Смотреть что такое "Марксизм" в других словарях. Марксизм - это что такое? Основные идеи марксизма (кратко)

(продолжительность – 20 минут)

Основоположниками марксизма, как известно, являются два немецких мыслителя Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) . В середине 19-го века названные мыслители, осознав нарастающее влияние рабочего класса, опираясь на философию Г. Гегеля, учения социалистов-утопистов (прежде всего, Сен-Симона) и английских экономистов (А. Смита, Д. Риккардо), обосновали новую философскую доктрину и в то же время новую идеологию, получившую в дальнейшем наименование марксизма.

Основные идеи нового философского учения Маркс выразил в таких работах, как «Капитал» (1867 – 1883), «Манифест коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии» (1859), «Немецкая идеология» (1845-46).

Марксизм – это идеология пролетариата , полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее, а именно, уничтожив капиталистов в ходе всемирной пролетарской революции, рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией, призван создать коммунизм – общество всеобщего счастья, справедливости и социальной гармонии, в котором не будет ни богатых, ни бедных, ни войн, ни иных социальных противоречий, а все будут трудиться в соответствии со своими способностями и получать бесплатно всё, что им нужно для полноценной нормальной жизни.

В своей основе марксизм – это материализм . Материалистическая ориентация сближает марксизм с наукой и ставит его в оппозицию к идеализму и, в особенности, религии. Поэтому марксизм – это также последовательный атеизм . Для маркистов, религия – это опиум народа , форма ложного сознания, отвлекающая людей от классовой борьбы с эксплуататорами, заставляющая любить «врагов», терпеть обиды и унижения, мириться с социальной несправедливостью, одним словам, служащая интересам богатых.

Важнейшим открытием Маркса считается материалистическое понимание истории , согласно которому существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории , общественной жизни, эти законы также непременны и объективны как законы физики или биологии, люди не могут отменить их действия, а могут лишь их познать и учесть в своей практике, поэтому, по мнению его сторонников, марксизм, открывший эти законы, так же точен и научен, как естественные науки.

Другим фундаментальным положением марксистской философии является экономикоцентризм, утверждающий, что намерения и цели людей обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни, т.е. местом в системе разделения труда, отношением к собственности и пр., иными словами, общественное сознание людей есть отражение их общественного бытия , а способ производства материальных благ (экономика) обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества (экономический детерминизм).


Опираясь на идеологию прогресса, Маркс создает учение об общественно-экономических формациях как поступательных стадиях развития любого общества. Отсюда следовало, что, во-первых, мировая история едина, все общества проходят в своем развитии эти стадии одну за другой, от низшей, первобытнообщинной формации, к высшей, коммунистической (всего пять формаций) и, во-вторых, сама формация рассматривалась как единство экономического базиса и политико-юридической надстройки, при этом первый определяет вторую.

Двигателем этого движения, источником общественных изменений выступает классовой борьба : в каждом обществе есть два основных класса – имущий и неимущий – антагонизм, противоречие между которыми выступает источником развития общества. Апогеем классовой борьбы становится социальная революция. Революции оценивались Марксом всецело позитивно как «локомотивы истории», «праздники угнетенных». Но только социалистическая революция, в отличие от буржуазных, открывает путь к истинно справедливому обществу. По мнению Маркса, социалистическая революция инициируется пролетариатом, возглавляемым своим авангардом -- коммунистической партией. Эта революция происходит одновременно во всех странах развитого капитализма и в ее результате устанавливается диктатура пролетариата.

Захватив власть, пролетариат организует народ на строительство общества нового типа – коммунизма , первой фазой которого является социализм . Коммунизм – это пятая, самая прогрессивная (и с точки зрения экономики, и с точки зрения морали) общественно-экономическая формация, завершающая историю. Коммунизм упраздняет частную собственность, эксплуатацию человека человеком, отдает всю полноту власти народу. Постепенно при развитии коммунистической формации, при переходе от первой фазы (социализма) ко второй (собственно коммунизму), исчезают деньги, государство, и, в конце концов, человечество превращается в единое бесклассовое, наднациональное сообщество «всеобщего изобилия и всеобщей справедливости», где реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Таковы основные положения философии марксизма, которая по преимуществу интересовалась именно социальными вопросами.

