Значение личности в истории. Роль личности в истории (Школьные сочинения)

Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести множество примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г. на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.

Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение - вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

Быть личностью совсем непросто. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за масштабные и важные дела, за значительное политическое или интеллектуальное движение; это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование. За дефицит сознательно-волевого начала людям нередко приходится расплачиваться всеми бедствиями деспотического порядка. И это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность или завистливость.

Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей. Основные этические выводы, вытекающие из этого нового (строгого и полного) понимания личности, делает И. Кант. "Самодисциплина", "самообладание", "способность быть господином себе самому" (вспомните пушкинское: "умейте властвовать собой...") - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная кантовская категория, проливающая свет на всю проблему личности, - это автономия. Слово "автономия" имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то (автономия - то же самое, что и суверенность). С другой стороны, автономия в буквальном смысле слова - это "самозаконность".Как понимать данное выражение? Конечно, речь не идет здесь о том, что человек изобретает для себя законы: сегодня выдумывает одни, завтра подчиняется другим, словом, пародируя Бога и подражая правителям-тиранам, чинит свой личный произвол, капризы и прихоти. И в этической традиции, и особенно в работах самого Канта понятие автономии (самозаконности) подразумевает добровольный ограничительный принцип, когда определенное правило поведения (по Канту, "максиму поступка") человек задает себе сам раз и навсегда, то есть ставит его выше своих меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности и правосознания, такие, как "не лги", "не воруй", "не чини насилия", "уважай чужое право". Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный законы и принципы поведения. Лишь на этом нравственной основе может утвердиться его личностная независимость, развиться умение "властвовать собой", строить свою жизнь как осознанное продвижение вверх. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому оцениванию и полаганию целей. И нет ничего более пагубного для личности, чем беспринципность.

ТЕМА 24. ЧЕЛОВЕК.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

Образовательные:

Знать определения «индивид», «индивидуальность», «личность», их сходство и различия.

Развивающие:

Продолжать совершенствовать умение быть размышляющим практиком;

Совершенствовать умения оценивать информацию;

Развивать умения выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения.

Воспитательные:

Знать и формировать качества успешного человека – добросовестность, ответственность, трудолюбие, справедливость, взаимоуважение.

Мотивация учебной деятельности: целью жизни является наличие ее смысла, и совершенствование себя относительно смысла жизни, и чем более вы удовлетворены своим умением достигать этого идеала, тем ближе мы к реализации проблемы счастья.

III. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Каковы особенности русской философии?

2. Какие этапы развития прошла русская идея?

3. Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?

4. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В.Киреевского?

IV. Изучение нового материала.

План лекции.

Человек как индивид, как индивидуальность.

2. Человек как личность.

3. Роль личности в истории.

Литература

1. Введение в философию. Фролов И.Т. (в двух частях) М.1989

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.2004. Вводное слово.

3. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

4. Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 1.

5. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001.

6. Якушев А.В. Философия. М., 2004.

V. Закрепление новых знаний.

1. Кто такой человек?

2. Почему для характеристики человека используют понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность?

3. Что собой представляет «историческая личность»?

4. Действительно личность может играть историческую роль в истории?

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Сообщение домашнего задания.

1. Дайте краткую характеристику понятию «индивид»?

2. Установите отличия индивида от индивидуальности?

3. Какие качества присущи лчности?

Человек как индивид, как индивидуальность

Индивид.

