Процесс политический. Политический процесс Политический процесс можно определить как

Подробное решение Параграф § 28 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что представляет собой политическая социализация личности? Какие институты способствуют политической социализации англичан?

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация - процесс включения личности в политику.

Парламент, партия, политические движения, гражданские общества способствуют политической социализации англичан.

Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

Вопрос 2. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлечённость, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Вопрос 3. Схожи ли представленные в тексте процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Да, схожи. В России также проводится социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политический процесс?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

В обыденной жизни политический процесс предстаёт перед нами как цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики. Сфера политики как бы соткана из больших и малых, случайных и закономерных политических процессов: речь политика, ход стихийного митинга, инаугурация президента и т. д. Вместе с тем все эти частные процессы включены так или иначе в общий базовый процесс жизнедеятельности политической системы как целостного механизма формирования и реализации политической власти.

Политический процесс - это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

Вопрос 2. Какие типы политических процессов вам известны?

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Вопрос 3. Каковы структура и стадии политического процесса?

Формирование властных структур государственного уровня осуществляется в основном через избирательный процесс, а также путём назначения на государственные должности.

Для демократических стран смысл электорального процесса состоит в реализации принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выборе политического курса. Это цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики. В итоге во властные структуры приходят определённые политические силы и развивается процесс осуществления власти, суть которого - принятие и реализация политических решений. Он включает следующие этапы: предъявление интересов (требований) к властным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.

На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета. Требования озвучиваются заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами. Эти субъекты политического -процесса становятся его главными инициаторами. Вместе с тем инициатива может принадлежать и представителям власти.

Принятие политических решений - второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. В зависимости от того, на какую из этих областей направлено решение, выделяют объекты, политического процесса (например, промышленность, здравоохранение, избирательная система и пр.). На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты. Так, в России основные направления внешней и внутренней политики определяет Президент. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ разрабатывает конкретные цели и стратегию в отдельных областях. Государственная Дума принимает участие в этой работе путём принятия законов.

Конфликт интересов наблюдается между правящей элитой и оппозицией (вспомните цели «теневых» министров Великобритании), между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами.

Зачастую высокопоставленные чиновники, пользуясь своим влиянием и связями, «проталкивают» выгодное для себя или узкого круга лиц решение, что подрывает доверие к власти и может отрицательно повлиять на судьбы многих людей. Всё это, вместе взятое, создаёт довольно непростую ситуацию. Выход из неё достигается, как правило, путём длительных переговоров, а иногда и с применением административных санкций. Итогом общей работы становятся официальные документы.

На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства - становятся основными исполнителями принятых решений. Координируют их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др. В целом этот этап представляет собой заранее продуманную программу действий по осуществлению поставленных задач. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные. Большую значимость приобрели и экономические (например, налоги, дотации) методы. Изыскиваются также необходимые ресурсы. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Реализация правительственных решений затрагивает публичную сферу. Поэтому государство заинтересовано в поддержке своих решений широкими слоями населения. В этой связи участие разнообразных гражданских структур является не просто желательным, а необходимым, что снижает риск негативных социальных последствий.

Контроль за исполнением решений и оценка результате - четвёртый этап политического процесса. Контроль осуществляется контрольными органами. Анализируются результаты политических решений и даётся оценка работе государственных органов.

Наряду с этим граждане и группы людей тоже оценивают политику власти и принятые меры по улучшению их жизни. Эти оценки выражаются как в поддержке политических решений, так и в выдвижении новых требований к властной элите. Завершение одного цикла процесса принятия и реализации решений является началом другого. Словом, это непрерывный и целенаправленный процесс.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы. Немаловажное значение имеет приверженность всех участников демократическим ценностям, а также соблюдение ими норм права. Возникает доверие граждан к власти. Политический процесс характеризуется стабильностью и даёт положительный результат, например рост жизненного уровня населения.

Несогласованность структурных элементов политического процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей - свидетельствует о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др. Нестабильный процесс опасен, ибо может привести к непредсказуемым результатам.

Демократический политический процесс - это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Он осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Вопрос 4. В чём суть политического участия?

Политическое участие - это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объём возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политический процесс, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые учёные рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вопрос 5. Каковы возможные формы политической активности граждан?

Политическое участие рядовых граждан бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений. Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др. Подчеркнём, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Вопрос 6. Почему политическое участие не всегда эффективно?

Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

В каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

Вопрос 7. Что такое политическая культура?

Политические знания могут иметь научный характер, но могут существовать и на уровне житейских представлений. В последнем случае политические явления нередко искажаются. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием.

Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Вместе с тем на ценностные ориентации личности определённое влияние оказывают нормативные (общественно признанные) политические ценности. Напомним, что в России к ним относятся демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например некоему политическому направлению: социал-демократическому, либеральному и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в её объект, легко поддаётся на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие характеризуется как участие мобилизованное.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определённых требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется её типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Так, в тоталитарных политических системах формируется убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а непримиримая борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознаёт отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуются профессионализм и послушание.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентации на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решить в настоящем они переходят в будущее. Наши проблемы сегодня берут начало в СССР Их не до конца изжили в 90е и теперь они больно отзываются на нашей сегодняшней жизни. СССР рухнул, возникли другие отношения в экономике, но осталась наша советская сущность и она проявляется везде и во всем.

