Содержание внутренней политики александра 1. Контрольная работа: Внутренняя и внешняя политика Александра I

Тема: Внутренняя и внешняя политика Александра I

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.93K | Скачано: 41 | Добавлен 28.02.11 в 16:53 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Введение

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825),любимый внук Екатерины, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятиями о «естественном» равенстве людей, преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской форме правления, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп при этом тщательно обходил реалии крепостнической России. Более всего он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него «хорошего», он был обязан Лагарпу.

Но еще более действительной школой воспитания будущего императора являлись те реальные условия, в которых ему приходилось находиться, атмосфера враждующих между собой «большого двора» Екатерины II в Петербурге и малого - отца Павла Петровича в Гатчине.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность между своим царствованием и царствованием Екатерины II, однако его правление не было ни возвратом к «золотому веку» Екатерины II, ни полным отказом от политики, проводимой Павлом, направленной на усиление самодержавной власти царя. Демонстративно подчеркивая свое отрицание характера и методов Павловского правления, он все же воспринимал не мало черт его царствования, причем в главной его направленности - к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха. В нем хорошо укрепились и такие «гатчинские привычки», как приверженность к воинской муштре, любовь к парадам.

Однако Александр I не мог не считаться с новым «духом времени», в первую очередь с влиянием с французской революцией на умы. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени.

Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр I любил говорить о приоритете законности, о своем стремлении «привнести явность и порядок» в систему управлению и поставить отношения между властью и подданными на «законную основу». Наследию были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти явления Александра имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

Внутренняя политика 1801 - 1812 годы

Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. в возрасте 23 лет. Он имел хорошее образование. Будучи наследником престола, Александр немного фрондировал против отца. Он говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь.

Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней, хотя вскоре по воцарении он выслал из столицы участников заговора. В первые годы своего правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. П.А. Строганов, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей по-прежнему заходили на чай к Александру, а заодно обсуждали государственные дела. Этот кружок стали называть Негласным комитетом. Его члены, во главе с Александром, были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны. И все же первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников, «Дней Александровых прекрасное начало» — так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии.

Идеи эпохи Просвещения оказали на него известное влияние. Александр стремился модернизировать социально-экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений. Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер, отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена "Тайная экспедиция" и т.п.

Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем.

Организуя Комитет, император пытался не только собрать свою «команду», но и создать штаб, который должен был разработать проекты реформ России. Планы Комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

За полтора года работы Комитет наметил основные направления будущих перемен, сосредоточившись на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Однако практические результаты деятельности «молодых друзей» оказались незначительными. Сановники екатерининского царствования ("екатерининские старики") стремились усилить влияние вельможно-бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности - за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. "Екатерининские старики" были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками.

За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота во главе с бывшим фаворитом Екатерины II П.А. Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами, чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец, в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности.

Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления мощной волны крестьянских выступлений 1796-1797 гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В связи с этим реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом. В социально-экономической области царь смог провести лишь некоторые скромные преобразования, ни в коей мере не затрагивавшие крепостнические порядки и представлявшие собой незначительную уступку зажиточным слоям города и деревни. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства).

Преобразование в органах центральной власти

Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования. К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления явно себя не оправдала. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония.

Усложнение задач, стоявших перед самодержавием, по мере того как общественный прогресс менял жизнь страны, требовало повышения гибкости и оперативности в работе бюрократической машины. Коллежская система управления с ее медлительным делопроизводством не отвечала требованиям времени. Издание этого Манифеста подготавливало почву для замены коллегий министерствами, в которых вся власть сосредоточивалась в руках одного лица - министра, назначавшегося царем и отвечавшего за свои действия только перед монархом. Сами коллегии первоначально не были ликвидированы. Они вошли в состав соответствующих министерств и продолжали заниматься решением текущих вопросов государственного управления.

Одновременно с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права Сената. Он объявлялся «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией (с правом контроля за деятельностью министров). Однако в действительности указанные функции Сената оказались призрачными, а полученное им право представления императору своего мнения по указам (некоторое подобие законодательной инициативы), а также ответственность министров перед Сенатом — мнимыми.

На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа. Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правления.

Преобразовательные проекты Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете, реализовать свои планы в целом Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).

Крестьянский вопрос

Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все не дворяне, за исключением крепостных крестьян: купцы, мещане, государственные крестьяне. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, несколько расширены возможности для предпри-нимательства. 20 февраля 1803 г. по инициативе С.П. Румянцева (сына екатерининского фельдмаршала П.А. Румянцева) появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым. В 1803 г. Негласный комитет был распущен ввиду неприятия его проектов дворянством и неготовности императора к радикальным действиям.