Для характеристики человека как индивидуального феномена в философско-психологической литературе используется ряд специальных терминов. Важнейшие из них – индивид, индивидуальность, личность, субъект, Я и др. В каждое из этих понятий вкладывается специфическое содержание. Человек – уникальное явление во Вселенной. Он неповторим, загадочен. Ни современная наука, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну человека. Когда философы говорят о природе и сущности человека, или других его характеристиках, то речь идет не столько об окончательном их раскрытии, сколько о стремлении еще раз вернуться к ним и, может быть, дополнить или уточнить их. Понятия "природа", "сущность" применительно к человеку часто используются как синонимы. Однако между ними есть разница. Под "природой" человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи ему во все время независимо от биологической эволюции (с момента сформированности человека) и исторического процесса. Природу человека раскрывают такие понятия как "индивид", "субъект", так как они включают такие характеристики как воля, специфика мыслительных процессов, аффективность, особенности нейродинамики, половые, возрастные, конституциональные различия и др. С понятием сущности человека более сопряжены характеристики "индивидуальность" и "личность". В более строгом виде термин "индивид" употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии этим термином обозначается единичный представитель какого-либо отдельного целого. Индивид "экземплярен", то есть не просто один, а "один из". Индивид – это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, абстрактно мыслить и приспосабливать к своим потребностям окружающий мир. Человек как индивид, обладая специфически неповторимыми, отличными от типичности чертами – индивидуальностью, формировался как существо стадное, социальное. Поэтому во всякий момент он существует и как "продукт" общественных отношений. Общество не просто окружает человека, но и живет "внутри него". Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достигло общество; способ жизнедеятельности, способ чувствования и духовности (менталитет) – все это накладывает печать на индивидуальное поведение, определяет первоначальные, часто неосознанные, установки и влияет на мотивы поступков. Человеку приходится не просто считаться с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу представлялись самостоятельными приобретениями. Характеристика индивида как продукта общественных отношений вовсе не означает, однако, что будто исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное или социальное окружение) раз и навсегда предопределяют последующее поведение человека.

Индивидуальность . Несводимость человека к общим чертам его природной сущности или социально-групповому положению, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью – все эти характеристики фиксируют "индивидуальность" и "личность", близких и взаимосвязанных между собой понятий. Именно они выражают не только отличие человека от животных, а его сущность. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью позднее. И этот процесс имеет социальный характер.

Индивидуальность как дальнейшее развитие человека выступает его существенной характеристикой, поскольку отражает уникальный способ именно его бытия. Индивидуальность – это самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду, это совокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от всех других, характеристика единичности человека, его неповторимости и своеобразия, его незаменимости.

2. Человек как личность. Понятие личности подчеркивает в человеке, прежде всего, сознательно-волевое и культурно-соци­альное начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии и ответственности свое поведение. В личности интересны ее поступки. Личность определяется тем, какую линию поведения она выбирает. Личность - собственный инициатор последовательного ряда жизненных событий. Достоинство личности определяется не столько тем, многое ли человеку удалось, сколько тем, что и как он взял под свою ответственность, что он себе вменяет. Быть личностью очень трудно. И это относится не только к выдающимся личностям, возложившим на себя ответственность не только за себя, но и за страну, за народ или человечество в целом, за политическое или интеллектуальное движение, но и ко всякой личности вообще. Личностное бытие – это непрекращающиеся усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа своих мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию личностной несостоятельности и согласию на подчиненное существование, на мелочный социально-бюрократический надзор. За дефицит сознательно-волевого начала людям приходится расплачиваться несостоявшейся судьбой, разочарованием и чувством собственной неполноценности.

В социальной литературе имеются различные подходы к пониманию того, что есть личность: А). Личность описывается со стороны собственных мотивов и стремлений, составляющих содержание ее "личного мира" – уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочивания внешних впечатлений и внутренних переживаний. Б). Личность рассматривается как система относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые закреплены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. В). Личность характеризуется как деятельный, активный "Я-субъект", как система планов, отношений, направленностей, смысловых образований, которые характеризуют ее поведение во вне, за пределами исходных позиций. Г). Личность рассматривается как субъект персонализации: то есть, когда потребности, способности, стремления, ценности данного субъекта вызывают изменения в других людях, влияют на них, определяют их ориентации. По большому счету, личностью философия считает такого индивида, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он приходит и которую реализует благодаря большой духовной работе над собой. Такой человек проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, определенную цельность натуры, внутреннюю страстность, творческую жилку и т.д. Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных и значимых социальных качеств. Личность – это самоустремленная, самоорганизующаяся частица общества, учитывающая черты и особенности общества, в котором существует, уважительно относящаяся к культуре и общечеловеческим ценностям, уважающая их и вносящая свой посильный вклад в общечеловеческую культуру и историю.

