Золотая и бриллиантовая кладовые эрмитажа. Бриллиантовая кладовая Эрмитажа: история создания Галерея драгоценностей государственного эрмитажа золотая и бриллиантовая кладовые

Эрмитаж - это государственный музей, который многие специалисты и посетители называют не иначе, как Короной российского музейного убранства. Его залы украшены множеством уникальных произведений искусства.

Но не только сюда стремятся попасть ценители прекрасного, приходя в Эрмитаж. Золотая и бриллиантовая кладовая буквально затмевают все, что находится в других залах. Ведь в этих отделах размещены самые ценные сокровища. Но особенно поражает воображение простого обывателя Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. О ней и пойдет речь в данной статье.

История

При возникновении Эрмитажа никто не ставил вопрос о принадлежности имеющихся в нем сокровищ. Конечно, собственниками и собирателями всех ценностей были российские самодержцы. Но ситуация постепенно менялась. И уже Николай I стал разграничивать произведения, выделяя из них «личные» и «государственные». В период правления этого царя Эрмитаж принимал посетителей, которые должны были узреть роскошь и красоту всех представленных в экспозиции вещей. Когда же возникла Бриллиантовая кладовая ее появления вполне логична. Ведь все существующие императорские регалии, а также коронные бриллианты должны были где-то находиться на хранении. При этом их следовало содержать таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность и избежать любых случайностей.

Для того чтобы хранить императорские регалии, коронные бриллианты, а также ценные ювелирные изделия и меховые вещи, Николай I создал специальную структуру. Он назвал ее Камеральным отделением Кабинета Е.И.В.

Разумеется, все эти ценные предметы находились под неусыпным присмотром и до 19 в. История созданного Николаем I Кабинета берет свои истоки в 1704 г. Изначально подобная структура занималась управлением хозяйственными, административными, а также финансовыми делами правящих императоров. Ее создали согласно изданному царем Алексеем Михайловичем. До конца 18 века такой Кабинет был в ответе за хранение всех императорских регалий, а также коронных бриллиантов. Но некоторые изменения в такую деятельность были внесены 16.07.1786 г. Тогда, по указу Екатерины II , была четко определена работа Кабинета. В одном из пунктов данного документа было дано описание некоторых положений, непосредственно относящихся к хранению державных ценностей, которыми и являлись ювелирные украшения.

К концу 19 века появилось условное разделение Зимнего дворца. Считалось, что в нем находится несколько зон. Они включали в себя жилые помещения, а также комнаты, отведенные для приближенного к императору окружения. Была в Зимнем дворце и особенная зона. Она представляла собой помещения, в которой находились художественные ценности, принадлежащие царской семье. Эта зона называлась Императорским Новым Эрмитажем. Здесь хранились предметы, ранее находившиеся в Кунсткамере и Московской Оружейной палате. Перенесли сюда и произведения искусства из Старого Эрмитажа.

В декабре 1856 года официально открыли для посещений уникальную коллекцию экспонатов. Помещение, в котором они находились, стало называться Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Изначально в нее было помещено сто шестьдесят пять вещей.

Коллекция ювелирных творений

Что сегодня хранит в себе Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? В ней находится множество вещей, показывающих посетителям музея поэтапное развитие ювелирного дела, которое совершенствовалось на протяжении всей многовековой истории человечества. Но именно предметами искусства 18 века наиболее гордится Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Экспонаты, выполненные руками прекрасных умельцев этой эпохи, находятся здесь не случайно. Ведь именно 18 столетие называют веком бриллиантов. Каких только вещей ни делали ювелиры из Европы для самых взыскательных покупателей!

Это шкатулки и табакерки, несессеры и мушечницы, веера и часы, украшения для платьев, шляп и волос. Есть среди этих предметов флакончики для духов, браслеты и перстни.