Вопрос 2. На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Перестройка. Стадии: 1. Приватизация 2. Перестройка отраслевой структуры. 3. Переход к рыночному механизму хозяйствования.

Вопрос 3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Повышает полит активность несколько пунктов, а именно:

1) доверие граждан к власти(человек не может доверить свою жизнь ненадежным людям которым не доверяет)

2) реальные действия власти (наглядный пример того как политики выполняют свою работу очень высоко поднимут их в глазах граждан)

Пассивность граждан вызывает в основном то, что политики не выполняя свои обязанности теряют свою репутацию и усугубляют положение в стране и в конце концов люди взбунтуются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 3

Вопрос 1. В чём заключается связь власти и политики?

Политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Вопрос 2. Как связаны между собой основные компоненты политической системы?

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. В чём состоит роль политической системы в жизни общества?

Роль политики в обществе:

Выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

Согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

Распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Создание общепринятого (общепонятного) всем языка - вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

Вопрос 4. Каково соотношение гражданского общества и правового государства?

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

Гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

Гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Вопрос 5. Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе?

Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

Назначение выборов;

Организация избирательных округов, районов, участков;

Формирование избирательных комиссий;

Регистрация избирателей;

Выдвижение и регистрация кандидатов;

Подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

Вопрос 6. Какое место в политике занимают политические элиты и политические лидеры?

Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 7. В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политическая психология - междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга различные формы политического поведения?

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 9. Какую роль играет участие граждан в политическом процессе?

Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности.

Активные формы участия:

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность;

Сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего-либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства.

Вопрос 10. Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическая культура - часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому не может не быть процессом. Анализ политического процесса-одна из важнейших проблем политической науки. Понятие "процесс" (от лат. processus - продвижение, прохождение) может определять: 1) последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т. д.; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей. Кроме того, это понятие знакомо студентам благодаря изучению таких предметов, как уголовный процесс, гражданский процесс и других, где процесс является порядком осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов, рассмотрения конкретных судебных дел.

Понятие "политический процесс" - важная специфическая категория политической науки, чаще всего его трактуют как совокупную деятельность всех субъектов, связанных с формированием, изменениями, преобразованием и функционированием политической системы. Некоторые ученые других стран связывают его с политикой в целом (Р. Доуз) или со всей совокупностью поведения акций субъектов власти, изменением их статусов и воздействия (Ч. Мерриам). Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией института власти (С. Хантингтон). Т. Парсонс видел специфику политического процесса в последствиях функционирования политической системы. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на окружающую среду. Г. Дарендорф делает акцент на соперничестве групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Дело трактуют политический процесс как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

В пределах этих различных подходов политический процесс открывает свои более важные источники, состояние и элементы; он отображает реальное взаимодействие субъектов политики под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти взаимодействуют друг с другом и государством через специфические роли и функции. А в связи с тем, что ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность в развитии событий и явлений.

Таким образом, политический процесс-это функциональная характеристика политической системы, содержание которой определяется выполнением субъектами власти своих специфических ролей и функций, это также форма функционирования политической системы, которая постоянно меняется в пространстве и времени.

Под таким углом зрения политический процесс можно представить как некоторую последовательность событий политической жизни. На базе этого подхода универсальную концепцию политического процесса предложил Д. Истон. Согласно теории систем и системного изучения политической жизни политический процесс выступает одновременно и как воспроизводство целостной структуры, и как цикличное функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и позасоціальним средой, включающий воздействие на политическую жизнь экономических, экологических, культурных и других факторов.

В рамках системного подхода целостный политический процесс проходит четыре стадии (или четыре режима):

1) конституирование - становление политической системы;

2) функционирование существующей политической системы;

3) развитие политической системы;

4) разложение (распад) политической системы.

Разделение на эти стадии условно, но в целостном политическом процессе они взаимодействуют друг с другом, выполняют свою роль и осуществляются своими специфическими методами политического действия.

Восстановления - становление политической системы - начальная стадия политического процесса. Она происходит одновременно и постоянно. Одновременно - в момент возникновения той или иной политической системы. Эта стадия, как правило, совпадает с переломным периодом в развитии общества, когда теряют легитимность существующие политические силы и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают согласно своих нужд новую политическую систему, в которой их волю проводят качественно новые органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закреплены новые, созданы институты власти, другие элементы политической системы. Центральный момент этой стадии - полный пересмотр конституции, потому что принятие новой конституции является легальным и демократическим средством легитимации политической власти. Однако легитимация власти не заканчивается принятием новой конституции - это длительный постоянный процесс. С этой точки зрения конституирования политической системы не является одновременным актом: система постоянно обновляется, идет непрерывный процесс легитимации власти, т.е. признание новой системы, ее одобрение и поддержка со стороны членов общества.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные слои занимают более устойчивое положение, чем другие социальные классы. На этой стадии политического процесса осуществляются процедуры воспроизведения и поддержки деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. В демократических обществах такими процедурами являются выборы и перевыборы представительных органов власти, их заседания, назначение, ротация исполнительных органов, съезды, конференции политических партий, общественных организаций и др. Важную роль в этом процессе играют уточнение, пересмотр, расширение и обновление действующего законодательства, в процессе которого ценности и нормы политической системы переносятся (воспроизводятся) по традиции. На стадии функционирования политической системы воспроизводятся и сами участники политического процесса, как представители определенных политических позиций и интересов, носители определенных взглядов и убеждений, стереотипов политического поведения.