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучали семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр I хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

Промышленное развитие страны в те годы было затруднено из-за крепостничества, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднял технический прогресс. Так, сначала отменяется крепостное право в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, а в 1817—1819 гг. в условиях секретности идет работа над общим планом ликвидации крепостного права. Один из документов по освобождению крестьян разрабатывался под руководством А.А. Аракчеева. С его именем всегда связывалась политика крайней реакции.

Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Прочитав антикрепостническое стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», царь велел благодарить поэта за добрые чувства, которые оно внушает. Но это были слова. Дела оказались иными.

В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков. Тем не менее в 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты доста-точно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению министра финансов Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован. Слухи о грядущем падении крепостного права стали активно циркулировать по России и вызвали негативную реакцию помещиков.

Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее 2 дес. (по существу, это был нищенский надел). При таких темпах крепостное право должно было окончательно исчезнуть не раньше, чем через 200 лет. Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. Подтолкнуть к подобной инициативе помещиков Малороссии не удалось.

При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. "Вольных" батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений

Однако министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан секретный комитет для разработки нового плана. Членам комитета удалось разработать проект, не требовавший от казны икаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Этим дело и кончилось.

Внешняя политика 1801-1812 годы

Александр I, как и его предшественники, вел активную внешнюю политику. Продолжалось сближение России с Грузией, начавшееся во второй половине XVIII в. В основе его лежала общность интересов в борьбе с Турцией и Ираном, которые пытались подчинить себе народы Закавказья. В 1801 г., когда обстановка в Грузии крайне осложнилась, грузинский царь Георгий XII отрекся от власти в пользу русского царя. В 1804 г. началась война России с Ираном, длившаяся до 1813 г. По мирному договору Иран признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. Русские войска обеспечили народам Закавказья защиту от агрессии со стороны южных соседей и от набегов горских племен. В Закавказье пришел долгожданный мир.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. привел к изменениям и во внешнеполитическом курсе царизма. Александр I сразу же предпринял шаги для урегулирования конфликта с Англией, который вызывал недовольство широких кругов российского дворянства. Он отменил организованный Павлом I поход донских казаков в Индию. В июне 1801 г. между Россией и Англией была заключена морская конвенция, положившая конец конфликту. Отказ от вражды с Англией не означал, однако, линии на разрыв с Францией. Переговоры с ней продолжались и в октябре 1801 г. заверила. В плен сдались свыше 20 тыс. австрийцев с 59 орудиями. Кутузову, правда, удалось вывести из-под удара русские войска, оказавшиеся после разгрома основных сил австрийцев в очень тяжелом положении. Сражение при Аустерлице, происшедшее 20 ноября (2 декабря) 1805 г., было, однако, союзниками проиграно с большими потерями. Они потеряли около 27 тыс. человек и 155 орудий. Наполеон потерял свыше 12 тыс. человек. Третья коалиция фактически прекратила существование после того, как в декабре 1805 г. Австрия заключила мир с Наполеоном.

Борьба с Францией вступила вскоре в новую фазу. Осенью 1806 г. сложилась четвертая антифранцузская коалиция, объединившая Россию, Англию, Пруссию и Швецию. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно, и в 1806—1807 гг. Наполеон молниеносным ударом наголову разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал большую часть территории Пруссии. Театр военных действий приблизился к западным границам России. Зимняя кампания 1806-1807 гг. оказалась для французов весьма тяжелой. В кровопролитном генеральном сражении у Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Наполеону не удалось окружить и разгромить русскую армию. Тем не менее в битве при Фридланде в июне 1807 г. Наполеон одержал победу. Это обстоятельство, а также обозначившееся ухудшение русско-английских отношений вынудило Александра I начать переговоры с Наполеоном. 7 июля 1807 г. в Тильзите были подписаны мирный договор между Россией и Францией и направленный против Англии союзный трактат. Александру I пришлось признать осуществленную Наполеоном перекройку карты Европы. Царь, впрочем, сумел убедить Наполеона сохранить Пруссию как самостоятельное государство, хотя и в крайне урезанных границах. Из отнятых у Пруссии польских земель Наполеон образовал Варшавское герцогство. Став союзником Франции, Россия брала на себя обязательство присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии. После этого турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор. В 1806 г. началась затяжная русско-турецкая война. Театром военных действий стали Молдавия, Валахия и Болгария.