Драгоценные табакерки

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа представляет посетителям большое количество предметов. Многие из них были приобретены императрицей Елизаветой Петровной. Например, по ее распоряжению приобретались различные табакерки. Такую вещь сегодня найти сложно. А в те далекие времена это были специальные коробочки, предназначенные для хранения табака. То, что попало в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа, было в свое время драгоценной наградой императрице за ее услуги.

Использовались табакерки, выполненные ювелирами и в качестве дипломатических, а также интимных подарков. Есть в этой уникальной кладовой и овальная коробочка, украшенная вензелями Екатерины II и Семена Зорича (одного из множества ее фаворитов). Хранятся в Эрмитаже и две инкрустированные золотом черепаховые табакерки, которые принадлежали царю Петру. Одна из них украшена миниатюрой с изображением кораблей в гавани Санкт-Петербурга. Вторая выполнена в весьма оригинальной форме. Она изготовлена в виде корабля и имеет даже стеклянные окошки. Сделаны эти две работы неизвестным мастером.

Часы

Механизм, показывающий время, был весьма популярен в те далекие времена, когда Россией правили царские династии. Однако только знать могла позволить себе приобрести часы. Их прикрепляли при помощи специальной цепи - шатлена к поясу. Однако этим все не заканчивалось. К поясу крепилось еще несколько цепочек. На одной из них находился ключик. Он был необходим для завода часов. Другую цепочку украшала подвеска, выполненная ювелирами, а на третьей могла находиться любая изысканная мелочь. И весь такой комплект обильно украшался различными драгоценными камнями. Очень много подобных предметов показывает своим посетителям Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая).

Часы работы швейцарских, французских и английских мастеров представлены здесь и в настольном варианте.

Солонки

Всем нам знакома русская традиция, заключенная в предложении гостям «хлеба-соли». Важна подобная церемония была и для августейших особ. Именно поэтому среди экспонатов Бриллиантовой комнаты Эрмитажа находятся солонки. Они представляют собой чаши, выполненные из серебра или из чистого золота. Солонки украшены чеканкой, а также драгоценными камнями.

Творения Ивана Кулибина

Во времена правления императрицы Екатерины Великой радовал выполненными собственноручно вещами хорошо известный ныне механик-самоучка. Одна из его бесценных вещей - часы, заключенные в яйцеобразный золоченый ажурный корпус.

Через фаворита императрицы графа Кулибин преподнес этот уникальный предмет Екатерине. В те времена он вызывал неподдельное восхищение. Ведь до этого мастера на Руси никогда не делали часовые механизмы. Ювелиры изготавливали только предназначенный для них драгоценный корпус.

Часы Ивана Кулибина помимо обычного хода радовали владелицу музыкальным механизмом и двигающимися под мелодию фигурками.

Работы Иеремия Позье

Этот прекрасный ювелир создавал свои творения для трех русских императриц. Экскурсия в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа познакомит вас с его табакерками из золота, украшением которых являются ветви из бриллиантов, а также драгоценные букеты, которые в прежние времена знатные дамы носили на плече, на поясе или на лифе платья. Все камни были закреплены в серебряной оправе, благодаря чему были лишены желтого оттенка. Золото служило только для соединения отдельных цветочков в букет. Из-за такого закрепления все детали были подвижны. Это создавало удивительный эффект. Во время движения дамы цветочки шевелились и сверкали.

Для того чтобы демонстрировать подобные букеты, в конце 19 в. сделали даже специальные вазочки. Они изготавливались из горного хрусталя, который создавал впечатление их наполненности водой

Чьи еще работы хранятся в Бриллиантовой комнате?

Мастера ювелирного дела, творящие в Санкт-Петербурге, были, как правило, иностранного происхождения. Именно поэтому посетители Бриллиантовой комнаты могут полюбоваться на работы Ж.Ф.К. Бурде, И. Позье, И.Г. Шарфа, братьев Дювалей и Теремен, а также Ж.П. Адора.