Подытоживая понятие личности, можно сделать следующие выводы: 1. Понятия "человек", "индивид", "субъект деятельности", "индивидуальность", "личность" не являются однозначными и содержат различия. 2. Следует учитывать крайние толкования понятия "личность": расширительное – здесь личность отождествляется с понятием "человек" (любой человек есть личность); элитарное понимание – когда личность рассматривается как особый уровень социального развития (не каждый человек может стать и становится личностью). 3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в развитии личности. Одни включают биологическую организацию в структуру личности; другие – рассматривают биологические данности только как заданные условия для личностного становления, которые не определяют психологические и социальные особенности личности. 4. Личностями, действительно, не рождаются. Ими становятся, причем становление идет фактически всю жизнь. Данные показывают, что в онтогенезе (индивидуальном становлении) личностные качества формируются достаточно поздно даже в норме, а некоторые так никогда как бы и "не вырастают", поэтому существует большой процент инфантильных людей. 5. Личность есть результат успешной социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сохранение себя как личности – это закон человеческого достоинства, без него наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Человек просто обязан быть личностью, стремиться стать личностью. Уровень личностного развития измеряется выраженностью у человека интеллектуально-нравственных и волевых качеств, совпадением его жизненных ориентаций с общечеловеческими ценностями, положительным показателем функционирования этих качеств. Личность характеризуется со стороны духа, свободы, творчества, добра, утверждения красоты. Человека делает личностью забота о другом человеке, автономность в принятии решений и способность нести ответственность за них.

Роль личности в истории.

Нередко философия, разрабатывая эту проблему, преувеличивала роль личности в историческом процессе и, прежде всего, государственных деятелей, полагая при этом, что чуть ли не все решается выдающимися личностями. Короли, цари, политические вожди, полководцы, якобы, могут управлять всей историей и управляют ею, как своего рода кукольным театром, где есть кукловоды и марионетки. Исторические личности – это личности, поставленные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциальные составляющие: волю, мировой дух или разум истории. "Они черпают свои силы, цели и свое призвание из источника, содержание которого скрыто, который еще находится под землей и стучится во внешний мир, как в скорлупу, разбивая ее" (Гегель. Соч. Т. IХ, с.98).

"Изучая жизнь и деятельность исторических деятелей, можно заметить, – писал Макиавелли в произведении "Государь", – что счастье не дало им ничего, кроме слу­чая, доставившего им в руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам; без такого случая доблести их могли угаснуть, не имея приложения; без их личных достоинств случай, давший им в руки власть, не был бы плодотворным и мог пройти бесследно". Необходимо было, чтобы, например, Моисей нашел народ Израиля в Египте, томящимся в рабстве и угнетении, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило их следовать за ним.

По словам Гёте, Наполеон стал исторической личностью, прежде всего, не в силу его личных качеств (их у него, правда, было немало), но самое главное – то, что "люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность" (Гёте. Собр. соч. Т.,15. с.44-45). Интересным в этой связи представляется высказывание Платона: "Мир лишь тогда станет счастливым, когда мудрецы станут царями или цари мудрецами" (Цит. по: Эккерман. Разговоры с Гёте. М., 1981, с.449). Не менее интересным представляется мнение Цицерона, считавшего, что сила народа ужаснее тогда, когда у него нет предводителя. Предводитель чувствует, что он за все будет в ответе, и озабочен этим, между тем как ослепленный страстью народ не видит опасности, которой он себя подвергает.

Став по воле случая или в силу необходимости во главе государ­ства, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это чаще бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная власть. От нее многое зависит. В. Гюго писал: "Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы извлечь пользу из каждой необхо­димости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государства" (Гюго В. Собр. соч. Т.15, с.44-45). Вождь один, если это гений, должен тонко "подслуши­вать" мысли народа. Любопытно в этой связи рассуждение А.И. Герцена: "Человек очень силен, человек, поставленный на царское место, еще сильнее. Но тут опять старая штука: силен-то он с течением и тем сильнее, чем он его больше понимает. Но течение продолжается и тогда, когда он его не понимает и даже когда противится ему" (цит. по: Лихтенберг Г. Афоризмы. М., 1983, с.144).

Любопытна такая историческая деталь. Екатерина Вторая на вопрос иностранца, почему дворянство так безоговорочно ее слушается, ответила: "Потому что я приказываю им лишь то, чего они сами хотят". Но высокая власть, однако, несет и тяжелые обязанности. В Биб­лии сказано: "Кому многое дано, с того многое и спросится" (Матфей: 95,24-28; Лука: 12, 48). Все ли бывшие и настоящие правители знают и следуют этим заповедям?