Россия не понесла территориальных потерь, но была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, т.е. порвать торговые отношения с Англией. Этого требовал Наполеон от всех правительств европейских держав, с которыми заключал соглашения. Таким путем он надеялся расстроить английскую экономику. К концу первого десятилетия XIX в. под контролем французского императора оказалась почти вся континентальная Европа. Швеция же отказалась прекратить торговлю с Англией и разорвать с ней союз. Возникла угроза нападения на Петербург. Это обстоятельство, а также нажим со стороны Наполеона заставили Александра I пойти на войну со Швецией. Она стремилась взять реванш за те поражения, которые она потерпела в войнах с Россией в XVIII в. Военные действия продолжались с февраля 1808 по март 1809 г. Швеция потерпела поражение и вынуждена была уступить России Финляндию. Александр I даровал Финляндии автономию (под властью шведского короля она ею не пользовалась). Кроме того, в состав Финляндии был включен Выборг, находившийся во владении России со времен Петра I. Великое княжество Финляндское стало обособленной частью Российской империи. Оно чеканило собственную монету и имело таможенную границу с Россией.

Континентальная блокада была невыгодна России. Русские хлеботорговцы терпели убытки, в казну не поступали налоги на экспорт. Разрыв торговых связей с Англией в результате присоединения России к континентальной блокаде сильно ударил по интересам русских помещиков и купцов, повлек расстройство финансовой системы страны. Александр I уклонялся от строгого соблюдения условий блокады, что вызывало раздражение Наполеона. В конце концов, в обход соглашения с Наполеоном, торговля с Англией стала осуществляться на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война. Самолюбивый Александр I тяготился навязанным ему Тильзитским миром и отвергал попытки Наполеона диктовать ему свою волю. Наполеон видел, что Россия не покорилась. Ее сокрушение с последующим расчленением на несколько полузависимых государств должно было, по замыслу французских стратегов, завершить покорение континентальной Европы и открыть заманчивые перспективы похода в Индию.

Отношения с Францией быстро ухудшались. При этом значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 г. здесь командующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813). Ему удалось одержать ряд побед. Затем, проявив незаурядное дипломатическое искусство, Кутузов склонил турецких представителей к подписанию мирного договора. Граница с Турцией была установлена по р. Прут, к России отошла Бессарабия. Сербия, находившаяся под турецким владычеством, получила автономию. Это положило начало полной ее независимости. В мае 1812 г., менее чем за месяц до вторжения в Россию французской армии, военный конфликт с Турцией был улажен.

Внутренняя политика 1812-1825 годы

Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

После наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы.

Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма, император заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все передовые русские люди. Работа над проектом шла под непосредственным руководством князя П.А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена. Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду. Провозглашалась свобода печати. Если бы «Уставная грамота» была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам. В 1820—1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Эти события не на шутку испугали царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен в дальний ящик стола и забыт. Царствование Александра близилось к концу. Слова так и не воплотились в дела. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената и Посольской палаты. Сенаторы назначались царем, а члены нижней палаты отчасти тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Военные поселения

Более того, политика Александра I стала меняться не в лучшую сторону. Царя давно беспокоило то, что система набора в армию («рекрутчина») не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать в мирное. Еще Павел замышлял устройство военных поселений. Дело в том, что в основе этой идеи лежали прогрессивные и гуманные намерения. Помимо самообеспечения армии, что, конечно, было немаловажно, император пытался с помощью военных поселений уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.

Через Аракчеева эту идею воспринял Александр. Военный министр Барклай-де-Толли был против этой затеи, но по указанию царя первые опыты были предприняты еще до 1812г. В 1815 г. Александр вернулся к мысли о военных поселениях. Это стало его навязчивой идеей. От Чудова начиналась полоса военных поселений, основная часть которых развертывалась в Новгородской губернии. Устройство их было поручено Аракчееву. В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. В реальности военные поселения стали причиной возмущений и бунтов. Одно село, не пожелавшее принять солдат, было блокировано, и голод заставил крестьян сдаться. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний. Всех взрослых крестьян, до 45 лет, одели в военную форму и побрили. Крестьянские избы сносились, на их месте строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, которые должны были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Отступления от расписания строго карались, на что расходовались целые возы шпицрутенов. Основным занятием были военные учения. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. А поскольку офицеров интересовала прежде всего шагистика и они мало разбирались в земледелии, то случалось, что хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В результате в районе военных поселений прекратилась всякая торговля. Особенно большие притеснения испытывали зажиточные крестьяне, державшиеся более независимо. Аракчеев считал, что «нет ничего опаснее богатого поселянина». Даже жениться военный поселянин мог только с разрешения начальства. Современники наблюдали трагикомические сцены, когда парни и девушки выстраивались в две шеренги и командир назначал невесту каждому парню.