Стадия развития политической системы наступает во время определенного перегруппировки и новой расстановки политических сил. На этом этапе политического процесса происходит частичное изменение в системе органов государства, реформирования деятельности политических партий и общественных организаций согласно изменениям в социальной структуре общества и изменений соотношения политических сил в государстве и на международной арене. Изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей элиты на новый уровень. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством различных течений и тенденций, которое в конечном итоге должно привести к адаптации системы, соответствия действующих властных структур внешним социальным условиям. Однако на определенном этапе развития возникают новые силы, интересы которых не совпадают с целями существующей политической систем ы.

Новая стадия - стадия упадка и распада. Наступления стадии упадка совпадает с ростом новых социальных сил, которые продвигают другие виды организации политической жизни. На этой стадии происходит изменение направления развития политического процесса. Эта динамика имеет отрицательный относительно существующих институтов власти характер. Разрушительные тенденции здесь превышают конструктивные и образовательные. В результате те решения, которые принимает правящая элита, теряют руководящие способности, а сама правящая элита и ее институты власти теряют легитимность. Таким образом, стадия упадка политической системы связана с окончательной делегитимацией власти. Так завершается цикл политического процесса.

Однако политический процесс не исчезает, а продолжается. Начало следующего цикла в политическом процессе связан с изменением субъекта политической власти, политических институтов и полным расписанием предыдущей политической системы. Следует отметить, что циклический путь по этих четырех стадиях не является раз и навсегда определенным. Начало и продолжительность каждой стадии во времени обусловлены множеством конкретно-исторических обстоятельств.

Таким образом, политический процесс следует рассматривать как совокупность действий институционализированных и неінституціоналізованих субъектов по осуществлению своих властных функций или политических дисфункций, которые в конце концов приводят к развитию или упадку политической системы общества.

Воспроизведения политической системы - сложное, диалектически противоречивое явление. Это и повторное восстановление всех устоявшихся элементов и параметров системы, и момент их изменения и обновления. Эта составляющая политического процесса закрепляет и одновременно обновляет исторический тип политической системы, ее социальную природу и специфические черты. Следует понимать, что не существует единой общей формы или общего ритма воспроизводства политической системы, универсальных для всех формаций. Однако, например, в демократических обществах уже устоявшимся и определенным средством воспроизводства институтов представительной власти стали периодические, свободные, тайные и прямые выборы (перевыборы) на альтернативных началах. Преемственность - главная черта воспроизведения. Вместе с тем содержание наследственного связи является не механическим копированием существующих форм политических отношений, но и моментом рождения новых черт и качеств, развитие политической системы.

Политическая преемственность - одна из необходимых характеристик и составляющих политического процесса. Политическая система, разумеется, не конституирует сам себя из своего же "материала", ее порождает и постоянно воспроизводит государственно организованное общество. Политическое преемственность является условием и принципом процесса воспроизводства, оно определяет характер процесса восстановления элементов политической системы. Человечество и его политические общности издавна наследуют политическую деятельность предыдущих поколений и одновременно превращают политические реалии в новых условиях; следовательно, в актах воспроизведения политической системы всегда присутствуют моменты рождения каких-то новых черт и свойств. Политические нормы и ценности, обычаи и ритуалы, как правило, переходят в следующий цикл политического процесса благодаря общественно-политической традиции. Содержанием политического преемства является не только механическое копирование политических институтов и форм, которые когда-то сложились; прежде всего это упорядоченные преемственные связи в политике, что имеют свое содержание и особенности.

Так, во-первых, политическое преемство непосредственно связано с характером и механизмами власти, поэтому современная кратологія требует рассматривать его в условиях конкретного политического режима и с учетом исторического типа лидера, правящего в стране (партии, политической группе). Во-вторых, политическое преемство неизбежно испытывает влияние координирующих факторов: объективных-экономическая ситуация, социальное положение, национальный вопрос, духовно-культурная традиция; и субъективных - роль политического лидера, наличие политической элиты, позиция гражданского общества и т.д. В-третьих, наследственность власти в современных политических системах непосредственно признается действующим законодательством, что свидетельствует о ее легальный (или нелегальный характер, а в сочетании с оценкой общественности - о легитимности (или нелегитимности) политической преемственности. В-четвертых, тот или иной вид преемственности в политике напрямую связан с определенным типом политического процесса (западного или "незападного"; технократического, ідеократичного. харизматичного и т.п.).