Выдающаяся личность должна обладать высокой харизмой. Харизма – "божья искра", исключительный дар, выдающиеся способности, которые "от природы", "от Бога". Харизматическая личность сама по себе духовно влияет на свое окружение. Окружением харизматического лиде­ра может быть "община" учеников, воинов, единоверцев, то есть, это своего рода "кастово-партийная" общность, которая формируется по харизматическим основаниям: пророку соответствуют ученики, военному ли­деру – свита, вождю – доверенные лица. Харизматический лидер окружает себя теми, в ком он интуитивно и силою ума угадывает и улавливает подобный себе дар, но "пониже ростом". Представляется, что из всех вышеиз­ложенных концепций о месте и роли лидера, руководителя наиболее приемлемой представляется такой счастливый вариант, когда во главе государства становится мудрец, но не сам по себе, не для себя мудрец, а мудрец, четко и своевременно улавливающий настроения народа, доверившего ему власть, умеющий сделать свой народ счастливым и благоденствующим.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

История представляет собой сложный процесс взаимодействия огромного количества людей в какое-то историческое время на определенном географическом пространстве . Поэтому история - это не безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, участие в котором принимают не только большие массы людей, но и отдельные выдающиеся личности, оказавшие влияние на ход истории, благодаря своей яркости и индивидуальности.

Исходя из этого, одним из важнейших аспектов изучения истории является раскрытие роли личности, ее характера и влияния на ход исторического процесса. Проблема роли личности в истории раскрывается в работах французских социологов XIX века Г. Лебона и Г. Тарда.

Оба исследователя изучали психологию масс и сущность лидера в толпе. Согласно Г. Лебону, толпы не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе, то есть не являются движущей силой истории. Отсюда, делался вывод о том, что толпой руководят определенные личности - вожди, религиозные деятели, политики, которые стоят у истоков исторических перемен.

Оба социолога признавали существование руководителя толпы, но в отличие от Г. Лебона, у Г. Тарда роль вождя более значима. Если у первого вождь обладает сильной волей, смелостью и низкими интеллектуальными способностями, то по Г. Тарду вождь способен на оригинальные и экстраординарные поступки, которые привлекут к нему толпу. Лидер есть изобретатель, над которым властвует идея, дающая ему превосходство над остальными. Г. Лебон говорит о том, что главным видом влияния лидера является обаяние, а Г. Тард при этом выделяет четыре вида влияния: железная воля; орлиная острота взора и сильная вера; могучее воображение и неукротимая гордость. Общее, что объединяет эти теории, заключается в понимании того, что вождь воздействует на толпы и наиболее характерной чертой вождя является «безумство веры».

Таким образом, вождь - хозяин толпы, а хозяин хозяина - это безумная вера в некую фантастическую идею. Продолжателем идей Г. Тарда в вопросе о роли личности в истории являлся Н. К. Михайловский. В своей работе «Герои и толпа» он формулирует новую теорию и показывает, что под личностью можно понимать любую личность, которая волей случая оказалась в определенной ситуации во главе массы. Смысл идей Н.К. Михайловского состоит в том, что личность вне зависимости от ее качеств в определенные моменты может резко усилить своими эмоциональными или иными действиями толпу, отчего все действия приобретает особую силу.

Словом, роль личности зависит от того, насколько ее психологическое воздействие усиливается восприятием масс. Из идеи теории героев и толпы Н.К. Михайловского исходили работы Н.И. Кареева по проблеме взаимодействия личности и социальной среды. Их отношения характеризовались социологом в известном смысле как противоборство, в котором личность стремилась к самоопределению, а среда - к ее ассимиляции. Личности, по Н.И. Карееву, являются творцами культуры, и, если бы человек зависел только от среды, люди никогда не смогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций .

Величие выдающейся личности, указывал социолог, заключается, прежде всего, в том, что она понимает, как двигать массы в нужном направлении, придавать необходимое ускорение и силу их действиям. Он утверждал, что преимущественно двигают общество «личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения», выражая назревшие потребности. Итак, личности управляют обществом, а значит, оказывают влияние на ход исторического процесса. По Г. Тарду и Г. Лебону сила влияния на общество зависит от качеств личности. В противовес выступает мнение Н.К. Михайловского, который утверждает, что вне зависимости от качеств личности, ее роль в истории тем значительнее, чем шире восприятие масс к психологическим воздействиям со стороны личности.

Общим является понимание того, что личности занимают значительную роль в истории. Какие факторы оказывают влияние на становление личности? В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, при этом наследственность и воспитание играют роль «случайных» факторов для истории . Вне связей с обществом нет личности, поэтому решающую роль в формирование личности и его качеств играет социальная среда.