В результате деятельности Маркса и Энгельса во второй половине 19-го века в Европе и Америке стали повсеместно создаваться рабочие партии. А в 1864 году ими был создан Первый Интернационал – первая международная организация рабочих. Под руководством социал-демократических партий в Европе развернулось рабочее движение, итогом которого стала Парижская Комунна (1871 год) – первая социалистическая республика, просуществовавшая чуть менее двух месяцев.

В России первой рабочей организацией стал «Союз борьбы за освобождение труда» (1883) во главе с Г.В. Плехановым, в 1895 году в Петербурге во главе с В.И. Лениным появился «Союз за освобождение рабочего класса», а в 1898 году была создана РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая труда). В 1903 году партия раскололось, ее самое воинственное, левое крыло получило именование «большевиков», именно они в 1917 году, пользуясь слабостью Временного правительства, организовали первую в мире социалистическую революцию, завершившуюся успехов. Таким образом, Россия стала первой страной победившего социализма. В течение 73 лет наша страна строила социализм на 1/6 части земной суши, вовлекая в это строительство десятки стран по всему миру… Однако в экономическом соревновании с капитализм социализм советского типа проиграл, и потому мировая система социализма распалась…

Но это не означает, что сама идея бесклассового справедливого общества неадекватна. Сегодня такие страны, как Швеция, Норвегия, Германия и другие довольно далеко продвинулись по направлению строительства социально справедливого общества, однако вдохновляются они не идеями Маркса и Энгельса, а более умеренной социал-демократической идеологией, основы которой были выработаны К. Каутским, Э. Бернштейном и др. Социал-демократия, поддерживая идею строительства бесклассового общества, отрицает плодотворность революционных путей, настаивая, что такое общество должно медленно, путем реформ, вызревать в недрах капитализма, что сегодня мы и видим во многих странах Западной Европы.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Рост численности рабочего класса и развитие рабочего движения в Европе получили отклик, отражение и поддержку в рамках философии марксизма, поднявшей на новый уровень идеи социального равенства и справедливости. Основоположниками марксизма стали К. Маркс и Ф. Энгельс, в России крупный вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин.

2. По своей сути марксизм – это последовательный материализм и атеизм. Его центральные идеи носят в основном социально-политический характер – это учение о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, высшей из которой выступает коммунизм, о прогрессивной роли рабочего класса в истории, двигателем которой выступает классовая борьба, а апогеем такой борьбы – пролетарская революция. Таким образом, марксизм – это идеология пролетариата.

3. В нашей стране долгие годы марксизм выполнял роль ведущей и единственной идеологии, однако после распада СССР и социалистической системы влияние марксизма в мире неуклонно падает, хотя его вера в возможность социального справедливого устройства остается актуальной для множества людей.

Марксизм (marxism ) - это политическое, экономическое и филосовское учение, основателем которой является немецкий философ и экономист . Марксизм как учение общественной мысли в сформировался в 1840-1860-х гг. Учение Маркса оказало значительное влияние на обществознание, экономику, политику и, главным образом, на историю двадцатого века. До сих пор оно оценивается неоднозначно. "Учение Маркса всесильно, так как оно верно, - писал Ленин в своей статье "Три источника и три составные части марксизма". - Оно полно и стройно, давало всем людям цельное миросозерцание, которое было непримиримо ни с каким суеверием, а также ни с какой реакцией и ни с какой защитой и обереганием буржуазного гнета". Современные американские экономисты Р. Хейлбронер и Л. Туроу, давая характеристику Марксу как одному из трех великих экономистов (А. Смит , К. Маркс и Дж.М. Кейнс), называют его гением, человеком, изменившим характер нашего мышления об обществе, самым удачливым возмутителем умов, с которым могут конкурировать только Христос, Магомет и Будда. Но законное место Маркса в ряду великих мыслителей скорее среди историков, чем среди экономистов. Развивая этот вывод и детально анализируя экономическую теорию Маркса, М. Блауг приходит к выводу, что Маркс "допуская логические ошибки, все же искажал факты. Он делал необоснованные выводы из исторических фактов и практически умышленно закрывал глаза на явные слабые места в своем монументальном исследовании". Прежде всего, несостоятельна его теория прибавочной ценности, теория обнищания рабочего класса. А его модель межотраслевой конкуренции (и цены производства) и воспроизводства общественного капитала подчас рассматривались как "некий курьез в музее экономической мысли".

