, какие образы создаёт автор). 4. Композиция лирического произведения. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - как выражает автор это чувства, используя средства композиции - какие образы создаёт, какой образ за каким следует и что это даёт; - одним ли чувством пронизано стихотворение или можно говорить об эмоциональном рисунке стихотворения (как одно чувство перетекает в другое) - представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли? Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод? 5.Поэтическая лексика какие средства художественной выразительности использует автор?(примеры) Зачем автор использует тот или иной приём? 6. Образ лирического героя: кто он?(сам автор, персонаж), Не пугай меня грозою: Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея, В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы! Но страшит меня ненастье: Горько думать, что пройдет Жизнь без горя и без счастья, В суете дневных забот, Что увянут жизни силы Без борьбы и без труда, Что сырой туман унылый Солнце скроет навсегда!

Сказка 12 месяцев помогите плиз хоть чем нибудь)Кто написал данное произведение? Охарактеризуйте его.

2. Какое место занимает произведение в творчестве писателя?
3. Определите жанр произведения.
4. Определите тему произведения (о чем в нем рассказывается).
5. Кто является главным героем произведения?
А) Охарактеризуйте его.
Б) Как проявляется характер героя в его поступках.
В) Как Вы к нему относитесь?
Г) Отношение автора к герою.
6. Как Вы понимаете замысел писателя, основную мысль произведения.
7. Что особенно нравится Вам в данном произведении?

Анализ поэтического произведения Твардовского Июль - макушка лета. По плану 1 Кем и когда было написано произведение 2 В какой период жизни автора. 3

Какова тема стихотворения 4 Основная мысль произведения 5 Композиция (количество катренов, как построено,) 6 Лирический герой (не автор) 7 Анализ средств художественной выразительности(зачем с какой целью) 8 Анализ строфики а) Размер стихосложения(ямб, хорей, анапест, дактиль амфибрахий) б) Рифма (мужская, женская, точная, не точная) в) Рифмовка (кольцевая, парная, перекрестная)

«Мы» был написан в 1920-1921 гг. в оригинальном жанре фантастики-антиутопии. Наряду с общественно-политической темой, затронутой автором, в нем поднят драматизм и психологизм личных взаимоотношений. Действие романа происходит в далеком будущем, где все люди живут в соответствии с единым механизмом, по так называемой регламентированной Часовой Скрижали жизни. Главная идея произведения показать, что технический процесс не всегда сопровождается духовным ростом человека, а даже наоборот.

Автор наглядно показывает, что тоталитарная система, где все рационально и подвержено силе разума, постепенно разрушает все человеческое в человеке. Главный герой романа - талантливый математик под нумером Д-503 . Он служит во благо Единого Государства, работает над строительством космического корабля «Интеграл» и ведет записки для потомков. Рукопись его называется «Мы», так как он уверен, что «мы» - это от Бога, а «я» - от Дьявола. В то же время он встречается с милой, кругло обточенной подругой О-90 . Все романтические встречи в Едином Государстве происходят по «розовым талонам».

Читая произведения Замятина, мы видим «стеклянные купола аудиториумов», «божественные параллелепипеды прозрачных жилищ», «огнедышащий Интеграл». Это особый мир, который, по мнению автора, ожидает человечество в ближайшем будущем. Сам он называл эту работу «самой серьезной» и в то же время «самой шуточной» из всех его произведений. В его Едином Государстве даже человеческий инстинкт голода побежден с помощью изобретения единой «нефтяной» пищи. Зависимость от природы, от живых потребностей давно искоренена. Нет такого понятия как любовь, так как все нумеры время от времени проходят процедуру очищения памяти, уничтожения фантазий.

Искусство заменяет Музыкальный Завод, где нумеры могут получать эстетическое наслаждение под звуки марша. Даже сфера деторождения и детоводства находится в полном подчинении от законов, бытующих на территории идеального полиса. А именно, в Детско-Воспитательном заводе предметы преподаются исключительно роботами. В обществе покорных нумеров, казалось бы, все идеально и только отсутствие любви указывает на неизбежность реформ, которые готовят в Древнем Доме так называемые враги счастья. Согласно плану «Мефи» общество должно пройти через революцию.

Однако главному герою Д-503 удается раскрыть антиправительственный сговор, с условием, что он приносит в жертву свою личную жизнь. После Великой Операции он убежден, что разум победит, поэтому чувствам в Едином Государстве не место. В голове у него становится пусто и легко и никакие чувства, возникшие ранее в его душе по отношению к I-330 , больше не беспокоят. Так, автор показывает два полярно разных общества, каждое из которых считает себя идеальным, но не доведено до совершенства.