Спрос на украшения в 18 в. был чрезвычайно велик. Не упал интерес к ювелирным изделиям и в следующем веке. В этот период особенно популярными были предметы, изготовленные Карлом Фаберже. Самое знаковое произведение известного мастера - копия таких императорских регалий, как Большая и Малая корона, а также держава и скипетр. Все эти предметы выполнил в десятикратном уменьшении.

Сегодня все копии предоставляет для обзора своим посетителям Эрмитаж (Санкт-Петербург), Бриллиантовая кладовая. Уменьшенные императорские регалии размещены на подушечках, сшитых из белого бархата и украшенных серебряными кисточками. В свою очередь, подушечки укреплены на специально созданных для этой цели серебряных постаментах. Все это великолепие размещено на возвышении, похожем на римскую колонну. Изготовлен такой постамент из розового кварцита и украшен серебряной гирляндой.

Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира. После этой выставки царем Николаем II изделия были приобретены для Эрмитажа.

Блестящие экспонаты

Одна из самых ярких коллекций Бриллиантовой комнаты включает в себя украшения, выполненные в эпоху Возрождения. Все эти вещи имеют морскую тематику и украшены «неправильным» барочным жемчугом. Одним из таких изделий является подвеска-каравелла. Она изготовлена из цельного изумруда, а служит корпусом корабля.

Среди изделий морской тематики находится и подвеска корсара Елизаветы Данная вещь представляет собой полупрозрачный округлый кварц розового цвета, имеющий золотое крепление для цепочки. На креплении находится изображение корабля, рассекающего волны. Здесь же указано и имя владельца подвески, а также дата - 1590 г.

Есть в Бриллиантовой комнате Эрмитажа и уникальные изделия из сицилийского города Трапани, датируемые 17 веком. Специалисты оценивают их как неординарные и редкие. Это предметы из кораллов, серебра и золоченой меди. Их красота буквально завораживает взоры посетителей. Одно из таких изделий - кувшин-рукомой. Из стенок этого сосуда словно вырастают кристаллы.

Просмотр уникальных коллекций

Как попасть в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа? Для этого необходимо приобрести билеты на одну из экскурсий, которые проводятся только по расписанию.

Всех желающих приглашает к себе Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая). Билеты, которые понадобятся для этого, следующие:

1. На вход в Эрмитаж. Для граждан России и Беларуси стоимость такого билета составляет 400 руб. Все остальные могут приобрести его за 600 руб. Бесплатно музей могут посетить дети и студенты любой страны, а также пенсионеры РФ.

2. На экскурсию, проводимую в Бриллиантовой кладовой. Стоимость такого билета составляет 300 руб. для всех категорий граждан.

И тот, и другой билет реализуется кассами Эрмитажа, находящимися непосредственно на входе. В период высокого туристического сезона необходимо приходить за ними как можно раньше. Ведь количество билетов ограничено. Высоким туристическим сезоном считается время белых ночей, майские и новогодние праздники.

На сегодняшний день существует возможность приобретения билетов по интернету. Для этого достаточно зайти на официальный сайт музея. Правда, стоимость билетов при таком варианте покупки будет несколько выше. Она составит 580 руб. для входа в Эрмитаж, а для участия в экскурсии по Бриллиантовой комнате - 430 руб.

Также в интернете можно наткнуться на многочисленные сайты туристических фирм, которые предлагают билеты по завышенным ценам. Следует иметь в виду, что никакой необходимости в посредниках нет. Любой человек может организовать посещение Эрмитажа и Бриллиантовой комнаты самостоятельно. Тем более что экскурсии проводятся только сотрудниками музея. Работа посредников заключается лишь в покупке билетов, за что и берется внушительная комиссия.

В какое время открыт для посещения Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая)? Часы работы музея несколько меняются в зависимости от дня недели. Так, во вторник, четверг, субботу и воскресение Эрмитаж приглашает посетителей с 10.30 до 18.00. Кассы при этом работают лишь до 17.00. В среду и в пятницу музей принимает гостей с 10.30 до 21.00. Попасть в кассы при этом можно до 20.00. Понедельник в Эрмитаже является выходным днем.