В.И. Ленин выделял три источника марксизма (немецкая философия - Гегель, Фейербах, английская политическая экономия - Рикардо , французский социализм - Сен-Симон, Фурье , Оуэн) и три его составные части: философия, политическая экономия , научный социализм. Главным в учении Маркса и его соратника Ф. Энгельса является вывод о неизбежности гибели капитализма и замены его социализмом, а затем коммунизмом. Этот вывод предшествует экономическому анализу капитализма. Наиболее четко суть марксизма как революционного учения изложена в "Манифесте коммунистической партии" (1848). Вскоре Маркс приходит к выводу о близости социалистической революции и приступает к большим экономическим исследованиям, ставя перед собой задачу дать пролетариату экономическое обоснование его борьбы. Так возник четырехтомный труд "Капитал. Критика политической экономии" объемом почти в четыре тысячи страниц.

Целью исследования Маркса является открытие экономического закона движения буржуазного общества. Экономической клеточкой этого общества является товар. Все товары есть продукты труда. Они обладают двумя свойствами: полезностью (потребительной ценностью), которая создается конкретным трудом, и ценностью (стоимостью), создающейся абстрактным трудом. Среди всех товаров капиталист находит на рынке один особый товар - рабочую силу. Только рабочая сила создает ценность (стоимость). Стоимость, созданная в единицу времени средним общественным трудом, всегда одинакова. Величина стоимости, созданной за рабочий день, определяется его продолжительностью и не зависит от стоимости или цены рабочей силы как товара. Цена рабочей силы есть его заработная плата , и определяется она стоимостью товаров, необходимых для существования рабочего. Разница между стоимостью, созданной рабочим, и его заработной платой - прибавочная стоимость (прибавочная ценность) - неоплаченный труд наемных рабочих. Отношение между прибавочной стоимостью и стоимостью рабочей силы есть норма прибавочной стоимости - точный показатель степени эксплуатации труда капиталом. Из теории прибавочной ценности Маркс делает ряд выводов-прогнозов относительно будущего капитализма.

  1. Производство прибавочной ценности или нажива - абсолютный закон капиталистического способа производства. Для ее увеличения капиталист сокращает необходимое рабочее время и увеличивает прибавочное. Противоречие между трудом и капиталом неизбежно обостряется.
  2. Для достижения своей цели капиталисты вводят машины. Машины вытесняют рабочих. Следствием этого является рост безработицы и падение нормы прибыли на вложенный капитал.
  3. Накопление капитала как подлинная цель капиталистического производства сопровождается ростом богатства на одном полюсе, его концентрацией в немногих руках и нищеты, мук труда - на другом. Это абсолютный, всеобщий закон капиталистического производства.
  4. Обнищание пролетариата с развитием капитализма не может быть отменено повышением заработной платы. Пролетариат может изменить свое положение только уничтожив капитализм, частную собственность и рынок вообще.
  5. Обострение противоречий капитализма неизбежно приводит к социальному взрыву. "Монополия капитала оборачивается оковами того способа производства, который образовался при ней и под ней, - говорит Маркс, - бьет час и заканчивается эра капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".

Ошибочность теории Маркса обнаружилась довольно быстро, уже в конце прошлого века. Прежде всего, ошибочна сама трудовая теория ценности, так как она не учитывает научно-технический прогресс и роль капитала как фактора роста производительности труда и богатства общества. Во все времена труд имелся в достатке и был самым доступным хозяйственным ресурсом. Поэтому миром экономики управляли два основных (дефицитных) ресурса - земля и капитал. Теория прибавочной ценности культивирует простой малоквалифицированный труд, считая именно его главным фактором роста богатства. Она совершенно игнорирует проблему организации экономической жизни общества, проблему накопления, проблему реализации продукции. Тем не менее теория Маркса многими воспринималась как вполне убедительная. Причиной этого является скорее не научная аргументация, а талант Маркса как писателя. "В своем несомненном умении доводить экономическую аргументацию до ее логического завершения, - пишет М. Блауг, - Маркс не имел себе равных среди своих современников. Но ведь для того чтобы быть значительным экономистом, надо иметь нечто большее, чем только способность делать отвлеченные дедуктивные выводы". Ярким опровержением теории Маркса служат такие данные: в 1997 году доля США в мировом ВВП составила 20,4 %, доля в численности населения планеты - примерно 0,4 %. Доля же работников, занятых непосредственно в производственных операциях, - менее 10 % числа занятых в стране, то есть богатство страны создается не трудом, а наукой и капиталом. Ничего подобного не наблюдалось в СССР - стране "развитого социализма".