Наконец, исходя из этих и других черт и условий, можно выделить следующие виды политической преемственности:

а) династическая, когда власть передается по наследству члену династической семьи, довольно часто благодаря обычной норме, традиции или политической ритуала;

б) корпоративная, когда власть как ресурс управления переходит из рук господствующей элиты контреліті ("обмен элит"), или в пределах одной правящей элиты передается наиболее достойным лицам;

в) демократическая, что осуществляется благодаря общепризнанным механизмам представительной или плебисцитарной демократии (выборы, референдум и т.п.).

совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.

Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.

Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.

Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аннотация.

В статье исследуются сущность и виды политического процесса, его место и роль в составе политического бытия. Рассматриваются противоречия в толковании политического процесса. Показано, что политический процесс и процесс политического развития – это разные явления, которые нельзя смешивать между собой. Раскрываются особенности демократических политических процессов. Сформулирован закон политического процесса, составляющий один из законов политического влияния.


Ключевые слова: политика, социальное управление, политическое влияние, политический процесс, политическое развитие, демократический процесс, авторитарный процесс, государственный процесс, руководящее решение.

Дата направления в редакцию:

10-07-2019

Дата рецензирования:

10-07-2019

Дата публикации:

1-12-2012

Abstract.

The article studies the essence and forms of the political process, its role and place in the system of politics. The author also describes certain contradictions in interpreting and describing political process. It is shown that political process and the process of political development are different phenomena and this is why one should not confuse them. The author describes peculiarities of democratic political processes and forms the law on political process as ne of the laws on political influence.

Keywords:

Politics, social management, political influence, political process, political development, democratic process, authoritarian process, state process, corporate resolution

О политическом процессе

Среди социальных процессов, складывающихся на основе разнообразных видов социальной активности, политический процесс занимает особое место. Его главные черты заключаются в том, что он, во-первых,входит в состав управленческого процесса, образуя собой его начало. Во-вторых, он характеризует ход политического влияния, раскрывая последовательность действий, направленных на принятие руководящих решений. В-третьих, он завершается принятием руководящего решения. Рассмотрим некоторые взгляды на политический процесс.

Представления о политическом процессе

Вопрос о политическом процессе наряду с вопросом о политической системе является одним из самых запутанных в официальной политологии. И прежде всего потому, что политический процесс как явление отождествляется с процессом политического развития (процессом развития политического бытия), а также с процессом функционирования политической системы, а по существу с процессом политической жизни. Кроме того, политический процесс смешивается с другими видами социальных процессов, например, с демократическим процессом, а нередко и с процессом государственного управления (государственным управленческим процессом). Всё это создаёт немалые трудности для понимания политического процесса.

В переводе с латинского языка процесс означает продвижение. В словаре иностранных слов предлагаются следующие варианты толкования процесса: 1) ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата, например, производственный процесс.

Если посмотреть на эти характеристики обобщённо, то в качестве главного признака различных процессов выступает движение , которое означает или последовательную смену состояний явления, или же последовательность действий. Очевидно также, что существуют различные виды движения, вследствие чего образуются различные виды процессов.

Применительно к обществу речь идёт о процессах, которые, во-первых, отражают его развитие, т.е. последовательную смену состояний социальных явлений (переход этих явлений от одного состояния к другому). Например, переход явлений от своего бесконфликтного состояния к конфликтному, отражающему наличие созревших противоречий. Это процессы развития. Во-вторых, это собственно социальные процессы, т.е. процессы объединения людей на основе сложившихся между ними связей. Эти процессы характеризуют взаимодействие (порядок взаимодействия) людей между собой, отражают заключённую в этом взаимодействии последовательность тех или иных совместных (социальных) действий. Очевидно, что первые и вторые процессы - это разные виды процессов. Возникают вопросы: правильно ли и зачем соединять эти виды процессов в некий «единый» социальный процесс, смешивая тем самым их между собой? Способствует ли такое соединение пониманию каждого из них, выяснению их особенностей и значения? Такие вопросы рождаются в результате анализа определений политического процесса, предлагаемых в политологической литературе.

Рассмотрим в качестве иллюстрации к сказанному следующее описание политического процесса: «Политический процесс (в упрощённом определении) - это последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и её подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Он характеризуется, как правило, конкретным порядком взаимодействия его компонентов и разными темпами на каждой из своих стадий».

Как пишет автор, предлагается упрощённый взгляд на политический процесс, что предполагает, видимо, какую-то неточность в его характеристике, и отражает сложность его познания. Возможно, что это именно так, потому что данное определение отличается своей недостаточной конкретностью. Из него не ясно, какие состояния политической системы могут сменять друг друга, каковы компоненты политического процесса, в чём заключается порядок их взаимодействия, каковы его стадии и темпы. Не объясняется также, почему политический процесс необходимо раскрывать через смену состояний политической системы, её подсистем, через изменение её элементов (функций). На наш взгляд, такая смена состояний может означать переход политической жизни от одной своей ступени к другой, т.е. означает процесс политического развития, который совсем не тождественен политическому процессу.