Главная, основная мысль произведения

Альтернативные описания

Высокая мысль

Главная, основная мысль произведения

Мысль, которая осеняет далеко не всех

Мысль, намерение, план, замысел

Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы

Основная мысль литературно-художественного или научного произведения

Понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

Среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и «Русская...»

То, чего нельзя объяснить идиоту, и то, чего из его башки ничем нельзя вышибить

То, что лежит в основе любого начинания

Умствование, которое, как показала история, не дай бог, если овладеет массами

Хорошее предложение

Доминанта

Созрела среди извилин

Мысль, претендующая на исключительность

Приходит на ум, а до того - витает в воздухе

Мысль хорошая и вовремя

Плод, созревший среди мозговых извилин

Всемогущая мысль

Она свежая у новатора

Идефикс

Продукт человеческого мышления

Осеняющая мысль

Мысль, готовая к воплощению

Женское имя

Основная линия сюжета

Супермысль

Навязчивая...

Новаторская мысль

Плод мышления

Замысел

Светлая мысль

Продукт мышления

Творческое начало

Супер-мысль

Что такое доминанта?

Умствование

. «эврика!»

Задумка

Посетительница головы

Визит вдохновения

Она приходит при наитии

Внезапное понимание того, как поступить

Замысел, представление, намерение

Лейтмотив

Гениальная «мысля»

Гениальное предложение

Бывает навязчивой

Главная мысль, план, озарение

Мысленный образ

Внезапно осенившая мысль

Пришла в голову

Навязчивая конструктивная мысль

Отличная мысль

Конструктивная мысль

Прекрасная мысль

Внезапная конструктивная мысль

Главная мысль

Она бывает с приставкой «фикс»

Великолепная мысль

Светлый замысел

Добыча «Мозгового штурма»

Концепция произведения

Выдающаяся мысль

Замечательная мысль

Отличный замысел

Замечательный замысел

Гениальная мысль

Исходная мысль

Рационализаторская...

Мысль-озарение

Мысль, намерение, план

Мысль, замысел, намерение

Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чём-нибудь

. "Эврика!"

Гениальная "мысля"

Добыча "Мозгового штурма"

Ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. Наклонность человека к мечтательности этого рода

Мысль - озарение

Она бывает с приставкой "фикс"

Среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и "Русская..."

Что такое доминанта

Озарение серого вещества

Рассказ представляет собой форму литературного произведения. Как правило, рассказы отличаются небольшим объемом текста. Этим они не похожи на романы или даже повести, которые имеют куда больший объем.

Что такое главная мысль в рассказе

Важно понимать, что любой рассказ представляет собой историю, которая излагается в виде повествования. Рассказ не может быть бессмысленным. В противном случае, его никто не опубликует, и он останется только в личной коллекции графомана. Раскрыть понятие основной мысли рассказа можно следующим образом:

  • каждый рассказ имеет какой-либо смысл. Именно в выражении этого смысла, идеи и заключается задача писателя. Все используемые им литературные приемы направлены на достижение данной цели. Необходимо выразить основную идею рассказа и сделать это нужно интересно и ярко. Тогда читателям рассказ понравится, они его запомнят и воспримут заложенную в нем основную мысль;
  • основная мысль представляет собой идею всего рассказа, которую автор доносит до читателей. Он использует различные приемы. Одним из таких приемов является использование ключевых слов. Они как маяки «подсвечивают» весь текст, придавая ему колорит и уникальность. Например, в рассказе о морском путешествии обязательно будет использована соответствующая терминология, названия стран и народов, с которыми столкнулся путешественник. Ключевые слова делают рассказ более осмысленным и правдоподобным;
  • основная мысль должна быть правильно понята читателями. Ведь это суть всего рассказа. Именно ради нее писатель садился за работу.

Таким образом, основная мысль рассказа представляет собой идею, которую старался выразить автор.

Какие бывают основные мысли

Идея рассказа может заключаться в выражении важности жизненных ценностей. Это глубокие по смыслу рассказы. Они подчеркивают важность патриотизма, здорового образа жизни, правдивости. Немало существует и юмористических рассказов. Тогда необходимо сделать его действительно смешным. При этом нужно сохранить основную мысль. Ведь любая шутка имеет смысл, который и передается в рассказе.