Социальная среда в широком смысле представляет собой общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру общества на данной ступени исторического развития; в узком смысле она включает в себя непосредственное социальное окружение человека (семья, трудовой коллектив, учебный коллектив и т.д.). Вся эта сложная система социальной среды постепенно формирует определенный тип личности: она представляет индивиду свои нормы, ценности и традиции, а также контролирует его поведение. Благодаря социальной включенности и усвоению ценностей среды индивид получает возможность стать самобытным субъектом истории, творческой силой исторического процесса.

Люди никогда не живут изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны между собой. Результатом процесса их взаимодействия являются различные общественные отношения, которые играют первостепенную роль в формировании человека как личности. Личность и общество не противопоставляются друг другу, а выступают взаимосвязанными сущностями. Как справедливо отмечал К. Маркс, «… как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» .

Личность выступает не только как продукт общества, но является действующим лицом истории (в качестве субъекта общества). Социальная среда, общество оказывают значительное влияние на формирование личности, ее роли в истории. Также роль личности зависит и от сложности протекания исторических процессов. Многие исследователи выделяют в развитии истории революционные и эволюционные формы. Революционный путь развития предполагает резкий, скачкообразный переход к новому общественно - политическому устройству. Перед обществом встают сложные задачи определения пути общественного развития, выбора средств для достижения поставленных целей. Грандиозность, масштабность проблем, встающих перед обществом, требует таких же неординарных решений и плодотворной деятельности со стороны личности.

Поэтому именно данная форма исторического развития представляет возможность широко раскрыться личности, ярко проявить себя. При эволюционной форме исторического процесса общество не претерпевает социальных потрясений, развиваясь постепенно. Основная характеристика данного развития заключается в том, что в этот период исторического времени ведущие социальные общности гармонически взаимодействуют друг с другом. Роль личности при этом связано с разрешением менее острых проблем общественного развития. Отличие этих форм исторического процесса заключается в том, что каждый из них требует определенного типа личности, которому предстоит разрешать сложившиеся общественные проблемы. Эволюционная и революционная формы выдвигают разного рода и типа задачи, при этом возможность воздействия исторического деятеля на ход событий тем больше, чем правильнее, точнее понимает он условия, необходимые для их разрешения. Отсюда следует, что личность играет активную роль в истории, являясь ее субъектом.

Отдельно стоит затронуть вопрос о роли выдающейся личности в истории. Для разрешения задач общественного развития возникает потребность в вождях, лидерах, которые призваны возглавить движение народных масс и разрешить существующие проблемы. Удовлетворить подобную общественную потребность может не всякий, а лишь тот, кто обладает особыми социальными качествами, которые выделяют его из других людей. Выдающаяся личность должна обладать талантом, гениальностью, особым дарованием. Историческая личность накладывает определенный отпечаток на общественный прогресс, во главе которого стоит. Выдающиеся личности разным образом влияли на ход исторического развития.

Следует обратить внимание, что деятельность выдающихся личностей не всегда может быть оценена однозначно - позитивно или негативно. Чаще всего личности на одних этапах ускоряют ход истории, а на других - тормозят. Роль человека в истории может рассматриваться в различных форматах, в частности, с социологической и педагогической точек зрения.

Социологический взгляд на проблему базируется на понимании соотношения объективного исторического процесса и человеческого индивида как субъекта этого процесса . При этом появление выдающихся личностей определяется историческими условиями, их деятельность не нарушает закономерности исторического процесса, а сама подчинена этой закономерности . Исторический процесс может трактоваться как результат деятельности каждого индивида, совокупности всех индивидов.

Знание «действительных людей» каждой эпохи помогает понять как саму эпоху, так и роль в ней человека. Изучение истории помогает осознать не только сам исторический процесс, но и возможности субъекта социальной действительности. При этом отметим, что осознание роли человека в истории - не самоцель, а средство формирования исторического сознания. Понимание роли человека как субъекта истории связано не только с уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и с самовосприятием на фоне социальной действительности. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в мире. Ретроспективное изучение человека неизбежно ведет и к пониманию перспективы. Чем шире границы ретроспекции, тем глубже проникновение в сущность общественного развития.

