Презентация произведения айтматова белый пароход. По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни

1 слайд

родился 12 декабря 1928 г. в кишлаке Шекер Киргизской АССР Российской Федерации (ныне - Таласская область Киргизии). Киргиз. Отец - Торекул Айтматов (1903 г. р.), видный большевицкий деятель Мать - Нагима Хазиевна Абдувалиева (Айтматова) (1904 г. р.), Окончил восемь классов школы, в годы войны работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады. 1945-1948 гг. - студент Джамбульского зоотехникума, г. Джамбул (ныне - Тараз), Казахстан. 1948-1953 гг. - студент сельскохозяйственного института, Бишкек. 1952 г. - начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском и русском языке. 1956-1958 гг. - слушатель Высших литературных курсов, Москва. 1958 г. - в журнале "Октябрь" опубликован первый рассказ "Лицом к лицу" (перевод с киргизского), были опубликованы рассказы и в журнале "Новый мир". 1959-65 - главный редактор журнала "Литературный Киргизстан", одновременно собкор газеты "Правда" по Киргизской ССР, Бишкек. 1964-1986 гг. - первый секретарем СК Киргизии. 1976-1990 гг. - секретарь правления СП СССР. 1986 г. - первый секретарь правления СП Киргизии (1986). 1990-1994 гг. - посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 1994 - март 2008 г. - посол Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Давайте познакомимся: Айтматов Чингиз Торекулович

2 слайд

3 слайд

Сочинения: "Газетчик Дзюйдо", рассказ (на русском языке) "Ашим" (1953) "Мы идем дальше" (1957) "Ночной полив" (1957) "Трудная переправа" (1957) "Лицом к лицу", повесть (1957) "Соперники" (1958) "Джамиля", повесть (1958) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Тополек мой в красной косынке", повесть (1961) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Первый учитель", повесть (1962) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Верблюжий глаз", повесть (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Материнское поле", повесть "Прощай, Гюльсары! ", повесть, первое произведение, написанное на русском языке (1966) "Белый пароход", повесть (1970) "Восхождение на Фудзияму", пьеса (в соавторстве с К. Мухамеджановым) (1973) "Ранние журавли" (1975) "Пегий пёс, бегущий краем моря", повесть (1977)

4 слайд

"Буранный полустанок" (первое название - "И дольше века длится день"), роман (1980) (первый роман Айтматова) "Плаха", роман (1986) "Белое облако Чингисхана", повесть (1990) "На реке Байдамтал", рассказ (1991) "Тавро Кассандры", роман (1996) "Плач охотника над пропастью", эссе (в соавторстве с М. Шахановым) (1997) "Встреча с одним бахаи" (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998) "Плач перелетной птицы", притча (2003) "Баниана", этюд (2003) "Когда падают горы (Вечная невеста)", роман (2006) "Убить не убить… " (2006)

5 слайд

6 слайд

Сценарист фильмов (в большинстве случаев с соавторами): 1961 Перевал 1965 Первый учитель 1967 Материнское поле 1968 Бег иноходца (по повести "Прощай, Гюльсары! ") 1969 Джамиля 1972 Я - Тянь-Шань ("по повести "Тополек мой в красной косынке") 1974 Эхо любви (по рассказу "На реке Байдамтал") 1975 Красное яблоко (Кызыл алма) (по мотивам новеллы Айтматова) 1976 Белый пароход 1979 Ранние журавли 1988 Восхождение на Фудзияму 1988 Смерч 1990 "Пегий пес, бегущий краем моря". 1990 Плач перелетной птицы 1995 Буранный полустанок (Казахстан) 2004 Плач матери о манкурте (Киргизия)




В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.


Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехником, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.


В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Лите ратурный Киргизстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.


Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.


Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".


По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960– 1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).


В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.


В повести "Джамиля", героем- повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.


В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.




Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)








Литературные критики выделили три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. Джамиля, Верблюжий глаз, Тополек мой в красной косынке, Первый учитель- произведения первого эта- па. Второй образуют повести Материнское поле (1963 г.) и Прощай, Гульсары! (1966 г.). Третий же начинается с Белого парохода (1970 г.). Это также Ранние журавли, Пегий пес, бегущий краем моря и роман Буранный полустанок.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 «А» классе

42 гимназии Приморского района

Санкт-Петербурга

Учитель: Темченко Наталия Александровна

Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

Задачи урока:

  1. Найти ответ на вопрос о том, каковы взаимоотношения природы и человека в данном тексте.
  2. Поразмышлять о проблемах нравственности, которые возникают в связи с этой легендой.
  3. Использовать различные формы работы с целью подготовки к написанию сочинения-миниатюры в жанре той же нравственной темы.

Темы сочинений:

  1. Монолог Рогатой матери-оленихи, которая обиделась на людей и увела из этих мест оленей.
  2. «…худо, когда не умом люди блещут, а богатством!»
  3. «…богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
  4. «…там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

План урока:

  1. Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».
  2. Слово учителя: Мы с вами уже говорили о мальчике и дед Момуне, узнали о сказке

про белый пароход. Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери-оленихе и подготовиться к написанию классного сочинения на темы, которые вы видите на доске.

Вглядимся в линогравюру 1976 года А. С. Осташева, на которой изображен мальчик.

Опишите его лицо .

Ковалева Света: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.

Дружко Юля: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.

Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот

вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац . Его тема – первый пункт плана в тетради.

  1. Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.

Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:

  1. Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.

Ильин Валера: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»

Глебовская Анна: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»

Петров Олег: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».

Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и « − ».

Чихиркин Сергей: « − »: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».

Дружко Оксана: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».

Учитель: Найдите в тексте вывод.

Сорокин Володя: «Помутился разум у людей».

Учитель: Соедините текст с современностью.

Дружко Оксана: Очень похоже на Чечню, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.

Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.

Потапенко Валя: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.

  • Пересказ эпизода.

3. Похороны киргизского вождя

  • Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.

4. Нападение врагов на племя.

Реплики ребят:

  • невиданное побоище (эпитет)
  • убивали всех подряд
  • покончить с дерзким племенем киргизов
  • чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)

Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.

Кузнецов Женя: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.

Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?

Лиепин Саша: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.

Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?

Никонов Никита: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.

Макарова Катя: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.

Учитель: А теперь – устное словесное рисование : портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.

Захарченко Таня: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.

Лебедева Света: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.

  • Пересказ эпизода.

Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»

5. Дети у врагов.

Марьенков Сергей: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…

Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.

Марьенков Сергей: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.

Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.

Марьенков Сергей: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.

Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.

Захарченко Таня: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.

VI. Анализ эпизода.

Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?

6. Диалог Старухи и реки Энесай.

Ковалева Света: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.

Ковалева Катя: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.

Марьенков Сергей: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.

Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)

Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?

Захарченко Таня: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.

Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.

Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?

Глебовская Аня: Это символ природы и красоты.

Потапенко Валя: Символ материнской любви.

Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?

Анисимова Юля: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.

  • Пересказ эпизода.

7. Обретение новой родины.

Анисимова Юля: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.

Ефимов Дима: Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.

Учитель: Процитируйте пейзаж озера.

Ремизова Саша: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».

Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?

Пальчиков Илья: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»

Учитель: Жить как люди означает:

  • трудиться
  • жить в мире и согласии
  • хранить язык и обычаи предков
  • жить в гармонии с природой.

Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?

Полякова Надя: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.

Учитель: Как почитали ее бугинцы?

Пальчиков Илья: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,

  • в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
  • Состязались в скачках («Бугу!»)
  • Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
  • Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.

Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?

Ремизова Саша: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.

Учитель: Какие древние законы были нарушены?

Касьяненко Женя: Они

  • подняли руку на стариков
  • унизили их
  • нарушили закон гостеприимства
  • не вняли советам старцев.

А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.

Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.

Ковалева Катя:

«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память».

«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»

Сорокин Володя:

«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?»

«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни»

Захарченко Таня:

«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле»

«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».

Глебовская Анна:

«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги».

«Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?