Еще менее научна теория "научного" социализма. Представление о будущем у марксистов туманно и расплывчато. Вся надежда возлагается на высочайшую сознательность пролетариата. Но если даже эту идеализацию принять за истину, то остается неясным, какие экономические механизмы будут стимулировать новаторство, творчество, бережливость, накопление, рационализацию, качество, эффективность и т.п., когда все будет общим и никто непосредственно не будет вознаграждаться за свои усилия и не будет наказываться за нерадивость, пассивность. В 1922 году русский экономист Б. Бруцкус писал: "Социалистическая организация хозяйства, если бы ей наконец удалось отлиться в устойчивые формы, отличалась бы грандиозным консерватизмом и инерцией. Ничего подобного вечно изменчивой хозяйственной жизни капиталистического общества социалистическое общество не представляло бы". Практика целиком и полностью подтвердила эти предсказания. К теории научного социализма вполне применимо высказывание самого Маркса в отношении трудов Мальтуса : "Человек, впервые открывший какую-нибудь идею, может добросовестно заблуждаясь доводить ее до крайности; плагиатор же, доводящий ее до крайности, всегда делает из этого "выгодное дельце". Думается, что и Маркс, и русские революционеры были скорее "добросовестно заблуждающимися", хотя и не лишенными личных амбиций. Но те, кто получил власть, сделали из социалистической идеи выгодное для себя дельце. Сказанное не означает, что Маркс не внес никакого позитивного вклада в экономическую теорию. Этот вклад существенен в анализе отдельных экономических проблем: теории рынка, теории денег, теории капитала (кругооборот и оборот капитала), деловых (средних) циклов и т.п.

Сомнения в созидательной силе социалистической идеи проникли достаточно давно (столетие назад) и в ряды самого социал-демократического движения. Во второй половине 90-х годов XIX столетия один из лидеров немецких социал-демократов и II Интернационала Эдуард Бернштейн опубликовал ряд статей с критикой основных положений марксизма. Он сформулировал два исходных положения: любая теория периодически нуждается в ревизии, то есть в проверке истинности ее основных положений с точки зрения практики жизни; "движение - все, конечная цель - ничто", так как то или иное представление о конечной цели есть лишь гипотеза, прогноз, истинность которого будет подтверждена или отвергнута будущей практикой. Бернштейн последовательно отказался от основных положений революционного марксизма: теории прибавочной стоимости (учения о капиталистической эксплуатации), вывода об обнищании пролетариата с развитием капитализма, о неизбежности пролетарской революции, о диктатуре пролетариата и т.д. Так называемый ревизионизм, возникший на базе идей Бернштейна, означал замену революционного фанатизма и прожектерства практическим здравомыслием, ориентацией пролетариата не на разрушение и жестокость, а на созидание и сотрудничество.

На основе "ревизионизма" Э. Бернштейна после Первой мировой войны возникла теория демократического социализма, ставшая официальной доктриной Социалистического Интернационала. В соответствии с ней пролетариат отказывается от революционной борьбы и от уничтожения частной собственности, добиваясь более справедливого распределения доходов парламентскими методами: "демократический социализм" есть не конечная цель, а непрерывное совершенствование. Социальные гарантии, защита населения от бедности, безработицы, доступность здравоохранения, образования, обеспеченность жильем - таковы цели государства. Социализм на практике выродился в азиатскую форму общества, тоталитарную систему, где нет ни подлинной демократии, ни свободы, ни прогресса. Повсеместный и быстрый крах социализма - подтверждение ненаучности этой идеальной модели общества.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс . Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма , теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме , основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).

Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.

Основные идеи марксизма:

– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.

Маркс создал теорию общественно-экономических формаций , различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.