Другое определение политического процесса, предложенное в том же издании и направленное на преодоление упрощённости, выглядит так: «Более сложная дефиниция предполагает, что понятие политического процесса означает: 1) динамическое, интегральное измерение политической жизни какого-либо общества, заключающее в себе воспроизводство компонентов его политической системы (институтов и функций, механизмов действия, адаптации и сохранения и т.п.), а также определённые перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл её воспроизводства (становление, функционирование, развитие); 2) совокупную политическую активность социальных и политических субъектов с последовательным развёртыванием в «реальном времени» (т.е. постоянно, в рамках временного континуума) всего множества единичных политических действий и событий; 3) борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом, характеризующуюся определённой расстановкой и соотношением социально-политических сил».

Данное определение политического процесса действительно является сложным. Оно трактует содержание политического процесса предельно широко, соединяя между собой различные виды движения, обусловленные политическим бытием и не только. При этом не объясняется, почему необходимо такое соединение.

Согласно этому определению, политический процесс включает в себя «определённые перемены в состоянии политической системы», а значит, отражает развитие политической жизни (система есть форма жизни). Затем он включает в себя функционирование политической системы, что означает осуществление политической жизни (или жизнедеятельность политического организма). Далее он охватывает собой «совокупную политическую активность», необходимую для достижения определённого результата. И, наконец, он включает в себя «борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом».

Последняя есть борьба за политическую власть. Именно политическая власть позволяет осуществлять контроль над средствами властвования и управления обществом. Однако при этом необходимо осознавать, что указанная борьба как явление происходит за пределами собственно политического бытия. Например, в условиях сложившегося гражданского общества такая борьба относится к сфере гражданских отношений и составляет собой законодательно оформленный демократический процесс. Граждане посредством выборов ведут борьбу за политическую власть и затем, получив право распоряжаться ею, осуществляют с её помощью управление государством. Подчеркнём: борьба за политическую власть (за овладение ею, за право распоряжаться ею) и реальное использование политической власти в управленческом процессе - это разные виды социальной активности. Они определяют собой разные виды социальной жизни и, следовательно, разные виды социальных процессов.

Но главное, в предложенном определении искусственно соединяются в «единый» политический процесс качественно различные виды движения, рождённые политическим бытием, вследствие чего искажается действительное содержание политического процесса. Никакие аргументы, объясняющие, почему нужно соединять различные «динамические характеристики» политики в нечто единое, не приводятся. Есть только одно «оправдание» изложенному подходу: оно состоит в том, что так решали проблему западные и прежде всего американские политологи. Но ведь они могли и заблуждаться.

Некоторые исследователи пытаются различать указанные динамические характеристики и, в частности, ставят вопрос о соотношении политического процесса и политического развития. Однако вывод, к которому они приходят, оказывается парадоксальным. Он состоит в том, что политический процесс якобы включает в себя политическое развитие в качестве своего компонента. Например, говорят: «Данные категории, хотя и являются родственными, соотносятся как целое и часть. Политический процесс - это единство структуры и функций. Политическое развитие представляет собой только функционально-динамическую характеристику политического процесса, т.е. рассматривает эволюционные либо революционные аспекты политической системы».

Получается, что политический процесс как особое политическое явление, как особый вид движения раскрывается через другой вид движения, через политическое развитие. В результате специфика самого политического процесса как вида движения оказывается не ясной, поскольку смешиваются два разных вида движения.

Отметим также, что положение о динамике политических явлений, проявляющейся «во времени и пространстве» и состоящей по существу в политическом развитии, широко используется различными исследователями при описании именно политического процесса. Можно предположить, что это положение является главным в характеристике политического процесса. Например, утверждают: «Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве». Или же заключают: «Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве».

Таким образом, анализ отмеченных подходов подводит к выводу, что главным в содержании политического процесса выступает динамическая характеристика политики, отражающая её развитие. Это означает, что происходит смешение различных видов процессов. Вместо того, чтобы провести разграничение политического развития и политического процесса и показать, что это разные виды движения, исследователи рассматривают один вид этого движения в качестве явления его другого вида. Возникает парадокс, который усложняет толкование политического процесса. Чтобы раскрыть действительную сущность политического процесса, необходимо отделить его от других видов движения, связанных с политикой, и в первую очередь от политического развития.

Особенность политического развития как явления состоит в том, что оно отражает собой последовательность качественно различных состояний политического бытия , складывающихся действительно во времени. Речь идёт о переходе политического организма от одного своего состояния к другому, вследствие чего выделяются различные этапы политического развития. Политическое развитие включает в себя, во-первых, возникновение и формирование политического организма; во-вторых, его последующую эволюцию, обусловленную его функционированием (политической жизнью); в-третьих, его разрушение и переход политической жизни на новый уровень, формирование нового политического организма. Таков жизненный цикл, который определяет собой процесс политического развития. Политическое развитие не может осуществляться иначе, как на основе развития конкретных, сменяющих друг друга политических организмов.

Однако развитие политического организма - это только один из видов динамической характеристики политики как явления. Наряду с ним существует ещё процесс политического влияния, который раскрывает собой управленческую миссию политики, состоящую в определении направлений исполнительной деятельности. Этот процесс совсем не тождествен политическому развитию и составляет особый вид движения. Ещё один вид движения, обусловленный политическим бытием, представлен жизнедеятельностью политического организма, т.е. процессом самой политической жизни, которая содержит в себе механизм принятия руководящих решений и выступает как предпосылка политического влияния.

