Самораскрытие в педагогическом общении. И самораскрытия в общении


73. Что такое самораскрытие личности в общении и

какие функции оно выполняет?

Понятие самораскрытия впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г., и оно определялось им как «сообщение другим личной информации о себе». Он же разработал первую методику для диагностики индивидуаль­ных различий в стремлении людей рассказывать о себе окру­жающим. Наряду с понятием самораскрытия существует поня­тие самопредъявления, или самопрезентации, под которой Джурарда понимал «акт самовыражения и поведения, направ­ленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам». Оно в неко­торой степени противоположно самораскрытию, поскольку служит подаче приукрашенной информации о себе. Исследо­вания, проведенные им на протяжении последующих 30 лет, показали, что стремление к самораскрытию зависит от множе­ства объективных и субъективных факторов. Так, к.саморас­крытию более стремятся женщины, чем мужчины, экстравер­ты, чем интроверты. Существуют данные о связи когнитивного стиля (см. вопр. 69, 70) с самораскрытием в межличностном общении; в частности , американскими психологами было вы­явлено, что полезависимые субъекты чаще и охотнее расска­зывают о себе окружающим, чем поленезависимые. В качестве «мишени» самораскрытия, как правило, выбираются люди, с которыми у данного человека сложились наиболее довери­тельные отношения. Среди них часто называются мать, бли­жайшие друзья своего и противоположного пола, жена или муж, отец, психолог-консультант. Есть темы, которые обсужда­ются с широким кругом лиц и достаточно откровенно: мнения и интересы, сведения о своей работе или учебе. Меньше всего люди стремятся обсуждать свое финансовое положение, здо­ровье и личностные особенности.

Вопрос, нужно ли вообще что-либо рассказывать о себе ок­ружающим, был детально исследован американскими психо­логами, которые выявили положительные и отрицательные последствия самораскрытия. Первым положительным по­следствием самораскрытия является его благотворное влия­ние на психическое здоровье личности коммуникатора. Каж­дый человек нуждается в том, чтобы обсуждать с другими людьми (хотя бы с одним человеком) свои дела и мысли. Это ему необходимо для подтверждения их правильности или аб­сурдности. Раньше основную функцию снятия чувства вины за свои Грехи выполняла церковь, сейчас эту функцию принима­ют на себя отчасти психотерапевты и психологи-консультан­ты в тех странах , где есть развитая сеть консультационных ус­луг. Если эти услуги недоступны человеку, то он обсуждает свои проблемы с родственниками или друзьями. Если же он лишен возможности получить поддержку от кого-либо, то у него может развиться психическое или даже соматическое за­болевание. Экспериментально доказано, что одинокие люди больше подвержены заболеваниям, чем те, у кого есть духовно близкие люди. Однако связь между самораскрытием и психи­ческим здоровьем не является прямой, она зависит также от качества общения: если человек раскрывается первому встреч­ному, это может не принести ему облегчения.

Второе положительное следствие самораскрытия состо­ит в развитии самосознания человека, его самоопределении. Это достигается с помощью двух механизмов: 1) благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушаю­щего и новую для себя информацию; 2) стараясь передать свои мысли и чувства другому, человек стремится их лучше офор­мить лексически, что способствует их большему осознанию. Вся психотерапия независимо от теоретической основы сво­дится к тому, чтобы создать доверительные отношения между клиентом и терапевтом, затем вывести его на откровенный рассказ о себе и помочь ему осознать свои проблемы.

Третьим положительным следствием самораскрытия яв­ляется установление или укрепление доверительных и интим­ных отношений. Давно отмечен тот факт, что, доверив другому человеку свою тайну, мы приближаем его к себе. Психологиче­ские исследования дружеских и любовных отношений показа­ли, что на первых стадиях их развития у партнеров идет бур­ный обмен информацией друг о друге, в результате которого устанавливается (или нет) представление о духовном родстве.

Четвертое положительное следствие связано с тем, что через самораскрытие человек получает возможность удовле­творить ряд важных потребностей: в социальном сравнении, в личностной идентификации, во взаимном знании, в адапта­ции к социальной среде и т.п.

