Живопись может быть. Что такое живопись? Что же такое стиль

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Особенности живописи как вида изобразительного искусства

Живописи принадлежит особое место в ряду других искусств : пожалуй, ни один другой вид искусства не способен передать увиденные явления мира, человеческие образы с такой полнотой, особенно если учесть, что большинство информации мы получаем из внешнего мира с помощью зрения, т.е. визуально. искусство живопись портрет пейзаж натюрморт

Именно искусству живописи удалось сотворить невозможное - остановить мгновение задолго до фотографии: произведения этого вида и искусства через один изображаемый момент передает предшествующее последующее, прошлое и будущее, домысливаемые зрителем.

Картина - это зрелище, организованное художником:

· Несмотря на то, что живописец воплощает действительные образы в зримых формах, они не являются прямым копированием жизни;

· Создавая картину, художник опирается на натуру, но при этом воссоздает ее на материале, полученном в результате его социального и профессионального опыта, умения, мастерства, образного мышления.

Можно обнаружить несколько основных видов переживания, вызываемых живописными произведениями:

· Узнавание привычных предметов, постигаемых зрением,- на основе этого рождаются определенные ассоциации по поводу изображаемого;

· Получение эстетического чувства.

Таким образом, живописное произведение выполняет изобразительную, повествовательную и декоративную функции.

Виды живописи и ее выразительные средства

Живопись разделяют на следующие виды:

· Монументально - декоративная - служит для дополнения и оформления архитектурных сооружений (стенные росписи, плафоны, панно, мозаики);

· Декорационная - используется в других видах искусств (в кино или театре);

· Станковая;

· Иконопись;

· Миниатюра.

Наиболее самостоятельной разновидностью является станковая живопись.

Живопись обладает особыми выразительными средствами:

· Рисунок;

· Колорит;

· Композиция.

Рисунок - одно из важнейших выразительных средств: именно с помощью него и составляющих рисунок линий создаются пластические образы. Иногда эти линии схематичны, лишь намечают конструкции объемов.

Цвет - ведущее выразительное средство искусства живописи. Именно в цвете познает человек окружающий его мир. Цвет:

· Выстраивает форму изображаемых предметов;

· Моделирует пространство предметов;

· Создает настроение;

· Образует определенный ритм.

Система организации цвета, соотношения цветовых тонов, с помощью которых решаются задачи художественного образа, называется колоритом:

· В узком значении - это единственно верная организация цветовых решений данной картины;

· В широком - общие для большинства людей законы восприятия цвета, так как можно сказать «теплый колорит», «холодный колорит» и т.д.

В различные периоды истории живописи существовали свои колористические системы.

На ранних этапах использовался локальный колорит, исключающий игру цветов и оттенков: цвет здесь как бы однороден и неизменен.

В эпоху Возрождения сложился тональный колорит, где цвета обусловлены положением в пространстве и их освещенностью. Умение обозначить именно светом форму изображаемого предмета называется пластикой цвета.

Существует два типа тонального колорита:

· Драматический - контраст света и тени;

· Цветовой - контраст цветовых тонов.

Для художника весьма важным является умение пользоваться приемом светотени, т.е. выдержать верную градацию светлого и темного на картине, поскольку именно так достигается объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Композиция в живописи в самом общем смысле - размещение фигур, их соотношение в пространстве картины. Композиция объединяет в единое целое огромное разнообразие деталей и элементов. Причинно-следственная их связь образует замкнутую систему, в которой ничего нельзя изменить или добавить к ней. Эта система отражает часть действительного мира, которая осознана и прочувствована художником, выделена им из множества явлений.

В то же время в области композиции находится сосредоточение идейно-творческого замысла, поскольку именно через нее проявляется отношение творца к своей модели. Изображение становится явлением художественным лишь тогда, когда оно подчинено идейному замыслу , потому что в противном случае можно говорить только о простом копировании.

Н.Н Волков обращает внимание на различие понятий «структура», «конструкция», и «композиция»:

· Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. С понятием структуры по отношению к произведению искусства связывают многослойность художественного произведения, т. е. в процессе восприятия картины мы можем проникнуть в более глубокие слои ее структуры;

· Конструкция - это тип структуры, в которой элементы связаны функционально, потому что ее целостность зависит от единства функции. Применительно к картине можно сказать, что функцией конструктивных связей в картине является создание и укрепление смысловых связей, так как обычно конструктивный центр чаще всего и есть смысловой узел;

· Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Одним из главных законов композиции является ограничение изображения, которое обеспечивает возможности для самой важной в выражении замысла картины.

