Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету. Как показывает пушкин отношение высшего света к Почему свет настороженно принимает онегина

Человек и среда в «Евгении Онегине»

Роман «Евгений Онегин» - величайшее создание А. С. Пушкина и при этом уникальное, не имеющее аналогий по жанру в русской и мировой литературе. Роман является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме.

Роман А. С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем автором, заключают в себе широкие художественные обобщения.

Это и образ Евгения Онегина - русского молодого человека, представителя вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной жизнью, скучающей, разочарованной дворянской молодежи первой четверти XIX века. Это и образ Татьяны Лариной - реальный, вместивший все лучшие черты «натуры глубокой, любящей, страстной» (В. Г. Белинский). Это и характерный для пушкинского времени образ Ленского - романтика «из Германии туманной», и образ русской, непосредственной Ольги. Второстепенные образы романа (помещики, столичное и московское дворянство) столь же жизненны и реалистичны.

Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время, каждый образ сформировался под действием среды, в которой живет герой, наиболее полно впитал в себя ее черты и нравы, в ней получил воспитание и образование. Среда наложила отпечаток на взгляды и мировоззрение всех героев «Евгения Онегина» и сделала их именно такими, какими мы видим их на страницах романа.

В самом начале перед читателями предстает типичный образ, индивидуализированный, жизненный и правдивый. Автор сразу срывает ореол таинственности с главного героя романа- Евгения Онегина: перед нами выступает характер персонажа- «молодого повесы», эгоиста и скептика с острым и злым языком.

В коротком вступлении А. С. Пушкиндает его биографию:

Сперва Madame за ним ходила
Потом Monsieur ее сменил.
...Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...

Среда, к которой принадлежал Евгений Онегин, и сформировала его убеждения, мораль и интересы. В первой главе автор иронизирует над его ученостью, глубиной экономических познаний, и этот тон сохраняется до конца романа: Перед читателем предстает светский молодой человек:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
...Свет решил, что он умен и очень мил.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера героя:

...рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум;
...Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

А. С. Пушкин рисует портрет эгоиста, не умеющего обращать внимания на чувства других людей, способного с легкостью обидеть, оскорбить, даже не заметив этого.

Однако Онегин трезво мыслит, он требователен к себе. Белинский видел незаурядность личности этого героя: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». Но разочарование в жизни, в окружающих людях, в самом себе и отличало его от, массы столичных, дворян, Онегин, «желая много», не удовлетворился «ничем» (В. Г. Белинский).

Будучи знатоком «науки страсти нежной», Евгений Онегин сумел разглядеть в Татьяне Лариной глубину ее натуры, простоту, грусть, одиночество, непохожесть на других, «доверчивость души невинной». Нигде не упоминая о возвышенных поступках главного героя, в четвертой главе А. С. Пушкин замечает:

"Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство."

В своих критических статьях В. Г. Белинский называл Онегина «эгоистом поневоле», отлично понимающим «людей и их сердца»: герой был «живо тронут» письмом бедной девушки.

Однако в отношениях с Ленским Онегин открыто демонстрирует свою привязанность к устоям светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому является поведение героя на именинах Татьяны, дуэль с другом. Даже удалившись от высшего света, Онегин не упускает случая воспользоваться своим прошлым опытом: флиртует с невестой Ленского, понимая, что именно это обидит и унизит друга более всего. Согласие на дуэль с молодым, неопытным, пылким юношей Онегин дает мгновенно, без раздумий и сомнений. Влияние обычаев, среды, воспитавшей его, здесь проявляется наиболее полно. Реакция Онегина почти инстинктивна, но это дань силе влияния «общественного мнения», «шепота, хохота глупцов». Внутренний голос говорит герою, что он не прав, но Онегин полностью находится в плену общества, от которого бежит, ненавидя свет, но правила которого соблюдает строго.