В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

Теория марксизма

В первой половине 40-х гг. XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начали продолжавшуюся затем всю их жизнь разработку учения о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Их концепция исторического материализма явилась структурной частью философских, экономических, социально-политических воззрений, в совокупности составивших теорию марксизма, которая представляет собой попытку интерпретировать прошлое человечества, показать его настоящее и дать прогноз будущего с позиций материалистического понимания истории. Краеугольным камнем марксистской теории является положение, согласно которому главным, определяющим фактором и основой всего исторического развития являются не идеи, не те или иные воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство. Для того чтобы оно функционировало, необходимо включить в действие производительные силы, т.е. сочетание созданных обществом средств производства (орудия и предметы труда) и людей, которые обладают необходимыми опытом, знаниями и навыками. Естественно, что в процессе производительного труда и вследствие этого процесса люди вступают друг с другом в определенные отношения (собственности, товарообмена, купли, продажи, денежных расчетов и т.д.). Эти производственные отношения, взятые в целом, составляют экономическую структуру общества, его базис. На нем возвышается политическая надстройка (государство, право, политические учреждения и организации) и развиваются различные формы общественного сознания (философия, искусство, мораль, религия и т.п.).
Единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, т.е. определенный способ добывания материальных благ, необходимых для производственного и личного потребления. Способ производства с соответствующей ему надстройкой выступает как исторический тип общества — общественно-экономическая формация: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая из них представляет стадию в истории общества, характеризующуюся определенным уровнем развития производительных сил, особым типом производственных отношений и соответствующими им политическими учреждениями, идеологией, нравственностью, культурой, национальными отношениями, социальным поведением людей.
В антагонистических формациях господствующий класс отличает владение средствами производства, что позволяет ему эксплуатировать другие классы. Последние не получают полной стоимости своего труда, неоплаченную его часть присваивают господствующие классы и за счет этого обогащаются. Поскольку государство находится под контролем собственников средств производства, постольку оно отражает и защищает интересы господствующих классов, подавляя сопротивление эксплуатируемых. Но наиболее активный элемент общественной формации — материальные производительные силы — находятся в постоянном развитии. С возникновением более прогрессивных средств производства появляются и новые собственники. Их потребностям перестают соответствовать существующие, но уже устаревшие производственные отношения. Не желая становиться объектом эксплуатации, этот восходящий класс выдвигает свои претензии на государственную власть, которая должна служить его интересам: обеспечить утверждение новых производственных отношений, отвечающих достигнутому уровню развития производительных сил. Он начинает борьбу — идеологическую, экономическую, политическую — со старым классом и его государством. Обострение противоречий ведет к социальной революции и смене общественно-экономических формаций. Новый класс неизбежно побеждает, потому что на его стороне экономическое превосходство, а старый класс, утратив господствующую роль, постепенно исчезает с исторической арены. Торжество нового способа производства наделяет класс-победитель возможностью эксплуатировать подчиненные ему классы, пока последние в свою очередь не возьмут реванш. Таким образом, вся история общества после выхода человечества из первобытного состояния наполнена борьбой классов. Она выступает в качестве главной движущей силы исторического прогресса, поскольку способствует расшатыванию и в конечном счете ликвидации старого строя и замене его новым. Эта борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми будет продолжаться, пока не исчезнут сами антагонистические классы. Идея о том, что на содержание и ход исторического процесса решающее воздействие оказывает классовая борьба, составляет одно из важнейших положений марксизма.
Суть марксизма.
Доктрина марксизма исходит из того, что единственной причиной несправедливости, неравенства, эксплуатации, нужды является частная собственность на средства производства. Соответственно достойное трудящегося будущее виделось в социализме, т.е. альтернативной капитализму общественной системе, где частная собственность будет превращена в общественную, а анархия рынка заменена планированием производства. Переход от капитализма к социализму представляет собой закономерный процесс, а следовательно, объективно неизбежен, но он разрешится не эволюционным, а революционным путем. Социалистическая революция приведет к обобществлению средств производства, распределения и обмена, т.е. к переходу земли и недр, рудников и заводов, транспорта и связи, финансовых и прочих учреждений в руки всего народа.
Условием социалистических преобразований марксизм считает установление диктатуры пролетариата. Сама формула «диктатура рабочего класса» впервые появилась в работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и в его письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. В последнем он подчеркивал: «классовая борьба неминуемо ведет к диктатуре пролетариата». Затем Маркс провозгласил ее необходимость в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Энгельс также писал о ней: «Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата». С тех пор признание необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества стало одним из главных постулатов марксизма. Вера в неизбежную победу социализма и необходимость ускорить революционными методами грядущую гибель капитализма находила широкое распространение среди рабочих, стимулировала их выступления под социалистическими лозунгами.