Форма ограничения также играет существенную роль - в художественной практике были выработаны такие основные формы:

· Прямоугольник.

Ограничение касается и того, что можно изобразить, т.е. найти внешнее подобие в красках, линиях на плоскости предметам, лицам, зримому пространству и т.д.

В практике изобразительного искусства известны следующие типы композиций:

· Устойчивые (статичные) - основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения;

· Динамические - с господствующими диагоналями, кругами и овалами;

· Открытые - композиционные линии как бы расходятся от центра4

· Закрытые - происходит стягивание линий к центру.

Устойчивые и закрытые композиционные схемы характерны для художественной практики эпохи Возрождения, динамические и открытые - для эпохи барокко.

Техники и основные жанры живописи

Выразительность картины и воплощение художественного замысла зависят от того, какая техника живописи используется художником.

Основные виды техник живописи:

· Масляная живопись;

· Акварель;

· Темпера;

· Пастель;

· Фреска.

Живопись масляными красками характеризуется тем, что с их помощью можно получать сложные колористические решения - вязкость и долгое высыхание масляных красок позволяют пользоваться смешением красок и получать их разнообразные комбинации.

Обычной основой для масляной живописи служит льняной холст, покрытый полумасляным грунтом.

Возможны и другие поверхности.

Акварель отличается от других техник особой прозрачностью и свежестью цвета. Она не применяет белил и используется на негрунтованной белой бумаге, выполняющей их роль.

Интересна акварель, выполненная по сырой бумаге.

Темпера, приготавливаемая на казеиново- масляном, яичном или синтетическом связующем веществе, является одной из самых древних техник живописи.

Темпера осложняет работу художника тем, что достаточно быстро высыхает и не поддается смешению, а также при высыхании меняет цвет, Но зато цвет в темпере особенно красив - спокойный, бархатистый, ровный.

Пастель - живопись цветными мелками.

Дает мягкие, нежные тона. Выполняется на сырой бумаге или замше.

Произведения, выполненные пастелью, к сожалению, трудно сохраняются из- за их сыпучести.

Акварель, пастель и гуашь иногда относят к графике, поскольку эти краски наносятся на негрунтованную бумагу, однако они обладают в большей мере основным специфическим свойством живописи - цветом.

Фресковая живопись выполняется следующим образом: порошек красочного пигмента разводится водой и наносится на сырую штукатурку, прочно скрепляющую красочный слой.

Обладает многовековой историей.

Особенно часто такая техника используется при украшении стен зданий.

Несмотря на то что живопись способна отражать практически все явления действительной жизни, наиболее часто она представляет изображения людей, живой и неживой природы.

Поэтому основными жанрами живописи можно считать:

· Портрет;

· Пейзаж;

· Натюрморт.

Портрет

Портрет в самом общем смысле определяется как изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Обычно указывают такие признаки портрета в изобразительном искусстве:

· Сходство с моделью;

· Отражение через нее социально- этических черт.

Но, несомненно, в портрете отражено не только это, но и особое отношение художника к портретируемому.

Никогда не спутать портреты кисти Рембрандта с работами Веласкеса, Репина с Серовым или Тропининым, поскольку в портрете представляют два характера - художника и его модели.

Неисчерпаема основная тема портрета - человек. Однако в зависимости от особенностей восприятия художником портретируемого возникает идея, которую стремится передать художник.

В зависимости от идеи портрета определяются:

· Композиционное решение;

· Техника живописи;

· Колорит и т. д.

Идея произведения порождает образ портрета:

· Документально- повествовательный;

· Эмоционально- чувственный;

· Психологический;

· Философский.

Для документально- повествовательного решения образа характерно тяготение к достоверной конкретизации портрета.

Стремление к документальному сходству здесь преобладает над авторским видением.

Эмоциональное образное решение достигается декоративными живописными средствами и документальная подлинность здесь не обязательна.

Не столь важно, как похожи на своих прототипов рубенсовские женщины. Главное - восхищение их красотой, здоровьем, чувственностью, передающееся от художника к зрителю.

К разновидности философского портрета можно отнести «Портрет старика в красном» Рембрандта (ок. 1654). В период его творческой зрелости были весьма распространены такие портреты- биографии пожилых людей, которые являются философским размышление художника о том периоде человеческой жизни, когда подводятся своеобразные итоги долгого и непростого бытия.

Художники довольно часто избирают в качестве модели себя, поэтому так распространен автопортрет.

В нем художник стремится оценить себя со стороны как личность, определить свое место в обществе, просто запечатлеть себя для потомков.

Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Ван Гог совершают внутренний разговор с собой и одновременно со зрителем.

Особое место занимает в живописи групповой портрет.

Интересен он тем, что представляет собой именно общий портрет, а не портреты нескольких конкретных личностей, изображенных на одном холсте.

В таком портрете, конечно, существует отдельная характеристика каждого персонажа, но в то же время создается впечатление общности, единства художественного образа («Регенши приюта для престарелых в Харлеме» Ф. Халса).

Порой весьма сложно провести границу между групповым портретом и другими жанрами, поскольку старые мастера изображали группы людей часто в действии.

Пейзаж

Основным предметом изображения жанра пейзажа является природа - либо естественная, либо преображенная человеком.

Этот жанр значительно более молод, по сравнению с другими. Если скульптурные портреты создавались еще в 3 тыс. до н.э., а живописные насчитывают историю около 2 тыс. лет, то начало биографии пейзажа датируется 6 в. Н.э., причем распространены они были на Востоке, особенно в Китае.

Рождение европейского пейзажа произошло в 16 в., а самостоятельность жанра он приобрел лишь с начала 17 века.

Пейзажный жанр сформировался, пройдя путь от декоративно- вспомогательного элемента в составе других произведений к самостоятельному художественному явлению, портретированию природной среды.

Это могут быть реально существующие или воображаемые виды природы. За некоторыми из них закрепились свои названия:

· Городской архитектурный пейзаж называют редутой («Оперный проезд» К. Писсарро;

· Морские виды - мариной (пейзажи И. Айвазовского).

Жанр пейзажа становится не просто отображением природы, но и средством выражения особой художественной идеи.

Более того, по характеру излюбленных сюжетов в известной степени можно судить об эмоциональном строе художника и стилистических особенностях его творчества.

От выбора природного вида зависит образный смысл произведения:

· Эпическое начало содержится в изображении лесных далей, горных панорам, бескрайних равнин («Кама» А. Васнецов).

· Бурное море или непроходимая глушь воплощает нечто таинственное, порой суровое (Ж. Мишель «Гроза»);

· Лиричны виды засыпанных снегом тропинок, лесных опушек, небольших водоемов;

· Солнечное утро или полдень может передавать ощущение радости и спокойствия («Белые кувшинки» К.Моне, «Московский дворик» В. Поленова).

Поскольку первозданная природа постепенно подвергается активному вмешательству со стороны человека, пейзаж приобретает черты серьезного исторического документа.

Пейзаж способен воплотить даже некоторые социальные ощущения эпохи, течение общественной мысли: так в середине 19 века эстетика романтического и классического пейзажа постепенно уступает свое место национальному пейзажу, который нередко приобретает социальный смысл; зафиксировано в пейзаже и наступление новой технической эры («Новая Москва Ю. Пименова, «Берлино-Потсдамская железная дорога» А. Менцеля).

Пейзаж является не только объектом познания природы, памятником искусства, но и отражением состояния культуры определенной эпохи.

Натюрморт

Натюрморт изображает мир окружающих человека вещей, которые размещены и организованы в цельную композицию в реальной бытовой среде.

Именно такая организация вещей является компонентом образной системы жанра.

Натюрморт может иметь самостоятельное значение, а может стать частью композиции другого жанра, для того чтобы более полно раскрыть смысловое содержание произведения, как, например, в картинах «Купчиха» Б.Кустодиева, «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова.

В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но подчиненное значение, однако как самостоятельный жанр искусства обладает большими выразительными возможностями. В нем представлена не только внешняя, материальная сущность предметов, но в образной форме передаются существенные стороны жизни, отражаются эпоха и даже важные исторические события.

Натюрморт служит хорошей творческой лабораторией, где художник совершенствует свое мастерство, индивидуальный почерк,

У натюрморта наблюдались периоды спада и развития.

Огромное значение для его формирования сыграли голландские живописцы 16 - 17 вв.

Ими были выработаны основные, художественные принципы:

· Реализм;

· Тонкие наблюдения над жизнью;

· Особый дар передачи эстетической ценности привычных вещей.

В излюбленных «завтраках» и «лавках», с большим мастерством передавались материал предметов; фактура поверхностей фруктов, овощей, дичи, рыбы.

Особенно важно то, что в натюрморте подчеркивается неразрывная связь человека с миром вещей.

Художники импрессионисты несколько по- иному решали творческую задачу живописного натюрморта.

