Развитие активной речи в раннем возрасте. Развитие активной речи ребенка

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание материала: Предлагаю материал по развитию речи детей раннего возраста (1-3 года). Данная учебно-методическая разработка будет полезна методистам, старшим педагогам для проведения семинара по данной теме, а так же воспитателям групп раннего возраста для использования информации в своей работе. Материал разделён на две части и содержит все основные аспекты развития речи детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В первой части описано развитие речи малышей вне занятий.

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий».
План:

1. Понятие речи, этапы её становления.
2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.
3. Процесс общения взрослого с детьми.
4. Педагогические приёмы развития речи детей.
5. Условия успешного развития речи детей раннего возраста.

1. Понятие речи, этапы её становления и показатели развития речи детей раннего возраста.
В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Что же такое речь?
Речь - 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А.А., Шаповал С.А. Словарь общей психологии)
Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:
Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.
Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.
Развитие речи - это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа:
1. Первый этап - довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи.
2. Второй этап - период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» - может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» - упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» - я хочу пить. «Собака» - по улице бежит собака. «Папа» - Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю!, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.
3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.
Задачи развития речи детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев:
1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:
- слова, обозначающие людей,
- своё имя, имена близких людей,
- слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,
- бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять),
- игровые действия (покатай, сними, закрой…),
- наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда),
- названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок…),
- слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,
- простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.
а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:
- к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г.-1г.3м.),
- называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би - машина) (1г.4м.-1г.6м.), предметы и действия.
б). Формировать умение:
- подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,
- воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…
в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла…).
г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).
д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.
е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 год 6 месяцев - 2 года:
1. Развитие активной речи.
а). Учить:
- произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества),
- пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти …)
- правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить…),
- слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка…)
б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).
в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.
2. Совершенствование понимания речи.
а). Расширять пассивный запас слов:
- обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка),
- некоторых животных и растений, их части и свойства,
- действия людей и животных,
- назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

Б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки),
в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.
г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице), а не только в непосредственном окружении.

Задачи развития речи детей на третьем году жизни:
1. Формирование словаря.
а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.
б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус).
в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т.д.).
г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).
д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
2. Развитие грамматического строя речи.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:
а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»)).
б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных),
б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)
4. Развитие связной речи.
а). Поддерживать стремление ребёнка:
- активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,
- откликаться на вопросы и предложения взрослого,
- инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.
б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.
в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.
г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?).
д). Способствовать освоению диалогической формы речи.
е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.
ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

3. Процесс общения взрослого с детьми.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности (играя, общаясь, они активно пользуются речью). Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено. Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня. О чём можно говорить с малышами? С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

