Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

«Сказки» - Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Много захочешь – последнее потеряешь. О животных. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Народные сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди». Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Репка. Курочка Ряба. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица».

«Урок Сказка» - В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сказочные викторины: Парад сказочных человечков. Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я!

«Сказки в картинах русских художников» - Поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие творчества Врубеля. Сказочная Русь. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель Михаил Александрович. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. По окончании курса в Петербургском университете Врубель поступил в Академию Художеств.

«Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Герои сказки «Конек-горбунок». Герой сказок – Иван-дурак. Яйцо должно было быть полным, как окружающий наш мир. Окружающий мир для нас становится сказочным. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Баба-яга в является «первой женщиной-космонавтом».

«Проект сказки» - Отдохнём? Конец сказки. ПИСАТЕЛЬ (автор). Волшебная. Волшебный предмет. Проект «СКАЗКА». Бытовая. Начало (зачин). Испытатели. Испытание проекта. Экспериментаторы. Место. Виды сказок. Деление на группы постановка задачи. Методическая разработка урока по теме «Литературная сказка». Богатырская. Народ.

«Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Сказка – любимый жанр детского чтения. Ребята активно участвовали в игре. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

Козьминых Олег, Терюхов Руслан


История создания сказок

Вершиной мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые "Сказки для детей изрядного возраста", которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”. А в заключении цензора Лебедева мы читаем: «…то, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.


  • Сатиру называют взглядом «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира встречается чаще всего.
  • Ярким доказательством тому являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фантастичность сказочных сюжетов позволила писателю продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции.
  • Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Жанровое своеобразие

  • В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы и поговорки, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
  • Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Жанровое своеобразие

  • Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет чётких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции.
  • Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Жанровое своеобразие

  • Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина.
  • А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
  • Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Тематика сказок Щедрина

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Проблематика сказок

  • Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»).
  • Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Художественные особенности

  • Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
  • Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)





План анализа: Основная мысль Главная мысль Особенности образов Сатирические приемы Соединение фольклорного, фантастического и реального

Основная мысль Герой сказки – карась. Живет в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма.

Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно"

Главная мысль Автор обвиняет «карася» (и, соответственно, тех, кто стоит за этим образом) прежде всего в неучастии в реальной политической жизни. Особо подчеркнем тот факт, что именно в описании карася наиболее отчетливо проявляют себя черты щедринского «эзопова языка» . Сказка "Карасьидеалист" раскрывает заблуждения русской интеллигенции.

Особенности образов Название указывает, во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество. Как правило, животные в сказках Щедрина наделяются теми качествами, которые закреплены за ними фольклорной традицией (заяц – глуп, лиса – хитра и т. д.) , однако в данной сказке автор пытался создать специфический образ – образ идеалиста, а потому перед ним встала проблема выбора того животного, которое бы более всего этому образу соответствовало.

Щедрин останавливает свой выбор на карасе и выбор этот, конечно же, не случаен, он определяется той целью, которую ставил перед собой автор, а именно – изобразить интеллигентасоциалиста, не соизмеряющего свои мысли и поступки с требованиями, предъявляемыми к нему окружающей действительностью (уровень духовного развития общества – эта тема занимает главенствующее положение в «Карасе-идеалисте»).

Соединение фольклорного, фантастического и реального Смешение зоологического и реального пластов можно показать, в частности, на примере описания ерша, оппонента карася: «Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая» . Здесь два качества – человеческое (скептицизм) и рыбье (колючая) – не просто дополняют друга, но друг от друга зависят, перетекают одно в другое, за счет чего и создается цельный образ.

Слайд 1

Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность
В мире сказок Салтыкова - Щедрина

Слайд 2

Слайд 3

Основные задачи сказок:

Слайд 4

Слайд 5

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 6

Идейно-тематическое содержание сказок
Всего 32 сказки
Обличение господствующего класса
Показ положения угнетенного класса
Обличение самодержавия
Обличение бездеятельных либеральных обывателей
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Слайд 7

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 8

В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

Слайд 9

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Мультфильм

Слайд 10

«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

Слайд 11

«Премудрый пискарь»
Мультфильм

Слайд 12

Сказка «Дикий помещик»
«Дикий помещик
Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему. В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.

М. Е. Салтыков -Щедрин. Сказки.

Выполнила:

учитель литературы

МБОУ СШ №8

Бородина В. В.


М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Литературный псевдоним – Николай Щедрин.

Выпускник Царскосельского лицея, крупный государственный чиновник.

В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.


История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух.


Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц»)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак»)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.


Сказка Салтыкова-Щедрина сплав фольклорной сказки и басни

  • Сказочный зачин
  • Устойчивые выражения
  • Фантастические события
  • Образы животных
  • Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Эзоп - легендарный поэт, творец басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств», басенным «персонажам», (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).


Сочетание реального и фантастического

Реальное

Фантастическое

Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц - Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.

Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.


Использование определённых сатирических приёмов

Аллегория

иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

Гипербола

намеренное преувеличение свойств изображаемого предмета

Ирония

отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован

Сарказм

едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом


Один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического


Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

В небольшом по объёму произведении соединяется лирическое, эпическое и сатирическое и предельно выражена проблема судьбы русского народа.



«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»






Детская комната