Здесь главным было, не отражение свойств предметов, их осязаемость. А игра света, цвета, свежесть колорита (натюрморты К. Моне, мастеров русской ветви французского импрессионизма К. Коровина и И. Грабаря).

Не всякое запечатление мира вещей на бумаге или холсте будет считаться натюрмортом. Так как каждый предмет имеет свои естественную среду обитания и предназначение, помещение его в другие условия может вызвать диссонанс в звучании картины.

Главное, чтобы объединенные в композицию натюрморта вещи создавали гармоничный эмоционально - насыщенный художественный образ.

Другие жанры живописи

Значительное место в искусстве живописи занимают жанры:

· Бытовой;

· Исторический;

· Батальный;

· Анималистический.

Бытовой жанр изображает повседневную частную и общественную жизнь, как правило, современную художнику.

В картинах этого жанра представлены трудовая деятельность людей («Пряхи» Д.Веласкеса, «На жатве» А. Венецианова), праздники («Крестьянский танец» П.Брейгеля), минуты отдыха, досуга («Молодая пара в парке» Т.Гейсборо, «Шахматисты» О.Домье), национальный колорит («Алжирские женщины в своих покоях» Э.Делакруа).

Исторический жанр - запечатление важных исторических событий. К этому жанру относят легендарные и религиозные сюжеты.

В числе картин исторического жанра можно назвать «Смерть Цезаря» К.Т. фон Пилоти, «Сдачу Бреды» Д. Веласкеса, «Прощание Гектора с Андромахой» А.Лосенко, «Сбинянок» Ж.Л. Давида, «Свободу, ведущую народ» Э Делакруа и др.

Предметом изображения батального жанра являются военные походы, славные сражения, ратные подвиги, боевые действия («Битва при Ангьяри» Леонардо да Винчи, «Тачанка» М. Грекова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки). Иногда его включают в состав исторической живописи.

В картинах анималистического жанра отображается мир животных (« Домашние птицы» М. де Хондекутера, «Желтые лошади» Ф. Марка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Художественно-исторические основы пейзажной живописи. История русского пейзажа. Особенности, пути, средства пейзажа как жанра. Композиционные особенности и цвет. Оборудование и материалы для масляной живописи как одного из распространенных видов живописи.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Возникновение натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях. Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи. Натюрморт в русском искусстве. Обучение цветоведению на основе живописи цветов.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Горшеченская детская школа искусств»

Методическая разработка по теме «Живопись как вид искусства»

Подготовил преподаватель МКОУ ДО «Горшеченская ДШИ»

Султанов Владимир Мубарякович

Понятие живописи

« Живопись - это художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов». « Живопись один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, непрерывно связанные с рисунком. Произведения живописи создаются красками (масляные, водяные, восковые, клеевые и пр.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т.д.». Более общее понятие мы находим у : «Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность».

Виды живописи

Монументальная (от лат.монумент означает хранящий память, напоминающий) - особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях. Фреска - одна из видов настенной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существуют несколько разновидностей фрески:

    альфреско - по сырой, свежей штукатурке;

    «фреско а секко» - по сухой штукатурке;

    казеиново-известковая живопись - модификация фрески сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

    сграффито - наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно, послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

    граффити – также является современным изобретением в области стенописи. Выполняется граффити с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе). Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и считается лучшей в мире. На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер. Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен - художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением её для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрошенными формами исключается натуралистичный объем и подчеркивается плоскостность стены, обозначается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе направление связано с украшением вещей, окружацщихчелЮвека: предметы быта: ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцу, сундуви и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей и замыслу автора. Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика. Станковая живопись является самостоятельным произведением, отражающим все многообразие окружающего мира, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаше холст, натянутый на подрамник. Миниатюрная живопись (от лат.миниум - так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры - это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получила свое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового, конопляного масла, способствующими достижению цельности, живости, изящества, усиливающих оптические возможности при передаче объема и пространства, повышающих общее эстетическое звучание полотна. Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Акварель (от лат. aqua - вода) краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой отсюда и название живописи. Гуашевая живопись (от итал. Guazzo - водяная краска) - произведения выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.)и примесью белил. Гуашевая живопись может выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости). Пастельная живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошком с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служи отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигаются (оплавлялась с помощью жаровни).