Никонов Никита: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.

Чихиркин Сергей: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.

Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?

Дружко Юля: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.

Дружко Оксана: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.

Ремизова Саша: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.

Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.

Задание: Написать сочинение-миниатюру по предложенным темам.

Пересказ эпизода «Похороны киргизского вождя».

Макарова Катя: Он ходил в походы, рубился в сечах. Теперь в легенде подробно описывают обряд похорон: тело несут над Энесаем (материнским руслом), чтобы «душа… пропела последний раз песнь об Энесае»…

Никонов Никита: В этой песне чувствуется единство человека и природы: «река шире, земля родней (о природе), горе глубже, воля вольней (о человеке)».

Макарова Катя: Говорятся слова на погребальной сопке: «Вот твоя река . Вот твое небо. Вот мы , рожденные от одного с тобой корня . Мы все пришли проводить тебя. Спи спокойно». Получается, что человек после смерти возвращается в лоно матери-природы.

Сорокин Володя: На могиле батыра устанавливается каменная глыба, похожая на ту, что изображена за спиной мальчика на линогравюре.

Анисимова Юля: Каждая семья прощается с батыром у своей юрты, висят белые флаги скорби. Ведь это беда всего племени.

Ипатов Сергей: С ним будут зарыты доспехи, щит и копье, конь с погребальной попоной. Звучат трубы и барабаны.

Кузнецов Женя: Плакальщицы распустили волосы, а джигиты опустились на колено, чтобы поднять на плечи бренное тело.

Ипатов Сергей: А еще будут принесены в жертву девять кобылиц, девять быков и девятью девять овец.

Учитель: Все это обряды язычников, которые поклоняются многим богам, олицетворяющим природу. И прежде всего это поклонение Энесаю (Енисею), что в переводе означает «материнское русло».


25.11.2015 9607 605 Кульмуханова Майра Балгазиевна

Тема: Чингиз Айтматов «Белый пароход»
Цель: Осмыслить прочитанное произведение Ч.Айтматова, продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.
Формы работы: Работа в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет писателя, высказывание Ч.Айтматова, иллюстрации художников к повести, компьютер, дополнительный раздаточный материал по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания- выразительное чтение отрывка рассказа«Волки».
3.Мотивация чтения
Слово учителя.
С именем Чингиза Торекуловича Айтматова вы хорошо знакомы. Это известный писатель с мировым именем. Его перу принадлежит много произведений: романы, повести и рассказы.
Толчком к написанию повести «Белый пароход» стала поедкка на Иссык- Куль, а Сан- Ташские леса, где писатель встретил водителя грузовика с сеном, который рассказал, что зашли сюда откуда-то два марала. «Одного из них убили, а другой –ушёл… И, видно,никогда не вернётся»,-сказал он с грустью.Он показал Айтматову и дом лесника, где они ночевали. « Так я попал на кордон, где жил мальчик из «Белого парохода»,- вспоминал писатель.
Творческая фантазия переосмыслила миф об оленях, соединив в рассказе реальное и мифологическое. Вот в этом переплетении миров живёт маленький мальчик…
Повесть начинается так: « У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной».
Краткий пересказ основного содержания повести учителем.
Чтение рассказа учителем.
Словарная работа
Работа с текстом.
Составление плана отрывка;
Пересказ по плану (краткий)
Обращение к теме урока
- Что вы считаете главным в человеческой жизни?
- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.
II. Сравнительная характеристика
І группе образ Момуна
ІІ группе образ Орозкула
ІІІ группа образ мальчика.
Презентация работ и краткие пересказы содержания повести
1. Аналитическая беседа.
В первую очередь, каким вы его представляете? Почему у него нет имени?
- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?
- Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?
- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?
- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?
- Как живется мальчику среди взрослых?
-Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?
- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?
- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? .
- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?
III. Вывод учителя:
- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
IV. Осмысление заключительных слов повести.
- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?
Как относятся друг к другу мальчик и Момун?
Чтобы ответить на зтот вопрос, нужно обратить внимание на текст:
1. « Когда увидел Момун внука возле автолавки, сразу понял, что мальчик чем-то огорчён…»
2. « Потом взглянул на внука, неловко держащего новенький портфель, прижал его к себе, твёрдая ладонь деда мягко прикрыла голову мальчика.
И тот почувствовал, как вдруг сдавило сильно горло и остро ощутил худобу деда, привычный запах его одежды. Сухим потом и потом работящего человека пахло от него. Верный, надёжный родной, быть может, единственный на свете человек, который души в мальчике не чаял, был таким вот простецким, чудаковатым стариком, которого ученики прозвали «Расторопным Момуном»
Сделать рисунок к тексту. Презентация работ. Оценивание.
V. Итог урока.
- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?
Вывод учителя.
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.
Рефлексия.
Чем запомнился наш сегодняшний урок?
Что было важно в сегодняшней встрече?
О чем пришлось задуматься?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Тема: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.