Историческое сознание связано не только с прошлым, но и с современностью, и с будущим. Связь с современностью проявляется двояко: с одной стороны, оно обусловливает взгляды на современность, служит орудием познания, а с другой - сама современность, проблемы различных социальных групп и индивидов определяют характер складывающегося у них исторического сознания. Это происходит в силу того, что люди воспринимают исторические факты избирательно, отталкиваясь от общего умонастроения и от социальных интересов. К примеру, в годы Великой Отечественной войны было популярно изучение таких личностей, как Александр Невский и Дмитрий Донской. Они виделись через призму происходивших тогда событий, и именно обстоятельства военного времени определили интерес к данным историческим деятелям.

Из вышесказанного вытекает необходимость изменений в методике обучения истории, в содержании исторического образования вопроса о роли личности в истории, функции и возможности субъекта исторического процесса. Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса, на уроках необходимо показать исторического персонажа как представителя его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств.

Личность занимает значительное место в историческом процессе и играет активную роль в ней. Поэтому изучение ее жизни и деятельности должно являться неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. При изучении личности главное - всесторонняя оценка ее жизни и деятельности с рассмотрением анализа внутренних и внешних черт. Для того, чтобы работа с личностями стала плодотворной, она должна носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Литература

1. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. - М.:Просвещение, 1972. - 351 с.

3. Лернер И.Я. О роли человека в истории / И.Я. Лернер // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 2. - C. 138-142.

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

5. Логинов В.Е. Роль личности в истории: анализ философских концепций / В.Е. Логинов // Метаморфозы истории. - 1997. - № 1. - C. 197-207.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.

Но человек, относительно свободный от внешней необходимости, подчиняет свои действия влиянию собственной мотивации. Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа, подчеркивалН.А. Бердяев. Она является неотъемлемым условием исторического творчества. Гражданское общество, вытесняющее тоталитарнуювластьгосударстванад личностью, обусловливает рост субъектности общества, расширяет возможности влияния личности на исторический процесс.

Существуют ли объективные критерии, позволяющие определить роль личности в истории? Традиционно в поле зрения историков оставались либо значительные исторические события, либо «герои», выдающиеся личности - участники таких событий. Что же касается обычных людей, вовлеченных в исторический процесс, то они рассматривались лишь как некая «масса» индивидов, совокупные действия которых рождали исторические факты. Можно, однако, утверждать, что каждый человек оказывает свое влияние на общественную жизнь и ответствен за нее. Истоки этого влияния коренятся в личностных особенностях, проявляющихся в социальных действиях .

Под социальным действием понимается не всякое действие, а лишь то, которому присущи осознанность целей и условий их реализации, взаимосвязь с действиями других людей, учет их интересов и потребностей, самооценка своих действий и ориентация на оценки своего поведения окружающими. Поэтому социальное действие неотделимо от взаимосвязи людей в обществе, является его важнейшей формой. Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо, писал А. Платонов. Больно одному - больно всем. Умирает один - умирают все. Каждый человек действует сообразно своему индивидуальному набору ценностных ориентаций. Один стремится властвовать, другой - подчиняться деспоту, один стремится к успеху и престижу, другой вынашивает аскетическиеидеалы, отмечает современный американский философЭ. Фромм . Он называет два основных способа человеческого существования:обладание ибытие и подчеркивает разрушительные последствия принципа обладания в жизни личности и общества. Существенное значение имеет и то, в какой мере действияличностиотвечают потребностям общества, как они соотносятся с интересами других людей.

Влияние личности на исторический процесс пропорционально социальной значимости его личностной роли. Безусловно неравноценными при прочих равных условиях являются влияние лидера общественно-политического движения или крупного государственного деятеля, с одной стороны, и рядового функционера - с другой. Но нельзя не учитывать и то, как поведет себя человек в конкретной исторической ситуации, какой он сделает выбор, какие способности станет развивать. Все это зависит от его свободного выбора. А этот выбор определит и его влияние на его ближайшее окружение и в конечном счете на общество в целом. Разница в функциях, роде деятельности определит силу этого воздействия, а моральные качества - его позитивную или негативную направленность.

Имеют значение и волевые качества и способности личности. Раздвоенность и нерешительность, страх и мстительность, чувство своей несчастности или неполноценности, обида и дурное настроение - все эти волевые качества роковым образом сказываются на социальных действиях личности, ее роли в историческом процессе.