Идея (греч. idea – первообраз, идеал, идея)– основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Именно способ выражения принципиально отличает идею художественного произведения от научной идеи. Идея художественного произведения неотделима от его образной системы, поэтому не так легко бывает найти ей адекватное абстрактное выражение, сформулировать ее в отрыве от художественного содержания произведения. Л. Толстой, подчеркивая неотделимость идеи от формы и содержания романа "Анна Каренина", писал: "Если бы я хотел сказать словами все то, что я имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала".

И еще одно отличие идеи художественного произведения от идеи научной. Последняя требует четкого обоснования и строгого, часто лабораторного, доказательства, подтверждения. Писатели, в отличие от ученых, не стремятся, как правило, к строгой доказательности, хотя у натуралистов, в частности у Э. Золя, такую тенденцию можно найти. Художнику слова достаточно поставить тот или другой волнующий общество вопрос. В самой этой постановке и может быть заключено основное идейное содержание произведения. Как отмечал А. Чехов, в таких произведениях, как "Анна Каренина" или "Евгений Онегин" не "решен" ни один вопрос, но тем не менее они пронизаны глубокими, общественно значимыми идеями, волнующими всех.

К понятию "идея произведения" близко и понятие "идейность". Последний термин в большей степени связан с позицией автора, с его отношением к изображаемому. Это отношение может быть различным, так же как и различными могут быть идеи, выражаемые автором. Позиция автора, его идеология определяются прежде всего эпохой, в которой он живет, присущими этому времени общественными взглядами, выражаемыми той или иной социальной группой. Для просветительской литературы XVIII века была характерна высокая идейность, обусловленная стремлением к переустройству общества на принципах разума, борьбой просветителей с пороками аристократии и верой в добродетель "третьего сословия". Одновременно развивалась и литература аристократическая, лишенная высокой гражданственности (литература "рококо"). Последнюю нельзя назвать "безыдейной", просто идеи, выражаемые этим направлением, были идеи противоположного просветителям класса, класса, теряющего историческую перспективу и оптимизм. В силу этого идеи, выражаемые "прециозной" (изысканной, утонченной) аристократической литературой, были лишены большого социального звучания.

Идейность писателя не сводится только к тем мыслям, которые он вкладывает в свое создание. Важен и отбор материала, на котором базируется произведение, и определенного круга персонажей. Выбор героев, как правило, детерминирован соответствующими идейными установками автора. Например, русская "натуральная школа" 1840-х годов, исповедовавшая идеалы социального равенства, с сочувствием рисует жизнь обитателей городских "углов" – мелких чиновников, бедных мещан, дворников, кухарок и т. п. В советской литературе на первый план выходит "настоящий человек", озабоченный прежде всего интересами пролетариата, жертвующий личным во имя общегосударственного блага.

Чрезвычайно важной представляется проблема соотношения в произведении "идейности" и "художественности". Далеко не всегда даже выдающимся писателям удается воплотить идею произведения в совершенную художественную форму. Нередко художники слова в своем стремлении как можно более точно выразить волнующие их идеи сбиваются на публицистику, начинают "рассуждать", а не "изображать", что, в конечном счете, только ухудшает произведение. Примером такой ситуации может служить роман Р. Роллана "Очарованная душа", в котором высокохудожественные начальные главы контрастируют с последними, представляющими собой что-то вроде публицистических статей.

В таких случаях полнокровные художественные образы превращаются в схемы, в простые рупоры идей автора. К "прямому" выражению волнующих их идей прибегали даже такие величайшие художники слова, как Л. Толстой, хотя в его произведениях такому способу выражения отведено сравнительно мало места.

Обычно художественное произведение выражает главную идею и ряд второстепенных, связанных с побочными сюжетными линиями. Так, в знаменитой трагедии "Царь Эдип" Софокла наряду с основной идеей произведения, гласящей, что человек – игрушка в руках богов, в великолепном художественном воплощении проводятся идеи о притягательности и одновременно бренности человеческой власти (конфликт Эдипа с Креонтом), о мудрой "слепоте" (диалог слепого Тиресия со зрячим телесно, но духовно слепым Эдипом) и целый ряд других. Характерно, что античные авторы даже самые глубокие мысли стремились выразить только в художественной форме. А что касается мифа, то его художественность без остатка "поглощала" идею. Именно в этой связи многие теоретики говорят о том, что чем древнее произведение, тем оно художественнее. И это не потому, что древние создатели "мифов" были талантливее, а потому, что у них просто не было другого способа выражать свои идеи в силу неразвитости абстрактного мышления.

Говоря об идее произведения, о его идейном содержании, следует также иметь в виду, что оно не только создается автором, но может вноситься и читателем.