Ревизия марксизма

Переход капитализма на рубеже XIX — XX вв. в империалистическую стадию, крупные перемены в экономике, приспособление производственных отношений к мощному подъему производительных сил, концентрация производства и другие факторы породили сомнения в верности марксистской концепции. В 1896—1898 гг. немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал серию статей, а в 1899 г. на их основе издал книгу «Проблемы социализма и задачи социал-демократии». В ней он констатировал: «Я должен сознаться, что настоящий труд во многих существенных пунктах уклоняется от взглядов, высказанных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом» .
Прежде всего Бернштейн выступил против экономического детерминизма Маркса и его ортодоксальных последователей. В 1859 г. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». При таком подходе следует допустить неминуемость революции, которую, когда она созреет, пролетариат и должен совершить. Бернштейн с этим полемизирует. По его мнению, не только экономика, но и идеологические принципы, нормы социальной этики, стремление к справедливым общественным отношениям, правовое сознание являются действенным фактором исторического развития, способным модифицировать общество.
Из этого следует, что не обязательно революционными методами взрывать экономические отношения, можно их изменить в соответствии с новыми потребностями общества. Отсюда следует, что социальная революция не является неизбежной, общественные противоречия могут быть разрешены путем реформ, а само общество эволюционировать по пути прогресса. Бернштейн поставил под сомнение вывод марксизма о неизбежности гибели капитализма под воздействием противоречий, нараставших в процессе его развития. Он полагал, что капитализм располагает достаточными средствами адаптации к меняющимся условиям. Аргументация Бернштейна сводилась к следующему. С марксистским положением о концентрации собственности в руках небольшой и постоянно сокращающейся группы крупных капиталистов не согласуется факт абсолютного и относительного роста числа собственников. Более того, образование акционерных обществ противодействует централизации и допускает дробление уже сконцентрированного капитала, а это ведет к его демократизации. Наконец, крупное производство не только не поглощает мелкое, но и само может процветать лишь рядом с ним. При этом по мере расширения мирового рынка, увеличения кредитов, возникновения картелей, улучшения транспорта и связи расширяется сфера регулирующих начал в экономике и уменьшается возможность кризисов.
Неприятие марксова экономизма Бернштейн дополнил критикой бланкизма, под которым он имел в виду идею революционного захвата власти пролетариатом и установление его диктатуры. Бернштейн оспорил ее необходимость для построения социалистического общества. Он обратил внимание на то, что рабочий класс нельзя определить общим, нерасчлененным понятием «пролетариат», поскольку ему присуще ярко выраженное социальное расслоение. Бернштейн подчеркивал, что современные наемные рабочие не представляют собой однородной массы. Ее дифференцированность приводит к существенным различиям в способах занятий и высоте заработка, что отражается в ином образе жизни и различных жизненных требованиях. Из этого Бернштейн делал вывод: «Стремление промышленных рабочих к социалистическому производству является скорее предположением, нежели достоверным фактом». Поэтому Бернштейн полагал, что захват политической власти социал-демократией не может привести к социализму. Различия в рядах рабочего класса, если это случится, обернется непримиримыми противоречиями.
Для марксистов завоевание власти пролетариатом только прелюдия к обобществлению собственности. Но, по Бернштейну, национализация обречена на неудачу, поскольку, по его мнению, государство никогда не в состоянии было бы взять на себя всю массу средних и крупных предприятий. Причина этого, как полагает Бернштейн, в том, что государство не смогло бы создать соответствующий экономически-административный аппарат. Опыт СССР показал, что государство все же может взять на себя монопольное управление всем производством и распределением. Но обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства не в состоянии.
Анализ современного ему общества привел Бернштейна к выводу о невозможности перехода к социализму с применением политического насилия, наоборот, он должен быть результатом эволюционного развития. Возможность перехода к социализму путем последовательного реформирования общества Бернштейн основывал на общечеловеческом, надклассовом характере либеральной идеологии. Он высказывался по этому поводу вполне определенно: «Что же касается либерализма как мирового исторического движения, то социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию является его законным наследием». Движение в сторону социализма, по его мнению, будет выражаться в расширении прав и обязанностей отдельной личности по отношению к обществу и обязанностей общества по отношению к отдельной личности; развитии демократического самоуправления; расширении права надзора государства за хозяйственной жизнью и постепенном переходе хозяйственных предприятий из частного владения в общественное; росте национального богатства, ибо чем богаче общество, тем легче и обеспеченнее осуществляются социалистические требования. Именно в этом направлении, по Бернштейну, и должна была работать социал-демократия.
Концепция Э. Бернштейна вызвала резко негативную реакцию марксистов. С критикой выступили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, К. Каутский, Ф. Меринг, Р. Люксембург, Ж. Гед, П. Лафарг и др. Но она нашла и сторонников: на позиции реформизма перешла значительная часть социал-демократии в разных странах. Отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата сделал социалистические партии привлекательными для многих представителей мелкой буржуазии, интеллигенции. В Германии, например, в конце XIX — начале XX в. из числа голосов, поданных на выборах за социал-демократов, 25% принадлежало им. Реформистская концепция социализма, восходящая к бернштейнианству, не исчерпала себя и в современной западноевропейской политической традиции.