В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее — в 1831 г. в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений, основанная на самом грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г. К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, находившихся под командованием Аракчеева. Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Их жизнь регламентировалась армейскими нормами. За минимальные проступки следовали жестокие наказания. Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности "поселения" армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Внешняя политика 1812-1825 годы

Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико, как никогда Охранительные тенденции отчетливо проявлялись в политике самодержавия и на международной арене. Основанный в 1815 г. Священный союз должен был сплотить все консервативные силы Европы во имя торжества легитимистских принципов, борьбы с революционным движением. Идеям революции участники Союза стремились противопоставить принципы христианской морали. Однако европейские монархи вовсе не собирались ограничивать борьбу с революцией, угрожавшей абсолютистским порядкам, лишь духовной сферой. Чем дальше, тем больше Священный союз становился на путь прямой интервенции против тех стран, в которых легитимным династиям угрожала опасность.

В 1818 г. состоялся Ахенский конгресс Священного союза. Секретный протокол, который подписали уполномоченные России, Англии, Австрии и Пруссии, подтвердил обязательства этих стран принимать меры, способствующие "предупреждению гибельных следствий нового революционного потрясения", если таковое будет снова угрожать Франции.

В 1820 г. началась революция в Испании. В том же году вспыхнуло народное восстание в Неаполитанском королевстве. В этой обстановке в 1820 г. в Троппау открылся очередной конгресс Священного союза. Александр I прибыл в Троппау, рассчитывая добиться от своих партнеров решительных мер, направленных на борьбу с революционным движением. На конгрессе было принято постановление, провозглашавшее "право вмешательства" во внутренние дела стран, охваченных революцией. Участники конгресса поручили Австрии направить свои войска в Неаполь для восстановления порядка. Сама работа конгресса была перенесена из Троппау в Лайбах, расположенный поближе к итальянской границе. В марте 1821 г. австрийская армия подавила революцию в Неаполитанском королевстве. Еще один революционный очаг возник в Пьемонте. Александр I выразил готовность двинуть туда войска из России на "усмирение" восставших. Однако помощь царя не понадобилась. В апреле 1821 г. австрийские войска подавили Пьемонтскую революцию. В соответствии с решениями Веронского конгресса была осуществлена интервенция в революционную Испанию. Принципы легитимизма восторжествовали на Пиренейском полуострове при поддержке французских штыков. Однако в боевую готовность были приведены также войска России, Австрии, Пруссии.

Священный союз мыслился Александром I не только как объединение европейских монархов для борьбы с революцией. Царь рассматривал его и как союз христианских государей для защиты христианских народов Балканского полуострова от ига мусульманской Турции. Однако партнеры России, опасаясь усиления ее позиций в этом регионе, вовсе не собирались выступать в едином строю с царем в тех случаях, когда речь шла о восточных делах. Между тем в 1812 г. в Греции началось освободительное движение против турецкого ига. Александр I первоначально отказал восставшим в какой-либо поддержке. Австрийский канцлер К. Меттерних, побаиваясь утверждения в Греции (в случае ее освобождения с помощью России от османского владычества) русского влияния, искусно играл на легитимистских чувствах царя, представив греков мятежниками, выступавшими против их законного государя - турецкого султана. Общественное мнение России, однако, негативно отнеслось к позиции, занятой монархом. Зверства турок в Греции вызывали негодование передовой части дворянства. С другой стороны, многие высшие сановники также выступали за оказание помощи повстанцам, руководствуясь необходимостью обеспечить безопасность южных рубежей страны, утвердить влияние России на Балканах и считая недопустимым бросать на произвол судьбы единоверцев - православных греков. Кроме того, турецкое правительство, закрыв под предлогом борьбы с греческой контрабандой Босфор и Дарданеллы для русского экспорта, нанесло тяжелый удар по экономическим интересам весьма широких дворянских кругов. Не считаться со всем этим Александр I не мог. В конце концов, летом 1821 г. он приказал русскому послу покинуть Константинополь, дипломатические отношения между Россией и Турцией были прерваны.

Александр I, однако, из-за Греции не собирался начинать войну с Османской империей. На Веронском конгрессе царь подписал вместе с другими членами Священного союза декларацию, в которой греческое восстание осуждалось как революционное. Между тем Англия, стремясь подорвать авторитет России на Балканах, выступила в защиту греческих борцов за независимость и в 1824 г. даже предоставила им заем. Политика самодержавия явно зашла в тупик. Перспектива вовлечения Греции в орбиту влияния Британской империи превращалась в реальность. Попытки царской дипломатии разрешить греческий вопрос, действуя совместно с партнерами по Священному союзу, успеха не имели. В этой ситуации Россия должна была занять, наконец, самостоятельную позицию в отношении греческого восстания. В августе 1825 г. русские послы в Вене и Лондоне получили указание сделать соответствующие заявления правительствам, при которых они были аккредитованы. Восточный кризис, разразившийся с началом греческого восстания, перешел в новую фазу. Разрешать же сложнейшие проблемы, порожденные событиями на Балканах, выпало уже новому императору Николаю I.