А. Франс говорил, что в каждую строку Гомера мы вносим свой смысл, отличный от того, который вкладывал в нее сам Гомер. К этому критики герменевтического направления добавляют, что восприятие одного и того же художественного произведения бывает различным в разные эпохи. Читатели каждого нового исторического периода обычно "впитывают" в произведение господствующие идеи своего времени. И это действительно так. Разве не пытались в советское время наполнить роман "Евгений Онегин", исходя из доминирующей в то время "пролетарской" идеологии, тем, о чем и не помышлял Пушкин? В этом отношении особенно показательна интерпретация мифов. В них при желании можно найти любую современную идею от политической до психоаналитической. Не случайно З. Фрейд увидел в мифе об Эдипе подтверждение своей идеи об изначальном конфликте сына с отцом.

Возможность широкого толкования идейного содержания художественных произведений как раз и вызвана спецификой выражения этого содержания. Образное, художественное воплощение идеи не является таким точным, как научное. Это и открывает возможность весьма свободного толкования идеи произведения, равно как и возможность "вчитывания" в него тех идей, о которых и не помышлял автор.

Говоря о способах выражения идеи произведения, нельзя не упомянуть учения о пафосе. Известны слова В. Белинского о том, что "поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос". И поэтому идея произведения "является не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а живым созданием". Слова В. Белинского подтверждают то, о чем говорилось выше – идея в художественном произведении выражается специфическими средствами, она "живая", а не абстрактная, не "силлогизм". Это глубоко верно. Следует лишь уточнить, чем все же отличается идея от пафоса, ибо в формулировке Белинского такое различие не просматривается. Пафос – это прежде всего страсть, и она связана с формой художественного выражения. В этой связи говорят о "патетических" и бесстрастных (у натуралистов) произведениях. Идея же, неразрывно связанная с пафосом, все же больше относится к тому, что называют содержанием произведения, в частности, говорят об "идейном содержании". Правда, это деление относительное. Идея и пафос сливаются воедино.

Тема (от греч. thema) – то, что кладется в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор жизненного материала, постановка проблем, т. е. выбор темы, диктуются теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор. В. Даль в "Толковом словаре" определил тему как "положение, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют". Этим определением подчеркивается то, что тема произведения – это прежде всего постановка проблемы, "задачи", а не просто те или другие события. Последние могут быть предметом изображения и определяться также в качестве сюжета произведения. Понимание "темы" главным образом как "проблемы" предполагает ее близость к понятию "идея произведения". Эта связь была отмечена Горьким, писавшим, что "тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления". Проблемная направленность темы часто выражается в самом названии произведения, как это имеет место в романах "Что делать?" или "Кто виноват?". В то же время можно говорить чуть ли не о закономерности, заключающейся в том, что почти все литературные шедевры имеют подчеркнуто нейтральные названия, чаще всего повторяя имя героя: "Фауст", "Одиссея", "Гамлет", "Братья Карамазовы", "Дон Кихот" и т. д.

Подчеркивая тесную связь идеи и темы произведения, нередко говорят об "идейно-тематической целостности" или о его идейно-тематических особенностях. Подобное объединение двух различных, но тесно связанных меж собой понятий представляется вполне оправданным.

Наряду с термином "тема" нередко употребляется и близкий к нему по смыслу – "тематика", что подразумевает наличие в произведении не только главной темы, но и различных побочных тематических линий. Чем масштабнее произведение, чем шире в нем охват жизненного материала и сложнее идейная основа, тем больше таких тематических линий. Основная тема в романе И. Гончарова "Обрыв" – повествование о драматизме поиска своего пути в современном обществе (линия Веры) и "обрыв", которым заканчиваются подобные попытки. Вторая тема романа – дворянский дилетантизм и его губительное воздействие на творчество (линия Райского).

Тема произведения может быть как общественно значимой – именно такова была тема "Обрыва" для 1860-х годов, – так и незначительной, в связи с чем иной раз говорится о "мелкотемье" того или иного автора. Однако следует иметь в виду, что некоторые жанры по самой своей природе предполагают "мелкотемье", т. е. отсутствие общественно значимых тем. Такова, в частности, интимная лирика, к которой понятие "мелкотемье" неприменимо в качестве оценочного. Для крупных же произведений удачный выбор темы является одним из главных условий успеха. Это хорошо видно на примере романа А. Рыбакова "Дети Арбата", небывалый читательский успех которого обеспечила прежде всего острая для второй половины 1980-х годов тема разоблачения сталинизма.



Детская комната