Аналогичным образом сказываются и способности личности. Бердяев писал: «Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением) и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели и всякую оглядку на других» . Массовое сознание зачастую наделяет выдающихся политических или военных деятелей чрезвычайными качествами - интеллектом, волей, способностями,знаниями, талантом и даже гениальностью. И это не случайно. Роль коррелируется с личностными качествами, но далеко не всегда. Бывает так, что на поверхность исторических событий всплывает посредственный и смешной персонаж, которому, по выражению Маркса, предстоитиграть роль героя . Несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями чаще всего выражается в авторитарном поведении, в стремлении подчинить себе всех и вся, используя для этого любые средства. ЕщеСпиноза писал о насильственном правлении, которое посягает на умы и пытается предписывать, что каждый должен принимать за истину и отвергать как ложь. Отличительные особенностиразума, воли, переживаний индивида проявляются в зависимости от ценностных ориентаций личности. Именноценностикак представления об идеале, желаемом, нормативно одобряемом, опосредуют свободный выбор человека.

Роль личности в истории может быть и незначительной, и огромной. Г.В. Плехановписал: «Великий человек... - герой. Не в том смысле, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого ибессознательногохода. В этом - все его значение, в этом - вся его сила. Но это - колоссальное значение, страшная сила» .

Обществои его институты создают относительно равные условиясвободыв соответствии с принадлежностью людей к различным социальным группам. Чем демократичнее общество, тем больше равенства в предоставлении людям их гражданских прав и свобод.Эрих Фромм отмечает, что человеческое бытие принципиально свободно, ничем не сковано. Это, однако, не означает, что все люди одинаково свободны.Существует не только внешняя, но и внутренняя детерминация свободы . Люди не только стремятся к свободе, но и бегут от нее. Главными формами бегства от свободы Фромм называл подчинение вождю в тоталитарных режимах и конформизм (подражательное поведение) - в демократиях.

Но в человеке скрыты как истоки созидания, так и истоки разрушительства, деструктивности, ненависти и авторитарности. Свое бессилие перед жизнью он может выражать в разрушительных, деструктивных действиях. Поэтому существует опасность превращения свободы в фактор нестабильности и дезорганизации общества. Создание системы гражданско-правовой регуляции отношений личности и общества направлено на установление разумного баланса между свободой личности и интересами общества. Кант определял право как «совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» .

Любая самоорганизующаяся социальная система обладает соответствующей ей системой частных свобод. Это - предпосылка цивилизованных основ жизни личности и одна из ценностей человеческой жизни.

В заключение подчеркнем: историческая необходимость невозможна вне социальных действий конкретных личностей, каждого человека. Значимость наших усилий, роль и ответственность каждого из нас за судьбы общества и культуры возрастает по мере расширения возможностей свободного выбора и самореализацииличности .

Контрольные вопросы

    Что такое общество?

    Что такое общественное производство?.

    Каковы особенности подсистем общества? В чем их единство?

    Что такое цивилизация?

    Действительно ли европейская цивилизация является высшей и призвана указать магистральный путь развития всего человечества?

    Что такое культура? Какова ее связь с цивилизацией?

    Каковы критерии, позволяющие определить роль личности в истории?

    Раскройте смысл понятия повседневности и его роли в сохранении цивилизации.

Темы докладов и рефератов

    Альтернативные концепции исторического процесса: Макс Вебер, Карл Маркс.

    Историческая необходимость и свобода творчества.

    Собственность и социальное неравенство: вероятность их исключения из жизни общества.

    Социальная психология и идеология в индивидуальном и общественном сознании.

    Власть и политика: мифы и реальность.

Проблемы, связанные с ролью народных масс и личности в истории входят в предмет социальной философии .

Перед философами, пытавшимися понять, осмыслить процесс всемирной истории или истории отдельных стран и народов, вставал вопрос: что является движущей силой истории, что вызывает и обусловливает ход и исход исторических событий, подъём или упадок в жизни народов, войны, восстания, революции и другие народные движения? во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот.

Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий. Не являются ли эти исторические деятели — цезари, короли, цари, политические вожди, полководцы, идеологи — истинными вдохновителями, двигателями, «виновниками» исторических событий, главными творцами истории? Создание Русского государства реакционная историография приписывает варяжским князьям, объединение княжеств вокруг Москвы, собирание Руси — Ивану Калите , а превращение Руси в могущественное централизованное государство объясняет деятельностью Ивана Грозного и Петра Первого . Английскую революцию XVII века буржуазные и дворянские историки объясняют влиянием личности Кромвеля .