Заключение

Александр I правил в эпоху борьбы устаревшего, но еще сохранявшего запас прочности, феодального и нарождающегося буржуазного строя. Этим и обусловлено его стремление к либеральным преобразованиям, которое никогда не доходило до конца. Желание установить новые порядки наталкивалось на не искоренявшиеся обычаи и традиции. В итоге, в политике императора произошел перелом в сторону реакционных действий.

Заслуги Александра I во внешнеполитических отношениях бесспорны. Удивительно, как можно было за небольшой период времени вывести страну из изоляции, «доставшейся» ему от отца. И не просто вывести, а добиться того, что с империей стали считаться ведущие европейские державы и даже бояться ее возвышения над Европой.

Сейчас некоторые историки считают, что личность императора намеренно восхвалялась в «заказных» работах современников. К тому же Александра окружали действительно выдающиеся люди (М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Н.М. Карамзин и др.), которые могли любого человека оттенить собой. Но навряд ли, частные письма, мемуары тоже писались «на заказ». Александр I - действительно выдающийся политик и дипломат. А в том, что его проекты оставались только проектами, виновато время. Возможно, появись такой человек в другую эпоху, все было бы по-другому.

Тем не менее, именно с эпохи Александра I общество стало готовиться к переменам и новому укладу жизни. Безусловно, в обществе не было единства во мнениях: именно в это время зарождается движение декабристов, которое, в определенной степени, можно считать результатом политики Александра I.

Экономика России развивалась медленно и отставала от многих государств, вследствие сохранения феодально-крепостнического строя. Отрицательно сказались и военные действия, в которых страна принимала активное участие.

Безусловно, поворот к реакции негативно сказался на общем впечатлении от Александровского правления. С другой стороны, Александр I убедившись, что либеральные реформы ему не осуществить, был вынужден вновь закреплять старые порядки.

Список использованной литературы

  1. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Александр Павлович Романов родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Он был любимым внуком Екатерины II и старшим сыном наследника престола Павла. С отцом у ребенка были натянутые отношения, поэтому он воспитывался у венценосной бабушки.

Наследник престола

В это время были популярны идеи просвещения и гуманизма. Согласно им воспитывался и Александр 1. Краткая биография будущего монарха содержала уроки, основанные на творчестве Руссо. Одновременно с этим отец приучил ребенка к военному делу.

В 1793 году юноша женился на немецкой княжне, получившей при крещении имя Елизаветы Алексеевны. Тогда же он проходил службу в гатчинских войсках, которые были созданы Павлом. Со смертью Екатерины отец стал императором, а Александр - его наследником. Для того чтобы он приучался к государственным делам, Александра сделали заседающим в Сенате.

Александр 1, краткая биография которого была полна идей просвещения, был бесконечно далек от отца с его взглядами. Павел часто спорил с сыном и даже принуждал его несколько раз присягать на верность. Император маниакально боялся заговоров, которые были распространены в XVIII веке.

12 марта 1801 года в Санкт-Петербурге был организован В центре него была группировка дворян. До сих пор исследователи спорят, знал ли Александр о планах заговорщиков. Так или иначе, но точно известно, что когда Павла убили, об этом было сообщено наследнику. Так он стал императором России.

Реформы

Первые годы правления политика Александра 1 была целиком направлена на внутреннее преобразование страны. Начальным шагом стала широкая амнистия. Она освободила многих вольнодумцев и пострадавших во время правления Павла. В их числе оказался лишившийся воли за публикацию очерка «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву».

В дальнейшем Александр опирался на мнение высокородных соратников, которые образовали негласный комитет. В их числе были друзья молодости императора - Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и т. д.

Реформы были направлены на ослабление крепостного права. В 1803 году появился указ о согласно которому помещики теперь могли освобождать своих крестьян вместе с землей. Патриархальные порядки России не позволили Александру пойти на более решительные шаги. Переменам могли воспротивиться дворяне. Зато правитель успешно запретил крепостное право в Прибалтике, где русские порядки были чужды.

Также реформы Александра 1 содействовали развитию образования. Дополнительное финансирование получил Московский государственный университет. Также был открыт (там учился юный Александр Пушкин).

Проекты Сперанского

Самым близким помощником императора стал Михаил Сперанский. Он подготовил министерскую реформу, которую одобрил Александр 1. Краткая биография правителя получила очередную удачную инициативу. Новые министерства заменили неэффективные коллегии петровской эпохи.