В исследованиях учёных Н.М.Аксариной, Е.К.Кавериной, Г.Л.Розенгарт-Пупко, В.А.Петровой установлено, что решающим в речевом развитии ребёнка является наличие потребности в речевом общении, которую необходимо специально воспитывать. Речевое общение ребёнка со взрослым должно стать навыком. Учёные утверждают, что одним из наиболее ответственных периодов в развитии речи ребёнка является 2-ой год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в речевом общении с окружающими (возникает собственно речевое общение со взрослыми), развиваются отдельные функции речи. Именно в этом возрасте между детьми и взрослыми начинает устанавливаться речевое взаимообщение.
Несмотря на то, что ребёнок на втором году жизни ещё не владеет в полной мере основными средствами языка (словарём, звуковой системой языка, грамматическими формами, синтаксическими конструкциями), а только начинает произносить самые первые простые слова, он может (при благоприятных условиях воспитания) уже общаться со взрослыми. В основе этого общения лежат поводы обращений ребёнка по собственной инициативе к взрослому.
Учёный, которая занималась исследованием детей раннего возраста, Е.К.Каверина установила, что на 2-ом году жизни у детей оформляются такие инициативные обращения ребёнка к взрослому:
- обращения по поводу своей деятельности,
- обращения при желании отдать или передать предмет,
- привлечь внимание взрослых к окружающей действительности, к происходящим в ней изменениям.
Каким образом годовалые дети к нам обращаются? С помощью каких средств? В основном, мимикой, жестами, невербально. Но это уже общение со взрослым, его инициативное обращение к нам. И это надо приветствовать и поддерживать.
Как протекает процесс общения взрослого с детьми вне занятий? Соавтор книги «Вопросы педагогики раннего детства» учёный Попова М.И. провела наблюдения и сделала вывод, что воспитатели обращаются к детям по различным поводам, изложенным ниже.
1. Стараются устранить отрицательные эмоциональные состояния детей главным образом путём разговоров с ними, произнося с соответствующей интонацией фразы в самых различных формах:
- многократно обращаются к ребёнку, называя его по имени (Ира, Ирочка, Иринка! ),
- задают вопросы (Кто тебя обидел? ),
- прибегают к прямому запрету (Не плачь, успокойся! ).
2. Дают детям много указаний с целью организации поведения ребёнка в какой-либо определённой ситуации (Сядь на стульчик и слушай, я буду книжку читать. Сидите спокойно, я что-то вам покажу. Иди играть в уголок. ) или запрещают что-то с целью затормозить какое-либо неправильное действие ребёнка (Не болтай ногами. Нельзя стучать. Не вози стульчик. ).
3. В зависимости от обстоятельств почти всем детям дают соответствующие поручения (Принеси стульчик и сядь. Дай мне эту куклу, у неё грязное платье. Положи шарик на окно и не трогай. ).
4. Организуют определённые действия детей с предметами, игрушками (Заверни куколку. Покачай Мишу. Покатай Катю. ).
5. Привлекают внимание детей к чему-либо происходящему вокруг (Посмотрите в окно, там солнышко! Смотрите, какой хороший домик Ирочка сделала! ).
6. Оценивают поступки детей (Гена, ты сам матрёшку открыл? Вот молодец! Саша, ты отобрал игрушку? Какой ты нехороший мальчик! )
7. Спрашивают детей об их желаниях (Кто хочет картинки смотреть? Кто будет плясать? Гена, ты хочешь катать машину? ).
Несмотря на определённое разнообразие обращений воспитателей к детям, частота их по перечисленным поводам очень различна. Воспитатели преимущественно обращаются к детям с целью организовать их поведение, устранить отрицательные эмоциональные состояния. При коллективном воспитании детей подобные обращения к ним нужны, так как иначе невозможно проводить занятия с детьми и организовывать их самостоятельную деятельность. Но если период бодрствования детей организован правильно, то необходимость в обращениях со стороны взрослого, регулирующих поведение детей и устраняющих отрицательные эмоциональные состояния их, может быть сведена до минимума. Перечисленные виды обращений взрослых к детям вызывают у ребёнка только внимательное слушание и соответствующее реагирование (исполнение), что является результатом развития понимания речи, но не способствует проявлению активных звуковых и речевых реакций в виде лепета, произнесения отдельных слов, двухсловных предложений.
В процессе общения воспитатели всё же стараются добиваться от детей активного произнесения того или иного слова. С этой целью они:
1. Вызывают у детей звукоподражание (Как лает собачка? Как петушок поёт? ).
2. Побуждает к воспроизведению даваемого словесного образца (Скажи: «Тётя». Позови собачку, скажи: «Иди, иди, собачка». Попроси у Лены куклу, скажи: «Дай куклу» ).
3. Учат отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Кто в домике живёт? )
Речь взрослых в общении с ребёнком может быть средством развития речи детей при условии, если она удовлетворяет ряду определённых требований.
Она должна быть:
- эмоционально окрашенной.
- грамотной, правильной, отчётливой, неспешной.
- понятной, касаться интересных для ребёнка тем.
- адресована не только группе детей, но и лично каждому ребёнку.
- более сложной, чем речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и лексически (взрослый должен давать ребёнку более сложные речевые образцы, чем те, которыми он владеет).

4. Педагогические приёмы развития речи малышей.
Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Так как мы развиваем у детей понимаемую и активную речь, то и приёмы и методы работы при решении этих задач различны.
Методы и приёмы активизации речи детей:
1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).
2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек).
Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.
3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).
4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).
5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках.
Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.
6. Договаривание детьми слов.
7. Повторение одного и того же задания несколько раз.
8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В.А.Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).
9. Вопросы (могут быть простыми: кто? что?, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как?
Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно-следственные связи.
10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает), что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т.д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.
Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).
13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.
14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.» «Где ты взял мишку? Покажи».)
15. Использование потешек, коротких стихов.