Жанры живописи

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев, являющихся тематикой мифов, легенд, преданий, былин древних народов. Позднеантичное и средневековое искусство становятся колыбелью зарождающегося мифологического жанра, а именно в то время когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными произведениями, целью которых является нравственное воспитание поколений средствами различных аллегорий. Исторический жанр , произведения которого посвящены изображению значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Основой этих произведений является обращение к историческому прошлому, однако, недавние события также могут стать предметом изображения, при условии, что их историческое значение признано современниками. Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров. Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild - род, вид, «жанр») - наиболее распространенный жанр изобразительного искусства, в котором художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Пейзаж (от фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, основным направлением которого является изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Натюрморт (от фр. naturemorte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, отдельное произведение этого жанра, художественно отображающее различную домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, дичь, продукты, неодушевленные предметы и пр. или сама постановка, служащая объектом изображения художника. Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (stilllife) этот жанр называется¬ - тихая жизнь. Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они являются неким «эхом» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д. Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, основной целью которого является изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой душевной и духовной материи, которую наблюдательный, профессиональный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляду, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. НЮ (от фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Обнаженное тело изображалось уже в Древнем Египте. В Древней Греции тема обнаженной натуры становится для художников одной из главных, их цель - показать красоту, гармонию форм, линий. Для мастеров изображение модели обнаженной становится эстетической нормой и воплощением жизненного и одновременно художественного идеала. Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, основной темой которого является изображение представителей животного мира.

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Восприятие цвета является одним сложных процессов, который обусловлен как физическими, так и психологическими стимулами, а именно . Развитие человеческого цветового зрения во многом зависело от достижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмо¬ционально-психологического воздействия цвета, которые прошли путь от выявления элементарного цветоощущения до характеристики высокоразвитого чувства цве¬та. «Под чувством цвета в отли¬чие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоци¬ации, связанные с цветом» (37). Однако любые достижения в области науки не могут полностью дать объяснение многим явлениям, происходящим с личностью при восприятии того или иного цвета. Множество проведенных исследований доказательно обосновали факт, что цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружающей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, могут излечить, компенсировать какие-либо недуги, а могут ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. При всем при этом, зная символику цветов, выделенную в ходе исторического развития человечества, чаще всего жизненная практика не уделяет достаточного внимания проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения. А это обуславливает развитие множества негативных моментов и многочисленной стереотипизации личностей, приводящей к некой усредненности и, соответственно духовной обедненности, не позволяющей в полной мере раскрыться каждому ребенку в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с самого рождения и сопровождающее всю последующую жизнь. Родившись ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми, и хорошо, если взрослые понимают на сколько важно первое взаимодействие ребенка с цветом и тогда, в этом случае не произойдет «цветовой травмы». В такой среде ребенку будет комфортно, поскольку он сам по себе является гармоничным существом, очень тонко чувствующим любые дисгармоничные проявления. И чем младше ребенок, тем чувствительность выше, хотя сказать об этом ребенок не в состоянии, он может только внешне показать (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду, в силу различных обстоятельств (незнания, невоспитанности эстетического вкуса, мировоззренческих установок в воспитании детей, низким уровнем жизни и т.д.) и тогда ребенок начинает адаптироваться к этой среде, которую вокруг него создали, тем самым постепенно привыкая к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также далеко не всегда цветовому фактору уделяется достаточно внимания. Таким образом, ореол «цветового привыкания» расширяется. Вот почему у детей уже к среднему и старшему дошкольному возрасту без специального обучения основам цветоведения очень сильно развивается система цветовых стереотипов и причиной служит не только отсутствие или педагогически нецелесообразное руководство творчеством детей, но и среда, содержащая в себе элементы глубокой дисгармонии. Придя в школу, колледж, ВУЗ, на работу развивающаяся личность сталкивается с той же самой проблемой. В конечном итоге подросток перестает реагировать на цвет, тем самым, обедняя свое восприятии мира, в этом случае личность становится «автоматизированной», поскольку большая часть действий совершается по причине выгодности, материальной заинтересованности, а не из-за эстетических и духовных потребностей, являющихся прерогативой человека. Печальным, а иногда и опасным последствием становится неумелая организация цветовой среды. Проиллюстрируем наглядными примерами: возьмем класс или аудиторию, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости и окрасим, как часто это бывает, в один цвет, к примеру в грязновато желтый, после 1-2 часов работы в этом помещении у большинства появляется головная боль, недомогание, усталость или возбужденность. Причина в том, что такой оттенок желтого у одних может вызвать ощущение опасности и потому спровоцировать некое волнение, переходящее в эмоциональное возбуждение, мешающее усвоению материала, у других, такой оттенок будет способствовать сужению кровеносных сосудов, что и приведет вразличного рода головным болям. Если это же помещение окрасить в ярко розовый цвет, то у одних появиться ярко выраженная раздраженность, у других, инфантильность и пассивность, приводящая к невнимательности и рассеянности. Многие никогда не задумывались о том, что приходя в поликлинику или в больницу они испытывают волнение, страх и чувствуют себя крайне некомфортно. И это происходит не только потому, что в учреждениях подобного типа человеку доставляют боль. Одной из причин является холодная цветовая гамма, используемая для окраски стен (чаше всего можно наблюдать светлый сине-зеленый, голубой или белый) А ведь именно такие оттенки, воспринимаемые как холодящие, вызывают ощущения скованности, приводящие к появлению чувства страха, усугубляемое назначением самого помещения. Приведенные примеры еще раз подтверждают, на сколько цветовая среда может влиять на психологическое состояние человека. Поэтому организуя цветовое пространство всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о цветовом решении, способствующем, во-первых, психологическому комфорту личности, во-вторых, эстетическом ее воспитании. Для того чтобы глубже разобраться в связях и отношениях между цветами оттенками необходимо рассмотреть их символическое значение, свойства и качества.