Всемирная история — результат деятельности великих или выдающихся вождей — вот вывод, который был сделан историками, философами, политическими деятелями на основе о рассмотрения исторических событий. (идеализм). марксистский взгляд, ни в какой мере не умаляя роль личности, видит первенство общества, общественных отношений над личностью.

Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять.

В общей форме исторические личности определяются так: это личности, вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории .

Вопрос о роли личности в истории уходит своими корнями в древность. Уже античные ученые положили начало традиции, в соответствии с которой личность и общество рассматриваются в тесной взаимосвязи. Но наиболее плодотворная эпоха в решении вопроса о выдающейся личности была открыта немецким классическим идеализмом. По Гегелю , важнейший отличительный признак выдающегося деятеля - цель, которая содержит такое всеобщее, которое составляет основу в существовании народа или государства. Именно великие люди лучше всего понимают суть дела, а все другие люди лишь усваивают это их понимание и одобряют его или, по крайней мере, примиряются с ним. Все другие люди идут за этими духовными руководителями из-за того, что чувствуют непреодолимую силу их внутреннего духа. Люди становятся великими постольку, поскольку они хотят и осуществляют великое, и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое.


Гегелевская концепция оказала большое влияние на интерпретацию вопросов о субъектах истории многих философских учений, в том числе и на марксистскую концепцию. Марксисты исходят из положения о решающей роли народных масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса. марксизм снимает крайности тех историко-философских позиций, которые чрезмерно акцентировали внимание либо на роли народных масс, либо отдельных личностей в историческом развитии общества. Роли народа и личности в истории анализируются в неразрывной связи.

Всемирно-историческими личностями Г. Гегель называл тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий волю Мирового духа или Разум истории. Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках. Но трагедия всемирно-исторических личностей состоит в том, что “они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие.»

Изучая жизнь и действия исторических личностей, писал Н. Макиавелли , что счастье не дало им ничего, кроме случая, доставившего в их руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам. Необходимо было, чтобы Моисей нашел народ Израилев в Египте томящимся в рабстве и угнетении, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило следовать за ним. А для того чтобы Ромул стал основателем и царем Рима, было необходимо, чтобы он при самом своем рождении" был всеми покинут и удален из Альбы. Действительно, начало славы всех этих великих людей было порождено случаем, но каждый из них только силой своих дарований сумел придать великое значение этим случаям и воспользоваться ими для славы и счастия вверенных им народов”.

И.В. Гете : Наполеон , не только гениальная историческая личность, гениальный полководец и император, но прежде всего гений “политической продуктивности”, т.е. деятель, беспримерный успех и удачливость которого, “божественное просветление” вытекали из гармонии между направлением его личной деятельности и интересами миллионов людей, для которых он сумел найти дела, совпадающие с их собственными стремлениями.

История вершится людьми в соответствии с объективными законами. Народ, по словам И.А. Ильина, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства — единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа.

Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности.

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека — это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, — чистая случайность.

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановка общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными “мелочами” — одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, творившие и творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли и дела: имена Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Ньютона, Ломоносова, Менделеева и Эйнштейна, Гете, Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Чайковского и др. Их творчество оставило глубочайший след в истории мировой культуры.

Г. В. Плеханов писал о двух условиях, наличие которых позволяет выдающейся личности оказывать большое влияние на общественно-политическое, научно-техническое и художественное развитие общества.

Во-первых, талант должен сделать данного человека более других соответствующим общественным потребностям данной эпохи,

Во-вторых, существующий общественный строй не должен преграждать дорогу личности с ее способностями. Если бы старые, феодальные порядки во Франции продержались лишних семьдесят лет, то тогда не могли бы проявиться военные таланты у целой группы людей во главе с Наполеоном, некоторые из которых были в прошлом актерами, парикмахерами, юристами. Когда та или иная выдающаяся личность оказывается на авансцене исторических событий, зачастую она заслоняет собой не только другие личности, но и те массовые общественные силы, которые ее выдвинули и поддерживают, благодаря которым и во имя которых она может вершить свои дела. Так рождается "культ личности".

Харизматическая историческая личность - духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Носители харизмы — это герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи особо высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей.

Ш. де Голль: во власти лидера должен быть элемент загадочности: лидер должен быть понятен не до конца, отсюда и таинственность, и вера.

Вебер : харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства. Народ — это не однородная и неодинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.



Детская комната