В субботу и в воскресенье, а также в летний сезон рекомендуется приходить в музей либо за полчаса до открытия, либо непосредственно к нему. Это связано с большим наплывом посетителей. Тот, кто пришел позже, будет стоять в очереди в течение нескольких часов или просто не попадет в музей.

Как же работает Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? Расписание ее экскурсий можно узнать, обратившись к администратору информационного центра в день посещения. Вывешиваются они и на специальных стендах.

Экскурсии в Бриллиантовую комнату отличаются хорошей организацией. После покупки билета посетители раздеваются в гардеробе и проходят в музей. Группу собирают за тридцать минут до посещения кладовой в фойе музея. Это место обозначено большой табличкой. Найти его помогут и работники музея. Они охотно укажут на нужное место.
Полтора часа длится экскурсия, знакомящая с экспонатами, которые хранит Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Фото ювелирных изделий посетителям делать запрещается.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 600 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2016 год)
  2. Билет экскурсию в Золотую кладовую 300 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить с самого утра, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 580 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Золотые кладовые все равно нужно приобретать билеты в кассе.

В дни осенних школьных каникул 2014 года мы решили в очередной раз посетить Эрмитаж и ознакомится на этот раз с экспозицией “Золотой кладовой Эрмитажа”.

В этот раз мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составляет проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день подряд шел дождь со снегом.

Кроме экскурсий в кладовые, еще предлагается обзорная экскурсия по царским покоям за 200 рублей. Так же можно взять аудиогид и совершить самостоятельный осмотр экспозиции Эрмитажа. Стоимость пользования аудиогидом 300 рублей. В фойе дежурят и индивидуальные гиды по Эрмитажу, стоимость индивидуальной экскурсии мы не узнавали.

С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.

Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция Золотой кладовой Эрмитажа

Самым большим открытием Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала.

Сибирскую коллекцию составляют предметы из золота найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Все предметы Сибирской коллекции были найдены, как сейчас бы мы сказали черными копателями, археологов тогда еще в России не было. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует.

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I

Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры, подумать только, какая древность, и найдены они в Сибири, культура народов Сибири явно не достаточно изучена. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов. Раньше, предметы этой коллекции хранились в Кунскамере.

Бляха в виде свернувшейся пантеры. VII-VI вв. до н.э.

Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных народов, называли их саки.

Золото скифов

Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.

Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.

Естественно это просто беглый обзор коллекции, предметов там представлено намного больше.

Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую , она более шикарная и производит на посетителей неизгладимое впечатление. В Золотой кладовой представлены предметы, найденные в могильных курганах и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Я бы сказала, что Золотая кладовая для более продвинутых пользователей.

Экскурсия по Золотой кладовой длится полтора часа и безусловно достойна вашего внимания. Увы билеты через интернет в кладовые взять нельзя. Нельзя даже увидеть расписание экскурсий – это явные недоработки администрации музея, будем надеяться, что в будущем они исправят эту досадную неприятность. Но с другой стороны мы два раза пришли наобум, без предварительной подготовки, в дни школьных каникул и попали на экскурсию. Все не так плохо.

Для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести в кассе музея два билета: входной в Эрмитаж и отдельный — на экскурсию в кладовую. Чтобы попасть в эту Галерею драгоценностей, желательно приходить к открытию Эрмитажа, так как билеты на экскурсию в Бриллиантовую кладовую быстро заканчиваются.

Народ собирается у ворот Государственного Эрмитажа на Дворцовой площади до 10 утра.

В 10.00 ворота распахивают, и все проходят в Эрмитажный двор. Здесь действует правило, кто быстрее ходит, тот ближе к кассе будет находиться к моменту открытия музея.

