Уроки чтения в школе VIII вида. Организация и проведение уроков чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения.Упражнения для развития техники чтения.Работа над пересказом.Виды работы над текстом на уроке чтения.

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

Артикуляция гласных и согласных звуков, слогов различных видов.
Чтение труднопроизносимых слов со сложной слоговой структурой.
Чтение скороговорок.
«Окончания». Данное упражнение предъявляет повышенные требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки повествовательного или стихотворного текста, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста (нотированное чтение): паузы, логическое ударение, усиление или ослабление, повышение или понижение голоса.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни, под который пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
Словарь настроений. На карточках предложены смайлики, изображающие различное настроение (грусть, радость, горе, удивление и т.п.). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.).
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Инсценирование.
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов. Ученики готовятся либо самостоятельно, либо под руководством педагога.

Упражнения для развития техники чтения

Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение хором.
Жужжащее чтение.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
«Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.
«Бинарное» чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
«Буксир»:
учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки». Чтение через слово.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов, или с ударением на последний слог и т.п.).
«Круговое» чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
«Фотоаппарат»:
на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
«Угадай»:
антиципация слов, предложений, пословиц (договаривание по смыслу);
чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).
«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.
«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Работа над пересказом

Пересказ - вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
пересказ, организуемый учителем на уроке.
Условия для успешного пересказа:

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).
В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
подробный пересказ;
выборочный;
сжатый (краткий) пересказ.
Творческие пересказы:

пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
с изменением лица рассказчика;
с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).
Подробный пересказ - вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

4. Озаглавить эту часть.

5. Озаглавить другие части рассказа.

Выборочный пересказ:

выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ (сжатый) - вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной - несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.

2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).

4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.

2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

3. Использование картинного плана.

4. Пересказ по рисункам детей.

5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
отработка выразительного чтения;
пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
Виды работы над текстом на уроке чтения
Работа с текстом до чтения
Вступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).
Работа с заголовком (прогнозирование).
Работа с иллюстрацией.
Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).
Работа с непонятными словами и выражениями.
Чтение текста учителем, проверка восприятия.
Работа с текстом во время чтения
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Чтение, ответы на вопросы учителя.
Чтение, выделение непонятных слов.
Чтение слов, к которым даны сноски.
Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.
Работа с текстом после чтения
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Работа над характеристикой персонажей.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Нахождение в тексте выводов.
Осмысление замысла и главной мысли произведения.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

Побызакова Элла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РХ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Аскизская специальная (коррекционная) школа – интернат» 8 вида. Республика Хакасия, село Аскиз.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом и словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое (ведь читать нам начинают еще в детстве, когда мы видим на странице только черные крючки, знаки, которые впоследствии называем буквами, а видим, например, Колобка и из этих черных знаков, крючков узнаем того же Колобка).
Одним из требований, предъявляемых программой коррекционных школ8 вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения УО школьников. Чем старше они становятся, тем сложнее и объемнее становятся тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п.
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.
Для этого рекомендуется использовать разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественных произведений, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осознанное чтение необходимо не только на уроках чтения, но и при изучении технологии обработки ткани, дерева. Так как только точно по прочитанной инструкции можно сделать изделие. Можем сказать, что чтение, а именно осознанное чтение помогает нашим детям узнать что-то новое, представить то, что они видели.
Существуют разные методы, приемы для достижения осознанного чтения. В статье Шишковой М,И,(к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им.М.А. Шолохова) предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Также в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1. Разбор значений слов синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами - синонимами.
Ключ – родник, воин – солдат, забор – изгородь, плетень.
Задание 2.Разбор значения слов - синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
Задание 3.Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
Задание 4. Подбор к данному слову, слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Задание 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов, антонимов).
Задание 6. Работа с фразеологизмами.
Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Так же школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу).
а) Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
б) Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
в) Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
г) Держать ухо в остро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
д) Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб.
е) Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
ж) Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
з) Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там.
Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
1.Перед началом чтения произведения попросить учащихся определить жанр приведения, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения. (В.Астафьев «Осенние грусти», Г.Скребицкий «Добро пожаловать!»).
Задание 8.Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
1.Найди ошибку: У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Литература:
1. Коррекционная педагогика, 2007г. №1(19), стр. 53-58
2.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для вузов. М.Владос.1999.стр. 175-180.

При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал. Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):

I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.



IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап – закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

лучший друг, но и до конца верный спутник»

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.

Цель программы:

Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

Расширение знаний о литературных произведениях.

Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

русских писателей.

Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

Казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

Русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

Естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

Родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

Мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

Изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:

Формы и виды работы:

Урок – путешествие

Урок- рассуждение

Урок- спектакль

Уроки- экскурсии в прошлые военные года

Урок- конференция

Викторины

Литературный час

Частично- поисковая работа

Работа по иллюстрациям, рисование

Видеопросмотр

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

В данной программе использованы различные технологии обучения

Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»

5 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок

«Петух и павлин»

Урок путешествия

Спешите делать добро

Т. Кажебаев «В автобусе»

О друзьях товарищах

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Урок - спектакль

Охранять природу – значит охранять Родину

Т. Алексеев «Снегирь»

Урок – рассуждение о прочитанном

О животных

М. Турежанов «Белый козленок»

Урок – рассуждения о прочитанном

Из произведений зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

О родной земле

М. Абылкасымов «Родная земля»

Урок - конференция

Идет война народная.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Викторина. Экскурсия в библиотеку

6 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире казахских сказок

«Добрый и злой»

Урок путешествия

Про животных, любовь к животным

У. Турманжанов

«Белый верблюженок»

Урок - рассуждения о прочитанном

О доброте и добрых поступках

Ж. Карменов «Помошник»

Урок- конференция

М.М.Пришвин – поэт русской природы

Книги Пришвина

Урок – экскурсия

М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок – рассуждения о прочитанном

Выставка рисунков, книг

Литературный ринг

Родная земля

Ж. Мулдагалиев «Отчизна»

Урок - конференция

В мире сказок и приключений

Русские народные сказки

Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям

Идет война народная

Сергей Алексеев «Буханка»

Викторина, урок- экскурсия в прощлое.

7 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

Добрые поступки

Н.Носов «Огородники»

Урок- путешествие

Стихи, песни о прирде

Викторина

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка сказок, книг

Литературный ринг

Писатели о себе

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок- экскурсия

«Крылатая и честная юность»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Урок- рассуждение о прочитанном

Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Урок- рассуждение о прочитанном

О родной земле

К.Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

В мире сказок А.С.пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

Просмотр сказки

Дети войны

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»

Урок- экскурсия в прошлое, в военные года

8 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок и приключений

«Медведь и комар» казахские сказки

Урок- путешествие

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной

Урок - конференция

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выставка книг, сказок, стихов

Литературный ринг

Взаимоотношение человека и природы

М. Ауэзов «Серый Лютый»

Урок- рассуждение о прочитанном

Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет КВН

Моя Родина

М. Гумеров «Лесок на целине»

Урок- конференция

О доброте и добрых поступках, любви

Р.Фраерман «Дикая собака Динго»

Урок- рассуждение о прочитанном

Идет война народная

С.П.Алексеев «Бретская крепость»

Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

9 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

О взаимоотношениях со взрослыми и смелости

М.Сундетов «Сын чабана»

Урок- рассуждение о прочитанном

В мире приключений и сказок

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Урок - путешествие

Знакомство с эпосами

Эпос «Алпамыс - батыр»

Урок - путешествие

Абай – поэт, просветитель

Рассказы Абая Кунанбаева

Урок- конференция

Любовь к животным

С. Бегалин «Проток»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет. КВН

Родная моя земля

К. Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

Писатели о себе (тяжелое детство)

С. Муканов «Мой Мектебы»

Урок- рассуждение о прочитанном

Великая война

Б.Полевой «Гвардии рядовой»

Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

Результаты реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.

Список использованной литературы .

1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.

2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.

3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.

4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.

5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.

6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.

Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.

Изучая методики преподавания педагогов-новаторов, печатные труды, статьи журналов "Начальная школа", "Дефектология", "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития", здоровьесберегающие технологии, я заинтересовался работой преподавателя русского языка и методики его преподавания Л.С.Васильевой. Часть этой методики возможна для преподавания в начальном, среднем звене коррекционной школы. Основываясь на работах этого преподавателя, разработал задания для уроков чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида, для "речевых разминок".

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах . Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:

  • доступность содержания;
  • простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
  • относительная занимательность сюжета;
  • ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

"Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.

Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

Примеры "речевых разминок".

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, да норы не дорыла.

Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

На дворе трава,
На траве дрова.

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай прибаутки ритмично, бодро:

Как по речке по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
К верху бороду держал.

б) Коси, коса, Пока роса. Роса долой, Косец - домой!

1. Что такое коса? Для чего она нужна?

2. Кто такой "косец"?

Стучит, брячит на улице,
На что тебе сено?
Фома едет на курице,
- Коровок кормить.
Тимошка на кошке
На что тебе коровки?
Туда же по дорожке.
- Молоко доить.
Куда, Фома, едешь?
На что тебе молоко?
Куда погоняешь?
- Ребяток поить.
- Сено косить.

Задание: 1. Объясни смысл слова "брячит".

7) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

8) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

9) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

в) В один, Клим, клин колоти.

10) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!

Над рекой росла
Там гуляла
Рябина,
Ры - би - на,
А река текла -
Эта рыба -
Рябила,
Рыбий царь,
Посредине -
Называется
Глубина,
Пескарь!

Задание: 1. Найди три похожих слова, объясни их смысл.

11) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

3) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, темпом грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка,
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя,
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи,
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли;
Не весенняя пора!

4) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше,
Ты поставь на стол варенье,
Раньше лампу погашу,
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу.
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье,
Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение".

В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

А для чего?

Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

Не бойся... Это я, Ежик.

Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

Ты ее в дугу сгибаешь?

Ты ее ободрать хочешь?

Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

Удирай, квакушка, пока цела.

А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

А я от тебя в воду - и была такова!

И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

А чего же ты тогда играть не хочешь?

Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

Ты кому, большая елка,
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь?
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь?
Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.

Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

1) Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту (красочные иллюстрации из детской книги с изображением героев).

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.



Детская комната