В политологической литературе вместо жизнедеятельности политического организма обычно говорят о функционировании политической системы. Такая характеристика не меняет сути дела, поскольку политическая система составляет форму политической жизни и, следовательно, являет собой жизнедеятельность развитого политического организма. Процесс функционирования политической системы есть процесс политической жизни.

Нельзя также не сказать, что при рассмотрении политической системы возникает ещё одна проблема, усложняющая толкование политического процесса. А именно: политическая система, несмотря на то, что она есть всего лишь одно из политических явлений, которое существует наряду с другими политическими явлениями, раскрывающими каждое свой аспект политического содержания, - несмотря на всё это, она наделяется особой способностью взаимодействовать с внешней средой. Например, утверждают, что «политическая система обеспечивает управление обществом, что и является её главной задачей и функцией».

Этот вывод означает, что политическая система наделяется не свойственной ей ролью, которая принадлежит только политике как целому, а не её отдельным содержательным компонентам, раскрывающим технологию политического бытия. Получается, что не политика оказывает своё влияние на процесс социального управления, а политическая система. Происходит подмена политики (политического целого) политической системой, вследствие чего искусственно расширяется роль этой системы. Такая характеристика политической системы является парадоксальной, она рождена смешением системности и целостности, смешением политической системы и политики как целого, что не может не искажать как политику, так и политическую систему.

На самом деле управленческим явлением, реализующим свою ведущую функцию в системе социального управления, выступает, конечно же, сама политика. Именно она предназначена для того, чтобы оказывать своё влияние на исполнительную деятельность и те самым обеспечивать управление обществом.

В свою очередь значение отдельных политических явлений, включая политическую систему, состоит в том, чтобы раскрывать различные аспекты политического бытия, показывать его сложность и многогранность. Отдельные политические явления лишь дополняют и расширяют наши представления о том, как политика реализует своё назначение. При этом каждое политическое явление отражает свой аспект политического содержания, который не заменяет собой политику в целом. Это положение может служить методологическим принципом познания политики, которое относится и к политическому процессу, качественно отличному от политического развития и имеющему свою особую сущность.

Сущность и виды политического процесса

Как политическое явление политический процесс призван показать, как осуществляется политическое влияние. Он составляет собой ход этого влияния, обусловленный тем, как используется политическая власть, каков порядок этого использования и как вследствие этого устанавливаются направления исполнительной деятельности. Политический процесс отражает своим содержанием последовательность действий, посредством которых принимаются руководящие решения. Тем самым он раскрывает порядок осуществления «управленческой миссии» политики в системе социального управления иобразует особый компонент управленческого процесса. Можно предложить следующее определение: политический процесс - это последовательность действий, посредством которых принимаются руководящие решения и осуществляется ход политического влияния .

Таким образом, обращаясь к «динамическим характеристикам» политики, необходимо различать, как минимум, три вида её движения. Во-первых, это «развивающий» вид движения, который сопряжён с качественными изменениями в политической жизни и означает политическое развитие. Такие изменения проявляются в возникновении и становлении, последующей эволюции и разрушении политического организма. Во-вторых, это «функционирующий» вид движения, который заключён в жизнедеятельности (функционировании) политического организма, вследствие чего создаются предпосылки для политического влияния. В-третьих, это «управленческий» вид движения, который представлен политическим процессом, составляющим ход политического влияния и раскрывающим последовательность политических действий.

Все эти виды движения вполне самостоятельны как виды, не смешиваются друг с другом и один не входит в состав другого. При этом они определённым образом связаны между собой. Так, политическое влияние обусловлено политической жизнью, содержащей в себе механизм принятия руководящих решений. В свою очередь политическая жизнь обусловлена политическим развитием, приводящим к формированию и функционированию политического организма.

Смешение различных видов движения, характеризующих политическое бытие, включение этих видов в состав «единого» политического процесса накладывает в итоге свой отпечаток на представления о видах этого процесса. В политологической литературе представлены классификации этих видов , которые дополняют собой существующее толкование политического процесса и вносят свой вклад в искажение его сущности. Выделение таких видов основывается большей частью на идее политического развития. Рассмотрим несколько примеров.

Одна из классификаций выделяет локально-региональные и глобальные; внутрисистемные и переходные (транзитные); стабильные и кризисные; наконец, легальные и теневые политические процессы. Локально-региональные и глобальные политические процессы обусловлены, по мнению авторов, «развитием политической жизни в пространственно-временном континууме». В качестве примера глобального политического процесса называется этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который оказал влияние на основы общеевропейской политики. В качестве примера локально-регионального политического процесса называются выборы в муниципальные органы власти. Внутрисистемные и переходные (транзитные) политические процессы раскрывают, как отмечают авторы, отношение людей к институтам и нормам. Внутрисистемные политические процессы характеризуют воспроизводство существующей политической системы. Переходные (транзитные) политические процессы означают полное изменение системы власти, например, переход от авторитарного типа правления к демократическому. Стабильные и кризисные политические процессы сопряжены, утверждают авторы, с такими явлениями, как реформы или революции, и отражают особенности их осуществления. В свою очередь легальные и теневые политические процессы разделяются в зависимости от того, как соблюдаются правила «политической игры», как учитываются границы дозволенного и неразрешенного, официального и неофициального.