Задачи:

    осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.

    развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.

    воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Оборудование: презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация PowerPoint по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», цветные стикеры, таблицы, ватман, маркеры.

Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни.»

Ход урока:

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы

1

1 .Организационный момент: установка на внимание, приветствие, деление на группы

2. Целеполагание:

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на уроке.

С чего вы начнёте?

С помощью цветных стикеров распределяются на 4 группы.

Оформление записей в тетрадях.

Определение целей и задач урока.

Стикеры 4-х цветов.

Рабочие тетради.

Презентация PowerPoint . Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты, Эпиграф урока»

2

Стадия вызова: проверка и прослушивание подготовленных заданий дома

1.Представление презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» -

2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» -

Оценивание цветными стикерами:

зеленый –«понял», желтый-«не совсем понял», красный-«совсем не понял»

Цветные стикеры, презентация PowerPoint

3

Стадия осмысления:

1. Проводит словарную работу: определение значения слов «добро», «доброта».

2. Проводит беседу по прочитанной повести.

3.Организует работу в группах

4.Просмотр фрагментов худфильмаБ.Шамшиева «Белый пароход»:легенда о матери-оленихе.

Проводит беседу.

5.Работа в группах

6. Ролевая игра «Суд»

7. Творческая работа: каждая группа придумывает важный совет, помогающий избежать зла; учитель тоже участвует

1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.

2.Работа в группах:

1группа-работают с Толковым словарем;

2-3группы-записывают ассоциации;

4группа-делают вывод.

Отвечают на вопросы

Работа в группах:

1группа-составить цитатную характеристику героев;

2-4группы- составить сравнительные портретные характеристики героев.

Просматривают худ фльм.

Отвечают на вопросы

Работа в группах: подготовить сообщения на вопросы по образу мальчика

Участвуют в ролевой игре «Суд»: судья, мальчик, дед Момун, Орозкул, тетка Бекей, Кулубек, от автора

Групповая работа: каждая группа придумывает 1 важный совет, записывают на слайд

Взаимооценива\ние

Взаимооценива

ние

Взаимооценива

ние

Оценивание учеников-актеров

Толковый словарь, ассоциативные карты

Слайд «Вспомним прочитанное!»

Слайд «Сравним литературных героев!»

Худфильм.

Слайд «Побеседуем!»

Слайд «Какой он? Мальчик?»

Слайд «5 важных советов»

3

Рефлексия

1. Дает задание группам: написать синквейн на ключевые слова урока.

2. Дает задание: написать свою рефлексию сегодняшнего урока

Проводят рефлексию:

1-2 группы – «мечта»,

3-4 группы -«добро».

Проводят свою рефлексию – заполняют карточки

Самооценивание

Слайд «Проведем рефлексию!»

Карточки «Моя рефлексия сегодняшнего урока»

4

Оценивание

Проводят самооценивание -заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки

Самооценивание

Слайд

«Оценим свои знания и умения на уроке»

Дескрипторы

5

Домашнее задание

Дает домашнее задание:

написать сочинение «Доброта – признак силы, а не слабости…»;

Записывают домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»



Детская комната