Карл Маркс, немецкий общественный деятель и мыслитель, в 19 веке сформировал политическую теорию, оказавшую впоследствии влияние на многие сферы общественной жизни. Соратником его был Энгельс. Марксистская теория стала основой работы русского революционера Ленина.

Идея была ориентирована на подход к обществу как системе. Вместе с этим анализ общества осуществлялся с позиции материализма. Марксистская теория указывала на то, что все политические явления основываются не на человеческом сознании, а на Конечная причина и решающая движущая сила событий истории для последователей учения представлялась в изменении

Марксистская экономическая теория дала толчок к зарождению и последующему развитию классовой политической идеи. Классы являли собой некие "производные" от производственной структуры общества. В связи с этим, их противостояние составляет саму суть политики.

Политическая свобода для личности, в том ракурсе, что ее представляла марксистская теория, рассматривалась как свобода от угнетения и возможность принять участие в политической жизни социума. Последователи идеи считали политику "делом миллионов", выступая за то, чтобы народным массам была предоставлена возможность проявлять свои взгляды и реализовывать свою волю. Главная же роль отводилась рабочему классу. Этот социальный слой, освобождаясь от гнета буржуазии сам, освобождает от него и весь народ. Таким образом, формируются условия для свободного развития каждой личности.

Проблему политического и марксистская теория также трактует с позиции классов. Между эксплуатируемыми и эксплуататорами равенства быть не может. Главным фактором, способствующим его достижению, является захват политической власти трудящимися. В этом случае будет решен вопрос о политическом и социальном равенстве крестьянства, рабочего класса и трудовой интеллигенции.

Теория марксизма считает основным политическим вопросом вопрос о власти, главным образом, государственной. Наличие государственной власти позволяет тем или другим силам воздействовать на все сферы социальной жизни, утверждая, таким образом, свое господство.

Марксистская теория денег рассматривает роль золота как товара особого рода. Золото, сохраняя свою товарную природу, обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Последняя заключается в том, что оно применяется в промышленных целях. Стоимость золота определяется как показатель общественного труда, затраченного на его добычу. Принимая на себя золото приобретает вместе с этим особые свойства. Таким образом, потребительская стоимость начинает выступать всеобщей формой, посредством которой проявляется стоимость прочих товаров. Конкретный труд, заключенный в деньгах, может рассматриваться как всеобщее выражение абстрактного труда человека.

Финансы считаются независимой, самостоятельной Развиваясь, товарное обращение способствует формированию новых денежных функций, новых форм самих денег. Формирующиеся в процессе товарооборота функции (средство платежа, сокровище, средство обращения, стоимостная мера и прочее) образуют в некотором роде ступени в образовании самостоятельной стоимости.

Сквозь всю теорию марксизма проходит идея о классовых, политических интересах. В них отражено все то, что может способствовать упрочению положения того или другого субъекта (нации, партии, класса) в обществе. При этом в немаловажное значение придается факту осознания субъектом собственного политического интереса, а также способности увидеть истинные интересы прочих участников.



Детская комната