Если проанализировать, что самораскрытие дает тому че­ловеку, который слушает чужие откровения, то оказывается, что оно для него тоже полезно. Оно помогает лучше узнать данного человека и в дальнейшем общении с ним использо­вать эти знания; дает возможность почувствовать реципиенту, что его уважают, ценят, считают достойным доверия. Взаим­ное самораскрытие приводит к сближению людей, к форми­рованию чувства «мы».

Но наряду с явными преимуществами у самораскрытия имеются и негативные последствия. Так же, как существует ба­ланс между потребностью в общении и потребностью в уеди­нении, должен быть баланс между раскрываемой и скрытой информацией о себе. Если он нарушается в сторону избыточ­ного самораскрытия, то личности наносится ущерб. Она ста­новится более уязвимой для критики, другие получают боль­шие возможности для контроля над ней и манипуляции. Чело­век, который с легкостью рассказывает о себе интимные вещи, воспринимается окружающими как несерьезный, не заслужи­вающий доверия, поскольку он может так же легко рассказать о чужих секретах. Некоторая тайна поддерживает интерес к данной личности. Об этом хорошо знают женщины, умеющие привлечь к себе надолго внимание мужчин. Представления о некоторой норме самораскрытия различны в разные истори­ческие периоды и в разных странах. Как правило, человек усва­ивает их неосознанно в процессе социализации. Кроме того, они меняются при переходе от одной возрастной группы к другой.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Амяга НБ, Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Лич­ность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37-74.

2. 3инченко ЕВ. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 404- 419.

4. Шкуратова ИП. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994. С. 46-55.


XIV. Взаимопонимание в общении
Что такое взаимопонимание? Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют ? Какие характеристики общения определяют особенности взаи­мопонимания? Какие индивидно-личностные особенности участников обще­ния влияют на взаимопонимание? Какие методы.изучения взаимопонимания существуют?
74. Что такое взаимопонимание?

Для психологии значимость изучения особенностей взаимо­понимания определяется тем, что оно непосредственно связа­но с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Вза­имопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отноше­ний. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обра­щаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его от­сутствие, так и психологию долгое время интересовало не вза­имопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные по­следствия и для участников, и для самого общения. Именно по­этому взаимопонимание как психологическое явление по-прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждаю­щих, что феномен взаимопонимания является ключевой про­блемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир ста­новится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть поня­тым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы вза­имопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признани­ем учеными проблемы одиночества как проблемы века. В со­временных исследованиях речь идет не только о вынужден­ном одиночестве (социальной изоляции, потере близких лю­дей, проживании в новой социально-культурной среде), но и о внутреннем одиночестве , т.е. отчуждении от самого себя и дру­гих людей, причиной которого является отсутствие взаимопо­нимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две ли­нии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его ра­ботах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче го­воря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Фило­соф М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает ус­ловием существования человека, оно есть функция души, по­этому одних рациональных рассуждений, умозаключений не­достаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. Леви-Брюля, «мистическое участие», то, что связано с внутрен­ним субъективным миром и не поддается объективному изуче­нию, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возмож­но лишь частично. Согласно так называемому информацион­ному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жиз­ненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются це­лым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совер­шенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отво­дится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента челове­ческой жизни, ему приписываются свойства статичности и за­вершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску при­чинно-следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый ха­рактер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаи­мопонимания получили следующее преломление в психоло­гии. Первая линия анализа во многом способствовала воз­никновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимо­пониманию в этом психологическом направлении крайне ма­ло, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного разви­тия. Сторонники движения «за человеческий потенциал» свя­зывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гу­манистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное разви­тие, позитивность, индивидуальность, уникальность и непо­вторимость,

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интер­претацией, толкованием - послужило основой для формиро­вания психологического направления в изучении взаимопо­нимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонима­ние изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данно­го направления взаимопонимание исследуется в связи со сти­лем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В оте­чественной психологии в большей степени представлено изу­чение взаимопонимания с позиций второго направления .

В целом существующие направления изучения взаимопо­нимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыс­лей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явле­нию функциональному, парциальному (частичное взаимопо­нимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъект-субъ­ектный характер, но без глубокого проникновения во внут­ренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопони­мания, на различные уровни его анализа, из существующих ра­бот следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Про­цесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных ком­понентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) пони­мания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также по­нимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые уче­ные, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаи­мопонимание можно трактовать в широком смысле как взаи­мопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения . И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, нако­нец, быть понятым.
ЛИТЕРАТУРА

1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педаго­гического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.