Формируются две очереди — в левый и правый парадные входы.

Здесь же установлены информационные стенды, на которых указано время оставшихся экскурсий в Бриллиантовую кладовую.


В 10-30 открывают двери и можно проходить к нескольким кассам. Смотрите, где меньше людей, к той кассе и подходите. Бывает, у одной кассы большая очередь, а у другой 3-4 человека.


Стоимость входного билета для взрослого 400 рублей (могут спросить паспорт). Пенсионеры и учащиеся бесплатно, в кассе всегда проверяют подтверждающие документы. Оплачивать можно наличными или кредитной картой.

Сразу же спрашивайте билет на ближайший сеанс в Бриллиантовую кладовую!

Сеансы посещения Бриллиантовой кладовой:
12-00, 12-45, 13-00, 13-15, 13-30, 14-00, 15-15, 15-30, 16-00.
Выходной – понедельник.

Стоимость билета 300 рублей, льгот нет.

июль 2016 г.

В одну группу для экскурсии в Бриллиантовую кладовую набирают всего 15 человек. То есть всего в день смогут посмотреть эту уникальную сокровищницу не более 150 человек.

После покупки билетов к турникету прикладывайте только входные билеты в Эрмитаж и проходите.

На посещение Государственного Эрмитажа желательно выделять целый день, запланировав в этот же день посещение кладовой. Эта экскурсия длится от 1 часа 30 минут до 2 часов в зависимости от экскурсовода.

Скорее всего у вас будет несколько часов до начала экскурсии, поэтому начните осматривать основную экспозицию Эрмитажа, но не забудьте на входе взять бесплатный Информационный план музея около стойки администратора. План двух видов — на русском и английском языке.

Каждый зал музея имеет номер и, сверившись с картой, вы быстро определите свое местонахождение. Это необходимо, чтобы за 5-10 минут до обозначенного времени в билетах в кладовую прибыть на место сбора около входного турникета.

Экскурсовод ждет 1-2 минуты и ведет собравшихся к началу экспозиции.

На входе проверяют еще раз билеты, чтобы точно соответствовало время, и было написано «Экскурсионная путевка в особую кладовую Галереи драгоценностей: Бриллиантовую».

Кстати, на каждом билете указаны фамилия, имя и отчество вашего экскурсовода. Очень подробно и интересно проводит экскурсию Клигман Майя Борисовна.

Сразу предупредим, пройдет около часа, прежде чем вы увидите первые бриллианты!

До этого вы ознакомитесь с золотыми и серебряными украшениями скифских захоронений от VII до II века до нашей эры.

Скифы не могли представить свою жизнь без животных, поэтому часто их изготавливали в виде золотых украшений.

Интересные образцы сохранившихся до нашей дней женских украшений и домашней утвари.

Золотые венки лавровых листьев. Ими награждали людей, достойных жизни после смерти.

Под увеличительным стеклом — ажурные золотые серьги. Трудно поверить, что им почти 2 500 лет.

Скифские захоронения находили также на территории современной России, так-что можно с гордостью рассматривать ювелирные шедевры наших древних предков.

Женские серьги с изображением птиц.

Экспозиция, как и наша общепринятая история, очень резко переходит от 2-3 века до нашей эры сразу к христианским реликвиям начиная с X века нашей эры. Чем занимались наши предки до прихода Рюрика, кто-то решил сделать большой загадкой.

Здесь представлена церковная утварь для прохождения обряда причащения, сделанная для царской семьи.

Кресты, изготовленные в средние века европейскими мастерами.

Подарки восточных владык русским императорам. На этой конской попоне более 8 тысяч бриллиантов.

Набор золотой посуды и предметов туалета. Изготовлены для Анна Иоановны из нескольких десятков килограммов чистого золота.

Заключительный зал, который вы посетите. Он поистине «бриллиантовый».

Несколько механических часов, инкрустированы бриллиантами и драгоценными камнями.