Драма Онегина в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность светской жизнью, он не может порвать с ней, не может найти для себя значимую цель в жизни. Он является порождением петербургского общества, видя его негативные черты. Противоречивость натуры была типична для дворян-интеллигентов. Она хаpaктepизyeт героев литературы критического реализма, и автору жаль своего героя: Судьба Онегина глубоко трагична, он не находит своего места в жизни. «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание» (В. Г. Белинский).

Образ уездной барышни - Татьяны Лариной - не менее типичен. Прожив в деревне среди «бедных поселян», на лоне природы все детство и юность, она и в столичном обществе сохранила нерушимость воспоминаний, впечатлений, черт характера.

Близость к народной жизни, к русской природе, особая атмосфера простоты, незатейливости в семье с «привычками милой старины» повлияли на мировоззрение, взгляды Татьяны, Сильная привязанность к няне пробудила в ней интерес к слухам, гаданиям, преданьям:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны...
...Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод...

Девушка была безразлична к интересам поместного дворянства, но одиночество сохранилось в ней и в Петербурге, где она оставалась столь же равнодушной к «пышной роскоши» столичного дворянства. «Законодательница мод», «равнодушная княгиня» в глубине души осталась прежней - сердечной и искренней, душевно чистой, безыскусственной, верящей в «избранную мечту» - такой, какой она была в «жизни полевой».

Совершенно по-иному повлияла среда на пламенного, восторженного юношу - Владимира Ленского. «Полурусский сосед» из «Германии туманной» совершенно не был приспособлен к действительности, не знал жизни:

От сладкого разврата света
Еще увязнуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев...

Мир, в котором был воспитан Ленский, не имел ничего общего с реалиями, в которых он оказался. Сочетание возвышенного идеала и слабого знания людей заставляло Ленского реагировать на все по-своему, воспринимать жизнь со своих позиций, что и привело его к трагическому финалу. По словам Белинского, «это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться... Это был романтик и больше ничего».

Саму среду в «Евгении Онегине» составляют поместное и московское дворянство, петербургский свет. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А. С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту.

Наиболее полнокровно все поместное дворянство с его нравами и обычаями было представлено в романе на балу в честь именин Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздик.....превосходный
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
...И отставной советник Флянов;
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор даже использует «говорящие» фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, сплетники, обладающие примитивными, низменными интересами (все их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»).

На фоне остальных А. С. Пушкин выделяет семью Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У ццх на масленице жирной...
Водились русские блины...

В день Троицын, когда народ.
Зевая, слушает молебен,
УмЪльно на пучок зари
Они роняли слезки три...

Семья Лариных- это та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность, сердечность.

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович также глуп,
Семен Петрович так же скуп...

Типичность характеристик Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно, общее правило - грибоедовская Москва.

В петербургским свете, Где вырос Евгений Онегин, где сложился его характер, основные взгляды и мировоззрение, Пушкин говорит еще более, зло:

Тут был, однако-, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

...И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой!

Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа, где автор представляет главного героя: свет не предъявил особых требований ни к широте знаний, ни х образованию, ни к личным качествам человека.

Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы и позиции. Пушкинская реалистическая «энциклопедия русской жизни» позволяет нам увидеть типичные обобщенные характеры в типичных условиях.

Пушкина очень интересовали процессы, происходящие в обществе того времени. Он удивительно полно сумел изобразить жизнь, быт и нравы дворянства. «Евгений Онегин» является бесценным источником познания русской жизни первой четверти XlX вeкe.

Урок в 9 класс . Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого - «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

«Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель - письмо с вызовом на дуэль.

Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

- Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули - больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

Выразительное чтение XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение X (гл.6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского.

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

- С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

Выразительное чтение XXXIII (гл.6)

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

VI. Д\З: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность». В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».


С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью.
Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.
Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”.
Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, - говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием.
И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.
Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.
Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным...