2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Ки­ев, 1989. С. 5-8.

3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.

4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.
75. Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют?

Механизмы общения (идентификация, рефлексия, эмпатия) являются одновременно и механизмами процесса взаимопо­нимания. Как считают многие ученые, внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. Она необходима для возникновения целостной системы, каковой и являются два взаимодействующих субъекта. Способность к идентификации зависит от совпадения (или сходства) систем социальных и индивидуальных значений, вступающих в контакт, а также от характера их взаимной оценки друг друга. Построение обще­ния на основе познания другого через взаимотождество, ощу­щение себя другим способствует объединению в совместной деятельности путем взаимного принятия ролей, ибо, вообра­зив себя на Месте другого, человек может догадаться о его вну­треннем состоянии. Умение быть другим - это и умение быть разным, и умение оставаться одним и тем же. Однако иденти­фикацию, т.е. способность встать на точку зрения партнера, нельзя отождествлять с пониманием . Нельзя сводить иденти­фикацию к взаимному уподоблению людей.

Если идентификация - это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоцио­нально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация партнера не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатия в определенных чертах сходна с идентификаци­ей. И в том, и в другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, однако это не обязательно означает отождествить себя с дан­ным человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же он проявляет к нему эмпатию, он просто принимает во внимание линию его поведения (сочувствует), но собственное поведение может строить совсем по-иному.

Процесс понимания «осложняется» явлением рефлексии - осознанием субъектом того, как он воспринимается партне­ром по общению. Это уже не просто знание другого или пони­мание другого, а знание того, как другой понимает меня, свое­образный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.


ЛИТЕРАТУРА

1. АндрееваГМ. Социальная психология. М, 1990. С. 141-147.


  1. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 130-133.

76. Какие характеристики общения определяют особен­ности взаимопонимания?

Связь между общением и взаимопониманием сложна и много­функциональна. Взаимопонимание без общения невозможно, более того оно является одним из центральных звеньев обще­ния. Взаимопонимание может выступать целью общения. В та­ком случае люди, вступая в межличностный контакт, стремятся понять мысли» чувства, поступки другого человека и раскрыть собственный внутренний мир мыслей и чувств. Взаимопони­мание способствует регуляции поведения партнеров. Понимая (или не понимая) друг друга, партнеры вырабатывают и опре­деленную стратегию, и тактику поведения, поэтому взаимопо­нимание способствует выполнению совместной деятельности. Наконец, взаимопонимание может быть результатом (конеч­ным продуктом) общения, в связи с чем формирует и предо­пределяет дальнейшие отношения, мотивы, цели общения.

Сама возможность достижения взаимопонимания опреде­ляется формой общения, в которой в сжатом виде представлены цели, мотивы, способы общения партнеров. Можно выде­лить три таких формы: игра, манипуляция, диалог. Большинст­во авторов склонно считать, что общение представляет собой субъект-субъектные отношения. Но диалог не только субъект-субъектное, но всегда и личностное общение - всегда «диалог личностей» (по утверждению М, Бахтина), открытая коммуни­кация свободных и ответственных, независимых, признаю­щих личностную автономию друг друга субъектов. Состоится или не состоится диалог, зависит от многих условий, но преж­де всего от личностной зрелости общающихся либо хотя бы одного из них, который в силу этого создает, по словам К. Род­жерса, «здоровые личностные отношения», заключающиеся в самораскрытии (см. вопр. 73), взаимной согласованности и реалистичности требований друг к другу, активности, уваже­нии и поддержании стремления к росту и счастью друг друга, признании свободы друг друга и отказе от контроля над парт­нером. В диалоге взаимопонимание - это цель, результат и ус­ловие общения. Диалог начинается с доверия к себе и к другим, поэтому и с отказа от контроля над собой: своими мыслями (как лучше выразиться), чувствами (как сдержать эмоции), по­ступками (как понравиться другому), Но это еще и отказ от контроля над другим (признание его права думать, чувствовать и поступать самостоятельно). Диалог - это путь, по которому человек должен идти, если хочет достичь полного взаимопо­нимания.