Приёмы обогащения и уточнения словаря:
1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).
2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).
3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка?) и назначения предмета.
4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.
6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.)
Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

5.Условия успешного развития речи.
Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:
-необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,
- давать возможность ребёнку разнообразно действовать,
- развивать его движения,
- и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.
Далеко не обязателен показ всё новых и новых предметов. Наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей со знакомыми предметами.
Ошибки педагогов, отрицательно влияющие на развитие речи детей раннего возраста:
а). Шаблонная стереотипная речь. Установление стереотипной связи какого-либо действия ребёнка всегда только со стереотипным сочетанием определённых слов не способствует ни поднятию эмоционального тонуса ребёнка, ни развитию его речи.
б). Однообразие, стереотипность условий жизни детей мало способствует развитию их речи. Новое появление даже ранее хорошо знакомых предметов на фоне обычной ситуации в группе, их новое сочетание, показ новых действий с ними вносит необходимое разнообразие в жизнь детей, повышает интерес к окружающему, вызывает новые поводы обращения ко взрослому, тем самым способствует развитию речи детей.
в). Не индивидуальное, а групповое обращение. Общение с детьми первых двух лет жизни должно быть преимущественно индивидуальным. Даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует поэтому его активной речевой реакции.
г). Нерасчленённость конкретных задач при проведении занятий по развитию речи.
д). Несвоевременное изменение методических приёмов, несоответствие этих приёмов уровню развития речи детей.
е). Игнорирование обращения ребёнка или реакция типа: «Я не понимаю, что ты хочешь» недопустимы. Это ведёт к разрушению ещё не окрепшей потребности в общении и не находит своего дальнейшего развития.

Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
2. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.
3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.

Наталия Шокурова
Консультация «Развитие активной речи детей»

Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить - в этом то и вся сложность. Говорить- это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими , уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое.

Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном , нормальном развитии речи , очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос. Когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать одним словом многие предметы или действия и т. п.

Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать (ребёнок порой плохо произносит или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, но очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом охотно беседует с близкими взрослыми. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии ) речи вообще невозможно . Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстаёт ; поняв суть, предпринять соответствующие меры.

Речь, как таковая, не развивается вообще , безотносительно и той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитателя. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на её развитие , не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка . Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь ребёнка. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребёнка , не включая её в ту или иную деятельность, невозможно.

Наша задача при развитии реи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования , рисования и т. д.

Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми .

Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребёнка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.

При поступлении ребёнка в детский сад, мы проводим с ним беседы, задаём ему вопросы, выясняем уровень развития речи , а за тем планируем работу по активизации разговорной речи .

Формирование словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим. Вот почему мы обеспечиваем постепенное усвоение детьми нового. В этих целях используем задания, например : «принеси» , «найди зелёный карандаш» , «принеси пирамидку» , «покажи как поливают цветы из леечки» . Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами. Пример : «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает? Клюёт (хоровые и индивидуальные ответы) .

Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи . Пример : «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.) ».

- «Куда что нужно положить во время уборки игрушек?» , платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развивается действие с предметом, а так же в повседневной жизни : в режимные моменты, в самостоятельной игре.

Для развития речи мы широко используем картины с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы. Пример : «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы.

Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.

Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети отвечали не «да» и «нет» , а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят» .

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.) .

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды, показываем действия с ними и рассказываем их назначение.

Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат) . Из стакана пьют (воду, чай) . А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения.

Проводим игры на развитие внимания , памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет» , «Что в коробочке?» , «Узнай, кто позвал?» , «Чего не стало?» , «Чудесный мешочек» , (с предметами разной формы) .

В режимные моменты закрепляем навыки у детей , приобретённые раннее и систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

В каждом режимном процессе получает развитие определённый словарь, связанный с конкретными видами деятельности.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы : «С кем пришёл в садик?» , «Что ты видел по дороге?» , «Идёт ли дождь или снег на улице?» , «как провёл выходной день?» , «с кем ходил на прогулку?» , «В какие игры играл дома?» , «Расскажи о своих любимых игрушках» , и. т. д.

Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое задание , игровое упражнение : найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.

Проводим наблюдение за трудом взрослых, затем предлагаем детям включаться в совместные с взрослыми трудовые действия : собираем с участка мусор, сгребаем лопатками снег.

В процессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.

На прогулке проводим много игр со словами, дети повторяют слова для игры и выполняют соответствующие движения :

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают, не идёт ли волк».

У детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.

Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например : «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.

Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи .

Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки : «водичка-водичка» , «будет мыло, пенится» , просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.)

Вечером, с детьми, проводим сюжетно – ролевые игры : «Семья» . «Кухня» , «парикмахерская» , «прачечная» , «больница» - закрепляем название предметов, необходимых для той или иной игры.

Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли : «у меня чистые ручки» , «я съела весь суп» , «я выпил весь компот» .

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей . Во время выполнения действий дети произносят много различных слов : «Поехали на автобусе» , «Кукла спит» т. д.

Речь это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает. Когда же и при каких обстоятельствах дети чаще всего разговаривают друг с другом?

Чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те особые условия для речевого общения сверстников. Но именно в этих ситуациях постоянно напоминаем детям, что работать следует, молча, не мешая остальным. И получается : стремление дисциплинировать нередко тормозит речевое развитие ребёнка . Детям очень трудно выполнять работу молча. Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.

Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка . Речевое действие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей , сопровождающую их практическими действиями , не следует.

Для развития речи на третьем году жизни применяем разные методические приёмы. По-прежнему сохраняем приём поручений : «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф» .

Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.

Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .

Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.

В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми.

Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Воспитатель : Шокурова Н. Ю.

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Этапы развития речи ребенка

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Стимулирование речевого развития детей

Речь маленького ребенка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться. Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития. Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями.

Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и

Для старших дошкольников существуют специальные игры и упражнения, помогающие в обучении грамоте. Заранее предугадать, как именно будет развиваться речь, за редким исключением невозможно.

Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

  • Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребенок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки, это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям;
  • Общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребенком, тот видит, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков;
  • Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают ребенку, сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное;
  • К телевизору, даже к просмотру мультиков, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект;
  • Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребенку собеседника;
  • У каждого ребенка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребенок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития;
  • После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.

Активная Мама рекомендует! Самыми передовыми на данный момент являются методики развития речи и устной грамотности от Умницы

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих

Возможная причина – нарушения слуха.

Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка. При раннем слухопротезировании и регулярных занятиях с сурдопедагогом речь даже у глухих детей начинает активно развиваться.

Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет

Возможная причина – задержка речевого развития, алалия.

Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия.

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Появление заикания

Признаки предрасположенности к :

  • Наследственность;
  • Возможность подражания чужой нарушенной речи;
  • Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку;
  • Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками;
  • Речевые особенности.

Заикание часто появляется в возрасте 3-х лет наряду с активным речевым развитием, иногда оно имеет наследственную предрасположенность. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

Нарушение подвижности речевых мышц

Признаки проявления:

  • Выраженный носовой оттенок голоса;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность;
  • Отставание в развитии всех двигательных навыков.

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях

Возможная причина – задержка умственного развития.

Способ решения проблемы – консультация дефектолога.

Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Чтобы определить, есть ли у ребенка сложный речевой дефект, нужно обследовать:

  • Соответствие речевого развития возрастным нормам;
  • Объем словарного запаса;
  • Грамотность построения предложений;
  • Понимание речи окружающих;
  • Развернутость фразовой речи;
  • Сохранность слоговой структуры слова;
  • Подвижность речевых органов.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Условия развития активной речи детей дошкольного возраста.

Каждый взрослый мечтает видеть своих детей полноценно, гармонично развитыми людьми, умеющими и желающими получать интересную, необходимую информацию о жизни, общаться с другими людьми и получать радость от этого общения.

Среди детей дошкольного возраста часто встречаются дети с трудностями в общении и обучении. И одной из причин возникновения таких трудностей можно считать недостаточное развитие речи детей. Поэтому главной задачей взрослого остается помощь в освоении ребенком системы родного языка.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев и т.п. Но из всех звуков, речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Чистота, правильность речи зависит от многих факторов. Внятность и чистота речи зависит прежде всего от состояния и подвижности артикуляционного аппарата; также чистота произношения обеспечивается прежде всего за счет правильного произношения согласных звуков, овладение которыми происходит в течение нескольких лет.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. А ведь нередко родители далеко не сразу замечают, что у ребенка снижен слух.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки от других. Часто родители и не подозревают, что ребенок неправильно произносит слова из-за недостаточной сформированности слухового восприятия, фонематического слуха. Следовательно, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь. И, естественно, знакомить с окружающим миром и побольше разговаривать с ним.