В 1809 году подготавливался проект о разделении властей в государстве. Однако Александр не решился дать этой идее жизнь. Он боялся ропота аристократии и очередного дворцового переворота. Поэтому Сперанский со временем отошел в тень и был отправлен в отставку. Другой причиной, по которой реформы были свернуты, стала война с Наполеоном.

Внешняя политика

В конце XVIII века Франция пережила Великую революцию. Монархический строй был уничтожен. Вместо него сначала появилась республика, а потом единоличное правление удачливого полководца Наполеона Бонапарта. Франция как рассадник революционных настроений стала противницей абсолютных монархий Европы. И Екатерина, и Павел воевали с Парижем.

Император Александр 1 также вступил в Однако поражение при Аустерлице в 1805 году привело к тому, что Россия была на краю поражения. Тогда политика Александра 1 изменилась: он встретился с Бонапартом и заключил с ним Тильзитский мир, по которому устанавливался нейтралитет, а у России появлялась возможность присоединить Финляндию и Молдавию, что и было сделано. Именно на новой северной территории император применил свои наработки реформ.

Финляндия была присоединена в виде Великого княжества со своим сеймом и гражданскими правами. И в дальнейшем эта провинция была самой свободной во всем государстве на протяжении XIX века.

Однако в 1812 году Наполеон решил напасть на Россию. Так началась Отечественная война, известная всем по «Войне и миру» Толстого. После Бородинской битвы французам была сдана Москва, но это был мимолетный успех Бонапарта. Оставшийся без ресурсов, он бежал из России.

Тогда же Александр 1, краткая биография которого насыщена разными событиями, возглавил армию в Заграничном походе. Он победоносно вступил в Париж и стал героем всей Европы. Триумфатор возглавлял российскую делегацию на Венском конгрессе. На этом мероприятии решалась судьба континента. По его решению к России окончательно присоединили Польшу. Ей была дана своя конституция, которую Александр так и не решился ввести по всей стране.

Последние годы

Последние годы правления самодержца отметились угасанием реформ. Император увлекся мистицизмом и тяжело заболел. Он умер в 1825 году в Таганроге. У него не было детей. Династический кризис стал поводом для В итоге к власти пришел младший брат Александра Николай, который стал символом реакции и консервативности.

1. Внутренняя политика в годы правления Александра 1.

В XIX столетие Россия официально вступила 1 января 1801 г. под знаменем императора Павла I. Страна готовилась к войне с Англией. На столичных улицах после 9 часов начинался комендантский час. Павел I издал указ об аресте 1043 матросов английских судов, задержанных в российских портах. Торговля замерла.

Дворянство не желало ни этой войны, ни этого царствования. После длительного периода екатерининских свобод - аресты, разжалования, ссылки. Привычно роскошную жизнь сменило время суровое и угрюмое, которое никак не скрашивали павловские плац-парады. При Павле I крестьянство получило некоторое послабление, солдаты были муштрованы, но обласканы, а аристократия более обложена налогами. За любую провинность дворянина могли ждать лишение титула и сибирская ссылка.

Для русской аристократии новый XIX век начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император Павел 1 был убит. Последний дворцовый переворот в России свершился с ведома престолонаследников Александра и Константина. Во главе заговорщиков стояли санкт-петербургский генерал-губернатор Пален, князь Зубов и генерал Беннигсен. Они, пытаясь вернуть времена Екатерины II, ворвались в Михайловский замок и убили Павла I. Хотя царевичи и знали о заговоре и благословили его, но известие об убийстве отца повергло их в шок. Им казалось, что можно было добиться добровольного отречения Павла I, что к столь крайней мере, как убийство, заговорщики прибегли поспешно. Однако убийство, как один из основных вариантов, в планы заговора входило. И престолонаследники об этом знали. Ранним утром 12 марта граф Пален окликнул перепуганного Александра Павловича: “Ваше Величество, ступайте царствовать”. Так новый век для России начался с нового правления. На престол вступил Александр I (1801-1825). “Я никогда не буду в состоянии привыкнуть к идее царствовать деспотически”, - говорит он поначалу. Первые же дни правления ознаменовались крупными событиями в жизни страны. Были возвращены тысячи людей, сосланных при Павле I, тысячи были восстановлены в законных правах, немедленно были отменены телесные наказания для дворян, купцов и духовенства. Общество с восторгом приняло перемены, произошедшие по указу нового правителя.