Часто в жизни мы сталкиваемся с игрой. Человеческие игры не предполагают полного взаимопонимания. Оно возможно, но партнеры не ставят цели достичь его в игре. Это аналогич­но, например, игре в шахматы, когда оба партнера знают пра­вила игры (как делать ходы), имеют определенную цель, кото­рую не скрывают, - выиграть. Поэтому они как бы мысленно «проигрывают» ходы друг друга, контролируют партнера, что ему, кстати, тоже Известно. Им важно понять мысли друг друга, но это не предполагает личностного самораскрытия, более то­го, может мешать. Подобный тип отношений (с частичным взаимопониманием) оптимален для деловой сферы, где сме­щение рациональных и эмоциональных компонентов может нарушать ход совместной деятельности.

Манипуляция полностью исключает взаимопонимание, по­тому что один из партнеров - манипулятор делает Все возможное, чтобы партнер его не понял; в противном случае ма­нипуляция не состоится. Цель манипулятора - понять друго­го, проникнуть в его внутренний мир. Это вообще особого ро­да понимание, поскольку не предполагает отношения к друго­му не только как к личности, но и как к субъекту. Иначе говоря, партнер овеществляется. Например, продавец, стремясь лю­бой ценой продать вещь, не интересуется тем, что думает (и подумает в дальнейшем) о нем покупатель, что он будет чувст­вовать и как поступит с приобретенной вещью. Конечно, он оценивает, прогнозирует, контролирует, но в погоне за «выиг­рышем» он преследует одну цель - продать. Все его знания и понимание обслуживают именно эту цель.

Достижению взаимопонимания между людьми способству­ют соответствие общественно-исторических условий жизни людей, одинаковый уровень их культуры, умственного разви­тия, принадлежность к одним и тем же социальным Группам, общность языка и совпадающие уровни овладения им. Некото­рое тождество ценностно-смысловых позиций партнеров по общению можно считать наиболее общей предпосылкой взаи­мопонимания. Но перечисленные характеристики общения являются необходимыми, но недостаточными для возникно­вения взаимопонимания. Важнейшее условие появления взаи­мопонимания - совпадение представлений участников взаи­модействия. Выделяют четыре условия понимания друг друга группами и нациями: 1) сходство тех представлений, которые группы или нации имеют о себе; 2) соответствие представле­ния, которое одна группа или нация имеет о другой группе или нации, представлению этой группы или нации о самой себе; 3) соответствие представления, которое одна группа или на­ция имеет о другой группе или нации собственному представ­лению группы или нации о себе-, 4) сходство представлений, которые имеют две группы или нации о других группах или нациях. Эти условия приложимы и для ситуации диадного об­щения, предполагающего совпадение представлений партне­ров друг о друге и группового общения, например во время совместной деятельности.

В.В. Знаков добавляет еще четыре условия взаимопонима­ния в общении и совместной деятельности : 1) мнемическое условие (человек понимает только то, что находит отклик в его памяти. Для понимания необходимы некоторые предварительные знания о понимаемом); 2) целевое обобщенное усло­вие (человек обычно понимает только то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям); 3) эмпатическое условие (нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личност­ные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему); 4) нормативное условие (для достижения взаимопонимания субъекты общения должны исходить из одних и тех же посту­латов общения и соотносить предмет обсуждения с одинако­выми социальными образцами, нормами поведения). Но все эти предпосылки, помогающие достичь согласия (собеседни­ков, групп, общностей), еще надо уметь реализовать в ситуа­ции общения.

Обратимся к примеру, приводимому Г.М. Андреевой. Муж, которого жена встречает у двери словами «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», может интерпретиро­вать эту фразу самыми разными способами: первый вариант: ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку; второй вариант: жена потратила какую-то сумму денег; третий вариант: жена заботится о порядке в доме, а муж этого не дела­ет. Вариантов может быть много. Таким образом, взаимопони­мание связано с проблемой интерпретации высказывания и его понимания или проблемой кодирования информации и ее декодирования. Для установления взаимопонимания необхо­димо наличие единой системы значений, совпадение «тезауру­сов» участников общения. Но даже зная значения одних и тех же слов (владея одним языком), люди могут не понимать их одинаково. Поэтому человек, который хочет быть понятым другим человеком, должен максимально однозначно выражать свои мысли, чувства, желания, чтобы партнеру была ясна полу­ченная, информация. Если применить данное правило к ситуа­ции, описанной выше, то жена должна была четко сформули­ровать свою мысль, например: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек, замени, пожалуйста, перегоревшую».