Символика цвета

Символика цвета в различные периода развития культуры и искусства играла одно из важнейших мест в становлении мировоззрения общества, влияющего на оценку идейно-художест¬венного содержания произведений. Однако справедливо указать, что в трактовке символического значения того или иного цвета в разные времена и в разных странах единения и идентичности не наблюдалось. К примеру, «в средние века красный цвет одновременно воспринимался как цвет красоты и радости, так и цвет злости и стыда. Рыжая борода и волосы в одном случае считались признаком положительного героя, в то же время в других средневековых поверьях рыжая борода - символ колдовства» . Сравним несколько групп различных культур на предмет определения символического значения цвета. Западноевропейская христианская символика главными цветами считает: белый (божественность, святость); желтый (символ Солнца); пурпурный (величественность, царственность); красный (цвет священной крови Христа). Зеленый воспринимался как земной цвет, как символ весеннего обновления; синий символизировал божественность неба и истины; черный выступал как символ негативных явлений, греховности. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы имеет некоторые отличия и о религиозной трактовки. Эта цветовая символика прочна вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Так белый цвет (серебро, справедливость); желтый (золото, богатство); красный (сила, демократия); зеленый (плодородие, расцвет); голубой (невинность, миролюбие); синий (мудрость); фиолетовый (печаль, бедствие); черный (траур, смерть). В исламской культуре цветовые символы являются как определенными метафорами, так и средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. Так основным цветом в исламской символике считается белый (святость и достоинство, с одной стороны и благостный траур - с другой). Второй основной цвет - желтый как символ Солнца, Золота, Радости. Третий основной цвет - красный, обозначающий Огонь, Кровь как признак жизни. Синий воспринимался как символ спокойствия Ночи и Смерти. Зеленый - главный цвет мусульманского рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Черный соотносится с отрицательной стороной жизни, с нечистой совестью и плохими побуждениями. На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «красное крыльцо», «красный угол», «весна-красна», «красна девица». Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психологического значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый (радость, ревность, зависть); красный (любовь, страсть, гнев); синий (бесконечность, тоска, космос); зеленый (природа, молодость); белый (чистота, невинность, покорность, умиротворение); черный (тьма, мрак, смерть) и многие другие. Для того, чтобы более наглядно рассмотреть как менялось представление о символическом значении цвета в различных культурах составим таблицу, раскрывающую основные характеристики того или иного цвета. Для анализа были взяты часто встречающиеся и пересекающиеся в различных культурах цвета.

Живописи принадлежит особое место в ряду других искусств : пожалуй, ни один другой вид искусства не способен передать увиденные явления мира, человеческие образы с такой полнотой, особенно если учесть, что большинство информации мы получаем из внешнего мира с помощью зрения, т.е. визуально. искусство живопись портрет пейзаж натюрморт

Именно искусству живописи удалось сотворить невозможное - остановить мгновение задолго до фотографии: произведения этого вида и искусства через один изображаемый момент передает предшествующее последующее, прошлое и будущее, домысливаемые зрителем.

Картина - это зрелище, организованное художником:

  • · Несмотря на то, что живописец воплощает действительные образы в зримых формах, они не являются прямым копированием жизни;
  • · Создавая картину, художник опирается на натуру, но при этом воссоздает ее на материале, полученном в результате его социального и профессионального опыта, умения, мастерства, образного мышления.

