Презентация на тему мусоргский. Презентация к уроку по музыке "Модест Петрович Мусоргский

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Великий русский композитор М.П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в небольшом селе КаревоТоропецкого уезда Псковской губернии. Здесь прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался. Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке. 175 лет со дня рождения великого русского композитора М. П. Мусоргского «Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве». М. Мусоргский

Cлайд 4

Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова), женщина умная и хорошо образованная. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Но никто не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер творчества Мусоргского. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".

Cлайд 5

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

Cлайд 6

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» - виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

Cлайд 7

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Cлайд 8

В ОТДЕЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСКУССТВУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КНИГИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

Cлайд 9

Орлова А. «Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества». - Москва: Государственное музыкальное издательство,1963. - 702с.

Cлайд 10

ОРЛОВА А. А. МУСОРГСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ (СЕРИЯ «ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАУКИ В ПЕТЕРБУРГЕ – ПЕТРОГРАДЕ – ЛЕНИНГРАДЕ»). Л., ЛЕНИЗДАТ, 1974.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Новиков Н. С. У истоков великой музыки: Поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. – Л.: Лениздат,1989.

Cлайд 16

Новиков Н. С. Молитва Мусоргского: Поиски и находки. Изд. 2-е., доп. – Великие Луки, 2009.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Петровская детская школа искусств». Презентация на тему: «Сатирические песни М.П.Мусоргского» Работу выполнила: учащаяся 5 класса фортепианного отделения Петросян Анна. Руководитель: Миркина Елена Васильевна.

С. Петровское

Тамбовской области.


Немного о творчестве.

М.П.Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей своей жизни.

Им было создано около 70 произведений, разнообразных по содержанию и по форме.

Это и лирика, и яркие реалистические зарисовки из народной жизни-»народные картинки» и музыкальные портреты.

Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической песни.

Но особенно ярко проявилось комическое дарование Мусоргского при сочинении сатирических песен.



Калистрат

В мае 1864г. создаётся своеобразная вокальная песня из крестьянской жизни на слова Некрасова «Калистрат». Мусоргский охарактирзовал её как «первую попытку комизма» в своём творчестве. «…вы ещё смеётесь над простаком, но уже ваш смех растворён горечью»-так писал Белинский.

В образах вокальной пьесы сквозит ирония, усмешка, образы светятся терпким народным юмором, смысл трагичен. «Калистратушка» - это песня-притча о безотрадной доле бедняка, рассказанной им самим с комизмом, вызывающим горькую улыбку.


«Ах ты, пьяная тетеря»

В. Никольский

Осенью 1866 года Мусоргский написал песню- сценку «Ах ты, пьяная тетеря!»(из похождений Пахомыча), на собственные слова. Эта песня долгое время оставалась неизвестной и лишь в 1906 году была опубликована Римским-Корсаковым. Впрочем эта песня даже не предназначалась для публикации. Это своего рода «домашняя пародия» . Пьеса посвящена В. Никольскому, известному в свое время историку, педагогу и лингвисту. Тесная дружба Мусоргского и Никольского сыграла важную роль в творчестве композитора. Именно Никольский предложил Мусоргскому писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова», участвовал в разработке плана музыкальной драмы.


Ах ты, пьяная тетеря

Необычайно ярко передана в музыке сценка суматошной речи «женки Пахомыча» , то распекающей, то умоляющей.то урезонивающей. Сам Пахомыч в сценке лицо пассивное. Он топчется на месте, не пытаясь даже оправдаться и выждав удобный момент, сочувственно присоединяется к причитаньям жены, чем совсем выводит ее из себя. Этот не получившийся дуэт бесподобен по комическому показу персонажей сценки.


Семинарист

Через пять дней после комической сценки «из похождений Пахомыча» появился «Семинарист»(27 сентября 1866 г.) «Это я сделал утром, проснувшись в 1966 г., начав только с ритма»,- гласит надпись Мусоргского на экземпляре, подаренным Голенищеву-Кутузову.

Ритм сценки- это импульс образного движения. В ритме найдена «скулящая» интонация наказанного семинариста; из ритма возникает напев-воспоминание семинариста о румяной Стёше, поповской дочке, и о том, как ему «от беса искушенье довелось принять в храме божьем»,

За что он вынужден теперь долбить ненавистные латинские слова.

Сценка проникнута едким сарказмом и грустной иронией. В смешном облике незадачливого семинариста проглядывает грубоватая, но простодушная натура неотёсанного парня.


Озорник

В декабре 1867 г. Мусоргский написал ещё 3 вокальные пьесы «Озорник», «Светская сказочка» («Козёл») на собственные слова; и «По-над Доном сад цветёт» на стихи А.Кольцова.

«Озорник» одна из тех картинок, где комизм поистине трагичен. Мальчишка преследует горбатую старуху, издеваясь над её убожеством.

«Ох, баушка, ох, родная, раскрасавушка, обернись! Востроносая, серебрёная, пучеглазая, поцелуй!...» Старуха бьёт его, он кричит от боли- «ой, не бей!»- и дразнит всё злее и безжалостнее. Он изощряется в озорных выходках, и чем смешнее они, тем трагичнее звучит сцена. Образное развитие музыкальной речи основывается на короткой теме.

Ц. Кюи говорил, что «Озорник» Мусоргского- это мучительное скерцо, полное силы и новизны.

«Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания.


Если «Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания, то «Козёл- весёлый смех. Эта пьеса, названая композитором «светской сказочкой», написана в жанре басни, смысл которой раскрывается в забавной аллегории: шла девица прогуляться, повстречался ей козёл- «старый, грязный, бородатый, страшный, злой и весь мохнатый, сущий черт», перепугалась девица и убежала чуть жива. Вот пришла ей замуж, повстречался барышне другой, великосветский Козёл- «Старый и горбатый, лысый, злой и бородатый, сущий черт», но его она совсем не испугалась-»она к мужу приласкалась, уверяя что верна…».