НУЖЕН ПЛАН «Молчалины блаженствуют на свете...» В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”;

“целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”... Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин - бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную - от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их - в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

повесть А.С Пушкина "Барышня-крестьянка" помогите пожалуйста с вопросами: 2. как вы думаете.зачем Пушкин в начале повести " барышня-крестьянка" так много

внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3.почему Лиза, слушая рассказ Насти,постоянно ее перебивает и почему Насте так хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передает состояние барышни и ее служанки во время разговора? 4. Как выдумаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным,печальным,задумчивым и очень удивилась,когда услышала,что тот весел и румян? 5.с каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? как это чувство передает автор?

план сложный к этому сочинению «Итак, она звалась Татьяна* В «Евгении Онегине» отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа,

чувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна - «милый идеал» Пушкина. Когда он говорит о ней, стих его наполняется восхищением и преклонением... Татьяна - простая девушка из небогатой дворянской семьи. Судьба ее родителей сложилась обычно для этого времени, судьба ее младшей сестры - тоже. Но сама она с самого детства резко отличается от окружающих. Ее самым близким другом является няня, рассказывающая ей страшные истории, которые «пленяли больше сердце» Татьяны, чем веселые игры детей. Няня - крепостная, которой Таня будет поверять свои тайны. Она сама чувствует свое отчуждение от привычного общества, не умея ласкаться ни к отцу, ни к матери. Печальная и молчаливая, она находит себя в романах, в которых все так отличалось от их серой жизни, они действительно «ей заменяли все». Мечтательная, она любила встречать восход, словно ожидая от еще закутанного ночною мглою солнца прихода новой жизни... Так в пустыне вырос дивный, чудесный цветок, хранящий в своих лепестках тихое, но сильное пламя любви... Татьяна была одинока, как и этот цветок, и казалось, что ничего замечательного в ее жизни не произойдет, но вот она встречает Онегина... Толки соседей сначала оскорбляют ее гордую душу, но одновременно вызывают и приятное чувство. Она, «не ведая обмана и веря избранной мечте», всем сердцем полюбила Онегина. Но ее богатое воображение и исстрадавшаяся душа представляют его идеальным человеком, а он им не был. Однако любовь ее так сильна, так глубока, так искренна, что, не в силах более сдержать ее внутри себя, она пишет Евгению письмо, открывает ему свой неповторимый, необозримый мир... Пушкин всем сердцем с ней, несмотря на то, что дворянское общество ей бы этого не простило; вместе с нами он поражается: «Кто ей внушал и эту нежность...» Благородство, ум, сердце - это наивеличайшие богатства, и даже Евгений с его охлажденной душой сумел увидеть их в ней. Тронутый письмом Татьяны, но хорошо зная себя, он говорит: «И того ль искали вы чистой, пламенной душой, когда с такою простотой, с таким умом ко мне писали?..» Но даже это объяснение не может потушить огня в душе Татьяны, покорная судьбе, она все же не все сочинения на a l l soch © 2005 станет лгать: «Погибну... Но гибель от него любезна...» Страшные события разлучают Татьяну с Онегиным. Случайно она попадает в его опустевший дом, и тут, читая его книги, она узнает истинное лицо своего любимого. Но любовь ее от этого не становится меньше, она просто прячет ее глубоко в сердце, ибо для нее любовь - это жизнь. Вскоре и ей приходится уехать из родных мест. «Русская душой», Татьяна тяжело переживает разлуку. Она словно соединилась с русской природой, в ней она находила отраду. Она была так же проста и неброска, но таила в себе неизъяснимую тайну и очарование... Татьяна, а вместе с ней и Пушкин, словно предчувствует, что ее ждет в столице. Чуткая ко всякой лжи, она чувствует фальшь этого общества и «мечтой стремится к жизни полевой», но... «судьба уж решена...» ...И вновь мы встречаемся с ней лишь через несколько лет, на блестящем петербургском балу. Кажется, что в ней не осталось «следов Татьяны прежней», но нет. Благородство души - это навсегда. И в высшем свете Татьяна возвышается над всеми, все внутренне сознают ее превосходство. Но она хорошо запомнила совет Онегина: «Учитесь властвовать собою». И поэтому истинная Татьяна открывается лишь при встрече с Онегиным, пылко влюбленным в нее. Она осталась той же прежней Таней, всей душой жаждущей отдать «всю эту ветошь маскарада за полку книг, за дикий сад...». Она ошибается, считая страсть Онегина мелкой и недостойной его сердца и ума, но она поступает согласно своему сердцу. И, настоящая русская, с детства близкая к народу, она самоотверженно ставит долг выше чувств. «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, и буду век ему верна». Пушкин, горячо любя свою героиню, свой идеал, силой своего стиха и нас заставляет любить и восхищаться ею. Татьяна, плод его воображения и мечта, достойна любви и восхищения. Похожие сочинения на сайтах партнеров: ALLSoch.ru: Пушкин А.С. Евгений Онегин «Итак, она звалась Татьяна*