Можно обнаружить несколько основных видов переживания, вызываемых живописными произведениями:

  • · Узнавание привычных предметов, постигаемых зрением,- на основе этого рождаются определенные ассоциации по поводу изображаемого;
  • · Получение эстетического чувства.

Таким образом, живописное произведение выполняет изобразительную, повествовательную и декоративную функции.

Виды живописи и ее выразительные средства

Живопись разделяют на следующие виды:

  • · Монументально - декоративная - служит для дополнения и оформления архитектурных сооружений (стенные росписи, плафоны, панно, мозаики);
  • · Декорационная - используется в других видах искусств (в кино или театре);
  • · Станковая;
  • · Иконопись;
  • · Миниатюра.

Наиболее самостоятельной разновидностью является станковая живопись.

Живопись обладает особыми выразительными средствами:

  • · Рисунок;
  • · Линия;
  • · Цвет;
  • · Колорит;
  • · Композиция.

Рисунок - одно из важнейших выразительных средств: именно с помощью него и составляющих рисунок линий создаются пластические образы. Иногда эти линии схематичны, лишь намечают конструкции объемов.

Цвет - ведущее выразительное средство искусства живописи. Именно в цвете познает человек окружающий его мир. Цвет:

  • · Выстраивает форму изображаемых предметов;
  • · Моделирует пространство предметов;
  • · Создает настроение;
  • · Образует определенный ритм.

Система организации цвета, соотношения цветовых тонов, с помощью которых решаются задачи художественного образа, называется колоритом:

  • · В узком значении - это единственно верная организация цветовых решений данной картины;
  • · В широком - общие для большинства людей законы восприятия цвета, так как можно сказать «теплый колорит», «холодный колорит» и т.д.

В различные периоды истории живописи существовали свои колористические системы.

На ранних этапах использовался локальный колорит, исключающий игру цветов и оттенков: цвет здесь как бы однороден и неизменен.

В эпоху Возрождения сложился тональный колорит, где цвета обусловлены положением в пространстве и их освещенностью. Умение обозначить именно светом форму изображаемого предмета называется пластикой цвета.

Существует два типа тонального колорита:

  • · Драматический - контраст света и тени;
  • · Цветовой - контраст цветовых тонов.

Для художника весьма важным является умение пользоваться приемом светотени, т.е. выдержать верную градацию светлого и темного на картине, поскольку именно так достигается объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Композиция в живописи в самом общем смысле - размещение фигур, их соотношение в пространстве картины. Композиция объединяет в единое целое огромное разнообразие деталей и элементов. Причинно-следственная их связь образует замкнутую систему, в которой ничего нельзя изменить или добавить к ней. Эта система отражает часть действительного мира, которая осознана и прочувствована художником, выделена им из множества явлений.

В то же время в области композиции находится сосредоточение идейно-творческого замысла, поскольку именно через нее проявляется отношение творца к своей модели. Изображение становится явлением художественным лишь тогда, когда оно подчинено идейному замыслу, потому что в противном случае можно говорить только о простом копировании.

Н.Н Волков обращает внимание на различие понятий «структура», «конструкция», и «композиция»:

  • · Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. С понятием структуры по отношению к произведению искусства связывают многослойность художественного произведения, т. е. в процессе восприятия картины мы можем проникнуть в более глубокие слои ее структуры;
  • · Конструкция - это тип структуры, в которой элементы связаны функционально, потому что ее целостность зависит от единства функции. Применительно к картине можно сказать, что функцией конструктивных связей в картине является создание и укрепление смысловых связей, так как обычно конструктивный центр чаще всего и есть смысловой узел;
  • · Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Одним из главных законов композиции является ограничение изображения, которое обеспечивает возможности для самой важной в выражении замысла картины.

Форма ограничения также играет существенную роль - в художественной практике были выработаны такие основные формы:

  • · Прямоугольник.
  • · Круг,
  • · Овал.

Ограничение касается и того, что можно изобразить, т.е. найти внешнее подобие в красках, линиях на плоскости предметам, лицам, зримому пространству и т.д.

В практике изобразительного искусства известны следующие типы композиций:

  • · Устойчивые (статичные) - основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения;
  • · Динамические - с господствующими диагоналями, кругами и овалами;
  • · Открытые - композиционные линии как бы расходятся от центра4
  • · Закрытые - происходит стягивание линий к центру.

Устойчивые и закрытые композиционные схемы характерны для художественной практики эпохи Возрождения, динамические и открытые - для эпохи барокко.

Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Шедеврами готического стиля стали знаменитые европейские соборы, которые так любят фотографировать в мельчайших деталях туристы. В оформлении интерьеров готических соборов важная роль отводилась цветовым решениям. В наружном и внутреннем убранстве царило обилие позолоты, светоносность интерьера, ажурность стен, кристаллическая расчлененность пространства. Материя была лишена тяжеловесности и непроницаемости, она была, как бы одухотворена.

Огромные поверхности окон заполняли витражи с композициями, воспроизводившими исторические события, апокрифические сказания, литературные и религиозные сюжеты, изображения бытовых сцен из жизни простых крестьян и ремесленников, которые явили собой уникальную энциклопедию уклада жизни в период средневековья. Кона сверху донизу заполнялись фигурными композициями, которые были заключены в медальоны. Сочетание светового и цветового начала живописи в технике витража придавало повышенную эмоциональность художественным композициям. Использовались самые разные стекла: густо-алые, огненные, красные, цвета граната, зеленые, желтые, темно-синие, голубые, ультрамариновые, вырезанные по контуру рисунка… Окна грели подобно драгоценным самоцветам, пронизанные наружным светом, - они преображали весь интерьер храма и настраивали его посетителей на возвышенный лад.

Благодаря готическому цветовому стеклу зародились новые эстетические ценности, а краски приобрели высочайшую звучность сияющего цвета. Чистый цвет порождал атмосферу воздушной среды, крашенной в различные тона благодаря игре света на колоннах, полу, витражах. Цвет превратился в источник света, углублявший перспективу. Толстые стекла, зачастую неодинаковые, были наполнены не совсем прозрачными пузырьками, усиливавшими художественный эффект от витража. Свет, проходя через неравномерную толщу стекол, дробился и начинал играть.

Лучшие образцы подлинных готических витражей открыты обозрению в соборах Шартра, Буржа и Парижа (например, «Богоматерь с младенцем»). Наполнена не меньшим великолепием, а также «Огненные колеса» и «Мечущие молнии» в соборе Шартра.

С середины 1-ого столетия в красочную гамму начали вводить сложные цвета, получаемые при помощи дублирования стекол. Такие необыкновенные витражи в готическом стиле сохранились в Сент-Шапель (1250г.). коричневой эмалевой краской наносились контуры по стеклу, а формы при этом обладали плоскостным характером.

Готическая эпоха стала временем расцвета искусства миниатюрной книги, а также художественной миниатюры. Усилению светских тенденций в культуре только усилило их развитие. Иллюстрации с многофигурными композициями на религиозную тематику включали различные реалистические детали: изображения птиц, зверей, бабочек, орнаменты растительных мотивов, бытовых сценок. Особым поэтическим очарованием наполнены работы французского миниатюриста Жана Пюсселя.

В развитии французской готической миниатюры 13-14-го столетий ведущее место было занято парижской школой. Псалтырь святого Людовика изобилует многофигурными композициями, обрамленными одним мотивом готической архитектуры, отчего повествование приобретает необычайную стройность (Лувр, Париж, 1270г.). фигуры дам и рыцарей грациозны, их формы отличаются струящимися линиями, что создает иллюзию движения. Сочность и густота красок, а также декоративная архитектура рисунка превращают данные миниатюры в уникальные произведения искусства и драгоценные украшения страниц.

Стиль готической книги отличают заостренные формы, угловатый ритм, беспокойность, филигранность ажурного узора и топкость извилистых линий. Стоит отметить, что в 14-15-ом столетии светские рукописи также иллюстрировались. Часословы, научные трактаты, сборники любовных песен и хроники наполнены великолепными миниатюрами. В миниатюре, иллюстрировавшей произведения куртуазной литературы, воплотился идеал рыцарской любви, а также сцены из обычной окружающей жизни. Подобное творение – рукопись Манес (1320г.).

Со временем в готике усилилась повествовательность. «Большие французские хроники» кона 14-го столетия наглядно демонстрирую стремление художника проникнуть в смысл изображаемого им события. Наряду с этим книгам придавалась декоративная нарядность путем использования изысканных виньеток и рамок причудливых форм.

Готическая миниатюра оказала большое влияние на живопись и внесла живую струю в искусство Средневековья. Готика стала не просто стилем, а важным звеном в общем культурном развитии общества. Мастера стиля с невероятной точностью смогли воспроизвести образ своего современника в предметной и природной среде. Величавые и одухотворенные готические произведения окружены аурой неповторимого эстетического обаяния. Готика породила новое понимание синтеза искусств, а ее реалистические завоевания подготовили почву для перехода к искусству эпохи Возрождения.



Детская комната