Сказочно былинный жанр волшебный мир сказки рисунок. Конспект урока по ИЗО на тему "Сказочно-былинный жанр

Цель урока:

Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки и басни, поддержать интерес к русской народной сказке.

Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.

Познакомить учащихся с творчеством Васнецова.

Оборудование:

Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Зрительный ряд.

Зрительный ряд:

“Аленушка” 1881 г.,

“Витязь на распутье” 1878 г.,

“Богатыри” 1898 г.,

“Иван Царевич на Сером Волке” 1889 г.,

«Спящая царевна», 1926,

«Баян» 1910,

“Три царевны подземного царства” 1881 г.,

«Царевна-лягушка» 1901-1918.

“Ковер-самолет” 1880 г.

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока. Беседа.

Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте вспомним все жанры, которые вы знаете (портрет, натюрморт, исторический, баталийный, бытовой, анималистический, пейзаж, сказочно-былинный).

Сегодняшний урок мы посвятим сказочно-былинному жанру. На уроке вы повторите, а возможно и больше узнаете о произведениях Виктора Михайловича Васнецова.

Вспомните, когда впервые возникают былины и почему? (Возникли в 10 - 11 в. в., когда на Руси возникла феодальная раздробленность и, вследствие этого на долгие годы - татаро-монгольское иго).

Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее». Говоря «сегодня», мы имеем в ввиду некоторую привычную жизнь страны и человека. Но ведь в свое время прошлое было тоже современностью. Значит, и нынешняя современность будет тоже историей.

Вот и наш народ через века пронес былины, передавая их из уст в уста. 1-ый сборник былин был опубликован в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Внутренняя политика России в середине 19 века очень нестабильна: еще помнятся события 14 декабря 1825 года (восстание народа); неудачно складываются дела в решении 2-го Восточного вопроса (Крымской войны); в стране усиливаются различные подпольные движения против царя. А также усиливается противостояние между западниками и славянофилами. Вот что написал Федор Иванович Тютчев:

Как не тянитесь, господа,

Вам не достичь признанья от Европы!

Пред ней вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Живописные полотна Виктора Михайловича Васнецова воспели далекое легендарное прошлое Древней Руси.

— Что лежит в основе любой сказки и былины?

Запись в тетрадь. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к

Объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

Посмотрите слайды и узнайте героев.

Слайд 1. «Аленушка» 1881. Васнецов. Сумрачный пруд, хранящий печальную тайну, опушка с юными ёлочками и берёзками — этот этюд воплотился в известной картине. Однако мало кому известна тайна, заключённая в ней.

Ласточка - божья птица, приносящая счастье.

Распущенные волосы - думы человека.

Тёмный омут — ожидание счастья, беды, смерти.

Что олицетворяют белые березы? (Исцеление)

Когда Алёнушке будет угрожать опасность, зашумят осиновые листья, вода покажет отражение ведьмы, птицы поднимут гомон.

Слайд 2. «Витязь на распутье» 1878. Васнецов. Очень ценный экземпляр, особенно для любителей былины “Илья Муромец и разбойники”.

“Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани (пересечение дорог, перекресток).

На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана”.

Васнецов писал так: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью».

Эта картина показывает поле битвы. Что ценнее: жизнь или смерть? Что выберет человек? Человека, не пожалевшего живота своего ради друга, ждет вечная память живых. Что остается после человека, какой след он оставил после себя? Решать только ему.

Слайд 3. Богатыри. 1898. Васнецов. Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова - это мощная песнь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русского народа. Сила и мощь богатырей - это сила и мощь народа. И, пока народ един и стоит на страже своих интересов и ценностей - государству ничего не угрожает.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

3 образа, 3 характера, 3 защитника Руси.

Слайд 4. Иван Царевич на сером - волке. 1889. Васнецов. Это картина-сказка, картина-фантазия - соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес спасаясь от погони.

Слайд 5. Спящая царевна. 1926. Васнецов. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице — свой характер.

Вспомни, что делала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найди ответ среди деталей картины. (Она уколола руку веретеном. У её ног изображена прялка)

Слайд 6. Баян. 1910. Васнецов. Почему так важен совсем не богатырского вида этот былинный персонаж?