Украшения с бриллиантами.

Шкатулки, подаренные императорской семье.

Несколько стендов посвящены произведениям искусства, изготовленным на Императорской фабрике Фаберже.

Табакерка Екатерины II.

Здесь размещена лишь небольшая часть ювелирных изделий. Но как вы сами понимаете, никакие фотографии не заменят тех непередаваемых ощущений от экспонатов, это надо видеть, видеть вживую! Дух истории, роскошь и великолепие произведений искусства нужно прочувствовать самому!

Санкт-Петербург по праву считается самым красивым городом Восточной Европы. Восхитительная архитектура, богатое историческое наследие, белые ночи, разводные мосты – романтика. Исключительная атмосфера Питера не сравнима ни с одним мегаполисом. Гости Северной столицы с восхищением повторяют слово «фантастика», осматривая его легендарные достопримечательности. Одним из самых притягательных для туристов мест является самое сердце города – великолепный Эрмитаж.

История возникновения Бриллиантовой кладовой

Не так уж давно бриллианты стали друзьями девушек. Во все времена дорогие ювелирные изделия считались мерилом статуса. Их подносили в знак уважения царственным особам, коллекционировали, давали в приданое. Многие уникальные вещи имеют сложную историю, окутанную тайнами и легендами.

Естественно, что собственниками и собирателями национальных сокровищ были российские и европейские самодержцы, а также знатные династии. Но уже ко времени правления Николая I появилось четкое разделение на личное и государственное имущество. Уже тогда в Зимний дворец пускали посетителей для осмотра роскоши и красоты шедевров мирового искусства.

К концу XIX столетия здание Зимнего дворца поделили на зоны: царские апартаменты, помещения для приближенных особ и обслуживающего персонала. Отдельные залы были отведены под Императорский Новый Эрмитаж, где стали хранить ценности царской семьи. Экспонатами коллекции стали художественные произведения, ранее хранимые в Старом Эрмитаже, Оружейной палате в Москве и Кунсткамере. В начале зимы 1856 года в галерее были представлены 165 изделий, инкрустированные драгоценными камнями.

Музейные кладовые драгоценностей

В Эрмитаже собраны многочисленные сокровища нации, выполненные российскими и европейскими мастерами в разное время. Галерея драгоценностей Бриллиантовой кладовой занимает второе по величине место после Алмазного фонда в Москве. Ювелирная экспозиция Эрмитажа считается одной из крупнейших в мире. Экскурсия по Государственной сокровищнице плавно перетекает из Золотой в Бриллиантовую кладовую. Собрание уникальных произведений искусства поражает воображение. Экспонаты Бриллиантовой кладовой показывают хронологию развития ремесла, которое совершенствовалось на протяжении многовековой истории цивилизации от II века до н. э. до начала XX столетия. История человечества отображается в тонкостях ювелирного промысла.

Самые ранние экспонаты Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

Древнейшие экспонаты датируются IV-II веком до н. э. Это оригинальные изделия, обнаруженные при раскопках в Майкопском кургане, на территории Крыма и южной части России. Найденные вещи принадлежали кочевникам, древним скифам и грекам. Домашняя утварь, фигурки животных и женские украшения, выполненные древними мастерами, вызывают восхищение.

Не ограненные алмазы выглядят тускло и не так привлекательно, как более поздние обработанные камни.

Искрящаяся коллекция творений

Основную часть экспонатов бриллиантовой кладовой Эрмитажа занимают драгоценности и украшения XVIII века. Это время вошло в историю под названием «бриллиантовый век». До этого алмазы практически не использовали в ювелирном искусстве, так как попросту не умели их обрабатывать. До XVIII столетия в моде были яркие камни и многоцветные сочетания.

Прозрачные камни казались малоинтересными, поэтому изначально их помещали на цветную фольгу. Чистой воды бриллианты только к середине XVIII века становятся популярными. Но они все еще соседствуют с множеством цветных минералов и жемчугом.