Люди кодируют не только вербальную, но и невербальную информацию. Когда человеку больно, но он улыбается, парт­неру трудно понять его эмоциональное состояние: когда он говорит, что хочет понять собеседника, но при этом сжимает кулаки, взаимопонимание едва ли состоится. Учитывая огром­ную роль кодирования и декодирования информации в обще­нии, А.А. Кроник предложил рассматривать взаимопонимание как протекающее в процессе общения декодирование партнерами сообщений друг друга, при котором значение сообщений с точки зрения воспринимающего соответствует их зна­чению с точки зрения коммуникатора (продуцирующего со­общение). Взаимопонимание превращается в расшифровку партнерами сообщений друг друга, которые соответствуют значению этих сообщений с точки зрения их авторов. В каче­стве сообщения может выступать любая информация, переда­ваемая партнерами друг другу с помощью вербальных и невер­бальных средств. От умения кодировать и декодировать ин­формацию во многом зависят точность, достоверность скла­дывающегося впечатления о собеседнике, что особенно важно в ситуации межнационального и межэтнического общения, где имеются различия как в языке, так и в использовании не­ вербальных средств.

В процессе общения необходимо не только передавать ин­формацию, но и выслушивать ответ. В этой связи появляется еще одна проблема - соотношение в общении говорения - слушания. По данным некоторых исследователей, умением слушать обладают не более 10% людей; остальные предпочита­ют говорить. Это значит, что в общении они слушают партне­ра, но не слышат его, так как заняты своими мыслями. Они не соглашаются, ищут доводы, аргументы, соответствующий от­вет, но делают это мысленно. Иными словами, «слушают» в ос­новном себя. Здесь могут помочь описанные ранее механизмы взаимопонимания, а они в свою очередь связаны с индивиду­альными особенностями общающихся.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1980. С, 99- 115.

  2. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 120-142; 169- 178.
3.КаганМ.С. Мир общения. М, 1988. С. 156-163; 199-213.

4.КроникАА. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в Диаде // Психологический журнал. 1985. Т. 65. С. 124- 130.

5.НойманР. Социально-психологическое исследование международных кол­лективов // Психологические условия социального взаимодействия (соци­ально-психологические исследования). Таллин, 1983. С. 85-98.

6.РюмшинаЛИ. Диалог - игра - манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222.

И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ

Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.

Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.



Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.

Самораскрытие может выполнять в общении различные функции.

1. Эмоциональная разрядка: после эмоционально напряженной ситуации появля­ется потребность рассказать другому человеку о пережитых эмоциях;

2. Прояснение собственных чувств (самопонимание): мы можем прояснить соб­ственные взгляды, мысли, установки, чувства, рассказав о них другим. При этом не­обязательно, чтобы другой был нам хорошо знаком.

3. Корректировка самовосприятия: наблюдая за реак­цией слушателя на наше самораскрытие, мы получаем информацию о верности или адекватности собственных оценок (так, другие люди могут подтвердить, что наши реакции выглядят «совершенно нормально», или, напро­тив, сказать, что мы все «изрядно преувеличиваем, раз­дуваем»)- Тем самым, самораскрытие становится важ­ным условием формирования или корректировки нашей ^Я-концепцйи».

4. Стимулирование взаимности: самораскрытие - дей­ствие, накладывающее психологические обязательства на другого, побуждая его к взаимности. В ряде ситуаций оно может быть использовано преднамеренно, с целью побу­дить другого к большей откровенности.

5. Формирование впечатления: информация о себе мо­жет быть использована для создания нужного образа: на­пример, рассказ о проблемах в семье имеет целью соз­дание образа человека, который нуждается в поддержке, рассказ о планах и перспективах позволяет создать образ уверенного и знающего человека.