(Зовет словом к действию. Еще не известно, что сильнее: металл или слово. Он зовет, будит, тревожит.)

Слайд 7. Три царевны подземного царства. Эта картина была создана для центрального вокзала донецкой каменноугольной железной дороги. Это своеобразная аллегория (символ) богатства недр донецкой земли. Обратите внимание на топографические знаки. Старшая сестра превратилась в золото, средняя — в самоцветы, младшая - в уголь.

Слайд 8. Царевна-лягушка. 1901-1918. Васнецов.

Слайд 9. Ковер - самолет. 1926. Васнецов.

3. Практическая работа

Вспомнить любимые сказки. Нарисовать сюжет к выбранной сказке.

1.Представить сюжет.

2.Прорисовка в карандаше главных предметов. (Лучше в центре листа и крупными)

3.Прорисовка деталей (рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше - меньше и выше.

Одни предметы могут загораживать другие.)

4. Переходим к работе в цвете. (сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими - тёплыми тонами.

4. Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию к любой басне И. А. Крылова

> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.


Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение) Цели: 1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля. 2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. План урока 1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра. 2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля. 3. Выполнение теста –задания. 4. Подведение итогов и анализ задания.


От греческого (my thos) – предание. Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Васнецов Виктор Михайлович (г.) (г.)Богатыри «Преданья старины глубокой»












Билибин Иван Яковлевич (г.) Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально – декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.






Врубель Михаил Александрович (г.) …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А.С. Пушкин




Тестовое задание 1. вариант Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий? По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи? Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж. 2. вариант Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий? В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту? Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».





Слайд 2

Что узнаем

Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр. Познакомимся с картинами известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре. В. М. Васнецов. Царевна – Несмеяна.

Слайд 3

Сказочно- былинный (мифологический) жанр

Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами. М. Врубель Пан.

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

В развитии русской культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют «певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Они производят на зрителя огромное впечатление. Давайте их рассмотрим. В. М. Васнецов. Автопортрет.

Слайд 5

В. М. Васнецов. Богатыри.

Какое чувство вызывает у вас картина?

Слайд 6

Витязь на распутье

О чём задумался витязь?

Слайд 7

Алёнушка

Почему грустит Алёнушка? Одно из лучших произведений художника, создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане, тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность

Слайд 8

Иван царевич на сером волке.

Сквозь мрачный зловещий лес мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной. Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.

Слайд 9

Баба-Яга

  • Слайд 10

    Кощей Бессмертный

  • Слайд 11

    Ковёр - самолёт

  • Слайд 12

    Царевна - лягушка

  • Слайд 13

    Снегурочка

  • Слайд 14

    Михаил Врубель (1856-1910)

    Врубель во всём опережал своё время. Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с использованием многочисленных ломающихся граней. Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев. М. Врубель. Автопортрет.

    Слайд 15

    М. А. Врубель. Демон.

    Какой демон у Врубеля? Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный, сильный, погружённый, печальный, бунтующий.

    Слайд 16

    Царевна – лебедь

    Какой момент из сказки запечатлел художник? Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.

    Слайд 17

    «Пан»

    В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...

    Слайд 18

    ИванЯковлевичБилибин(1876 –1942)

    Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.

    Слайд 19

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Обратите внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных орнаментов

    Слайд 20

    Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»

  • Слайд 21

    Иллюстрация к сказке

    К какой сказке сделана иллюстрация? Почему художник выбрал для данного рисунка такую рамку?

    Слайд 22

    ВасильевКонстантин Алексеевич

    Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы

    —Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

    Автопортрет

    Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.

    Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

    Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

    Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

    После побоища Игоря Святославича с половцами

    В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

    Витязь на распутье

    Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

    Богатыри

    В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

    Аленушка

    Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

    Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

    Ковер- самолет

    Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

    Иван-Царевич на Сером Волке

    Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

    Снегурочка

    Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

    Спящая царевна

    Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

    Три царевны подземного царства

    БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

    Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.




    Детская комната