В период неоклассицизм и правления Екатерины II в моде монохромные сочетания. Чистейшей воды камни в украшениях обычно соседствуют с жемчугом. В те времена спектр применения ювелирного промысла был значительно шире чем сейчас.

Помимо сережек, колье, подвесок и колец, мастера изготавливали нетривиальные произведения искусства, покрытые камнями: платья и шляпки, веера, украшения для волос, трости, столовые приборы, шкатулки, флаконы для духов, туалетные принадлежности и, конечно же, табакерки. Получить табакерку из рук императора приравнивалось к вознаграждению орденом. Алмазы часто использовались как украшение, обрамляющее портреты. Драгоценности часто становились темой дипломатических подарков.

Самые оригинальные экспонаты Бриллиантовой кладовой

Древние ювелиры виртуозно владели разнообразнейшей техникой. Изумляет коллекция подвесок эпохи Ренессанса. В VI веке для изготовления драгоценностей используют причудливый жемчуг и крупные камни.

Посуда, вырезанная из горного хрусталя, ценилась наравне с фантастически драгоценными изделиями из слоновой кости. Букеты цветов из драгоценных камней – гордость собрания, их носили на одежде в волосах. Белоснежный букет ландышей с бриллиантами и жемчугом был в составе приданного Александры Павловны, вышедшей замуж за австрийского герцога. После ее кончины изделие было возвращено в Россию.

Особый респект заслуживают подарки турецкого султана Махмуда Николаю I. Два восхитительных набора конной упряжи. Накидки и сабли, усыпанные множеством алмазов, один из которых 10 карат.

Табакерки – основа ювелирной коллекции

Еще Екатерина Медичи завела привычку нюхать табак. Как утверждают – нюхательный табак помогал лечить астму.

В коллекции редкие экземпляры, в разное время принадлежавшие императорским и знатным особам. Деревянное изделие в виде голландского корабля, принадлежало Петру I, который всегда возил табакерку с собой.

На табакерках отражались исторические события, в честь великих побед. При Екатерине появились минералогические коробочки, украшенные сверху разными видами цветных минералов. Прусский король Фридрих Великий был великим собирателем табакерок. Екатерина все время с ним соревновалась, поэтому в их коллекциях были тысячи табакерок.

Расцвет петербургского ювелирного искусства

Самым великим мастером всех времен и народов по праву считают Карла Фаберже. В начале XX века он получил разрешение сделать уменьшенную копию короны российской империи. Уменьшенные в 10 раз царские регалий были выполнены для французской выставки 1900 года, где Фаберже получил звание лучшего ювелира XX столетия. Карл работал в Эрмитаже, копировал и реставрировал драгоценные вещи. Коллекция яиц Фаберже представлена в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга.

Сверхроскошные и бытовые изделия Фаберже создали предреволюционный образ России. Этой эпохой заканчивается ювелирная экспозиция Эрмитажа . Посещение Государственной галереи в Санкт-Петербурге

На экскурсию по Эрмитажу желательно выделить целый день. Особо ценные, редчайшие предметы искусства, представленные в Бриллиантовой коллекции. Эти редкие вещи можно увидеть только в составе группы по расписанию. В разгар туристического сезона купить билеты в кассе проблематично. Нужно занять очередь с самого утра, так как количество билетов ограничено. Если вы не хотите терять время, покупайте билеты заранее на любые экскурсии по Эрмитажу на сайте «Спутника». На сайте размещены фото экспонатов Бриллиантовой кладовой.

С помощью нашего сайта пойти на экскурсию может любой желающий приобщиться к прекрасному и увидеть бесценные сокровища нации.

А если вам интересны и другие достопримечательности города, то рекомендуем вам рассмотреть варианты экскурсий по Санкт-Петербургу . Опытные гиды по низким ценам сделают ваше путешествие интересным и запоминающимся.



Детская комната