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра, следовательно, развитие, обучение ребенка идет через игру с помощью игровых методов. Существует множество игр по развитию речи, каждая из которых направлена на формирование, развитие какого-либо одного-двух компонентов речи.

Но отдельно взятые игры не могут обеспечить наиболее полного развития речи, так как формирование речи зависит и от степени развития других структур.

Так, например, известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии, а точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Так была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Следовательно, развитие речи зависит от того, насколько сформированы у ребенка общая и мелкая моторика; в какой степени развиты психические процессы (память, внимание, мышление) и от того, насколько развиты органы, участвующие в образовании речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

«Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и ис...

Консультация для воспитателей.

«Краткая характеристика видов речи.

Развитие активной речи

в раннем возрасте»

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и принимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развёрнутостью и насыщенностью.

Внутренняя – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мысленном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая.

Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двухстороннего обмена информацией, это разговор по очереди. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать её, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи и быть понятым участниками диалога. Диалогическая речь свёрнута во времени, многое в ней лишь подразумевается, благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение – способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством диалога один ребёнок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Не освоив диалогическую речь, малыш не сможет достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, в период дошкольного обучения предъявляются очень высокие требования.

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника.

Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он непрерываем, насыщен использованием экспрессивно – мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации.

Произношение должно быть ясным, отчётливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным.

Самое главное условие в обучении дошкольников монологу – способствовать развитию желания ребёнка говорить, он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок.

Не опережайте мысль ребёнка, дайте ему возможность высказаться. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребёнка, делать замечания по ходу высказывания.

Лучший способ помочь ребёнку – повторить фразу, слово, звук правильно (делать это после того, как ребёнок закончил говорить),

чаще хвалить и особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь – уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребёнка.

Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно – ответной форме, это разговор с самим с собой как с воображаемым партнером по общению.

Функция эгоцентрической речи – это самостоятельная мелодия, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, это речь, обслуживающая самым интимным образом мышление ребёнка. Это – «речь для себя».

В психическом развитии ребёнка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, т.к. именно она является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления. Подобная речь сопровождает любую деятельность ребёнка. Постоянно эгоцентрическая речь начинает не только сопровождать действия малыша, но и опережать, планировать их. Далее она переходит во внутренний план, сменяется

внутренней речью.

Несмотря на своё ранее появление (в возрасте 2 – 3 лет), эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых.

Письменная – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внимание пишущего распределяется между содержанием и оформлением высказывания, а значит идёт поиск наиболее точной формы выражения.

Прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, её необходимо «проговорить» во внутреннем плане.

Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.

Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

1- й уровень абстрагирования - описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченно (абстрактно) от предмета. При этом со мной остаётся слово.

2 – й уровень абстрагирования - отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком. Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и многие взрослые с трудом овладевают письменной речью. В дошкольном возрасте ребёнку необходимо обеспечивать возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребёнка.

Развитие активной речи в раннем возрасте.

За речью ребёнка важно следить с младенчества.

Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи.

Речевое развитие ребёнка в период младенчества протекает в относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врождённой эмфатической способности осуществляется развитие и совершенствование невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции.

Общаясь с ребёнком, родители практически всегда сопровождают свои действия не только жестами и мимикой, но и речью. Так, задолго до появления активной речи, у малыша возникают и развиваются речевые диалоги, в которых взрослый выступает в двух лицах: вопрошающего и отвечающего.

Такая структура общения взрослого с ребёнком первого года жизни, по типу вопрос - ответ, имеет огромное предвосхищающее значение. Выделяя, фиксируя и обозначая с помощью вопроса и последующего самоответа какие – либо предметы, мать, общаясь с малышом, выступает для него как носитель диалогической структуры познавательного процесса, которую ребёнок путем подражания достаточно прочно усваивает.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т.е. после года. Дети не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом навёрстывают упущенное.

Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, т.к. активный запас слов помогает излагать мысль. А для этого детям следует давать возможность безбоязненно высказываться, поощрять их интерес к окружающему миру.

К трем годам, когда мы начинаем говорить о ребёнке как о личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения. Хотя в целом его достижения кажутся весьма значительными, ему предстоит пройти ещё огромный жизненный путь, прежде чем он станет настоящей личностью.

Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребёнка.



Детская комната