Молодой император был сторонником преобразований во всех сферах общественной жизни, управлении, экономике, культуре. Руководствовался он при этом идеями Просвещения - принципами свободы, правового равенства и всеобщего образования. В то же время он был приверженцем постепенного разрешения социальных вопросов во избежание социальных потрясений. Особенно это касалось проблемы крепостного права, которое не только тормозило экономическое развитие России, но и компрометировало страну перед Западной Европой. Однако большинство дворян, будучи представителями господствующего слоя и опорой самодержавия, и слышать не хотели о добровольном ослаблении или уничтожении его привилегий. Поэтому правительство не могло в это время даже поставить вопрос об уничтожении крепостного права.

Под свое управление новый император взял страну, которая в первой половине XIX в. занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (Аляска). Ее размеры достигали 18 млн. кв. км, население составляло 74 млн. чел. Территория России была богата природными ресурсами: леса, реки, пашня, полезные ископаемые. Фактически существовало все необходимое для быстрого экономического развития.

Крепостническая система, сохраняемая в неприкосновенности, только сдерживала рост производительных сил и развитие капиталистических отношений.

Прежде всего это проявилось в торможении технического развития страны. В связи с мировым повышением потребности в продукции сельского хозяйства русские помещики увеличивали барскую запашку в ущерб крестьянскому землевладению. При таком экстенсивном увеличении производства по-прежнему применялся труд крепостных, так как он был дешевле новых машин. Интенсификация сельского хозяйства происходила в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, что также обусловливало застой в производительных силах и низкую продуктивность. В тяжелой промышленности сохранялся труд посессионных крестьян. Это также объяснялось его дешевизной по сравнению с новой техникой. Применение принудительного труда приводило к застою производства. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, нередко ломали и портили порученные им механизмы. В первой половине XIX в. Урал с его старыми посессионными и приписными мануфактурами на долгие годы утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых стран по выплавке чугуна (от Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.

Объективные экономические причины требовали если не глобального, то поэтапного уничтожения крепостничества. Александр I в первые годы правления пошел по второму пути. В 1801 г. была разрешена покупка незаселенных земель лицами недворянского происхождения, в том числе свободными крестьянами. Тем самым была отменена монополия дворянства на землевладение и было положено начало постепенному уравниванию крестьян в правах с другими сословиями.

Отмена земельной монополии подтвердилась в 1803 г. в указе о “вольных хлебопашцах”, позволившем помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот указ явился наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос. Однако он мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

В 1804 г. было издано “Положение о лифляндских крестьянах”, согласно которому запрещалась их продажа без земли, фиксировались повинности, крестьяне получили право торговых сделок со своими земельными наделами. Этот указ затем был распространен на Эстляндию. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике: крестьяне получили личные права, включая право собственности на личное имущество. Однако вся земля при этом осталась у помещиков.

Капитализация экономики, т. е. эффективное мануфактурное и фабричное производство, возможно только с применением вольнонаемного труда. Наемными рабочими становились жители городов, государственные крестьяне и оброчные крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. Применение вольнонаемного труда (особенно в легкой промышленности) постепенно возрастало и увеличилось в первой половине XIX в. в 14 раз. Однако сохранение крепостного права тормозило формирование рынка свободной рабочей силы, необходимого для роста производства. Оно обусловливало нехватку наемных рабочих, так как потенциальные рабочие из крестьян не имели права свободного передвижения. Кроме того, на предприятиях с наемным трудом значительную часть составлял труд оброчных крестьян. Это делало наемную рабочую силу в России очень дорогой, так как в зарплату обязательно включался оброк.

Сохранение крепостного права тормозило и рыночное развитие страны, поскольку и в поместьях, и у государственных крестьян преобладало натуральное хозяйство. К тому же крепостные крестьяне не могли что-нибудь купить или продать от своего имени, так как не имели гражданских прав и сами считались собственностью. Развитие рынка сдерживала низкая покупательная способность населения, нищенское существование его значительной части. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Развитие буржуазных отношений тормозила и общинная система, препятствовавшая воспитанию у крестьян собственнической психологии. Сдерживалось социальное расслоение и в целом обуржуазивание крестьянства.

Вместе с тем в России продолжали развиваться начавшиеся во второй половине XVIII в. объективные процессы, ведущие к становлению капитализма (разложение натурального хозяйства, развитие капиталистической промышленности и товарно-денежных отношений). Новые условия требовали новых реформ. Проекты радикальных реформ (“Уставов”) были связаны с именем М.М. Сперанского, государственного деятеля, которому в 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформирования страны.

Сперанский подготовил постановления о свободном въезде в Россию и выезде из нее, о разрешении ввоза в страну книг и музыкальных нот, об уничтожении тайной экспедиции, разрешении частных типографий, образовании медицинского дела, реформе почт. В план общей политической реформы Сперанский внес предложения о введении политического законодательства, законов, определяющих права собственности, финансово-кредитного, судебного, налогового и других законодательств.