Данная классификация представляет предельно широкий взгляд на политический процесс, для которого характерно механическое соединение различных видов движения политики как явления и не только политики. Происходит соединение политического процесса с другими видами социальных процессов, например, с избирательным процессом, составляющим разновидность демократического процесса, а также с межнациональным конфликтом, составляющим явление развития межнациональных отношений. Такая классификация противоречит предложенному нами толкованию политического процесса.

Ещё одна видовая классификация политического процесса разработана, как заявляют её авторы, на основе синтеза различных подходов к его исследованию и интерпретации. При этом в качестве «основных видов политического процесса» называются различные состояния политической системы. А именно: 1. Простое воспроизводство параметров и элементов политической системы. Основная характеристика данного вида политического процесса состоит в том, что «развитие политической системы не сопровождается совершенствованием её элементов, компонентов, функций». 2. Деградация политической системы. Этот вид политического процесса «характеризуется общим спадом, «заболеванием» социально-политической системы». 3. Прогресс как вид политического процесса. Для этого вида характерно, как отмечают авторы, «расширенное количественное и качественное воспроизводство политической системы».

Не сложно видеть, что в этой классификации речь большей частью идёт о развитии политической системы, а значит, о политическом развитии, которое сводится авторами к простому воспроизводству, деградации и прогрессу. Не касаясь особенностей такого толкования политического развития, отметим, что политический процесс в этом случае практически не рассматривается. Зато затрагивается вопрос о политическом прогрессе и, видимо, политическом регрессе , которые как явления обусловлены качественными изменениями в политической культуре. Можно предположить, что такие изменения составляют ещё один вид «политической динамики», который в соответствии с особенностями осуществления политической культуры можно охарактеризовать как «технологический» вид движения.

Но наиболее близкой к нашему толкованию политического процесса является следующая классификация: «С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две разновидности политических процессов: демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия, и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных и авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан».

В этом высказывании привлекает внимание идея разделения политических процессов по видам правления (демократическое или недемократическое правление), которая является, на наш взгляд, плодотворной. Поскольку п олитический процесс отражает собой ход правления (принятия руководящих решений), постольку разновидности политического процесса вполне могут быть обусловлены соответствующими видами правления. Такие виды правления являются объективным основанием для исследуемой классификации.

Например, авторитарное государство является таковым именно потому, что политическое влияние в системе государственного управления осуществляется посредством авторитарного политического режима, при котором деятельность главы государства оказывается так или иначе вне контроля со стороны народа. В результате использование политической власти осуществляется на основе режима «личной власти». В этих условиях принятие руководящих решений может отличаться определённым произволом и волюнтаризмом, обусловленными поведенческими (психическими) особенностями руководителя, а сами решения своим содержанием могут вступать в противоречие с требованиями национальных интересов, составляющих предмет политического влияния.

Кроме указанных видов (демократического и недемократического) правления, существуют также различные формы демократического и недемократического правления. Например, в рамках демократического правления выделяются такие его формы как президентское, парламентское и смешанное правление.Эти формы также могут служить основанием разделения политических процессовна соответствующие виды. В результате в современном демократическом государстве образуются такие виды политических процессов, которые в соответствии с указанными формами можно охарактеризовать как президентские, парламентские и смешанные.

Таким образом, особенности правления определяют собой особенности политического влияния и, в частности, наличие различных видов политического процесса, которые могут быть демократическими или недемократическими. При этом демократические политические процессы имеют в системе государственного управления такие виды как президентский, парламентский и смешанный. Рассмотрим некоторые особенности демократических политических процессов.

Особенности демократических политических процессов

Демократический п олитический процесс - это ход политического влияния, который обусловлен демократическим правлением. Он представляет собой последовательность политических действий, предусмотренных регламентом деятельности демократических политических институтов, а также конституцией современного демократического государства. Важнейшая особенность демократических политических процессов (в отличие от авторитарных политических процессов) состоит в том, что они имеют сложную структуру. Они включают в свой состав ряд компонентов (этапов), отражающих последовательность действий по принятию руководящих решений. Из каких же этапов складываются эти процессы?

Отметим прежде, что существуют различные подходы к толкованию структуры политического процесса. Некоторые исследователи рассматривают его состав максимально широко, что обусловлено, как уже отмечалось, механическим соединением различных видов движения, характеризующих политическое бытие. Такой вариант структуры политического процесса раскрывается, например, следующим образом: «Значит, в политический процесс обязательно входят функционирование государственных институтов, таких как правительство, парламент, силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы), а также деятельность партий и групп давления (интересов), индивидуальная активность граждан. Поэтому такой целостный процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, т.е. регулируемых государством и спонтанных акций граждан и их групп».