6. Воздействие на развитие отношений; сообщение о чувствах и намерениях используется как способ продви­жения отношений (например, целью сообщения «я тебя люблю» или «я устал от тебя» может быть переведение отношений на соответствующий уровень).

Самораскрытие

добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, наме­рений.

Описательное самораскрытие

сообщение другому фак­тов о себе, которые ина­че ему недоступны.

Оценочное самораскрытие

сообщение о наших взглядах, чувствах, пере­живаниях, отношениях с другими людьми.

Агрессивное самораскрытие

желзние говорить о себе, не считаясь с жела­нием другого.

Самораскрытие многомерно. Его можно оценивать, как минимум, по 5 самостоя­тельным параметрам:

а) объем сообщений личного характера;

б) степень их интимности для субъекта;

в) продолжительность, темп и скорость самораскрытия;

г) его эмоциональная тональность (хвастовство, бравада или смущение, стыд);

д) гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимо­сти от реакции собеседника и ситуации общения.

Полюсами, между которыми расположены различные уровни самораскрытия, яв­ляются такие психологические ценности, как открытость и интимность. Одна край­ность - агрессивное самораскрытие (до эксгибиционизма): желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Другая крайность - замкнутость, нежелание рас­крывать себя.

Таким образом, самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что *Менно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает.

К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевремен­ность.

" Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие требуют ответно- г ° отклика, тем самым углубляя общий уровень интимности, или коммуникации.

Y Невозможно раскрываться перед людьми, которые не проявляют к вам интереса. Одни психологи объясняют это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпа­тию, расположение, а знаком симпатии служит взаимная откровенность; другие скло­няются к теории справедливости: поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить тем же, независимо от степени своей симпатии к собеседнику.

При этом ряд исследований показывает, что нам больше нравятся люди, которые раскрываются на том же уровне интимности, что и мы. Если кто-то раскрывает перед нами более интимные личностные детали, это оценивается нами как вторжение на вашу интимную территорию. Если, наоборот, мы раскрываемся на более интимном уровне, чем другие, - мы чувствуем себя уязвимыми и глупыми.

В одном эксперименте (Чайкин и Дерлега) две актрисы импровизировали сцену знакомства в студенческом кафе. Каждая проделывала это двумя способами: на очень высоком и очень низком уровне самораскрытия. После этого снятые на видеопленку сцены их встречи были показаны испытуемым ь четырех комбинациях: 1) обе жен­щины проявляют высокий уровень самораскрытия; 2) обе - низкий; 3) и 4) одна про­являет высокий уровень самораскрытия, вторая - низкий, и наоборот.

На высоком уровне самораскрытия одна из актрис рассказывала о своих отноше­ниях с первым сексуальным партнером и о реакции ее родителей, вторая - о своих ссорах с матерью и возможном разводе родителей. На низком уровне женщины гово­рили о студенческих проблемах, вспоминали, как поступали в институт, какие лек­ции слушают и т. д. Основной результат - привлекательность обеих женщин была выше, когда они раскрывались на одном уровне интимности. Нарушение нормы вза­имности снижало привлекательность, но по разным причинам: та, что раскрывалась очень мало, выглядела холодной, та, что очень сильно - неуместной, неадекватной.

Правило уместности и своевременности звучит следующим образом: слишком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояние собеседника, приемлемый для него уровень диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, по­пытка вторжения во внутренний мир, что побуждает собеседника замкнуться или Даже прервать контакт.

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

«"Мы с Вами Свои" - тоттип отношений, который необходим для гарантии их проч­ности. Они отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью парт­неров, положительной эмоциональной оснащенностью. Оно обладает наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, при­носит наибольшее удовлетворение партнерам, в нем наиболее полно удовлетворя­ется потребность человека быть значимым для других. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту "Мы с Вами Свои", несмотря на помехи и подножки во взаи­мопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения. При­чем "Вы" должно быть встречным. Это реально лишь тогда, когда оба открыты влия­ниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя "стать та­ким, как я хочу". Здесь возникает удивительное - отношения не стареют и не увяда­ют. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние. Вместо перехо­да на стадию "Мы Чужие" (точнее - "Мы с Тобой Чужие") отношения продолжают расти в направлении "Мы с Вами Свои"».



Детская комната