Александр I был сторонником “просвещенного абсолютизма” и стремился реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало причиной половинчатости и непоследовательности его реформ.

В 1802 г. была проведена министерская реформа, подготовленная Негласным комитетом, сложившимся из числа молодых друзей императора. На месте коллегий, существовавших еще со времен Петра I и не оправдавших себя из-за круговой поруки и безответственности, возникшей в результате коллегиального принципа руководства, были образованы новые органы центральной исполнительной власти - министерства. Министерства структурировались на основании принципа единоначалия и возглавлялись министрами. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. Александр I пытался окружить себя опытными и популярными в стране людьми. Так, первым в истории России министром юстиции стал замечательный русский поэт и государственный деятель генерал-прокурор Г.Р. Державин. Но в этой должности он, державшийся “сильно справедливости”, прослужил один год. Вскоре выяснилось, что государь к нему охладел. “Ты очень ревностно служишь”,- объяснил царь Державину причину отставки.

Министерская реформа способствовала централизации власти и бюрократизации управления. При этом, однако, павловский стиль - управление через двух-трех доверенных лиц - господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Сначала управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского, Новосильцева и Строганова, затем в 1807-1812 гг. по гражданской части через Сперанского, по военной - через Аракчеева, а после Отечественной войны 1812 г. - все без исключения через Аракчеева.

В 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России - М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган - Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную - в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.

Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.

Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие - военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества.

Реформы в области образования . (Если достаточно времени). До начала XIX в. в России не было единой системы образования. Для поступления на военную или гражданскую службу требовалось дворянское происхождение, а не специальная подготовка. Но в условиях постепенного втягивания России в мировую торговлю, а затем начавшегося промышленного переворота потребность в специалистах становилась все более острой. Поэтому одной из важнейших реформ XIX в. была реформа образования.

Главной целью реформы во время царствования Александра I было обновление и расширение учебных программ с целью создания преемственной системы обучения во всех видах учебных заведений. В 1803 г. по "Положению об устройстве учебных заведений" было создано в Европейской России 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений - приходские и уездные училища (начальная школа), гимназии в губернских городах (средняя школа), университеты (высшая школа). Тем самым создавалась единая система образования. В 1804 г. университеты получили автономию (право выбора ректора и деканов, самостоятельного решения организационных вопросов). В добавление к существовавшим университетам были открыты новые. Появились закрытые специальные учебные заведения для дворян - Царскосельский, Ярославский, Нежинский лицеи.

Самым известным стал Царскосельский лицей. 12 августа 1810 г. Александр I подписал проект М. Сперанского о создании в двадцати верстах от столицы этого закрытого учебного заведения. 19 октября следующего года за парты лицея сели тридцать двенадцатилетних мальчишек. Они могли считаться и школярами и студентами одновременно, т.к. по окончании лицея уже не надо было учиться в каком-либо ином учебном заведении. Те, кто в этот знаменательный для дальнейшей истории России день сели за парты, в дальнейшем станут блестящими дипломатами и офицерами, мореплавателями и литераторами, крупными чиновниками и декабристами. Такие имена, как А. Горчаков, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, И. Пущин, оставили славный след в истории российского государства. В этом же классе учился и будущий величайший поэт России А. Пушкин.

Конспект по истории России

Внутриполитическая деятельность Александра 1 (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате , отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования.

Он сразу заявил, что будет править "по закону и сердцу" . Вслед за этим появились указы о снятии ограничений на торговлю с Англией , об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся .

Александр 1 подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам . Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет.

Негласный комитет

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете , состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Либеральное реформаторство Александра 1

Внутренняя политика Александра 1 в начале его царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству . Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и . В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы . Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась внутренняя политика Александра в области просвещения : было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств , никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

Итоги внутренней политики Александра 1

После внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины . Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).

Внутренняя политика Александра I. (1801 - 1825)
В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в стране. В своей реформаторской деятельности он опирался на т.н. Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев).
Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г. появились новые центральные органы управления - министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией. В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора - опять-таки сугубо бюрократического - за соблюдением законности. Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. В сфере социально-экономической Александр I предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Однако помещиков такая возможность не заинтересовала - указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий.
После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 - 1809 гг. М. М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал «План государственного преобразования», по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления - своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума - высший законодательный орган страны. План Сперанского, предусматривавший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет - прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку.
Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем. Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина - по имени главного доверенного лица царя А. А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни. Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов - Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения - попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.



Детская комната