Не сложно видеть, что в этой трактовке «под флагом» целостности политического процесса искусственно соединяются различные виды социальных процессов, а именно: функционирование политических и исполнительных учреждений государства и их влияние на общество, а также деятельность гражданских и демократических учреждений и их влияние на государство. В результате получается, что политический процесс включает в себя не только действия по принятию руководящих решений (политические действия), но и действия по исполнению этих решений (исполнительные действия), что составляет совсем другую управленческую функцию, а также действия гражданского общества, которые вообще не входят в состав государственного управления.

В отличие от «механического», «управленческий» подход к толкованию структуры политического процесса предполагает выделение в его составе определённых этапов принятия руководящих решений. Такие этапы раскрывают последовательность политических действий в условиях демократического правления и отражают определённый порядок осуществления демократического политического процесса. Чем больше таких этапов, тем более сложным выступает данный политический процесс.

Однако при рассмотрении отдельных компонентов (этапов) демократического политического процесса также возникают противоречия, которые обусловлены различными подходами к его толкованию. Такие противоречия проявляются, например, в том, что в его состав включаются компоненты (этапы) политического процесса, таковыми на самом деле не являющиеся. Например, говорят: «Можно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса. Его началом является этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Далее выделяется этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля. Последний этап политического процесса - реализация политических решений, воплощения волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики».

Нам представляется, что данный подход искажает реальную структуру демократического политического процесса и вот почему. Во-первых, происходит смешение политической функции в системе государственного управления с исполнительными функциями государства. Говоря иначе, деятельность исполнительных государственных учреждений возводится в разряд политической деятельности, что противоречит действительности. На самом деле политическая деятельность осуществляется только в процессе правления (принятия руководящих решений). В свою очередь этап осуществления руководящих решений находится за пределами политического процесса. Посредством этого этапа реализуются совсем другие управленческие функции, отличные от политического влияния.

Во-вторых, задача политического процесса заключается вовсе не «в выработке и представлении политических интересов институтам», а в установлении благодаря руководящим решениям путей и способов осуществления общественных интересов, служащих предметом и политики, и социального управления. Что же касается политических интересов граждан, то они реализуются посредством демократического процесса, в частности, избирательного процесса, с помощью которого осуществляется присвоение политической власти.

Но самый главный недостаток данного подхода - и это, в-третьих, - состоит в том, что в нём фактически не рассматривается структура демократического политического процесса. Выделяемый этап принятия руководящих решений, заключающий в себе действительное содержание демократического политического процесса, никак не раскрывается. А ведь именно он включает в себя ряд компонентов, которые отражают собой последовательность действий, направленных на принятие руководящих решений.

Нам представляется, что демократический п олитический процесс имеет совсем иную структуру. Прежде всего необходимо выделить предварительный этап, который предшествует политическому процессу. Его значение состоит в том, что он подготавливает собой начало политического процесса. На этом этапе идёт разработка руководящих решений, в которой могут участвовать не только те, кто наделён правом принимать эти решения, но и различные эксперты, и другие заинтересованные граждане. Вид деятельности, связанный с подготовкой руководящих решений, воплощается не в принятии данных решений, а только в их проекте (например, законопроекте). Поэтому этап разработки такого проекта предшествует политическому процессу и не входит в его состав . Заметим также, что политический процесс не тождественен законодательному процессу.

Предварительный этап занимает важное место в подготовке к политическому процессу. Он связан с постановкой (осознанием) общественных проблем, которые обусловлены общественными потребностями и нуждаются в том, чтобы отразить их должным образом в проекте руководящих решений. Если обратиться в качестве примера к современным политическим процессам, протекающим в системе государственного управления Российской Федерации, то к предварительному этапу можно отнести, например, такие действия как ежегодное послание президента, в котором обозначаются общественные проблемы, требующие своего первоочередного разрешения. К этому этапу относится также непосредственная разработка самих законопроектов, включающая их экспертизу, учёт интересов различных социальных групп, предварительное обсуждение и даже так называемое «нулевое чтение».

И только затем может начаться собственно политический процесс, включающий в себя ряд этапов, благодаря которым происходит принятие руководящего решения, а значит, политическое влияние. Если взять в качестве примера деятельность политического организма, функционирующего сегодня на высшем уровне современного российского государства, то эти этапы таковы: 1) принятие законопроекта в Государственной Думе в первом чтении; 2) принятие законопроекта в Государственной Думе во втором чтении; 3) принятие законопроекта в Государственной Думе в третьем чтении; 4) одобрение законопроекта Советом Федерации; 5) подписание законопроекта президентом государства (и опубликование его). Только после этого законопроект превращается в закон, т.е. становится особым руководящим решением, определяющим направления деятельности исполнительных учреждений нашего государства.

Кроме этого, в рамках данного политического процесса возможны и дополнительные этапы. Если руководящее решение не было принято на каком-то этапе, возможно повторение этого этапа. Например, повторное голосование Государственной Думой за федеральный закон осуществляется в случае её несогласия с решением Совета Федерации отклонить данный закон. В результате политический процесс ещё более усложняется. Однако принятием руководящего решения политический процесс завершается, а политическое влияние прекращается. Само руководящее решение есть последний пункт политического процесса, есть его результат и в то же время особый компонент политического влияния .

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.



Детская комната