Остроумное сопоставление иронии в характеристиках светской барышни и козла, оригинальное фортепианное сопровождение с невозмутимым юмором, комментирующее смысл сказочки,- всё это обусловило огромный успех басенки про козла.


Стрекотунья белобока.

Это произведение Мусоргский сочинил 26 августа 1867 г. ,когда пребывал в Питере. Это вокальное скерцо, в котором остроумно соединены композитором два небольших стихотворения Пушкина: «Стрекотунья белобока» и «Колокольчики звенят». Музыка искрится простодушным юмором, изобретательностью.

Эта невероятная юмореска возникла, вероятно, экспромтом- в кружке близких друзей Александры и Надежды Опочининых. Им она и посвящена.

«Небывалый колокольчик» резвой сороки-стрекотуньи неожиданно перекликается с колокольцами пляшущей цыганочки-певуньи, «мастерицей ворожить».

В это же время была написана лирическая песенка «По грибы» на слова Л.Мея. Посвящена В. Никольскому.


Летом 1870 года был написан вокальный памфлет- «Раёк». Стасов представляет это произведение так: « Рассказ и прибаутки мужика под балаганами на масленице, показывающего «честным господам чудушко морское в круглое стёклышко своего домика»

«Раёк» начинается весёлым трезвоном раёшника(«я сам» как обозначал Мусоргский.)

Композитор надевает на своих героев музыкальные маски.

«Раёк- народный театр картинок, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.


Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе.

Во время концертной поездки Мусоргский успевал заниматься и творчеством.

В 1879 г. сочинил песню, ставшую знаменитой «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе», на слова Гёте. Это последняя сатирическая песня композитора.


Композитор Даты жизни Место рождения Оперы Инструмен тальная музыка Вокальна я музыка Мусоргский Модест Петрович (1839– 1881) село Карево Торопецкого уезда Псковской губернии Женитьба, Борис Годунов, Хованщина Сорочинск ая ярмарка Ночь на Лысой горе, Картинки с выставки Песни и пляски смерти, песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, на собственны е тексты


Учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков вышел в отставку.







В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков издается первое сочинение Мусоргского полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка вышел в отставку.


Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления, лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения знакомство с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым, В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры.


186869; 2-я ред создание одного из величайших творений народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину,). 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (187577), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный цикл «Картинки с выставки» (1874) в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.





Действующие лица: Борис Годунов, царь Фёдор и Ксения, его дети Князь Василий Шуйский Пимен, летописец Григорий Отрепьев, Самозванец (Лжедмитрий) Марина Мнишек, дочь польского воеводы Рангони, тайный иезуит Варлаам и Мисаил, бродячие монахи Юродивый Действие происходит в России и Польше в годах


Оперный план Пролог 1 картина Двор Новодевичьего монастыря 2 картина Площадь в Кремле перед Успенским собором. Сцена венчания на царство I действие 1 картина В келье Чудова монастыря Монолог Пимена 2 картина В корчме на Литовской границе Песня Варлаама II действие Царский терем в Кремле Сцена с курантами


Оперный план III действие 1 картина Сандомирский замок в Польше Ария Марины Мнишек 2 картина В саду у фонтана IV действие 1 картина Площадь перед собором Василия Блаженного Плач Юродивого Хор «Хлеба!…» 2 картина В Грановитой палате Московского кремля Сцена смерти Бориса 3 картина Близ селения Кромы Песня Варлаама и Мисаила Плач Юродивого















Шут и юродивый в средневековой культуре Вопросы для сравненияШутЮродивый Внешний вид Колпак с кисточкой, специальный костюм. Босой, одет в лохмотья, на теле вериги. Особенности мировоззрения Не знает мира без Бога, поэтому это бунтарь против доктрин, но не против Бога, высмеивает пороки отдельных людей и общества в целом Осуждает людей за отступление от христианских заповедей и сам старается жить по нормам христианства, считает, что надо умерщвлять плоть во имя духовного совершенствования Роль в общественной жизни Раскрывают правду о мире и власти, помогают преодолеть страх и неуверенность в завтрашнем дне, пытаются стереть иерархические рамки и вернуться к человеческим отношениям; за порогом официальной культуры пытаются строить мир антикультуры. Отношения с официальной властью Всякая общечеловеческая правда допускалась лишь в rex случаях, когда она представала в безобидной форме, возбуждая смех и не претендуя на какую- нибудь более серьезную роль в жизни Их признавали лишь до известных пределов, демонстративная близость монархов и юродивых восходит к древнейшему культурному архетипу, отождествляющему царя и изгоя-раба, прокажённого





Cлайд 1

Cлайд 2

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член «Могучей кучки». Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. В 1849 году, переехав в Петербург, Модест поступил в немецкое училище. Через несколько лет, не закончив училище, ушел Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Юность

Cлайд 3

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, развивал в себе музыкальные навыки. Интерес к музыке

Cлайд 4

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному раскрытию слова. Любовная лирика привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» , «Спи-усни, крестьянский сын» , «Гопак» , «Светик Савишна» и «Озорник» и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое музыкальное выражение для безысходности, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому. Творчество

Cлайд 5

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её. Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Сала мбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях. Первые работы

Cлайд 6

Следующий крупный замысел - оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет - в редакции Н. А. Римского-Корсакова « Борис Годунов»

Cлайд 7

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу «Хованщина», одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова. «Хованщина» Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Последние годы

Детская комната