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. — скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит , ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

Краткая характеристика Евгения Онегина | Декабрь 2014

Образ и характеристика Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Онегин . Герой романа предстает перед читателем человеком и обыкновенным (похожим на многих других), и необыкновенным, простым и сложным. Эта сложность и даже противоречивость были отражением той сложной, противоречивой эпохи, которая и порождала подобные характеры. В начале романа перед нами молодой человек, живущий по законам и обычаям светского общества. Он уезжает из Петербурга не в порыве свободолюбия на экзотический Кавказ, а в обыкновенную деревню за прозаическим наследством дядюшки. Ничего исключительного, загадочного, как у героев романтических поэм, в нем нет. Знаменательно, что романтики не поняли замысла Пушкина и не смогли оценить новых, реалистических принципов изображения действительности. А. А. Бестужев, прочитав первую главу романа, с недоумением писал поэту в марте 1825 г.: «Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву». Он считал, что именно поэтому Онегин не достоин стать героем художественного произведения.

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества Буяновых, Петушковых, Скотининых. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем. И то обстоятельство, что в кабинете Онегина находится портрет Байрона, бюст Наполеона, также наполнено определенным смыслом, являлось своего рода «сигналом» для читателя, помогая ему лучше понять мироощущение героя романа.

Белински так передавал свое впечатление от Онегина:

«…Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

И именно потому, что светское общество убило в нем «страсть сердца и теплоту души», он и не смог понять Татьяну, ее доверчивую любовь. В современное литературоведении не прекращается спор о возможности нравственного возрождения Онегина. Высказывается мнение, что вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне имеет источником всего лишь «мелкое чувство светского самолюбия и тщеславия». Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из концепции, согласно которой в лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении пушкинского героя не может быть и речи. Смысл соотношения образов Онегина и Татьяны в таком случае определяется понятиями: с одной стороны - «опустошенность» и с другой - «внутренняя цельность». Существует и иная концепция, в соответствии с которой эволюция характера Онегина представляется несомненной, особенно если учитывать воздействие на героя романа путешествия, предпринятого им после убийства Ленского. По мнению Г. П. Макогоненко, после разгрома декабристов совершенно неясен был путь борьбы с самодержавно-крепостническим строем. Поэтому Пушкин показал нравственное возрождение личности Онегина через любовь.

Пушкинское открытие обогатило литературу: нравственная ценность человека, его общественная позиция стали обнаруживаться в сфере частной, интимной жизни, «проверяться любовью», как пишет исследователь. Наиболее объективно к решению этого действительно очень сложного вопроса подошел в свое время Белинский, учитывавший специфику пушкинских оценок, его диалектический подход в изображении человеческих характеров и перспектив их развития: «Что сталось с Онегиным потом? - спрашивал критик.- Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».

Характеристика Евгения Онегина | Ноябрь 2015

Характеристика и образ Евгения Онегина

Герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин предстает перед нами в разные периоды своей жизни. Вся первая глава посвящена описанию его юности.
Юность Онегина

«Молодой повеса» — этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Умейте властвовать собою:
не всякий вас, как я, поймет,
к беде неопытность ведет.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.

Характеристика Евгения Онегина — | Декабрь 2014

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.



Детская комната